15.02.16 ОУД.07 Химия

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Минпросвещения России от 14 июня 2022 г. № 444 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 15.02.16 Технология машиностроения»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 года N 762 (с
изменениями на 20 декабря 2022 года) Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования";

 Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г № 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г №413";
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г №371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования";
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования;
-

_









Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г.№ 858 «Об утверждение
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников» ( с
изменениями и дополнениями № 347 от 21 мая 2024 г.)
Письмо Министерство просвещения Российской федерации от 14 июня 2024 г. №05 – 1971
« О направлении рекомендаций» ( вместе с « Рекомендациями по реализации среднего общего
образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального
образования» )
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» № 788-ПП 09.11.2016г;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических работ
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Положения об организации проведения ГИА студентов
в ГАПОУ
СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О. В. Терёшкина».

Разработчик:
ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина»
Преподаватель высшей категории Токалова Н.В.

2

Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Химия»…………………………………………………………………………...……. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ……………………... 20
3. Условие и реализации программы общеобразовательной дисциплины ………….…29
4. Контроль
и
оценка
результатов
освоение
общеобразовательной
дисциплины ………………………………......…………………………………… ….. 38

3

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Химия»
1.1.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС 5 СПО
по укрупненной группе 15.00.00 Машиностроение по ОПОП СПО ПССЗ по специальности
15.02.16 Технология машиностроения, утвержденного приказом Минпросвещения России
от 14.06.2022 № 444 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта
СПО
по
специальности
15.02.16
Технология
машиностроения»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 №69122).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Программа реализуется во 1 семестре 1 курса.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.3.1. Цели и задачи дисциплины
Формирование у студентов химической составляющей естественно-научной картины
мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях,
ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических
экспериментов,
3) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и
химических природных, бытовых и производственных процессов;
4) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий
для развития социальной и производственной сфер.
Знать:
З1 сформированность представлений о месте химии в современной научной картине
мира, понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач.
З2 сформированной собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
Уметь:
У1 владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, пользование химической терминологией и символикой.
У2 владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдение, описание, эксперимент, умение обрабатывать, объяснять результат, делать
выводы, применять методы познания при решении задач.

4

У 3 сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты
по химическим формулам и расчётам.
У4 владение правилами безопасности при использовании химических веществ.
1.3.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
личностные результаты:

5

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем

- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом,
электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность,
степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса,
молярный объем, углеродный скелет, функциональная
группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд,
гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие
соединения, биологически активные вещества (углеводы,
жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено,
высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка,
типы
химических
реакций
(окислительновосстановительные, экзо- и эндотермические, реакции
ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая
диссоциация,
окислитель,
восстановитель, скорость химической реакции, химическое
равновесие), теории и законы (теория химического строения
органических
веществ
А.М.
Бутлерова,
теория
электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы), закономерности,
символический язык химии, фактологические сведения о
свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту
и практической деятельности человека;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь
6

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

изученных понятий, применять соответствующие понятия
при описании строения и свойств неорганических и
органических веществ и их превращений; выявлять
взаимосвязь химических знаний с понятиями и
представлениями других естественнонаучных предметов;
- уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии
и тривиальные названия важнейших веществ (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная
известь, негашеная известь, питьевая сода и других),
составлять формулы неорганических и органических
веществ, уравнения химических реакций, объяснять их
смысл; подтверждать характерные химические свойства
веществ соответствующими экспериментами и записями
уравнений химических реакций;
- уметь устанавливать принадлежность изученных
неорганических и органических веществ к определенным
классам и группам соединений, характеризовать их состав и
важнейшие свойства; определять виды химических связей
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы
кристаллических решеток веществ; классифицировать
химические реакции;
- сформировать представления: о материальном единстве
мира, закономерностях и познаваемости явлений природы; о
месте и значении химии в системе естественных наук и ее
роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в
решении проблем экологической, энергетической и пищевой
безопасности, в развитии медицины, создании новых
7

материалов, новых источников энергии, в обеспечении
рационального природопользования, в формировании
мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью
и природной среде;
- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (дополнительно к системе
понятий базового уровня) - изотопы, основное и
возбужденное состояние атома, гибридизация атомных
орбиталей, химическая связь (" " и "", кратные связи),
молярная концентрация, структурная формула, изомерия
(структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия), типы
химических реакций (гомо- и гетерогенные, обратимые и
необратимые), растворы (истинные, дисперсные системы),
кристаллогидраты, степень диссоциации, электролиз,
крекинг, риформинг); теории и законы, закономерности,
мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания
причинности и системности химических явлений,
современные представления о строении вещества на
атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях;
представления о механизмах химических реакций,
термодинамических и кинетических закономерностях их
протекания, о химическом равновесии, дисперсных системах,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических и
органических веществ в быту и практической деятельности
человека; общих научных принципах химического
производства (на примере производства серной кислоты,
аммиака, метанола, переработки нефти);
8

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин (массы, объема газов, количества
вещества), характеризующих вещества с количественной
стороны: расчеты по нахождению химической формулы
вещества; расчеты массы (объема, количества вещества)
продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в
виде раствора с определенной массовой долей растворенного
вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчеты
массовой или объемной доли выхода продукта реакции;
расчеты теплового эффекта реакций, объемных отношений
газов;
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь
изученных понятий, применять соответствующие понятия
при описании строения и свойств неорганических и
органических веществ и их превращений; выявлять
взаимосвязь химических знаний с понятиями и
представлениями других предметов для более осознанного
понимания и объяснения сущности материального единства
мира; использовать системные химические знания для
объяснения и прогнозирования явлений, имеющих
естественнонаучную природу;
- уметь использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии
и тривиальные названия веществ, относящихся к изученным
классам органических и неорганических соединений;
использовать химическую символику для составления
формул неорганических веществ, молекулярных и
структурных (развернутых, сокращенных и скелетных)
9

формул органических веществ; составлять уравнения
химических реакций и раскрывать их сущность:
окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций; реакций
ионного обмена путем составления их полных и
сокращенных ионных уравнений; реакций гидролиза,
реакций
комплексообразования
(на
примере
гидроксокомплексов цинка и алюминия); подтверждать
характерные
химические
свойства
веществ
соответствующими экспериментами и записями уравнений
химических реакций;
- уметь классифицировать неорганические и органические
вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации изучаемых
химических объектов; характеризовать состав и важнейшие
свойства веществ, принадлежащих к определенным классам
и группам соединений (простые вещества, оксиды,
гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты,
фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные
эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки);
применять знания о составе и свойствах веществ для
экспериментальной
проверки
гипотез
относительно
закономерностей протекания химических реакций и
прогнозирования возможностей их осуществления;
- уметь подтверждать на конкретных примерах характер
зависимости реакционной способности органических
соединений от кратности и типа ковалентной связи (" " и
""), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; а
также от особенностей реализации различных механизмов
10

протекания реакций;
- уметь характеризовать электронное строение атомов (в
основном и возбужденном состоянии) и ионов химических
элементов 1 - 4 периодов Периодической системы Д.И.
Менделеева и их валентные возможности, используя понятия
"s", "p", "d-электронные" орбитали, энергетические уровни;
объяснять закономерности изменения свойств химических
элементов и образуемых ими соединений по периодам и
группам;
ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы,
на
катион
аммония;
решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
уметь
анализировать
химическую
информацию,
получаемую из разных источников (средств массовой
информации, сеть Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и
11

- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;

химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные
условия) газов, количества вещества; использовать
системные химические знания для принятия решений в
конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами
и их применением;
- уметь самостоятельно планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических
и
органических
веществ,
качественные
реакции
углеводородов различных классов и кислородсодержащих
органических веществ, решение экспериментальных задач по
распознаванию неорганических и органических веществ) с
соблюдением правил безопасного обращения с веществами и
лабораторным
оборудованием,
формулировать
цели
исследования, предоставлять в различной форме результаты
эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;
- уметь осуществлять целенаправленный поиск химической
информации в различных источниках (научная и учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть
Интернет и другие), критически анализировать химическую
информацию, перерабатывать ее и использовать в
соответствии с поставленной учебной задачей;
- владеть системой знаний о методах научного познания
явлений природы, используемых в естественных науках и
умениями применять эти знания при экспериментальном
12

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;

исследовании веществ и для объяснения химических
явлений, имеющих место в природе практической
деятельности человека и в повседневной жизни;
- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные
реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы,
на
катион
аммония;
решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
-уметь самостоятельно планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических
и
органических
веществ,
качественные
реакции
углеводородов различных классов и кислородсодержащих
органических веществ, решение экспериментальных задач по
распознаванию неорганических и органических веществ) с
соблюдением правил безопасного обращения с веществами и
лабораторным
оборудованием,
формулировать
цели
исследования, предоставлять в различной форме результаты
эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;
13

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ПК 3.4.
Реализовывать
технологический

- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы
определенных веществ, понимая смысл показателя
предельной допустимой концентрации;
- уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций
экологической безопасности последствия бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ; использовать полученные знания для
принятия грамотных решений проблем в ситуациях,
связанных с химией;
- уметь осознавать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл
показателя предельной допустимой концентрации, и
пояснять
на
примерах
способы
уменьшения
и
предотвращения их вредного воздействия на организм
человека.
В области экологического воспитания:
- уметь планировать и выполнять химический эксперимент
- сформированность экологической культуры, понимание (превращения органических веществ при нагревании,
влияния
социально-экономических
процессов
на получение этилена и изучение его свойств, качественные
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

14

процесс сборки
изделий
машиностроительно
го производства

состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности; Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных

реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту;
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
проводить реакции ионного обмена, определять среду водных
растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и
хлорид-анионы,
на
катион
аммония;
решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих
реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
уметь
анализировать
химическую
информацию,
получаемую из разных источников (средств массовой
информации, сеть Интернет и другие);
- владеть основными методами научного познания веществ и
химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные
условия) газов, количества вещества; использовать
системные химические знания для принятия решений в
конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами
и их применением;
- уметь самостоятельно планировать и проводить химический
эксперимент (получение и изучение свойств неорганических
и
органических
веществ,
качественные
реакции
15

проблем

ПК 3.5.
Контролировать
соответствие
качества сборки
требованиям
технологической
документации,
анализировать
причины
несоответствия

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;

углеводородов различных классов и кислородсодержащих
органических веществ, решение экспериментальных задач по
распознаванию неорганических и органических веществ) с
соблюдением правил безопасного обращения с веществами и
лабораторным
оборудованием,
формулировать
цели
исследования, предоставлять в различной форме результаты
эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;
- уметь осуществлять целенаправленный поиск химической
информации в различных источниках (научная и учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть
Интернет и другие), критически анализировать химическую
информацию, перерабатывать ее и использовать в
соответствии с поставленной учебной задачей;
- владеть системой знаний о методах научного познания
явлений природы, используемых в естественных науках и
умениями применять эти знания при экспериментальном
исследовании веществ и для объяснения химических
явлений, имеющих место в природе практической
деятельности человека и в повседневной жизни;
- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы
16

изделий и выпуска
продукции низкого
качества,
участвовать в
мероприятиях по их
предупреждению и
устранению

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности; Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем

определенных веществ, понимая смысл показателя
предельной допустимой концентрации;
- уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций
экологической безопасности последствия бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ; использовать полученные знания для
принятия грамотных решений проблем в ситуациях,
связанных с химией;
- уметь осознавать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл
показателя предельной допустимой концентрации, и
пояснять
на
примерах
способы
уменьшения
и
предотвращения их вредного воздействия на организм
человека.

ПК 3.6.
Разрабатывать
планировки
участков
механосборочных
цехов

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;

- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
17

машиностроительно
го производства в
соответствии с
производственными
задачами

- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

ПК 5.4.
Реализовывать
технологические
процессы в
машиностроительно
м производстве с
соблюдением
требований охраны
труда, безопасности
жизнедеятельности

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;

отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы
определенных веществ, понимая смысл показателя
предельной допустимой концентрации;
- уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций
экологической безопасности последствия бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ; использовать полученные знания для
принятия грамотных решений проблем в ситуациях,
связанных с химией;
- уметь осознавать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл
показателя предельной допустимой концентрации, и
пояснять
на
примерах
способы
уменьшения
и
предотвращения их вредного воздействия на организм
человека.
- сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры
личности, ее функциональной грамотности, необходимой для
решения практических задач и экологически обоснованного
отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы
18

и защиты
окружающей среды,
принципов и
методов
бережливого
производства

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

определенных веществ, понимая смысл показателя
предельной допустимой концентрации;
- уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций
экологической безопасности последствия бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ; использовать полученные знания для
принятия грамотных решений проблем в ситуациях,
связанных с химией;
- уметь осознавать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл

19

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

64

теоретическое обучение

30

практические занятия

24

лабораторные занятия

10

в т. ч.:

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

6

в т. ч.:

теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

20

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Химия»
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

1

2

Уровни
освоения

Формируем
ые
Объем
часов компетенци
и
3
4

Основное содержание

64

Раздел 1. Основы строения вещества

6

Тема 1.1.
Строение
атомов
химических
элементов и
природа
химической
связи

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Тема 1.2.
Периодически
й закон и
таблица Д.И.
Менделеева

1-2. Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент.
Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы).
Валентные
электроны.
Валентность.
Электронная
природа
химической
связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) и способы ее образования
Практические занятия
3-4 Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по
номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных
названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением Периодической системы.
Основное содержание
Практические занятия

1

ОК 01

2
2

2

2

2
2

ОК 01
ОК 02

21

5-6 .Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл
Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических
элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением
химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение
Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых
химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических
элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических
элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»

2

Раздел 2. Химические реакции
Тема 2.1.
Типы
химических
реакций

10

Основное содержание

4

Теоретическое обучение
7-8.Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ.
Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций
горения, окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов
Практические занятия
9-10 Умение рассчитывать количественные отношения в химии. Основные количественные
законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества
вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный
объем газов. Относительная плотность газов. Умение делать расчеты по уравнениям химических
реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества
Основное содержание

Тема 2.2.
Электролитичес
Теоретическое обучение
кая

2

ОК 01

2

1

2

2
2

2
4
2

ОК 01
ОК 04

22

диссоциация и
ионный обмен

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного
обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных
ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

1,2

Лабораторные занятия

Контрольная
работа 1
Раздел 3.

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

13 -14 Лабораторная работа “Типы химических реакций”.
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных
растворов. Задания на составление ионных реакций

2
2

2,3

2

15 -16 Выполнение заданий по теме :Строение вещества и химические реакции

2

Строение и свойства неорганических веществ

16

Основное содержание

4

Теоретическое обучение
17 – 18 Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и
сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли).
Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная,
металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки.
Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа
кристаллической решетки. Причины многообразия веществ
Практические занятия
19 - 20 Знание номенклатуры неорганических веществ: название вещества исходя из их
химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по
международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная
известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических
веществ, определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие).
Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

2

1

ОК 01
ОК 02
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК5.4

2

2

2

2

23

Тема 3.2.
Физикохимические
свойства
неорганических
веществ

Основное содержание

8

Теоретическое обучение
21- 22 Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения.
Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов.
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
23- 24 Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства
неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты
биогенных элементов в природе
25-26 Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов,
кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных
соединений, высших оксидов и гидроксидов
Практические занятия
27-28 Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных
неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных
элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических
солей, характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической
деятельности человека
Основное содержание

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических Лабораторные занятия
веществ
29-30 Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония
Контрольная
31-32 Свойства неорганических веществ
работа 2

6
1
1
1

2

ОК 01
ОК 02
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4

2
2
2

2

2

2
2
2-3

1

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

2
24

Раздел 4.

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

Строение и свойства органических веществ

24

Основное содержание

4

Теоретическое обучение
33-34 Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии.
Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических
соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических
соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах
(углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер,
структурное звено)
Практические занятия
35-36 Знание номенклатуры органических соединений отдельных классов (насыщенные,
ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые
кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ
отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре
(этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты
простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
Основное содержание

2

1

2

2
2

2

12

Теоретическое обучение
37-38 Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение
в природе и применение алканов;

ОК 01
ПК 5.4

6
1
1

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

25

– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов
39-40 Кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры,
альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина,
фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла
41-42 Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные
соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено.
Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений
Практические занятия
43-44 Изучение свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и
международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы
и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды,
спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты,
высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с
участием органических веществ на основании их состава и строения
45-46 Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений),
характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы
их получения и название органических соединений по тривиальной или международной
систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических
соединений отдельных классов
Лабораторная работа
47-48 Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений
на примере этана, этилена, ацетилена и др.
Основное содержание

Тема 4.3.
Идентификация
Теоретическое обучение
органических

1

1

2

2
4

2

2

2

2

2
3

2
6
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
26

веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственн
ой деятельности
человека

49-50 Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление
углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот.
Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические
функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности
51-52 Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники
энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных
классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.),
смысл показателя предельно допустимой концентрации

1

1

Лабораторные занятия

Контрольная
работа 3
Раздел 5.

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

53-54 Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”
Исследование органических соединений
на идентификацию органических соединений
отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с
использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций.
Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического
сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции,
позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества

2

2
2

2-3

2

55-56 Выполнение заданий по теме:Структура и свойства органических веществ

2

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

4

Основное содержание

4
Теоретическое обучение
57-58 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных
факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания

ПК.5.4

2
1

ОК 01
ОК 02
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

2
27

оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье

Практические занятия
59-60 Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту
и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для
нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов,
влияющих на смещение химического равновесия
Раздел 6.

Тема 6.1.
Понятие о
растворах

Тема 6.2.
Исследование
свойств
растворов

2

2-3

Растворы

4

Основное содержание

2

Теоретическое обучение
61-62 Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления
растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно
допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой
и производственной деятельности человека

2

2

1

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2

63-64 Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными
вопросами) и определение среды водных растворов.

2-3

ОК 01
ОК 02
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
28

Решение задач на приготовление растворов
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

Химия в быту и Основное содержание
производственн
ой деятельности Теоретическое обучение
человека
65-66 Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в
обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины.
Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и
учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет)

6
6
2
1

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

Практические занятия

67-70 Нахождение поиска и анализа кейсов о применении химических веществ и технологий с
учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные
материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные
удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией
71-72 Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего

2

3

4

2
72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
29

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия и
Биология.
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Общие
формулы органических соединений», « Растворимость солей, кислот и оснований в воде»,
«Элементы с постоянной и переменной валентностью», « Физические величины в химических
расчётах», « Химия и жизнь», «Минералы и руды», «ПСХЭ Д.И.Менделеева», «Техника
безопасности на уроках химии».
Учебные наглядные пособия:
- разработки практических, лабораторных работ,
- разработки занятий для самостоятельной работы обучающихся,
- тематические таблицы,
- коллекции;
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Оборудование:
Рабочее место педагога:
-стол, стул, доска, экран, держатели для таблиц, тумба для ТСО, пульт управления, вытяжной шкаф,
бактерицидная лампа.
Рабочее место обучающегося:
-стол - 15, стулья – 30.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Ерёмин В.В. Химия Углублённый уровень.10-11кл. Под редакцией Лунина В.В. М. Дрофа
2020.
Габриелян О.С. ,Остроумов И.Г.
Сладков С.А .Химия 10 кл. АО
«Издательство .Просвещение.»2023
Габриелян О С Остроумов И Г Сладков С А Химия 11 класс АО «Издательство»2022
Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Ахлебенин А.К. Химия. Вводный курс. ООО « Дрофа», АО
«Издательство. Просвещение.»2022
Ерёмин В.В.,Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Дроздов А.А .Химия 10кл. Химия 11кл. с
углублённым изучением. АО « Издательство. Просвещение.»2022
Ерёмин В.В. Дроздов А.А. Лунин В.В. под редакцией Лунина В.В. Химия 11 кл. АО «
Издательство Просвещение» 2022

Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
30

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное
приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения
определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения
дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных
мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО
(предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
№
I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Основное содержание

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий
31

№

ОК/ПК

1

Модуль/Раздел/Тема
Раздел 1. Основы
строения вещества

Результат обучения
Формулировать
базовые понятия и
законы химии

1.1

ОК 01

Строение атомов
химических элементов
и природа химической
связи

Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со
степенью окисления
химических элементов,
исходя из валентности и
электроотрицательности

1.2

ОК 01
ОК 02

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

Типы оценочных
мероприятий

1. Тест «Строение атомов
химических элементов и
природа химической связи».
2. Задачи на составление
химических формул
двухатомных соединений
(оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на использование
химической символики и
названий соединений по
номенклатуре
международного союза
теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических
формул двухатомных
соединений (оксидов,
сульфидов, гидридов и т.п.)
и других неорганических
соединений отдельных
классов
1. Тест «Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их
электронным строением и
положением в
периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов
химических элементов и
периодическим изменением

32

№

ОК/ПК

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

свойств химических
элементов и их соединений
в соответствии с
положением Периодической
системе.
3. Практикоориентированные
теоретические задания на
характеризацию
химических элементов:
«Металлические /
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродство к электрону
химических элементов в
соответствие с их
электронным строением и
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева»

2

2.1

Модуль/Раздел/Тема

ОК 01
ОК 04

Характеризовать типы Контрольная работа
Раздел 2. Химические
химических реакций
«Строение вещества и
реакции
химические реакции»
Типы химических
реакций

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

1. Задачи на составление
уравнений реакций:
– соединения, замещения,
разложения, обмена;
– окислительновосстановительных реакций
с использованием метода
электронного баланса.
2. Задачи на расчет массы
вещества или объёма
газов по известному
количеству вещества, массе
или объёму одного из
участвующих в реакции
веществ; расчёты
массы (объёма, количества
вещества) продуктов
реакции, если одно из
33

№

ОК/ПК

2.2

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Электролитическая
Составлять уравнения
диссоциация и ионный химических реакции
обмен
ионного обмена с
участием
неорганических веществ

3

3.1

ОК 01
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

3.2

ОК 01
ОК 02

Типы оценочных
мероприятий

веществ имеет примеси

1. Задания на составление
молекулярных и ионных
реакций с участием кислот,
оснований и солей,
установление изменения
кислотности среды
2. Лабораторная работа
"Типы химических реакций"

Раздел 3. Строение и
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства
«Свойства
неорганических
неорганических веществ»
веществ

Физико-химические
свойства

Устанавливать
зависимость физико-

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические
вещества в соответствии
с их строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществ исходя из их
химической формулы или
составление химической
формулы исходя из
названия вещества по
международной или
тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на расчет
массовой доли (массы)
химического элемента
(соединения) в молекуле
(смеси).
3. Практические задания по
классификации,
номенклатуре и химическим
формулам неорганических
веществ различных классов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида
химической связи и типа
кристаллической решетки
1. Тест «Особенности
химических свойств

34

№

ОК/ПК
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

3.3

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных
мероприятий

неорганических
веществ

химических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической
решетки

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
1. Практикокачественные реакции
ориентированные задания
неорганических веществ по составлению химических
реакций с участием
неорганических веществ,
используемых для их
идентификации.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
неорганических веществ”

Раздел 4. Строение и
свойства
органических
веществ

оксидов, кислот, оснований,
амфотерных гидроксидов и
солей».
2. Задания на составление
уравнений химических
реакций с участием простых
и сложных неорганических
веществ: оксидов металлов,
неметаллов и амфотерных
элементов; неорганических
кислот, оснований и
амфотерных гидроксидов,
неорганических солей,
характеризующих их
свойства и способы
получения.
3. Практикоориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства органических «Строение и свойства
веществ
органических веществ»

35

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

4.1

ОК 01
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

4.2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

Свойства органических Устанавливать
соединений
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

Типы оценочных
мероприятий

1. Задания на составление
названий органических
соединений по тривиальной
или международной
систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществ
отдельных классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы,
исходя из элементного
состава (в %)

1. Задания на составление
уравнений химических
реакций с участием
органических веществ на
основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических
реакций, иллюстрирующих
химические свойства с
учетом механизмов
протекания данных реакций
и генетической связи
органических веществ
разных классов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций с
участием органических
веществ.
4. Лабораторная работа
“Превращения
органических веществ при
нагревании"

36

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

4.3

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических
соединений отдельных
классов

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на
равновесие и скорость
химических реакций

5

5

ОК 01
ОК 02
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

6

6.1

Скорость химических
реакций. Химическое
равновесие

Раздел 6. Растворы
ОК 01
ОК 02
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

Понятие о растворах

Характеризовать
влияние концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать
влияние изменения
концентрации веществ,
реакции среды и
температуры на
смещение химического
равновесия

Исследовать истинные
растворы с заданными
характеристиками
Различать истинные
растворы

Типы оценочных
мероприятий

1.Практикоориентированные задания
по составлению химических
реакций с участием
органических веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
“Идентификация
органических соединений
отдельных классов”

Практико-ориентированные
теоретические задания на
анализ факторов, влияющих
на изменение скорости
химической реакции.
Практико-ориентированные
задания на применение
принципа Ле-Шателье для
нахождения направления
смещения равновесия
химической реакции и
анализ факторов, влияющих
на смещение химического
равновесия

1. Задачи на приготовление
растворов.
2. Практикоориентированные расчетные
задания на дисперсные
системы, используемые в
37

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

бытовой и
производственной
деятельности человека

6.2

ОК 01
ОК 04
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

II

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

Исследование свойств Исследовать физикорастворов
химические свойства
истинных растворов

Типы оценочных
мероприятий

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 5.4

Оценивать последствия
бытовой и
производственной
деятельности человека
с позиций
экологической
безопасности

Химия в быту и
Оценивать последствия
производственной
бытовой и
деятельности человека производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Лабораторная работа
“Приготовление растворов”

Защита кейса (с учетом
будущей
профессиональной
деятельности)

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климата и
высвобождение газовых
гидратов со дна океана.
2. Будущие материалы для
авиа-, машино- и
приборостроения.
3. Новые материалы для
солнечных батарей.
4. Лекарства на основе
растительных препаратов

38

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия понятий, точность
употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно, использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда
последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или
допущены ошибки при их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом дветри несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
39

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения
опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все
опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на
столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако
объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по
основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании
наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей
погрешностью: или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не
принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не
выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное
оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке «3»;

40

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не
может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие
экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

Примерные темы рефератов (докладов), презентаций,
индивидуальных проектов
• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской
Федерации.
• Современные методы обеззараживания воды.
• Аллотропия металлов.
• Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
• «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
• Изотопы водорода.
• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Аморфные вещества в природе, технике, быту.
• Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики
загрязнения окружающей среды.
• Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
• Защита озонового экрана от химического загрязнения.
• Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
• Косметические гели.
• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
• Минералы и горные породы как основа литосферы.
• Растворы вокруг нас. Типы растворов.
• Вода как реагент и среда для химического процесса.
41

• Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
• Оксиды и соли как строительные материалы.
• История гипса.
• Поваренная соль как химическое сырье.
• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
• Реакции горения на производстве и в быту.
• Виртуальное моделирование химических процессов.
• Электролиз растворов электролитов.
• Электролиз расплавов электролитов.
• Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
• История получения и производства алюминия.
• Электролитическое получение и рафинирование меди.
• Жизнь и деятельность Г.Дэви.
• Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии.
Современное металлургическое производство.
• История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом
прогрессе.
• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
• Инертные или благородные газы.
• Рождающие соли — галогены.
• История шведской спички.
• История возникновения и развития органической химии.
• Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
• Витализм и его крах.
• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
• Современные представления о теории химического строения.
• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного
сырья.
• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
• Углеводородное топливо, его виды и назначение.
• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
• Нефть и ее транспортировка.
.Особенности природоохранной деятельности в металлообрабатывающей промышленности.

42

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».