1
Рабочая программа учебной дисциплины География разработана на основе:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N
1565 Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт
среднего
профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 года N 762 (с
изменениями на 20 декабря 2022 года) Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования";
4.Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
5.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г № 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г №413";
6.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г №371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
7.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования;
8.Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772 О
направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования»;
9.Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (с
изменениями и дополнениями № 347 от 21 мая 2024 г)
10.Письмо Минпросвещения России от 14.06.2024 N 05-1971 "О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования")
11.Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
12.Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
13.Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
14.Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
15.Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ
2
им. О.В.Терѐшкина»;
16.Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О. В. Терѐшкина
17.Положение об индивидуальном проекте
Разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина»
преподаватель Исмайлова О.В.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География»
......................................................................................................................................................... 5
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................................... 28
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .............................. 44
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ............... 45
4
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География»
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является обязательной частью
цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС 4 СПО по укрупненной группе
43.00.00 Сервиз и туризм по ОПОП СПО ПССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1565 Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело
1.1.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
СПО.
Изучается в первом семестре 2 курса
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели дисциплины
Изучение общеобразовательной дисциплины «Географии» направлено на
достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценкиважнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
5
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловыхи образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.
Программа предусматривает формирование умений: работать с источниками
географической информации, применять географические знания для решения различных
учебных и бытовых задач. Умения, формируемые в курсе изучения географии, вносят
вклад в развитие общеключевых компетенций.
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание
уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной
среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
современного развития экономики.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Результаты освоения учебной дисциплины
Требования к освоению дисциплины
Освоение содержания учебной
студентами следующих результатов:
дисциплины
«География»
обеспечивает
достижение
• личностных:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
в
соответствии
с
6
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
7
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
Дисциплинарные
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает
участие современная географическая наука,
на региональном уровне, в разных странах,
в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения); выбирать и использовать
источники географической информации для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб
3.
Сформировать
системы
8
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
Дисциплинарные
комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения
и
сравнения
свойств
изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
знаний;
ПРб
4.
Владеть
географической
9
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной
деятельности
Планируемые результаты
Общие
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования
познавательной и социальной практике
в
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
Дисциплинарные
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических
проблем:
описывать
географические
аспекты проблем взаимодействия природы
и
общества;
приводить
примеры
взаимосвязи
глобальных
проблем;
приводить примеры возможных путей
решения глобальных проблем
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения); выбирать и использовать
источники географической информации для
определения
положения
и
10
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
Дисциплинарные
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи
проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и
11
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
Дисциплинарные
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять
и
анализировать
географические карты различной тематики
и другие источники географической
информации
для
выявления
закономерностей
социальноэкономических,
природных
и
экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим
картам разного содержания и другим
источникам географической информации
качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления; определять и находить
в комплексе источников недостоверную и
противоречивую
географическую
информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач
12
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и
финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Планируемые результаты
Общие
Дисциплинарные
В
области
духовно-нравственного ПРб 7. Владеть умениями географического
воспитания:
анализа и интерпретации информации из
сформированность
нравственного различных источников: находить, отбирать,
сознания, этического поведения;
систематизировать
информацию,
- способность оценивать ситуацию и необходимую для изучения географических
принимать
осознанные
решения, объектов и явлений, отдельных территорий
ориентируясь на морально-нравственные мира и России, их обеспеченности
нормы и ценности;
природными и человеческими ресурсами,
- осознание личного вклада в построение хозяйственного потенциала, экологических
устойчивого будущего;
проблем; представлять в различных формах
- ответственное отношение к своим (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
родителям и (или) другим членам семьи, карты)
географическую
информацию;
созданию семьи на основе осознанного формулировать выводы и заключения на
принятия ценностей семейной жизни в основе
анализа
и
интерпретации
соответствии с традициями народов России; информации из различных источников
Овладение универсальными регулятивными географической информации; критически
действиями:
оценивать
и
интерпретировать
а) самоорганизация:
информацию, получаемую из различных
самостоятельно
осуществлять источников;
использовать
различные
познавательную деятельность, выявлять источники географической информации для
проблемы, ставить и формулировать решения учебных и (или) практикособственные задачи в образовательной ориентированных задач
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
13
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
Дисциплинарные
14
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
Дисциплинарные
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
15
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста
Планируемые результаты
Общие
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности
и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
Дисциплинарные
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации
и
проблема
народонаселения); выбирать и использовать
источники географической информации для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
16
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
Дисциплинарные
объектов в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения
и
сравнения
свойств
изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
17
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
Дисциплинарные
знаний
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрегиональных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших
проблем
человечества:
приводить примеры проявления глобальных
проблем, в решении которых принимает
участие современная географическая наука,
на региональном уровне, в разных странах,
в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
18
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами
в
соответствии
с
их
функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
Дисциплинарные
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
19
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ОК
07.
Содействовать
сохранению В области экологического воспитания:
окружающей среды, ресурсосбережению, сформированность
экологической
применять знания об изменении климата, культуры, понимание влияния социально-
Дисциплинарные
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях
20
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
принципы
бережливого
производства, экономических процессов на состояние
эффективно действовать в чрезвычайных природной и социальной среды, осознание
ситуациях
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Дисциплинарные
развития природы, размещения населения и
хозяйства:
различать
географические
процессы и явления и распознавать их
проявления
в
повседневной
жизни;
использовать
знания
об
основных
географических
закономерностях
для
определения
и
сравнения
свойств
изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию географических объектов,
процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими
и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
21
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
Дисциплинарные
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
22
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
Дисциплинарные
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические
факторы,
определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и
геоэкологических процессов; оценивать
изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления
ОК 09. Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и ПРб 2. Освоить и применить знания о
документацией на государственном и личностному развитию;
размещении основных географических
иностранном языках
В области ценности научного познания:
объектов и территориальной организации
сформированность
мировоззрения, природы и общества (понятия и концепции
соответствующего современному уровню устойчивого развития, зеленой энергетики,
23
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
Дисциплинарные
глобализации
и
проблема
народонаселения); выбирать и использовать
источники географической информации для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические понятия для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
24
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
Дисциплинарные
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе
анализа
и
интерпретации
информации из различных источников
географической информации; критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические
и
геоэкологические
процессы
и
явления;
объяснять
географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления
в них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
25
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
ПК 1.1
Организовывать подготовку рабочего места,
оборудования
сырья,
материалов
для
приготовления
полуфабрикатов
с
инструкциями и регламентом
-овладевать
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
-выполнять
требования охраны труда,
пожарной безопасности и производственной
санитарии
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
ПК 6.2
Осуществлять
текущее
планирование,
координацию деятельности подчиненного
персонала с учетом взаимодействия с
другими подразделениями
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
Дисциплинарные
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
-уметь
организовывать
и
проводить
подготовку рабочего места к проведению
практических работ и расчетных заданий по
географии
- знать алгоритм выполнения экономикогеографической характеристики страны,
региона;
-понимать
важность
значимости
сохранности учебного, технологического
оборудования,
производственного
инвентаря, инструментов, приборов в
соответствии
с
инструкциями
и
регламентами;
- ценивать их качество и соответствие
технологическим требованиям;
-знать основные перспективы развития
пищевой отрасли в России и мире;
-применять методы планирования, контроля
и оценки качества выполняемых работ в
учебной и производственной деятельности
26
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
ситуаций
Дисциплинарные
конфликтных
и
смягчать -уметь
планировать,
организовывать,
конфликты;
контролировать и оценивать деятельность
понимать и использовать преимущества участников малых групп при выполнении
командной и индивидуальной работы;
практических работ по географии
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
27
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
72
Основное содержание
46
в т. ч.:
теоретическое обучение
38
практические занятия
8
*Профессионально
ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
24
в т. ч.:
теоретическое обучение
4
практические занятия
20
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) в виде
собеседования
2
28
2.2. Тематический план и содержание дисциплины География
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Объём
часов
Уровень
освоения
3
4
Формируемы
е
компетенции
5
Основное содержание
Раздел 1. География как наука
3
Тема 1.1.
Традиционные и новые
методы в географии.
3
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Географические
прогнозы.
1.Традиционные и новые методы исследований в географических
науках, их использование в разных сферах человеческой
деятельности.
Современные
направления
географических
Географическая
исследований.
Источники
географической
информации,
культура
геоинформационные системы. Географические прогнозы как
результат географических исследований.
2-3. Элементы географической культуры: географическая картина
мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость
для представителей разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Географическая среда.
Естественный и
антропогенный
ландшафты
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
4.Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие
и изменяющие. Адаптация человека к различным природным
условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и
окружающая среда
3
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
11
3
2
2,3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
29
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
5.Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема
сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
Объём
часов
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
ОК 07
1
6.№ 1. Классификация ландшафтов с использованием
источников географической информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
3
Проблемы
взаимодействия
человека и природы
Теоретическое обучение
7-8.Опасные природные явления, климатические изменения,
повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей
среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого
развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в
их достижении. Особо охраняемые природные территории как
один из объектов целей устойчивого развития. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия
3
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
9. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями и (или) глобальными
изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана,
выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования)
Тема 2.3.
Природные
ресурсы и их виды
Содержание учебного материала
5
Теоретическое обучение
10-11.Особенности размещения природных ресурсов мира.
Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том
числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных
4
2,3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
30
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
Объём
профессионально-ориентированное), лабораторные и
часов
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами:
нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными
ископаемыми. Земельные ресурсы.
12-13.Обеспеченность
человечества
пресной
водой.
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования.
География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение, его
причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни
человечества и перспективы их использования. Агроклиматические
ресурсы. Рекреационные ресурсы
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
ОК 06
ОК 07
Практические занятия
1
14.№ 2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными
видами природных ресурсов
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1.
Политическая
география и
геополитика.
Классификация и
типология стран мира
4
Содержание учебного материала
4
Теоретическое обучение
15-16.Теоретические основы геополитики как науки. Политическая
география и геополитика. Политическая карта мира и изменения,
на
ней
происходящие.
Новая
многополярная
модель
политического
мироустройства,
очаги
геополитических
конфликтов.
17.Политико- географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
18. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы
правления государств мира, унитарное и федеративное
4
2
ОК 02
ОК 04
ОК 09
31
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
государственное устройство
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность
и воспроизводство
населения.
Состав и структура
населения
Объём
часов
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
6
Содержание учебного материала
4
Теоретическое обучение
19.Численность населения мира и динамика её изменения. Теория
демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы
и особенности в странах с различным уровнем социальноэкономического
развития
(демографический
взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая
политика и её направления в странах различных типов
воспроизводства населения.
20. Возрастной и половой состав населения мира. Структура
занятости населения в странах с различным уровнем социальноэкономического развития. Этнический состав населения. Крупные
народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения.
Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация.
География культуры в системе географических наук. Современные
цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и
цивилизации Востока
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 09
21. Темпы роста населения крупных по численности населения
стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по
выбору обучающихся).
22.Особенности демографической политики в странах с
32
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
различным типом воспроизводства населения
Объём
часов
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
2
Размещение населения.
Теоретическое обучение
23. Географические особенности размещения населения и
факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы
высокой и низкой плотности населения. Миграции населения:
причины, основные типы и направления. Расселение населения:
типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах
различных социально- экономических типов. Городские
агломерации и мегалополисы и мира.
24. Качество жизни населения как совокупность экономических,
социальных, культурных, экологических условий жизни людей.
Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс
человеческого развития как интегральный показатель сравнения
качества жизни населения различных стран и регионов мира
2
Качество жизни
населения
2
Раздел 5. Мировое хозяйство
10
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
2
Состав и структура
мирового хозяйства.
Теоретическое обучение
25.Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы
развития мирового хозяйства.
Факторы размещения производства и их влияние на современное
развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и
Международное
географическое
Уровень
освоения
2,3
1
Формируемы
е
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
33
Наименование
разделов и тем
разделение труда
Тема 5.2.
Международная
экономическая
интеграция
Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
функциональная структура мирового хозяйства. Международное
географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в её
формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Роль и место России в международном географическом
разделении труда
Практическое занятие
26.№
3.
Сравнение
структуры
экономики
индустриальных и постиндустриальных стран
Содержание учебного материала
аграрных,
27.Международная экономическая интеграция. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные интеграционные
группировки. Глобализация мировой экономики и её влияние на
хозяйство стран разных социально- экономических типов.
Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой
экономике
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
28.Географические особенности размещения основных видов
сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и
добыче нефти, природного газа и угля. Топливно-энергетический
комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход».
География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны- производители, экспортёры и импортёры нефти,
природного газа и угля. Организация стран- экспортёров нефти.
Объём
часов
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
1
1
1
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
7
6
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
2,3
34
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
Объём
профессионально-ориентированное), лабораторные и
часов
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её
географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
29.Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства
электроэнергии и её географические особенности. Быстрый рост
производства электроэнергии с использованием возобновляемых
источников
энергии.
Страны-лидеры
по
развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую
среду топливной промышленности и различных типов
электростанций, включая возобновляемые источники энергии.
Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
30.Металлургия мира. Географические особенности сырьевой
базы чёрной и цветной металлургии. Ведущие страныпроизводители и экспортёры стали, меди и алюминия.
Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии
на окружающую среду. Место России в мировом производстве и
экспорте чёрных и цветных металлов
31.Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страныпроизводители и экспортёры продукции автомобилестроения,
авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс
мира. Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных
удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие
страны-производители древесины и продукции целлюлознобумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
35
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
32.Сельское
хозяйство.
Географические
различия
в
обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира,
его структура. Современные тенденции развития отрасли.
Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие
экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных
экспортёров зерновых культур. Животноводство. Ведущие
экспортёры
и
импортёры
продукции
животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на
окружающую среду
33.Сфера нематериального производства. Мировой транспорт.
Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные
международные магистрали и транспортные узлы. Мировая
система научно-иследовательских и опытно-конструкторских
работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География
международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия
Объём
часов
34.№ 4. Определение направления грузопотоков продовольствия
на основе анализа статистических материалов и создание карты
«Основные экспортёры и импортёры продовольствия»
1
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
10
3
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
2,3
ОК 01
36
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
Объём
профессионально-ориентированное), лабораторные и
часов
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
35.Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы
мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка,
Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания. Зарубежная
1
Европа: состав (субрегионы Западная Европа, Северная Европа,
Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
2
36-37.№ 5. Сравнение по уровню социально-экономического
развития стран различных субрегионов Зарубежной Европы с
использованием источников географической информации (по
выбору)
Тема 6.2. Зарубежная Содержание учебного материала
2
Азия
Теоретическое обучение
1
38.Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия,
Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная
Азия), общая экономико-географическая характеристика. Общие
черты и особенности
экономико-географического положения, природно- ресурсного
капитала, населения, хозяйства стран Зарубежной Азии,
современные проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана,
Японии). Современные экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны
Центральной Азии)
Уровень
освоения
2,3
Формируемы
е
компетенции
ОК 02
ОК 03
ОК 01
ОК 02
ОК 03
37
Наименование
разделов и тем
Тема 6.3.
Америка
Тема 6.4.
Африка
Австралия и Океания
Содержание учебного материала (основное и
Объём
профессионально-ориентированное), лабораторные и
часов
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Практическое занятие
39.№6.
Сравнение
международной
промышленной
и
1
сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на
основании анализа данных об экспорте основных видов продукции
Содержание учебного материала
1
Теоретическое обучение
40.Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская
1
Америка), общие черты и особенности природно- ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности
экономико-географического положения природно- ресурсного
капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы (на примере США, Канады,
Мексики, Бразилии)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
41.Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная
Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная
Африка), общая экономико- географическая характеристика.
Особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в
экономике Африки. Экономические и социальные проблемы
региона. Особенности экономико-географического положения,
природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства стран
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
38
Наименование
разделов и тем
Тема 6.5.
Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира
Содержание учебного материала (основное и
Объём
профессионально-ориентированное), лабораторные и
часов
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
2
42.Австралия
и
Океания:
особенности
географического
положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения
населения и развития хозяйства. Экономико-географическое
положение,
природноресурсный
капитал.
Отрасли
международной специализации. Географическая и товарная
структура экспорта Океании: особенности природных ресурсов,
населения и хозяйства. Место в международном географическом
разделении труда
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
43. Роль и место России в мировой политике, экономике,
человеческом потенциале. Особенности интеграции России в
мировое сообщество. Географические аспекты
решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития
России. География отраслей международной специализации РФ.
Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
России
Практическое занятие
44.№ 7. Изменение направления международных экономических
связей России в новых геоэкономических и геополитических
условиях
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
2
1
2,3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
1
2
ОК 01
39
Наименование
разделов и тем
Тема 7.1. Глобальные
проблемы
человечества
Содержание учебного материала (основное и
Объём
профессионально-ориентированное), лабораторные и
часов
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Содержание учебного материала
2
Теоретическое обучение
45.Группы глобальных проблем: геополитические, экологические,
демографические.
Геополитические
проблемы:
проблема
сохранения мира на планете и причины роста глобальной и
региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне
2
социально-экономического развития между развитыми и
развивающимися странами и причина её возникновения.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
46.Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные
с усилением воздействия человека на природу и влиянием
природы на человека и его экономику. Проблема глобальных
климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы,
проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества,
проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового
океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы
народонаселения: демографическая, продовольственная, роста
городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь глобальных
геополитических,
экологических
проблем
и
проблем
народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством и отдельными
странами некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие
России в решении глобальных проблем
Уровень
освоения
2
Формируемы
е
компетенции
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
40
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
Практико-ориентированное содержание (прикладной модуль)
Раздел 8. Географический практикум
24
Тема 8.1.
Методы исследований
в экономической и
социальной географии
4
Теоретическое обучение.
47.Методы исследований в экономической и социальной
географии:
Страноведческая характеристика.
48-49.Методика оценки в социально-экономической географии:
Методы оценки экономико– географического положения района
как фактора социально-экономического развития территории
(отношение к ближним и дальним соседям, транспортным путям,
источникам сырья и энергии, потребителям продукции); методы
оценки природно-ресурсного потенциала района, социологические
методы исследований, историко-географические методы в
социально-экономической географии, методы паспортизации
объектов инфраструктуры, методы составления баз данных
экономических объектов, методы изучения географии населения и
расселения (размещение населения территории района, факторы,
влияющие на изменение численности населения, состав населения,
геодемографическая обстановка, занятость и безработица
населения); методы изучения туристических ресурсов территории.
50.Методы проектирования в выбранной отрасли (согласно
выбранной
профессии).
Особенности
выстраивания
производственной цепочки. Принципы размещения предприятия
2,3
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 6.2
41
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
отрасли (согласно выбранной профессии)
Объём
часов
Практические занятия
Проведение исследований с помощью изучаемых методов
исследования,
подготовка
на
их
основе
рефератов,
индивидуального проекта с использованием информационных
технологий и др.
51-52.№1. Применение атласа как источника информации по
выбранной территории
53-54.№ 2. Проведение страноведческой характеристики
20
55-56.№ 3.Проведение комплексной оценки природно-ресурсного
потенциала территории
57-58.5№ 4. Оценивание экономико-географического положения
территории как фактора социально-экономического развития
территории
59-60.№5 Применение методики экономико-географического
районирования территории
61-62.№6 Проведение характеристики транспортной системы
территории
63-64.№7. Проведение историко-географического исследования
территории
65-66.№8. Изучение промышленного предприятия города или
района (по выбору)
67-68.№9. Составления базы данных ресурсов территории
2
69-70.№10.Выявление особенностей качества жизни населения в
различных регионах России
2
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
2
2
2
2
2
2
2
2
42
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и
профессионально-ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
71-72.Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)в виде собеседования
Всего
Объём
часов
Уровень
освоения
Формируемы
е
компетенции
2
72
43
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
Реализация программы учебной дисциплины « География» осуществляется в
кабинете 306 а « География».
Оборудование учебного кабинета:
- столов - 15
- посадочных мест –30
- стульев –30
- доска классная –1
- рабочее место преподавателя-1
Учебные наглядные пособия:
- Политическая карта мира
- Карты крупных стран и регионов мира
- Карта народов мира
- Отраслевые карты мира (транспорт, машиностроение, черная и цветная
металлургия)
- Территориально- административная карта России
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии
- инструкции по пожарной безопасности
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионно-программным обеспечением
- экран проекционный
- проектор
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
1. Кузнецов Л. П. , Ким Э. В., География 10-11 класс, ООО « Дрофа», АО « Издание
Просвещение», 2020 г.
2. Лопатников Д. Л., География 10-11 класс, АО « Издание Просвещение», 2020 г.
3. Лопатников Д. Л., Экономическая и социальная география ( в 2-х частях) 10-11 класс,
ООО « ИОЦ Мнемозина», 2020г.
4. Максаковский В.П., География 10-11 класс, АО « Просвещение», АО « Издательство
Просвещения», 2020 г.
44
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных
компетенция
мероприятий
ОК 01.
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 8.1
ОК 02.
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тестирование
Тема 4.1, 4.2
Географический диктант
Тема 5.1– 5.3
устный опрос
Тема 6.1- 6.5
фронтальный письменный
Тема 7.1
опрос
Тема 8.1
эссе, доклады, рефераты
ОК 03.
Тема 1.1
оценка
составленных
Тема 2.1- 2.3
презентаций по темам
Тема 5.1– 5.3
раздела
Тема 6.1- 6.5
оценка работы с картами
Тема 7.1
атласа мира
Тема 8.1
практических работ
ОК 04.
Тема 3.1
оценка
самостоятельно
Тема 5.1– 5.3
выполненных заданий
Тема 7.1
дифференцированный
Тема 8.1
зачет проводится в форме
ОК 05.
Тема 1.1
собеседования
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
Тема 8.1
ОК 06.
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1
Тема 8.1
ОК 07.
Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
45
ОК 09.
ПК 1.1 Организовывать
подготовку
рабочего
места,
оборудования
сырья, материалов для
приготовления
полуфабрикатов
с
инструкциями
и
регламентом
ПК 6.2
Осуществлять
текущее
планирование, координацию
деятельности
подчиненного персонала с
учетом взаимодействия с
другими подразделениями
Тема 8.1
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 8.1
Профессионально
ориентированное
содержание
Тема 8.1
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
Новейшие изменения политической карты мира
Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и
странам мира
Типы природопользования в различных регионах и странах мира
Особенности современного воспроизводства мирового населения.
Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
Языки народов мира.
Современные международные миграции населения.
Особенности урбанизации в развивающихся странах.
Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного живот
новодства.
Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства
Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень
урбанизации в странах Африки.
46
Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
Географический рисунок хозяйства США.
Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
Особенности современного экономико-географического положения России.
Внешняя торговля товарами России.
Глобальная проблема изменения климата.
Практико - ориентированные темы:
География электроэнергетики в Свердловской области, мире
Влияние различных отраслей промышленности/ металлообработка/ на глобальные
экологические проблемы
Особенности и виды объектов электроэнергетики на Урале
Альтернативные источники энергии на территории России, мира
Развитие сельского -хозяйственного производства, пищевой промышленности на Урале; в
России , в мире
Внешняя торговля товарами России.
Развитие международной торговли на Урале
Глобальная проблема изменения климата.
Отрасли международной хозяйственной специализации страны по выбору обучающегося.
Географический рисунок хозяйства США.
Современные международные миграции населения.
Влияние миграционных процессов на экономику России, регион
Влияние отраслей пищевой и легкой на глобальные экологические проблемы
Основные виды промышленных объектов на Урале
Особенности развития сельского хозяйства по странам , регионам, местном уровне
Традиции, обычаи, кухня народов мира
Особенности развития предприятий общественного питания в нашем регионе
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»
Развитие отраслей мировой легкой промышленности
Развитие отраслей тяжелой промышленности
Анализ отраслей отдельных видов промышленности с использованием карт и
атласов
4.
Хозяйственная характеристика отдельных регионов и стран мира на выбор
преподавателя или студента
5.
Характеристика глобальных проблем человечества, пути выхода
6.
Роль России в мировом геопространстве
7.
Основные мировые экономические системы и организации
8.
Характеристика особенностей внешнеэкономических связей России
9.
Характеристика населения планеты
10. Анализ экономических и политических карт
11. Характеристика различных видов ресурсов с использованием карты
1.
2.
3.
47
12.
13.
14.
15.
Характеристика политической карты
Миграционные процессы в прошлом и настоящем
Демографические процессы по регионам
Типы государств и их территориально-административное деление
Критерий оценки дифференцированного зачета
«5»( отлично) - Выполнены все условия, предусмотренные заданием. Обучающийся
свободно оперирует приобретенными теоретическими знаниями, применяет их. При этом
могут быть допущены некоторые неточности.
« 4»( хорошо) - Выполнены все условия, предусмотренные заданием. В то же время
при ответе допускаются незначительные ошибки, не влияющие на общий ход ответа.
«3»( удовлетворительно) - Выполнены все условия, предусмотренные заданием.
Показаны неглубокие знания, в формулировании ответа могут содержаться ошибки. Для
получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы.
«2»( неудовлетворительно) - Не выполнены все условия, предусмотренные заданием,
допускаются грубые ошибки, проявляется отсутствие знаний по ряду показателей.
Оценка индивидуальных достижений
Критерии оценки:
Учитывается:
- самостоятельность работы;
- логичность, доказательность, полнота ответа;
- правильность и осознанность материала;
- точность определения терминологии;
- владение умениями работы с картографическими изданиями.
Отметка «5»
- ответ полный, отражающий весь материал, правильно раскрыто содержание понятий,
приведены примеры, использование таблиц, схем, наличие собственной точки зрения,
правильная устная и письменная речь.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет изложенным выше требованиям. Ответ полный, правильный, но
есть неточности в изложении и понимании материала, легко исправляемые по
дополнительным вопросам.
Отметка «3»
48
- Ответ правильный, обучающийся, в целом, понимает материал, но не четко определяет
закономерности и понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательность изложения материала, ошибки при использовании карт и схем.
Отметка «2»
- ответ неправильный, не раскрывает содержание учебного материала, не даются ответы
на вспомогательные вопросы, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать
с картографическими изданиями.
Отметка « 1»
- ответ отсутствует
Критерии оценки практической работы:
На «5»
работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности;
обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для
проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки;
работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
На «4»
работа выполнена в полном объёме с небольшими нарушениями
последовательности;
в необходимой
обучающиеся работали самостоятельно, с небольшой коррекцией со стороны
преподавателя самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых
работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и
самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
На «3»
Работа выполнена в неполном объёме с нарушением необходимой последовательности;
обучающиеся работали с привлечением помощи со стороны преподавателя: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические
знания, практические умения и навыки;
работа оформлена с помарками , нарушением фиксации результатов форме.
На «2»
Работа выполнена менее, чем на 74% объёме с грубым нарушением необходимой
последовательности;
49
обучающиеся работали несамостоятельно: не смогли подобрать необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, не показали необходимые для
проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки;
работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
На «1»
работа отсутствует
Критерий оценки индивидуального проекта:
по 5- балльной системе.
1.Четкость постановки проблемы, цели работы и задачи
2. Глубина анализа литературных данных, ссылки на источники, объем используемой
литературы
3. Четкость изложения материала , полнота исследования
4. Оригинальность к подходам решения проблемы
5. Актуальность исследуемой темы
6. Практическая значимость работы
7. Логичность и обоснованность выводов, соответствие поставленным целям
8. Соблюдение нормоконтроля и требованиями, предъявляемым к проектам
9. Наличие и качество представленной презентации
10. Наличие , актуальность проекта
11. Учет оценки руководителя проекта
12. Самооценка обучающегося( не учитывается)
максимум 55 баллов
Перевод балловой шкалы в традиционную:
50-55 баллов - оценка 5( отлично)
40-49 баллов - оценка 4( хорошо)
25-39 баллов - оценка 3( удовлетворительно)
меньше 25 баллов — оценка 2( неудовлетворительно)
50