1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 14 июня 2022 г. № 444 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 15.02.16 Технология машиностроения»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 года N 762 (с
изменениями на 20 декабря 2022 года) Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования";
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г № 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г №413";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г №371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования;
Письма Минпросвещения России от 01.03.2023 №05-592 "О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования";
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О направлении
инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ
СПО, реализуемых на базе основного общего образования»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» № 788-ПП 09.11.2016г;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических работ
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Разработчик:
ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина»
Преподаватель высшей категории Токалова Н.В.
2
Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология»………………………………………………………………………….……. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ………………..……... 11
3. Условие и реализации программы общеобразовательной дисциплины …………..…19
4. Контроль
и
оценка
результатов
освоение
общеобразовательной
дисциплины ………………………………………………………………………… ….. 21
5. Критерии оценок …………………………………………………………………....……28
3
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология»
1.1.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС 5 СПО по
укрупненной группе 15.00.00 Машиностроение по ОПОП СПО ПССЗ по специальности
15.02.16 Технология машиностроения, утвержденного приказом Минпросвещения России от
14.06.2022 № 444 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта СПО по специальности 15.02.16 Технология машиностроения» (Зарегистрировано в
Минюсте России 01.07.2022 № 69122).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Программа реализуется во 2 семестре 1 курса.
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 72 часа, из
которых 3 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее
профессиональную составляющую по конкретной профессии или специальности в зависимости
от ФГОС СПО профессии/специальности.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле
(раздел 5 “Биология в жизни”) для всех профессий/специальностей на материале кейсов,
связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям
будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессиональноориентированное содержание учитывается в разделе 4 “Экология” при выполнении
лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
обучающихся.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная
организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих
и профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами
общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана.
1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов
живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений
в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать
результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
4
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению
к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики
заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий
в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий.
Знать:
1.сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира, понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
2.владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её
уровневой организации и эволюции,
3.владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений,
выявление и оценка антропогенных изменений в природе.
Уметь:
1.сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
биологические задачи;
2.пользование биологической терминологией и символикой;
3.сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников к глобальным экологическим проблемам и путём их
решения.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
дисциплины
в
5
Код и
наименование
формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
В части трудового воспитания:
Общие
Дисциплинарные
сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
- готовность к труду, осознание ценности знания; функциональной грамотности
мастерства, трудолюбие;
человека для решения жизненных
проблем;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной сформированность умения раскрывать
направленности,
способность
содержание
основополагающих
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм,
деятельность;
вид, популяция, экосистема, биоценоз,
- интерес к различным сферам биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз
профессиональной деятельности,
(саморегуляция), биосинтез белка,
организация
живых
Овладение универсальными учебными структурная
познавательными действиями:
систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция),
а) базовые логические действия:
наследственность,
изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие,
- самостоятельно формулировать и уровневая организация;
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
сформированность умения раскрывать
содержание
основополагающих
- устанавливать существенный признак биологических теорий и гипотез:
или
основания
для
сравнения,
клеточной,
хромосомной,
классификации и обобщения;
мутационной,
эволюционной,
происхождения жизни и человека;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
сформированность умения раскрывать
биологические
выявлять
закономерности
и основополагающие
противоречия
в
рассматриваемых законы и закономерности (Г. Менделя,
явлениях;
Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля,
Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их
- вносить коррективы в деятельность, применимости к живым системам;
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
6
- развивать креативное мышление при приобретение
опыта
применения
решении жизненных проблем
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
б)
базовые
исследовательские и описания живых систем, процессов и
действия:
явлений; организации и проведения
биологического
эксперимента,
гипотез,
выявления
владеть
навыками
учебно- выдвижения
исследовательской
и
проектной зависимости между исследуемыми
деятельности, навыками разрешения величинами, объяснения полученных
проблем;
результатов
и
формулирования
выводов с использованием научных
- выявлять причинно-следственные связи понятий, теорий и законов;
и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу
ее
решения,
находить
аргументы для доказательства своих сформированность умения выделять
утверждений, задавать параметры и существенные
признаки
вирусов,
критерии решения;
клеток
прокариот
и
эукариот;
одноклеточных и многоклеточных
- анализировать полученные в ходе организмов, видов, биогеоценозов и
решения задачи результаты, критически экосистем; особенности процессов
оценивать
их
достоверность,
обмена веществ и превращения
прогнозировать изменение в новых
энергии в клетке, фотосинтеза,
условиях;
пластического
и
энергетического
уметь
переносить
знания
в обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
развития
и
познавательную и практическую области оплодотворения,
размножения,
индивидуального
жизнедеятельности;
развития
организма
(онтогенеза),
за
существование,
- уметь интегрировать знания из разных борьбы
предметных областей;
естественного
отбора,
видообразования, приспособленности
- выдвигать новые идеи, предлагать организмов к среде обитания, влияния
оригинальные подходы и решения;
компонентов
экосистем,
антропогенных
изменений
в
- способность их использования в экосистемах
своей
местности,
познавательной и социальной практике
круговорота веществ и превращение
энергии в биосфере;
7
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
В
области
ценности
научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах
с учетом назначения информации и
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных и коммуникационных
сформированность умения решать
биологические задачи, составлять
генотипические схемы скрещивания
для разных типов наследования
признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые
сети)
сформированность умений критически
оценивать
информацию
биологического
содержания,
включающую псевдонаучные знания
из различных источников (средства
массовой
информации,
научнопопулярные
материалы);
интерпретировать этические аспекты
современных
исследований
в
биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать
глобальные
экологические
проблемы
современности,
формировать
по
отношению к ним собственную
позицию;
сформированность умений создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической
информации из нескольких
источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии
8
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению; приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
-овладение навыками учебноиспользуемых в биологии: наблюдения
исследовательской, проектной и
и описания живых систем, процессов и
социальной деятельности;
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
Овладение универсальными
выдвижения гипотез, выявления
коммуникативными действиями:
зависимости между исследуемыми
б) совместная деятельность:
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования
- понимать и использовать
выводов с использованием научных
преимущества командной и
понятий, теорий и законов
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
9
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению
, применять знания
об изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ПК 3.4.
Реализовывать
технологический
процесс сборки
изделий
машиностроительн
ого производства
В области экологического
воспитания:
- сформированность экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития
человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
сформированность
умения
применять полученные знания для
объяснения
биологических
процессов и явлений, для принятия
практических
решений
в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего
здоровья и здоровья окружающих
людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного
поведения
в
окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования
достижений современной биологии
и
биотехнологий
для
рационального
природопользования
приобретение
опыта
применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов
и явлений; организации и проведения
биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов
и
формулирования
выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов
10
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ПК 3.5.
готовность
к
саморазвитию,
Контролировать
самостоятельности и самоопределению;
соответствие
-овладение
навыками
учебнокачества сборки
исследовательской,
проектной
и
требованиям
социальной деятельности;
технологической
Овладение
универсальными
документации,
коммуникативными действиями:
анализировать
причины
б) совместная деятельность:
несоответствия
- понимать и использовать преимущества
изделий и выпуска
командной и индивидуальной работы;
продукции низкого
принимать
цели
совместной
качества,
деятельности,
организовывать
и
участвовать в
действия
по
ее
мероприятиях по их координировать
предупреждению и достижению: составлять план действий,
устранению
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
приобретение
опыта
применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов
11
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ПК 3.6.
Овладение
универсальными
Разрабатывать
коммуникативными действиями:
планировки
б) совместная деятельность:
участков
- понимать и использовать преимущества
механосборочных
командной и индивидуальной работы;
цехов
принимать
цели
совместной
машиностроительн организовывать
и
ого производства в деятельности,
соответствии с
координировать
действия
по
ее
производственными достижению: составлять план действий,
задачами
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
В области экологического
воспитания:
- сформированность экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития
человечества;
активное
неприятие
действий,
сформированность умений критически
оценивать информацию биологического
содержания,
включающую
псевдонаучные знания из различных
источников
(средства
массовой
информации,
научно-популярные
материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в
биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать
по отношению к ним собственную
позицию;
сформированность умений создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный
аппарат биологии
12
приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности
ПК 5.4.
Овладение
универсальными
Реализовывать
коммуникативными действиями:
технологические
б) совместная деятельность:
процессы в
- понимать и использовать преимущества
машиностроительн
командной и индивидуальной работы;
ом производстве с
принимать
цели
совместной
соблюдением
организовывать
и
требований охраны деятельности,
труда, безопасности координировать
действия
по
ее
жизнедеятельности достижению: составлять план действий,
и защиты
распределять роли с учетом мнений
окружающей
участников
обсуждать
результаты
среды, принципов и
совместной работы;
методов
- координировать и выполнять работу в
бережливого
условиях реального, виртуального и
производства
комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
приобретение
опыта
применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов
13
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т.ч.
Основное содержание
70
теоретическое обучение
50
практические занятия
12
лабораторные занятия
2
контрольная работа
3
в т. ч.:
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в т.ч.
3
лабораторные занятия
1
практические занятия
2
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) в виде
тестирования
2
14
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Биология»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Уровн
и
освое
ния
1
2
3
Объе
Формируемые
м
компетенции
часов
4
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
19
Тема 1.1.
Биология как
наука. Общая
характеристи
ка жизни
3
Тема 1.2.
Структурнофункциональ
ная
организация
клеток
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1
1-3 Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками:
биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании
современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая
характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток
Основное содержание
5
ОК 2
3
5
Теоретическое обучение:
1
3
4-6 Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной
клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
3
1
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
7 Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении
лабораторных работ:
Лабораторная
1. Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
15
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий
между изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Тема 1.3.
Структурнофункциональ
ные факторы
наследственно
сти
Тема 1.4.
Обмен
веществ и
превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз
3
8 Ознакомление с вирусными и бактериальными заболеваниями. Общие принципы
использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
Основное содержание
1
4
Теоретическое обучение:
1
3
9-11 Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток,
гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые
кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в
клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практические занятия:
2
1
12 Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
3
1
13-15 Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы
обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический
обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
ОК - 2
3
3
1
ОК - 1
ОК - 2
3
ОК - 2
ОК - 4
16-18 Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
16
Контрольная
19 Выполнение заданий по теме: «Молекулярный уровень организации живого»
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.
Строение
организма
Тема 2.2.
Формы
размножения
организмов
Тема 2.3.
Онтогенез
растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономернос
ти
наследования
3
21
Основное содержание
Теоретическое обучение:
3
1
20-22 Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном
организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
3
3
1
23-25 Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого
размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез.
Строение половых клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1
26-28 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный
период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое
развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Основное содержание
ОК - 2
3
3
1
ОК - 2
ОК - 4
3
4
Теоретическое обучение:
1
3
29-31 Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
3
1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 2
ОК - 4
32 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем
17
Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков
Тема 2.6.
Закономернос
ти
изменчивости
скрещивания
Основное содержание
4
Теоретическое обучение:
1
3
33-35 Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
3
1
36 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
37-38 Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная
теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека.
Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с
наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и
лечении генетических заболеваний человека
Практические занятия:
3
1
3
39 Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков,
составление генотипических схем скрещивания
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
1
Контрольная
40 Выполнение заданий по теме: «Строение и функции организма»
работа
Раздел 3. Теория эволюции
1
Тема 3.1.
История
эволюционног
о учения.
2
6
Основное содержание
Теоретическое обучение:
ОК - 1
ОК - 2
1
2
ОК - 2
ОК - 4
18
Микроэволюц
ия
41-42 Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория
Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат микроэволюции
Тема 3.2.
Макроэволюц
ия.
Возникновени
е и развитие
жизни на
Земле
Основное содержание
Теоретическое обучение:
1
43-44 Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов).
Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение
основных царств эукариот
Основное содержание
Тема 3.3.
Происхождени
Теоретическое обучение:
ечеловека –
антропогенез
45-46 Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и
отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного
человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Экологически
е факторы и
среды жизни
2
2
1
2
ОК - 2
ОК - 4
16
Основное содержание
Теоретическое обучение:
2
ОК - 2
ОК - 4
2
1
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7
47-48 Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора.
19
Тема 4.2.
Популяция,
сообщества,
экосистемы
Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности
В. Шелфорда
Основное содержание
3
Теоретическое обучение:
1
2
49-50 Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его
структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы:
продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Трофические уровни
Практические занятия:
2
1
51 Составление трофических цепей и сетей. Основные показатели экосистемы. Биомасса и
продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Тема 4.3.
Биосфера Теоретическое обучение:
глобальная
экологическая
52-53 Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И.
система
Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной
экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические
циклы. Глобальные экологические проблемы современности
Тема 4.4.
Основное содержание
Влияние
антропогенны Теоретическое обучение:
х факторов на
54-55 Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного
биосферу
воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу.
Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества.
2
1
2
4
1
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
20
Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
3
1
ПК.5.4
Практическое занятие «Отходы производства»
Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
1
56-57 Практическое занятие «Отходы производства».Умение определять на основе
федерального классификационного каталога отходов класс опасности отходов; агрегатное
состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах
производства, связанные с определенной профессией/специальностью
Основное содержание
4
Теоретическое обучение:
58-59 Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на
организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация
организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования
здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты
рационального питания
Лабораторные занятия:
1
2
2
3
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.4
1
60-61 Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение
полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных
понятий, теорий и законов
2. Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие
температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов
21
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления
профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная
62 Выполнение заданий по теме: «Теоретические аспекты экологии»
работа
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
1
3
1
Раздел 5. Биология в жизни
8
Тема 5.1.
Биотехнологи
и в жизни
каждого
4
Основное содержание
Теоретическое содержание:
63-64 Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических
и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из
различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
1
2
2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.4
3
65 -66 Изучение кейсов и анализ информации о научных достижениях в области
генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса:
представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия
1
1
Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности
4
Тема 5.2.1.
Биотехнологи
ив
4
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
2
ПК.3.4
Основное содержание
Практические занятия:
3
22
промышленно
сти
67-68 Ознакомление с развитием промышленной биотехнологии и ее применение в жизни
человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Практические занятия:
1
1
3
69-70 Ознакомление с развитием биотехнологий и применением технических систем
(биоинженерия, биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ
информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства
массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем
(по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточн
ая аттестация 71-72 Дифференцированный зачет
по дисциплине
Всего:
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.4
2
1
1
3
2
72
23
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия и Биология.
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Развитие
растительного мира», «Развитие животного мира», «Уровни организации живой природы»,
«Экология Урала».
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по биологии;
- набор «Портреты ученых – биологов»;
- коллекции.
Разработки практических, лабораторных работ.
Разработки занятий для самостоятельной работы обучающихся.
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Оборудование:
Рабочее место педагога:
стол, стул, доска, экран, держатели для таблиц, тумба для ТСО, пульт управления,
бактерицидная лампа.
Рабочее место обучающегося:
стол – 15, стулья – 30.
3.2. Информационное обеспечение обучения перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Пасечник В.В. Каменский А.А. Рубцов А.М. Биология 10 кл., Биология 11 кл. АО
«Издательство. Просвещение.»2022
Пасечник В.В .Биология Биологические системы и процессы 10 и 11 кл. с углублённым
изучением. ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА.»2022
Пасечник В.В .Биология 10 кл..11 кл. углублённый уровень « Издательства.
Просвещение» 2022
Половкова М.В. Носов А.В. Половкова Т.В. Экология. Индивидуальный проект.
Актуальная экология. 10 -11-кл. базовый уровень .АО « .Издательство. Просвещение»
2022
Теремов А.В. Петросова А.А Биология. Биологические системы и процессы. 10,11 кл
ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА» 2022.
Швец И.И. Добротина Н.А. Биосфера и человечество АО « Издательство. Просвещение»
2022.
Хомутова И.В. Естественно- научные предметы. Экологическая безопасность 2022
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Интернет-ресурсы
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
24
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии
на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного
в Московском государственном открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра
МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии,
химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения
определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении
изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных
мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС
СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
25
Общая
компетенция
ОК 02
Раздел/Тема
Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни
ОК 01
ОК 02
ОК 04
Структурно-функциональная
организация клеток
ОК 01
ОК 02
Структурно-функциональные
факторы наследственности
ОК 02
Обмен веществ и
превращение энергии в клетке
ОК 02
ОК 04
Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз
ОК 02
Раздел 2. Строение и
функции организма
Строение организма
Тип оценочных мероприятий
Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
веществ
Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла
Контрольная работа “Строение и
функции организма”
Оцениваемая дискуссия
26
ОК 04
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций
ОК 02
Формы размножения
организмов
ОК 02
ОК 04
Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
и человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)
ОК 02
ОК 04
Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов
Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания
ОК 01
ОК 02
Сцепленное наследование
признаков
ОК 01
ОК 02
ОК 04
Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции
Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
История эволюционного
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
учения. Микроэволюция
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения
ОК 02
ОК 04
Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания
27
ОК 02
ОК 04
Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле
Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле
ОК 02
ОК 04
Происхождение человека –
антропогенез
Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека
Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07
Экологические факторы и
среды жизни
Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов
ОК 01
ОК 02
ОК 07
Популяция, сообщества,
экосистемы
ОК 01
ОК 02
ОК 07
Биосфера - глобальная
экологическая система
Составление схем круговорота
веществ, используя материалы
лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии
Оцениваемая дискуссия
Тест
Влияние антропогенных
факторов на биосферу
Тест
Практическая работа “Отходы
производства”
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.4
Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека
Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"
Раздел 5. Биология в жизни
Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ОК 01
Биотехнологии в жизни
Выполнение кейса на анализ
28
ОК 02
ОК 04
каждого
ОК 01
ОК 02
ОК 04
Промышленная биотехнология Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.4
Социально-этические аспекты
биотехнологий
Биотехнологии и технические
системы
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия понятий, точность
употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно, использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов.
29
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда
последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или
допущены ошибки при их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении
понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом
две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование,
все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
30
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем наполовину,
однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и
выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в
описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок
(в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных
выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие
экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 85-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 70-84% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 50-69% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-49% правильных ответов на вопросы.
Примерные темы рефератов (докладов), презентаций, индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
31
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез
происхождения
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное
развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и
избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме —
биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных
развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных
примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и
их предотвращение.
• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
. Этические проблемы трансплантологии медицины, клонирование и наследственность
человека.
. Особенности в природоохранной деятельности в металлообрабатывающей промышленности.
. Основные группы загрязнителей, выделяющихся в окружающую среду при металлообработке.
32
33