43.02.15 ОУД.08 Биология

Настоящая рабочая программа разработана на основе:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Приказ Минпросвещения России от 16 декабря 2016 г. № 1565 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское
и кондитерское дело;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24
августа 2022 года N 762 (с изменениями на 20 декабря 2022 года) Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования";
− Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования";
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12
августа 2022 г № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г №413";
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г №371 "Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования";
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования;
−
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г.№ 858
«Об утверждение федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключённых
учебников» ( с изменениями и дополнениями № 347 от 21 мая 2024 г.)
−
Письмо Министерство просвещения Российской федерации от 14
июня 2024 г. №05 – 1971 « О направлении рекомендаций» ( вместе с «
Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах
2

освоения образовательной
образования» )

программы

среднего

профессионального

− Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»
№ 788-ПП 09.11.2016г;
− Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
− Положения о самостоятельной работе ГАПОУ
СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
− Положения
по планированию, организации и проведению
лабораторных, практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
− Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терешкина»

Разработчик:
Токалова Н.В.. преподаватель высшей кв. категории

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
«Биология ……………………………………………………………………….5
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
«Биология»……………………………………………………………………...16
3. Условия реализации программы образовательной
дисциплины…………………………………………………………………… 28
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины…………………………………………………………………… 30
5. Критерии оценки…………………….……………………………………...35

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины
«Биология» является
обязательной частью цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС 4 СПО по укрупнённой группе 43.00.00 Сервис и туризм,
утверждённого приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 №1565 « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело» (Зарегистрировано в Минюсте России
20.12.2016 № 44828)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл
Трудоемкость дисциплины «Биология» базовый уровень составляет 72
часа, из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное
содержание, усиливающее профильную составляющую по конкретной
профессии или специальности.
Программа реализуется в 1 семестре 1 курса.
1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Цели дисциплины:
Цель: формирование у обучающихся системы знаний о различных
уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе,
навыков по проведению биологических исследований с соблюдением
этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному
отношению к окружающей среде.
Задачи:
1) получить фундаментальные знания о биологических системах (Клетка,
организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных
представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
2) овладеть умениями логически мыслить, обосновать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; определить живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений;
3) развить познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений,
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
5

4) убедить в необходимости познания живой природы, необходимости
рационального природопользования, бережного отношения к природным
ресурсам и окружающей среде;
5) использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по
отношению к окружающей среде;
Знать:
1)
сформированность представлений о роли и месте биологии в
современной научной картине мира; понимание роли биологии в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2)
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции;
3)
владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем : описание,
измерения, проведение наблюдений, выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
Уметь:
1)
сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать биологические задачи;
2)
пользование биологической терминологией и символикой;
3)
сформированность
собственной
позиции
по
отношению
к
биологической информации, получаемой из разных источников к глобальным
экологическим проблемам и пути их решения.

6

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Биология» в соответствии с ФГОС СПО
и на основе ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе естественных наук, в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в познании законов
природы и решении жизненно важных социальноэтических, экономических, экологических проблем
человечества, а также в решении вопросов рационального
природопользования; в формировании ценностного
отношения к природе, человеку; функциональной
грамотности человека для решения жизненных проблем;
уметь владеть системой биологических знаний, которая
включает:
основополагающие биологические термины и понятия(
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация);
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
7

последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
8

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;

сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
сформированность
умений
критически
оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников
(средства массовой информации, научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии

9

использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать самоопределению;
и
работать
в -овладение
навыками
учебно-исследовательской,
коллективе
и проектной и социальной деятельности;
команде
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными

сформировать
умения
создавать
собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии;
уметь
выдвигать
гипотезы,
проверять
их
экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования, анализировать полученные результаты и
делать выводы;
-принимать участие в научно-исследовательской работе
по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе
школьных научных обществ и публично представлять
полученные результаты на ученических конференциях
разного уровня.

10

действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
ОК 07.
В области экологического воспитания:
Содействовать
- сформированность экологической культуры, понимание
сохранению
влияния
социально-экономических
процессов
на
окружающей
состояние природной и социальной среды, осознание
среды,
глобального характера экологических проблем;
ресурсосбережени
- планирование и осуществление действий в окружающей
ю, применять
среде на основе знания целей устойчивого развития
знания об
человечества;
изменении климата,
активное неприятие действий, приносящих вред
принципы
окружающей среде;
бережливого
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
производства,
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
эффективно
их;
действовать в
чрезвычайных
- расширение опыта деятельности экологической
ситуациях.
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

ПК 3.4.
Осуществлять

- владеть системой знаний об основных методах научного
познания, используемых в биологических исследованиях
живых объектов и экосистем (описание, измерение,
проведение наблюдений); способами выявления и оценки
антропогенных изменений в природе;
- уметь выявлять отличительные признаки живых систем,
в том числе грибов, растений, животных и человека;
приспособленность видов к среде обитания, абиотических
и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей
организмов в сообществах, антропогенных изменений в
экосистемах своей местности;
- уметь выделять существенные признаки биологических
процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и
превращения энергии, брожения, автотрофного и
гетеротрофного
типов
питания,
фотосинтеза
и
хемосинтеза, митоза, мейоза

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и приобретение опыта применения основных методов научного
познания, используемых в биологии: наблюдения и описания
самоопределению;
11

приготовление
творческое
оформление и
подготовку к
реализации
канапе,холодных
закусок сложного
ассортимента с
учётом
потребностей
различных
категорий
потребителей,
видов и форм
обслуживания

ПК 3.5.
Осуществлять
приготовление,

-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,

живых систем, процессов и явлений; организации и проведения
биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми величинами, объяснения
полученных результатов и формулирования выводов с
использованием научных понятий, теорий и законов

приобретение опыта применения основных методов научного
познания, используемых в биологии: наблюдения и описания
живых систем, процессов и явлений; организации и проведения
12

творческое
оформление и
подготовку к
реализации
холодных блюд из
рыбы, нерыбного
водного сырья
сложного
ассортимента с
учётом
потребностей
различных
категорий
потребителей,
видов и форм
обслуживания

ПК 3.6.
Осуществлять
приготовление,
творческое

проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и

биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми величинами, объяснения
полученных результатов и формулирования выводов с
использованием научных понятий, теорий и законов

сформированность умений критически оценивать информацию
биологического содержания, включающую псевдонаучные
знания из различных источников (средства массовой
информации,
научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
13

оформление и
подготовку к
реализации
холодных блюд из
мяса домашней
птицы ,дичи
сложного
ассортимента с
учётом
потребностей
различных
категорий
потребителей,
водов и форм
обслуживания

индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать
глобальные
экологические
проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные письменные
и устные сообщения на основе биологической информации из
нескольких источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии

14

ПК 5.1.
Организовывать
подготовку рабочих
мест,
оборудования,
сырья, материалов
для приготовление
хлебобулочных,
мучных
кондитерских
изделий
разнообразного
ассортимента в
соответствии с
инструкциями и
регламентациями

Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным

приобретение опыта применения основных методов научного
познания, используемых в биологии: наблюдения и описания
живых систем, процессов и явлений; организации и проведения
биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми величинами, объяснения
полученных результатов и формулирования выводов с
использованием научных понятий, теорий и законов

15

2 Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

72

52

40
7

2
контрольные работы
3

12
4
6
лабораторные занятия
консультации

2
2
6

16

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Биология»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая 1-3 Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками:
характеристик биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в
а жизни
формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой
материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав
клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн 4 – 6 Значение цитологии для развития биологии. Клеточная теория (Т. Шванн, М.
ая организация Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы
клеток
клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
7 Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении
лабораторных работ:
Лабораторная
1. Лабораторная работа Изучение строение клетки (растения, животные, грибы)
и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)
Подготовление микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление
различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов

Уровень
освоения
3

Объем Формируемые
часов компетенции
4
18
3
3

5
ОК 2

1

5
3
1

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

1
3

17

Тема 1.3.
Структурнофункциональн
ые факторы
наследственнос
ти

Тема 1.4.
Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Практические занятия:
8 Ознакомление с вирусными и бактериальными заболеваниями. Общие принципы
использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню
источников, рекомендованных преподавателем
Основное содержание
Теоретическое обучение:
9-10 Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор
клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный
набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и
функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация.
Генетический код и его свойства
Практические занятия:
11 Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в
норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
12-14
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны
метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и
анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
15-17 Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
18 Выполнение заданий по теме «Молекулярный уровень организации живого»

Контрольная
работа
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.
Основное содержание

1

3
2

ОК - 1
ОК - 2

1

1
2
3
3

ОК - 2

3
3

ОК - 2
ОК - 4

1

1

3

1
18
2

ОК - 2
18

Строение
организма

Тема 2.2.
Формы
размножения
организмов
Тема 2.3.
Онтогенез
растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономерност
и наследования

Тема 2.5.
Сцепленное
наследование
признаков

Теоретическое обучение:
19-20 Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в
многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе
жизнедеятельности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
21-22 Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды
бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных.
Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Теоретическое обучение:
23-25 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии.
Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и
человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез
растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
26-28 Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г.
Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
29 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
30--31 Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
32 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных

2

ОК - 4

2
2

ОК - 2

3
3

ОК - 2
ОК - 4

4
3

ОК - 2
ОК - 4

1

2

1

1
1
2

3
2

ОК - 1
ОК - 2

1
1
2
19

Тема 2.6.
Закономерност
и
изменчивости

признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
33-34 Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и
ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
(Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их
возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и
хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью.
Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практические занятия:
35 Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания

Контрольная
36 Выполнение заданий по теме «Строение и функции организма»
работа
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:
эволюционного 37-38
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон).
учения.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные
Микроэволюци положения.
я
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические
основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор –
направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции
Тема 3.2.
Макроэволюци
я.

Основное содержание
Теоретическое обучение:
39-40 Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н.

3
2
1

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

1
2
3

1
6
2
2

ОК - 2
ОК - 4

1

2
2
1

ОК - 2
ОК – 4
ПК-3.4
20

Северцов).
Пути
достижения
биологического
прогресса.
Сохранение
биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их
эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов.
Возникновение основных царств эукариот
Тема 3.3.
Основное содержание
Происхождение Теоретическое обучение:
человека –
41-42 Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека.
антропогенез
Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза.
Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Теоретическое обучение:
факторы и
43-44 Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
среды жизни
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха.
Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
45 Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида.
экосистемы
Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и
его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты
экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:
46 Составление трофических цепей. Основные показатели экосистемы. Биомасса и

ПК-3.5
ПК-3.6
ПК-5.1

Возникновение
и развитие
жизни на Земле

2
2

ОК - 2
ОК - 4

1

9
2
2
2

2
1
1

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

1
2
21

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды
энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и
энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и
энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
47 Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах
В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и
его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной
экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
48 Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного
воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу.
Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества.
Углубленно
изучаются
отходы,
связанные
с
определенной
профессией/специальностью
Практические занятия:
49 Практическое занятие Умение определять отходы производства
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического
занятия
Практическое занятие Умение определять отходы производства на основе
федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности
отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на
рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью

2
1

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

2
1

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.1

1

1

1
3
1

22

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

Основное содержание
Теоретическое обучение:
50 Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие
на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье.
Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторные занятия:
51 Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»
Овладение методами определения показателей умственной работоспособности,
объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов
2. Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и
высокие температуры)»
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким
температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов
(письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного
занятия
Использование в качестве триггеров снижающих работоспособность использовать
условия осуществления профессиональной деятельности: шум, температура,
физическая нагрузка и т.д.

Контрольная
52 Выполнение заданий по теме «Теоретические аспекты экологии»
работа
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание

2
1
1

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.1

1
3

3

1

8
4

ОК - 1
ОК - 2
23

Биотехнологии
в жизни
каждого

Теоретическое содержание:
53-54 Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика
биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа
биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
55-56 Представление результатов решения кейсов на анализ информации о научных
достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Развитие биотехнологий с использованием пищевых компонентов, применение
продуктов биотехнологии в жизни человека, поиск и анализ информации из
различных источников научная и учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности
Тема 5.2.1.
Основное содержание
Биотехнологии Практические занятия:
в
57-58 Ознакомление с развитием пищевой биотехнологии и ее применение в жизни
промышленнос человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебноти
научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по
группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Практические занятия:

2
1

ОК - 4
ПК -3.4
ПК-3.5
ПК-3.6
ПК-5.1

2
3

3

3

4
4
4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК -3.4
ПК-3.5
ПК-3.6
ПК-5.1

2
24

59-60 Ознакомление с этическими аспектами развития биотехнологий и применение
их в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная
и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и
другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических
систем (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Раздел 6. Биоэкологические исследования
Тема 6.1.
Основное содержание
Основные
Теоретическое содержание:
методы
61-62 Научный метод. Методы биоэкологических исследований: полевые,
биоэкологичес
лабораторные, экспериментальные. Мониторинг окружающей среды: локальный,
ких
региональный и глобальный. Методы поиска, анализа и обработки информации о
исследований
проекте в различных источниках.
Лабораторные занятия:
63-64 Постановление целей, задач, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента
по определению оптимальных условий для роста и физической активности
дрожжевых клеток. Выявление закономерностей, формулирование выводов и
прогнозов.
Лабораторные работы на выбор по мини группам:
1.
Влияние температуры на рост и физиологическую активность дрожжевых
клеток.
2. Влияние углеводов на рост и физиологическую активность дрожжевых клеток
3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на рост и физиологическую
активность дрожжевых клеток

3

Консультации
Промежуточна

2
3

65-66
67-68-69-70-71-72 экзамен

4
4
2
1

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК-3.4
ПК-3.5
ПК-3.6
ПК-5.1

3

2
6
25

я аттестация
по дисциплине
Всего:

72

Примерные темы рефератов (докладов), презентаций, индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
26

• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
• Этические проблемы трансплантологии медицины, клонирование и наследственность человека.
• Кратко охарактеризуйте особенности пищевых производств.
• Воздействие пищевой промышленности на природную окружающую среду.
• Природоохранная деятельность в сфере пищевой промышленности.
• Основные загрязнители окружающей среды, характерные для пищевой промышленности.
• Почему пищевая промышленность может быть инициатором возникновение эпидемий.
• Что такое биотехнология? Надежды и свершения.
• Как происходит адаптация организмов к условиям окружающей среды.

27

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Химия и Биология.
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции
«Развитие растительного мира», «Развитие животного мира» «Уровни
организации живой природы», «Экология Урала».
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по биологии;
- набор «Портреты ученых – биологов»;
- коллекции.
Разработки практических и лабораторных работ.
Разработки занятий для самостоятельной работы обучающихся.
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Рабочее место педагога:
стол, стул, доска, экран, держатели для таблиц, тумба для ТСО, пульт
управления, бактерицидная лампа
Рабочее место обучающегося:
стол – 15, стулья – 30.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Для студентов:
1.
2.
3.
4.

5.

Пасечник В.В. Каменский А.А. Рубцов А.М. Биология 10 кл., Биология
11 кл. АО «Издательство. Просвещение.»2023
Пасечник В.В .Биология Биологические системы и процессы 10 и 11 кл.
с углублённым изучением. ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА.»2022
Пасечник В.В .Биология 10 кл..11 кл. углублённый уровень «
Издательства. Просвещение» 2022
Половкова М.В. Носов А.В. Половкова Т.В. Экология. Индивидуальный
проект. Актуальная экология. 10 -11-кл. базовый уровень .АО «
.Издательство. Просвещение» 2022
Теремов А.В. Петросова А.А Биология. Биологические системы и
процессы. 10,11 кл ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА» 2022.
28

6.
7.

Швец И.И.
Добротина Н.А. Биосфера и человечество АО «
Издательство. Просвещение» 2022.
Хомутова И.В. Естественно- научные предметы. Экологическая
безопасность 2022

Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ,
от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от
27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию.
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
29

www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
обучения
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что
обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении
изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая
собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами
обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты
по дисциплине) и ФГОС СПО
Общая
Раздел/Тема
Тип оценочных
компетенция
мероприятий

ОК 02

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная
единица живого
Биология как наука.
Общая характеристика
жизни

Структурнофункциональная
организация клеток

Контрольная
работа
«Молекулярный
уровень
организации живого»
Заполнение
таблицы
с
описанием
методов
микроскопирования
с
их
достоинствами
и
недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад
ученых в развитие биологии»
Заполнение
сравнительной
таблицы сходства и различий
живого и не живого
Оцениваемая
дискуссия
по
вопросам лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их
строению
на
прои
эукариотических и по царствам
в мини группах
Выполнение
и
защита
лабораторных работ:
30

ОК 01
ОК 02

ОК 02

ОК 02
ОК 04

ОК 02
ОК 04

ОК 02

ОК 02
ОК 04

«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения
(крахмал,
каротиноиды,
хлоропласты,
хромопласты)»
Практическое
занятие.
Представление
устных
сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
СтруктурноФронтальный опрос
функциональные факторы Разработка глоссария
Решение задач на определение
наследственности
последовательности
нуклеотидов, аминокислот в
норме и в случае изменения
последовательности
нуклеотидов ДНК
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке

Фронтальный опрос
Заполнение
сравнительной
таблицы характеристик типов
обмена веществ
Жизненный цикл клетки. Обсуждение
по
вопросам
лекции
Митоз. Мейоз
Разработка ленты времени
жизненного цикла
Контрольная работа “Строение
Раздел 2. Строение и
и функции организма”
функции организма
Строение организма
Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем
органов организмов (растения,
животные, человек) с краткой
характеристикой их функций
Формы размножения
Фронтальный опрос
организмов
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами
форм размножения организмов
Онтогенез растений,
Разработка ленты времени с
характеристикой
этапов
животных и человека
31

ОК 02
ОК 04

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02
ОК 04

онтогенеза отдельной группой
животных и человека по
микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений
по
отделам
(моховидные,
хвощевидные,
папоротниковидные,
голосеменные,
покрытосеменные)
Закономерности
Разработка глоссария
наследования
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности
возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление
генотипических
схем скрещивания
Сцепленное наследование Тест
признаков
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности
возникновения
наследственных признаков при
сцепленном
наследовании,
составление
генотипических
схем скрещивания
Закономерности
изменчивости

Раздел 3. Теория
эволюции
ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

Тест.
Решение задач на определение
типа мутации при передаче
наследственных
признаков,
составление
генотипических
схем скрещивания
Контрольная
работа
“Теоретические
аспекты
эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка
ленты
времени
развития эволюционного учения
32

ОК 02
ОК 04
ПК 3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.1

Макроэволюция.
Оцениваемая
дискуссия:
аргументов,
Возникновение и развитие использование
биологической терминологии и
жизни на Земле
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка
ленты
времени
возникновения
и
развития
жизни на Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека – Фронтальный опрос
антропогенез
Разработка
ленты
времени
происхождения человека
Раздел 4. Экология

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и Тест
по
экологическим
среды жизни
факторам и средам жизни
организмов
Составление схем круговорота
Популяция, сообщества,
экосистемы
веществ, используя материалы
лекции
Решение
практикоориентированных
расчетных
заданий по переносу вещества и
энергии в экосистемах с
составление трофических цепей
и пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.1

Влияние социальноОцениваемая дискуссия
лабораторной
экологических факторов на Выполнение
работы на выбор:
здоровье человека
"Умственная
работоспособность",
"Влияние
абиотических
факторов на человека (низкие и
высокие температуры)"
33

Раздел 5. Биология в
жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
Выполнение кейса на анализ
информации
о
научных
достижениях
в
области
генетических
технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление
результатов
решения кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации
о
развитии
промышленной биотехнологий
(по группам), представление
результатов решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии в жизни
каждого

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Промышленная
биотехнология

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Социально-этические
аспекты биотехнологий

Выполнение кейса на анализ
информации
об
этических
аспектах
развития
биотехнологий (по группам),
представление
результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
ПК.5.1

Биотехнологии и
технические системы

Выполнение кейса на анализ
информации
о
развития
биотехнологий с применением
технических
систем
(по
группам),
представление
результатов решения кейсов

34

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНА
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов,
необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия
понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно, использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений
и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено
фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии.
35

Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная
ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько
существенных ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из
опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту
рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
36

4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее
чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально
важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений
были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью: или в отчёте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в
вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не
принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат
выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ
погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию
преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью,
не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении,
в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе
с веществами и оборудованием, которые не может 5. исправить даже по
требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу;
показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо
нарушал требования безопасности труда.
37

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 85-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 70-84% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 50-69% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-49% правильных ответов на вопросы.
Критерии оценивания исследовательской работы на защите (каждый
пункт оценивается по 5-ти бальной системе):
- Четкость постановки проблемы, цели работы и задач
- Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные
источники, объем использованной литературы
- Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы
- Оригинальность к подходам решения проблемы
- Актуальность исследуемой темы
- Практическая значимость работы
- Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным
целям
- Соблюдение нормоконтроля и требований, предъявляемых к проектам
- Наличие и качество представленной презентации
- Наличие, актуальность продукта проекта
- Учет оценки руководителя проекта
Перевод балловой системы в традиционную:
50-55 баллов – оценка «5» (отлично);
40-49 баллов – оценка «4» (хорошо);
25-39 баллов – оценка «3» (удовлетворительно);
Меньше 25 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно).

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».