Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 44 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
стр. 10
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.05. Информационные технологии в профессиональной
деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Особое значение дисциплина
имеет при формировании и развитии ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1,
ПК 2.3–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.3,
ОК 01-ОК 09
Умения
Знания
- пользоваться пакетами
специализированных программ для
проектирования, расчѐта и выбора
оптимальных параметров систем
электроснабжения;
- выполнять расчѐты
электрических нагрузок;
- выполнять проектную
документацию с учѐтом
персонального компьютера;
- пакетов специализированных
программ для расчѐта и проектирования
систем электроснабжения;
- о технических решениях по
применению микропроцессорной и
микроконтроллерной техники в
электроэнергетике;
- о программировании
микроконтроллеров.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объѐм образовательной программы
36
в том числе:
теоретическое обучение
4
практические занятия
30
промежуточная аттестация – зачѐт с оценкой
2
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация в виде зачѐта с оценкой (практическая работа)
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Моделирование
электрических
цепей с помощью
программы NI
Multisim.
Тема 2. Расчет
электрических
цепей с помощью
программы
Mathcad.
Тема 3.
Микропроцессоры и
микроконтроллеры
в
электроэнергетике.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объѐм
в часах
Уровень
освоения
2
Содержание учебного материала
Практическое занятие 1. Построение электрических схем в программе NI
Multisim.
Практическое занятие 2. Применение виртуальных приборов для
измерения параметров электрических цепей.
Практическое занятие 3. Применение виртуального осциллографа для
изучения переменных сигналов.
Практическое занятие 4. Моделирование логических схем.
Практическое занятие 5. Моделирование схемы электроснабжения
квартиры.
Содержание учебного материала
Практическое занятие 6. Запись математических выражений и вычисление
их значений при заданных исходных данных.
Практическое занятие 7. Работа с комплексными числами в Mathcad.
Практическое занятие 8. Расчѐт цепей постоянного тока. Сравнение
результатов расчетов в Mathcad с результатами моделирования в NI
Multisim.
Практическое занятие 9. Расчѐт цепей переменного тока. Сравнение
результатов расчетов в Mathcad с результатами моделирования в NI
Multisim.
Содержание учебного материала
Краткий обзор микропроцессорных устройств измерения, контроля,
управления и защиты в электроэнергетике.
Типовая схема микропроцессорной системы. Состав и назначение
компонентов. Методы и способы организации памяти. Алгоритм работы.
3
10
4
6
2
2
2
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ПК 1.1,
ПК 2.3-2.4,
ПК 3.2-3.4,
ПК 4.3;
ОК 01 – 09.
2
2
8
2
2
3
ПК 1.1,
ПК 2.3-2.4,
ПК 3.2-3.4,
ПК 4.3;
ОК 01 – 09.
2
2
16
4
2
ПК 1.1,
ПК 2.3-2.4,
ПК 3.2-3.4,
ПК 4.3;
ОК 01 – 09.
Программирование
микроконтроллеров.
Структура и характеристики микроконтроллера. Интерфейсы
микроконтроллера. Периферийные модули. Микроконтроллеры PIC и AVR.
Среда программирования MPLAB и Atmel Studio. Компиляторы.
Программаторы.
Практическое занятие 10. Язык программирования C/C++.
Идентификаторы. Операторы. Массивы.
Практическое занятие 11. Ввод и вывод данных. Первая программа.
Практическое занятие 12. Условный оператор.
Практическое занятие 13. Оператор цикла.
Практическое занятие 14. Программирование микроконтроллера на языке
С.
Практическое занятие 15. Программирование микроконтроллера на языке
С. (Продолжение)
Промежуточная аттестация – зачѐт с оценкой (практическая работа)
2
2
2
2
2
2
2
Всего
3
3
ПК 1.1,
ПК 2.3–2.4,
ПК 3.2–3.4,
ПК 4.3,
ОК 01-ОК 09
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинет «Информатика и вычислительная техника»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
компьютеры – 15;
столы компьютерные – 15;
стулья компьютерные –15;
интерактивная установка Promethean ActivInspire – 1;
локальная сеть;
подключение к сети Интернет;
учебно-методический комплекс по дисциплине.
Действующая нормативно-техническая документация:
правила техники безопасности, санитарии;
инструкции по пожарной безопасности;
паспорт кабинета.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
лазерный принтер;
сканер.
Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности»,
«Архитектура компьютера»,
«Архитектура компьютерных сетей»,
«Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)»,
«Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме»,
Схемы:
«Моделирование, формализация, алгоритмизация»,
«Системы счисления»,
«Логические операции»,
«Блок-схемы»,
«Алгоритмические конструкции»,
«Структуры баз данных»,
«Структуры веб-ресурсов».
Лицензионное программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 8.
САПР КОМПАС-3D V15 (х64).
Комплект прикладных программ MS Office 2013.
Антивирусная программ Антивирус Касперского 10.
Программа архивирования данных WinRar.
8
Браузер Google.
Программа распознавания текста ABBYY FineReader 12.0.
Средство разработки и моделирования электронных схем – MultiSim.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд входят учебники, электронные учебники, учебно-методические
комплекты (УМК). Библиотечный фонд может быть дополнен электронными
образовательными ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по
информатике, электронными книгами научной и научно-популярной тематики.
3.2.1. Печатные издания
1.
Белов А.В. Микроконтроллеры AVR: от азов программирования до создания
практических устройств. – М.: Наука и техника, 2017.
2.
Васильев А.Н. Программирование на С++ в примерах и задачах. – М.: Издательство
«Э», 2017 г.
3.
Иванов В.Н. Применение компьютерных технологий при проектировании
электрических схем. – М.: СОЛОН-Пресс, 2017 г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
https://www.ptc.com/en/products/mathcad – Официальный сайт Mathcad
2.
http://sine.ni.com/nips/cds/view/p/lang/ru/nid/201800 – Официальный сайт NI Multisim
3.
http://www.microchip.com – официальный сайт микроконтроллеров PIC и AVR.
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Информационные технологии : учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / Г.С.Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – 2-е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2018. — 240с.
2.
Основы алгоритмизации и программирования : учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования /И.Г. Семакин, А.П. Шестаков.- 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2018. — 304с.
3.
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования.
Практикум : Учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования. – М.: Издательский
центр «Академия», 2015.-144с.
9
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
- демонстрация практических навыков
использования специализированных
программ для расчѐта и
моделирования электрических цепей.
- демонстрация знаний основных
областей и особенностей применения
микропроцессорной и
микроконтроллерной техники в
электроэнергетике (на уровне
функциональных схем и отдельных
конструктивных решений);
- демонстрация знаний по написанию
кода программы для
микроконтроллеров на языке С.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических занятий;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении
проверочных работ.
- проведении
промежуточной
аттестации
- демонстрация умений проводить
электротехнические расчеты с
помощью программы Mathcad;
- демонстрация умений проводить
компьютерное моделирование
электротехнических цепей с помощью
программы NI Multisim
- демонстрация умений проводить
расчеты электрических нагрузок с
помощью программы Mathcad;
- демонстрация умений выполнять
расчеты с помощью компьютера;
- демонстрация умений строить
графики с помощью компьютера;
- демонстрация умений выполнять
текстовые документы, содержащие
форматированный текст, формулы,
графики, таблицы, рисунки;
- демонстрация умений проводить
поиск справочных данных в Интернет.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических занятий;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении
проверочных работ.
- проведении
промежуточной
аттестации
Знания
- пакетов
специализированных
программ для расчета и
проектирования систем
электроснабжения;
- о технических решениях
по применению
микропроцессорной и
микроконтроллерной
техники в
электроэнергетике;
- о программировании
микроконтроллеров.
Умения:
- пользоваться пакетами
специализированных
программ для
проектирования, расчета и
выбора оптимальных
параметров систем
электроснабжения;
- выполнять расчеты
электрических нагрузок;
- выполнять проектную
документацию с учетом
персонального
компьютера;
Оценка результатов обучения
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
10
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочѐта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочѐтов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые
не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка самостоятельных, проверочных работ по теоретическому курсу:
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ
литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической
последовательности, студент приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым
и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объѐма задания, но в ней
имеются недочеты;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении
взаимосвязей, выводах и решении задач;
- студент испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной
мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении
других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объѐм выполненной части составляет не менее 2/3
от общего объѐма), но допущены существенные неточности;
- студент обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий;
11
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием
готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных
задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объѐм выполненной части менее 2/3 от общего объѐма
задания);
- студент показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Практическая работа на компьютере оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы.
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное
владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трѐх
ошибок.
Оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трѐх ошибок, но студент владеет
основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы
выполнена не самостоятельно.
Оценка письменных работ оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена верно и полностью; в логических
рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических
ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания
или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения
недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом
проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или
графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без
недочетов не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится, если допущены более одной ошибки или более трех недочетов в
выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по
проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся
не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно выполнено
менее половины работы.
Тест оценивается следующим образом:
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
12