ОП.05 Теоретические основы цифровой экономики

Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы цифровой
экономики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной
основной образовательной программы (ПОП), разработанной Государственным автономным
профессиональным образовательным учреждением Московской области «Межрегиональный
центр компетенций – Техникум имени С.П. Королева», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО
протоколом №___ от «___» ____ года.

ОРГАНИЗАЦИЯ

-

РАЗРАБОТЧИК:

ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»

«Полипрофильный

техникум

им.

2

СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2
3
4

Раздел
РАБОЧЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

Стр.
4
5
10
11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «ОП.05 Теоретические основы цифровой экономики»
является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Должен уметь:
Находить
и
использовать
необходимую
экономическую
информацию, с
применением
специальных
компьютерных
программ.
Рассчитывать
по
принятой
методологии основные техникоэкономические
показатели
деятельности
организации, с
применением
современных
цифровых инструментов.
- Применять цифровые технологий в
работе с информацией, базами
данных и иными информационными
системами
для
решения
профессиональных задач.
Пользоваться
справочноправовыми системами.

Должен знать:
 Общие
положения
экономической теории.
 Организацию
производственного
и
технологического процессов.
 Механизмы
ценообразования на продукцию
(услуги), формы оплаты труда в
современных условиях.
 Материально-технические,
трудовые и финансовые ресурсы
отрасли и организации, показатели
их эффективного использования.
 Методику
разработки
бизнес-плана.
 Возможности интернет ресурсов и программных продуктов
при решении профессиональных
задач
(Консультант,
Гарант,
официальные сайты министерств и
ведомств)
 Базовые информационные
технологии и информационные
технологии
профессиональной
4

деятельности.
 Основные
методики
определения
экономической
эффективности используемых и
внедряемых интернет-технологий
автоматизации бизнес процессов
предприятия.
 Основные
тенденции
развития
информационных
технологии в области экономики.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

36

Обязательные аудиторные учебные занятия

36

в том числе:
практические занятия

18

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа

0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
(практическая работа)

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы цифровой экономики

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
Тема 1. Теоретические
положения содержания
цифровой экономики

2
Содержание учебного материала
1-1 Понятие цифровой экономики. Этапы развития цифровой

3
Уровень
освоения
1-2

экономики. Составляющие цифровой экономики.

2

1-2 Отрасли цифровой экономики.

1-2

1-3,4 Практическая работа №1 Системе нормативного

2-3

регулирования цифровой среды РФ.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: цели и
задачи развития цифровой экономики - экономического уклада,
переход на качественно новый уровень использования
информационно - телекоммуникационных технологий во всех
сферах
социально-экономической
деятельности.
Функции
государства и правовое обеспечение перехода к цифровой
экономике. Национальные Федеральные проекты.
Тема 2. Ресурсы

Содержание учебного материала

Объем часов

Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

2

Уровень
освоения

8

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,

6

хозяйствующих
субъектов и
эффективность их
использования

1-5,6 Общее понятие об основном капитале и его роль в

1-2

ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

2-3

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5

производстве.
Классификация элементов основного капитала и его структура.
Учет и оценка основного капитала Показатели эффективного
использования и воспроизводства основного капитала (основных
фондов).
Используя справочно-правовые системы найти Приказ Минфина РФ
от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 23.01.2020) "Об
утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету
основных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 N
5252)
1-7,8 Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного
капитала в процессе производства.
Состав и структура оборотного капитала. Оборотные средства:
состав и структура.
Используя Google Презентации подготовить презентацию на тему
«Факторы, влияющие на объем и структуру оборотных средств».
Представить результаты работы офлайн.
1-9,10 Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация.
Списочный и явочный состав персонала. Планирование кадров и их
подбор. Характеристика производительности труда персонала.
Используя программу для работы с электронными таблицами
Microsoft Excel провести анализ списочной и явочной численности
за определенный период.
1-11,12 Методы мотивации персонала. Разработка системы
мотивации персонала на предприятии (с использованием ПО
программа 1С: Предприятие8. Расчет надбавок и доплат в
соответствии с KPI. Внесение данных в программу 1С:
Предприятие8)

1-13,14 Практическая работа №2 Планирование численности
рабочих. (Использование доски Miro для создания планов-графиков
с указанием количества и структуры персонала);
1-15,16 Практическая работа №3 Расчет зарплаты различных
категорий работников.

4

7

Содержание учебного материала
1-17,18 Понятие и состав издержек производства и обращения.

Тема 3. Результаты
коммерческой
деятельности

Классификация затрат по признакам.
Калькуляция себестоимости и ее значение.
Методика составления смет косвенных расходов и их включение в
себестоимость.
1-19,20 Ценовая политика субъекта хозяйствования.
Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие качества продукции. Сертификация продукции.
Понятие конкурентоспособности.
Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения
продукции.
1-21,22 Доход предприятия, его сущность и значение.
Общий финансовый результат – балансовая прибыль.
Состав балансовой прибыли и особенности формирования в
современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности
работы субъекта хозяйствования. Виды рентабельности.
Финансовое обеспечение хозяйствующих субъектов.
Собственность и заемные средства.
1-23,24,25,26 Практическое занятие №4.
Калькуляция
себестоимости единицы продукции. Решение ситуационных задач.
1-27,28,29,30 Практическое занятие №5. Расчет прибыли и
рентабельности. Решение ситуационных задач.

Уровень
освоения
1-2

1-2
6

1-2

2-3

Уровень
освоения
1-31,32 Виды планирования. Принципы планирования. Этапы
1-2

8

Содержание учебного материала
Тема 4. Планирование и
развитие деятельности
хозяйствующего
субъекта

планирования. Методы и технологии стратегического анализа.

2

1-33,34 Практическое занятие №5.
Разработка бизнес-плана с применением программного продукта
Project Expert, Бизнес-конструктор, Бизнес-навигатор МСП.
Методы анализа внутренней и внешней среды предприятия

ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
8

используя Яндекс, Mail.

Дифференцированный 1-35,36 Практическая работа
зачет

Всего:

3

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение заполняется
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующее
специальное помещение:
Лаборатория информационных технологий
Оборудование учебного кабинета:
Интерактивная установка, проектор, компьютеры, принтер, сканер, учебнометодическая документация и пособия, лицензионные программы, локальная сеть с
выходом в Интернет, рабочее место педагога (стол, стул), ученические столы, стулья,
компьютерные столы, компьютерные стулья.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Экономика отрасли информационных систем: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко, Н. М. Лобанова, Е. О.
Кучинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11628-1
3.2.2. Основные электронные издания
1. Кузовкова, Т. А. Основы цифровой экономики : учебное пособие для бакалавров
/ Т. А. Кузовкова, О. И. Шаравова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 128 c. — ISBN
978-5-4497-1556-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR
SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/118881.html

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемы
е ОК и ПК

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Знания:
Общие
положения
экономической теории.
Организацию
производственного
и
технологического процессов.
- Механизмы ценообразования
на продукцию (услуги), формы
оплаты труда в современных
условиях.
- Материально-технические,
трудовые
и
финансовые
ресурсы
отрасли
и
организации, показатели их
эффективного использования.
- Методику разработки бизнесплана.
- Возможности интернет ресурсов
и
программных
продуктов
при
решении
профессиональных
задач
(Консультант,
Гарант,
официальные
сайты
министерств и ведомств)
- Базовые
информационные
технологии
и
информационные технологии
профессиональной
деятельности.
Основные
методики
определения экономической
эффективности используемых
и
внедряемых
интернеттехнологий
автоматизации
бизнес
процессов
предприятия.
Основные
тенденции
развития
информационных
технологии
в
области
экономики.
Умения:
- Находить и использовать
необходимую экономическую
информацию, с применением
специальных компьютерных
программ.
- Рассчитывать по принятой

Выбор технологии
решения
профессиональной
задачи с учетом
знания видов
движений и
преобразующих
движения механизмов

Проектная работа
Наблюдение в
процессе
практических
занятий
Оценка решений
ситуационных
задач

Выбор
технологии
разработки программ
совершенствования
производств;

Экспертная
оценка решений
ситуационных
задач
Тестирование
Устный опрос
Практические

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1

11

ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

методологии
основные
технико-экономические
показатели
деятельности
организации, с применением
современных
цифровых
инструментов.
Применять
цифровые
технологий
в
работе
с
информацией, базами данных
и иными информационными
системами
для
решения
профессиональных задач.
- Пользоваться справочноправовыми системами.

занятия
Ролевые игры

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой.

Критерии оценивания индивидуальных достижений обучающихся:
«5» -выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по
существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике;
показал всесторонние, систематизированные, знания учебной программы
дисциплины, знакомство с дополнительной литературой.
"4"- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе
некоторые неточности;
"3"- выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике;
«2» - выставляется студенту, который показывает фрагментарный, разрозненный
характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий,
нарушения логической последовательности в изложении программного материала,
допускает
в
ответе
или
в
решении
задач
грубые
ошибки;
− не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины,
допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет
использовать полученные знания при планировании своей профессиональной
деятельности.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».