Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики, организации и
правового обеспечения профессиональной деятельности» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 15.02.08«Технология машиностроения» от 18.04.2014
№350 по программе базовой подготовки для студентов очного отделения.
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании
в Российской Федерации";
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О. В. Терёшкина» » (от
09.11.2016 №788-ПП);
Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП;
Положения о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
Положения о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации ;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» .
Организация-разработчик:
ГАПОУ СО "Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина"
Якимова А.М. преподаватель 1квалификационная категория.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
Паспорт рабочей программы дисциплины
4
2. Структура и содержание дисциплины
5
3. Условия реализации дисциплины
12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
14
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 12 Основы экономики, организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности
.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (УД)является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности среднего профессионального образования (СПО)15.02.08Технология
машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.
Дисциплина ОП 12 «Основы экономики, организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки,
заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
подразделения;
разрабатывать бизнес-план;
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством РФ;
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
действующие нормативные правовые акты, регулирующие производственнохозяйственную деятельность;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации,
показатели их эффективного использования;
механизмы и формы оплаты труда в современных условиях;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
основные
действующие
нормативные
правовые
акты,
регулирующие
правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
классификацию, основные виды и правила составления нормативных правовых
актов;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 144 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 144 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 48 часов.
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего
96
в том числе:
практические занятия
57
Внеаудиторная учебная нагрузка (самостоятельная работа обучающегося) всего
48
В том числе:
Изучение дополнительной, справочной литературы
Подготовка сообщений, докладов, рефератов
Составление опорного конспекта
Заполнение таблиц
Промежуточная аттестация: экзамен устный (по билетам)
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности».
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Наименование разделов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
и тем
1
2
ОП 12 Основы экономики, организации и правового обеспечения профессиональной деятельности.
Объем
часов
Раздел 1. Юридические и экономические основы деятельности предприятий
38(12)
Тема 1.1 Предприятие –
основное звено экономии
10 (4 )
1-1
1-2
1-3
1-4
1-5
1-6
1-7
1-8
1-9
1-10
4
1
Экономические особенности функционирования предприятий отрасли в рыночной
среде.
Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Типы предприятий.
Предприятие как социально-экономическая система. Внешняя среда предприятия.
2
Практическая работа №1
«Определение организационно-хозяйственной формыпредприятия в зависимости
от экономических и юридических характеристик».
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
«Организационно-правовая форма предприятия (индивидуальное задание)»
Тема 1.2. Ресурсы
предприятия.
Продукция предприятия
3
Имущество предприятия. Капитал предприятия: собственный и заемный. Способы
получения заемных средств. Общие понятия об основных средствах предприятия и
их роли в производстве. Состав и структура основных средств. Износ основных
3
96(48)
28(8 )
1-11
1-12
Уро
вень
освое
ния
4
2
1
1
1
1
2
1-13
6
средств. Состав, структура и формирование оборотных средств. Материальные
запасы на предприятии. Трудовые ресурсы предприятия. Персонал предприятия и
его структура. Организация и мотивация оплаты труда.
4
Практическая работа № 2
Расчет показателей состояния, движения и использования основных средств.
Определение суммы износа.
Определение потребности в оборотных средствах.
Показатели использования оборотных средств.
Порядок составления и оформления документации материально-технического
снабжения.
5
Практическая работа №3
Схема распределение численности персонала по категориям.
Оценка персональных качеств работников организации методом ранжирования.
Производительность труда.
Расчет выработки.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 1.2 (проработка конспектов занятий,
учебной литературы)
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Написание реферата на тему: Пути улучшения использования основных средств,
материальных запасов и трудовых ресурсов на предприятии».
Раздел 2. Экономическая эффективность
1-14
1-15
1-16
1-17
1-18
1-19
1-20
1-21
1-22
1-23
1-24
1-25
1-26
1-27
1-28
1-29
1-30
1-31
1-32
1-33
1-34
1-35
1-36
1-37
1-38
8
25(16)
7
Тема 2.1 Оценка
экономической
эффективности
производственных
решений.
6
Цели и задачи определения экономической эффективности. Показатели
экономической эффективности. Экономический эффект и порядок его определения.
Особенности расчета капитальных и текущих затрат по видам инноваций. Учет
сопутствующих неэкономических результатов (социальных и т.д.).Инвестиционный
проект как форма информационного обеспечения расчетов эффективности. Выбор
оптимального проекта.
7
Практическая работа №4
Расчеты экономической эффективности при применении новой техники.
8
Практическая работа №5
Комплексная оценка эффективности инноваций.
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 2.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тема 2.2 Техникоэкономический анализ
организации производства
9
Характеристика показателей качества и эффективности технологических
процессов,оборудования, оснастки и организации производства.
Методы технико-экономического анализа технологии. Технологическая
себестоимость и ее применение в процессе технико-экономического анализа.
10
Практическая работа №6
Система показателей технологических процессов. Оценка эффективности
технических и организационных решений.
Внеаудиторная самостоятельная работа
13(8)
1-39
1-40
2
1-41
1-42
1-43
1-44
1-45
1-46
1-47
1-48
1-49
1-50
1-51
8
12(8)
1-52
1-53
1-54
1-55
1-56
1-57
1-58
1-59
1-60
1-61
1-62
1-63
8
2
8
● Выполнение домашнего задания по теме 2.2 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Раздел 3.Организация экономической деятельности предприятий.
Тема 3.1. Факторы
развития предприятия
11
12
Сущность и понятие потенциала предприятия и основы его формирования.
Показатели, характеризующие потенциал предприятия.
Инновационная деятельность и ее формы. Инфраструктура и информационное
обеспечение инновационной деятельности.
Практическая работа №7
Схема управления потенциалом предприятия.
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
«Предмет инновационной деятельности и ее значение в развитии
предприятия» .
Раздел 4.Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Тема 4.1
Право и экономика.
13
Правовое регулирование экономических отношений. Гражданский, Трудовой и
Административный кодексы Российской Федерации.
Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Определение
правомочий собственника.
14
Практическая работа №8
Решение производственных ситуаций.
(экономические и правовые споры).
8(8)
8(8)
1-64
1-65
1-66
1-67
2
1-68
1-69
1-70
1-71
8
25(12)
12(6)
1-72
1-73
1-74
1-75
2
1-76
1-77
1-78
1-79
9
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
Основные разделы ГКРФ, АК, ТКРФ
Тема 4.2. Труд и
социальное обеспечение
15
Трудовое право. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовой
договор. Материальная ответственность сторон трудового договора.
Рабочее
время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры.
Социальное обеспечение граждан.
16
Практическая работа №9
Ознакомление с разделами трудового договора.
Схема формирования заработной платы.
Понятие трудовой дисциплины на предприятии, нормативные акты
Способы мотивации персонала.
Внеаудиторная самостоятельная работа
● Выполнение домашнего задания по теме 1.1 (проработка конспекта занятия,
учебной литературы, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить конспект на тему:
Составление резюме.
Разделы трудового договора.
1-80
1-81
1-82
1-83
6
13(6)
1-84
1-85
1-86
1-87
1-88
2
1-89
1-90
1-91
1-92
1-93
1-94
1-95
1-96
6
10
Оформление документов при приеме на работу.
Деловая игра «Разрешение индивидуального трудового спора»
Промежуточная аттестация по ОП 12– экзамен устный (по билетам)
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение в соответствии с рабочей
основной программой ОПОП.
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета с
необходимым оборудованием.
Учебная мебель;
Учебная доска;
Шкафы для хранения наглядных пособий и учебной литературы;
Комплект учебно-методической документации;
Наглядные пособия;
Технические средства обучения: ПК, принтер, сканер;
Реализация программы осуществляется в учебных кабинетах
менеджмент».
«Экономика отрасли и
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Воробьева И.П., Селевич О.С. Экономика и организация производства. Учебное пособие
для СПО.-М.: Издательство Юрайт, 2019г
2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие + практикум, М.:
Кнорус,2016г
3. МокийМ.С.,Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика организации. -3-е изд.,
переработанное и доп.-М.: Издательство Юрайт,2019г
4. Чечевицына Л.И.,ХачадуроваЕ.В.Экономика организации. Учебное пособие-Ростов н/Д.:
Феникс,2016г
1.
2.
3.
4.
5.
Дополнительные источники:
Миронов М.Г. , Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): учебник/М.Г.
Миронов, С.В. Загородников.– М.ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.
(Профессиональное
образование)
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник: [по всем
техническим специальностям] - 9-е изд., М.. Академия, 2016. (Среднее
профессиональное образование).
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учебное пособие для
преподавателей средних специальных учебных заведений. – М.: Ассоциация средних
специальных учебных заведений «Специалист», 2017.
Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой, М.: Финансы и
статистика, 2016.
Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ под редакцией профессора О.И. Волкова и
доцента О.В. Девяткина – 3-е издание, переработан и дополнен – М. ИНФРА – М.2016
Интернет-ресурсы
12
Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа: www.ru.wikipedia.org
Электронный ресурс «Все для студента»https://www.twirpx.com/files/emergency/
Электронный ресурс «Глоссарий». Форма доступа: www.glossary.ru
Электронный
ресурс
«
Единое
окно
доступа
к
образовательным
ресурсам»http://window.edu.ru/
5. Электронный ресурс «Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная
периодика». Форма доступа: www.public.ru
6. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа:
1.
2.
3.
4.
www.lib.ua-ru.net
7. Электронный ресурс «Экономико-правовая библиотека». Форма доступа: www.vuzlib.net
8. Электронный ресурс «Экономический портал». Форма доступа: www.economicus.ru
13
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 2.1. Юридические и
экономические основы
деятельности предприятий
ПК 2.2.Оценка экономической
эффективности
производственных решений.
ПК 2.3.Организация
экономической деятельности
предприятий.
Основные показатели оценки
результата
функции и полномочия предприятия
определены правильно;
организационно-хозяйственная
формапредприятия в зависимости от
экономических и юридических
характеристик установлена
правильно;
план технического и
экономического развития предприятия
составлен в соответствии со
стратегическим планом;
расчеты календарно-плановых
нормативов выполнены верно;
показатели использования
оборудования рассчитаны верно;
расчет показателей
производственной мощности
произведен правильно;
фонд заработной платы
структурного подразделения
определен правильно;
расчет потребности в режущем и
мерительном инструменте сделан
верно.
критерии эффективности
деятельности подразделения
рассчитаны правильно;
расчет экономической
эффективности внедрения новой
техники выполнен верно;
показатели эффективности
организации основного оборудования
рассчитаны верно;
Формы и методы
контроля и оценки
Текущий контроль:
- отчеты по
практических
работам;
- устный и
письменный опрос по
темам;
- решение
ситуационных задач
по темам
Экзамен устный
соответствие принятых решений
анализируемой управленческой
проблеме;
соответствие разработанной системы
мотивации целям и задачам
структурного подразделения;
обоснованность выбора методов и
способов разрешения конфликтной
ситуации.
технико-экономические показатели
деятельности структурного
14
подразделения рассчитаны верно.
ПК 2.4 Правовое обеспечение
профессиональной
деятельности
уставные документы предприятия
определены верно;
определение правомочий
собственникаосуществлено верно.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
OK1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК 5. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК
6.
Брать
на
себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных),
за
результат выполнения заданий.
ОК 7. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Основные показатели
оценки результата
- демонстрация интереса к
будущей профессии
- выбор и применение
методов и способов решения
профессиональных задач в
области экономической и
маркетинговой деятельности;
- оценка эффективности и
качества выполнения;
- решение стандартных и
нестандартных организации
экономической
и
маркетинговой деятельности
эффективный
поиск
различных
источников
информации;
- использование различных
источников информации
Формы и методы контроля
и оценки
Экспертное наблюдение и
оценка на практических и
занятиях при выполнении
работ
Экзамен по учебной
дисциплине.
- взаимодействие со
студентами,
преподавателями и
мастерами в ходе обучения
- самоанализ и коррекция
результатов собственной
работы
-организация
самостоятельных занятий
при изучении
профессионального модуля
15
ОК
8.
Ориентироваться
в
условиях
частной
смены
технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 9.Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением полученных
профессиональных знаний (для
юношей).
- анализ инноваций в области
разработки технологических
процессов изготовления
деталей машин
- демонстрация готовности к
исполнению
воинской
обязанности.
Критерии оценок для текущего контроля:
«5» -выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу излагает
его,
умеет
применять
полученные
знания
на
практике;
- показал всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины,
знакомство с дополнительной литературой.
"4"- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу излагает
его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе некоторые
неточности;
"3"- выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике;
«2» - выставляется студенту, который показывает фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической
последовательности в изложении программного материала, допускает в ответе или в решении
задач
грубые
ошибки;
− не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает
грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать
полученные знания при планировании своей профессиональной деятельности.
Критерий оценки на экзамене складывается из следующих показателей:
«5» -выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает
его,
умеет
применять
полученные
знания
на
практике;
- показывает всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины,
знакомство с дополнительной литературой.
"4"- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе
некоторые неточности;
"3" выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике.
"2" - выставляется студенту, которыйимеет фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической
16
последовательности в изложении программного материала, допускающему в ответе или в
решении
задач
грубые
ошибки;
− не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает
грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать
полученные знания при планировании своей профессиональной деятельности.
17