ОГСЭ.03 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе
Федерального
Государственного
образовательного
стандарта
(далее
ФГОС)
по
профессии/специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий,
уровень подготовки базовый (приказ Минобрнауки России от 23 января 2018 г. № 44

(зарегистрировано в Минюсте России
образовательной программы (ПООП).

ОРГАНИЗАЦИЯ
О.В.Терѐшкина»

-

РАЗРАБОТЧИК:

09.02.2018 № 49991) и примерной основной

ГАПОУ

СО

«Полипрофильный

техникум

им.

РАЗРАБОТЧИК: Статина Екатерина Федоровна, преподаватель 1 категории

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Программа входит в укрупненную
группу специальности: 08.00.00 Техника и технология строительства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина «ОГСЭ.03 Психология общения» является обязательной частью
гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование общих компетенций
по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Особое значение дисциплина имеет
при формировании и развитии ОК.01 – ОК.11.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной
дисциплины обучающимися осваиваются умения и навыки.
Код ПК, ОК
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09
ОК.10
ОК.11

Умения
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения

Знания
- о взаимосвязи общения и
деятельности;
- о целях, функции, видах и уровнях
общения;
- о роли и ролевых ожидания в
общении;
- о видах социальных
взаимодействий;
- о механизмах взаимопонимания в
общении;
- техники и приемов общения,
правил слушания, ведения беседы,
убеждения;
- этических принципов общения;
- источников, причин, видов и
способов разрешения конфликтов

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

52

в том числе:
практические занятия (если предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме зачета в виде теста

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Психология общения»
Содержание учебного материала, практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Психологические аспекты общения
Тема 1.1.
Общение – основа
человеческого бытия.

Тема 1.2. Классификация
общения
Тема 1.3.
Средства общения

Тема 1.4.
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная сторона
общения)
Тема 1.5.
Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона
общения)

Уровень
освоения

2

3
20
2

Содержание учебного материала

1-1
1-2

Общение
в
системе
межличностных
и
общественных отношений.
Роль общения в профессиональной деятельности.
Единство общения и деятельности.

1

Содержание учебного материала

1-3
1-4

Виды общения. Структура общения. Функции
общения.

2
1

Содержание учебного материала

1-5
1-6
1-7
1-8

Вербальные средства общения. Основы устного
общения. Формы вербальной коммуникации.
Культура речи. Невербальные средства общения.
Сходство и различие вербальной и невербальной
коммуникации. Структура невербальной
коммуникации.

4

Основные элементы коммуникации. Виды
коммуникаций. Коммуникативные барьеры.

Понятие социальной перцепции. Механизмы
восприятия. Эффекты восприятия

4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК 05
ОК.04
ОК.06
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

2

2
1

Содержание учебного материала

1-11
1-12

Коды компетенции,
формированию
которых способствует
элемент программы

1

Содержание учебного материала

1-9
1-10

Объем в
часах

2
1

6

Тема 1.6.
Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона
общения)

Содержание учебного материала

1-13
1-14
1-15
1-16

Тема 1.7.
Техники активного слушания

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Позиции взаимодействия в русле трансактного
анализа Э. Берна.
Ориентация на понимание и ориентация на
контроль.
Взаимодействие как организация совместной
деятельности.

1
2

Содержание учебного материала

1-17
1-18
1-19
1-20

4

Виды, правила и техники слушания.

1

Методы развития коммуникативных способностей.

2

Раздел 2 Деловое общение
Тема 2.1.
Деловое общение

Тема 2.2. Проявление
индивидуальных особенностей
в деловом общении

Тема 2.3. Этикет в
профессиональной
деятельности

4

18
Содержание учебного материала

1-21
1-22
1-23
1-24
1-25
1-26

Деловое общение.
Виды делового общения. Этапы делового общения.
Психологические особенности ведения деловых
дискуссий и публичных выступлений.

6
1
2

Содержание учебного материала

1-27
1-28
1-29
1-30

4

Темперамент. Типы темперамента.
Свойства темперамента.

1
2

Содержание учебного материала

1-31
1-32
1-33
1-34

Понятие этикета. Деловой этикет в
профессиональной деятельности.
Взаимосвязь делового этикета и этики деловых
отношений.

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК 05
ОК.04
ОК.06
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК 05
ОК.04
ОК.06
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

4
1
2

7

Тема 2.4.
Деловые переговоры

Содержание учебного материала

1-35 Переговоры как разновидность делового общения.
1-36 Подготовка к переговорам.
1-37 Ведение переговоров.
1-38
Раздел 3. Конфликты в деловом общении
Содержание учебного материала
Тема 3.1. Конфликт его
сущность
1-39 Понятие конфликта и его структура.
1-40 Динамика конфликта. Виды конфликтов.
1-41
1-42
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
Стратегии поведения в
1-43 Стратегии и тактики поведения в конфликтной
конфликтной ситуации
1-44 ситуации.
1-45
1-46
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
Конфликты в деловом
1-47 Особенности эмоционального реагирования в
общении
1-48 конфликтах. Правила поведения в конфликтах.
1-49
1-50
Содержание учебного материала
Тема 3.4.
Стресс и его особенности
1-51 Стресс и его характеристика. Профилактика
1-52 стрессов в деловом общении».
Промежуточная аттестация в форме зачета

4
1
2
3

16
4
1

4
2

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК 05
ОК.04
ОК.06
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
ОК 11

4
2
3

4
1
2

Всего:

2
54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- экран проекционный.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Авдулова, Т. П. Психология управления : учебник и практикум для академического
бакалавриата / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018
— 231 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М,
2017. - 224 с.
3. Леонов, Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд.,
пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 193 с. — (Серия : профессиональное
образование).
4. Мандель, Б. Р. М23 Современная психология управления. Модульный курс. ФГОС-3+.
Учебное пособие для студентов всех уровней обучения / Б. Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. –
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 348 с.
Дополнительные источники:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. Издательство Питер 2016
2. Глазкова Н.Н. Психология общения. Учебное пособие для специальностей СПО.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
«Колледж
«Императорский
Александровский лицей». Санкт-Петербург, 2014.
3. Ефимова Н.С. Социальная психология. Учебник для бакалавров. / Ефимова Н.С.,
Литвинова А.В. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
4. Жирова М.Н. Психология общения: учеб. для студ. учреждений среднего проф.
образования / М.Н.Жаркова. – М. Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
5. Заставенко В.А. Психология: учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях/
В.А.Заставенко. – СПб.: СПбГИКиТ, 2015. – 177 с.

9

6. Захараш Т.Б. Психология общения: учебное пособие / Т.Б.Захараш; Моск. ун-т
им.С.Ю.Витте. Филиал в г. Ростов-на-Дону.- М.: ЧОУВО «МУ им.С.Ю.Витте», 2013. –
116 с.
7. Коноваленко В. А. Психология управления персоналом : учебник для академического
бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. — М. :
Издательство Юрайт, 2014.
8. Маклаков А.Б. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
9. Морозов А.В. Социальная психология. Учебник для студентов высших и средних
специальных учебных заведений. Издание 4-е, исправленное и дополненное. М.:
Издательство Академический проект, 2013.
10. Шарухин А.П., Орлов А.М Психология делового общения.- М.: Издательство
Academia, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.psychology.ru
2. Журнал
"Psychologies":
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.psychologies.ru
3. Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://studentam.net/
4. Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gumer.info/
5. PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
6. https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

Знания
- о взаимосвязи общения и
деятельности;
- о целях, функции, видах и
уровнях общения;
- о роли и ролевых ожидания в
общении;
- о видах социальных
взаимодействий;
- о механизмах взаимопонимания
в общении;
- техники и приемов общения,
правил слушания, ведения
беседы, убеждения;
- этических принципов общения;
- источников, причин, видов и
способов разрешения
конфликтов.

Демонстрация знаний о
взаимосвязи общения и
деятельности, о целях,
функции, видах и уровнях
общения, о механизмах
взаимопонимания в
общении
Демонстрация знаний
техники и приемов
общения, правил
слушания, ведения беседы,
убеждения, этических
принципов общения
Демонстрация знаний
источников, причин, видов
и способов разрешения
конфликтов

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических заданий;
- решении ситуационной
задач
- выполнении
тестирования;
- выполнении
проверочных работ.
- подготовке и
выступлении с докладом,
сообщением
-защите реферата
- проведении
промежуточной
аттестации

Демонстрация умений
применять техники и
приемы эффективного
общения в
профессиональной
деятельности
Демонстрация умений
использовать приемы
саморегуляции поведения
в процессе
межличностного общения

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении
практических заданий;
- решении ситуационной
задач
- выполнении
тестирования;
- выполнении
проверочных работ.
- подготовке и
выступлении с докладом,
сообщением
-защите реферата
- проведении
промежуточной
аттестации

Умения
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения

11

Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Критерий оценки – текущая аттестация:
«5» - выставляется студенту, который уверенно знает материал, грамотно и по
существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике;- который
показал всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины,
знакомство с дополнительной литературой.
"4"-выставляется студенту, который уверенно знает материал, грамотно и по
существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в
ответе некоторые неточности;
"3" - выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью
преподавателя, ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике.
«2» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения
логической последовательности в изложении программного материала, допускающему в
ответе или в решении задач грубые ошибки;
− который, не знает большей части основного содержания учебной программы
дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины
и не умеет использовать полученные знания при планировании своей профессиональной
деятельности.
Требования к устному (письменному) ответу:
- грамотность, четкость и логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации;
- точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- обоснованность выводов, предложений.
Промежуточная аттестация
Оценка решения тестовых задач, выполнения теста
За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За верное решение задачи выставляется положительная оценка – 5 баллов.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется
отрицательная оценка – 0 баллов.
Оценка «5» ставится, если студент набрал от 80-100 % ( 20-25 баллов);
оценка «4» ставится, если студент набрал от 65-79 % ( 16-19 баллов);
оценка «3» ставится, если студент набрал от 50-64 % ( 13-15 баллов);
оценка «2» ставится, если студент набрал менее 50 % (менее 13 баллов).

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».