ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анализ ситуации на рынке труда показал важность формирования индивидуальных
траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для
молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и
требований рынка труда. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших
работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности.
В связи с этим вопрос профессионального самоопределения молодежи становится
чрезвычайно важными.
Актуальность
программы
«Профориентаторы»
обусловлена
высокой
значимостью социально – профессионального сопровождения молодежи в решении
вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной
карьеры.
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Профориентаторы» социально-гуманитарной направленности имеет
профориентационный характер.
Новизна программы основана на системном подходе психолого-педагогического
сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
школьного возраста студентами и педагогами ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум
им. О.В. Терёшкина».
Отличительной особенностью программы является её практико-ориентированный
характер.
Программа
«Профориентаторы»
создает
систему
педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся,
включающей мероприятия по профессиональной ориентации и психолого-педагогической
диагностики обучающихся, их анкетирование, консультирование, организацию
профессиональных проб, профориентационные игры, тренинговые занятия, мастерклассы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
способствует социализации и профессиональному самоопределению обучающихся через
формирование системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах,
возможностях и способностях, представлений о рынке труда и рынке образовательных
услуг, а также активизации личностной позиции обучающихся в ситуации
профессионального выбора.
Программа «Профориенаторы» позволит школьникам получить ответы на
волнующие вопросы и принять обоснованное решение о дальнейшей образовательной
траектории и перспективах профессионального становления.
Цель программы – создать условия для успешной социализации и
профессионального самоопределения обучающихся школьного возраста.
Задачи программы
Обучающие задачи
− Освоить основные понятия и категории, влияющие на выбор профессии.
− Сформировать у обучающихся систему знаний, представлений о себе, собственных
ресурсах, возможностях и способностях.
Развивающие задачи
− Содействовать развитию зрелости интересов обучающихся.
− Развить у обучающихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих
интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания.
Воспитательные задачи
− Содействовать самоопределению подростков, активизировав их личностную
позицию в ситуации профессионального выбора.
− Сформировать у обучающихся
образовательных услуг.
представления
о
рынке
труда
и
рынке
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является тесная связь теории с
практикой.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кружок комплектуется из обучающихся 1-3 курсов. Количество в группе для
освоения программы - 15 человек. Возраст обучающихся от 15 до 18 лет. Могут
заниматься дети и меньшего возраста, допускается участие в деятельности выпускников
ОУ, школьников.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на 1 год.
Форма организации занятий групповая (индивидуальная).
Занятия 2 часа в неделю (80 часов в год). Режим работы кружка: 8 занятий в месяц.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Предметные:
− сформировано представление об особенностях различных сфер профессиональной
деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях
местного, регионального, российского и международного рынка труда, о
перспективах профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности;
− сформированы допрофессиональные знания (приобретение детьми практического
опыта по различным типам профессий).
Метапреметные:
− развито мышление, память, внимание;
− замотивированы к труду, потребность к приобретению профессии, формировать
интерес к профессиям.
Личностные:
− уважительно относятся к труду и людям труда, готовы и способны к осознанному
выбору;
− сформированы навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности и
ответственность к выполняемой работе.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа кружка « Профориентаторы» основана на следующих принципах:
* принцип систематичности и последовательности;
* принцип сознательности, активности обучающихся (студентов);
* принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
* принцип опоры на положительное в человеке;
* принцип социальной активности;
* принцип индивидуализации;
* принцип мотивированности:
* принцип взаимодействия личности и коллектива;
* принцип развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной
среды.
Методы реализации:
* Методы формирования сознания личности.
* Методы организации деятельности и формирования опыта.
* Методы стимулирования деятельности и поведения.
Направления работы:
Участие в жизни техникума, городских, областных мероприятиях, направленных на
формирование профессиональных навыков обучающихся.
Связь с учреждениями дополнительного образования города и Свердловской области.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ результатов через анкетирование, опросы,
Участия воспитанников в мероприятиях (профессиональных пробах, в Дне открытых
дверей),
Диагностика личного роста и достижений.
Формы проведения занятий:
− психологическое тестирование;
− теоретическое занятие;
− практическое занятие;
− рефлексия.
Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации)
− Тестирование;
− Рефлексия;
− Итоговое мероприятие.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Всего
часов
Введение в образовательную программу
2
Раздел 1. Профессиональная проба –
8
профессия «Электромонтажник»
Раздел 2. Профессиональная проба –
8
профессия «Пекарь»
Раздел 3. Профессиональная проба –
8
профессия «Токарь»
Раздел 4. Профессиональная проба –
8
профессия «Фрезеровщик»
Раздел 5. Профессиональная проба –
8
профессия «Слесарь»
Раздел 6. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
6
2-е полугодие
Раздел 7. Профессиональная проба –
8
профессия «Повар»
Раздел 8. Профессиональная проба –
8
профессия «Кондитер»
Раздел 9. Профессиональная проба –
8
профессия «Столяр, плотник»
Раздел 10. Профессиональная проба –
8
профессия «Маляр-дизайнер, штукатур»
ИТОГО
80
Темы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
В том числе
Теория
Практика
2
2
6
2
6
2
6
2
6
2
6
-
6
2
6
2
6
4
4
4
4
24
56
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п\п
1.
Дата
Форма занятия
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
2.
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
3.
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
4.
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
5.
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
Тема занятия
Что такое
«Профессиональная проба»?
Цели, задачи, план
проведения.
Психологический тест на
предмет начального
самоопределения.
Раздел 1. Профессиональная
проба – профессия
«Электромонтажник»
1.1.Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
1.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
Раздел 2. Профессиональная
проба – профессия «Пекарь»
Кол-во
часов темы
1
Место
проведения
Учебный
кабинет
1
Учебный
кабинет
8
Учебный
кабинет
2
Мастерская
6
8
2.1.Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
2.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
Раздел 3. Профессиональная
проба – профессия «Токарь»
2
3.1.Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
3.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
Раздел 4. Профессиональная
проба – профессия
«Фрезеровщик»
4.1.Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
4.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
2
6
8
6
8
2
6
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
Раздел 5. Профессиональная
проба – профессия
«Слесарь»
5.1.Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
5.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
8
Раздел 6. ДЕНЬ
ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
6
2-е ПОЛУГОДИЕ
Раздел 7 Профессиональная
проба – профессия «Повар»
8
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
7.1 Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
7.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
Раздел 8. Профессиональная
проба – профессия
«Кондитер»
8.1. Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
8.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
Раздел 9. Профессиональная
проба – профессия «Столяр,
плотник»
9.1. Ознакомление с
основными
характеристиками
профессии ее
особенностями;
9.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
2
Раздел 10.
Профессиональная проба –
профессия «Малярдизайнер, штукатур»
10.1. Ознакомление с
основными
характеристиками
8
Учебный
кабинет,
мастерская
2
Учебный
кабинет,
мастерская
6.
7.
8
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
9
10
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
Лекция, видео-занятие,
практические занятия
Учебный
кабинет,
мастерская
2
6
Актовый зал,
мастерскиелаборатории
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
6
8
4
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
6
8
2
Учебный
кабинет,
мастерская
Учебный
кабинет,
мастерская
6
профессии ее
особенностями;
10.2 Мастер-класс
(практическое занятие)
ВСЕГО :
6
80
Методическое обеспечение программы
Формами образовательного процесса являются: практическое занятие и
экскурсия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Реализация программы предполагает групповые формы работы (консультации,
диагностика, тренинги, мастер-классы, игры, дискуссии, обсуждения).
Основным формами занятий являются:
- тренинги;
- беседы и дискуссии;
- игры (словесные, сюжетно-ролевые, профориентационные);
- экскурсии;
- мастер-классы;
- упражнения на взаимодействие;
- диагностика.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и
словесным методам обучения (беседы, просмотр видеоматериалов, работа со
специальной литературой, экскурсии, организация профессиональных проб).
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
•
технология группового обучения;
•
технология коллективного взаимообучения;
•
технология исследовательской деятельности;
•
технология игровой деятельности;
•
технология коллективной творческой деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы на базе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина»
используется учебный кабинет, оснащенный всем необходимым для проведения занятий:
классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, компьютеры, проектор. Для
знакомства с профессиональными видами деятельности используются мастерские.
Дидактическое обеспечение
Для обеспечения учебного процесса необходимы наглядно-иллюстративные и
дидактические материалы:
• методические разработки,
• методическая литература,
• раздаточный материал,
• пособия,
• тестовый материал,
• видеоролики,
• презентации.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательный компонент программы разработан в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Воспитательная работа осуществляется в рамках реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа имеет 2 важные составляющие – индивидуальную работу с каждым
обучающимся и формирование детского коллектива.
Цель: Создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности обучающегося, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи:
1. Способствовать развитию личности, способной формировать собственное
мировоззрение и систему базовых ценностей.
2. Сформировать умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности обучающихся.
3. Развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности.
Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии
обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания.
Планируемые результаты:
• Проявление творческой активности обучающихся в различных сферах социально
значимой деятельности;
• Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• Формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья,
духовной безопасности личности.
Формы работы направлены на работу с коллективом учащихся и родительской
общественностью.
Работа с коллективом обучающихся:
− развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
− формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
− обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
− содействие формированию активной гражданской позиции;
− воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
− организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации), в том числе в
формате онлайн;
− содействие
сплочению
родительского
коллектива
и
вовлечение
в
жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение открытых
занятий для родителей, тематических и концертных мероприятий, походов в
течение года);
− публикация информационных (просветительских) статей для родителей по
вопросам воспитания детей в группе творческого объединения в социальной сети
«ВКонтакте».
Направления воспитательной работы:
1. Духовно-нравственное воспитание (формирование ценностных представлений о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и
др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям,
культуре и языку своего народа и народов России).
2. Формирование коммуникативной культуры (формирование навыков
ответственного коммуникативного поведения, умения корректировать свое общение в
зависимости от ситуации, в рамках принятых в культурном обществе норм этикета
поведения и общения, а также норм культуры речи; культивировать в среде
воспитанников принципы взаимопонимания, уважения к себе и окружающим людям и
обучать способам толерантного взаимодействия и конструктивного разрешения
конфликтов).
3. Положительное отношение к труду и творчеству (формирование представлений
об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности,
общества и государства; условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет
получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как
непременного условия экономического и социального бытия человека).
4. Формирование и развитие информационной культуры и информационной
грамотности (формирование умений распознавания информации, Обучение детей и
подростков умению самостоятельного поиска, анализа и обработки информации, развитие
у детей и подростков основных информационных умений и навыков в качестве базиса для
формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к
самостоятельному и эффективному информационному поведению).
5. Самоопределение и профессиональная ориентация
(оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими самоопределения и
выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда).
Нормативной базой ДООП «Профориентаторы» является пакет документов:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года;
•
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014г. № 1726p;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
•
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ансимова Н.П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и
профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. -Ярославль: Издво ЯГПУ, 2000.
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Вып. 44. - М., 2003.
3. Лайм М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: Пер. с англ. М.: Н1РРО, 2005.
4. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС 1)/ Сост.: методический отдел Центра «Ресурс». -Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
5. Методика изучения потребности в достижении/ Сост.: методический отдел
Центра «Ресурс». - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
6. Профориентация: Учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений/
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
7. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие
для учащихся старших классов школ / Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова, В.В.
Радченко, К.В. Совина, Ю.К. Хододилова. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
8. Галина Резапкина: Методический кабинет профориентации [Электронный
ресурс] // www.metodkabi.net.ru (Дата обращения: 08.06.2021)
9. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических
колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2021. –
608 с.
10.
Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект //
Профессиональное образование. Столица. – 2021. – No6. – С.2-6.