ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка "Основы профессионального мастерства" разработана в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании».
Целью обучения является развитие у обучающихся технологической культуры,
правильных межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности, обеспечение
возможностей для прикладной творческой деятельности и профессионального самоопределения,
развитие изобретательских и рационализаторских способностей детей.
Трудовые навыки, гибкость ума и эстетический вкус – важные качества каждого человека.
Они развиваются только в практической деятельности. На занятиях кружка ребята учатся, как
правильно оборудовать и оснастить рабочее место, какой выбрать материал, подобрать заготовку,
определить, какие инструменты наиболее подходят для работы, правильно разметить заготовку и
обработать ее.
В мастерской собраны поделки из древесины изготовленных учениками и учителем в
качестве образцов. Кроме того, имеются альбомы с образцами изделий. Поработав с древесиной,
ученики убеждаются в том, что в природе нет более универсального, доступного и красивого
материала.
На занятиях в кружке ученики знакомятся с основными техническими сведениями об этом
материале, инструментах и станках, осваивают первоначальные навыки приемов работы.
Перед началом занятий проводится инструктаж по соблюдению правил техники
безопасности при работе с древесиной и металлом.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
• Формирование и развитие у обучающихся умений и навыков владения
технологическими процессами;
• Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
• Способствовать запоминанию цифрового материала, как ориентира для понимания
количественных характеристик, изучаемых объектов и явлений;
• Способствовать осознанию основного технологического материала.
Развивающие:
• Способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного
запаса, её выразительности и оттенков);
• Способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера,
ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы);
• Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц
рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений);
• Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету;
• Способствовать развитию изобретательских и рационализаторских навыков; владению
всеми видами памяти обучающихся;
• Способствовать развитию самостоятельности обучающихся.
Воспитывающие:
• Способствовать
формированию
нравственных,
трудовых,
эстетических,
патриотических, экологических, экономических и других качеств личности;
• Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Профориентационные:
• Обобщить у обучающихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях,
карьере;
• Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности,
самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
• Воспитывать уважение к работающему человеку.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Принцип построения программы:
• Принцип научности;
• Принцип наглядности;
• Принцип доступности;
• Принцип дифференциации обучения;
• Принцип сочетания индивидуального и коллективного образования;
• Принцип активной деятельности обучающихся;
• Принцип связи теории с практикой;
• Принцип гуманистической направленности.
Основные требования, выступающие в качестве ориентиров:
• Опора на собственный опыт учащегося;
• Обучение в действии;
• Побуждение к наблюдению и экспериментированию;
• Чередование индивидуальной и коллективной работы;
• Создание ситуации успеха каждому из участников процесса;
• Атмосфера коллективного размышления, дискуссий и совместных поисков вариантов
решения проблемы;
• Диалоговое общение.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Основы профессионального мастерства» – это комплексная программа внеурочной
деятельности для обучающихся 1-2 курса. Программа общим объёмом 50 часов рассчитана на 1
год обучения.
Количество учебных часов в неделю – 1 полугодие - 20 час., 2- полугодие - 30 час.
Количество обучающихся в группе – 10-12 человек
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия по программе "Основы профессионального мастерства" включают теоретические,
практические часы.
Раскрытие теоретических часов осуществляется в форме лекций с использованием
наглядных пособий, технологических и инструкционных карт, а также справочного материала, с
учётом имеющихся знаний у детей.
Практическая часть программы предусматривает индивидуальную и групповую форму
работы. Используются такие формы, как разработка и защита проекта, индивидуальные карточки
задания, различные конкурсы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате прохождения учебного курса кружка «Основы профессионального
мастерства" учащийся должен:
Знать/понимать
• основные технологические понятия; назначение и технологические свойства
материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой
материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
Уметь
• рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в
различных источниках (учебных пособий, справочной и научно-популярной литературы,
компьютерных баз данных, интернет-ресурсов), применять конструкторскую и технологическую
документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и
оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования
безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и
оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого
изделия (детали); распределять работу при коллективной деятельности;
• использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных
источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения
продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных
инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки труда, необходимых для создания
объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контроль знаний проводится в виде защиты проектов, конкурсов, выставок. Реализация
этих форм обучения позволяет обучающимся максимально проявить свою активность,
творчество, способствует более глубокому освоению материала.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Тема занятия
Всего часов
В том числе
теория
практика
1
Введение. Инструктаж по правилам
1
1
безопасной работы.
2
Лесная и деревообрабатывающая
1
1
промышленность.
3
Пороки древесины. Плотность вещества.
1
1
4
Производство и применение
1
1
пиломатериалов.
5
Чертёж детали и сборочный чертёж.
3
1
2
6
Соединение брусков.
4
2
2
7
Изготовление цилиндрических деталей
3
1
2
ручным инструментом.
8
Основы конструирования и
3
1
2
моделирования изделий из древесины.
9
Технология точения древесины на СТД –
3
1
2
120м.
10
Окрашивание изделий из древесины
4
1
3
масляными красками.
11
Художественная обработка изделий из
3
1
2
древесины.
12
Охрана природы в лесной и
2
2
деревообрабатывающей
промышленности.
13
Бережное и экономное отношение к
3
1
2
технике, материалам.
14
Технология фанерования древесины.
4
1
3
15
Обработка и соединение плитных
4
1
3
материалов.
16
Технология выполнения обжига
4
1
3
деревянных изделий.
17
Технология выполнения резьбы по
4
1
3
дереву
18
Итоговое занятие
2
2
50
21
29
6
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Форма занятия
Количество
Тема занятия
часов
Беседа
1
Вводное занятие:
Инструктаж по правилам
безопасной работы.
Урок-презентация
1
Лесная и
деревообрабатывающая
промышленность.
Лекция
1
Пороки древесины.
Плотность вещества.
Круглый стол
1
Производство и применение
пиломатериалов.
Теория + практика
3
Чертёж детали и сборочный
чертёж.
Теория + практика
4
Соединение брусков.
7
Теория + практика
3
8
Теория + практика
3
9
Теория + практика
3
10
Теория + практика
4
11
Теория + практика
3
12
Теория + практика.
Урок-презентация
2
13
Теория + практика
3
14
Теория + практика
4
15
Теория + практика
4
16
Теория + практика
4
17
Теория + практика
4
18
Конкурс
2
№
п/п
1
2
3
4
5
Дата
Изготовление
цилиндрических деталей
ручным инструментом.
Основы конструирования и
моделирования изделий из
древесины.
Технология точения
древесины на СТД – 120м.
Окрашивание изделий из
древесины масляными
красками.
Художественная обработка
изделий из древесины.
Охрана природы в лесной и
деревообрабатывающей
промышленности.
Бережное и экономное
отношение к технике,
материалам.
Технология фанерования
древесины.
Обработка и соединение
плитных материалов.
Технология выполнения
обжига деревянных
изделий.
Технология выполнения
резьбы по дереву
Итоговое занятие
Место
проведения
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Примерный план практических работ:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Пороки древесины.
Производство и применение пиломатериалов.
Чертёж детали и сборочный чертёж.
Соединение брусков.
Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом.
Изготовление конических деталей ручным инструментом
Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.
Технология точения древесины на СТД – 120м.
Окрашивание изделий из древесины масляными красками.
Художественная обработка изделий из древесины.
Технология фанерования древесины.
Обработка и соединение плитных материалов.
Отделка изделий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальная база:
• Кабинет;
• Столярная мастерская;
• Инструменты, приспособления;
• Материалы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательный компонент программы разработан в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Воспитательная работа осуществляется в рамках реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа имеет 2 важные составляющие – индивидуальную работу с каждым
обучающимся и формирование детского коллектива.
Цель: Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно
и физически здоровой личности обучающегося, способной на сознательный выбор жизненной
позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи:
1. Способствовать развитию личности, способной формировать собственное
мировоззрение и систему базовых ценностей.
2. Сформировать умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности обучающихся.
3. Развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности.
Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии
обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания.
Планируемые результаты:
• Проявление творческой активности обучающихся в различных сферах социально
значимой деятельности;
• Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• Формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной
безопасности личности.
Формы работы направлены на работу с коллективом обучающихся и родительской
общественностью.
Работа с коллективом обучающихся:
− развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
− формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
− обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
− содействие формированию активной гражданской позиции;
− воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
− организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации), в том числе в формате
онлайн;
− содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность
творческого объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей,
тематических и концертных мероприятий, походов в течение года);
− публикация информационных (просветительских) статей для родителей по вопросам
воспитания детей в группе творческого объединения в социальной сети «ВКонтакте».
Направления воспитательной работы:
1. Духовно-нравственное воспитание (формирование ценностных представлений о морали,
об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость,
милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях
народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и
народов России).
2. Формирование коммуникативной культуры (формирование навыков ответственного
коммуникативного поведения, умения корректировать свое общение в зависимости от ситуации,
в рамках принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм
культуры речи; культивировать в среде воспитанников принципы взаимопонимания, уважения к
себе и окружающим людям и обучать способам толерантного взаимодействия и конструктивного
разрешения конфликтов).
3. Положительное отношение к труду и творчеству (формирование представлений об
уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и
государства; условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и
практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия
экономического и социального бытия человека).
4. Формирование и развитие информационной культуры и информационной грамотности
(формирование умений распознавания информации, Обучение детей и подростков умению
самостоятельного поиска, анализа и обработки информации, развитие у детей и подростков
основных информационных умений и навыков в качестве базиса для формирования
информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и
эффективному информационному поведению).
5. Самоопределение и профессиональная ориентация (оказание профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора ими самоопределения и выбора профиля
обучения и сферы
будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к
труду, профессиональное самоопределение со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов П. Н. Техническое творчество обучающихся. Пособие для учителей и
руководителей кружков. М, Просвещение, 2012 г.
2. Брагин В. П. Техническое творчество. Пособие для руководителей технических
кружков. М: издательство «Молодая гвардия», 2009 г.
3. Барадулин В.Л. Художественная обработка древесины. М.: Легпромиздат, 2015 г.
4. Интернет – ресурсы.