ОПД.01 Основы материаловедения

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 Основы материаловедения разработана на
основе:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 ФГОС 080216 Мастер ОСР
 Профстандарт Маляр строительный, Штукатур. ( приказ 1138н);
 Профстандарт Столяр строительный, Плотник (проект)
 Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 "О направлении Методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и реализации
адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования",
утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн)

 Устава ГАПОУ

СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» 23.04.2015 №275-

ПП).

 Положение о профессиональной подготовке и обучении в специальной коррекционной





группе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (056/ОД от
10.06.2016г.)
"Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП« (№031/ОД от 01.09.2015)
Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина» (№028/ОД от 31.08.2015).
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терѐшкина» (№065/ОД 31.08.2016);
Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина» (№028/ОД
31.08.2015).

Разработчик: Салычева Ольга Николаевна, первая квалификационная категория, преподаватель
спецдисциплин.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

8

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.01 Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью адаптированной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13450 Маляр строительный,
19727 Штукатур. Рабочая программа входит в укрупненную группу 08.00.00 Техника и
технология строительства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
образовании, повышении квалификации и переподготовки, профессиональной подготовки в
области строительства по профессии: «Маляр», «Штукатур», «Облицовщик», «Плиточник».
1.2. Место дисциплины Основы материаловедения в структуре основной профессиональной
образовательной программы по профессии: ОП.00 Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять основные свойства материалов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-общую классификацию материалов, их основные свойства и область применения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в форме

Количество
часов
50
ДЗ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
75
50
20
25

в том числе:
1.Доклад на тему: «Выбор лакокрасочных материалов»;
2.Составить таблицу по теме: «Классификация лакокрасочных
покрытий»;
3.Ддоклад по теме: «Современные отделочные материалы»;
4. Подготовить доклад на тему: «Как выбрать отделку помещения».
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в виде
теста

1

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.01 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1. Материалы для
штукатурных работ
Тема 1.1. Сведения о
строительных материалах

Содержание учебного материала обучающихся
2
Содержание учебного материала
Свойства строительных материалов.
Механические, физические, химические и технологические свойства материалов.
Свойства материалов по отношению к действию тепла, звука, электричества и воды .
Содержание учебного материала
1. Вяжущие вещества
2. Заполнители, добавки

Количество
часов
3
18

Уровень
освоения
4

1-1

2

2-2,3

2

1.

Тема1.2. Материалы для
приготовления
штукатурных растворов,
смесей и мастик
Тема1.3.Свойства,
составы
и
способы
приготовления
штукатурных растворов
Тема1.4 Гипсокартонные
листы,декоративнооблицовочные панели
Раздел 2. Материалы для
малярных работ
Тема2.1.Классификация.
материалов для малярных
работ
Тема 2.2.. Связующие для
водных составов
Тема 2.3.. Связующие для
неводных составов
Тема2.4..Вспомогательные
материалы.

3. Лабораторная работа№1 «Обзорно-обобщающая таблица «Виды вяжущих материалов»»
Содержание учебного материала
1. Растворы.
Понятие, назначение и классификации растворов. Свойства растворов. Приемы
хранения.
2. Растворные смеси для обычных штукатурок.
3
Растворные смеси для декоративных штукатурок
Содержание учебного материала
1. Гипсокартонные листы облицовочные панели, их виды.
Классификация и общие требования, и область применения.
2 Лабораторная работа №2 «Классификация облицовочных панелей»

2-4,5
(5)6-10
1-11

2

1-12
1-13
1-14

2

(4) 15-18
31

Содержание учебного материала
1. Классификация материалов для малярных работ
2. Свойства материалов.Пигменты и наполнители
Содержание учебного материала
1. Классификация связующих. Известь, цементы ,клеи.
2. Лабораторная работа №3 «Виды связующих для водных составов»
Содержание учебного материала
1. Классификация связующих. Олифы,смолы,эмульсии.
2. Лабораторная работа №4 «Виды связующих для неводных составов»
Содержание учебного материала
1. Грунтовки,шпатлевки,подмазочные пасты.
2. Лабораторная работа №5 «Классификация вспомогательных материалов»

2-19,20

2

2-21,22
1-23

2

(5)24-28
1 -29

2

(4) 30-33
1-34

2

2-35,36

6

Тема2.5..
Готовые Содержание учебного материала
лакокрасочные
1. Классификация лакокрасочных составов .Виды лакокрасочных составов.
составы
2. Свойства готовых лакокрасочных составов
3
Тема2.6.
обивочные
материалы.

Лабораторная работа №6 «Классификация лакокрасочных составов»

Обои, Содержание учебного материала
1. ,Классификация обоев. Виды,назначение обоев.
2. Маркировка обоев.Современные обивочные материалы.
3. Лабораторная работа №7 «Расчет количества обоев»
Дифференцированный Зачет в виде теста
Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
–
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

1-37

2

1-38
(4)39-42
1-43

2

1-44
( 5) 45-49
1-50

2
2

50

решение

проблемных

задач)

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Основы материаловедения.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия,
карточки задания, тесты);
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения: компьютеры, программное обеспечение, видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых учебных
дополнительной литературы

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
Барабанщиков Ю.Т. Строительные материалы и изделия – М.: Академия, 2021
Невский В.А. Материаловедение. Уч.пос. – Ростов-на-Дону "Феникс", 2020.
Рыбьев И.А. Материаловедение в строительстве. Уч.пос. – М.: ИЦ "Академия",
2021
Дополнительные источники:
- Журнал «Строительные материалы», “Материалы”
- Нормативные документы, ОСТы, ГОСТы.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине
Основы материаловедения, обеспечивает организацию и проведение промежуточной
аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений –
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно
разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в
начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

8

Результаты
(освоенные умения,
усвоенные знания)
уметь:
-определять физические и
механические
свойства
строительных материалов;
знать:
-назначение,физические,
химические и механические
свойства
строительных
материалов
уметь:
- определять по образцам,
формам и цвету вяжущие
материалы
знать:
-знать
виды вяжущих
материалов,
их
классификацию
уметь:
- определять состав и способы
приготовления растворов;
- определять подвижность и
сроков схватывания раствора
знать:
- знать составные части
раствора,
способы
их
приготовления и хранения.
уметь:
- Определять виды
облицовочных материалов;
знать:
-знать
облицовочные
материалы, их свойства и
назначение.
уметь:
- Определять виды
облицовочных материалов;
знать:
-знать облицовочные
материалы, их свойства и
назначение.
уметь:
- Определять виды
связующих материалов;
знать:
-знать связующие
материалы, их свойства и
назначение.
уметь:
- Определять виды
связующих материалов;
знать:
-знать связующие
материалы, их свойства и
назначение.
уметь:
- Определять виды
вспомогательных

Формы и методы
контроля
Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа
Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;

9

материалов;
знать:
-знать вспомогательные
материалы, их свойства и
назначение.
уметь:
- Определять виды
лакокрасочных материалов;
знать:
-знать классификацию
лакокрасочных материалы,
их свойства и назначение.
уметь:
- Определять виды обоев и
обивочных материалов;
знать:
-знать классификацию и
маркировку обоев, их
свойства и назначение.

-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа

Текущий контроль:
-тестирование;
-устный опрос;
-практическая работа
ДЗ в виде теста

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля производится в соответствии с традиционной шкалой оценивания.
5 – полное, системное изложение полученных знаний в устной, письменной и
графической форме. Свободно владеет профессиональной лексикой. Решает проблемные
ситуации, находит альтернативные или вариативные решения. Логично и
аргументировано формулирует выводы и обобщения. Допускаются
единичные
несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися.
4
-- полное, системное изложение материала в устной, письменной или
графической форме. Владеет профессиональной лексикой. Определяет решение
проблемных ситуаций. Находит вариативные решения. Допускаются единичные
несущественные ошибки, исправляемые после указания на них преподавателя.
3 -- изложение материала неполное, но не препятствует усвоению последующего
материала. Частично владеет профессиональной лексикой. Находит решение проблемной
ситуации , но не может аргументировано и логично высказать суждения и выразить свою
мысль. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью
преподавателя.
2
-- изложение материала неполное, бессистемное, препятствует усвоению
последующей информации. Существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью
преподавателя. Узнает объект среди аналогов. Неумение делать выводы и обобщения.
Единичное владение специальными терминами. Не владеет профессиональной лексикой.
1 -- незнание, непонимание материала. Не может ответить ни на один вопрос.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».