Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда»
разработана на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
15.02.08«Технология машиностроения» №350 от 18.04.2014 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» (от 09.11.2016
№788-ПП).
"Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
"Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»
Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»
Организация
им.О.В.Терешкина»;
-
разработчик:
ГАПОУ
СО
«Полипрофильный
техникум
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2 . СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 13 ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08 «Технология
машиностроения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные
дисциплины, ОП.13.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться общие компетенции,
которые включают в себя:
Код компетенции
Содержание
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться профессиональные
компетенции, которые включают в себя:
Код
Наименование профессиональных компетенций
компетенции
Использовать
конструкторскую
документацию
при
разработке
ПК 1.1
технологических процессов
изготовления деталей.
ПК 1.2
Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3
Составлять
маршруты
изготовления
деталей
и
проектировать
технологические операции.
ПК1.4.
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5
Использовать
системы
автоматизированного
проектирования
4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 3.1
технологических процессов обработки деталей.
Участвовать в планировании и организации работы структурного
подразделения.
Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
ПК 4.1.
Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению
деталей
Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям
технической документации.
Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с
использованием пульта управления
ПК 4.2.
Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы
ПК 4.3.
Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным
управлением и манипуляторов (роботов);
Проверять качество обработки поверхности деталей.
Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках
Проверять качество выполненных токарных работ
ПК 3.2
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ПК 4.6.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
действие токсичных веществ на организм человека;
меры предупреждения пожаров и взрывов;
категорирование производств по взрыво -и пожароопасности;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной
деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в
организации;
правила и нормы по охране труда, личной ипроизводственной санитарии и пожарной
защиты;
правила безопасной эксплуатации механического оборудования;
профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и
производственной санитарии;
предельно допустимые вредных веществ индивидуальные средства защиты;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
5
систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и
снижению вредного воздействия на окружающую среду;
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических
процессов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лекций, уроков
практические работы
15
21
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
- Исследование учебной литературы
-разработка и подготовка документации,
9
9
Итоговая аттестация - экзамен (по билетам)
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины " Охрана труда "
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Тема 1.1.
Основные понятия
Содержание учебного материала
2
3
Раздел 1. Введение.
Содержание учебного материала
1
1
Безопасность труда. Негативные факторы. Аксиома потенциальной опасности. Понятие
травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Основные задачи охраны
труда
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Идентификация и
воздействие на
человека
негативных
факторов
производственной
среды
Объем
часов
1
Негативные факторы производственной среды: механические, физические, химические
и комплексного характера. Вредные вещества, их воздействие и нормирование,
сочетанное воздействие вредных факторов
1
2
Пожаровзрывоопасность. Герметические системы, находящиеся под давлением.
Статистическое электричество.
1
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения о категорировании
помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности.
Содержание учебного материала
Опасные и вредные факторы на предприятиях автомобильного транспорта. Методы и
1
средства защиты. Экобиозащитная техника. Электробезопасность. Технические способы
Тема 1.3
защиты от поражения электрическим током.
Защита человека от
2
Оказание первой помощи пострадавшим при поражении электротоком.
вредных и опасных
3
Производственная вентиляция. Системы вентиляции.
производственных
факторов
4
Средства индивидуальной защиты. Безопасность труда в механических цехах
Уровень
освоения
5
1
1
2
1-2
3
1-2
13
1
Практическая работа №1 Расчет воздействия вредных веществ и их нормирование.
№
Занятия
4
7
4-10
-
3
1
11
1
1
1
12
13
1-2
1-2
1
14
1-2
4
15
8
Основные требования пожарной безопасности. Изучение устройства огнетушителей,
испытание, область применения
Практическая работа №2 Изучение устройства, выбор и расчет потребности в средствах
индивидуальной защиты.
Самостоятельная работа обучающихся.
Разработка мероприятия по защите атмосферы и гидросферы от вредных выбросов и сбросов.
Сравнительный расчет строительных материалов и конструкций. Подготовка сообщений (по
индивидуальному заданию):
О защите от механического травмирования.
Об основных требованиях и организации пожарной безопасности.
О средствах обеспечения безопасности герметичных систем.
Содержание учебного материала
1
Микроклимат производственных помещений и на рабочих местах. Отопление.
2
Производственное освещение. Виды освещения и его нормирование.
Практическая работа № 3 Контроль освещения помещений и рабочих мест
Самостоятельная работа обучающихся.
Исследование загазованности воздушной среды и эффективности работы.
5
Тема 1.4
Обеспечение
комфортных
условий для
трудовой
деятельности.
Тема 1.5
Психофизические
и
эргономические ос
новы безопасности
труда.
Тема 1.6
Управление
безопасностью
труда
Содержание учебного материала
Виды и условия трудовой деятельности. Классификация условий труда. Основные
1
психологические причины травматизма.
2
Эргономические основы безопасности труда. Организация рабочего места с точки
зрения эргономических требований.
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ энергетических затрат при различных
видах трудовой деятельности.
Содержание учебного материала
1
2
3
Государственный надзор и контроль за выполнением законов, норм
и правил. Система управления охраной труда на предприятии.
Аттестация и сертификация рабочих мест. Требование техники безопасности к
техническому состоянию и оборудованию подвижного состава.
Инструктаж, профессиональная подготовка и обучение персонала правилам
безопасности. Классификация, расследование и учет несчастных случаев.
1
15
2-3
16-19
3
6
-
3
10
1
1
4
20
21
22-25
1
2
3
4
-
1
1
26
1
1
27
3
4
4
2
2-3
9
1
28
2
1
29
2-3
1
30
2
9
Практическая работа № 7 Составление правил техники безопасности при работе на
металлорежущих станках.
Практическая работа № 8 Ознакомление с документацией по расследованию, оформлению,
учету и анализу несчастных случаев.
Самостоятельная работа обучающихся.
Выбор методики составления информационных таблиц СИО (система информации об
опасности). Разработка комплекса мероприятий по оказанию доврачебной помощи
пострадавшим при несчастных случаях.
ПА
3
3
31,32,33
2
34,35,36
2-3
2
3
Экзамен устный
Всего:
54
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решения проблемных задач)
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Охрана труда"
3. 1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета
"Охрана
труда"
Оборудование кабинета:
рабочее место педагога (1 стол, 1 стул), интерактивная доска, проектор, компьютер,
документ-камера, 15 столов, 30 стульев, 1 доска классная, комплект средств
индивидуальной защиты,
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- дидактические материалы
3. 2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Минько В.М. Охрана труда в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / В. М. Минько. - Издательский центр «Академия», 2017. -256с.
2. Федорищенко М.Г. Охрана труда: учебное пособие / М.Г. Федорищенко, М.В.
Жолобова, И.В. Егорова. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт
ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2016. – 90 с.
3. Беляков, Г. И.Охрана труда и техника безопасности : учебник для прикладного
бакалавриата / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2016. — 404 с.
Дополнительные источники:
1. Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности: учеб, пособие для нач.
проф. образования/ О. Н. Куликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-224с.
2.Основные законы, регулирующие охрану труда в РФ.
3.Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в РФ.
4.Основные нормативные правовые акты, регулирующие охрану труда в РФ.
11
Интернет-ресурсы:
Охрана труда. Техника безопасности http://www.tehbez.ru/
Охрана труда в машиностроении http://ohrana-bgd.narod.ru/mashin.html
КонсультантПлюс
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182373/70a41ca8b35c00148503446f4ef6b
81371529a9b/
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения устных опросов, тестирования, контрольных и
графических работ на уроках.
Результаты обучения
Формируемые ОК
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные
и ПК
оценки результатов обучения
знания)
В результате освоения учебной ОК1-ОК9
Методы контроля и оценки
дисциплины
обучающийся ПК.1.1-4.6
результатов обучения:
Текущий контроль:
должен уметь:
-применять
средства
тестирование,
индивидуальной
и
наблюдение за работой
коллективной защиты;
обучающихся,
-использовать экобиозащитную
проверка практических работ,
и противопожарную технику;
устное
собеседование
по
-организовывать и проводить
теоретическому материалу,
мероприятия
по
защите
работающих и населения от
негативных
воздействий
Промежуточная аттестация в
чрезвычайных ситуаций;
форме: Экзамен устный (по
-проводить анализ опасных и
билетам)
вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
-соблюдать
требования
по
безопасному
ведению
технологического процесса;
-проводить
экологический
мониторинг
объектов
производства и окружающей
среды.
В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
-действие токсичных веществ на
организм человека;
-меры предупреждения пожаров
и взрывов;
-категорирование производств
по взрыво- и пожароопасности;
-основные
причины
возникновения
пожаров
и
взрывов;
- особенности обеспечения
безопасных условий труда в
сфере профессиональной
13
деятельности, правовые,
нормативные,
организационные основы охраны
организационные основы охраны
труда в организации;
-правила и нормы охраны труда,
личной и производственной
санитарии и пожарной защиты;
-правила
безопасной
эксплуатации
механического
оборудования;
-профилактические мероприятия
по охране окружающей среды,
технике
безопасности
и
производственной санитарии;
-предельно
допустимые
концентрации (ПДК) вредных
веществ
и
индивидуальные
средства защиты;
-принципы
прогнозирования
событий и оценки последствий
техногенных
чрезвычайных
ситуаций и стихийных явлений;
-систему мер по безопасной
эксплуатации
опасных
производственных объектов и
снижению вредного воздействия
на окружающую среду;
-средства и методы повышения
безопасности
технических
средств
технологических
процессов.
Для самостоятельных работ с использованием Интернет-ресурсов:
Оценка «5» (отлично) – выполнил все задания правильно;
Оценка «4» (хорошо) – выполнил все задания, иногда ошибался;
Оценка «3» (удовлетворительно)– часто ошибался, выполнил правильно только
половину заданий;
Оценка «2» (плохо)– почти ничего не смог выполнить правильно.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5»выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
14
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4»выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих
вопросов преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной
части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Для тестовых заданий
60 - 70% - удовлетворительно
71 – 90 % - хорошо
91 – 100% - отлично
15