ОУД.17 Экология

Программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О
внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
―Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования‖».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
- Примерная программа
общеобразовательной учебной дисциплины
"Экология" для профессиональной организации ФГАУ ФИРО Протокол №3 от 21 июля
2015 г.
- "Об уточнении" рекомендации ФИРО по организации СОО в пределах
освоения СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и
получаемой профессии, специальности ( от 25.05.2017г)
- Положение об индивидуальных проектах студентов ГАПОУ СО "ПТ им. О.В.
Терѐшкина приказ;
- "Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной
дисциплины, циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«;
- Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терешкина»
Разработчик:
Токалова Н.В. преподаватель высшей кв. категории

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ ПО ХИМИИ

УЧЕБНОЙ

стр.
3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ХИМИИ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО
ХИМИИ

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ХИМИИ

8

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОСВОЕНИЯ

9

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью рабочей
основной профессиональной общеобразовательной программы (общеобразовательного
цикла) в соответствии с ФГОС по ОПОП ПССЗ технического и естественнонаучного
профиля.
1.2. Место учебной дисциплины по «Экологии» в структуре основной
профессиональной программы:
Учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ПССЗ).
В учебных планах ПССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для СПО и
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
1)
сформированность
способности
к
выполнению
проектов
экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
2) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях
в системе «человек–общество–природа»;
3) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
4) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей;
5) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
6) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
6)
сформированность
способности
к
выполнению
проектов
экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и
общества; − умения проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды,бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области экологии;
•
метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для
изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для
изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на
практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений экологической
направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и
задач;
•
предметных:
− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в
системе «человек—общество — природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; −
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды,
здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов, практические занятия 8
часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Теоретическое обучение
практические занятия
Итоговая аттестация в форме зачета с оценкой (контрольная работа)

Объем часов
36
26
8
2

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
Наименование
разделов

Содержание учебного материала, практические задания, Количество
самостоятельное изучение
часов

Введение

Что изучает экология. Предмет, задачи и проблемы экологии
Практическая работа № 1 «Выделение основных этапов в
истории охраны природы».

3

Раздел 1. Основы
экологии

1.4. Факторы среды.
1.5. Практическая работа № 2 «Умение характеризовать
окружающую среду».
1.6,7 Наземно-воздушная среда. Атмосфера.
1.8. Практическая работа № 3 «Выделение основных слоѐв
атмосферы».
1.9. Загрязнения атмосферы
1.10. Практическая работа № 4 «Выяснение экологических
проблем и путей их решения».
1.11. Водная среда обитания.
1.12. Практическая работа № 5 «Умение характеризовать
свойства воды».
1.13, 14. Почва как среда обитания. Роль почвы.
1.15 Практическая работа № 6 «Изучение строения почвы».
1.16 Практическая работа № 7 «Ознакомление с обитателями
почвы, их характеристика».
1.17,18 Экосистемы, структура, масштабы.
1.19,20 Строение, состав, роль почвы.
1.21. Популяции, их структуры в экосистемах.
1.22. Взаимоотношения организмов в экосистемах.
1.23. Автотрофные экосистемы, их загрязнения.

1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1

Раздел 2. Городские и 2.24 Городские экосистемы.
промышленные
2.25 Практическая работа № 8 «Ознакомление с
экосистемы.
круговоротом веществ в экосистеме».
2.26 Промышленные экосистемы.
2.27 Общая характеристика сырья, классификация.

1
1

Раздел 3.
Рациональное
природопользование

2
2

3.28,29 Биосфера – учение Вернадского В.И.
3.30,31 Охрана растительного и животного мира
3.32 Рациональное использование и охрана водных ресурсов
3.33 Рациональное использование и охрана земельных
ресурсов, недр и ландшафтов.
3.34 Международное сотрудничество в области
природопользования и охраны природы.

Дифференцированный 3.35.36. Итоговая контрольная работа.
зачет

1
1

1
1
1
1

2

Итого по курсу

36

3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Развитие
растительного мира», «Развитие животного мира», «Уровни организации живой
природы», «Экология Урала».
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц;
- набор «Портреты ученых»;
- ТСО: ноутбук, видеопроектор, vip-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Для студентов:
Астафьева О.Е. Авраменко А.А. Питрюк А.В. Экологические основы
природопользования. для СПО М. Издательство Юрайт 2017.
Волкова П.А.Основы общей экологии. М. МЦНМО 2018.
Корытный Л.М. Потапов Е.В.Экологические основы природопользования.М. Юрайт 2019.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии
и специальности СПО. М., 2017
Поломошнова Н.Ю. Имескенова Э.Г. Экология для СПО СПб. Лань 2021.
Сазонов Э.В. Экология городской среды для СПО М. Юрайт 2019.
Трифонова Т.А.Прикладная экология человека.М. Юрайт.2018.
Третьякова Н.А. Основы экологии М. Юрайт 2019.
Сухачев А.А.Экологические основы природопользования КНОРУС МОСКВА 2016
Саенко.О.Е Экол основы природоп для СПО 2017
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 №
170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 №
148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Интернет-ресурсы
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты ФГОС

Форм и методы контроля и оценки
результатов обучения

1) сформированность представлений об
экологической культуре как условии беседа, самостоятельная работа
достижения
устойчивого
(сбалансированного) развития общества и
природы, об экологических связях в
системе «человек–общество–природа»;
2)
сформированность
экологического практическая
работа,
самостоятельная
мышления и способности учитывать и работа, итоговая контрольная работа
оценивать экологические последствия в
разных сферах деятельности;
3)
владение
умениями
применять фронтальный опрос, практическая работа,
экологические
знания
в
жизненных итоговая
контрольная
работа,
ситуациях, связанных с выполнением самостоятельная работа
типичных социальных ролей;
4) владение знаниями экологических самостоятельная
императивов,
гражданских
прав
и практическая работа
обязанностей в области энерго- и
ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей
среды,
здоровья
и
безопасности жизни;

работа,

беседа,

5)
сформированность
личностного практическая работа, итоговая контрольная
отношения к экологическим ценностям, работа, самостоятельная работа
моральной
ответственности
за
экологические последствия своих действий
в окружающей среде;
6) сформированность способности к
выполнению
проектов
экологически практическая работа,
ориентированной социальной деятельности, контрольная работа

беседа,

итоговая

связанных с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов, необходимо
учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия
понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и
опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
определения
понятий
неполные,
допущены
незначительные
нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не
всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и
опытов или допущены ошибки при их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок Отметка
«3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная
ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько
существенных ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из
опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего
места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух
ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах,
анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но

повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные
в требованиях к оценке "3й;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию
преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает
отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования
безопасности труда.

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
• Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
• Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
• Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы
исчерпаемости.
• Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
• История и развитие концепции устойчивого развития.
• Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
• Основные экологические приоритеты современного мира.
• Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные
способы решения проблем.
• Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
• Популяция как экологическая единица.
• Причины возникновения экологических проблем в городе.
• Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
• Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
• Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
• Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
• Система контроля за экологической безопасностью в России.
• Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
• Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

• Структура экологической системы.
• Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
• Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
• Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».