Рабочая программа учебной дисциплины География разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки от 09.12.2016 года № 1555 « Об
утверждении ФГОС СПО по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным
управлением»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 года
N 762 (с изменениями на 20 декабря 2022 года) Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования";
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г №
732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г №413";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г №371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г №
115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 о
направлении инструктивно- методического письма «Об утверждении Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего
образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников"
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных,
практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
Положение об индивидуальном проекте.
Разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина»
преподаватель Исмайлова О.В.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательнойдисциплины
«География»..................................................................................................................................4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины......................................21
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины………..........…….33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины.............. 34
3
1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС 4 СПО
по укрупненной группе 15.00.00 Машиностроение по ОПОП СПО ППКР по профессии
15.01.32 Оператор станков с программным управлением, в соответствии с приказом
Министерства образования и науки от 09.12.2016 года № 1555 « Об утверждении ФГОС
СПО по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением» ,
зарегистрирован в Минюсте России 20.12.16 года № 44827.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
СПО входит в общеобразовательный цикл
Программа реализуется во 2 семестре 1 курса
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.3.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Программа предусматривает формирование умений:
работать с источниками географической информации, применять географические
знания для решения различных учебных и бытовых задач. Умения, формируемые в курсе
изучения географии, вносят вклад в развитие общеключевых компетенций.Овладение
умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
4
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим
народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
современного развития экономики.
1.3.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Результаты освоения учебной дисциплины
Требования к освоению дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностные:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
5
Наименование и код
компетенции
Общие
В части трудового воспитания:
ОК 01. Выбирать
способырешения задач - готовность к труду, осознание ценности
профессиональной
мастерства, трудолюбие;
деятельности
- готовность к активной деятельности
применительно
к технологической
и
социальной
различным контекстам
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
Планируемые
результаты
2
Дисциплинарные
- ПРб 1 понимать роль и место современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
определять роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
- ПРб 2 освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
ПРб 3 сформировать системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения
и
6
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оцениватьриски последствий деятельности;
- развивать
креативное
мышление
при
решениижизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешенияпроблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры икритерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их использования в
познавательной и социальной практике
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основеиспользования географических
знаний;
- ПРб 4 владеть географической терминологией и системой
базовых географических понятий, умение применять
социально- экономические понятия для решения учебных и
(или) практико- ориентированных задач;
- ПРб 10 сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия
природы и общества; приводить примеры взаимосвязи
глобальных проблем; приводить примеры возможных путей
решения глобальных проблем;
7
ОК
02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информаци и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуальнои в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов
иформ представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
- ПРб 2 освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- ПРб 5 сформировать умения проводить наблюдения за
отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы
по результатам наблюдения;
- ПРб 6 сформировать умения находить и использовать
различные источники географической информации для
получения новых знаний о природных и социальноэкономических
процессах
и
явлениях,
выявления
закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, геоинформационные системы),
адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать
географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей
социально-экономических, природных и экологических
8
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,использовать
знания пофинансовой
грамотностив различных
жизненныхситуациях
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационнойбезопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность
оценивать
ситуацию
и
принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям
и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
процессов и явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и другим
источникам
географической информации качественные и количественные
показатели,
характеризующие
географические
объекты,
процессы и явления; определять и находить в комплексе
источников недостоверную и противоречивую географическую
информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для решения практикоориентированных задач;
- ПРб 7 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить,
отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях
знаний,постоянно повышать свой
образовательный икультурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из
своих возможностей;
10
- эмпатии,
включающей
способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения
с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать
конфликты;
ОК 04.
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
Эффективно
навыками
учебновзаимодействовать
и -овладение
работать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
команде
Овладение универсальными
коммуникативными действиями
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- ПРб 4. владеть географической терминологией и системой
базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
11
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным.
Овладение универсальными
регулятивнымидействиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людейпри анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
наошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
ОК 05.
В области эстетического воспитания:
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая
письменную
эстетику быта, научного и технического
коммуникацию
творчества, спорта, труда и общественных
на
отношений;
государственном языке - способность воспринимать различные виды
Российской Федерации
искусства, традиции и творчество своего и
сучетом
других народов, ощущать эмоциональное
особенносте воздействие искусства;
йсоциального
и - убежденность в значимости для личности и
культурного контекста
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
- ПРб 2.освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
ПРб 3.сформировать систему комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и процессов; проводить классификацию географических
12
ОК 06.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Овладение
универсальными
коммуникативнымидействиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать
невербальные
средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической культуры, способности ставить
цели и строить жизненныепланы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между социально-экономическими и геоэкологическими
процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы
на основеиспользования географических знаний;
- ПРб 1. понимать роль и место современной географической
науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
определять роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
- ПРб 7. владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить,
отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
13
принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
-
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- ПРб 8. сформировать умения применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
14
- идейная
убежденность,
готовность
к
служениюи защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
- ПРб 3.сформировать систему комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
15
в
чрезвычайных активное неприятие действий, приносящих
ситуациях
вредокружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
явлениями; между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и природноресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
- ПРб 7.владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных источников:
находить,
отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- ПРб 8.сформировать умения применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
16
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и
личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность
индивидуально
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- ПРб 9.сформировать умения применять географические
знания для оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику
важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических процессов; оценивать изученные социальноэкономические и
геоэкологические процессы и явления;
- ПРб 2 освоить
и
применить
знания о
размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения);
выбирать и использовать источники географической
информации
для определения положения и взаиморасположения объектов в
пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- ПРб 4 владеть географической терминологией и системой
базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- ПРб 7 владеть умениями географического анализа и
интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
17
- владеть навыками учебно-исследовательской географических объектов и явлений, отдельных территорий
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешенияпроблем;
- способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение
видами
деятельности
по
получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
мира
и России, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных источников
географической информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
- ПРб 8 сформировать умения применять географические
знания для объяснения разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности
проявления в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
18
ПК 1.1
-наличие мотивации к обучению и личностному - владеть умениями применять полученные знания при анализе
развитию;
социальной информации, полученной из источников разного
Осуществлять
В области ценности научного познания:
типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
подготовку
и
- сформированность
мировоззрения, государственных
обслуживание рабочего
современному
уровню органов, нормативные правовые акты, государственные
места для работы на соответствующего
развития науки и общественной практики, документы стратегического характера, публикации в
металлорежущих
станках
различного основанного на диалоге культур,
средствах массовой информации;
типа,
сверлильных, способствующего осознанию своего
- применять полученные знания при осуществлении учебного и
токарных, фрезерных , места в поликультурном мире;
технологического процесса
шлифовальных)
сформировать
систему
комплексных
социально
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, различать географические процессы и явления и распознавать
готовность
осуществлять
проектную
и их проявления в повседневной жизни ,в быту, производстве,
учебной деятельности; использовать знания об основных
исследовательскую
географических закономерностях для определения и сравнения
деятельность индивидуально и в группе;
свойств изученных географических объектов, явлений
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению
различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению
19
ПК 3.4.
Вести
технологический
процесс обработки и
доводки деталей и
инструментов
на
станках с ПУ в
соответствии
с
соблюдением
требований к качеству
в соответствии с
заданием
и
технической
документацией.
нового знания, его интерпретации, преобразованию
ирименению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных
проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
сред
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности
экологической направленности;
овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
производством
и
рациональным
использованием ресурсов, экологической стабильностью в
мировом пространстве
20
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной
работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т. ч.:
Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
*Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного
модуля)
в т. ч.:
теоретическое обучение
54
34
20
16
8
практические занятия
8
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) в виде
собеседования
2
21
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
2
Основное содержание
Введение
1.Введение. Источники географической информации. География как наука.
Ее роль и значение в системе наук. Источники географической информации
и методы работы с ними. Традиционные и новые методы географических
исследований. Географические карты различной тематики и их
практическое использование.
2.«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их
критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Современная
Теоретическое обучение
политическая
3.Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и
картамира
современные особенности. Субъекты политической карты мира.
4.Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования. Группировка стран по площади территории и численности
населения. Формыправления, типы государственного устройства и формы
государственного режима
5.Типология стран по уровню социально-экономического развития.
Условия
иособенности социально-экономического развития развитых и
развивающихся стран иих типы.
6.Понятие о политической географии. Влияние международных отношений
Объём Уровень Формируемые
освоени компетенции
часов/
я
уровень
освоени
я
3
5
4
2
2
ОК 01.
ОК 02.
2-3
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
38
6
4
на политическую карту мира. Региональные
22
Практическое занятие
7-8. № 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Содержание учебного материала
Наименование Содержание учебного материала (основное и профессиональноразделов и тем ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
Теоретическое обучение
Тема 1.2.
9.Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация
География
видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные,
мировых
биологические, агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов
природных
природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового
ресурсов
океана.
10.Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно- ресурсный
потенциал. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей
среды
11-12. № 2: « Определение оценки ресурсообеспеченности отдельных стран
(регионов) мира (по выбору)»
13-14. №3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной
экологической ситуацией»
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
География
Теоретическое обучение
населения
15. Современная демографическая ситуация.
мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы
и странымира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая
политика. Качествожизни населения. Территориальные различия в
средней продолжительности жизнинаселения,
обеспеченности чистой
питьевой водой,уровне заболеваемости,младенческой смертности и
грамотности населения. Индекс человеческого развития Современная
структура населения
16.Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и
религиозный состав населения мира. Социальная структура общества
2
6
Объём
часов
3
Формируемые
компетенции
2
2
2
2
3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ПК 1.1
ПК 3.4
6
2
2
ОК 01.
ОК 02.
23
Тема 1.4.
Мировое
хозяйство
17. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей
силы в различных странах мира. Особенности размещения населения в
регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и
направления.
18.Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и
странах мира «Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация.
Города- миллионеры,«сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие
19-20.№ 4: «Выявление особенностей населения в различных странах и
регионах мира(особенности демографической ситуации, расселения,
сравнительная оценка качества жизни населения, сравнительная оценка
культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
21. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая
экономика,
исторические
этапы
ее
развития.
Международное
географическое разделение труда. Международная специализация и
кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные
особенности.
22. Современные особенности развития мирового хозяйства. Социальноэкономические модели стран. Интернационализация производства и
глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные
показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
23-24.№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил»
*Профессионально- ориентированное содержание
2
2
2
3
20
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК 1.1
ПК 3.4
3
16
24
Теоретическое обучение
25. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира.
Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива.
Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. Альтернативные
источники энергии. Географические особенности развития мировой
электроэнергетики
26.Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной
металлургии мира.Металлургические базы
мира. Географические
особенности развития
цветной металлургии мира. Факторы размещения
предприятий цветной металлургии
27.Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения.
Развитиеотраслеймашиностроения в мире. Главные центры машиностроения
28.Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и
пассажирооборот транспорта. Географические особенности развития
различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские
торговые порты и аэропорты
29.Химическая промышленность.Лесная(лесоперерабатывающая), лёгкая
промышленность.
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой
промышленности
30.Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
растениеводства иживотноводства
2
2
2
2
2
2
ОК 04
ОК 06
ПК 1.1
ПК 3.4
25
31.География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами.
Факторы, формирующие международную хозяйственную специализацию
стран и регионов мира.
32.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских,
образовательных, туристских, деловых и информационных услуг.
Особенности современной торговли услугами
Практические занятия
33-34.№ 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов
мира»
35-36. № 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте
мира»
37-38. № 8: «Составление экономико-географической характеристики
профильной отрасли»
39-40. № 9: «Определение и обозначение стран- экспортеров основных видов
промышленнойи сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризма и
отдыха»
2
8
Раздел 2. Региональная характеристика мира
28
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Теоретическое обучение
41.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характеристика природно-ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт.
Туризм. Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности
развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития
транспорта и туризма в Европе.
6
2
2-3
3
2-3
26
42.*Развитие и размещение предприятий профильной/ машиностроение и
металлообработка/ отрасли в Европе
Тема 2.2.
Зарубежная Азия
43.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы.
44.Природно- ресурсныйпотенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
их территориальная структура
Практическое занятие
45-46. № 10: «Характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства европейской
страны»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
47.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
«Горячие точки» современной зарубежной Азии. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов
зарубежной Азии.
48.*Развитие и размещение предприятий профильной /машиностроение и
металлообработка/ отрасли в Азии
49.Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы.
50. Природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
хозяйства и их территориальная структура
2
2-3
2
3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ПК 3.4
ПК 1.1
6
4
2-3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ПК 1.1
ПК 3.4
27
Практическое занятие
51-52. № 11: « Проведение сравнительная характеристика особенностей
природы, населения и хозяйства стран Юго- Западной и Юго- Восточной
Азии»
Тема 2.3. Африка Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
53.Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно- ресурсного потенциала и особенности населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки.
Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость
материка и пути ее преодоления.
54.*Развитие и размещение предприятий профильной /машиностроение и
металлообработка/ отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Тема 2.4.
Америка
Теоретическое обучение
55. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства.
56.*Развитие и размещение предприятий профильной /машиностроение и
металлообработка/ отрасли в Северной Америке
57.США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Население
США. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы США.Канада.
Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады.
Ведущие отрасли хозяйства и
экономические районы Канады
2
2
2
2-3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ПК 3.4
6
4
2-3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
28
Наименование
разделов и тем
Тема 2.5.
Австралияи
Океания
Тема 2.6.
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при
наличии)
58.Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные
группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура.
*Развитие и
размещение предприятий профильной /машиностроение и металлообработка/
отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие
59-60.№12: «Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух
стран Северной и Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
61. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Особенности природно- ресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства
Австралии и Новой Зеландии.
62. *Развитие и размещение предприятий профильной /машиностроение и
металлообработка/отрасли в Австралии и Океании
Содержание учебного материала
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
2
3
2
2
2-3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ПК 3.4
6
29
Теоретическое обучение
6 3 . Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX —
XXI веков. Место России вмировом хозяйстве, ее участие в международной
торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей.
Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей
международной специализации РФ.
6 4 . *Развитие и размещение
предприятий профильной /машиностроение и металлообработка/отрасли в
России
Практические занятия
65-66. №13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в
международном географическом разделении труда»
67-68. №14: «Определение отраслевой и территориальной структуры
внешней торговли товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Теоретическое обучение
Классификация
69.Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
глобальных
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления
проблем.
глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности —
Глобальные
прогнозы,
естественно-научных и общественных.
Сырьевая,
энергетическая,
гипотезы и
демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо
проекты
приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления
отсталости развивающихся стран.
Россия в
современном
мире
2
2-3
4
3
2
2
2-3
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ПК 3.4
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ПК 1.1.
ПК 3.4
30
70.*Влияние
предприятий
профильной
/машиностроение
металлообработка/ отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
71-72.Дифференцированный зачет в форме собеседования
Всего
и
2
3
72
часа
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира
• Особенности современного воспроизводства мирового населения.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Языки народов мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Особенности современного экономико-географического положения России.
• Внешняя торговля товарами России.
31
• Глобальная проблема изменения климата.
Практико - ориентированные темы:
География электроэнергетики в Свердловской области, мире
Влияние различных отраслей промышленности/ металлообработка/ на глобальные экологические проблемы
Особенности и виды объектов электроэнергетики на Урале
Альтернативные источники энергии на территории России, мира
Развитие машиностроительного производства области на Урале; в России; в мире
Внешняя торговля товарами России.
Развитие международной торговли на Урале
Глобальная проблема изменения климата.
Отрасли международной хозяйственной специализации страны по выбору обучающегося.
Географический рисунок хозяйства США.
Современные международные миграции населения.
Влияние миграционных процессов на экономику России, регион
Влияние отраслей машиностроения и металлообработки на глобальные экологические проблемы
Основные виды промышленных объектов на Урале
Особенности развития сельского хозяйства по странам , регионам, местном уровне
32
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины « География» осуществляется в кабинете 306 а
« География».
Оборудование учебного кабинета:
- столов - 15
- посадочных мест –30
- стульев –30
- доска классная –1
- рабочее место преподавателя-1
Учебные наглядные пособия:
- Политическая карта мира
- Карты крупных стран и регионов мира
- Карта народов мира
- Отраслевые карты мира (транспорт, машиностроение, черная и цветная металлургия)
- Территориально- административная карта России
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии
- инструкции по пожарной безопасности
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионно-программным обеспечением
- экран проекционный
- проектор
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
1. Кузнецов Л. П. , Ким Э. В., География 10-11 класс, ООО « Дрофа», АО « Издание
Просвещение», 2020 г.
2. Лопатников Д.Л., География 10-11 класс, АО « Издание Просвещение», 2020 г.
3. Лопатников Д.Л., Экономическая и социальная география ( в 2-х частях) 10-11 класс,
ООО « ИОЦ Мнемозина», 2020г.
4. Максаковский В.П., География 10-11 класс, АО « Просвещение», АО « Издательство
Просвещения», 2020 г.
33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/
профессиональная
компетенция
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК 1.1
ПК 3.4
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ПК 1.1
ПК 3.4
Раздел/Тема
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Р.1 Тема 1.2, 1.4
Р.2 Тема 2.1, 2.2,2.3, 2.5
Р.3 Тема 3.1.
Тип оценочных мероприятий
тестирование
,кейс задания
географический диктант,
устный опрос,
фронтальный ,письменный
опрос,эссе, доклады, рефераты,
оценка составленных
презентацийпо темам раздела,
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных
карт, оценка самостоятельно
выполненных
заданий ,дифференцированный
зачетпроводится в форме
собеседования
Дифференцированный зачет в
форме собеседования
34
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»
1.
2.
3.
4.
Развитие отраслей мировой легкой промышленности
Развитие отраслей тяжелой промышленности
Анализ отраслей отдельных видов промышленности с использованием карт и атласов
Хозяйственная характеристика отдельных регионов и стран мира на выбор
преподавателя или студента
5.
Характеристика глобальных проблем человечества, пути выхода
6.
Роль России в мировом геопространстве
7.
Основные мировые экономические системы и организации
8.
Характеристика особенностей внешнеэкономических связей России
9.
Характеристика населения планеты
10. Анализ экономических и политических карт
11. Характеристика различных видов ресурсов с использованием карты
12. Характеристика политической карты
13. Миграционные процессы в прошлом и настоящем
14. Демографические процессы по регионам
15. Типы государств и их территориально-административное деление
Оценка индивидуальных достижений
Критерии оценки:
Учитывается:
- самостоятельность работы;
- логичность, доказательность, полнота ответа;
- правильность и осознанность материала;
- точность определения терминологии;
- владение умениями работы с картографическими изданиями.
Отметка «5»
- ответ полный, отражающий весь материал, правильно раскрыто содержание понятий,
приведены примеры, использование таблиц, схем, наличие собственной точки зрения, правильная
устная и письменная речь.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет изложенным выше требованиям. Ответ полный, правильный, но есть
неточности в изложении и понимании материала, легко исправляемые по дополнительным
вопросам.
Отметка «3»
- Ответ правильный, обучающийся, в целом, понимает материал, но не четко определяет
закономерности и понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательность изложения материала, ошибки при использовании карт и схем.
Отметка «2»
- ответ неправильный, не раскрывает содержание учебного материала, не даются ответы на
вспомогательные вопросы, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с
картографическими изданиями.
Отметка « 1»
- ответ отсутствует
35
Критерии оценки практической работы:
На «5»
работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности;
обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения
предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
На «4»
работа выполнена в полном объёме с небольшими нарушениями в необходимой
последовательности;
обучающиеся работали самостоятельно, с небольшой коррекцией со стороны преподавателя
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ
теоретические знания, практические умения и навыки;
работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
На «3»
Работа выполнена в неполном объёме с нарушением необходимой последовательности;
обучающиеся работали с привлечением помощи со стороны преподавателя: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые
для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки;
работа оформлена с помарками , нарушением фиксации результатов форме.
На «2»
Работа выполнена менее, чем на 74% объёме с грубым нарушением необходимой
последовательности;
обучающиеся работали несамостоятельно: не смогли подобрать необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, не показали необходимые для
проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки;
работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
На «1»
работа отсутствует
по 5- балльной системе.
Критерий оценки индивидуального проекта:
1.Четкость постановки проблемы, цели работы и задачи
2. Глубина анализа литературных данных, ссылки на источники, объем используемой литературы
3. Четкость изложения материала , полнота исследования
4. Оригинальность к подходам решения проблемы
5. Актуальность исследуемой темы
36
6. Практическая значимость работы
7. Логичность и обоснованность выводов, соответствие поставленным целям
8. Соблюдение нормоконтроля и требовамиям, предъявляемым к проектам
9. Наличие и качество представленной презентации
10. Наличие , актуальность проекта
11. Учет оценки руководителя проекта
12. Самооценка обучающегося( не учитывается)
максимум 55 баллов
Перевод балловой шкалы в традиционную:
50-55 баллов - оценка 5( отлично)
40-49 баллов - оценка 4( хорошо)
25-39 баллов - оценка 3( удовлетворительно)
меньше 25 баллов — оценка 2( неудовлетворительно)
37