ПМ.03

Рабочая программа профессионального модуля "ПМ.03 Организация и выполнение работ по
монтажу, наладке и эксплуатации электрических сетей" разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая подготовка) (приказ
Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года, зарегистрированного в Минюсте РФ
09.02.2018 N 49991.) и примерной основной образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

стр.20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

стр.22

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Организация и выполнение работ по монтажу, наладке и эксплуатации
электрических сетей
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности ВД 03. Организация и выполнение работ по монтажу, наладке и эксплуатации
электрических сетей и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ОК 10

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранных языках.

4

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 03.
Организация и выполнение работ по монтажу, наладке и
эксплуатации электрических сетей
ПК 3.1.
Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с
соблюдением технологической последовательности;
ПК 3.2.
Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и
кабельных линий;
ПК 3.3.
Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей;
ПК 3.4.

Участвовать в проектировании электрических сетей

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический опыт
уметь

организации выполнении монтажа, наладки и эксплуатации
электрических сетей;
проектировании электрических сетей.
составлять отдельные разделы проекта производства работ;
анализировать нормативные правовые акты при составлении
технологических карт на монтаж воздушных и кабельных
линий;
выполнять монтаж воздушных и кабельных линий в
соответствии с проектом производства работ, рабочими
чертежами, требованиями нормативных документов и техники
безопасности;
выполнять приемо-сдаточные испытания;
оформлять протоколы по завершению испытаний;
выполнять работы по проверке и настройке устройств
воздушных и кабельных линий;
выполнять расчет электрических нагрузок, осуществлять
выбор токоведущих частей на разных уровнях напряжения;
выполнять проектную документацию с использованием
персонального компьютера;
обосновывать современный вывод линий электропередачи в
ремонт, составлять акты и дефектные ведомости;
диагностировать техническое состояние и остаточный ресурс
линий электропередачи и конструктивных элементов
посредством визуального наблюдения и инструментальных
обследований, и испытаний;
контролировать
режимы
функционирования
линий
электропередачи, определять неисправности в их работе;
составлять заявки на необходимое оборудование, запасные
части, инструмент, материалы и инвентарь для выполнения
плановых работ по эксплуатации линий электропередачи;
разрабатывать предложения по оперативному, текущему и
перспективному планированию работ по техническому
обслуживанию и ремонту линий электропередачи;
обеспечивать рациональное расходование материалов,
запасных
частей,
оборудования,
инструмента
и
приспособлений;
5

знать

контролировать исправное состояние, эффективную и
безаварийную работу линий электропередачи;
проводить визуальное наблюдение, инструментальное
обследование и испытание трансформаторных подстанций и
распределительных пунктов;
оценивать техническое состояние оборудования, инженерных
систем, зданий и сооружений трансформаторных подстанций и
распределительных пунктов;
обосновывать своевременный вывод трансформаторных
подстанций и распределительных пунктов для ремонта.
требования приемки строительной части под монтаж линий;
отраслевые нормативные документы по монтажу и приемосдаточным испытаниям электрических сетей;
номенклатуру наиболее распространенных воздушных
проводов, кабельной продукции и электромонтажных изделий;
технологию работ по монтажу воздушных и кабельных линий
в соответствии с современными нормативными требованиями;
методы наладки устройств воздушных и кабельных линий;
основные методы расчета и условия выбора электрических
сетей;
нормативные правовые документы, регламентирующие
деятельность по эксплуатации линий электропередачи,
трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;
технические
характеристики
элементов
линий
электропередачи и технические требования, предъявляемые к
их работе;
методы устранения неисправностей в работе линий
электропередачи и ликвидации аварийных ситуаций;
технологии
производства
работ
по
техническому
обслуживанию и ремонту линий электропередачи;
технологии производства работ по эксплуатации элементов
линий электропередачи;
конструктивные особенности и технические характеристики
трансформаторных подстанций и распределительных пунктов,
применяемые в сетях 0,4-20кВ;
технологии
производства
работ
по
техническому
обслуживанию и ремонту трансформаторных подстанций и
распределительных пунктов.

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов ____268_____________________
Из них на освоение МДК____160_________
В том числе, самостоятельная работа ___4__
на практики, в том числе учебную ___72___
и производственную____36_____________

6

2. Структура и содержание профессионального модуля ПМ03.
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
общих
компетенций

Наименования разделов профессионального
модуля

1

ПК 3.4
ОК 01-ОК 10
ПК 3.1-ПК 3.3
ОК 01-ОК 10
ПК 3.1-ПК 3.4
ОК 01-ОК 10
ПК 3.1-ПК 3.4
ОК 01-ОК 10

1

2

Раздел 1. МДК 03.01 Проектирование
электрических сетей
МДК
03.03
Проектирование
осветительных сетей
Раздел 2 Организация и
производство монтажа, наладки и
эксплуатации электрических сетей1
Учебная практика

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Суммарный
объем
нагрузки
час.

Всего

3

4

5

60

58

10

44

44

6

56

54

10

Обучение по МДК
В том числе
Лабораторных
Курсовых
и практических
проектов
занятий

36

Всего:

268

156

26

Самостоятельная
работа

Учебная

Производственная

6

7

8

9

-

-

-

2
-

_

72

Производственная практика
(по профилю специальности), часов

Практики

-

-

-

2

72

-

-

36

-

36

4

72

В раздел 2 входит МДК.03.02 Монтаж, наладка и эксплуатация электрических сетей

7

Наименование разделов
и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся

уровень
освоения

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ.03)

Объем в часах

1

2

3

4

Раздел 1. Проектирование электрических сетей
МДК.03.01 Внешнее электроснабжение промышленных и гражданских зданий
Введение
Содержание
1-2. Цели и задачи курса, связь с другими общепрофессиональными дисциплинами и
МДК. Исторический обзор развития электрических сетей. Развитие энергосистем
России. Краткая характеристика развития электрических сетей за рубежом.
Области применения сетей различных видов и напряжений.
Тема 1.1 Воздушные и
Содержание
кабельные линии
3. Состав электрических сетей. Общие сведения. Воздушные линии. Опоры
воздушных линий. Классификация опор ВЛ.
Опоры промежуточные, опоры
анкерного типа. Специальные опоры. Изоляторы и линейная арматура.
4. Кабельные линии. Основные типы и марки кабелей. Способы и условия прокладки
кабельных линий. Условия
прокладки кабельных линий.
5. Токопроводы. Технические характеристики элементов линий электропередачи и
технические требования, предъявляемые к их работе.
6. Номенклатура наиболее распространенных воздушных проводов, кабельной
продукции и электромонтажных изделий. Выбор сечения проводов и кабелей по
экономической плотности тока в высоковольтных сетях.
В том числе, практических работ
7-8. Практическое занятие №1. Выбор сечения проводов и кабелей линий
напряжением выше 1кВ.
Расчѐт тока и выбор марки и сечения проводников по экономической плотности тока
в высоковольтных сетях.
Тема 1.2
Содержание

60
58
2
1

6
1

2
2

4
8

Электрооборудование
распределительных
устройств
электрических сетей

Тема 1.3 Основные
требования к схемам
электрической сети

Тема 1.4 Схемы
присоединения к сети
подстанций и
распределительных
устройств

Тема 1.5 Схемы
внешнего
электроснабжения
промышленных
предприятий и
гражданских зданий

9-10. Состав оборудования распределительных устройств. Критерии выбора
оборудования распределительных устройств выше 1000 В. Ограничение величины
токов короткого замыкания. Изоляция электрооборудования. Контроль состояния
изоляции элементов распределительных устройств.
11-12. Сборные шины распределительных устройств. Защита при переходе высшего
напряжения в сеть низшего. Измерение больших токов и высоких напряжений.
Конструктивные особенности и технические характеристики распределительных
пунктов, применяемые в сетях 0,4-20кВ
Содержание
13-14. Категорийность приемников электроэнергии. Надежность электроснабжения
потребителей. Обеспечение схемой электроснабжения требований экономичности,
бесперебойности, безопасности и удобства эксплуатации, гибкости. Применение
дополнительного источника питания, перевод питания на резервный источник.
15-16. Расположение подстанций и распределительных пунктов относительно к
электроустановкам. Требования ПУЭ к
схемам питания. Решение вопросов
надежности в аварийном и послеаварийном режимах работы. Обеспечение качества
электрической энергии схемами электроснабжения в соответствии с ГОСТ 13109-97.
Пропускная способность электрических сетей.
Содержание
17-18. Принципы построения схем. Радиальные и магистральные схемы.
Структурные схемы.
19-20. Одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый принцип
распределения электроэнергии. Схема глубокого ввода.
21-22. Функциональное деление подстанций на трансформаторные,
преобразовательные и распределительные. Узловые распределительные подстанции,
центральные распределительные подстанции, главные понизительные подстанции,
тупиковые, ответвительные.
Содержание
23-24. Зависимость схем внешнего электроснабжения от характеристик источников
питания, числа приемных пунктов, наличия собственных источников питания,
мощных электроприемников.
25-26. Схемы кольцевые, радиальные и магистральные с односторонним и
двухсторонним питанием, применяемые для внешнего и внутреннего
электроснабжения.
27-28. Выбор схемы внешнего электроснабжения в зависимости от мощности

1

4
1

6
1

6
1

9

Тема 1.6 Комплектные
трансформаторные
подстанции различного
типа

Тема 1.7 Камеры
распределительных
устройств

городских потребителей. Кольцевые и магистральные схемы для питания городов.
Опорные подстанции. Пропускная способность городской электрической городской
сети.
Содержание
29-30. Состав комплектных трансформаторных подстанции (КТП). Условные
обозначения КТП. Основные технические характеристики КТП промышленного
типа. Схемы соединений и план размещения оборудования КТП. Назначение КТП
городского типа. Основные отличия КТП городского типа от КТП промышленного
типа.
31-32. Схемы электрических соединений одноблочных и двухблочных КТП
городского типа. Комплектные трансформаторные подстанции в бетонной оболочке.
Комплектные трансформаторные подстанции типа «киоск», универсальные,
мачтовые, шкафные. Ведение оперативной документации на подстанциях.
Конструктивные особенности и технические характеристики трансформаторных
подстанций.
Содержание
33-34. Классификация камер распределительных устройств (КРУ) с различными
видами ячеек и оборудования. Преимущества применения комплектных
распределительных устройств с элегазовой изоляцией.
Классификация ячеек КРУЭ по назначению. Технические характеристики ячеек
КРУЭ. Примеры выполнения компоновок подстанций с элегазовыми ячейками.
35-36. Назначение и область применения КРУ внутренней установки; их
преимущества и недостатки. Назначение и область применения КРУ с выкатными
ячейками; их преимущества и недостатки. Назначение и область применения КРУ
наружной установки; их преимущества и недостатки. Конструкция, схемы,
технические характеристики ячеек с кабельным вводом, с трансформатором
напряжения ТСН, с воздушным вводом. Назначение и область применения КРУ
специального назначения.
В том числе, практических работ
37-38. Практическое занятие №2. Ознакомление с конструкцией высоковольтного
оборудования.
39-40.Практическое занятие№3. Расчет токов КЗ на подстанциях.
41-42.Практическое
занятие№4.
Расчет
и
выбор
высоковольтного
электрооборудования подстанций.

4
1

10
1

6
2

10

Тема 1.8 Релейная
защита и
автоматизация систем
внешнего
электроснабжения

Содержание

8

43. Основные требования к системам РЗ и А. Источники оперативного тока.
Первичные измерительные преобразователи тока и напряжения. Назначение реле и
их классификация. Применение в релейной защите полупроводниковых и
микропроцессорных устройств.
44. Максимальная токовая защита. Токовая отсечка. Направленная токовая защита.
Принцип действия, основные органы и выбор параметров.
45. Защита от замыкания на землю в сетях с изолированной нейтралью. Принцип
действия, основные органы и выбор параметров релейной защиты.
46. Дифференциальная токовая защита. Продольная и поперечная дифференциальная
защита. Принцип действия, основные органы и выбор параметров.
47-48. Понятие о дистанционной и высокочастотной защите. Релейная защита
воздушных и кабельных линий. Релейная защита силовых трансформаторов.
Автоматика в системах электроснабжения. Согласование действий устройств
автоматики и релейной защиты.
Содержание

1

49-50.Организация проектирования электрических сетей. Содержание проектов
развития электрических сетей. Основные методы расчета и условия выбора
электрических сетей.
51-52. Этапы проектирования ЛЭП. Этапы проектирования трансформаторной
подстанции. Разделы проекта производства работ. Расчет электрических нагрузок
электрических сетей выше 1кВ. Выбор токоведущих частей на разных уровнях
напряжения.
53-54. Проектная документация. Использование персонального компьютера при
выполнении проектной документации.
В том числе практических занятий
55-56. Практическое занятие №5. Расчет электрических нагрузок кольцевых схем
Выполнение расчета электрических нагрузок в сетях выше 1 кВ.
57-58. Самостоятельная учебная работа обучающегося. Ознакомление с
нормативными документами, использование компьютерной техники и интернета,
чтение учебника и дополнительной литературы.
МДК 03.03 Проектирование осветительных сетей
Введение
Содержание

1

Тема 1.9
Проектирование
внешнего
электроснабжения

8

2
2
3
2
44
2
11

Тема 3.1 Основные
сведения об
осветительных сетях

Тема 3.2 Выполнение
электрической
осветительной сети

1-2.. Цели и задачи дисциплины; связь с другими общепрофессиональными и
специальными дисциплинами. Основные направление в развитии электроэнергетики;
применение современных технологий, материалов, электроустановок. Общая
характеристика освещения предприятий и гражданских зданий.
Содержание

1

3-4. Основы светотехники. Основные понятия и определения в светотехнике:
лучистая энергия, световой поток, сила света, освещенность, яркость. Единицы
измерения. Понятие кривой силы света. Коэффициенты отражения, пропускания и
поглощения.
5. Источники света. Лампы накаливания, влияние напряжения на световой поток и
срок службы лампы, современные лампы накаливания – криптоновые, галогенные;
достоинства и недостатки ламп накаливания.
6.Люминесцентные лампы низкого давления, их схемы включения; достоинства и
недостатки.
7.Газоразрядные лампы высокого давления, их схемы включения, достоинства и
недостатки.
8.Назначение
ПРА.
Стробоскопический
эффект.
Помехи,
создаваемые
газоразрядными лампами. Энергосберегающие лампы. Компактные люминесцентные
лампы.
9.Светильники, их типы, классификация и применение для предприятий и
гражданских зданий.
Содержание

1

10-11. Виды и системы освещения. Рабочее и аварийное освещение. Понятие
освещения безопасности и эвакуационного освещения. Требования к их
выполнению. Способы осуществления питания аварийного освещения.
12. Определение норм освещенности при проектировании освещения промышленных
и гражданских зданий, согласно СНиП. Виды осветительных сетей: питающие,
групповые и распределительные. Область применения схем. Размещение
светильников на плане.
13. Монтаж осветительных сетей промышленных и гражданских зданий.
В том числе практических занятий
14-15. Практическое занятие№1 Размещение светильников на плане.
Влияние коэффициента неравномерности освещения на количество светильников и
расстояние между ними.

1

7

6

2
2

12

Тема 3.3 Расчет
электрической
осветительной сети

Тема 3.4
Электроосвещение на
строительной площадке

Содержание
16.Методы расчета осветительных установок: точечный, коэффициента
использования, удельной мощности. Область применения методов.
17. Виды расчетов осветительных сетей: по длительно-допустимому току, на
минимум расхода проводникового материала, по допустимой потере напряжения.
Допустимые потери напряжения в осветительных сетях согласно ПУЭ.
18. Выбор проводов, кабелей осветительных сетей.
19.Защита сети электроосвещения. Выбор уставок автоматических выключателей.
20. Выбор распределительных щитов освещения. Выполнение сети аварийного
освещения.
21-22 Расчет электрических нагрузок осветительных сетей.
23-24. Расчет системы освещения методом удельной мощности.
Расчет общего равномерного освещения с использованием справочной литературы
для гражданских зданий.
25-26. Расчет электрической сети освещения.
Выбор сечения и марки проводов, кабелей. Выбор щитов и аппаратов защиты.
27-28. Расчет нагрузок осветительных сетей.
Расчет нагрузок осветительных сетей промышленных и гражданских зданий
методом коэффициента спроса.
В том числе практических занятий
23-24. Практическое занятие№2 Расчет системы освещения методом
коэффициента использования помещений высотой более 5 м.
Расчет общего равномерного освещения с использованием справочной литературы,
выбор светильников в зависимости от среды помещения.
25-26. Практическое занятие№3 Расчет системы освещения методом
коэффициента использования помещений высотой до 5 м.
Расчет общего равномерного освещения с использованием справочной литературы,
выбор светильников, их размещение.
Содержание
33-34-35. Требования к источникам света, светильники на строительной площадке.
Питание сетей освещения на строительных площадках. Устройство электрического
освещения на строительной площадке. Нормы освещенности на строительной
площадке. Упрощенные способы расчета осветительных установок на строительной
площадке. Наружное прожекторное освещение. Внутреннее освещение на

17
1

4
2

3
1

13

строительной площадке.
Тема 3.5 Наружное
рекламное освещение

Содержание
36-37-38. Источники света. Питание установок наружного освещения. Выполнение и
защита сетей наружного освещения. Световая реклама. Управление наружным
освещением
Тема 3.6 Защитное
Содержание
заземление и зануление
39-40-41. Общие требования к средствам защиты электроустановок.
осветительных
Зануление и заземление осветительных установок согласно требованиям ПУЭ. 39.
установок
Конструктивное выполнение зануления и заземления; применение заземляющих
защитных проводников.
. Устройство защитного отключения, его применение в осветительных сетях.
Тема 3.7 Меры
Содержание
безопасности при
42-43-44. Требования ПТЭ и ПТБ. Меры по разделению действующей и
монтаже и эксплуатации монтируемой установок.
электрических сетей
Защита от случайного прикосновения к токоведущим частям. Работа в действующей
электроустановке. Меры безопасности при обслуживании осветительных установок.
Раздел 2 Монтаж, наладка и эксплуатация электрических сетей

3
1

3
1

3
1

56

МДК 03.02 Монтаж, наладка и эксплуатация электрических сетей
Введение
Содержание

Тема 2.1 Монтаж
кабельных и воздушных
линий электропередач

1-2. Цели и задачи курса, связь с другими общепрофессиональными дисциплинами и
МДК. Общая характеристика монтажа, наладки и эксплуатации электрических
сетей.
Содержание
3. Основные этапы монтажа кабельных линий в соответствии с проектом
производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов и
требованиями по электробезопасности. Требования приемки строительной части под
монтаж линий. Механизация ЭМР кабельных линий. Инструменты.
4. Классификация кабельных линий по способу прокладки. Прокладка кабелей в
кабельных сооружениях: в каналах, в туннелях, в блоках, по эстакадам и в галереях.
Прокладка кабелей в траншеях. Особенности монтажа кабелей из сшитого
полиэтилена.
5. Типы муфт и маркировка. Монтаж кабельных муфт. Технология разделки концов

54
2
1

10
1

14

кабелей. Соединение и оконцевание кабелей. ПТБ при монтаже.
6. Состав проектной документации на монтаж ВЛ. Элементы ЛЭП: опоры,
изоляторы, провода. Порядок монтажа ЛЭП
св. 1кВ. Разметка трасс. Сбор и
установка опор. Раскатка проводов, монтаж изоляторов, натяжка и крепление
проводов, маркировка опор, установка плакатов по ТБ и знаков безопасности.
Технология работ по монтажу воздушных и кабельных линий в соответствии с
современными нормативными требованиями. Технология монтажа ВЛ самонесущим
изолированным проводом (СИП). Монтаж воздушных линий до 1кВ. Техника
безопасности при монтаже линий электропередачи.
В том числе практических занятий

Тема 2.2 Монтаж
электрооборудования
трансформаторных
подстанций и
распределительных
устройств.

Тема 2.3 Испытания и
наладка электрических
сетей

6

7-8. Практическое занятие № 1 Технологические карты монтажа кабельных линий
до 10кВ
9-10. Практическое занятие № 2 Технологические карты монтажа кабельных
муфт.
11-12. Практическое занятие № 3 Технологические карты монтажа воздушных
линий
Содержание

2

13-14. Монтаж оборудования ТП (КТП, КТПН). Приемка под монтаж от
строительных организаций. Способы доставки в монтажную зону. Монтаж силовых
трансформаторов. Монтаж ошиновки подстанций. Монтаж заземления. Монтаж
распределительных устройств: КРУ, КСО, КРУН.
15-16. Монтаж высоковольтных аппаратов: выключателей, разъединителей,
отделителей,
короткозамыкателей,
реакторов,
плавких
предохранителей,
разрядников и др. ПТБ при монтаже оборудования.
Содержание

1

17-18. Методы наладки воздушных и кабельных линий. Диагностика технического
состояния и остаточного ресурса линий электропередачи и конструктивных
элементов посредством визуального наблюдения и инструментальных обследований,
и испытаний. Проверка целости жил и фазировка кабелей. Измерение сопротивления
изоляции. Испытание кабелей повышенным напряжением промышленной частоты.
Определение активного сопротивления жил. Измерение сопротивления заземления.
Осмотры кабельных линий. Отыскание мест повреждения кабелей.
19. Испытание и наладка вторичных цепей.

1

4

14

15

Тема 2.4 Сдача приемка
электромонтажных
работ

20-21.Наладочные работы на воздушных линиях электропередачи. Контроль
установки опор, монтажа проводов и тросов, заземления. Испытание изоляторов.
Определение натяжения проводов воздушных линий.
22-23. Меры безопасности при наладке электрических сетей. Ведение технической
документации при наладке электрических сетей.
24-25. Проверка и настройка защиты прямого действия линий напряжением 6-10кВ.
Проверка вторичных цепей трансформатора тока. Проверка коэффициента возврата
реле. Проверка правильности взаимодействия схем защиты и сигнализации.
Проверка защиты в полной схеме первичным током на рабочей установке.
26-27. Оценка технического состояния оборудования, инженерных систем, зданий и
сооружений трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
28-29. Испытания и наладка распределительных устройств (КРУ и КРУН, ЗРУ,
ОРУ).
Испытания
высоковольтных аппаратов. Визуальное наблюдение,
инструментальное обследование и испытание трансформаторных подстанций и
распределительных пунктов.
30. Проверка и испытание силовых трансформаторов. Проверка условия
допустимости параллельной работы трансформаторов. Фазировка трансформаторов.
Наладка и испытания
переключающих устройств.
Проверка и испытание
измерительных трансформаторов. Проверка и настройка устройств воздушных и
кабельных линий.
Содержание
31. Приѐмо-сдаточные испытания. Состав комиссии, участвующей в сдаче-приемке
ЭМР.
32-33. Государственные, отраслевые нормативные документы по монтажу и приемосдаточным испытаниям электрических сетей. Инструкция по оформлению приемосдаточной документации по электромонтажным работам.
34. Регулирующая аппаратура и испытательные установки при производстве
наладочных работ. Проверка качества ЭМР, соответствие требованиям ПУЭ, СНиП.
Комплексное опробование электрооборудования по согласованным программам.
В том числе практических занятий
35-36. Практическое занятие №4
Оформление протоколов по результатам
испытаний
37-38. Практическое занятие №5
Изучение и составление приѐмо-сдаточной
документации электрических сетей нормативным документам.

8
1

4
2

16

Тема 2.4 Эксплуатация
электрических сетей

Содержание
39-40. Организация эксплуатации электрических сетей. Нормативные правовые
документы,
регламентирующие
деятельность
по
эксплуатации
линий
электропередачи, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
41-42. Основные задачи эксплуатации электрических сетей. Приемка в эксплуатацию
оборудования и сооружений. Режимы функционирования линий электропередачи,
неисправности в их работе. Технический и технологический надзор за организацией
эксплуатации энергообъектов. Техническое обслуживание, ремонт и модернизация.
43-44. Вывод линий электропередачи, трансформаторных подстанций и
распределительных пунктов в ремонт, акты и дефектные ведомости.
45-46 Заявки на необходимое оборудование, запасные части, инструмент, материалы
и инвентарь для выполнения плановых работ по эксплуатации и ремонту линий
электропередачи.

47-48. Самостоятельная учебная работа обучающихся Ознакомление с
нормативными документами, использование компьютерной техники и интернета,
чтение учебника и дополнительной литературы. Подготовка к комплексному
экзамену.
49-50-51-52-53-54-55-56. Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена по МДК 03.01.;
МДК03.02.; МДК03.03.

8
1

3

Всего:
Учебная практика
Виды работ
- выполнение подготовительных работ по монтажу электрических сетей на разных уровнях напряжения;
- разделка, оконцевание и соединение кабелей и проводов ВЛ;
- выполнение работ по монтажу, наладке и ремонту электрических сетей.
Промежуточная аттестация по учебной практике в форме комплексного зачѐта
Производственная практика
Виды работ
- участие в составлении отдельных разделов проекта производства работ;
- выполнение расчетов электрических нагрузок электрических сетей и выбор токоведущих частей на разных уровнях
напряжения;
- участие в разработке проектной документации с использованием персонального компьютера;
- ведение оперативной документации на подстанции;

2

8
160

66

6

30

17

-проведение осмотров и профилактических испытаний трансформаторных подстанций и распределительных пунктов для
выявления нарушений и дефектов в их работе
-участие в оценке технического состояния оборудования, инженерных систем, зданий и сооружений трансформаторных
подстанций и распределительных пунктов
- участие в монтаже и наладке воздушных и кабельных линий;
-участие в приемо-сдаточных испытаниях;
-оформление протоколов по завершению испытаний;
-участие в выполнении работ по проверке и настройке устройств воздушных и кабельных линий;
- обход и осмотр технического состояния элементов воздушных и кабельных линий электропередачи (опор, заземления,
изоляции и арматуры, проводов и тросов), кабельных линий электропередачи (кабеля, соединительных или концевых муфт,
коллекторов, туннелей, колодцев, каналов, шахт и других кабельных сооружений);
-участие в проведении измерений, связанных с проверкой элементов линий электропередачи при приемке их в
эксплуатацию, после окончания строительства и капитального ремонта;
-контроль наличия и исправности инструмента, оснастки, приспособлений и инвентаря;
- участие в составлении заявок на необходимое оборудование, запасные части, инструмент, материалы и инвентарь для
выполнения плановых работ по эксплуатации линий электропередачи;
- участие в разработке предложений по оперативному, текущему и перспективному планированию работ по техническому
обслуживанию и ремонту линий электропередачи;
- участие в обеспечении рационального расходования материалов, запасных частей, оборудования, инструмента и
приспособлений;
- контроль исправного состояния, эффективной и безаварийной работы линий электропередачи;
- обоснование своевременного вывода трансформаторных подстанций и распределительных пунктов для ремонта.
Промежуточная аттестация по производственной практике в форме дифференцированного зачѐта
Итоговая аттестация по ПМ 03 в форме экзамена (квалификационного)
Всего

6
268

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация профессионального модуля предполагает наличие кабинета «Монтаж, наладка и
эксплуатация электрических сетей»
Оборудование кабинета «Монтаж, наладка и эксплуатация электрических сетей»
1. Рабочие места преподавателя и обучающихся
2. Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийная техника, программное обеспечение.
3. Наглядные пособия.
4. Комплект учебно-методической документации.
Оборудование электромонтажной мастерской:
Понижающий трансформатор 220/36 В, щиток с автоматическими выключателями, монтажные
столы, щит управления поисков неисправностей, щит управления освещением с двух мест, щит
управления на базе ПЛК (промышленно логистического контролера ОВЕН), щит управления на
базе ПЛК (промышленно логистического контролера ОNI), щит управления на базе ПЛК
(промышленно логистического контролера CIMENS) ручные электрифицированные инструменты
(дрель, углошлифовальная машина, перфоратор, шуруповерт, лазерный уровень). Комплекты
ручных инструментов электромонтажника, наглядные пособия – образцы учебнопроизводственных работ, плакаты, стенды, комплекты инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения: информационно-коммуникационная техника с
комплектующими и программным обеспечением, носители информации.
Реализация программы производственной практики (по профилю специальности) ПП 03
предполагает наличие у организации или предприятия оборудования и материально технической
базы:
•
Производственных площадей;
•
Спецтехники.
Отделы, куда направляются обучающиеся (управление электромонтажных работ,
управление внешних сетей, производственный отдел, проектный отдел, отдел пусконаладочных
работ) укомплектованы соответствующими документами, оборудованием, материалами и
инструментами.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Диагностика и техническое обслуживание электроустановок
потребителей. – М.: НЦ ЭНАС, 2016.
2. Правила устройства электроустановок. М.:Альвис, 2016
3. Проектирование схем электроустановок [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов /
Ю.Н. Балаков, М.Ш. Мисриханов, А.В. Шунтов. — М.: Издательский дом МЭИ, 2016.
4. Проектирование электрооборудования объектов гражданского назначения: пособие. /
Составитель С.И. Макаренко / – Харьков: Стройиндустрия, 2019. – 331 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
19

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&ci
d=1474&fids[]=303
https://www.elec.ru/library/direction/pteep/
https://elektro-montagnik.ru/?address=lectures&page=content
http://www.ess-ltd.ru/maintenance-repair/15/976/
https://studopedia.ru/6_160336_osnovi-proektirovaniya-elektricheskih-setey.html
https://studfiles.net/preview/5863344/page:11/
https://revolution.allbest.ru/physics/00519772_0.html
http://electricalschool.info/books/855-pravila-tekhnicheskojj-jekspluatacii.html
И 1.13-07 Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по
электромонтажным работам
http://base1.gostedu.ru/57/57874/
https://docplan.ru/Data1/40/40609/index.htm
http://electrolibrary.info/electrik.htm
3.2.3. Дополнительные источники
1. Сибикин Ю.Д. Основы эксплуатации электрооборудования электростанций и подстанций.М.: НЦ ЭНАС, 2017 г.
2. Кисаримов Р.А. Наладка электрооборудования. Справочник.-М.: РадиоСофт, 2017г.
3. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Технология электромонтажных работ – М.: КноРус, 2016г.
4. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж
электроустановок жилых и общественных зданий СП 31-110-2003. ГОССТРОЙ РОССИИ.
5. ГОСТ Р 21.1101- 2009 СПДС «Основные требования к проектной и рабочей документации».
6. 1.13-07. Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по
электромонтажным работам
7. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. – М., Инфра-М, 2017
8. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей – М., Омега-Л, 2017
9. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации
– М., Омега-Л, 2017

20

4.
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 3.1.
Организовывать и
производить монтаж
воздушных и
кабельных линий с
соблюдением
технологической
последовательности

ПК 3.2.
Организовывать и
производить наладку
и испытания
устройств воздушных
и кабельных линий;

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Оцениваемые знания и умения,
действия

Методы оценки

- демонстрация умений составлять
отдельные разделы проекта производства
работ;
- демонстрация умений анализировать
нормативные правовые акты при
составлении технологических карт на
монтаж воздушных и кабельных линий;
- демонстрация умений выполнять
монтаж воздушных и кабельных линий в
соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами, требованиями
нормативных документов и техники
безопасности;
- демонстрация знаний требований
приемки строительной части под монтаж
линий;
- демонстрация знаний отраслевых
нормативных документов по монтажу
электрических сетей;
демонстрация знаний технологии работ
по монтажу воздушных и кабельных
линий в соответствии с современными
нормативными требованиями;
демонстрация навыков организации
выполнения монтажа электрических сетей
- демонстрация умений выполнять
приемо-сдаточные испытания;
- демонстрация умений оформлять
протоколы по завершению испытаний;
- демонстрация умений
выполнять
работы по проверке и настройке устройств
воздушных и кабельных линий;
- демонстрация умений диагностировать
техническое состояние и остаточный
ресурс линий электропередачи и
конструктивных элементов посредством
визуального наблюдения и
инструментальных обследований, и
испытаний;
- демонстрация умений проводить
визуальное наблюдение,
инструментальное обследование и
испытание трансформаторных подстанций
и распределительных пунктов;

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ по
учебной и
производственной
практике.
- при проведении
промежуточной
аттестации

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ по
учебной и
производственной
практике.
- при проведении
промежуточной
аттестации

21

ПК 3.3.
Организовывать и
производить
эксплуатацию
электрических сетей;

- демонстрация умений оценивать
техническое состояние оборудования,
инженерных систем, зданий и сооружений
трансформаторных подстанций и
распределительных пунктов;
демонстрация знаний методов наладки
устройств воздушных и кабельных линий;
демонстрация знаний отраслевых
нормативных документов по приемосдаточным испытаниям электрических
сетей;
демонстрация навыков организации
выполнении наладки электрических сетей
-демонстрация умений обосновывать
современный вывод линий
электропередачи в ремонт, составлять
акты и дефектные ведомости;
- демонстрация умений контролировать
режимы функционирования линий
электропередачи, определять
неисправности в их работе;
- демонстрация умений составлять заявки
на необходимое оборудование, запасные
части, инструмент, материалы и инвентарь
для выполнения плановых работ по
эксплуатации линий электропередачи;
- демонстрация умений разрабатывать
предложения по оперативному, текущему
и перспективному планированию работ по
техническому обслуживанию и ремонту
линий электропередачи;
- демонстрация умений обеспечивать
рациональное расходование материалов,
запасных частей, оборудования,
инструмента и приспособлений;
- демонстрация умений контролировать
исправное состояние, эффективную и
безаварийную работу линий
электропередачи;
- демонстрация умений обосновывать
своевременный вывод трансформаторных
подстанций и распределительных пунктов
для ремонта;
демонстрация знаний нормативных
правовых документов, регламентирующих
деятельность по эксплуатации линий
электропередачи, трансформаторных
подстанций и распределительных пунктов;
- демонстрация знаний технологии
производства работ по техническому
обслуживанию и ремонту
трансформаторных подстанций и

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите лабораторных
работ и практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ по
учебной и
производственной
практике.
- при проведении
промежуточной
аттестации

22

ПК 3.4. Участвовать в
проектировании
электрических сетей.

распределительных пунктов;
- демонстрация навыков организации
эксплуатации электрических сетей
- демонстрация умений выполнять расчет
электрических нагрузок, осуществлять
выбор токоведущих частей на разных
уровнях напряжения;
-демонстрация умений выполнять
проектную документацию с
использованием персонального
компьютера;
- демонстрация знаний номенклатуры
наиболее распространенных воздушных
проводов, кабельной продукции и
электромонтажных изделий;
- демонстрация знаний основных методов
расчета и условия выбора электрических
сетей;
- демонстрация знаний технических
характеристик элементов линий
электропередачи и технических
требований, предъявляемых к их работе;
- демонстрация знаний конструктивных
особенностей и технических
характеристик трансформаторных
подстанций и распределительных пунктов,
применяемых в сетях 0,4-20кВ;
демонстрация навыков в проектировании
электрических сетей.

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ по
производственной
практике.
- при проведении
промежуточной
аттестации

23

ОК 01.Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

ОК02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Демонстрация
умений
распознавать задачу и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
демонстрация
умений
анализировать задачу и/или
проблему и выделять еѐ
составные части;
Демонстрация
умений
определять этапы решения
задачи;
Демонстрация
умений
выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
Демонстрация
умений
составить план действия;
определить
необходимые
ресурсы;
Демонстрация умений
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
демонстрация умений
реализовать составленный
план;
демонстрация умений
оценивать результат и
последствия своих действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
Демонстрация умений
определять задачи для
поиска информации;
демонстрация умений
определять необходимые
источники информации;
демонстрация умений
планировать процесс поиска;
демонстрация умений
структурировать
получаемую информацию;
демонстрация умений
выделять наиболее значимое
в перечне информации;
демонстрация умений
оценивать практическую
значимость результатов
поиска;

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
- при выполнении практических
занятий;
-при выполнении
работ на различных этапах учебной и
производственной практики;
- при выполнении проектных и
исследовательских работ.

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
- при выполнении практических
занятий;
-при выполнении
работ на различных этапах
производственной практики.

24

ОК03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК05. Осуществлять
устную и письменную

демонстрация умений
оформлять результаты
поиска информации;
демонстрация умений
определять необходимые
источники информации;
демонстрация умений
планировать процесс поиска;
демонстрация умений
структурировать
получаемую информацию;
демонстрация умений
выделять наиболее значимое
в перечне информации;
демонстрация умений
оценивать практическую
значимость результатов
поиска;
демонстрация умений
оформлять результаты
поиска
Демонстрация умений
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;
Демонстрация умений
применять современную
научную профессиональную
терминологию;
Демонстрация умений
определять и выстраивать
траектории
профессионального развития
и самообразования
Демонстрация умений
организовывать работу
коллектива и команды;
демонстрация умений
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности

Демонстрация умений
грамотно излагать свои

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
- при выполнении практических
занятий,
- при выполнении внеаудиторных
индивидуальных заданий,
- при выполнении работ по
производственной практике

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
- в ходе компьютерного
тестирования,
- при подготовке электронных
презентаций,
- при проведении практических
занятий,
- при выполнении внеаудиторных
индивидуальных заданий,
- при выполнении работ по учебной и
производственной практике.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
25

коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста.
ОК06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
ОК08 Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.

ОК09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

мысли и оформлять
документы по
профессиональной тематике
на государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Демонстрировать умения
описывать значимость своей
специальности

процессе освоения образовательной
программы:
- при защите и оформлении
практических занятий;
- при выполнении внеаудиторных
индивидуальных заданий;
Экспертная оценка результатов
коммуникативной деятельности
обучающегося в процессе освоения
образовательной программы
при проведении учебновоспитательных мероприятий

Демонстрация умения
соблюдать нормы
экологической безопасности;
демонстрация умения
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по
специальности
Демонстрация умений
использовать физкультурнооздоровительную
деятельность для
достижения
профессиональных целей;
демонстрация умений
применять рациональные
приемы двигательных
функций в
профессиональной
деятельности;
демонстрация умений
пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной по
специальности
Демонстрация умений
применять средства
информационных
технологий для решения
профессиональных задач;
демонстрация умений
использовать современное
программное обеспечение

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
-при выполнении
работ на различных этапах учебной и
производственной практики;
 при подготовке и проведении
учебно-воспитательных мероприятий.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
при выполнении практических
занятий;
при выполнении
работ на различных этапах учебной и
производственной практики

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
- при выполнении практических
занятий;
-при выполнении
работ на различных этапах учебной и
производственной практики;
26

ОК10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках.

 при выполнении внеаудиторных
индивидуальных заданий.
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся в
процессе освоения образовательной
программы:
- при выполнении практических
занятий;
-при выполнении
работ на различных этапах учебной и
производственной практики;
при выполнении внеаудиторных
индивидуальных заданий.

Демонстрация умений
понимать общий смысл
четко произнесенных
высказываний на
профессиональные,
понимать тексты на
профессиональные темы;
демонстрация умений
участия в диалогах на
профессиональные темы;
демонстрация умений
строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности;
демонстрация умений кратко
обосновывать и объяснить
свои действия (текущие и
планируемые);
демонстрация умений писать
простые связные сообщения
на интересующие
профессиональные темы
Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Оценка лабораторно-практических работ.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В представленном
отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся :
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем наполовину,
однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и
выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
27

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу эксперимента
провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и измерений были
допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности не
более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но
повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые
не может исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам промежуточной
аттестации.
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические вопросы.
Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные умения и владения
навыками применения полученных знаний и умений при выполнении упражнений, иных заданий.
Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические вопросы,
показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими неточностями
практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками применения полученных
знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на большинство дополнительных
вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на теоретические
вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного материала. С существенными
неточностями выполнил практические задания. Показал удовлетворительные умения и владения
навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Допустил
много неточностей при ответе на дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень знаний и умений
при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы было
допущено множество неправильных ответов
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам выполнения
практических работ производится в соответствии:
28

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно
выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет
анализ ошибок.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но допущены
2-3 недочета.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся выполнил работу не полностью, но
объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе
проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся выполнил работу не полностью
или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».