Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы цифровой
экономики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной
основной образовательной программы (ПОП), разработанной Государственным автономным
профессиональным образовательным учреждением Московской области «Межрегиональный
центр компетенций – Техникум имени С.П. Королева», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО
протоколом №___ от «___» ____ года.
ОРГАНИЗАЦИЯ
-
РАЗРАБОТЧИК:
ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»
«Полипрофильный
техникум
им.
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2
3
4
Раздел
РАБОЧЕЙ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
Стр.
4
5
10
11
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «ОП.05 Теоретические основы цифровой экономики»
является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Должен уметь:
Находить
и
использовать
необходимую
экономическую
информацию, с
применением
специальных
компьютерных
программ.
Рассчитывать
по
принятой
методологии основные техникоэкономические
показатели
деятельности
организации, с
применением
современных
цифровых инструментов.
- Применять цифровые технологий в
работе с информацией, базами
данных и иными информационными
системами
для
решения
профессиональных задач.
Пользоваться
справочноправовыми системами.
Должен знать:
Общие
положения
экономической теории.
Организацию
производственного
и
технологического процессов.
Механизмы
ценообразования на продукцию
(услуги), формы оплаты труда в
современных условиях.
Материально-технические,
трудовые и финансовые ресурсы
отрасли и организации, показатели
их эффективного использования.
Методику
разработки
бизнес-плана.
Возможности интернет ресурсов и программных продуктов
при решении профессиональных
задач
(Консультант,
Гарант,
официальные сайты министерств и
ведомств)
Базовые информационные
технологии и информационные
технологии
профессиональной
4
деятельности.
Основные
методики
определения
экономической
эффективности используемых и
внедряемых интернет-технологий
автоматизации бизнес процессов
предприятия.
Основные
тенденции
развития
информационных
технологии в области экономики.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
36
Обязательные аудиторные учебные занятия
36
в том числе:
практические занятия
18
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
0
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
(практическая работа)
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы цифровой экономики
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
Тема 1. Теоретические
положения содержания
цифровой экономики
2
Содержание учебного материала
1-1 Понятие цифровой экономики. Этапы развития цифровой
3
Уровень
освоения
1-2
экономики. Составляющие цифровой экономики.
2
1-2 Отрасли цифровой экономики.
1-2
1-3,4 Практическая работа №1 Системе нормативного
2-3
регулирования цифровой среды РФ.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: цели и
задачи развития цифровой экономики - экономического уклада,
переход на качественно новый уровень использования
информационно - телекоммуникационных технологий во всех
сферах
социально-экономической
деятельности.
Функции
государства и правовое обеспечение перехода к цифровой
экономике. Национальные Федеральные проекты.
Тема 2. Ресурсы
Содержание учебного материала
Объем часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2
Уровень
освоения
8
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
6
хозяйствующих
субъектов и
эффективность их
использования
1-5,6 Общее понятие об основном капитале и его роль в
1-2
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2-3
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
производстве.
Классификация элементов основного капитала и его структура.
Учет и оценка основного капитала Показатели эффективного
использования и воспроизводства основного капитала (основных
фондов).
Используя справочно-правовые системы найти Приказ Минфина РФ
от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 23.01.2020) "Об
утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету
основных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 N
5252)
1-7,8 Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного
капитала в процессе производства.
Состав и структура оборотного капитала. Оборотные средства:
состав и структура.
Используя Google Презентации подготовить презентацию на тему
«Факторы, влияющие на объем и структуру оборотных средств».
Представить результаты работы офлайн.
1-9,10 Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация.
Списочный и явочный состав персонала. Планирование кадров и их
подбор. Характеристика производительности труда персонала.
Используя программу для работы с электронными таблицами
Microsoft Excel провести анализ списочной и явочной численности
за определенный период.
1-11,12 Методы мотивации персонала. Разработка системы
мотивации персонала на предприятии (с использованием ПО
программа 1С: Предприятие8. Расчет надбавок и доплат в
соответствии с KPI. Внесение данных в программу 1С:
Предприятие8)
1-13,14 Практическая работа №2 Планирование численности
рабочих. (Использование доски Miro для создания планов-графиков
с указанием количества и структуры персонала);
1-15,16 Практическая работа №3 Расчет зарплаты различных
категорий работников.
4
7
Содержание учебного материала
1-17,18 Понятие и состав издержек производства и обращения.
Тема 3. Результаты
коммерческой
деятельности
Классификация затрат по признакам.
Калькуляция себестоимости и ее значение.
Методика составления смет косвенных расходов и их включение в
себестоимость.
1-19,20 Ценовая политика субъекта хозяйствования.
Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие качества продукции. Сертификация продукции.
Понятие конкурентоспособности.
Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения
продукции.
1-21,22 Доход предприятия, его сущность и значение.
Общий финансовый результат – балансовая прибыль.
Состав балансовой прибыли и особенности формирования в
современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности
работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности.
Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов.
Собственность и заемные средства.
1-23,24,25,26 Практическое занятие №4.
Калькуляция
себестоимости единицы продукции. Решение ситуационных задач.
1-27,28,29,30 Практическое занятие №5. Расчет прибыли и
рентабельности. Решение ситуационных задач.
Уровень
освоения
1-2
1-2
6
1-2
2-3
Уровень
освоения
1-31,32 Виды планирования. Принципы планирования. Этапы
1-2
8
Содержание учебного материала
Тема 4. Планирование и
развитие деятельности
хозяйствующего
субъекта
планирования. Методы и технологии стратегического анализа.
2
1-33,34 Практическое занятие №5.
Разработка бизнес-плана с применением программного продукта
Project Expert, Бизнес-конструктор, Бизнес-навигатор МСП.
Методы анализа внутренней и внешней среды предприятия
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
8
используя Яндекс, Mail.
Дифференцированный 1-35,36 Практическая работа
зачет
Всего:
3
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение заполняется
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующее
специальное помещение:
Лаборатория информационных технологий
Оборудование учебного кабинета:
Интерактивная установка, проектор, компьютеры, принтер, сканер, учебнометодическая документация и пособия, лицензионные программы, локальная сеть с
выходом в Интернет, рабочее место педагога (стол, стул), ученические столы, стулья,
компьютерные столы, компьютерные стулья.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Экономика отрасли информационных систем: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко, Н. М. Лобанова, Е. О.
Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11628-1
3.2.2. Основные электронные издания
1. Кузовкова, Т. А. Основы цифровой экономики : учебное пособие для бакалавров
/ Т. А. Кузовкова, О. И. Шаравова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 128 c. — ISBN
978-5-4497-1556-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR
SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/118881.html
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемы
е ОК и ПК
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Знания:
Общие
положения
экономической теории.
Организацию
производственного
и
технологического процессов.
- Механизмы ценообразования
на продукцию (услуги), формы
оплаты труда в современных
условиях.
- Материально-технические,
трудовые
и
финансовые
ресурсы
отрасли
и
организации, показатели их
эффективного использования.
- Методику разработки бизнесплана.
- Возможности интернет ресурсов
и
программных
продуктов
при
решении
профессиональных
задач
(Консультант,
Гарант,
официальные
сайты
министерств и ведомств)
- Базовые
информационные
технологии
и
информационные технологии
профессиональной
деятельности.
Основные
методики
определения экономической
эффективности используемых
и
внедряемых
интернеттехнологий
автоматизации
бизнес
процессов
предприятия.
Основные
тенденции
развития
информационных
технологии
в
области
экономики.
Умения:
- Находить и использовать
необходимую экономическую
информацию, с применением
специальных компьютерных
программ.
- Рассчитывать по принятой
Выбор технологии
решения
профессиональной
задачи с учетом
знания видов
движений и
преобразующих
движения механизмов
Проектная работа
Наблюдение в
процессе
практических
занятий
Оценка решений
ситуационных
задач
Выбор
технологии
разработки программ
совершенствования
производств;
Экспертная
оценка решений
ситуационных
задач
Тестирование
Устный опрос
Практические
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
11
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
методологии
основные
технико-экономические
показатели
деятельности
организации, с применением
современных
цифровых
инструментов.
Применять
цифровые
технологий
в
работе
с
информацией, базами данных
и иными информационными
системами
для
решения
профессиональных задач.
- Пользоваться справочноправовыми системами.
занятия
Ролевые игры
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой.
Критерии оценивания индивидуальных достижений обучающихся:
«5» -выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по
существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике;
показал всесторонние, систематизированные, знания учебной программы
дисциплины, знакомство с дополнительной литературой.
"4"- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе
некоторые неточности;
"3"- выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике;
«2» - выставляется студенту, который показывает фрагментарный, разрозненный
характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий,
нарушения логической последовательности в изложении программного материала,
допускает
в
ответе
или
в
решении
задач
грубые
ошибки;
− не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины,
допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет
использовать полученные знания при планировании своей профессиональной
деятельности.
12
13