ОП.12 Основы экономики, организации и правового обеспечения проф.деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики, организации и
правового обеспечения профессиональной деятельности» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 15.02.08«Технология машиностроения» от 18.04.2014
№350 по программе базовой подготовки для студентов очного отделения.
 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании
в Российской Федерации";
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О. В. Терёшкина» » (от
09.11.2016 №788-ПП);
 Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП;
 Положения о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
 Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
 Положения о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации ;
 Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» .

Организация-разработчик:
ГАПОУ СО "Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина"
Якимова А.М. преподаватель 1квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

Паспорт рабочей программы дисциплины

4

2. Структура и содержание дисциплины

5

3. Условия реализации дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

14

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 12 Основы экономики, организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности
.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (УД)является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности среднего профессионального образования (СПО)15.02.08Технология
машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.
Дисциплина ОП 12 «Основы экономики, организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки,
заработной платы, простоев;
 рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
подразделения;
 разрабатывать бизнес-план;
 защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством РФ;
 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
 действующие нормативные правовые акты, регулирующие производственнохозяйственную деятельность;
 материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации,
показатели их эффективного использования;
 механизмы и формы оплаты труда в современных условиях;
 основы планирования, финансирования и кредитования организации;
 основные
действующие
нормативные
правовые
акты,
регулирующие
правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
 классификацию, основные виды и правила составления нормативных правовых
актов;
 права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 144 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 144 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 48 часов.

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего

96

в том числе:
практические занятия

57

Внеаудиторная учебная нагрузка (самостоятельная работа обучающегося) всего

48

В том числе:
Изучение дополнительной, справочной литературы
Подготовка сообщений, докладов, рефератов
Составление опорного конспекта
Заполнение таблиц
Промежуточная аттестация: экзамен устный (по билетам)

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности».
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Наименование разделов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
и тем
1
2
ОП 12 Основы экономики, организации и правового обеспечения профессиональной деятельности.

Объем
часов

Раздел 1. Юридические и экономические основы деятельности предприятий

38(12)

Тема 1.1 Предприятие –
основное звено экономии

10 (4 )
1-1
1-2
1-3
1-4
1-5
1-6
1-7
1-8
1-9
1-10
4

1

Экономические особенности функционирования предприятий отрасли в рыночной
среде.
Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Типы предприятий.
Предприятие как социально-экономическая система. Внешняя среда предприятия.

2

Практическая работа №1
«Определение организационно-хозяйственной формыпредприятия в зависимости
от экономических и юридических характеристик».
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
 «Организационно-правовая форма предприятия (индивидуальное задание)»

Тема 1.2. Ресурсы
предприятия.
Продукция предприятия

3

Имущество предприятия. Капитал предприятия: собственный и заемный. Способы
получения заемных средств. Общие понятия об основных средствах предприятия и
их роли в производстве. Состав и структура основных средств. Износ основных

3
96(48)

28(8 )
1-11
1-12

Уро
вень
освое
ния
4

2

1
1
1
1

2

1-13
6

средств. Состав, структура и формирование оборотных средств. Материальные
запасы на предприятии. Трудовые ресурсы предприятия. Персонал предприятия и
его структура. Организация и мотивация оплаты труда.

4

Практическая работа № 2
Расчет показателей состояния, движения и использования основных средств.
Определение суммы износа.
Определение потребности в оборотных средствах.
Показатели использования оборотных средств.
Порядок составления и оформления документации материально-технического
снабжения.

5

Практическая работа №3
Схема распределение численности персонала по категориям.
Оценка персональных качеств работников организации методом ранжирования.
Производительность труда.
Расчет выработки.

Внеаудиторная самостоятельная работа:
 Выполнение домашних заданий по теме 1.2 (проработка конспектов занятий,
учебной литературы)
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Написание реферата на тему: Пути улучшения использования основных средств,
материальных запасов и трудовых ресурсов на предприятии».
Раздел 2. Экономическая эффективность

1-14
1-15
1-16
1-17
1-18
1-19
1-20
1-21
1-22
1-23
1-24
1-25
1-26
1-27
1-28
1-29
1-30
1-31
1-32
1-33
1-34
1-35
1-36
1-37
1-38
8

25(16)
7

Тема 2.1 Оценка
экономической
эффективности
производственных
решений.

6

Цели и задачи определения экономической эффективности. Показатели
экономической эффективности. Экономический эффект и порядок его определения.
Особенности расчета капитальных и текущих затрат по видам инноваций. Учет
сопутствующих неэкономических результатов (социальных и т.д.).Инвестиционный
проект как форма информационного обеспечения расчетов эффективности. Выбор
оптимального проекта.

7

Практическая работа №4
Расчеты экономической эффективности при применении новой техники.

8

Практическая работа №5
Комплексная оценка эффективности инноваций.
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 2.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).

Тема 2.2 Техникоэкономический анализ
организации производства

9

Характеристика показателей качества и эффективности технологических
процессов,оборудования, оснастки и организации производства.
Методы технико-экономического анализа технологии. Технологическая
себестоимость и ее применение в процессе технико-экономического анализа.

10

Практическая работа №6
Система показателей технологических процессов. Оценка эффективности
технических и организационных решений.
Внеаудиторная самостоятельная работа

13(8)
1-39
1-40

2

1-41
1-42
1-43
1-44
1-45
1-46
1-47
1-48
1-49
1-50
1-51
8

12(8)
1-52
1-53
1-54
1-55
1-56
1-57
1-58
1-59
1-60
1-61
1-62
1-63
8

2

8

● Выполнение домашнего задания по теме 2.2 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Раздел 3.Организация экономической деятельности предприятий.
Тема 3.1. Факторы
развития предприятия

11

12

Сущность и понятие потенциала предприятия и основы его формирования.
Показатели, характеризующие потенциал предприятия.
Инновационная деятельность и ее формы. Инфраструктура и информационное
обеспечение инновационной деятельности.
Практическая работа №7
Схема управления потенциалом предприятия.

Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
 «Предмет инновационной деятельности и ее значение в развитии
предприятия» .
Раздел 4.Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Тема 4.1
Право и экономика.

13

Правовое регулирование экономических отношений. Гражданский, Трудовой и
Административный кодексы Российской Федерации.
Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Определение
правомочий собственника.

14

Практическая работа №8
Решение производственных ситуаций.
(экономические и правовые споры).

8(8)
8(8)
1-64
1-65
1-66
1-67

2

1-68
1-69
1-70
1-71
8

25(12)
12(6)
1-72
1-73
1-74
1-75

2

1-76
1-77
1-78
1-79
9

Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
 Основные разделы ГКРФ, АК, ТКРФ
Тема 4.2. Труд и
социальное обеспечение

15

Трудовое право. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовой
договор. Материальная ответственность сторон трудового договора.
Рабочее
время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры.
Социальное обеспечение граждан.

16

Практическая работа №9
Ознакомление с разделами трудового договора.
Схема формирования заработной платы.
Понятие трудовой дисциплины на предприятии, нормативные акты
Способы мотивации персонала.
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
 Составление резюме.
 Разделы трудового договора.

1-80
1-81
1-82
1-83
6

13(6)
1-84
1-85
1-86
1-87
1-88

2

1-89
1-90
1-91
1-92
1-93
1-94
1-95
1-96

6

10

 Оформление документов при приеме на работу.
 Деловая игра «Разрешение индивидуального трудового спора»
Промежуточная аттестация по ОП 12– экзамен устный (по билетам)

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение в соответствии с рабочей
основной программой ОПОП.
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета с
необходимым оборудованием.
 Учебная мебель;
 Учебная доска;
 Шкафы для хранения наглядных пособий и учебной литературы;
 Комплект учебно-методической документации;
 Наглядные пособия;
 Технические средства обучения: ПК, принтер, сканер;
Реализация программы осуществляется в учебных кабинетах
менеджмент».

«Экономика отрасли и

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Воробьева И.П., Селевич О.С. Экономика и организация производства. Учебное пособие
для СПО.-М.: Издательство Юрайт, 2019г
2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие + практикум, М.:
Кнорус,2016г
3. МокийМ.С.,Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика организации. -3-е изд.,
переработанное и доп.-М.: Издательство Юрайт,2019г
4. Чечевицына Л.И.,ХачадуроваЕ.В.Экономика организации. Учебное пособие-Ростов н/Д.:
Феникс,2016г

1.

2.

3.

4.
5.

Дополнительные источники:
Миронов М.Г. , Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): учебник/М.Г.
Миронов, С.В. Загородников.– М.ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.
(Профессиональное
образование)
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник: [по всем
техническим специальностям] - 9-е изд., М.. Академия, 2016. (Среднее
профессиональное образование).
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учебное пособие для
преподавателей средних специальных учебных заведений. – М.: Ассоциация средних
специальных учебных заведений «Специалист», 2017.
Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой, М.: Финансы и
статистика, 2016.
Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ под редакцией профессора О.И. Волкова и
доцента О.В. Девяткина – 3-е издание, переработан и дополнен – М. ИНФРА – М.2016
Интернет-ресурсы
12

Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа: www.ru.wikipedia.org
Электронный ресурс «Все для студента»https://www.twirpx.com/files/emergency/
Электронный ресурс «Глоссарий». Форма доступа: www.glossary.ru
Электронный
ресурс
«
Единое
окно
доступа
к
образовательным
ресурсам»http://window.edu.ru/
5. Электронный ресурс «Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная
периодика». Форма доступа: www.public.ru
6. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа:
1.
2.
3.
4.

www.lib.ua-ru.net

7. Электронный ресурс «Экономико-правовая библиотека». Форма доступа: www.vuzlib.net
8. Электронный ресурс «Экономический портал». Форма доступа: www.economicus.ru

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 2.1. Юридические и
экономические основы
деятельности предприятий

ПК 2.2.Оценка экономической
эффективности
производственных решений.

ПК 2.3.Организация
экономической деятельности
предприятий.

Основные показатели оценки
результата
 функции и полномочия предприятия
определены правильно;
 организационно-хозяйственная
формапредприятия в зависимости от
экономических и юридических
характеристик установлена
правильно;
 план технического и
экономического развития предприятия
составлен в соответствии со
стратегическим планом;
 расчеты календарно-плановых
нормативов выполнены верно;
 показатели использования
оборудования рассчитаны верно;
 расчет показателей
производственной мощности
произведен правильно;
 фонд заработной платы
структурного подразделения
определен правильно;
 расчет потребности в режущем и
мерительном инструменте сделан
верно.
 критерии эффективности
деятельности подразделения
рассчитаны правильно;
 расчет экономической
эффективности внедрения новой
техники выполнен верно;
 показатели эффективности
организации основного оборудования
рассчитаны верно;

Формы и методы
контроля и оценки

Текущий контроль:
- отчеты по
практических
работам;
- устный и
письменный опрос по
темам;
- решение
ситуационных задач
по темам
Экзамен устный

 соответствие принятых решений
анализируемой управленческой
проблеме;
 соответствие разработанной системы
мотивации целям и задачам
структурного подразделения;
 обоснованность выбора методов и
способов разрешения конфликтной
ситуации.
 технико-экономические показатели
деятельности структурного
14

подразделения рассчитаны верно.
ПК 2.4 Правовое обеспечение
профессиональной
деятельности

 уставные документы предприятия
определены верно;
 определение правомочий
собственникаосуществлено верно.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
OK1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК 5. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК
6.
Брать
на
себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
за
результат выполнения заданий.
ОК 7. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

Основные показатели
оценки результата
- демонстрация интереса к
будущей профессии
- выбор и применение
методов и способов решения
профессиональных задач в
области экономической и
маркетинговой деятельности;
- оценка эффективности и
качества выполнения;
- решение стандартных и
нестандартных организации
экономической
и
маркетинговой деятельности
эффективный
поиск
различных
источников
информации;
- использование различных
источников информации

Формы и методы контроля
и оценки

Экспертное наблюдение и
оценка на практических и
занятиях при выполнении
работ
Экзамен по учебной
дисциплине.

- взаимодействие со
студентами,
преподавателями и
мастерами в ходе обучения
- самоанализ и коррекция
результатов собственной
работы
-организация
самостоятельных занятий
при изучении
профессионального модуля

15

ОК
8.
Ориентироваться
в
условиях
частной
смены
технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 9.Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением полученных
профессиональных знаний (для
юношей).

- анализ инноваций в области
разработки технологических
процессов изготовления
деталей машин
- демонстрация готовности к
исполнению
воинской
обязанности.

Критерии оценок для текущего контроля:
«5» -выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу излагает
его,
умеет
применять
полученные
знания
на
практике;
- показал всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины,
знакомство с дополнительной литературой.
"4"- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу излагает
его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе некоторые
неточности;
"3"- выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике;
«2» - выставляется студенту, который показывает фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической
последовательности в изложении программного материала, допускает в ответе или в решении
задач
грубые
ошибки;
− не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает
грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать
полученные знания при планировании своей профессиональной деятельности.

Критерий оценки на экзамене складывается из следующих показателей:
«5» -выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает
его,
умеет
применять
полученные
знания
на
практике;
- показывает всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины,
знакомство с дополнительной литературой.
"4"- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе
некоторые неточности;
"3" выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике.
"2" - выставляется студенту, которыйимеет фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической
16

последовательности в изложении программного материала, допускающему в ответе или в
решении
задач
грубые
ошибки;
− не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает
грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать
полученные знания при планировании своей профессиональной деятельности.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».