ВЧ.06 Основы предпринимательства

Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав учебных дисциплин вариативной
части ОПОП 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий. Разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее
СПО) ОПОП 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий (базовый уровень) приказ Минобрнауки России от 23 января 2018 г. № 44
(зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49991) входит в укрупнѐнную группу
специальности: 08.00.00 Техника и технологи и строительства
в соответствии:
- Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
- Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования";
- Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 44 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
О методических рекомендациях по реализации ФГОС СПО по 50-ти наиболее
востребованным и перспективным профессиям и специальностям №06-174 от 01.03.2017;
- «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных
программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №
06-830вн;
- Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
- Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических работ
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терѐшкина»;
- Положения о проведении ГИА студентов в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина.

Разработчик: Мурзаева Татьяна Васильевна, преподаватель 1 квалификационной категории

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ

10

3

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ВЧ.06 Основы
предпринимательства по программе
подготовки специалистов среднего звена входит в состав вариативной части ОПОП 08.02.09
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина является адаптационной и входит в состав учебных
дисциплин
вариативной части ОПОП 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской
деятельности;
 выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
 применять различные методы исследования рынка;
 принимать управленческие решения;
 собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;
 осуществлять планирование производственной деятельности;
 разрабатывать бизнес-план;
 проводить презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
 алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными
приоритетами;
 потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса,
кредитование малого бизнеса;
 технологию разработки бизнес-плана;
 теоретические и методологические основы организации собственного дела;
 профессиональные качества предпринимателя.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
4

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.
ПК 4.1. Организовывать работу производственного подразделения;
ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ;
ПК 4.3. Участвовать в расчетах основных технико-экономических показателей;
ПК4.4.Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении
электромонтажных и наладочных работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 24 часа;

5

2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Итоговая аттестация в форме экзамена "Защита проекта - бизнес –
плана"

Объем часов
40
24
10
6

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ВЧ.06 "Основы предпринимательства"
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы
2

Уровень
освоения

Объѐм
часов

3

4

Раздел I. Понятие предпринимательства
Тема 1.1.Понятия о
предпринимательстве

Содержание учебного материала

Тема 1.2. Понятие о
предприятии.

Содержание учебного материала

8

1

3

Предпринимательство. Основные понятия.

3

4

Предприятие. Основные понятия и определения. Классификация
предприятий.
Внутренняя и внешняя среда организации. Макро и микросреда.

Практическое занятие №1
Решение ситуационных задач по теме «Внешняя среда предприятия»
Решение ситуационных задач
по теме « Внутренняя
среда
предприятия»

Содержание учебного материала

ОК 01;
ОК02;
ОК03;
ОК04;
ОК05;
ОК06;
ОК08;
ОК09

ОК 01;
ОК02;
ОК03;
ОК04;
ОК05;
ОК06;
ОК08;
ОК09
3

3
ПК 4.2
ПК 4.1

Раздел II. Понятие маркетинг.Реклама.
Тема 2.1. Понятие о

Осваиваемые
элементы
компетенций
5

1

8
5
7

маркетинге
.

Маркетинг. Основные понятия и определения.
Товар. Теория жизненного цикла товара. Классификация товаров.

Практическая работа №2
Маркетинговый план. Составление маркетингового плана
Тема 2.2.Реклама

Содержание учебного материала
Реклама. Понятия и разновидности рекламы. Роль рекламы в
продвижении товара.
Общие требования к рекламе.
Процесс разработки рекламной
компании.

Практическая работа №3
Разработка плана рекламной компании

ОК 01;
ОК02;
ОК03;
ОК04;
ОК05;
ОК06;
ОК08;
ОК09
3

ПК 4.2
ПК 4.1
3

3

Содержание учебного материала
Сущность и значение бизнес – планирования.
Основные требования к разработке бизнес - планов

4

2

ОК 01;
ОК02;
ОК03;
ОК04;
ОК05;
ОК06;
ОК08;
ОК09
ПК 4.2
ПК 4.1

Раздел III. Бизнес-планирование
Тема 3.1. Теоретические
основы бизнес планирования

2

2

11
4
ОК 01;
ОК02;
ОК03;
ОК04;
ОК05;
ОК06;
ОК08;
ОК09

8

Практическое занятие №4

3

3

Составление анализа рынка и конкурентной среды
Составление бизнес – плана.
Тема 3.2. Коммерческие
риски.

Экзамен

Содержание учебного материала
Коммерческие риски.
Классификация рисков.
Методы снижения коммерческих рисков

Защита бизнес – плана предпринимательской деятельности

ПК 4.2
ПК 4.1
3

4

1
ОК 01;
ОК02;
ОК03;
ОК04;
ОК05;
ОК06;
ОК08;
ОК09

6

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- наглядных пособий, специальных словарей, образцы документов.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Артемьев А. Б. Антропология коррупции; Издательство юридического института (СанктПетербург) - М., 2016
2.Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н.
Босчаева. - М.: Экономика, 2015г.
3.Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н.Романенкова,
Д.А. Жильцов. — М.: Издательство Юрайт, 2015
6.Гражданский кодекс Российской Федерации
7. Налоговый кодекс Российской Федерации
8.Трудовой кодекс Российской Федерации
9.Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 №
159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)
10.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Интернет-ресурсы:
http://vesbiz.ru/svoj-biznes/dokumentu-dlya-registracii-ip.html - Открытие ИП: пошаговая
инструкция.
http://www.idei-dlya-biznesa.ru/elektrik-po-vyzovu.php - Бизнес идеи.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися
индивидуальных проектных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
Обучающийсязнания)
должен уметь:
проводить психологопедагогический самоанализ
предрасположенности к
предпринимательской
деятельности;
- выбирать организационноправовую форму предприятия;
- применять различные методы
исследования рынка;
собирать и анализировать
информацию о конкурентах,
потребителях, поставщиках;
разрабатывать бизнес-план;

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

Решение ситуационных задач по
теме «Внешняя и внутренняя
Устный опрос
среда предприятия»

Фронтальный опрос по теме :
«Предпринимательство»
Составление плана маркетинга.
практические задания; деловая
игра «Конкуренция фирм»
Выполнение индивидуального
проектного задания по теме
«Разработка бизнес-плана»

Оценка выступлений по
обсуждаемым
темам.
Оценка ведения
конспекта.
Оценка правильности
составления
словаря терминов.
Оценка выполнения
практических заданий №1№4.

Обучающийся должен знать:
алгоритм действий по созданию
предприятия малого бизнеса в
соответствии с выбранными
приоритетами:
нормативно-правовую базу
предпринимательской
деятельности;
- технологию разработки бизнесплана

выполнение индивидуальных
заданий по теме:
«Предпринимательство»
Опрос по теме « Маркетинг.
Основные понятия и
определения»
индивидуальный опрос по теме «
Сущность и значение бизнес –
планирования»

Устный опрос
Оценка выступлений по
обсуждаемым
темам.
Оценка ведения конспекта.
Оценка правильности
составления
словаря терминов.
11

- теоретические и методологические фронтальный опрос по теме
основы организации собственного «Предприятие.
Классификация предприятий»
дела.

Оценка выполнения
практических
заданий №1-№4
Итоговая аттестация в форме
экзамена "Защита проекта бизнес – плана"

Критерии оценки:
Оценка «5» ставится в том случае, когда обучающийся исчерпывающе знает весь программный
материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает
правильные, сознательные и уверенные ответы. В устных ответах и письменных работах
пользуется литературно правильным языком.
Оценка

«4» ставится в том случае, когда обучающийся знает весь требуемый программой

материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает
без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных
ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок.
Оценка «3» ставится в том случае, когда обучающийся обнаруживает знание основного
программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые
затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает не
более 50% ошибок при изложении материала.
Оценка «2» ставится в том случае, когда не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружило незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части
учебного материала.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИЗНЕС ПРОЕКТА:

- полнота раскрытия бизнес проекта
- актуальность проекта для современного экономического развития страны
- структурированность и системность представленной информации
- учет рисков, продуманность планов
-экономическая эффективность: доходность, рентабельность, окупаемость
-наглядность и качество оформления

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».