Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15 «Биология» разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 №Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования№;
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования»;
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014
N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
МР по организации получения СОО в пределах освоения образовательных программ
СПО на базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой профессии и специальности
СПО<Письмо> Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для ПОО (2015 г.)
Уточнений ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г.
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терѐшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина»
Разработчик:
Преподаватель: Токалова Наталья Валерьевна, высшая квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
9
ОСВОЕНИЯ 11
12
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 БИОЛОГИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью рабочей основной
профессиональной образовательной программы (общеобразовательный цикл) в соответствии с
ФГОС по ОПОП ППССЗ, ППКРС технического профиля: 15.02.08 Технология машиностроения
1.2.
МЕСТО
ДИСЦИПЛИНЫ
В
СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ и ППКРС и место учебной дисциплины «Биология» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО
КУРСА БИОЛОГИИ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, еѐ
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений;
выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов,
решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
•
личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине
мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для
обеспечения продуктивного самообразования;
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в
профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в
коллективе;
4
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил
поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
•
метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
•
предметных:
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки студента - 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 36 часов;
практические занятия 10 часов;
самостоятельной работы студента - 18 часа.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
контрольная работа
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
работа с учебной и справочной литературой
созданий презентаций
Итоговая аттестация дифференцированный зачет в форме
тестирования
Количество часов
54
36
10
1
18
6
12
1
6
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Наименование
разделов
Введение
Раздел
клетке
1.
Учение
Содержание учебного материала, практические задания, Количеств
самостоятельное изучение
о часов
1.1-1.3 Общие закономерности, значение биологии. Свойства
живого вещества, уровни организации живого вещества.
Этические
проблемы
трансплантологии
медицины,
клонирования и наследственности человека.
1.4 Практическая работа № 1 «Составление схемы
составления живого вещества».
1.5 Клеточная теория
1.6 Химический состав клетки.
1.7 Белки, жиры, углеводы.
1.8. Нуклеиновые кислоты – биологические полимеры.
1.9,10 Строение животной клетки.
1.11. Практическая работа № 2 «Составление схемы строения
о животной клетки».
1.12. Обмен веществ и энергия в клетке. АТФ
1.13. Практическая работа № 3 «Умение характеризовать
этапы энергетического обмена».
1.14. Автотрофы, гетеротрофы, хемосинтез.
1.15 Практическая работа № 4 «Умение давать
характеристику и сравнивать процессы метаболизма».
1.16,17 Биосинтез белка. Механизм работы рибосом.
1.18,19 Вирусы, строение, классификация, болезни.
Самостоятельная работа.
Презентация на тему: «Уровни организации живой природы»
«Хемосинтез».
«Что такое метаболизм».
2.20 Жизненный цикл клетки.
2.21 Способы деления клеток.
2.22. Митоз. Значение митоза.
2.23 Мейоз. Значение мейоза.
Раздел 2. Размножение
2.24 Практическая работа № 5 «Сравнение мейоза и митоза».
и
индивидуальное
2.25 Практическая работа № 6 «Умение сравнивать по
развитие организма
характеристикам способы размножения организмов».
2.26 Онтогенез
2.27 Практическая работа № 7 «Ознакомление с процессом
закладки органов на примере ланцетника».
Самостоятельная работа.
Презентация на тему: «Размножение организмов».
3
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
7
Раздел 3. Генетика
3.28 Генетика. История открытия законов.
3.29. Законы Г. Менделя.
3.30 Практическая работа № 8 «Умение составлять и решать
генетические задачи».
3.31 Практическая работа № 9 «Решение генетических задач»
3.32 Контрольная работа № 1 «Решение задач на монодигибридное скрещивание».
3.33 Хромосомная теория Т. Моргана.
3.34 Генетика пола. Сцепленное с полом наследования.
3.35 Практическая работа № 10 «Ознакомление с основными
направлениями в медицине генетики.»
Самостоятельная работа
Презентация по теме «Генетический код»
«Репликация ДНК».
Дифференцированный 3.36. Итоговый тест по «Биологии».
зачет
Итого по курсу
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
54
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология.
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Развитие
растительного мира», «Развитие животного мира», «Уровни организации живой природы»,
«Экология Урала».
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по биологии;
- набор «Портреты ученых – биологов»;
- коллекции;
- ТСО: ноутбук, видеопроектор,
3.2. Информационное обеспечение обучения перечень рекомендуемых учебных
изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
Колесников С. И. Общая биология (для СПО). М. КноРус 2016
Константинов В.М. Общая биология. Учебник. М Academia 2018
Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б.. Общая биология ( для СПО) М.КноРус 2018
Пак В..В. Биология. Учкбник под редакцией Лысенко Н.П. СПб. Лань 2017
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельностью
М.Acadevia 2017
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Брауэр Э. С. Теоретическая биология. СПб. Росток 2017
Горохова С.С. Прокопенко Н.А .Косолапова Н.В Основы биологии. Учебное пособие .М.
ИЦ Академия 2017
Шустанова Т.А. Биология Тесты, задания,лучшие методики М. Феникс 2019
Интернет-ресурсы
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
9
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты ФГОС
Формы и методы контроля и оценки
обучения
1) сформированность представлений о роли
и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в фронтальный
опрос,
самостоятельная
формировании
кругозора
и работа, практическая работа, итоговый тест
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2)
владение
основополагающими
понятиями и представлениями о живой диктант,
фронтальный
природе, еѐ уровневой организации и самостоятельная работа
эволюции;
уверенное
пользование
биологической
терминологией
и
символикой;
опрос,
3) владение основными методами научного
познания,
используемыми
при
биологических
исследованиях
живых практическая
работа,
самостоятельная
объектов и экосистем: описание, измерение, работа, практическая работа, итоговый тест,
проведение наблюдений; выявление и решение генетических задач
оценка антропогенных изменений в
природе;
4) сформированность умений объяснять
результаты биологических экспериментов,
решать
элементарные
биологические практическая работа, проверочная работа
задачи;
5) сформированность собственной позиции
по
отношению
к
биологической
информации, получаемой из разных Самостоятельная работа,
источников, к глобальным экологическим опрос, итоговый тест
проблемам и путям их решения.
фронтальный
11
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов, необходимо
учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия понятий,
точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно, использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
определения
понятий
неполные,
допущены
незначительные
нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов
или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда
последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и
опытов или допущены ошибки при их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении
понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при
этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
12
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки
в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух
ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные
в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает
отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования
безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
13
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных
гипотез происхождения
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого
общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное
развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и
избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме
— биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных
развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на
конкретных примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди,
смоги и их предотвращение.
• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
14