ВЧ.08 Основы финансовой грамотности

Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность» разработана на
основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
профессии/специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий,
уровень подготовки базовы приказ Минобрнауки России от 23 января
2018 г. № 44

(зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49991)

ОРГАНИЗАЦИЯ

-

РАЗРАБОТЧИК:

ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»

«Полипрофильный

техникум

им.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Программа
входит в укрупненную группу специальности: 08.00.00 Техника и технология строительства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Вариативная часть -ВЧ.08 Основы финансовой грамотности.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование культуры экономического мышления и базовых компетенций в
области экономической и финансовой грамотности, необходимых для ориентации и социальной
адаптации студентов к происходящим изменениям в жизни общества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в
распоряжении после уплаты налогов;
 рационально использовать полученные доходы на разных этапах жизни семьи;
 контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
 составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины
 возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
 выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени
отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;
 различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления,
альтернативные способы накопления на пенсию;
 получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по
страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений;
 различать организационно-правовые формы организаций;
 защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи
страхования;
 различать обязательное и добровольное страхование.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 сущность банковской системы в России, критерии определения надежности банков;
 сущность кредитования, виды кредитов и условия их оформления;
 принципы работы фондовой биржи, ее участники;
 виды доходов, налогооблагаемые доходы;
 сущность пенсионного обеспечения, виды пенсий;
 сущность предпринимательской деятельности, ее виды, преимущества и недостатки;
 основные этапы создания собственного бизнеса;
 преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятия.
Результатом освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие
общие компетенции (далее - ОК):
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
4

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 7
ОК 11

различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

34

Обязательные аудиторные учебные занятия

34

в том числе:
практические занятия

11

контрольные работы

7

Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета в виде
контрольной работы

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ВЧ.03 Основы финансовой грамотности
Наименование
разделов и
тем
1
Тема 1
Банковская
система России.

Тема 2.
Фондовый
рынок.

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем часов

2
Содержание учебного материала
Банковская система России.
Текущие счета и дебетовые карты.
Сберегательные вклады.
Кредиты. Услуги банков.

3
Уровень освоения
1-3

2

Тематика практических занятий и лабораторных работ
1. Решение задач.

2

Контрольная работа № 1 «Банковская система России».

1

Содержание учебного материала
1. Риск и доходность.

Осваиваемые
элементы
компетенций

Уровень освоения
1-3

2

2. Облигации. Акции.

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

3. Фондовая биржа. Рынок FOREX.

Тема 3.
Страхование.

Тема 1.4.
Налоги.

Тема 1.5.

Тематика практических занятий и лабораторных работ
1. Решение задач.
Контрольная работа № 2 «Фондовый рынок».
Содержание учебного материала
Страхование имущества.
Страхование здоровья и жизни.
Контрольная работа № 3 «Страхование».
Содержание учебного материала
Налоги.
Налоговая декларация.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Решение задач.
Содержание учебного материала

2
1
Уровень освоения
1-3

2

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

1
Уровень освоения
1-3

1

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

2
Уровень освоения

1

ОК 01-ОК.03
6

Пенсионное
страхование.
Тема 1.6.
Финансовые
механизмы
работы
фирмы.
Тема 7.
Бизнес.

Тема 8.
Финансовые
риски.

ОК.06, ОК.09,
ОК.11

1-3
Обязательное и добровольное пенсионное страхование.
Контрольная работа № 4 «Пенсионное страхование».
Содержание учебного материала
Взаимоотношения работодателя и сотрудников.
Эффективность компании, банкротство и безработица.

1
Уровень освоения
1-3

Контрольная работа № 5 «Финансовые механизмы работы фирмы».
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Предпринимательская деятельность. Работа по найму.
Успешность компании.
1-3
Бизнес – план.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Решение задач.
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Контроль рисков собственных сбережений.
1-3
Экономические кризисы.
Финансовое мошенничество.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Описание и анализ одного из экономических кризисов.
Контрольная работа № 6 «Финансовые риски».
Дифференцированный зачет: Итоговая контрольная работа.

2

ОК 01-ОК.03
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

2

ОК 01-ОК.03

2

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

4

2

ОК 01-ОК.03
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11
ОК 01-ОК.03

1
1
2

ОК 01-ОК.03
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

Всего:
34
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Экономики, маркетинга и менеджмента», оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся,
 стулья,
 доска классная,
 рабочее место преподавателя,
техническими средствами обучения:
 компьютер с лицензионным программным обеспечением (переносной),
 мультимедиа проектор (переносной),
 экран проекционный (переносной).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Учебно-методическое пособие. — Киров: Старая Вятка, 2017. — 166 с. — ISBN 978-591061-475-2, Преподавание учебного курса основы финансовой грамотности в основной
школе;
Интернет-ресурсы:
1. http://www.perevedem.ru/article/tipsfor-startups.htm.;
2. http://www.perevedem.ru/article/hardest_lessons.htm;
3. http://www. Rbc.ru;
4. http://www. cbonds.ru;
5. http://www. Investfunds.ru;
6. http://www. School – collection.ru.

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения



Критерии оценки

Формы и
методы
оценки

 организовывать
собственную - Контрольная
Умение:
принимать
решения
в
стандартных
идеятельность, выбирать типовые методы работа № 1
нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
и
способы
выполнения «Банковская
использовать
информационно-коммуникационные
профессиональных задач, оценивать их система
технологии в профессиональной деятельности;
эффективность и качество;
России».

- Контрольная
 брать на себя ответственность за работу членов команды
 осуществлять поиск и использование работа № 2
(подчинѐнных), результат выполнения заданий;
информации,
необходимой
для «Фондовый
эффективного
выполнения рынок».
 самостоятельно определять задачи профессионального ипрофессиональных
задач, Контрольная
личностного развития, заниматься самообразованием,
профессионального
и
личностного
работа № 3
осознанно планировать повышение квалификации;
развития;
«Страхование».
 сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее
 пользуется
разнообразными Контрольная
оптимального варианта для решения своих финансовых
финансовыми
услугами, работа № 4
задач;
предоставляемыми
банками,
для «Пенсионное
повышения своего благосостояния;
страхование».
 оценивать необходимость использования кредитов для
решения своих финансовых проблем и проблем семьи и
 оценивать надѐжность банка;
связанные с этим риски;

 оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и
выбирать подходящий вариант;

 принимать решение о необходимости инвестирования
денежных средств тем или иным способом;

 соотносить доходность и риск при размещении сбережений
в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);
Знать:
- основные положения курса;
- понимать, что такое акционерное общество и кто такие
акционеры, какие права даѐт владение акциями разных
типов;
- приобрести практические навыки расчѐтов дохода и
доходности операций с акциями и облигациями;
- понимать, что такое «инвестиционный портфель» и иметь
представление о рисках, связанных с инвестированием в
различные активы;
характеристики
и
обязанности
различных
профессиональных и непрофессиональных участников
фондового рынка;
- понимать принципы работы паевых инвестиционных
фондов и особенности методов инвестирования;
- устройство фондовой биржи и правила работы на ней.

Контрольная
работа № 5
«Финансовые
механизмы
работы
фирмы».
Контрольная
работа № 6
«Финансовые
риски».
Устный опрос,
экспертное
наблюдение в
ходе
практических
работ; отчеты
по
практическим
работам;
письменный
опрос;
тестирование;

9

Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
В образовательном процессе традиционно использую пятибалльную шкалу, а также
внедряю современные
средства
оценивания
степени
сформированности
коммуникативной компетентности обучающихся:
Пятибальная шкала.
Критерии выставления отметки "5"(отлично):
 знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;


умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров
обобщать,
делать
выводы,
устанавливать
межпредметные
и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.



отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя;



соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.

Критерии выставления отметки «4» (хорошо):
 знание всего изученного программного материала;


умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.



незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):
 знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;


затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи учителя;



умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;



наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):
 знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,


отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на
уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
10



наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных
правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».