Программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности
15.02.08
Технология
машиностроения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2014 г. № 350
(зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2014 № 33204)
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» (от 09.11.2016 №788ПП).
- Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины, циклов
ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП
- Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и практических
занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терёшкина»;
- Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
- Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации.
- Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»
Организация-разработчик ГАПОУ СО "Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина"
Разработчик:
Сергеева Светлана Александровна, преподаватель 1 квалификационной категории
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ 14
ОСВОЕНИЯ 15
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Программа входит в состав укрупненной
группы специальностей 15.00.00 Машиностроение.
1.1.
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» является обязательной частью
гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
Учебная
дисциплина
«Основы
философии»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности
15.02.08 Технология машиностроения. Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК 01, ОК 03 - ОК 08, ПК 1.4, 1.5, 2.2
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся
должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
В результате изучения учебной дисциплины Основы философии обучающийся должен
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего
специалиста.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
4
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических
процессов обработки деталей.
ПК 2.2. Руководить работой структурного подразделения.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
60
48
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.
10
12
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Введение в философию.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие
1-1 Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов
«философия» и
мировоззрения. Функции философии. Главные разделы философского знания.
его значение.
1-2 Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая
Основной
стороны.
вопрос
философии
Тематика практических занятий
1-3 № 1 Заполнение таблицы «Главные направления философии»
1-4
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Восточная
1-5 Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного
философия
сознания в возникновении философии. Философия древней Индии. Веды как
памятник предфилософии. Учение о единстве мироздания. Учение о
переселении душ, его влияние на индийскую культуру. Основные направления в
буддизме
1-6 Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их
китаецентризм. Специфика религиозных воззрений в Китае. Мировоззренческое
значение «Книги перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях. Лао-Цзы и учение
даосизма. Чжуань-цзы.. Конфуций и его учение. Моизм. Философия легизма.
ХаньФэй-цзы.
Объем в
часах
Уровень
освоения
3
4
2
4
Коды
компетенций,
формировани
ю
которых
способствует
элемент
программы
5
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
1
2
2
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
24
2
1
7
Тема 2.2.
Античная
философия.
Самостоятельная работа обучающихся
№ 1 Подготовить презентацию «Представления Конфуция о ритуале,
человечности, государстве».
Содержание учебного материала
1-7 Периоды в развитии философии античности. Поиски вещественных
субстанций как путь поиска первоначала (архе). Милетская школа философии.
Диалектика Гераклита. Учение Пифагора.
1-8 Элейская школа философии. Учение Парменида. Апории Зенона. Демокрит
и древние атомисты. Теория гомеомерий у Анаксагора. Философия Эмпедокла.
Философия Платона. Философия Аристотеля. Философия эпохи Эллинизма, её
специфика. Философская проблематика стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и
кинизма. Римская философия. Неоплатонизм.
Тематика практических занятий
1-9 № 2 Заполнение таблицы «Античная философия»
1-10
Тема 2.3.
Средневековая
философия.
Тема 2.5.
Философия
эпохи
Возрождения
Самостоятельная работа обучающихся
№ 2 Работа с текстами: Платон «Апология Сократа», Диоген Лаэртский «О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Содержание учебного материала
2
3
1
2
2
2
3
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1-11 Основные черты средневековой философии, её отличие от античной
философии. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм. Патристика и
схоластика. Философия Аврелия Августина. Основная проблематика
схоластической философии.
1-12 Проблема доказательств бытия Бога. Доказательство Ансельма
Кентерберийского и 5 физико-космологических доказательств Фомы
Аквинского. Жизненный путь и философия Пьера Абеляра.
Содержание учебного материала
1-13 Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер.
Основные направления философии эпохи Возрождения и их представители:
Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Н. Кузанский, Л. да Винчи, Н. Коперник, Д.
Бруно, Г. Галилей.
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
2
2
1
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
8
1-14 Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и
художника. Антропоцентризм как основная черта философии Возрождения.
Борьба со схоластикой. Социальная философия Возрождения: Н. Макиавелли.
Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Скептицизм М. Монтеня.
Тема 2.6.
Философия
XVII века.
Тема 2.7.
Философия
XVIII века
Тема 2.8.
Немецкая
классическая
философия
Содержание учебного материала
1-15 Эмпиризм и рационализм Нового времени. Философия Ф. Бэкона: критика
схоластики, развитие экспериментального метода и метода индукции.
Материалистические воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Локка,
учение о душе как «чистой доске».
1-16 Философия Р. Декарта: интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод,
поиск рационального порядка, концепция врождённых идей, дуализм.
Пантеистические воззрения Б. Спинозы. Рационализм в философии Г.В.Лейбница. Теодицея и учение нашем мире как лучшем из возможных.
Содержание учебного материала
1-17 Основные идеи философии XVIII века. Эмпиризм и рационализм в
философии XVIII века.
И. Ньютон: создание теоретической механики.
Субъективный идеализм Д. Беркли, агностицизм и скептицизм Д. Юма.
Философия европейского Просвещения.
1-18 Характерные черты философии эпохи Просвещения. Французское
Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К.
Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр.
Содержание учебного материала
1-19 Основные достижения немецкой классической философии. Агностицизм и
субъективный идеализм Иммануила Канта. Элементы материализма в
философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка
категорического императива.
1-20 Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа
идей. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской
диалектики. Материалистическое понимание природы и философская
антропология Л. Фейербаха.
Самостоятельная работа обучающихся
№ 3 Работа с текстами: И.Кант «Основы метафизики нравственности», Г. В. Ф.
Гегель «Философия истории»
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
3
3
9
Тема 2.9.
Современная
западная
философия.
Содержание учебного материала
1-21 Основные черты современной западной философии. Экзистенциализм.
Позитивизм: классический позитивизм; «второй позитивизм»; неопозитивизм;
постпозитивизм. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и
культуру.
Тематика практических занятий
1-22 № 3 Заполнение таблицы «Основные направления современной западной
философии»
Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Русская
1-23 Характерные черты русской философии. Философская мысль
философия.
средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские взгляды. Философия
русского Просвещения. Философия А.Н. Радищева и декабристов. Западники и
славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурноисторических типов Н.Я. Данилевского.
1-24 Философия революционного демократизма. Философские взгляды
либеральных и революционных народников. Религиозно – этические искания
Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия В.С. Соловьёва:
положительное всеединство, София. Философия Н.А. Бердяева: темы свободы,
творчества, ничто и Бога. Философия С.Н. Булгакова. Диалектическая
феноменология и символизм А.Ф. Лосева.
Тематика практических занятий
1-25 №3 Семинар «Философия в СССР и современной России»
1-26
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Онтология и
1-27 Предмет и проблематика онтологии. Бытие объективное и субъективное.
Диалектика
Понятие материи. Движение как неотъемлемый атрибут материи. Основные
свойства материи. Пространство и время как атрибуты существования материи.
Обзор основных теорий пространства и времени.
1-28 Диалектика как методология, теория и метод познания. Концепция
развития в диалектической философии. Категории диалектики: качество,
количество, мера, скачок и пр. Законы диалектики.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
3
1
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
1
2
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
2
2
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
24
2
1
2
ОК 01,
10
Гносеология –
философское
учение о
познании.
Тема 3.4.
Философская
антропология о
человеке.
Тема 3.5.
Философия
общества.
Тема 3.6.
Философия
истории.
Тема 3.7.
1-29 Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной
части философии. Формирование основных проблем гносеологии. Субъект и
объект познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание:
понятие, суждение, умозаключение. Творчество. Память и воображение.
1-30 Сознательное, бессознательное, надсознательное. Учение о сознании в
историко-философской мысли. Происхождение сознания и его сущность.
Идеальность сознания и его структура. Общественная природа сознания.
Содержание учебного материала
1-31 Философская антропология как научная дисциплина и её предмет.
Проблема человека в истории философской мысли. Представление о сущности
человека в истории философской мысли.
1-32 Человек как личность. Сущность характеристик личности. Механизмы
социализации личности. Личность и индивид. Деятельность как способ
существования человека. Структура, виды, формы и уровни деятельности.
Свобода как философская категория.
Самостоятельная работа обучающихся
№ 4 Написать эссе «Проблема свободы человека»
Тематика практических занятий
1-33 №4 Семинар «Социальная философия как знание об обществе.
1-34 Социальная трансформация»
Вопросы: Структура современного социально – философского знания.
Происхождение общества. Сущность общества. Общество и его структура.
Подсистемы общества. Объективное и субъективное в обществе. Материальное
и духовное в применении к обществу. Человек и общество.
Содержание учебного материала
1-35 Сущность идеалистического и материалистического понимания истории.
Вопрос о направленности и движущих силах исторического развития.
Теологическая философия (Августин), объективно-идеалистическая философия
истории (Гегель). Волюнтаризм в философии истории (Т. Карлейль).
1-36 Географический и экономический детерминизм в философии истории.
Философия марксизма и современность. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории.
Содержание учебного материала
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
1
2
1
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
3
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
2
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
1
ОК 01,
11
Философия
культуры.
Аксиология как
учение о
ценностях.
Тема 3.8.
Философская
проблематика
этики и
эстетики.
Тема 3.9.
Философия и
религия.
Философия
науки и
техники.
Тема 3.11.
1-37 Определение культуры. Виды культуры, культура материальная и
духовная. Соотношение культуры и природы как философская проблема.
Понятие «цивилизация», его взаимоотношение с понятием «культура». Теории
локальных цивилизаций. Воспитательная роль культуры. Учение о ценностях в
истории философской мысли. Понятие ценности, как философской категории.
Классификация ценностей и их основание.
Тематика практических занятий
1-38 № 5 Написать эссе на тему «Высшие (абсолютные) и низшие
(относительные) ценности»
Содержание учебного материала
1-39 Предмет этики. Соотношение нравственности и морали. Нравственность и
право. Добро и зло как главные категории этики. Проблема долга и
нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория.
Практическое выражение этики в поведении современного человека.
1-40 Предмет эстетики. Специфика эстетического восприятия мира. Связь
эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское
понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое.
Содержание учебного материала
1-41 Философия и религия: сходства и различия. Классификация философскорелигиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Особенности религий
откровения. Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема свободы совести,
реализация этого принципа в современном мире и России.
1-42 Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной
деятельности. Понятие техники, соотношение научной и технической
деятельности. Требования к личности учёного и изобретателя. Этическая
сторона научной и технической деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
№5 Подготовить доклад на одну из тем:
«Виды религиозных воззрений: политеизм и монотеизм»
«Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном
мире и России»
«Наука и техника в современном обществе»
«Отличие науки и паранауки»
Содержание учебного материала
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
1
1
3
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
2
1
2
3
2
ОК 01,
12
1-43 Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем.
Классификация глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек –
природа»: Экологические глобальные проблемы.
1-44 Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия
массового поражения, рост социального неравенства мировых регионов,
международный терроризм, распространение наркомании и заболеваний.
Тематика практических занятий
1-45 № 6 Семинар «Пути и способы решения глобальных проблем, роль
1-46 философии в этом»
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет в виде теста
Философия и
глобальные
проблемы
современности.
1
2
2
2
Всего:
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
3
ОК 01,
ОК 03 - ОК 08,
ПК 1.4, 1.5, 2.2
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Философии и речевых коммуникаций», оснащенный оборудованием:
- 1 доска классная,
- рабочее место педагога (1 стол, 1 стул);
- 15 столов,
- 30 стульев,
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- проектор,
- документ-камера,
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы, электронный учебник.
Основные источники:
1. Финогентов В.Н., Рожкова Н.В. Орёл: Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016. - 416 с.
2. Тюгашев Е.А. Философия: учебное пособие. - Новосибирск, 2016.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Кохановский В.П. Основы философии : учебник / В.П.Кохановский, Т.П. Матяш, В.П.
Яковлев, Л.В. Жаров ; под ред. В.П. Кохановского. - 15-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 232 с.
- (Средне профессиональное образование).
Интернет-ресурсы:
1. Научный альманах «Философский век» .- [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http//ideashistory.ru.org.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.08.2013).
2. ВЕСТНИК Российского философского общества.- [Электронный ресурс]: Режим
доступа: https://rfo1971.ru/vestnik-rfo/
3. Цифровая библиотека по философии. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://filosof.historic.ru/
4. Электронная Библиотека Гумер. - [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, а
также итогового тестирования.
Результаты обучения
Знания
основных
категорий
и
понятий философии;
роли философии в жизни
человека и общества;
основ философского учения о
бытии;
сущности процесса познания;
основ научной, философской
и религиозной картин мира;
об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности
за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
о социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий.
Умения
ориентироваться в наиболее
общих
философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни
как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста.
Критерии оценки
Формы и методы оценки
Демонстрация знаний о
роли философии в
жизни человека и
общества, о сущности
процесса познания;
Демонстрация знаний
по главным
философским терминам
и понятиям,
проблематики.
Демонстрация знаний
основных теорий
научной, философской
и религиозной картин
мира.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
- выполнении тестирования;
- выполнении проверочных работ.
- подготовке и выступлении с
докладом, сообщением
-защите реферата
- сдаче дифференцированного зачета
Демонстрация умений
ориентироваться в
истории развития
философского знания,
в наиболее общих
философских
проблемах бытия,
познания, ценностей,
свободы и смысла
жизни как основах
формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
- выполнении тестирования;
- выполнении проверочных работ.
- подготовке и выступлении с
докладом, сообщением
-защите реферата
- сдаче дифференцированного зачета
Оценка результатов обучения
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
15
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность
и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
нет
определенной
логической
последовательности,
неточно
используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка самостоятельных, проверочных работ по теоретическому курсу:
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным
языком с соблюдением научной терминологии в определенной логической последовательности,
студент приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу философии, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объёма задания, но в ней имеются
недочеты;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении
взаимосвязей, выводах и решении задач;
- обучающийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным
при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объём выполненной части составляет не менее 2/3 от
общего объёма), но допущены существенные неточности;
- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий;
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объём выполненной части менее 2/3 от общего объёма
задания);
- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
16
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
17