ЕН.02 Экологические основы природопользования

Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЕН.02» является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по ОПОП ПССЗ естественно-научного профиля: 43.02.15
Поварское и кондитерское дело

и Примерной основной образовательной программы (далее ПООП), разработанной Федеральным
учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по
укрупнѐнной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Зарегистрированной в
государственном реестре примерных основных образовательных программ под № 38 (Приказ
ФГБОУ ДПО ИРПО № П-41 от 28.02.2022)

ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина»
РАЗРАБОТЧИК: Токалова Наталья Валерьевна, преподаватель высшей категории.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

5

11

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО ПССЗ естественно-научного профиля
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «ЕН.02 Экологические основы природопользования» является
обязательной частью естественно-научного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02-07, 09. 11.
В учебных планах ППКРС 42.02.15 Поварское и кондитерское дело место учебной
дисциплины
«Экологические
основы
природопользования
ЕН.02»
—
в
составе
общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ПК 6.3- анализировать и прогнозировать принципы взаимодействия живых организэкологические последствия раз- мов и среды обитания.
6.4
-особенности взаимодействия общества и
личных видов деятельности;
ОК 02
-использовать в профессиональ- природы, основные источники техногенноОК 03
ной деятельности представления о го взаимодействия на окружающую среду;
ОК 04
-об условиях устойчивого развития экосивзаимосвязи
ОК 05
стем и возможных причинах возникновения
организмов и среды обитания;
ОК 06
-соблюдать в профессиональной экологического кризиса;
деятельности регламенты эколо- -принципы и методы рационального прироОК 07
допользования;
гической безопасности
ОК 09
-методы экологического регулирования;
ОК 11
-принципы размещения производств различного типа;
-основные группы отходов их источники и
масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
-принципы и правила международного сотрудничества области природопользования
и охраны окружающей среды;
-природоресурсный потенциал Российской
Федерации;
-охраняемые природные территории.

4

2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

36

в том числе:
теоретическое обучение

34

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация (тестирование)

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Уровень
освоения

1.1.1. Формы взаимодействия природы и общества.
1.1.2. Экологические последствия различных видов человеческой
деятельности.
1.1.3. Влияние урбанизации на биосферу.
1.1.4. Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины
возникновения экологического кризиса.
1.1.5. Глобальные проблемы экологии (разрушение озонового слоя,
истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их
решения.
1.1.6,7. Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии.
1.1.8. Содействие сохранению окружающей среды.
Тема 1.2.
1.2.9. Природные ресурсы и их классификация.
Природные ресурсы 1.2.10. Пищевые ресурсы человечества.
и рациональное при- 1.2.11. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
родопользование
1.2.12. Генная инженерия и генетически модифицированные объекты.
1.2.13,14. Понятие и принципы рационального природопользования.
Охраняемые природные территории.
1.3.15. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.
Тема 1.3.
1.3.16. Основные загрязнители, их классификация. Пути миграции и
Загрязнение
окружающей среды накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
1.3.17. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.
«Зеленая» революция и ее последствия.
1.3.18. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
1.3.19. Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье
человека.
1.3.20. Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и
радиоактивными веществами окружающей среды.
1.3.21. Основные задачи мониторинга окружающей среды. Концепция

Осваиваемые
элементы компетенций

22

Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
Тема 1.1
Природоохранный
потенциал

Объем
часов

1
2

1
1

2
2

1
1

1

1

2
2

2
1

1
2
1
1
2

1
1
1
1

2
1

2
1
1

2

1

2
1

1
1

1

1

1

1

ОК 2
ОК 4-7
ОК 11

ОК 2
ОК 4-7

ОК 2
ОК 4-7

6

предельно – допустимой концентрации (ПДК).
1.3.22. Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв,
атмосферного воздуха.

2

Раздел 2.Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1. Хозяйственные и общественные мероприятия по
предотвращению
разрушающих воздействий на природу.
Природоохранный
надзор
Тема 2.2.
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих
окружающую среду
Промежуточная аттестация

2.1.23,24 Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в
России.
2.1.25,26. Нормативные акты по рациональному природопользованию
окружающей среды.
2.1.27,28. Органы управления и надзора по охране природы.
2.1.29. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей
среды.
2.1.30. Международное сотрудничество, международные организации,
международные соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей
среды и их роль в обеспечении экологической безопасности.
2.2.31.
Гражданско-правовая
ответственность
за
экологические
правонарушения.
2.2.32,33. Экологическая оценка деятельности предприятий.
2.2.34. Организация деятельности предприятий в соответствии с
экологическими нормами общества.
2.2.35,36. Тест

1
12

2

2

2

2

1
2

2
1

2

1

1

1

1
1

2
1

3

2

Всего:

ОК 2-3

ПК 6.3-6.4
ОК 3- 7
ОК 11

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Развитие
растительного мира», «Развитие животного мира», «Уровни организации живой природы»,
«Экология Урала».
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц;
- набор «Портреты ученых»;
- ТСО: ноутбук, видеопроектор,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
3.2.1. Основные печатные издания
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с.
3.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И.
Кривов. – Москва: Академия, 2022. – 208 с.
4.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе.
– Москва: Академия, 2020 – 240 с.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с.
7.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с.
8.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с.
1.

3.2.2. Основные электронные издания
1.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения:
8

29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2.
Клименко, И. С. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для СПО / И. С. Клименко. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр
Медиа, 2018. — 108 c. — ISBN 978-5-4486-0123-1, 978-5-4488-0203-4. — Текст :
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/77009
3.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-40605154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст :
электронный.
4.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с. — ISBN 978-5-8114-5826-4. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146668 (дата обращения:
29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-7128-7. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
6. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-406-03321-0. —
URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный.
7.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-4270-6. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов.
2.
ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера
3.
ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая.
4.
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
5.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» (последняя редакция)
6.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель»
(последняя редакция)
7.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(последняя редакция)
8.
Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecolife.ru/
9.
Экология производства: научно-практический журнал [Электронный
ресурс]. URL: https://ecoindustry.info/

9

Интернет-ресурсы
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

10

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия общества и
природы, основные источники
техногенного взаимодействия на
окружающую среду
-об условиях устойчивого развития
экосистем и возможных причинах
возникновения экологического кризиса;
-принципы и методы рационального
природопользования;
-методы экологического регулирования;
-принципы размещения производств
различного типа;
-основные группы отходов их источники и
масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга
окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и правила международного
сотрудничества области
природопользования и охраны
окружающей среды;
-природоресурсный потенциал Российской
Федерации;
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных
видов деятельности;
-использовать в профессиональной
деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания
-соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты экологической
безопасности

Критерии оценки
Методы оценки
Полнота ответов, точность - анализ выполнения
практических работ
формулировок,
-текущий контроль;
правильные ответы.
Актуальность темы,
- защита внеаудиторной
самостоятельные работы;
адекватность результатов
-дифференцированный
поставленным целям,
зачет
верный ответ, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии

Правильность, полнота
- активность на занятиях
выполнения заданий,
в группах;
точность формулировок, - верное выполнение
точность расчетов и
задания и формулиформулировок,
рование ответа;
соответствие требованиям - дифференцированный
Адекватность,
зачет
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность выполнения
задания, соответствие
требованиям инструкций,
регламентов,
рациональность действий

11

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия понятий, точность
употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно, использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда
последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или
допущены ошибки при их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении
понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом
две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование,
все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок
на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
13

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем наполовину,
однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и
выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в
описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух ошибок
(в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных
выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие
экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
14

Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
История и развитие концепции устойчивого развития.
Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Основные экологические приоритеты современного мира.
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы
решения проблем.
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
Популяция как экологическая единица.
Причины возникновения экологических проблем в городе.
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
Система контроля за экологической безопасностью в России.
Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
Структура экологической системы.
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».