Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.12.2016 г.(редакция 01.09.2022)
№1576 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
СПО по профессии по 15.01.35 Мастер слесарных работ"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 года N
762 (с изменениями на 20 декабря 2022 года) "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования";
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г № 732
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г №413";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г №371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Письма Минпросвещения России от 01.03.2023 №05-592 "О направлении
рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
образования";
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» № 788-ПП
09.11.2016 г;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Разработчик: ГАПОУ СО
преподаватель Климина Е.М.
«Полипрофильный
техникум
им.
О.В.
Терёшкина»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
стр. 18
стр.31
стр. 35
3
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС 4 СПО по ОПОП СПО ППКРС по профессии 15.01.35 Мастер
слесарных работ, утвержденного приказом Минпросвещения России №1576 от
09.12.2016 (.(редакция 01.09.2022), «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ
(зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2016 №44908).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: входит в общеобразовательный цикл
Программа реализуется в 1 и 2 семестрах 2 курса.
1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
- формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз.
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности,
общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Основная задача программы:
- Совершенствование свойств личности обучающихся, способствующих лучшей
реализации будущей профессиональной деятельности.
Результаты освоения дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
обеспечивает достижение следующих результатов:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Умения
Знания
У-1 -организовывать и проводить З-1
принципы
обеспечения
мероприятия
по
защите устойчивости
объектов
работающих и населения от экономики,
прогнозирования
негативных
воздействий развития
событий,
оценки
чрезвычайных ситуаций;
последствий при техногенных
У-2
предпринимать чрезвычайных
ситуациях
и
профилактические
меры
для стихийных явлениях, в том
снижения
уровня
опасностей числе
в
условиях
различного вида и их последствий в противодействия терроризму как
профессиональной деятельности и в серьезной угрозе национальной
4
быту;
У-3
использовать
средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
У-4 применять первичные средства
пожаротушения;
У-5 ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди
них
родственные
полученной
специальности;
У-6 применять профессиональные
знания
в
ходе
исполнения
обязанностей военной службы на
воинских
должностях
в
соответствии
с
полученной
специальностью;
У-7
владеть
способами
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
У-8 оказывать первую помощь
пострадавшим;
безопасности России;
З-2
основные
виды
потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы
снижения
вероятности
их
реализации;
З-3 основы военной службы и
обороны государства;
З-4
задачи
и
основные
мероприятия
гражданской
обороны,
способы
защиты
населения от оружия массового
поражения;
З-5 меры пожарной безопасности
и
правила
безопасного
поведения при пожарах;
З-6 организацию и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
З-7 основные виды вооружений,
военной техники и специального
снаряжения,
состоящих
на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений,
в
которых
имеются
военноучетные
специальности,
родственные
специальностям
СПО;
З-8
область
применения
получаемых профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей военной службы;
З-9 порядок и правила оказания
первой помощи
1.3.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
5
6
Код и наименование формируемых Планируемые образовательные результаты обучения
компетенций
Общие (метеапредметные)
ОК 01. Выбирать способы решения В части трудового воспитания:
задач
профессиональной - готовность к труду, осознание ценности мастерства,
деятельности применительно к трудолюбие;
различным контекстам
- готовность к активной деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- сформировать представления о возможных
источниках опасности в различных ситуациях (в быту,
Дисциплинарные (предметные)
- сформировать представления о возможных
источниках опасности в различных ситуациях (в
быту, транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой среде);
владение
основными
способами
предупреждения опасных и экстремальных
ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях
6
ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии для
выполнения
задач
профессиональной деятельности
транспорте, общественных местах, в природной среде,
в социуме, в цифровой среде);
владение основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях 6
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь
переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
- проявить нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в
цифровой среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминального
характера,
опасности
вовлечения
в
деструктивную
деятельность)
и
противодействовать им
7
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в)
работа
с
информацией:
- владеть навыками получения информации из
- проявить нетерпимость к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в цифровой
среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в цифровой среде (в
том числе криминального характера, опасности
вовлечения в деструктивную деятельность) и
противодействовать им 7 источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности;
8
ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой
грамотности
в
различных жизненных ситуациях
В области духовно-нравственного воспитания:
сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России; Овладение
универсальными регулятивными действиями:
- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства;
знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний: владеть
приемами оказания первой помощи при неотложных
состояниях; знать меры профилактики инфекционных
и
неинфекционных
заболеваний,
сохранения
психического здоровья; сформировать представления о
здоровом образе жизни и его роли в сохранении
психического и физического здоровья, негативного
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей и предпочтений; - давать оценку новым
- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении; владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой помощи
при неотложных состояниях; знать меры
профилактики
инфекционных
и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического
здоровья;
сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера;
- сформировать представления о роли
России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении мира;
знать основы обороны государства и
воинской службы; прав и обязанностей
гражданина
в
области
гражданской
обороны; знать действия при сигналах
гражданской обороны
9
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень; б) самоконтроль: использовать
приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения; - уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по их снижению; в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями: б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
знать
основы
безопасного,
конструктивного
общения,
уметь
различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе криминального
характера;
- уметь предупреждать опасные явления и
противодействовать им
10
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение,
быть
инициативным
Овладение
универсальными регулятивными действиями: г)
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности; - признавать свое
право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
целенаправленное
развитие
внутренней позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы; В части гражданского воспитания: осознание
своих
конституционных
прав
и
обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических
ценностей;
готовность
противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах
- сформировать представления о ценности
безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении; знать основы безопасного, конструктивного
общения, уметь различать опасные явления
в социальном взаимодействии, в том числе
криминального
характера;
умение
предупреждать
опасные
явления
и
противодействовать им; - сформировать
представления об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества,
государства экстремизма, терроризма; знать
роль государства в противодействии
терроризму; уметь различать приемы
вовлечения
в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность
и
противодействовать им; знать порядок
11
гражданского общества, участвовать в самоуправлении
в общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях; - умение взаимодействовать
с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением; - готовность к
гуманитарной
и
волонтерской
деятельности;
патриотического
воспитания:
сформировать
представления о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении; - знать основы безопасного,
конструктивного общения, уметь различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать
опасные явления и противодействовать им; сформировать представления об опасности и
негативном влиянии на жизнь личности, общества,
государства экстремизма, терроризма; знать роль
государства в противодействии терроризму; уметь
различать приемы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать
им; знать порядок действий при объявлении разного
уровня террористической опасности; знать порядок
действий при угрозе совершения террористического
акта; совершении террористического акта; проведении
контртеррористической операции; - сформировать
представления о роли России в современном мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении мира; знать
основы обороны государства и воинской службы; прав
и обязанностей 11 - сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
действий при объявлении разного уровня
террористической опасности; знать порядок
действий
при
угрозе
совершения
террористического
акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической
операции;
сформировать представления о роли России
в современном мире; угрозах военного
характера;
роли
Вооруженных
Сил
Российской Федерации в обеспечении мира;
знать основы обороны государства и
воинской службы; прав и обязанностей
гражданина
в
области
гражданской
обороны; знать действия при сигналах
гражданской обороны; - знать основы
государственной политики в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
различного
характера; знание задач и основных
принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных
ситуаций,
прав
и
обязанностей гражданина в этой области; знать основы государственной системы,
российского
законодательства,
направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформировать
представления о роли государства, общества
и личности в обеспечении безопасности
12
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык
и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России; - ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные); - способность их
использования в познавательной и социальной
практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию
и
осуществлению
учебной
деятельности, организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории; - овладение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности
В
области
экологического
воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических
проблем; - планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого
развития
человечества;
активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; - умение прогнозировать неблагоприятные
- сформировать представления о возможных
источниках
опасности
в
различных
ситуациях
(в
быту,
транспорте,
общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владеть
основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях; - сформировать
представления о важности соблюдения
13
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их; - расширение опыта
деятельности экологической направленности; овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
ОК 08. Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению; - наличие мотивации к обучению и
личностному развитию; В части физического
воспитания: - сформированность здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью; - потребность в физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью; - активное неприятие
вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью; Овладение
правил
дорожного
движения
всеми
участниками
движения,
правил
безопасности на транспорте. Знать правила
безопасного поведения на транспорте, уметь
применять их на практике, знать о порядке
действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте; знать о способах безопасного поведения в
природной среде; уметь применять их на
практике; знать порядок действий при
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера; сформировать представления об
экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе, разумного
природопользования; - знать основы
пожарной безопасности; уметь применять
их на практике для предупреждения
пожаров; знать порядок действий при угрозе
пожара и пожаре в быту, общественных
местах, на транспорте, в природной среде;
знать права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности
- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой помощи
при неотложных состояниях; знать меры
профилактики
инфекционных
и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического
здоровья;
сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
14
ПК.1.1.
Выполнять подготовку рабочего
места , заготовку инструментов ,
приспособленных для изготовления
режущего
измерительного
инструмента в соответствии с
производственным
заданием
с
соблюдением
требований
ОТ,
пожарной,
экологической
безопасности, правил организации
рабочего места
универсальными регулятивными действиями: а) необходимых действиях при чрезвычайных
самоорганизация: - самостоятельно составлять план ситуациях биолого-социального характера
решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений; - давать
оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебного
предмета на основе личных предпочтений; - делать
осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность
за
решение;
оценивать
приобретенный опыт; - способствовать формированию
и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень
В части трудового воспитания:
???????
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; - готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, Овладение универсальными учебными
познавательными действиями: а) базовые логические
действия: - самостоятельно формулировать и
актуализировать
проблему,
рассматривать
ее
всесторонне; - устанавливать существенный признак
или основания для сравнения, классификации и
обобщения; - определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения; - выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях; - вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности; - развивать
креативное мышление при решении жизненных
15
ПК 3.3. Осуществление
технического обслуживания узлов и
механизмов оборудования,
агрегатов и машин
проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; - выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения; - анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях; - уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности; - уметь
интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению; - наличие мотивации к обучению и
личностному развитию; В части физического
воспитания: - сформированность здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью; - потребность в физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью; - активное неприятие
вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью; Овладение
универсальными регулятивными действиями: а)
самоорганизация: - самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений; - давать
оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебного
предмета на основе личных предпочтений; - делать
осознанный выбор, аргументировать его, брать
- сформировать представления о возможных
источниках
опасности
в
различных
ситуациях
(в
быту,
транспорте,
общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; - знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях.
Классификация опасностей: по видам
профессиональной
деятельности,
по
причинам возникновения на рабочем месте,
по
опасным
событиям
вследствие
воздействия
опасностей.
Источники
опасностей и вредностей, факторы риска,
условия
возникновения
и
развития
нежелательных
событий.
Порядок.
16
ответственность
за
решение;
оценивать
приобретенный опыт; - способствовать формированию
и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень
.
проведения идентификации опасностей на
рабочем месте
- владеть основами медицинских знаний:
владеть приемами оказания первой помощи
при неотложных состояниях; знать меры
профилактики
инфекционных
и
неинфекционных заболеваний, сохранения
психического
здоровья;
сформировать
представления о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характер.
17
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём образовательной программы
дисциплины
т.ч.
Основное содержание
в т.ч.
теоретическое обучение
практические занятия
Профессионально ориентированное
содержание (содержание прикладного
модуля)
в т. ч.:
практические занятия
Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет) в виде
тестирования
Объём в часах
68 часов
56
20
36
10
10
2
18
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов Содержание учебного материала (основное и
и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
тем
практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
1
Основное содержание
Раздел 1. Мир
опасностей современной
молодежи
Тема 1.1 В чем
особенности картины
опасностей современной
молодежи
2
Объем часов
3
Формируемые
компетенции
Уровень
освоения
4
10
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие.
№1.Понятие: опасность — это способность явлений,
процессов, объектов в системе «человек – среда
обитания» в определенных условиях причинять вред
людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система – «объект защиты - источник
опасности - негативное воздействие, опасность как
процесс 1) накопления отклонений от нормального
состояния или процесса; 2) инициирование негативной
способности/чрезвычайного события; 3) актуализация
негативных факторов; 4) локализация/прекращение
действия негативных факторов; предметное действие:
моделирование поля опасностей на примере современной
молодежи; правило действия : чтобы выявить и описать
опасности нужно определить условия, при которых
элемент системы человек – среда обитания становится
2
ОК 01,ОК 02; ОК 04; ОК
07
1
19
Тема 1.2 . Как выявить
опасности развития
Тема 1.3. Как выявить и
описать опасности на
дорогах
причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления
и классификации опасностей (по происхождению, по
кругам опасностей) Жизни как общественного и
человеческого смысла/ нормы развития с внутренними и
внешними условиями его нарушения.
№2.Практическое занятие №1. Представление об явных
и скрытых опасностях
современных развлечений
молодёжи. Понимание об ответственности за занятия
зацепингом и других опасных хобби..
Содержание учебного материала
Отработка правил действия: чтобы выявить, что является
опасным фактором/препятствием на пути к прогрессу
общества/самореализации человека
Понятие: опасности развития - это способность явлений,
процессов, 2 21 объектов в системе «человек/общество –
Жизнь»
в
определенных
условиях
препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни
Предметное действие: целе-и ценностное полагание в
ситуации конфликта в развитии между требованием
сохранения Жизни и дефицитами в развитии (мечте/цели),
необходимо соотнести требование закона сохранения
Содержание учебного материала
№5.Понятие: опасности на дорогах - это способность
явлений, процессов, объектов в системе «человекучастник дорожного движения – среда дорожного
движения» в определенных условиях причинять вред
людям, среде и материальным ресурсам; Предметное
действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников
дорожного
движения
(пешеход,
2,3
2
ОК 02, ОК 04, ОК 06
1
1.2
2
ОК 02; ОК 04; ОК 07
1
20
Тема 1.4. Как выявить и
описать опасности в
ситуации пожара в
общественном месте
Тема 1.5 Как выявить и
описать опасности в
ситуации захвата
заложников в
общественном месте
(ЧС)
электросамокатчик/райдер, мотоциклист); Отработка
правил действия: чтобы выявить и описать опасности на
дорогах нужно определить условия, при которых элемент
системы «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» становится причиной нанесения
вреда человеку;
№6.Практическое занятие №4. Составление алгоритма
выявления и описания опасностей на дорогах
№7.Содержание учебного материала.
Понятие: опасность пожара в общественном месте – это
способность явлений, процессов горения, горючих
материалов и объектов причинять вред людям и
материальным
ресурсам;
Отработка
Предметного
действия: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности
пожара нужно определить условия пожара, при которых
элемент системы «человек – общественное место»
становится причиной нанесения вреда человеку
№8. Практическое занятие №5. Составление алгоритма
выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра,
кинотеатра, клуба)
Содержание учебного материала.
№9.Основы противодействия экстремизму и терроризму.
Деструктивные молодёжные субкультуры. Терроризм –
крайняя
форма
экстремизма.
Разновидности
террористической
деятельности.
Понимание
ответственности за участие в экстремистской и
террористической деятельности. Определение мер по
обеспечению безопасности
личности, общества и
государства.
2.3
2
ОК 04; ОК 07
2
2
2.3
2
ОК 04; ОК 07;
2
21
Раздел 2 Методы
оценки риска
Тема 2.1 Безопасность в
общественных местах.
Тема 2.2. Безопасность в
социуме.
Тема 2.3.
Информационная
безопасность
№10.Практическое занятие №6. Понятие: опасности
ситуации захвата заложников в общественном месте
предметное действие: выявить и описать опасности в
ситуации захвата заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности
нужно определить условия, при которых заложнику
может быть нанесен вред.
Составление алгоритма выявления и описания опасностей
в ситуации захвата заложников террористами, стрельбе в
общественных
местах
(колледже,
публичном
мероприятии).
№11-12. Определение порядка
действий при риске
возникновения толпы, давки. Эмоциональное заражения в
толпе, Отработка методов и способов самопомощи.
№13.Психологтческая
уравновешенность.
Конфликты.
Конфликтные
ситуации.
Опасные
проявления конфликтов.
№14.Практическое занятие №7. Отработка способов
решения конфликта и .способов
противодействия
буллингу и проявлению насилия. Составление алгоритма
действий в ситуации конфликта в развитии.
№15.Угроза информационной безопасности. Отработка
правила информационной безопасности в сетях. Адреса
электронной почты. Понимание об ответственности.
Гражданская,
административная,
уголовная
ответственность.
№16.Практическое
занятие
№8.
Составление
алгоритма « Как не стать жертвой информационной
войны?»?
ОК 04; ОК 07
2.3
2
ОК 04; ОК 07
2
2
ОК 04; ОК 07
2.3
2
ОК 04; ОК 07
1,2
8 часов
2.3
22
Тема 2.4 Финансовая
безопасность
Раздел 3. Основы
здорового образа жизни
Тема 3.1. Понятие ЗОЖ.
Факторы,
способствующие
укреплению здоровья.
Тема 3.2.Факторы,
негативно влияющие на
здоровье
№17.Основные правила финансовой безопасности в
информационной среде. Финансовая безопасность.
Уголовная ответственность за мошенничество.
№18.Практическое занятие №9. Представление о
Защите прав потребителей, в том числе и при совершении
покупок через Интернет.
№19.Содержание учебного материала.
Комбинированное занятие.
Здоровый образ жизни. Факторы, способствующие
укреплению
здоровья.
Здоровьесберегающая
деятельность человека.
№20.Двигательная активность. Занятие физической
культурой.
ОК 04; ОК 07
2
1
2.3
10 часов
4
ОК 04; ОК 07
ОК 04; ОК 07
1
2
№21. Рациональное питание. Личная гигиена.
2
№22.Режим труда и отдыха.
2
№23-24.Вредные привычки и их профилактика. Курение.
Алкоголизм. Наркотическая зависимость.
2
ОК 04; ОК 07
2
23
Тема 3.3. Как оценить
риски для здоровья в
подростковом возрасте
Тема 3.4 Как снизить
риски для здоровья.
Профилактика
заболеваний.
№25-26.Практическое занятие №10-11.Определение
вероятности осуществления опасных и вредных факторов
риска для жизни и здоровья подростков (по формуле) и
тяжести
последствий
их
воздействия
для
разработки/выбора мер по профилактике и защите.
Понятие: риски для здоровья – количественная мера
опасности заболеваний (в т.ч. смертельно опасных,
инфекционных, нервно-психологических) и смерти от
других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба
жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: Отработка правил действия: чтобы
оценить риск опасных и вредных факторов для жизни и
здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать
вероятность наступления негативного события и
определить тяжесть его последствий.
Составление алгоритма оценки рисков для жизни и
здоровья подростков.
№27-28. Содержание учебного материала.
Практическое занятие №12-13.
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы
снижения уровня действия вредных и опасных факторов
для физического и психического здоровья Предметное
действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей
окружающей среды Отработка Правил действия: чтобы
выбрать меры снижения уровня действия вредных и
опасных факторов для здоровья от опасностей
окружающей,
необходимо
подобрать
согласно
гигиеническим
нормам/требованиям
оптимальные
средства профилактики заболевания, модели безопасного
2
ОК 04; ОК 07
2
ОК 04; ОК 07
2.3
2.3
24
поведения, в т.ч. в пандемию
Составление алгоритма выбора способа профилактики
типичных/смертельно
опасных
для
подростков
заболеваний (инфекционных, психологических)
Раздел 4. Основы
обороны государства.
Тема 4.1. Стратегические №29.Содержание учебного материала. История ВС РФ.
национальные
Цели обороны РФ. Предназначение ВС РФ. Войска,
приоритеты РФ.
воинские формирования, предназначенные для обороны
страны. Составляющие воинских обязанностей в мирное
и военное время. Реформирование Армии и Флота.
№30.Практическое занятие №14. Составление таблицы
"Структура вооружённых сил РФ"
20
Тема 4.2. Основные
понятия о воинской
обязанности.
1
Тема 4.3. Основные
понятия о
психологической
совместимости членов
воинского коллектива
№31.Содержание учебного материала. Комбинированное
занятие .
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к
военной службе, призыве на военную службу,
прохождении военной службы по призыву, пребывании в
запасе, призыве на военные сборы и прохождение
военных сборов в период пребывания в запасе, а также
воинская обязанность в период военного времени,
военного положения и в период мобилизации
№32.Практическое занятие №15. Составление таблицы
"Призыв на военную службу. Служба по призыву, по
контракту, альтернативная. Мобилизация».
№33.Содержание учебного материала. Понятие о
психологических
основах
взаимодействия
военнослужащих
в
коллективе,
совместной
жизнедеятельности военнослужащих. Понятие конфликта
и его влияние на уровень боеспособности и
2
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
2
ОК 03; ОК 06; ОК 08
1
2,3
2
2
1,2
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
25
(экипажа, боевого
расчета). Тренинг
бесконфликтного
общения и
саморегуляции.
Тема 4.4 Как стать
офицером РА. Основные
виды военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
Тема 4.5 Строевая
подготовка
боеготовности отделения, экипажа, расчета.
№34.Практическое занятие №16. Отработка способов
бесконфликтного общения в условиях военной службы.
№35.Содержание учебного материала. Комбинированное
занятие.
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и
обучения в военных образовательных учреждениях,
требованиях, предъявляемых к подготовке офицеров.
Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.
№36.Практическое занятие №17. Составление таблицы
«Виды военных образовательных учреждений».. Встреча
с курсантами военных учреждений.
№37.Содержание учебного материала.
Практическое
занятие
№18.Основы
строевой
подготовки. Понятия об одиночной строевой подготовке
подразделений.
Отработка правила и алгоритма предметных действий: по
строевой подготовке.
№38.Практическое занятие №19. Выполнение команд
«Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться".
Повороты на месте. Перестроение из одношереножного
строя в двухшереножный строй и обратно. Движение
строевым шагом. Повороты в движении. Прохождение в
составе подразделения торжественным маршем и в
составе подразделения с песней. Приветствие в движении.
2
ОК 03; ОК 06; ОК 08
1
2,3
1
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
1
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
26
Тема 4.6 Огневая
подготовка.
Комбинированное занятие. Теория и практика.
№39.Практическое занятие №20. Определение порядка
неполной сборки и разборки ММГ АК-74. Понятие о
назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве,
мерах безопасности при обращении с оружием и
патронами, о неполной и полной разборке автомата,
назначении частей, узлов и механизмов автомата.
№40.Практическое
занятие
№21.Составление
алгоритма предметных действий: неполной разборки,
сборки автомата
№41.Практическое занятие №22-23. Отработка правил
и приемов стрельбы, способов поиска целей и управления
огнем, действиях по командам руководителя стрельб.
Отработка правил безопасного обращения с оружием.
№42. Практическое занятие №24. Проведение опроса
на знание воинских званий, воинских отличий по
погонам, родов и видов войск ВС РФ, а также
наименование войск не входящих в структуру ВС РФ.
(Рассказ о службе военных поваров в пищевых блоках в
солдатских столовых в профессиональной деятельности)
№44. Практическое занятие №25 Проведение
тестирования по усвоению пройденного материала:
обучающиеся составляют свою категорию годности к
военной службе в качестве военнослужащего тылового
подразделения (служба в пищевом блоке в солдатской
столовой)
№45-46. Занятие по тактической подготовке: Рассказ о
характеристике
современного
боя:
перечисление
основных видов боя в городе;
Практическое занятие №26-27. Выработка способов
передвижения в бою; обязанности солдата в бою.
1
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
1
2,3
1
1
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
1
ОК 03; ОК 06; ОК 08
1,2
2
ОК 03; ОК 06; ОК 08
2.3
27
Раздел 5. Основы
медицинских знаний
Тема 5.1. Первая помощь Содержание учебного материала.
при состояниях,
Комбинированное занятия.
вызванных нарушением
№47. Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке,
сознания
инфаркте, диабете, токсикологическом опьянении.
Отработка Правила и алгоритма поведения и оказания
первой помощи при этих состояниях.
№48. Практическое занятие №28. Оказание первой
помощи
при состояниях вызванных нарушением
сознания.
Тема 5.2. Первая помощь Содержание учебного материала.
при неотложных
№49.Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья
состояниях: закон и
124, Статья 125,
порядок оказания.
Практическое занятие №29.Проведение диагностики и
Алгоритм помощи
помощи в неотложных состояниях
пострадавшим при ДТП
№50.Практическое занятие №30. Выработка Алгоритма
и ЧС
оказания первой помощи при остановке сердца,
искусственная вентиляция легких Понятие об ДТП и ЧС
на транспорте.
Практическое занятие №31. Оказание ПМП при
травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Тема 5.3. Алгоритм
Содержание учебного материала.
помощи при
№51.Понятие о видах кровотечений, средствах
кровотечениях и
обеззараживания и дезинфекции.
ранениях
Практическое занятие №32 Отработка способов
остановки кровотечений: наложение жгута и закрутки.
№52.Практическое
занятие
№33.
Составление
алгоритма оказания первой помощи при кровотечениях
Тема 5.4. Травмы.
№53. Практическое занятие №34.. Травмы. Переломы,
10
2
ОК 02; ОК 04; ОК 07
2.3
2
ОК 02; ОК 04; ОК 07.
2,3
2
ОК 04; ОК 07
2.3
2
ОК 04; ОК 07.4.
2.3
28
вывихи, растяжения. Выработка способов самоспасения.
Тема 5.5. Помощь при
воздействии температур
на организм человека.
Способы самоспасения.
Раздел 6.
Тема 6.1.Определение
методов защиты от
опасностей на рабочем
месте.
Тема 6.2. Оказание ПМП
при потере сознания, при
электротравмах на
производственном
участке
№54. Практическое занятие №35.. Отработка способов
наложения
шины
на
сломанную
конечность.
Иммобилизация.
Содержание учебного материала Комбинированное
занятие.
№55.Понятие об ожогах и их видах (термические,
химические, кислотные, щелочные). Охлаждение.
Обморожение.
№56.Практическое занятие № 36. Составление
алгоритма ПМ помощи при ожогах различных видов.
Отработка способов оказания
первой медицинской
помощи при охлаждении Способы самоспасения.
Профессионально - ориентированное содержание.
Практические занятия:
№57-58.Овладение
универсальными
регулятивными
действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно
составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; - расширять рамки
учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение; - оценивать приобретенный
опыт;
Практические занятия:
№59.Оказание первой помощи при остановке сердца
(сердечно -легочная реанимация). Оказание первой
помощи (если человеку стало плохо) : обнаружение точек
прощупывание пульса, показательное занятие по
измерению давления электронным тонометром.
№60.Оказание первой помощи при массовых поражени
2
10
2
4
ОК 04; ОК 07; ОК 08
2,3
ОК 04; ОК 07; ОК 08,
ПК.1.1. ПК 3.3.
ОК 04; ОК 07; ОК 08,
ПК.1.1. ПК 3.3.
29
ях(после применения ОМП).
транспортировка пострадавших.
Отработка
правил
№61.Оказание первой помощи при кровотечениях.
Отработка Правила наложения кровоостанавливающего
жгута при ЧС на производстве..
ОК 04; ОК 07
ПК.1.1. ПК 3.3.
Тема 6.3.Правила
безопасного поведения в
экстремальных и
чрезвычайных ситуациях
на производстве.
Производственный
травматизм,
меры
профилактики, оказание
первой
помощи
при
травмах.
№63.Представление о возможных источниках опасности
в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях.
№64. Отработка Правил безопасного поведения в
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на
производстве
2
ОК 04; ОК 07; ОК 08,
ПК.1.1. ПК 3.3.
Тема 6.4. Правила
безопасного поведения
при пожаре
на предприятии
№65.Практическое занятие: показ, рассказ, - какие
действия
в
профессиональной
деятельности
предпринимать при возгорании в различных видах
общественного транспорта: автобусе, троллейбусе,
трамвае, вагоне метрополитена, в поезде (в пассажирском
вагоне и вагоне -ресторане) в самолете (в салоне самолета
и в отсеке бортпроводников),на теплоходе (в пищевом
блоке теплохода)
2
ОК 04; ОК 07
ПК.1.1. ПК 3.3.
30
Дифференцированный
зачёт
ИТОГО
. №66.Составление алгоритма оценки риска для разных
участников чрезвычайных ситуации. разработки/выбора
мер по профилактике и защите от опасностей на
рабочем месте
№67-68. Дифференцированный зачёт. В форме
тестирования.
2
68 часов
Темы индивидуальных проектов:
1. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
2. Наркомания. Социальный анализ и пути решения проблемы.
3. Патриотизм и верность долгу.
4. Диета и здоровый образ жизни.
5. Обучающий алгоритм по правилам безопасного поведения при пожарах на предприятии.
6. Энергетические напитки: вред или польза?
7. Терроризм как основная социальная опасность современности.
8. Компьютер и его влияние на здоровье человека.
9. .Алгоритмы оказания помощи в офисе при неотложном состоянии (потере сознания, инсульте и других
10. Здоровый сон.
11. Здоровый образ жизни - за и против.
12. Инфекционные заболевания и способы защиты от них.
13.Техногенные катастрофы в начале 21 века. Причины и последствия.
14. Причины крупнейших мировых авиакатастроф.
15. Природные катастрофы в начале 21 века. Причины и последствия.
16. Гаджеты: зависимость или эффективность в современном мире.
17. Организация студенческого труда и отдыха и эффективность самостоятельной работы без вреда для здоровья.
18. Современные увлечения молодёжи. Экстрим или опасность
19. Глобальные проблемы - мировые конфликты и их влияние на безопасность граждан России.
31
20. Сравнительные характеристики служб пожарной охраны различных государств.
21.История развития пожарного транспорта в России
22.Изображение стихийных бедствий в живописи великих художников.
23.Индивидуальный план подготовки к военной службе.
24. Профессия «Мастер слесарных работ» в России, ее перспективы и развитие.
25. Сфера профессиональной деятельности по профессии «Мастер слесарных работ»
26. Условия труда, профессиональные риски, опасные и вредные производственные факторы профессии «Мастер слесарных работ»
27. Методы уменьшения опасностей на рабочем месте по профессии «Мастер слесарных работ»
32
3. Условия реализации программы учебной дисциплины:
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный оборудованием: оборудование кабинета:
посадочных мест-24
рабочее место преподавателя; стол, доска, стул.
учебные наглядные пособия:
комплект плакатов по оказанию первой медицинской помощи
комплект плакатов по Г.О.
плакат по инфекционным заболеваниям.
плакат по личной гигиене.
приборы и устройства:
противогазы 40шт.
комплекты ОЗК-2шт.
приборы:
- химической разведки-1
радиационной разведки-1 –
дозиметрического контроля-1
планшеты «Действие населения в ЧС»-5
комплект видеоаппаратуры
прибор измерения артериального давления-1
комплект подручных средств для оказания первой помощи пострадавшим.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для студентов:
1. Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности, «Просвещение», М.
2022;
2. Основы безопасности жизнедеятельности Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная
Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н., 10 класс, 2022 г. Акционерное общество
"Издательство "Просвещение" Базовый уровень.
Электронные пособия.
1.Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д.
Вишнякова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-01577-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/43460
2.Безопасность
жизнедеятельности:
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П.
Соломина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-02041-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/45078
3.Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А.
Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 08521-1. – Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510
31
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В. С. Долгов. –
Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903
5. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В.
Пантелеева, Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 287 с. – ISBN 9785-9765-1727-1. – Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. – URL:
https://e.lanbook.com/book/119416
1. «Безопасность жизнедеятельности» https://www.twirpx.com/file/255414/
2. Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности.
Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ,
электронная
библиотека
по
БЖ
http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=94588
3. Информационно-образовательный портал по безопасности жизнедеятельности
http://eun.chat.ru/obg1.htm;
4. Журнал "Безопасность жизнедеятельности" http://novtex.ru/bjd/;
5. Образовательный портал http://www.obzh.ru/;
Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.2021) // СЗ РФ. — 2018. — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ
РФ. — 2020. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2021) // СЗ РФ. — 2017. — № 30. — Ст. 358
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
(в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2021) // СЗ
РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2021) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2020) // СЗ РФ. — 2021. — N 48. — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2022) //
СЗ РФ. — 2017. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной
формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой
церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула
Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 №
22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. —
2019. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 №
477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012)
32
(зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
Дополнительная литература по темам:
1. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для
бакалавров. — М., 2019.
2. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов
сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а
также преподавателей этого курса. — М., 2020
3.. Информационно-методическое издание для преподавателей http://www.school-obz.org/;
4. .Шпаргалка: Лекции по дисциплине безопасность жизнедеятельности и экология
https://www.ronl.ru/shpargalki/bezopasnost_zhiznideyatelnosti/53791/
33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип
оценочных
компетенция
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы Р 1, Темы:1.1;
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать Р 1:Темы:1.1,1.2,1.3
современные
средства Р 5.Темы:5.1,5.2,
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
- Кейс-задание;
информационные
- Старт-задание;
технологии
для
- Задание исследование;
выполнения
задач
- Задание-эксперимент;
профессиональной
- Фронтальный опрос;
деятельности
- Графический диктант;
ОК 03. Планировать и Р 4
Защита
алгоритма
реализовывать собственное Темы: 4.1 ,4.2,4.3,4.4,4.5,4.6 оказания первой помощи;
профессиональное
и
- Защита презентаций;
личностное
развитие,
- Тестирование;
предпринимательскую
- Тест-задание;
деятельность
в
Защита
работ
профессиональной сфере,
прикладного модуля
использовать знания по
- Выполнение заданий на
финансовой грамотности в
дифференцированном
различных
жизненных
зачет
ситуациях
ОК
04.
Эффективно Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,
взаимодействовать
и Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4
работать в коллективе и Р 3, Темы:3.1,3.2,
команде
Р 5,
Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р п-о с Т1., Р п-о с Т2. Р по с Т3, Р п-о с Т4.
ОК
06.
Проявлять Р 1, Темы:1.2,
гражданскоР 4,
патриотическую позицию, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,4.6
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
34
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК
08.
Использовать
средства
физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания необходимого
уровня
физической
подготовленности
ПК 1.1
Выполнять
подготовку
рабочего места , заготовку
инструментов
,
приспособленных
для
изготовления
режущего
измерительного
инструмента
в
соответствии
с
производственным
заданием с соблюдением
требований ОТ, пожарной,
экологической
безопасности,
правил
организации
рабочего
места
ПК 3.3
Осуществление
технического
обслуживания узлов и
механизмов оборудования,
агрегатов и машин
Р 1,
Темы:1.1, 1.3,1.4,1.5,
Р 2,
Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,
Р 3,
Темы:3.1,3.2
Р5
Тема
5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6,5.7,5.8
Р п-о с Т1. Р п-о с Т2. Р п-о
с Т3, Р п-о с Т4.
Р 4,
Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,4.6
Р 5,
- Кейс-задание;
Темы:5.6,5.7,5.8
Р п-о с Т1. Р п-о с Т2. Р п-о - Старт-задание;
- Задание исследование;
с Т3, Р п-о с Т4.
- Задание-эксперимент;
- Фронтальный опрос;
- Графический диктант;
Защита
алгоритма
оказания
первой
помощи;
Тема 6.1,6.2, 6.3, 6.4
Р п-о с Т1. Р п-о с Т2. Р п-о - Защита презентаций;
- Тестирование;
с Т3, Р п-о с Т4.
- Тест-задание;
Защита
работ
прикладного модуля
- Выполнение заданий на
дифференцированном
зачете
35
4.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Оце Полнота,
Обобщенность
Действенность знаний. Косвенные
нка системност знаний.
показатели,
ь,
влияющие
на
прочность.
оценку,
Проявление
познавательно го
интереса.
Познавательной
активности
1
2
3
4
5
5
Изложение Выделение
Самостоятельное
Проявление
полученны существенных
применение знаний в познавательного
х знаний в признаков
практической
интереса,
устной,
изученного
с деятельности;
познавательной
письменно помощью
выполнение
заданий активности,
й
или операций анализа как воспроизводящего, познавательнотвор
графическо и
синтеза; так
и
творческого ческого интереса к
й
форме выявление
характера
изучаемому
полное, в причиннопредмету,
новой
системе. В следственных
технике,
соответств связей;
технологии,
ии
с формулировка
постоянное
требования выводов
и
стремление
ми учебной обобщений;
выполнить более
программы свободное
сложное задание
;
оперирование
допускают известными
ся
фактами
и
единичные сведениями
с
несуществе использованием
нные
сведений
из
ошибки,
других предметов
самостояте
льно
исправляем
ые
учащимися
4
Изложение Выделение
Применение знаний в Проявление
полученны существенных
практической
познавательной
х знаний в признаков
деятельности;
активности,
устной,
изученного
с самостоятельное
познавательного
письменно помощью
выполнение
заданий интереса
к
й
или операций анализа воспроизводящего
изучаемому
графическо и
синтеза; характера,
а
с предмету,
новой
й
форме выявление
незначительной
технике,
полное, в причиннопомощью
технологии,
системе. В следственных
преподавателятворческ эпизодическое
соответств связей;
ого характера.
желание
ии
с формулировка
выполнить более
требования выводов
и
сложное задание.
ми учебной обобщений,
в
36
3
2
программы
;
допускают
ся
отдельные
несуществе
нные
ошибки,
исправляем
ые
учащимися
после
указания
преподават
еля на них
Изложение
полученны
х
знаний
неполное,
однако, это
не
препятству
ет
усвоению
последующ
его
программн
ого
материала;
допускают
ся
отдельные
существен
ные
ошибки,
исправляем
ые
с
помощью
преподават
еля.
Изложение
учебного
материала
неполное,
бессистемн
ое,
что
препятству
ет
усвоению
последующ
ей учебной
информаци
которых
могут
быть отдельные
несущественные
ошибки;
подтверждение
изученного
известными
фактами
и
сведениями
Выделение
существенных
признаков
изученного,
выявление
причинноследстве
нных связей и
формулировка
выводов
Недостаточная
самостоятельность
/учащийся нуждается в
наводящих
вопросах
преподавателя/
при
применении знаний в
практической
деятельности;
выполнение
заданий
воспроизводящего
характера с помощью
преподавателя.
Пассивность,
созерцательны
й
познавательны
й
интерес
к
изучаемому
предмету,
новой
технологии;
отсутствие
стремления
выполнять более
сложное задание
Бессистемное
выделение
случайных
признаков
изученного;
неумение
производить
простейшие
операции анализа
и синтеза: делать
обобщения,
выводы.
Неумение
применять
знания в практической
деятельности
/учащийся не может
ответить на наводящие
вопросы
преподавателя,
самостоятельно
выполнить задание/
Отсутствие
внимания на уроке,
интереса
к
избранной
профессии.
37
1
и;
существен
ные
ошибки, не
исправляем
ые даже с
помощью
преподават
еля.
Незнание и Узнавание
непониман объекта
ие
аналогов.
учебного
материала
/учащийся
не может
ответить не
на
один
поставленн
ый вопрос/.
Отсутствие
попыток
среди применить знания в
практической
деятельности
/отказ
ответить,
выполнить
задание/.
4.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТА.
Перевод баллов теста в оценку:
Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий теста
Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2» - выполнено менее 50% заданий теста
4.3. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью, сделаны выводы,
аккуратно; в логических рассуждениях и обосновании ответа нет пробелов и ошибок
(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или
непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования выводов
недостаточны, неаккуратно; допущена одна ошибка или два-три недочета в выводах
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех
недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме, нет
выводов.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет изученным материалом, выполнено неверно.
4.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КЕЙС – ЗАДАНИЙ
Кейс (в переводе с англ. - случай) представляет собой проблемную ситуацию,
предлагаемую в качестве задачи для анализа и поиска решений.
Решения оцениваются по 25-бальной шкале по следующим критериям:
содержание решения, широта анализа, структурированность и логика решения,
оригинальность/инновационность решения, креативный подход.
Содержание решения команда отвечает строго на вопросы кейса;
дан подробный ответ на все подзадачи кейса;
решение отражает понимание командой финансовой грамотности;
команда использовала системный подход к решению.
Широта анализа решение аргументировано подкреплен анализом фактов и данных
38
с ссылками на источники; команда показывает системное понимание проблематики
кейса
и специфики области финансовой грамотности.
Структурированность и логика решения решение следует последовательной
логике, нет скачков с темы на тему;
использована единая логика аргументации, решение единообразно
в своей структуре; решение непрерывно
– отсутствуют «провалы» в аргументации;
команда делает выводы и рекомендации из проанализированной информации.
Креативный подход при решении кейса используются дополнительных материалов;
решение наличие креативных идей,
расширяющих привычную точку зрения на проблему
Оригинальность/инновационность решения
использование в решении
проблематики кейса инновационных идей,
и их применимость и актуальность в соответствии с действующим
законодательством
Оценка практических работ и сдача нормативов по учебному предмету «Основы
безопасности и защиты Родины»
Отметка «5» ставится:
– обучающийся выполняет практическую работу и норматив правильно, в полном
объѐме, с соблюдением необходимой последовательности действий;
– самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование;
– все приѐмы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов;
– допускает не более 1-2 недочѐтов, которые легко исправляет самостоятельно;
– соблюдает требования правил техники безопасности;
– выполнение нормативов имеет высокое значение.
Отметка «4» ставится:
– обучающийся выполняет практическую работу и норматив в полном объѐме с
соблюдением последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает
необходимое оборудование;
– допускает неточности при выполнении практических действий и способен
обнаружить и исправить их по требованию учителя;
– соблюдает требования правил техники безопасности; – не выходит за рамки среднего
показателя нормативов.
Отметка «3» ставится:
– усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
– испытывает затруднения в применении знаний, при практических действиях,
путается в последовательности выполнения практических нормативов и действиях;
– допускает ошибки при выполнении практических действий и в целом способен
обнаружить и исправить их только при помощи со стороны;
– в целом соблюдает требования правил техники безопасности;
– выполнение нормативов имеет значение ниже среднего.
Отметка «2» ставится:
– не усвоил и не продемонстрировал правильные практические действия и
последовательность их выполнения;
– не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные
знания, не умеет применять их к решению конкретных нормативов и практических
действий;
39
– полностью не усвоил материал;
– допускает нарушения правил техники безопасности;
– не выполняет нижнее значение нормативов.
Во всех случаях оценка снижается на один балл, если обучающий нарушил правила
техники безопасности.
Критерии оценивания дифференцированного зачета.
Студент получает оценку зачтено 5 (отлично):
1. Все виды работ (тесты , практические работы, контрольные работы) выполнены:
– сданы в указанный преподавателем срок;
– выполнены с малым числом замечаний;
– замечания устранены в указанный преподавателем срок;
2. К зачёту все виды работ зачтены, окончательная (после исправлений) оценка за
любой вид работ должна быть «4» или «5» (с преобладанием «5»).
II. Студент получает оценку зачтено 4 (хорошо):
1. Все виды работ (тесты, практические работы, контрольные работы) выполнены:
– сданы в указанный преподавателем срок;
– выполнены со средним числом замечаний;
– замечания устранены в указанный преподавателем срок;
2. К зачёту все виды работ зачтены, оценка за любой вид работ (после исправления)
может быть «3», «4» или «5» (с преобладанием «4» или «5»).
III. Студент получает оценку зачтено (удовлетворительно).
1. Все виды работ, или какие-либо из перечисленных (тесты , практические работы,
контрольные работы):
– не выполнены в сроки, указанные преподавателем;
– выполнены с большим числом замечаний;
– замечания не устранены в указанный преподавателем срок и вплоть до зачёта;
2. Если студент успевает устранить замечания во время проведения зачёта, то он
получает оценку «удовлетворительно». При этом оценка за любой вид работ должна
быть не менее «3–».
IV. Студент получает оценку не зачтено (не удовлетворительно).
I Все виды учебных работ, или какие-либо из перечисленных (тесты , практические
работы, контрольные работы):
– не выполнены в сроки, указанные преподавателем, и/или не выполнены к моменту
сдачи зачёта;
40
– выполнены с огромным числом замечаний, и замечания не устранены на зачёте.
ИТОГОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ НА ДЗ
Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий теста
Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2» - выполнено менее 50% заданий теста
41