ОУД.04 История

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;

Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 №Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования№;

Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и
науки РФ от 14.06.2013 №464»;

Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;

Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у
школьников и студентов»);

ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645,
от 31.12.2015 N 1578)

МР по организации получения СОО в пределах освоения образовательных программ СПО на
базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой профессии и специальности СПО<Письмо>
Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259

Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для ПОО (2015 г.)

Уточнений ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г.

Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП 09.11.2016г;

Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических работ
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;

Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В. Терѐшкина»;


Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».

Разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терешкина»
Рябкова Г.А. преподаватель вышей категории

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины

3

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины

17
20

3

1. Паспорт программы ОУД.04 «История»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью рабочей основной
профессиональной образовательной программы (общеобразовательный цикл) в соответствии с
ФГОС по ОПОП ПССЗ технического и естественнонаучного профиля (базовой подготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина, «история» принадлежит к общеобразовательному циклу.
учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «История»
— в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным
символам (гербу, флагу, гимну);
−− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
−− готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты, распознавать признаки экстремизма и терроризма, уметь противостоять
проявлениям коррупции.
4

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической
информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
−сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире;
−владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
−сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
−владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
−сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
по исторической тематике, истокам и проявлениям терроризма и коррупции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студентов – 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной (теоретических занятий) – 117 часов;
самостоятельной работы – 59 часов;
лабораторные работы – 20 часов

5

2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Практические работы
Самостоятельная работа студентов (всего)

Количество
часов
176
117
20
59

Изучение
предмета
завершается
промежуточной
(дифференцированный зачет - итоговый тест по курсу "История" ).

аттестацией

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименов
ание
разделов и
тем
1

Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
2
Русь изначальная
Раздел 1
Индоевропейцы. Исторические корни славян
Тема 1.1.
П/Р: На контурной карте отметить места
расселения восточных славян
Восточные славяне вVIII – IX веках
Тема 1.2.
Появление государства Русь в Поднепровье.
Тема 1.3.
Первые русские князья
П/Р: Объяснить: ―Почему Поднестровье
зародилось в древнерусской государстве‖
Правление Святослава
Тема 1.4.
П/Р: Объяснить смысл слова ―полюдье‖
Тема 1.5. Древнерусское государство при Владимире.
П/Р: Выписать значение принятия
христианства на Руси
С/Р: составить тезисы своего ответа по теме :
«Владимир-язычник и Владимирхристианин-два исторических образа.
Расцвет Руси. XI век – первая треть XII
Раздел 2
века
Правление Ярослава Мудрого
Тема 2.1
П/Р: Определить значение принятия Русской
правды
Развитие феодальных отношений. Русь при
Тема 2.2
Ярославичах
П/Р: Объяснить чем дополнилось Русская
правда при Ярославичах
Русь при внуках Ярослава Мудрого.
Тема 2.3
С/Р: составить тезисы ответа к
характеристике Владимира Мономаха –
полководца ,государственного деятеля,
писателя.

Количество часов
образоват. п/р

Уровень
усвоения
с/р

3
1

0,5

1

2
3

0,5

2
2

4

0,5

3

5

0,5

6

7

2

1

0,5

2

0,5

2

8

5

3

Раздел 3 Политическая раздробленность Руси.
Тема 3.1.

Тема 3.2.

Политическая раздробленность Руси
П/Р: Из карты ―Удельная Русь в 12- первой
трети 13 века‖ выписать название территории
на которое распалось древнерусское
государство
Культура Руси X - начала XIII.

9

10

0,5

3

4

2
7

Раздел 4
Тема 4.1.

Тема 4.2.

Тема 4.3.

Тема 4.4.

Раздел 5

С/Р: Подготовить рассказ об одной из
летописи 5-8в.
Борьба Руси за независимость в XIII веке начале XIV века
Монголо-татарское нашествие на Русь
П/Р: Ответить на вопрос: Какую политику
проводили монголы на покоренных
территориях?
Натиск завоевателей на северо-западные
границы Руси.
Первые схватки с крестоносцами и
литовцами
Русь и Золотая Орда при Александре
Невском.
Предпосылки возрождения Руси
П/Р: Написать рассказ об Александре
Невском
Возвышение новых русских центров и
начало собирания земель вокруг Москвы.
С/Р: Подготовить материал по теме : «Наш
край в период борьбы народов Руси за
независимость. 8-9в»
В борьбе за единство и независимость

11

0,5

3

12

13

2

0,5

3

1
5
14

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия
Донского
Феодальная война на Руси
П/Р: Ответить на вопрос: Почему Москва
стала центром объединения Русской земли?

15

Тема 5.3.

Иван III – государь всея Руси. Русь между
Востоком и Западом

17

2

Тема 5.4.
Тема 5.5.

Хозяйство, власть и Церковь в XV веке
Культура и быт в XIV – XV веках.
С/Р. Подготовить к защите проект на тему :
«Наш край в 9-10в.»
П/Р: Составить таблицу о культуре 14-15 веке

18
19

1
1

Тема 5.1.
Тема 5.2.

Раздел 6
Тема 6.1.
Тема 6.2.
Тема 6.3.

Россия в XVI веке
Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х
годов
Внешняя политика Ивана IV
Опричнина. Последние годы Грозного царя

16

3
0,5

3

0,5
1

20

2

21
22

3
3

8

3
Тема 6.4.

Новые явления в русской культуре.
П/Р: В таблице по культуре выделить новые
явления появившиегся к тому времени С/Р.
Подготовить сообщение на тему :
«Изменения в нашем крае с древнейших
времен до 16в.»

Раздел 7

Россия в XVII столетии

Тема 7.1.
Тема 7.2.
Тема 7.3.

1

23

1

Начало Смуты
П/Р: Объяснить причины Смуты

24

0,5

2

Кризис общества и государства
Спасители Отечества. П/Р: Рассказ об одном
из героев эпохи
Россия после Смуты

25
26

0,5

3
3

Тема 7.5.

Новые черты в жизни России
П/Р: Назвать новые явления в жизни России
после смуты

28

0,5

3

Тема 7.6.

XVII, ―бунташный‖, век
П/Р: Перечислить факты характеризующие
бунташный век
Внутренняя и внешняя политика Алексея
Михайловича
Народы России
Россия накануне преобразования
Культура и быт.
С/Р.
Провести анализ быта россиян 17 в. с их
бытом в 16 в.

29

0,5

2

Тема 7.4.

Тема 7.7.
Тема 7.8.
Тема 7.9.
Тема 7.10

27

30

1

31
32
33

1
1
1

Раздел 8

Россия в XVIII столетии

Тема 8.1.
Тема 8.2.
Тема 8.3.

Эпоха Петра I. Северная война
Реформы Петра I
Реформы Петра I
П/Р: выписать реформы Петра 1
Эпоха дворцовых переворотов
Эпоха дворцовых переворотов
П/Р: Объяснить причины дворцовых
переворотов

34
35
36

Тема 8.6.

Тема 8.7.

Тема 8.4.
Тема 8.5.

Тема 8.8.

3

4

0,5

3
2
3

37
38

0,5

3
2

Расцвет дворянской империи
П/Р: Назвать реформы Екатерины 2

39

0,5

3

Могучая внешнеполитическая поступь
империи
Экономика и население России

40

3

41

2
9

Тема 8.9.

Тема 8.10

во второй половине XVIII века
Культура и быт России во
второй половине XVIII века
П/Р: Составить таблицу по культуре и быту
России во второй половине 18 века
Тревожное окончание века. Предистория
терроризма.
С/Р. Составить тезисы ответа по теме
«Внешняя политика России в 1725-1801 гг..

42

43

Раздел 9

Россия в XIX столетии

Тема 9.1.

Первые годы правления Александра I
П/Р: Охарактеризуйте условия социальноэкономического развития России в начале 19
века
Отечественная война 1812 года
Отечественная война 1812 года
Жизнь России в послевоенный период
Движение декабристов
Внутренняя политика Николая I
П/Р: Объяснить: ―Чем было вызвано
ужесточение внутренней политике при
Николае 1‖

44

Тема 9.7.

Внутренняя политика Николая I. Истоки
терроризма в России. Проявления
коррупционной составляющей при
строительстве железных дорог

50

Тема 9.8.

Внешняя политика Николая I. Крымская
война
П/Р: ―Объяснить причины поражения России
в Крымской войне‖
Общественная и духовная жизнь России
Русская культура в первой половине XIX
века
Реформы Александра II

51

Россия после отмены крепостного права
П/Р: Объяснить последствия отмены
крепостного право для крестьян
Россия в годы правления Александра III. 1881
- 1894
Государственно-социальная система России в
конце XIX века
Русская культура во второй половине XIX
века.
С/Р. Выбрать одну из предложенных тем и
составить развернутый план ответа на нее:
-российская экономика на рубеже 1920вв.;
-сословный строй России в

55

Тема 9.2.
Тема 9.3.
Тема 9.4.
Тема 9.5.
Тема 9.6.

Тема 9.9.
Тема
9.10.
Тема
9.11.
Тема
9.12.
Тема
9.13.
Тема
9.14.
Тема 9.15

1

45
46
47
48
49

3

4

3

0,5

3

0,5

2
1
3
3
3

1

0,5

2

52
53

3
3

54

3
0,5

3

56

2

57

2
4

1

58

10

пореформенное время;
-российское самодержавие в конце 19
в.;
-международное положение России в
конце 19 в.;
-российская культура на рубеже 1920вв.
Раздел 10

Российская Империя накануне
Первой мировой войны

Тема 10.1

Россия на рубеже XIX – XX
П/Р: Выяснить особенности развития
экономики России на рубеже 19-20 века
Россия на рубеже XIX - XX
Кризис империи: русско-японская война и
революция
1905-1907 годов
Кризис империи: русско-японская война и
революция

59

Политическая жизнь страны после
Манифеста
17 октября 1905года
Культура России в конце XIX века – начале
XX века.
С/Р. Подготовить тезисы к выступлению по
теме «Место России в мире в н. 20 в.»

Тема 10.2
Тема 10.3
Тема 10.4
Тема10.5
Тема 10.6
Тема 10.7

0,5

3

60
61

3
2

62

3

63

1

64

1

Тема 10.8
Повторение

Раздел
11

65

Межвоенный период (1918-1939)

Тема
11.1.
Тема
11.2.
Тема
11.3.

Россия в первой мировой войне: конец
империи.
Россия в первой мировой войне: конец
империи.
Февральская революция 1917 года. П/Р:
Назовите предпосылки и причины
Февральской революции 1917г.

66

3

67

3

Тема
11.4.
Тема
11.5.
Тема
11.6.

Переход к власти партии большевиков.

69

3

Гражданская война и иностранная военная
интервенция.1918-1922.
Гражданская война и иностранная военная
интервенция.
1918-1922.
С/Р.
Написать краткое сочинение на одну из
предложенных ниже тем.

70

3

68

0,5

3

3

1

71

11

-Первая мировая война и российское
общество.
-Противостояние власти и общества условиях
Первой мировой войны.
-Кризисы власти в развитии революционного
процесса в России 1917г.
-Роль Российской армии в революционных
процессах в России 1917г.
-Роль Российской власти армии в
революционных событиях 1917г.
-Гражданская война 1918-1922гг.:
закономерность или трагическая случайность
?
-Проблема срыва и разгон Учредительного
собрания.
-Объективные и субъективные факторы в
противоборстве белых и красных в
Гражданской войне.
-Роль российского крестьянства в
революционных событиях 1917г. и в
Гражданской войне.
-Роль личности в событиях российской
истории 1917г.

Раздел
12
Тема
12.1.

Тема
12.2.
Тема
12.3.
Тема
12.4.
Тема
12.5.

Тема
12.6.

Советское государство и общество
в 1920-1930-е годы
Новая экономическая политика П/Р:
Перечислите мероприятия связанные с новой
экономической политикой. Сравните
политику НЭПа с политикой военного
коммунизма.
Образование СССР и его международное
признание
Культура и искусство после октября 1917
года

72

Модернизация экономики и оборонной
системы страны
в 1930 годы. Культурная революция
чем проявились ее особенности?
Модернизация экономики и оборонной
системы страны
в 1930 годы. Культурная революция
П/Р: Охарактеризуйте развитие советской
науки в 1930-е гг. На решение каких задач
она была ориентирована?
Культ личности И.В. Сталина, массовые
репрессии и создание централизованной
системы управления обществом

2
0,5

73

2

74

3

75

3

76

3
0,5

77

2

12

Тема
12.7.

Культура и искусство СССР в предвоенное
десятилетие

78

3

Тема
12.8.

Международные отношения и внешняя
политика СССР
в 1930-е годы
СССР в 1939-1941 годы.
С/Р. Подготовить сообщение об одной из
сторон жизни советского общества
изучаемого периода , опираясь на материалы
домашнего архива , краеведческого музея.

79

2

Тема
12.9.

Раздел
13

4

1

80

Великая Отечественная война. 19411945 годы
Начальный период Великой Отечественной
войны.
Июнь 1941 года - ноябрь 1942года
Начальный период Великой Отечественной
войны.
Июнь 1941 года - ноябрь 1942года

81

2

82

2

Тема
13.3.

Коренной перелом в Великой Отечественной
войне.
Ноябрь 1942 года – зима 1943 года

83

1

Тема
13.4.

Наступление Красной Армии на
заключительном этапе Великой
Отечественной войны.

84

2

Тема
13.1.
Тема
13.2.

Тема
13.5.

85

4

1

Причины, цена и значение Великой
Победы.
С/Р.
Написать сочинение – эссе по истории
Великой отечественной войны на одну из
предложенных ниже тем.
-Память о Великой Отечественной войне в
современной жизни России.
-Многонациональный Советский Союз дает
отпор агрессорам.
-Роль трудового фронта в разгроме
захватчиков .
-Человек и война .
-Советские полководцы (по выбору)
-Народ и власть в годы Великой
Отечественной войны.
13

-Истинные спасители Отечества (ваши
земляки в годы Великой Отечественной
войны)

Раздел
14

Советский Союз в первые
послевоенные десятилетия. 19451964 годы

Тема
14.1.

Внешняя политика СССР и начало ―холодной
войны‖

86

3

Тема
14.2.
Тема
14.3.
Тема
14.4.

Советский Союз в последние годы жизни
И.В. Сталина
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

87

1

88

3

Противоречия политики мирного
сосуществования
П/Р: Объяснить можно ли считать
провозглашенный курс на мирное
сосуществование отказом СССР от
«холодной войны»?
Советское общество конца 1950-х –
начала1960-х годов
Духовная жизнь в СССР в 1940 - 1960-е годы.
С/Р.
Сформулировать тему сочинения-эссе по
истории вашего края в 1940-1960-е гг.
Написать его , обращаясь к доступным вам
материалам (научно-популярной литературе,
архивам вашей семьи, экспозиции школьного
музея, материалам краеведческого музея,
печатным и электронным СМИ и т.д.)

89

3

Тема
14.5.
Тема
14.6.

Раздел
15
Тема
15.1.

Тема
15.2.

Тема
15.3.
Тема
15.4.

1

90

1
4

1

91

СССР в годы “коллективного
руководства”
Политика и экономика: от реформ - к
―застою‖
П/Р: Каковы были причины «застоя» в
экономике страны? Носили ли они
объективный характер?
СССР на международной арене. 1960-1970-е
годы
П/Р: Как вы считаете, были ли аналоги
политике разрядки в истории СССР до
изучаемых событий?
Духовная жизнь в СССР
середины 1960-х – середины 1980-х годов

92

Углубление кризисных явлений в СССР.
«Хлопковое дело».
П/Р: Сравните политику Ю.В. Андропова и
М.С. Горбачева

95

3
0,5

93

3
0,5

94

1

2
0,5

14

Тема
15.5.

Раздел
16
Тема
16.1.
Тема
16.2.
Тема
16.3.
Тема
16.4.

Раздел
17
Тема
17.1.
Тема
17.2.

Тема
17.3.

Тема
17.4.

Наука, литература и искусство.
Спорт. 1960-1980-е годы.
С/Р. Опираясь на воспоминания ваших
близких , семейные архивы и материалы
краеведческого музея, подготовить ответ по
теме : «Наш край в 1960-1980 гг.» выбрав для
рассказа отдельные аспекты его развития.

96

5

1

Перестройка и распад советского
общества
Политика перестройки в сфере экономики
П/Р: Объяснить что общего у «оттепели»
хрущевского времени и политики гласности
М.С. Горбачева?
Развитие гласности и демократии в СССР

97

98

1

Новое политическое мышление: достижения
и проблемы
Кризис и распад советского общества.
С/Р. Охарактеризовать международное
положение СССР сложившееся в результате
перестройки , используя формулы :
-были сняты следующие проблемы …;
-обострились такие противоречия …;
-возникли новые проблемы…;

99

1

3
0,5

100

4

1

Россия на рубеже XX – XXI веков.
Соревнование социальных систем.
Современный мир
Курс реформ: социально-экономические
аспекты
П/Р: Дайте оценку новой Конституции
России 1993 г.
Политическое развитие Российской
Федерации
в начале 1990-х годов
П/Р: Объяснить в чем суть чеченской
проблемы? Какие тенденции и противоречия
развития РФ она отражает?
Общественно-политические проблемы
России
во второй половине 1990-х годов
П/Р: Назовите позитивные изменения,
произошедшие в социально-экономическом
развитии страны за последние годы.
Насколько вы ощущаете и в своей
повседневной жизни?
Россия в начале 1990-х годов. Борьба с
коррупцией.
П/Р: Как вы понимаете термин «перезагрузка

101

3
0,5

102

3
0,5

103

3
0,5

0,5
15

отношений», к чему он относится?
Тема
17.5.
Тема
17.6.

Внешняя политика демократической России

105

1

Искусство и культура России к началу XXI
века

106

1

Тема
17.7.

Искусство и культура России к началу XXI
века

107

1

Тема
17.8.

Повторение
С/Р.
Составить тезисы ответа по по теме
«Влияние социально- экономического и
политического развития России последнего
десятилетия 20в.- начала 21в. на развитие
культуры страны.»

108

Тема
17.9.
Тема
17.10.
Тема
17.11.
Тема
17.12.
17.13.
17.14.
17.15.
17.16.
17.17

Повторение

109

3

Повторение

110

3

Повторение

111

3

Повторение.
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
ДЗ: Итоговый тест по курсу "История"

2

3

3
112
113
114
115
116
117

Итого
117
20
В освоении учебного материала используются следующие обозначения:
1 ознакомительный,
2 репродуктивный,
3 продуктивный.

59

16

3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест – 30
- стульев – 30
- доска классная – 1
Учебные наглядные пособия:
- таблицы
- планшеты (карты, плакаты…)
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии
- инструкции:…
Технические средства обучения:
- экран проекционный
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов:
1.
Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале
ХVII в.: исторический атлас. –М., 2017.
2.
Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ!
История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017.
3.
Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
4.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб.
пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2017
5.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебнометодический
комплекс. –М., 2017
6.
Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М., 2018.
7.
Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг. Материалы
международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2018.
8.
Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017. Древняя Русь в
средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2016.
9.
Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов,
Д. Бренденберг. – М., 2016.
10.
Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г.
Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2017.
11.
Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016. Розенталь И. С.,
Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2017.
12.
Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2017.
13.
Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в.
(границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2018.
17

Для преподавателя:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 ―Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования‖».
3.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
4.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. —
М., 2016.
5.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции
единого учебника истории. — М., 2016.
6.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. —
М., 2017.
7.
История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова,
А.А.Данилова. — М., 2018.
8.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории //
Вестник образования. — 2018. — № 13. — С. 10—124.
Дополнительные источники:
1. Буганов В.И, Зырянов П.Н, Сахаров А.Н История России конец XVII-XIX век,
профильный уровень –М. 2016 г.
2. Волобуев О.В, Кулешов С.В История России XX- начало XXI века, профильный
уровень -М., 2016 г.
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,
2018.
4. Сахаров А.Н, Буганов В.И История России с древнейших времѐн до конца XVII века,
профильный уровень –М., 2018 г.
Интернет-ресурсы:
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной
литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru
(Вторая
Мировая
война
в
русском
Интернете).
www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты
России, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
18

www.magister.msk.ru/library/library.htm
(Интернет-издательство
«Библиотека»:
электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).
www.statehistory.ru (История государства).
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may.ru (Проектакция: «Наша Победа. День за днем»).
www.temples.ru (Проект «Храмы России»).
www.radzivil.chat.ru
(Радзивилловская
летопись
с
иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —
коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info
(Революция
и
Гражданская
война:
интернет-проект).
www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www.all-photo.ru/empire/index.ru.html
(Российская
империя
в
фотографиях).
www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
www.arhivtime.ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,
документов).
www.sovmusic.ru (Советская музыка).
www.infoliolib.info
(Университетская
электронная
библиотека
Infolio).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ
им. М.В.Ломоносова).
www.library.spbu.ru (Научная библиотека им. М.Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).
Электронные учебники:
Артемов В.В. «История»,2018г
Плинков О.Ю. « Новейшия история»2016г

19

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
В ходе изучения предмета «История» предусматривается организация и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных
достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Обучение завершается итоговой аттестацией в форме тестирования.
Раздел (тема)

Результаты
(освоенные умения, знания)

Основные
показатели
результатов
подготовки
Умеет:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знает:
- историю
возникновения
древнерусского
государства.

Формы и
методы
контроля

Раздел 1.
Тема 1.1-1.5.

Уметь:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знать:
- историю возникновения
древнерусского государства.

Раздел 2.
Тема 2.1-2.3.

Уметь:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знать:
- особенности правления
Ярослава Мудрого.

Умеет:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знает:
- особенности
правления Ярослава
Мудрого.

Уметь:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знать:
- историю Руси периода
раздробленности.

Умеет:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знает:
- историю Руси
периода
раздробленности.

Русь при внуках
Ярослава
Мудрого:
―Составить
тезисы ответа к
характеристике
Владимира
Мономаха –
полководца
,государственног
о деятеля,
писателя.‖
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Культура Руси
X - начала XIII.‖
Подготовить
рассказ об одной
из летописи 5-

Раздел 3.
Тема 3.1-3.2.

Оценить
самостоятельну
ю работу по
теме:
―Древнерусское
государство при
Владимире.
Составить
тезисы своего
ответа по теме :
«Владимирязычник и
Владимирхристианин-два
исторических
образа.‖

20

Раздел 4.
Тема 4.1-4.5.

Уметь:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знать:
- историю Руси в период
монголо-татарского ига.

Раздел 5.
Тема 5.1-5.5.

Уметь:
- пользоваться
документальными
источниками и интернет
ресурсами.
Знать:
- историю и культуру Руси
XIV-XV в.

Раздел 6.
Тема 6.1-6.4.

Уметь:
- пользоваться
документальными
источниками и интернет
ресурсами.
Знать:
- особенности политики
Ивана Грозного. Понятия
«опричнина».

Раздел 7.
Тема 7.1-7.10.

Уметь:
- использовать знания по
Истории и заниматься
исследовательской работой.
Знать:
- Историю России XVII в.
Смысл понятия «смутное
время». Внутреннюю и
внешнюю политику Алексея
Михайловича.

8в.
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Возвышение
новых русских
центров и
начало
собирания
земель вокруг
Москвы.‖
Подготовить
материал по
теме : «Наш
край в период
борьбы народов
Руси за
независимость.
8-9в»
Оценить
Умеет:
- пользоваться
самостоятельну
документальными
ю работу по тем:
источниками и
―Культура и быт
интернет ресурсами.
в XIV – XV
веках.‖
Знает:
- историю и культуру Подготовить к
Руси XIV-XV в.
защите проект
на тему : «Наш
край в 9-10в.»
Оценить
Умеет:
- пользоваться
самостоятельну
документальными
ю работу по тем:
источниками и
‖Новые явления
интернет ресурсами.
в русской
культуре.‖
Знает:
- особенности
Подготовить
политики Ивана
сообщение на
Грозного. Понятия
тему :
«опричнина».
«Изменения в
нашем крае с
древнейших
времен до 16в.»
Оценить
Умеет:
- использовать знания самостоятельну
по Истории и
ю работу по тем:
заниматься
―Культура и
исследовательской
быт.‖
работой.
Провести анализ
быта россиян 17
Знает:
- Историю России
в. с их бытом в
XVII в. Смысл
16 в.
понятия «смутное
Умеет:
- пользоваться
документальными
источниками.
Знает:
- историю Руси в
период монголотатарского ига

21

Раздел 8
Тема 8.1-8.10.

Уметь:
- использовать знания по
Истории и заниматься
исследовательской работой.
Знать:
- Историю России эпохи
Петра I и периода дворцовых
переворотов.

Раздел 9
Тема 9.1.-9.15.

Уметь:
- использовать знания по
Истории и заниматься
исследовательской работой.
Знать:
- Историю России XIX в.
Особенности правления
Александра I, Николая I,
Александра II, Александра
III.

Раздел 10
Тема 10.1.10.7.

Уметь:
- пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- Историю России на рубеже
XIX-XX в. Историю первой
русской революции 19051907 г. Смысл столыпинской

время». Внутреннюю
и внешнюю политику
Алексея
Михайловича.
Умеет:
- использовать знания
по Истории и
заниматься
исследовательской
работой.
Знает:
- Историю России
эпохи Петра I и
периода дворцовых
переворотов.
Умеет:
- использовать знания
по Истории и
заниматься
исследовательской
работой.
Знает:
- Историю России
XIX в. Особенности
правления
Александра I,
Николая I,
Александра II,
Александра III.

Умеет:
- пользоваться
знаниями истории
для оценки событий
современной
истории.
Знает:
- Историю России на
рубеже XIX-XX в.

Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Тревожное
окончание века.‖
Составить
тезисы ответа по
теме «Внешняя
политика России
в 1725-1801 гг..
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Русская
культура во
второй половине
XIX века.‖
Выбрать одну из
предложенных
тем и составить
развернутый
план ответа на
нее: российская
экономика на
рубеже 19-20вв.;
сословный строй
России в
пореформенное
время;
российское
самодержавие в
конце 19 в.;
международное
положение
России в конце
19 в. российская
культура на
рубеже 19-20вв.
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Культура
России в конце
XIX века –
начале XX века.‖
Подготовить
тезисы к
22

реформы.

Раздел 11
Уметь:
Тема 11.1-11.6. - пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- Историю октябрьского
переворота 1917 г. Трагедию
русского народа в
гражданской войне.

Историю первой
русской революции
1905-1907 г. Смысл
столыпинской
реформы.
Умеет:
- пользоваться
знаниями истории
для оценки событий
современной
истории.
Знает:
- Историю
октябрьского
переворота 1917 г.
Трагедию русского
народа в гражданской
войне.

выступлению по
теме «Место
России в мире в
н. 20 в.»
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Гражданская
война и
иностранная
военная
интервенция.
1918-1922.‖
Написать
краткое
сочинение на
одну из
предложенных
ниже тем.
-Первая мировая
война и
российское
общество.
-Противостояние
власти и
общества
условиях Первой
мировой войны.
-Кризисы власти
в развитии
революционного
процесса в
России 1917г.
-Роль
Российской
армии в
революционных
процессах в
России 1917г.
-Роль
Российской
власти армии в
революционных
событиях 1917г.
-Гражданская
война 19181922гг.:
закономерность
или трагическая
случайность ?
-Проблема срыва
23

Раздел 12
Тема 12.1-12.9

Уметь:
- пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- Историю советского
государства в трудные годы
НЭПа и строительства
социализма, в период
формирование тоталитарного
государства.

Раздел 13
Уметь:
Тема 13.1-13.5. - пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- Историю Великой
Отечественной войны.

и разгон
Учредительного
собрания.
-Объективные и
субъективные
факторы в
противоборстве
белых и красных
в Гражданской
войне.
-Роль
российского
крестьянства в
революционных
событиях 1917г.
и в Гражданской
войне.
-Роль личности в
событиях
российской
истории 1917г.
Оценить
Умеет:
- пользоваться
самостоятельну
знаниями истории
ю работу по тем:
для оценки событий
―СССР в 1939современной
1941 годы.‖
истории.
Подготовить
сообщение об
Знает:
- Историю советского одной из сторон
государства в
жизни
трудные годы НЭПа
советского
и строительства
общества
социализма, в период изучаемого
формирование
периода ,
тоталитарного
опираясь на
государства.
материалы
домашнего
архива ,
краеведческого
музея.
Оценить
Умеет:
- пользоваться
самостоятельну
знаниями истории
ю работу по тем:
для оценки событий
‖ Причины, цена
современной
и значение
истории.
Великой
Победы.‖
Знает:
- Историю Великой
Написать
Отечественной
сочинение – эссе
войны.
по истории
Великой
отечественной
24

войны на одну
из
предложенных
ниже тем.
-Память о
Великой
Отечественной
войне в
современной
жизни России.
Многонациональ
ный Советский
Союз дает отпор
агрессорам.
-Роль трудового
фронта в
разгроме
захватчиков .
-Человек и война
.-Советские
полководцы (по
выбору)
-Народ и власть
в годы Великой
Отечественной
войны.
-Истинные
спасители
Отечества (ваши
земляки в годы
Великой
Отечественной
войны)
Раздел 14
Уметь:
Тема 14.1-14.6. - пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- особенности послевоенного
десятилетья, деятельности
Сталина и Н. С. Хрущева
(период «оттепели»).

Умеет:
- пользоваться
знаниями истории
для оценки событий
современной
истории.
Знает:
- особенности
послевоенного
десятилетья,
деятельности
Сталина и Н. С.
Хрущева (период
«оттепели»).

Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Духовная
жизнь в СССР в
1940 - 1960-е
годы.‖
Сформулировать
тему сочиненияэссе по истории
вашего края в
1940-1960-е гг.
Написать его ,
обращаясь к
доступным вам
материалам
(научнопопулярной
25

Раздел 15
Уметь:
Тема 15.1-15.5. - пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- Историю России периода
«застоя».

Умеет:
- пользоваться
знаниями истории
для оценки событий
современной
истории.
Знает:
- Историю России
периода «застоя».

Раздел 16
Знать:
Тема 16.1-16.4. - пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Уметь:
- Историю России периода
перестройки и распада
советского общества.

Знает:
- пользоваться
знаниями истории
для оценки событий
современной
истории.
Умеет:
- Историю России
периода перестройки
и распада советского
общества.

литературе,
архивам вашей
семьи,
экспозиции
школьного
музея,
материалам
краеведческого
музея, печатным
и электронным
СМИ и т.д.)
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Наука,
литература и
искусство.
Спорт. 19601980-е годы.‖
Подготовить
рассказ, «Наш
край в 1960-1980
гг.» опираясь на
воспоминания
ваших близких ,
семейные
архивы, и
материалы
краеведческого
музея, ваших
близких ,
семейные
архивы, и
материалы
краеведческого
музея
Оценить
самостоятельну
ю работу по тем:
―Кризис и
распад
советского
общества.‖
Охарактеризоват
ь
международное
положение
СССР
сложившееся в
результате
перестройки ,
используя
26

Раздел 17
Тема 17.117.17.

Уметь:
- - пользоваться знаниями
истории для оценки событий
современной истории.
Знать:
- Историю Россию на рубеже
XX-XXI в.

Умеет:
- - пользоваться
знаниями истории
для оценки событий
современной
истории.
Знает:
- Историю Россию на
рубеже XX-XXI в.

формулы :
-были сняты
следующие
проблемы …;
-обострились
такие
противоречия
…;
-возникли новые
проблемы…;
Оценить,
составить тезисы
ответа по теме:
―Влияние
социальноэкономического
и политического
развития России
последнего
десятилетия
20в.- начала 21в.
на развитие
культуры
страны.‖
Дифференциров
анный зачет тест

Оценка индивидуальных достижений.
Критерии оценки: курс заканчивается дифференцированным зачѐтом. Аттестация по выбору
вариантов отчѐтности: собеседование или защита рефератов .
«5» - учащийся свободно владеет историческим материалом, историческими понятиями, умеет
на практике анализировать, сравнивать, делать выводы.
«4» - то же, самое что и на оценку «5» только может допускать не существенные неточности
при ответах.
«3» - знать только основные события, понятия, но на практике не умеет ими пользоваться.
"2" – слабо знает основные события, не знает значение понятии, не умеет анализировать,
сравнивать, делать выводы.

27

Критерии оценки теста
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

,
Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
• Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
• Начало цивилизации.
• Древний Восток и Античность: сходство и различия.
• Феномен западноевропейского Средневековья
• Восток в Средние века.
• Основы российской истории.
• Происхождение Древнерусского государства.
• Русь в эпоху раздробленности.
• Возрождение русских земель (ХIV—ХV века).
• Рождение Российского централизованного государства.
• Смутное время в России.
• Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
• Наш край с древнейших времен до конца ХVII века.
• Истоки модернизации в Западной Европе.
• Революции ХVII—ХVIII веков как порождение модернизационных процессов.
• Страны Востока в раннее Новое время.
• Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).
• Россия ХVIII века: победная поступь империи.
• Наш край в ХVIII веке.
• Рождение индустриального общества.
• Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.
• Отечественная война 1812 года.
• Россия ХIХ века: реформы или революция.
• Наш край в ХIХ веке.
• Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
• Великая российская революция.
• Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
• Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
• Наш край в 1920—1930-е годы.
• Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
• Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
• Наш край в годы Великой Отечественной войны.
• От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
• Конец колониальной эпохи.
• СССР: триумф и распад.
• Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
• Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
• Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».