Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. № 973 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов
питания из растительного сырья»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022
года N 762 (с изменениями на 20 декабря 2022 года) Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования";
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г
№ 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства
образования науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г №413";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г
№371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г №
115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Письма Минпросвещения России от 01.03.2023 №05-592 "О направлении
рекомендаций" (вместе
с "Рекомендациями по реализации среднего общего
образования в пределах освоения образовательной программы среднего
профессионального образования";
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения
по планированию, организации и проведению лабораторных,
практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
2
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения об организации проведения ГИА студентов в ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О. В.
Терёшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терешкина»
Разработчик:
Толстоухова М.В,. преподаватель
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» .......................................................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .........12
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
......................................................................................................................................................23
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .........................................................................................................................25
4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «ИНФОРМАТИКА» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы по УГПС 19.00.00 Промышленная
экология и биотехнология 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из
растительного сырья.
Программа реализуется в 1 и 2 семестрах 1 курса.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено
на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира,
- роль информационных процессов в современном обществе, биологических и
технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе
при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении
различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
- приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
У2 распознавать информационные процессы в различных системах;
У3 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
У4 осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной
задачей;
У5 иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
У6 создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
5
У7 просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
У8 осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
У9 представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график,
диаграмма и пр.);
У10 соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 различные подходы к определению понятия «информация»;
З2 методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
З3 знать единицы измерения информации;
З4 назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов,
электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
З5 назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или
процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
З6 назначение и функции операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной
информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности
с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя
для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных
электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств
информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в
быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной
деятельности
на
основе
развития
личных
информационнокоммуникационных компетенций;
метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства,
необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
6
измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах
на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации
средствами информационных и коммуникационных технологий;
получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному
поведению, уважительно относиться к праву и закону;
формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в
том числе коррупции.
предметных:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов.
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
владение знанием основных конструкций программирования.
умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ.
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации.
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса).
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке
данных.
сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений
работать с ними.
владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
7
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации.
сформированность понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ,
правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в
Интернете.
8
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
- понимать угрозу информационной безопасности,
использовать методы и средства противодействия этим
угрозам,
соблюдение
мер
безопасности,
предотвращающих
незаконное
распространение
персональных данных; соблюдение требований техники
безопасности и гигиены при работе с компьютерами и
другими
компонентами
цифрового
окружения;
понимание
правовых
основ
использования
компьютерных программ, баз данных и работы в сети
Интернет;
- уметь организовывать личное информационное
пространство с использованием различных средств
цифровых
технологий;
понимание
возможностей
цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов; понимание возможностей и
ограничений технологий искусственного интеллекта в
различных областях; наличие представлений об
использовании
информационных
технологий
в
различных профессиональных сферах
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
- владеть представлениями о роли информации и
связанных с ней процессов в природе, технике и
обществе; понятиями «информация», «информационный
процесс», «система», «компоненты системы» «системный
эффект»,
«информационная
система»,
«система
управления»;
- владеть методами поиска информации в сети Интернет;
- уметь критически оценивать информацию, полученную
из сети Интернет;
- характеризовать большие данные,
- приводить примеры источников их получения и
10
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности
личности
направления использования;
- понимать основные принципы устройства и
функционирования современных стационарных и
мобильных
компьютеров;
тенденций
развития
компьютерных технологий; владеть навыками работы с
операционными системами и основными видами
программного обеспечения для решения учебных задач
по выбранной специализации;
- иметь представления о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
- понимать основные принципы дискретизации
различных видов информации;
- уметь определять информационный объем текстовых,
графических и звуковых данных при заданных
параметрах дискретизации;
- уметь строить неравномерные коды, допускающие
однозначное декодирование сообщений (префиксные
коды); использовать простейшие коды, которые
позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при
передаче данных;
- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим
осуществлять представление заданного натурального
числа в различных системах счисления; выполнять
преобразования логических выражений,
используя
законы алгебры логики; определять кратчайший пусть
взвешенном графе и количество путей между вершинами
ориентированного ациклического графа;
- уметь читать и понимать программы, реализующие
11
несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых
данных в том числе массивов и символьных строк) на
выбранном для изучения универсальном языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python,
Java,
C++,
C#);
анализировать
алгоритмы
с
использованием таблиц трассировки; определять без
использования компьютера результаты выполнения
несложных программ, включающих циклы, ветвления и
подпрограммы, при заданных исходных данных;
модифицировать готовые программы для решения новых
задач, использовать их в своих программах в качестве
подпрограмм (процедур, функций);
- уметь создавать структурированные текстовые
документы
и
демонстрационные
материалы
с
использованием
возможностей
современных
программных средств и облачных сервисов; умение
использовать табличные (реляционные базы данных, в
частности, составлять запросы в базы данных (в том
числе вычисляемые запросы). Выполнять сортировку и
поиск записей в базе данных; наполнять разработанную
базу данных; умение использовать электронные таблицы
для анализа, представления и обработки данных включая
вычисление
суммы,
среднего
арифметического,
наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений);
- уметь использовать компьютерно-математические
модели
для
анализа
объектов
и
процессов:
формулировать цель моделирования, выполнять анализ
результатов, полученных в ходе моделирования;
12
оценивать адекватность модели моделируемому объекту
или процессу; представлять результаты моделирования в
наглядном виде;
- уметь классифицировать основные задачи анализы
данных
(прогнозирование,
классификация,
кластеризация,
анализ
отклонений);
понимать
последовательность решения задач анализа данных: сбор
первичных данных, очистка и оценка качества данных,
выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов;
- иметь представление о базовых принципах организации
и функционирования компьютерных сетей;
- уметь определять среднюю скорость передачи данных,
оценивать изменение времени передачи при изменении
информационного объема данных и характеристик
канала связи;
- уметь строить код, обеспечивающий наименьшую
возможную среднюю длину сообщения при известной
частоте символов; пояснять принципы работы простых
алгоритмов сжатия данных;
- владеть универсальным языком программирования
высокого уровня (Паскаль, Python,Java, C++, C#),
представлениями о базовых типах данных и структурах
данных; умение использовать основные управляющие
конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной
программы; определять результаты работы программы
при заданных исходных данных; определять, при каких
исходных данных возможно получение указанных
результатов; выявлять данные, которые могут привести к
13
ошибке
в
работе
программы;
формулировать
предложения по улучшению программного кода;
- уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ
базовые алгоритмы; использовать в программах данные
различных типов с учетом ограничений на диапазон их
возможных значений, применять при решении задач
структуры данных (списки. Словари. Стеки, очереди.
Деревья); применять стандартные и собственные
предпрограммы для обработки числовых данных и
символьных строк; использовать при разработке
программ
библиотеки
подпрограмм;
знать
функциональные
возможности
инструментальных
средств среды разработки; умение использовать средства
отладки программ в среде программирования; умение
документировать программы;
- уметь создавать веб-страницы; умение использовать
электронные таблицы для анализа. представления и
обработки данных (включая выбор оптимального
решения, подбор линии тренда, решение зада
прогнозирования); владеть основными сведениями о
базах данных, их структуре, средствах создания и работы
с ними; использовать табличные (реляционные) базы
данных и справочные системы.
ПК 1.1.
Проверять исправность технологического
оборудования, систем безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительных приборов и автоматики
на автоматизированных технологических линиях
производства продуктов питания из растительного
сырья в соответствии с эксплуатационной
Навыки:
Работы и технического обслуживания оборудования и
систем безопасности автоматизированных
технологических линий по производству продуктов
питания из растительного сырья
Умения:
14
документацией
ПК 1.2.
Выполнять технологические операции по устранению
неисправностей в работе технологического
оборудования, систем безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительных приборов и автоматики
на автоматизированных технологических линиях
производства продуктов питания из растительного
сырья в соответствии с эксплуатационной
документацией
ПК 1.4.
Готовить рабочее место, технологическое
оборудование, системы безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительные приборы и автоматику на
автоматизированных технологических линиях к
запуску технологического процесса производства
продуктов питания из растительного сырья в
соответствии с эксплуатационной документацией
Визуально оценивать исправность технологического
оборудования, систем безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительных приборов и автоматики на
автоматизированных
технологических
линиях
производства продуктов питания из растительного сырья
в соответствии с эксплуатационной документацией
Навыки:
Проверки исправности технологического оборудования,
систем безопасности и сигнализации, контрольноизмерительных
приборов
и
автоматики
на
автоматизированных
технологических
линиях
производства продуктов питания из растительного сырья
в соответствии с эксплуатационной документацией
Умения:
Визуально оценивать исправность технологического
оборудования, систем безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительных приборов и автоматики на
автоматизированных
технологических
линиях
производства продуктов питания из растительного сырья
в соответствии с эксплуатационной документацией
Навыки:
Подготовки
рабочего
места,
технологического
оборудования, систем безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительных приборов и автоматики на
автоматизированных технологических линиях к запуску
технологического процесса производства продуктов
питания из растительного сырья в соответствии с
эксплуатационной документацией
Умения:
Применять методы, приемы наладки, настройки, ремонта
15
ПК 2.3.
Регулировать параметры качества продукции, норм
расхода сырья и нормативов выхода готовой
продукции в процессе выполнения технологических
операций переработки зерна и семян изделий на
автоматизированных технологических линиях в
соответствии с технологическими инструкциями
и регулировки и инструмент по наладке, настройке,
ремонту
и
регулировке
оборудования,
систем
безопасности
и
сигнализации,
контрольноизмерительных приборов и автоматики для обеспечения
заданной производительности и качества выполнения
технологических операций на автоматизированных
технологических линиях по производству продуктов
питания из растительного сырья
Навыки:
Мониторинга показателей качества готовой продукции в
процессе
выполнения
технологических
операций
хранения и переработки зерна и семян
Умения:
Оценивать качество зерна и семян по всем показателям,
определять выход готовой продукции
16
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем общеобразовательной программы дисциплины
Основное содержание
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
Профессионально-ориентированное содержание
Модуль 1. Основы искусственного интеллекта
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
Модуль 2. Разработка веб-сайта с использованием конструктора
Тильда
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные и практические занятия
Промежуточная аттестация в форме экзамена
144
76
29
47
66
30
10
20
36
6
30
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «ИНФОРМАТИКА»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
1
2
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки.
Информация и
Представление об основных информационных процессах, о системах.
информационные
Кодирование информации Информация и информационные процессы
процессы
Теоретическое обучение. Информация и информационные процессы
Тема 1.2. Подходы Содержание учебного материала:
Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный,
к измерению
вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные
информации
объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового)
представления информации.
Передача и хранение информации.
Определение объемов различных носителей информации. Архив
информации.
Теоретическое обучение. Измерение информации
Тема 1.3.
Содержание учебного материала:
Компьютер и
Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры.
Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память.
цифровое
Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения.
представление
Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение:
информации.
классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение
Устройство
Теоретическое обучение. Устройство компьютера
компьютера
Тема 1.4.
Содержание учебного материала:
Объем часов
3
24
4
Формируемые
общие
и
профессиональные
компетенции
4
ОК 02
4
3
ОК 02
3
2
ОК 02
2
4
ОК 02
18
Кодирование
Представление о различных системах счисления, представление
информации.
вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод
Системы счисления числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную,
перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические
действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы
представления данных, форматы представления чисел. Представление
текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.
Представление графических данных. Представление звуковых данных.
Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида.
Практические занятия:
Практическая работа № 1. Кодирование информации
Содержание учебного материала:
Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции,
построение таблицы истинности логического выражения. Графический
метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества.
Операции над множествами. Решение логических задач графическим
способом
Практические занятия:
Практическая работа № 2. Решение логических задач графическим способом
Содержание учебного материала:
Тема 1.6.
Компьютерные
Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии
локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация.
сети: локальные
сети, сеть Интернет Правовые основы работы в сети Интернет
Теоретическое обучение. Компьютерные сети: локальные сети, сеть
Интернет
Содержание учебного материала:
Тема 1.7. Службы
Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции,
Интернета
форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная
коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность
информации в Интернете
Практические занятия:
Практическая работа № 3. Службы Интернета. Поиск в Интернете
Содержание учебного материала:
Тема 1.8. Сетевое
Тема 1.5. Элементы
комбинаторики,
теории множеств и
математической
логики
4
2
ОК 02
2
2
ОК 01
ОК 02
2
1
ОК 02
1
4
ОК 01
19
Организация личного информационного пространства. Облачные
хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах.
Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности,
предотвращающих незаконное распространение персональных данных
Теоретическое обучение.
Содержание учебного материала:
Тема 1.9.
Информационная безопасность. Защита информации. Информационная
Информационная
безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные
безопасность
программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество).
Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования
цифровых технологий при решении профессиональных задачи
Теоретическое обучение. Информационная безопасность
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала:
Обработка
Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки
информации в
текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере
текстовых
(операции ввода, редактирования, форматирования)
процессорах
Практические занятия:
Практическая работа № 4. Обработка информации в текстовых процессорах
хранение данных и
цифрового
контента
Тема 2.2.
Технологии
создания
структурированных
текстовых
документов
Тема 2.3.
Компьютерная
графика и
мультимедиа
Содержание учебного материала:
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые
документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.
Практические занятия:
Практическая работа № 5. Технологии создания структурированных
текстовых документов
Практическая работа № 6. Гипертекстовые документы.
Практическая работа № 7. Совместная работа над документом. Шаблоны.
Содержание учебного материала:
Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов.
Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и
редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования
видео (ПО Movavi)
ОК 02
4
4
ОК 01
ОК 02
4
22
4
ОК 02
4
4
ОК 02
4
4
ОК 02
20
Практические занятия:
Практическая работа № 8. Компьютерная графика и мультимедиа
Тема 2.4.
Технологии
обработки
графических
объектов
Тема 2.5.
Представление
профессиональной
информации в виде
презентаций
Содержание учебного материала:
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики
(растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)
Практические занятия:
Практическая работа № 9. Технологии обработки графических объектов
Содержание учебного материала:
Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки
презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов
презентации
Практические занятия:
Практическая работа № 10. Представление профессиональной информации в
виде презентаций
Содержание учебного материала:
Тема 2.6.
Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации
Интерактивные и
Практические занятия:
мультимедийные
Практическая работа № 11. Интерактивные и мультимедийные объекты на
объекты на слайде
слайде
Содержание учебного материала:
Тема 2.7.
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы.
Гипертекстовое
Веб-сайты и веб-страниц
представление
Практические занятия:
информации
Практическая работа № 12. Гипертекстовое представление информации
Раздел 3. Информационное моделирование
Тема 3.1. Модели и Содержание учебного материала:
моделирование.
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность
Этапы
модели. Основные этапы компьютерного моделирования
моделирования
Теоретическое обучение
Тема 3.2. Списки,
Содержание учебного материала:
графы, деревья
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения
дерева решений
4
4
ОК 02
4
2
ОК 02
2
2
ОК 02
2
2
ОК 02
2
28
2
ОК 02
2
2
ОК 02
21
Теоретическое обучение
Тема 3.3.
Математические
модели в
профессиональной
области
Тема 3.4. Понятие
алгоритма и
основные
алгоритмические
структуры
Тема 3.5. Анализ
алгоритмов в
профессиональной
области
Тема 3.6. Базы
данных как модель
предметной
области
Тема 3.7.
Технологии
Содержание учебного материала:
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм
Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр
(выигрышная стратегия)
Практические занятия:
Практическая работа № 13. Математические модели в профессиональной
области
Содержание учебного материала:
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.
Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке
программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с
помощью трассировочных таблиц
Практические занятия:
Практическая работа № 14. Понятие алгоритма и основные алгоритмические
структуры
Содержание учебного материала:
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы.
Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых
алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов
Теоретическое обучение
Содержание учебного материала:
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы
данных
Теоретическое обучение
Практические занятия:
Практическая работа № 15. Создание базы данных, состоящих из двух
таблиц
Содержание учебного материала:
Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в
2
2
ОК 02
2
4
ОК 01
4
4
ОК 02
4
6
ОК 02
2
4
2
ОК 02
22
обработки
информации в
электронных
таблицах
Тема 3.8. Формулы
и функции в
электронных
таблицах
Тема 3.9.
Визуализация
данных в
электронных
таблицах
Тема 3.10.
Моделирование в
электронных
таблицах (на
примерах задач из
профессиональной
области)
табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное
форматирование
Практические занятия:
Практическая работа № 16. Технологии обработки информации в
электронных таблицах
Содержание учебного материала:
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их
использование. Математические и статистические функции. Логические
функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация
математических моделей в электронных таблицах
Практические занятия:
Практическая работа № 17. Формулы и функции в электронных таблицах
Содержание учебного материала:
Визуализация данных в электронных таблицах
2
2
ОК 02
2
2
Практические занятия:
Практическая работа № 18. Визуализация данных в электронных таблицах
2
Содержание учебного материала:
Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из
профессиональной области)
Практические занятия:
Практическая работа № 19. Моделирование в электронных таблицах (на
примерах задач из профессиональной области)
Практическая работа № 20. Моделирование в электронных таблицах (на
примерах задач из профессиональной области)
2
ОК 02
ОК 02
2
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль 1. Основы искусственного интеллекта
32
Тема 4.1.
1
Содержание учебного материала:
Искусственный
Сущность понятия «искусственный интеллект», история развития
интеллект:
искусственного интеллекта, «слабый» искусственный интеллект, «сильный»
понятие, сферы
искусственный интеллект, сферы применения и перспективы развития
применения
искусственного интеллекта
1
Практические занятия
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
23
Тема 4.2.
Машинное
обучение: понятие,
виды
Тема 4.3 Этапы
разработки модели
машинного
обучения.
Библиотеки
машинного
обучения
Тема 4.4 Линейная
регрессия
Тема 4.5
Классификация.
Логистическая
регрессия
Практическая работа № 21. Построить модель
Содержание учебного материала:
Понятие и виды машинного обучения; обучение с учителем, обучение без
учителя, задача регрессии, задача кластеризации, отбор данных для модели
машинного обучения
Практические занятия:
Практическая работа № 22. Построение машинных моделей
Содержание учебного материала:
Этапы разработки модели машинного обучения: определение цели и задач
(цель как модель результата. Отличия цели от задач, метрики для оценки
результата), сбор и подготовка данных, разработка модели, тестирование –
модели (валидация модели). Проблемы переобучения. Библиотеки
машинного обучения
Теоретическое обучение.
Практические занятия:
Практическая работа № 23. Этапы построения машинных моделей
Содержание учебного материала:
Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение,
гомоскедастичность данных; подбор коэффициентов линейного уравнения.
Создание, обучение и оценка модели линейной регрессии; нелинейные
функции
Теоретическое обучение.
Практические занятия:
Практическая работа № 24. Знакомство с данными
Содержание учебного материала:
Цели и задачи классификации. Примеры решения задач классификации с
помощью
искусственного
интеллекта.
Линейный
классификатор,
гиперплоскость, бинарная классификация, мультиклассовая классификация;
создание, обучение и оценка модели логистической регрессии. Матрица
ошибок, метрики качества логистической регрессии
1
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
1
4
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
2
2
4
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
2
2
4
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
24
Тема 4.6 Деревья
решений.
Случайный лес
Тема 4.7
Кластеризация
Теоретическое обучение.
Практические занятия:
Практическая работа № 25. Интерпретация для задачи регрессии
2
2
Содержание учебного материала:
Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея
алгоритма случайного леса, принцип мудрости толпы, случайный лес для
решения задачи классификации и регрессии
Теоретическое обучение.
Практические занятия:
Практическая работа № 26. Создание дерева решений
Содержание учебного материала:
Кластеризация, алгоритм k-средних, центроид, расстояние между точками,
решение задачи кластеризации
Теоретическое обучение.
Практические занятия:
Практическая работа № 27. Построение кластеров в Excel
Содержание учебного материала:
Выполнение проектной работы «Создание синквейнов и визуальной карты
знаний по машинному обучению»
Практические занятия:
Практическая работа № 28. Создание синквейнов
4
Тема 4.8
Обобщение и
систематизация
основных понятий
по машинному
обучению
Содержание учебного материала:
Тема 4.9
Разработка модели Выполнение проектной работа «Разработка модели машинного обучения для
решения задачи классификации»: изучение, анализ и преобразование
машинного
данных; выбор модели, ее обучение; оценка качества работы модели;
обучения для
разработка презентации; выступление
решения задачи
Практические занятия:
классификации
Практическая работа № 29. Разработка модели машинного обучения
Прикладной модуль 2. Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда
Содержание учебного материала:
Тема 5.1
2
2
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
4
2
2
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.2
4
4
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.4
4
ОК 02
ПК 1.1
ПК 1.4
4
36
4
ОК 02
25
Общий обзор. Возможности конструктора. Библиотека блоков. Графический
редактор Zero Block. Панель управления сайтами. Выбор тарифа. Экспорта
кода
Теоретическое обучение: Конструктор Тильда
Практические занятия:
Практическая работа № 30. Работа в конструкторе Тильда
Тема 5.2 Создание Содержание учебного материала:
Создание сайта. Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок.
сайта.
Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами
Создание сайта
(настройка, предпросмотр, публикация, редактирование, списки)
Теоретическое обучение: Создание сайта
Практические занятия:
Практическая работа № 31. Создание различных видов страниц
Тема 5.3 Создание Содержание учебного материала:
Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами
различных видов
(настройка, предпросмотр, публикация, редактирование, списки)
страниц
Практические занятия:
Практическая работа № 32.
Содержание учебного материала:
Тема 5.4
Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему
Стандартные
Практические занятия:
блоки.
Практическая работа № 33. Создание лэндинга из стандартных блоков на
выбранную тему.
Содержание учебного материала:
Тема 5.5 Панель
Нулевой блок (создание, панели навигации, доступные элементы). Работа с
навигации
текстом, изображениями и видео
Практические занятия:
Практическая работа № 34. Создание панели навигации
Тема 5.6 Настройка Содержание учебного материала:
Сайт: настройка домена, выбор главной страницы, статистика, Яндекс
главной страницы
метрика, настройка HTTPS.
Теоретическое обучение
Практические занятия:
Практическая работа № 35. Настройка главной страницы
Тема 5.7 Проектная Содержание учебного материала:
Конструктор
Тильда
ПК 2.3
2
2
4
ОК 02
ПК 2.3
2
2
4
ОК 02
ПК 2.3
4
4
4
4
ОК 02
ПК 2.3
ОК 02
ПК 2.3
4
6
ОК 02
ПК 2.3
2
4
10
ОК 02
26
Проектная работа «Создание сайта»
работа с
использование
Практические занятия:
Практическая работа № 36. Проектная работа «Создание сайта»
конструктора
Тильда
Промежуточная аттестация (экзамен)
ПК 2.3
10
Всего
2
144
27
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
информатики (компьютерный класс)
Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории
информатики.
Оборудование компьютерной лаборатории:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• маркерная доска;
• учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
• компьютеры по количеству обучающихся;
• локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
• лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
• лицензионное антивирусное программное обеспечение;
• лицензионное специализированное программное обеспечение;
• мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Цветкова М.С. Информатика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – М.:
Изд.центр «Академия», 2021.
2. Цветкова М.С. Информатика. Практикум для профессий и специальностей
естественнонаучного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования – М.: Изд.центр «Академия», 2019.
Электронные издания
1. Информатика - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
2. Информатика - 11 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
3. 3D моделирование для каждого - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
4. Я класс
5. Урок цифры
6. Информатика 10 класс. Видеоуроки - ЯндексРепетитор
7. Информатика 11 класс. Видеоуроки - ЯндексРепетитор
8. Анализ данных - Яндекс Практикум
9. Элективные онлайн курсы. Академия Яндекса
10. Информатика 10 класс - Медиапортал. Портал образовательных и методических
медиаматериалов
11. Информатика 11 класс - Медиапортал. Портал образовательных и методических
медиаматериалов
12. Академия искусственного интеллекта для школьников Дополнительные источники
28
Дополнительные источники
1. Акопов, А. С. Компьютерное моделирование : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. С. Акопов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 389 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10712-8.
2. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А. Дорофеев. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 133 с.
Прикладной модуль 1 «Основы искусственного интеллекта»
1. Боровская, Е. В. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Е. В. Боровская,
Н. А. Давыдова. — 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 130 с. — ISBN 978-5-00101908-4. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/151502— Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Ю. А. Антохина, А. А. Оводенко,
М. Л. Кричевский, Ю. А. Мартынова. — Санкт-Петербург : ГУАП, 2022. — 169 с. — ISBN 978-58088-1720-3. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/263933— Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Бельчусов, А.А. Цифровизация внеурочной деятельности школьников по информатике /
А.А. Бельчусов, Н.В. Софронова.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 304 с. — ISBN 978-588297-526-4.
Прикладной модуль 2 «Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда»
Молочков В. Создание сайтов на на Tilda. Самоучитель.— СПб.: БХВ, 2022.— 347 с.
29
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Информатика»
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция
Раздел/Тема
ОК 01
Тема 1.6 Тема 1.9 Тема 3.5
Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 3.1 Тема
3.2 Тема 1.6 Тема 1.9
Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема
3.4
Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5 Тема
2.1 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.5
Тема 2.6 Тема 2.7 Тема 3.3 Тема
1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.6
Тема 3.7 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема
3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13
Прикладной модуль 1
Прикладной модуль 2
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 2,3
ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 2,3
ОК 01, ОК 02, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4,
Все модули
ПК 2.3
Тип оценочных
мероприятий
Тестирование
Выполнение
практических
заданий
Проектная работа
Проектная работа
Выполнение заданий
экзамена
30