Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее
ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной
основной образовательной программы (ПОП), утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №17
от «18» июня 2024 года.
ОРГАНИЗАЦИЯ
-
РАЗРАБОТЧИК:
ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»
«Полипрофильный
техникум
им.
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2
3
4
Раздел
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Стр.
4
5
14
17
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «СГ.03 Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 04, 07.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 07,
ПК 1.1,
ПК 1.5,
ПК 2.1,
ПК 4.1,
Должен уметь:
соблюдать
нормы
экологической безопасности на
рабочем месте;
- использовать на рабочем месте
средства индивидуальной защиты от
поражающих факторов при ЧС;
- выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задач и/или проблем
поддержания безопасных условий
жизнедеятельности, в том числе при
возникновении ЧС;
- участвовать в работе коллектива,
команды,
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами для создания человеко и
природозащитной
среды
осуществления профессиональной
деятельности;
- действовать в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного
времени;
соблюдать правила поведения и
порядок действий населения по
сигналам гражданской обороны
владеть общей физической и
Должен знать:
актуальный
профессиональный и социальный
контекст поддержания безопасных
условий жизнедеятельности, в том
числе при возникновении ЧС;
область
применения
получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей военной службы;
порядок
применения
современных средств и устройств
информатизации
и
цифровых
инструментов
в
обеспечении
безопасности жизнедеятельности и
защиты окружающей среды в
процессе решения задач социальной
и профессиональной деятельности;
психологические
аспекты
деятельности трудового коллектива
и личности для минимизации
опасностей
и
эффективного
управления рисками ЧС на рабочем
месте;
нормы
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности;
основы
военной
4
строевой подготовкой, навыками
обязательной подготовки к военной
службе;
выполнять
мероприятия
доврачебной
помощи
пострадавшим;
демонстрировать основы оказания
первой
доврачебной
помощи
пострадавшим;
осуществлять
профилактику
инфекционных заболеваний;
определять показатели здоровья и
оценивать физическое состояние
безопасности
и
обороны
государства;
организацию
и
порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основы строевой, огневой и
тактической подготовки;
боевые
традиции
Вооруженных Сил России;
характеристики поражений
организма человека от воздействий
опасных факторов;
классификацию и общие
признаки
инфекционных
заболеваний;
факторы
формирования
здорового образа жизни
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
36
Обязательные аудиторные учебные занятия
36
в том числе:
практические занятия
14
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
0
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
(практическая работа)
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
Объем часов
2
3
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и поведение человека в чрезвычайных ситуациях
Уровень
Тема 1. Теоретические Содержание учебного материала
освоения
основы безопасности
1-1 Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность
1-2
жизнедеятельности
жизнедеятельности». Разновидности опасностей современного
мира. Защита человека и окружающей среды от опасностей.
Сущность
понятия
«безопасность
жизнедеятельности».
Возникновение и развитие научных представлений о человеко- и
природо-защитной деятельности. Представление о системе
«человек – среда обитания», ее структуре и функциональных
связях. Системы безопасности и их структура. Вред, ущерб – виды
и характеристики.
Нормы
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной деятельности. Способы минимизации угрозы
потерь,
вызываемых
нарушениями
норм
безопасности
жизнедеятельности на рабочем месте. Алгоритмы поддержания
безопасных условий жизнедеятельности на рабочем месте
1-2
Тема 2. Безопасное
поведение человека в
чрезвычайных
2
ЧС природного, техногенного и социального характера. Общие
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
1-2
Уровень
освоения
1-4 Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
1-2
Содержание учебного материала
Осваиваемые
элементы
компетенций
3
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
6
ситуациях
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
правила безопасного поведения в ЧС и особенности безопасного
поведения в процессе выполнения профессиональных функций.
Действия населения по сигналам гражданской обороны
1-5,6 Порядок применения современных средств и устройств
информатизации и цифровых инструментов в обеспечении
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в процессе
выполнения профессиональных функций
1-7 Практическая работа №1 Использование на рабочем месте
2-3
средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС
1-8 Практическая работа №2 Правила поведения и действия по
2-3
сигналам гражданской обороны
2
Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
28
Модуль «Основы военной службы» (для юношей)»
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Основы
военной безопасности
Российской
Федерации
Уровень
освоения
1-9,10 Россия в современном мире, оборона страны как
1-2
обязательное условие мирного социально-экономического развития
Российской Федерации и обеспечение еѐ военной безопасности.
Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск,
история их создания, их основные задачи. Руководство и
управление Вооруженными Силами. Организация обороны
Российской Федерации
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
7
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-11 Военная служба как вид федеральной государственной
1-2
Тема 2.2.
Организационные и
правовые основы
военной службы в
Российской
Федерации
службы
и
разновидность
профессиональной
служебной
деятельности: особенности и предназначение. Правовой статус
военнослужащих. Права и обязанности военнослужащих.
Социальное обеспечение военнослужащих. Понятие и сущность
воинской обязанности. Воинский учет граждан. Призыв граждан на
военную службу.
1-12Медицинское освидетельствование и обследование граждан
при постановке их на воинский учет и при призыве на военную
службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к
военной службе. Начало, срок и окончание военной службы.
Увольнение с военной службы. Прохождение военной службы по
призыву, по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Ответственность военнослужащих.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
1-13,14 Практическая работа №2 Самоподготовка будущего
призывника к осуществлению военной деятельности
1-2
2-3
2
2
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-15 Строевая подготовка: строи и управление ими, строевые
1-2
Тема 2.3. Основы
строевой и
физической
подготовки
приемы и движение без оружия, строевые приемы и движение с
оружием, выполнение воинского приветствия, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, строи
отделения, действия военнослужащих у автомобилей и на
автомобилях.
Цель и задачи физической подготовки, содержание, средства
физической подготовки. Этапы проведения физической подготовки
военнослужащих. Техника выполнения физических упражнений и
формирования двигательных навыков. Основные формы
проведения физической подготовки: учебные занятия, утренняя
физическая зарядка, попутные физические тренировки
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
8
1-16 Практическая работа №3 Строевая и физическая
подготовка
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-17 Понятие «огневая подготовка». Требования к организации,
Тема 2.4. Основы
огневой подготовки
Тема 2.5. Основы
тактической
подготовки
порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок.
Правила безопасного обращения с оружием. Изучение условий
выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия.
Способы
удержания
оружия
и
правильность
прицеливания. Материальная часть автомата Калашникова,
разборка, сборка, чистка, смазка и хранение автомата, осмотр и
подготовка автомата к стрельбе, ведение огня из автомата, ручные
осколочные гранаты
1-2
1-18 Практическая работа №4 Отработка начальных
навыков обращения с оружием
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-19 Роль России в спасении Европы от экспансии
1-2
наполеоновской Франции. Истоки патриотизма народов
страны. Расширение границ и статуса великой державы
России в первой половине XIX в. «Восточный вопрос».
1
Содержание учебного материала
Тема 2.6. Основы
военной топографии
Уровень
освоения
1-20 Местность как элемент боевой обстановки. Тактические
1-2
1
свойства местности, основные еѐ разновидности и влияние на
боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств
местности. Типы укрытий на разных типах местности (горная,
степь, лес и т.д.)
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
9
Тема
2.7.
инженерной
подготовки
Основы
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-21,22 Порядок оборудования позиции отделения. Назначение,
1-2
размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка.
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение
2
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-23,24 Виды боевых ранений и опасность их получения. Состав
1-2
Тема
2.8.
Основы
военно-медицинской
подготовки.
Тактическая
медицина
Тема 2.9.
Символы
и назначение штатных и подручных средств первой помощи.
Алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях, в
т.ч. боевых ранений.
Условные зоны оказания первой помощи: характеристика
особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон. Объем
мероприятий первой помощи в каждой зоне. Порядок выполнения
мероприятий первой помощи в каждой зоне.
1-25,26 Практическая работа №5 Общие принципы оказания
первой медико-санитарной помощи. Методы доврачебной
реанимации
Содержание учебного материала
воинской
2
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
3
2
Уровень
освоения
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
10
чести.
Боевые 1-27,28 Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и
славы. Боевые традиции Вооруженных сил РФ. Ордена – почетные
традиции
Вооруженных
Сил награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Патриотизм и
России
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
1-2
верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество.
Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-1-6 Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика
1-2
поражений организма человека от воздействия опасных факторов.
Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи.
Первая доврачебная помощь при различных повреждениях и
состояниях
организма.
Транспортная
иммобилизация
и
транспортирование пострадавших при различных повреждениях
Тема 2.1.
Общие
оказания
помощи
1-7 Практическая работа №1 Общие принципы оказания
правила первой медико-санитарной
реанимации
помощи.
Методы
6
3
доврачебной
первой
1-8 Практическая работа №2 Первая помощь при отсутствии
сознания, при остановке дыхания и отсутствии кровообращения
(остановке сердца)
1-9 Практическая работа №3 Первая помощь при наружных
кровотечениях, при травмах различных областей тела
1-10 Практическая работа №4 Первая помощь при ожогах и
воздействии высоких температур, при воздействии низких
температур
1-11 Практическая работа №5 Первая помощь при попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, при отравлениях
Тема 2.2.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Содержание учебного материала
6
Уровень
ОК 01, ОК 02,
11
Профилактика
инфекционных
заболеваний
освоения
1-12 Из истории инфекционных болезней. Классификация
1-2
6
инфекционных заболеваний. Общие признаки инфекционных
заболеваний. Естественный микробный фон кожи. Патогенные
микроорганизмы.
Бессимптомная
латентная
инфекция.
Инфекционные заболевания и бациллоносительство. Периоды
протекания инфекционных заболеваний. Воздушно-капельные
инфекции. Желудочно-кишечные инфекции. Пищевые отравления
бактериальными токсинами. Определение понятия «иммунитет».
Виды и подвиды иммунитета. Антигены и антитела. Формы
приобретенного иммунитета. Иммунитет и восприимчивость к
инфекционным заболеваниям. Методы иммунопрофилактики.
Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний.
1-13 Практическая работа №6 Правила госпитализации
3
инфекционных больных
1
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-14-19 Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ
1-2
Тема 2.3.
Обеспечение
здорового
жизни
жизни и его составляющие. Двигательная активность и здоровье.
Питание и здоровье. Вредные привычки. Факторы риска. Понятие
об иммунитете и его видах
6
образа
1-20-26 Практическая работа №7 Показатели здоровья и
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
3
факторы, их определяющие
1-27-28 Практическая работа №8 Оценка физического
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
3
8
состояния
Дифференцированный 1-35,36 Практическая работа
зачет
3
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
12
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Всего:
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Основ безопасности и защиты Родины/Безопасности жизнедеятельности,
оснащенный необходимым для реализации программы учебной дисциплины
оборудованием:
автоматизированное рабочее место преподавателя
комплект учебно-методической документации по Безопасности жизнедеятельности
(карточки-задания, комплекты тестовых заданий,
Уставы ВС РФ
– комплект Учебные плакаты по медико-санитарной подготовке
- комплект плакатов: «Терроризм – угроза обществу», «Действия населения при
чрезвычайных ситуациях», «Действия населения при стихийных бедствиях», «Уголок
гражданской обороны», «Новейшие средства защиты органов дыхания»
учебно-наглядные пособия по огневой подготовке техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска для
совместной работы с мультимедиа-проектором;
индивидуальная аптечка гражданской обороны
противогаз
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Абрамова, С.В. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией
В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 399 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст: непосредственный.
2. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное издание / Арустамов
Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. - Москва : Академия, 2023. - 208 c.
(Специальности среднего профессионального образования). - ISBN 978-5-0054-1282-9 —
Текст: непосредственный.
3. Косолапова, Н. В., Безопасность жизнедеятельности : учебник / Н. В.
Косолапова,
Н. А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2024. — 222 с. — ISBN 978-5-406-12361-4. —
Текст: непосредственный.
4. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное издание / Сапронов
Ю.Г., Занина И. А. - Москва : Академия, 2023. - 336 c. - (Специальности среднего
профессионального образования). – ISBN 978-5-0054-1101-3 — Текст: непосредственный.
14
5. Сычев, Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Ю.Н. Сычев.
— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 225 с. — (Среднее
профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-018956-7. - Текст : непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Безопасность жизнедеятельности : практикум для СПО / составители С. М.
Гребенкин, В. А. Майнингер. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 87 c. — ISBN 978-54497-2205-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART :
[сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131103.html.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: ЭУМК: учебное издание /
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е. Л. - Москва : Академия, 2023. (Профессии среднего профессионального образования). - Текст : электронный. - URL:
https://academia-moscow.ru/catalogue/5540/692259.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Н. Мисюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 379 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-17442-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/536769.
2. Микрюков, В. Ю., Основы военной службы : учебник / В. Ю. Микрюков, В. Г.
Шамаев. — Москва : КноРус, 2023. — 505 с. — ISBN 978-5-406-10496-5. — URL:
https://book.ru/book/945216. — Текст : электронный.
3. Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на
производстве : учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. — 2-е изд. — Саратов :
Профобразование, 2024. — 120 c. — ISBN 978-5-4488-1333-7. — Текст : электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/137705.
4. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 639 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-17400-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542696.
5. Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда :
учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Е. В. Аникина,
Б. И. Лавер, Д. А. Семенов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 599 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17182-2. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/538055.
6. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева.
— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 212 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09079-6. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538524.
15
7. Суворова, Г. М. Психологические основы безопасности : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09277-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513805.
8.Официальный
сайт
МЧС
РФ
[Электронный
ресурс]
URL:
http://www.mchs.gov.ru.
16
Формируемы
е ОК и ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Знать:
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст
поддержания
безопасных
условий жизнедеятельности, в
том числе при возникновении
чрезвычайных
ситуаций
мирного и военного времени;
порядок
применения
современных
средств
и
устройств информатизации и
цифровых инструментов в
обеспечении
безопасности
жизнедеятельности и защиты
окружающей среды в процессе
решения задач социальной и
профессиональной
деятельности;
психологические
аспекты
деятельности
трудового
коллектива и личности для
минимизации опасностей и
эффективного
управления
рисками ЧС на рабочем месте;
нормы
экологической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности
владеет знаниями о
безопасных условиях
жизнедеятельности, в
том
числе
при
возникновении
чрезвычайных
ситуаций мирного и
военного времени;
знает
порядок
применения
современных средств
и
устройств
информатизации
и
цифровых
инструментов
в
обеспечении
безопасности
жизнедеятельности и
защиты окружающей
среды в процессе
решения
задач
социальной
и
профессиональной
деятельности
ориентируется
в
психологических
аспектах деятельности
трудового коллектива
и
личности
для
минимизации
опасностей
и
эффективного
управления рисками
ЧС на рабочем месте.
знает
нормы
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной
деятельности;
Письменный и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка
результатов
выполнения
практических
работ
Промежуточная
аттестация
17
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Уметь:
выявлять и эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения
задач
и/или
проблем
поддержания
безопасных
условий жизнедеятельности, в
том числе при возникновении
ЧС;
участвовать
в
работе
коллектива,
команды,
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
для
создания
человеко
и
природозащитной
среды
осуществления
профессиональной
деятельности;
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
мирного и военного времени;
соблюдать
нормы
экологической безопасности
на рабочем месте;
использовать на рабочем
месте
средства
индивидуальной защиты от
поражающих факторов при
ЧС;
соблюдать
правила
поведения и порядок действий
населения
по
сигналам
гражданской обороны
демонстрирует
Экспертное
умение выявлять и
наблюдение за
эффективно искать
ходом выполнения
информацию,
практических
необходимую для
работ.
решения задач и/или
Оценка
проблем поддержания
результатов
безопасных условий
выполнения
жизнедеятельности, в
практических
том числе при
работ
возникновении ЧС;
эффективно участвует
в работе коллектива,
команды,
взаимодействует с
коллегами,
руководством,
клиентами для
создания человеко - и
природо-защитной
среды осуществления
профессиональной
деятельности;
соблюдает нормы
экологической
безопасности на
рабочем месте;
правильно использует
на рабочем месте
средства
индивидуальной
защиты от
поражающих
факторов при ЧС
правильно соблюдает
правила поведения и
порядок действий
населения по
сигналам гражданской
обороны
18
4.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
Оценка
Полнота,
системность,
прочность
Обобщенность
знаний
Действенность
знаний.
1
1.
2
Изложение
полученных знаний
в
устной,
письменной
или
графической форме
полное, в системе.
В соответствии с
требованиями
учебной
программы;
допускаются
единичные
несущественные
ошибки,
самостоятельно
исправляемые
учащими
3
Выделение
существенных
признаков
изученного
с
помощью операций
анализа и синтеза;
выявление
причинноследственных
связей;
формулировка
выводов
и
обобщений;
свободное
оперирование
известными фактами
и
сведениями
с
использованием
сведений из других
предметов
Выделение
существенных
признаков
изученного
с
помощью операций
анализа и синтеза;
выявление
причинноследственных
связей;
формулировка
выводов
и
обобщений,
в
которых могут быть
отдельные
несущественные
ошибки;
подтверждение
изученного
известными фактами
и сведения
4
Самостоятельное
применение знаний
в
практической
деятельности;
выполнение заданий
как
воспроизводящего,
так и творческого
2.
Изложение
полученных знаний
в устной,
письменной или
графической форме
полное, в системе.
В соответствии с
требованиями
учебной
программы;
допускаются
отдельные
несущественные
ошибки,
исправляемые
учащимися после
указания
преподавателя на
них
характера.
Применение знаний
в
практической
деятельности;
самостоятельное
выполнение заданий
воспроизводящего
характера,
а
с
незначительной
помощью
преподавателятворческого
характера.
Косвенные
показатели,
влияющие на
оценку, Проявление
познавательного
интереса.
Познавательной
активности
5
Проявление
познавательного
интереса,
познавательной
активности,
познавательнотворческого интереса
к изучаемому
предмету, новой
технике, технологии,
постоянное
стремление
выполнить более
сложное задание
Проявление
познавательной
активности,
познавательного
интереса
к
изучаемому
предмету,
новой
технике, технологии,
эпизодическое
желание выполнить
более
сложное
задание
19
3
4
5
Изложение
Выделение
Недостаточная
Пассивность,
полученных знаний существенных
самостоятельность
созерцательный
в устной,
признаков
/учащийся
познавательный
письменной или
изученного,
нуждается
в интерес
к
графической форме выявление
наводящих вопросах изучаемому
полное, в системе.
причиннопреподавателя/ при предмету,
новой
В соответствии с
следственных связей применении знаний технологии;
требованиями
и
формулировка в
практической отсутствие
учебной
выводов.
деятельности;
стремления
программы;
выполнение заданий выполнять
более
допускаются
воспроизводящего
сложное задание.
отдельные
характера
с
несущественные
помощью
ошибки,
преподавателя
исправляемые
учащимися после
указания
преподавателя на
них
Изложение
Бессистемное
Неумение
Отсутствие внимания
учебного материала выделение
применять знания в на уроке, интереса к
неполное,
случайных
практической
избранной
бессистемное, что
признаков
деятельности
профессии.
препятствует
изученного;
/учащийся не может
усвоению
неумение
ответить на
последующей
производить
наводящие вопросы
учебной
простейшие
преподавателя,
информации;
операции анализа и
самостоятельно
существенные
синтеза: делать
выполнить задание/.
ошибки, не
обобщения, выводы
исправляемые даже
с помощью
преподавателя
Незнание и
Узнавание объекта
Отсутствие попыток
непонимание
среди аналогов.
применить знания в
учебного материала
практической
/учащийся не
деятельности /отказ
может ответить не
ответить, выполнить
на один
задание/.
поставленный
вопрос/.
4.2 ОЦЕНКА ТЕСТА.
Перевод баллов теста в оценку:
Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий теста
Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2» - выполнено менее 50% заданий тест
4.3. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью, сделаны выводы, аккуратно;
в логических рассуждениях и обосновании ответа нет пробелов и ошибок (возможна
одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного
материала).
20
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования выводов
недостаточны, неаккуратно; допущена одна ошибка или два-три недочета в выводах
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех
недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме, нет
выводов.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет изученным материалом, выполнено неверно.
21