1
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее
ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной
основной образовательной программы (ПОП), утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №22
от «29» октября 2024 года.
ОРГАНИЗАЦИЯ
-
РАЗРАБОТЧИК:
ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»
«Полипрофильный
техникум
им.
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2
3
4
Раздел
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Стр.
4
6
12
16
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «СГ.06 Основы финансовой грамотности» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла
образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью изучения основ финансовой грамотности в образовательных организациях
среднего профессионального образования является освоение знаний о финансовой жизни
современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках,
способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и
принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных
альтернатив.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Уметь:
- определять задачу в профессиональном
и/или социальном контексте, в контексте
личностного развития и управления
финансовым благополучием;
- выявлять и отбирать информацию,
необходимую для решения задачи;
- составлять план действий;
- определять необходимые ресурсы;
- реализовывать составленный план
Уметь:
- определять задачи для сбора информации;
- планировать процесс поиска информации
и осуществлять выбор необходимых
источников;
структурировать
получаемую
информацию;
- оценивать практическую значимость
результатов поиска;
Знать:
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст,
в
котором
приходится работать и жить;
- основные источники информации и
ресурсы
для
решения
задач
в
профессиональном
и
социальном
контексте, в контексте личностного
развития и управления финансовым
благополучием;
- критерии оценки результатов принятого
решения
в
профессиональной
деятельности, для личностного развития и
достижения финансового благополучия
Знать:
информационные
источники,
применяемые
в
профессиональной
деятельности;
для
решения
задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- формат представления результатов
поиска информации,
- современные средства и устройства
4
- оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач, задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- использовать различные цифровые
средства при решении профессиональных
задач, задач личностного развития и
финансового благополучия
Уметь:
- определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности,
для
ведения
предпринимательской
деятельности и личного финансового
планирования;
осуществлять
наличные
и
безналичные
платежи,
сравнивать
различные способы оплаты товаров и услуг,
соблюдать
требования
финансовой
безопасности;
- учитывать инфляцию при решении
финансовых задач в профессии, личном
планировании;
планировать личные доходы и
расходы, принимать финансовые решения,
составлять личный бюджет;
- использовать разнообразие финансовых
инструментов для управления личными
финансами
в
целях
достижения
финансового благополучия с учетом
финансовой безопасности;
- выявлять сильные и слабые стороны
бизнес-идеи, плана достижения личных
финансовых целей;
- производить основные финансовые
расчеты в сферах предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов;
- оценивать финансовые риски, связанные с
осуществлением
предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов
Уметь:
- работать в коллективе и команде;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами,
в
ходе
профессиональной и предпринимательской
деятельности
информатизации;
- возможности использования различных
цифровых
средств
при
решении
профессиональных
задач,
задач
личностного развития и финансового
благополучия
Знать:
- принципы и методы презентации
собственных бизнес-идей, в том числе
различным категориям заинтересованных
лиц;
- основные принципы и методы проведения
финансовых
расчетов
в
процессе
осуществления
предпринимательской
деятельности и планирования личных
финансов;
различие между наличными и
безналичными
платежами,
порядок
использования их при оплате покупки;
- понятие инфляции, ее влияние на
решение финансовых задач в профессии,
личном планировании;
структуру личных доходов и
расходов, правила составления личного и
семейного бюджета;
- особенности различных банковских и
страховых продуктов и возможности их
использования
в
профессиональной,
предпринимательской деятельности и для
управления личными финансами;
- базовые характеристики и риски
основных финансовых инструментов для
предпринимательской
деятельности
и
управления личными финансами;
направления
взаимодействия
с
государственными органами, сторонними
организациями
(в
том
числе,
финансовыми)
в
профессиональной
деятельности,
при
осуществлении
предпринимательской
деятельности
и
личного финансового планирования для
реализации своих прав, и исполнения
обязанностей
Знать:
- особенности работы в малых и больших
группах, работы в команде, организации
коллективной работы;
- принципы организации проектной
деятельности
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
36
Обязательные аудиторные учебные занятия
36
в том числе:
практические занятия
14
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
0
Итоговая аттестация в форме зачета (практическая работа)
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.06 Основы финансовой грамотности
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала
Объем
часов
Формируемые общие
компетенции и
профессиональные
компетенции
1
2
3
4
Введение в курс финансовой грамотности
1-1,2 Потребности и ресурсы. Финансовые цели. Финансовое благополучие и финансовые риски. Финансовые решения.
Финансовое поведение. Финансовая культура
Раздел 1. Деньги и операции с ними
Уровень
Тема 1.1. Деньги и платежи
Основное содержание учебного материала
освоения
1-3 Роль и функции денег. Виды современных денег, их основные
1-2
характеристики.
Денежная система. Покупательная способность денег. Инфляция. Основные
риски, связанные с использованием денег. Платежи и расчеты. Поставщики
платежных услуг. Платежные агенты. Платежные системы. Основные
платежные инструменты: банковский счет, мобильный и интернет-банк,
дебетовая, кредитная банковские карты, электронный кошелек. Риски при
использовании различных платежных инструментов. Подтверждение расчетов
3
В том числе практических занятий (на выбор)
1-4 Влияние инфляции на финансовые возможности человека
Издержки проведения платежей разного вида
Признаки подлинности и платежности банкнот и монет (дизайн, применяемые
технологии, используемые материалы)
Использование разных платежных инструментов с учетом особенностей своей
профессии/специальности
Тема 1.2. Покупки и цены
Основное содержание учебного материала
1-5 Выбор товаров и услуг. Обязательная информация о товаре (услуге).
Поставщики товаров и услуг. Агрегаторы и маркетплейсы. Цена товара.
Дифференциация цен. Ценовая дискриминация. Программы лояльности
(дисконтные карты, скидки, бонусы, кэшбек).
Варианты оплаты (разные
виды денег; оплата в момент получения, предоплата, покупка в кредит,
рассрочка, подписка). Роль рекламы и других способов продвижения товаров и
услуг продавцами. Возврат товара после покупки
В том числе практических занятий (на выбор)
1-6 Расчет полной цены. Выбор наилучшего предложения
2
6
2
1
1
2
1-2
1
1
3
ОК 04
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Стоимость товара с учетом скидок и рекламных акций
7
Тема 1.3. Безопасное
использование денег
Влияние неценовых факторов на совершение покупки (состав, используемые
материалы и технологии, ценности бренда и др.)
Основное содержание учебного материала
1-7 Финансовая безопасность в сфере денежного обращения и покупок. Выбор
добросовестного поставщика финансовых услуг. Персональные данные, их
значение для безопасного использования денег. Основы безопасного
пользования банкоматами. Безопасность денежных операций в цифровой среде.
Техники социальной инженерии, включая фишинг, и способы защиты. Правила
возмещения средств, несанкционированно списанных со счета
В том числе практических занятий (на выбор)
1-8 Выбор надежного интернет-магазина
Алгоритм безопасного использования платежных инструментов
Признаки типичных ситуаций финансового мошенничества в различных сферах
профессиональной деятельности
Раздел 2. Планирование и управление личными финансами
Тема 2.1. Личный и семейный Основное содержание учебного материала
бюджет, финансовое
1-9 Постановка финансовых целей (краткосрочные и долгосрочные финансовые
планирование
цели, принцип SMART, выбор способов и контроль достижения финансовой
цели). Человеческий и финансовый капитал. Виды доходов и расходов.
Принципы ведения личного и семейного бюджета
В том числе практических занятий (на выбор)
1-10, 11,12 Возможности сокращения расходов и повышения доходов
Планирование личного бюджета и оценка его выполнения
Возможности для повышения дохода с учетом особенностей своей
профессии/специальности
Тема 2.2. Личные сбережения
Основное содержание учебного материала
1-13 Цели сбережений. Изменение стоимости денег во времени. Основные
формы сбережений: наличные деньги, банковские счета и их виды. Доходность
банковских вкладов. Простые и сложные проценты. Влияние инфляции на
процентный доход. Сейфовые ячейки. Риски для сбережений и пути их
минимизации. Система страхования вкладов
В том числе практических занятий (на выбор)
1-14 Безопасное использование сберегательных инструментов. Выбор
добросовестного поставщика финансовых услуг
Выбор банка и оценка доходности банковского вклада
Анализ необходимости и требуемого объема сбережений с учетом
особенностей своей профессии/специальности
2
1-2
1
3
1
10
4
1-2
1
3
3
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2
1-2
1
1
3
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
8
Тема 2.3. Кредиты и займы
Основное содержание учебного материала
1-15 Цели заимствований. Проценты по кредитам и займам. Неустойки.
Регулирование процентов и неустоек. Основные инструменты заимствования.
Банковский кредит. Принципы кредитования. Виды кредитов. Условия
кредитования. Формы обеспечения возвратности кредита. Кредитный договор.
Риски использования кредитов и займов и пути их минимизации. Страхование
при кредитовании. Взыскание долгов. Кредитная история. Кредитные
каникулы. Реструктуризация и рефинансирование кредита. Личное банкротство
В том числе практических занятий (на выбор)
1-16
Безопасное
использование
кредитных
инструментов.
Выбор
добросовестного поставщика финансовых услуг. Выбор оптимальных условий
заимствования
Выбор банка и банковского кредита
Расчет размера допустимого кредита с учетом особенностей
профессии/специальности (уровень дохода, профиль трат)
Тема 2.4. Безопасное
управление личными
финансами
2
1-2
1
3
1
своей
Основное содержание учебного материала
1-17 Финансовая безопасность и цифровая среда в сфере личных финансов.
Оптимизация личного и семейного бюджета с учетом обеспечения
безопасности.
Удаленное банковское обслуживание. Дистанционное
управление личными финансами
В том числе практических занятий (на выбор)
1-18 Управление личным бюджетом
Моделирование семейного бюджета в условиях как дефицита, так и избытка
доходов
Возможности и ограничения льготных программ банков с учетом
особенностей своей профессии, иных факторов (вклады и кредиты для
молодежи, программистов, семей с детьми)
2
1-2
1
3
1
Раздел 3. Риск и доходность
Тема 3.1. Инвестирование
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
10
Основное содержание учебного материала
1-19 Цели и риски инвестирования. Ликвидность и доходность инвестиций.
Взаимосвязь доходности и риска. Основные инвестиционные продукты и их
базовые характеристики. Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС).
Формирование инвестиционного портфеля. Диверсификация. Мошенничество
в сфере инвестиций, способы защиты от него. Особенности финансовых
пирамид
В том числе практических занятий (на выбор)
1-20 Стратегия инвестирования
2
1-2
1
1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
9
Тема 3.2. Страхование
Тема 3.3.
Предпринимательство
Раздел 4. Финансовая среда
Тема 4.1. Финансовые
взаимоотношения с
государством
Базовые принципы формирования инвестиционного портфеля
Расчет размера допустимого объема инвестиций в рамках личного бюджета с
учетом особенностей своей профессии/специальности (уровень дохода,
профиль трат)
Основное содержание учебного материала
1-21 Страхование как один из способов управления рисками. Виды
страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование
гражданской ответственности. Основные виды страховых продуктов
В том числе практических занятий (на выбор)
1-22 Безопасное использование страховых продуктов. Выбор добросовестного
поставщика страховых услуг
Страхование как способ обеспечения безопасности в профессиональной
деятельности
Специфика страхования в разных профессиях (профессиональные страховые
продукты)
Основное содержание учебного материала
1-23,24 Роль предпринимательства в жизни человека и общества. Условия
развития стартапов и малого бизнеса. Формы ведения предпринимательской
деятельности и их основные характеристики. Возможные источники
финансирования малого бизнеса
В том числе практических занятий
1-25,26,27,28 Требования для открытия собственного бизнеса и алгоритм
действий
Базовые финансовые показатели бизнеса: выручка, постоянные и переменные
издержки, прибыль.
Анализ бизнес-идей и рисков, связанных с ними, с учетом особенностей своей
профессии/специальности
3
2
1-2
1
3
1
6
1-2
2
3
4
6
Основное содержание учебного материала
1-29 Роль налогов, налоговой и социальной политики государства для
экономики страны и личного благосостояния граждан. Налоги физических лиц.
Налоговые вычеты и льготы.
Пенсионная система России. Социальная поддержка граждан. Возможности
инициативного бюджетирования
В том числе практических занятий (на выбор)
1-30 Применение налоговых вычетов для увеличения дохода
Основные цифровые сервисы государства для граждан.
Налоги и пенсионное обеспечение для самозанятых и ИП
2
1-2
1
3
1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
10
Специфика налогообложения и пенсионного обеспечения в разных профессиях
(профессиональные налоговые вычеты для творческих профессий, налоги и
пенсии для нотариусов и адвокатов, военных)
Тема 4.2. Защита прав
граждан в финансовой сфере
Основное содержание учебного материала
1-31,32,33 Основные права граждан в финансовой сфере и формы их
защиты. Задачи и полномочия Банка России, других государственных органов
в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Досудебное и судебное
урегулирование споров. Уполномоченный по правам потребителей
финансовых услуг. Особенности защиты прав потребителей в цифровой среде.
В том числе практических занятий (на выбор)
1-34 Типичные ситуация нарушения прав граждан в финансовой сфере
4
1-2
3
3
Алгоритм действий при нарушении прав граждан в финансовой сфере
1
Стратегии действия в проблемных ситуациях с учетом особенностей своей
профессии/специальности (характер возможного нарушения прав)
1-35,36 Промежуточная аттестация Зачет - практическая работа
3
2
Итого
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение заполняется
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
специальные помещения:
Кабинет «Экономики, маркетинга и менеджмента»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
наглядные пособия, рабочее место педагога (стол -1, стул-1), компьютер -1, столы 15, стулья – 30, рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
локальная сеть с выходом в Интернет, проектор, экран.наглядные пособия;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред.
профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р. Елисеева. – . – 4-е
изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 288 с.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Методические рекомендации: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В.
Дубровская, А.Р. Елисеева. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 96 с.
3. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность. Практикум: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. профессиональное образования / М.Р. Каджаева, Л.В. Дубровская, А.Р.
Елисеева. – 2-е изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2023. – 128 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Костюкова Е.И. Основы финансовой грамотности: учебник для СПО / Е. И.
Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург:
Лань, 2024. — 316 с. — ISBN 978-5-507-47451-6. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/378458.
2.
Купцова Е.В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего
профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство
Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476085.
3.
Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности.
Практикум: учебное пособие для СПО / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 288 с. — ISBN 978-5-507-47563-6. — Текст:
электронный//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/389003
4.
Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего
профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 148 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-16794-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531714
5.
Яцков, И. Б. Основы финансовой грамотности и предпринимательской
деятельности / И. Б. Яцков, С. В. Афанасьева. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 332 с.
— ISBN 978-5-507-48129-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/362738.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1.
Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://minfin.gov.ru/.
2.
Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.edu.pacc.ru.
3.
Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru
4.
Персональный навигатор по финансам Моифинансы.рф [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https: https://моифинансы.рф/.
5.
Роспотребнадзор
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
www.rospotrebnadzor.ru.
6.
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] – Режим
доступа: www.fmc.hse.ru.
7.
Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.cbr.ru.
8.
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.nalog.ru.
9.
Федеральный методический центр по финансовой грамотности населения
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iurr.ranepa.ru/centry/finlit/.
10.
Финансовая культура [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fincult.info/.
11.
Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/.
3.2.4. Перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные
аспекты тем, заявленных в программе
Нормативно-правовая база
1.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в
Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской
деятельности».
3.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
4.
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)».
5.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма».
6.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)».
7.
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле».
8.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в
банках Российской Федерации».
9.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».
13
10.
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной
системе».
11.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
12.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Налоговый кодекс Российской
Федерации. Ч. 2.
13.
Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных
карт и об операциях, совершаемых с их использованием».
14.
Положение Банка России от 29 июня 2021 г. № 762-П «О правилах осуществления
перевода денежных средств».
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемы
е ОК и ПК
Результаты обучения
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Знать:
-актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
- основные источники информации и
ресурсы для решения задач в
профессиональном и социальном
контексте, в контексте личностного
развития и управления финансовым
благополучием;
- критерии оценки результатов
принятого
решения
в
профессиональной деятельности, для
личностного развития и достижения
финансового благополучия;
информационные
источники,
применяемые в профессиональной
деятельности; для решения задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- формат представления результатов
поиска информации,
- современные средства и устройства
информатизации,
возможности
использования различных цифровых
средств
при
решении
профессиональных задач,
задач
личностного развития и финансового
благополучия;
- принципы и методы презентации
собственных бизнес-идей, в том
числе
различным
категориям
заинтересованных лиц;
- основные принципы и методы
проведения финансовых расчетов в
процессе
осуществления
предпринимательской деятельности
и планирования личных финансов;
- различие между наличными и
безналичными платежами, порядок
использования их при оплате
покупки;
- понятие инфляции, ее влияние на
решение финансовых задач в
профессии, личном планировании;
- понятие иностранной валюты и
валютного курса;
- структуру личных доходов и
расходов,
правила
составления
личного и семейного бюджета
- особенности различных банковских
и
страховых
продуктов
и
возможности их использования в
профессиональной,
Критерии оценки
демонстрирует
знания
особенностей
профессионального
и
социального контекста;
ориентируется в
источниках информации и
ресурсах для решения задач
в
профессиональном
и
социальном контексте;
может
назвать
критерии
оценки
результатов
принятого
решения
в
профессиональной
деятельности,
для
личностного развития и
достижения
финансового
благополучия;
может объяснить,
как
пользоваться
цифровыми средствами при
решении профессиональных
задач, задач личностного
развития и финансового
благополучия;
демонстрирует
знания
о
том,
как
представлять
результаты
поиска информации;
может
охарактеризовать
возможности
различных
цифровых
средств,
используемых для решения
профессиональных задач,
задач личностного развития
и
финансового
благополучия;
способен
к
презентации собственных
бизнес-идей, в том числе
различным
категориям
заинтересованных лиц;
ориентируется в
нормативно-правовой базе,
регламентирующей
профессиональную
деятельность,
предпринимательство
и
личное
финансовое
планирование;
способен
определить
наиболее
Формы и методы
оценки
Устный опрос;
Оценка результатов
практической работы;
Оценка результатов
тестирования;
Самооценка своего
знания,
осуществляемая
обучающимися
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения учебных
заданий
Промежуточная
аттестация
15
предпринимательской деятельности
и
для
управления
личными
финансами
- базовые характеристики и риски
основных финансовых инструментов
для
предпринимательской
деятельности и управления личными
финансами;
- направления взаимодействия с
государственными
органами,
сторонними организациями (в том
числе,
финансовыми)
в
профессиональной
деятельности,
при
осуществлении
предпринимательской деятельности
и
личного
финансового
планирования для реализации своих
прав, и исполнения обязанностей
- особенности работы в малых и
больших группах, работы в команде,
организации коллективной работы;
- принципы организации проектной
деятельности
подходящие
способы
оплаты товаров и услуг в
конкретных ситуациях;
демонстрирует
понимание
влияния
инфляции
на
решение
финансовых
задач
в
профессии,
личном
планировании
демонстрирует
понимание
валютных
курсов
и
порядка
проведения расчетов по
обмену одной валюты на
другую;
- демонстрирует
понимание
правил
составления личного и
семейного бюджета
способен назвать
банковские
продукты,
описать их особенности и
возможности
для
профессиональной,
предпринимательской
деятельности
и
для
управления
личными
финансами;
способен назвать
базовые характеристики и
риски
основных
финансовых инструментов
для предпринимательской
деятельности и управления
личными финансами;
демонстрирует
представление
о
направлених
взаимодействия
с
государственными
органами,
сторонними
организациями
(в
том
числе, финансовыми) в
профессиональной
деятельности,
при
осуществлении
предпринимательской
деятельности и личного
финансового планирования
для реализации своих прав,
и исполнения обязанностей
способен
охарактеризовать
особенности
работы
в
малых и больших группах,
работы
в
команде,
организации коллективной
работы;
демонстрирует
представление о принципах
организации проектной
16
деятельности
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Уметь:
определять
задачу
в
профессиональном
и/или
социальном контексте, в контексте
личностного развития и управления
финансовым благополучием;
-выявлять и отбирать информацию,
необходимую для решения задачи;
- составлять план действий;
-определять необходимые ресурсы;
- реализовывать составленный план;
- определять задачи для сбора
информации;
- планировать процесс поиска
информации и осуществлять выбор
необходимых источников;
- оформлять результаты поиска,
пользоваться
средствами
информационных технологий для
решения профессиональных задач,
задач личностного развития и
финансового благополучия;
- использовать различные цифровые
средства
при
решении
профессиональных задач,
задач
личностного развития и финансового
благополучия;
определять
актуальность
нормативно-правовой документации
в профессиональной деятельности,
определяет задачу в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
осуществляет поиск
и
отбор
информации,
необходимой для решения
задачи;
осуществляет
планирование действий для
решения задачи;
определяет ресурсы
для решения задачи;
выполняет
составленный план;
определяет задачи
для сбора информации;
планирует процесс
поиска
информации
и
осуществлять
выбор
необходимых источников;
представляет
результаты
поиска
информации для решения
профессиональных
задач,
задач личностного развития
и финансового благополучия
с
применением
средств
информационных
технологий;
Устный опрос;
Оценка результатов
практической работы;
Оценка результатов
тестирования;
Самооценка своего
знания,
осуществляемая
обучающимися
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения учебных
заданий
Промежуточная
аттестация
17
для ведения предпринимательской
деятельности и личного финансового
планирования;
осуществлять
наличные
и
безналичные платежи, сравнивать
различные способы оплаты товаров
и услуг, соблюдать требования
финансовой безопасности;
- учитывать инфляцию при решении
финансовых задач в профессии,
личном планировании;
- производить расчеты по валютнообменным операциям;
- планировать личные доходы и
расходы, принимать финансовые
решения,
составлять
личный
бюджет;
использовать
разнообразие
финансовых
инструментов
для
управления личными финансами в
целях достижения финансового
благополучия с учетом финансовой
безопасности;
- выявлять сильные и слабые
стороны
бизнес-идеи,
плана
достижения личных финансовых
целей;
- производить основные финансовые
расчеты
в
сферах
предпринимательской деятельности
и планирования личных финансов;
- оценивать финансовые риски,
связанные
с
осуществлением
предпринимательской деятельности
и планирования личных финансов;
- работать в коллективе и команде;
- взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами, в ходе
профессиональной и
предпринимательской деятельности
демонстрирует
умение
пользоваться
цифровыми средствами при
решении профессиональных
задач, задач личностного
развития и финансового
благополучия;
использует
актуальную
нормативноправовую документацию в
профессиональной
деятельности, для ведения
предпринимательской
деятельности
и
личного
финансового планирования;
выполняет задания
по выбору и использованию
различных
платежных
инструментов в конкретной
ситуации с учетом правил
финансовой безопасности;
учитывает
инфляцию при решении
финансовых
задач
в
профессии,
личном
планировании;
производит расчеты
по
валютно-обменным
операциям;
планирует личные
доходы
и
расходы,
принимать
финансовые
решения, составляет личный
бюджет;
выполняет
практические
задания,
основанные
на
использовании
разнообразных финансовых
инструментов
для
управления
личными
финансами
в
целях
достижения
финансового
благополучия
с
учетом
финансовой безопасности;
анализирует
бизнес-идею;
проводит
финансовые расчет, включая
анализ
расходов,
необходимых
для
достижения цели,
проводит
оценку
возможных
финансовых
рисков,
связанных
с
осуществлением
предпринимательской
деятельности и планирования
личных финансов;
осуществляет
эффективные коммуникации
18
в коллективе и команде;
взаимодействует с
коллегами, руководством,
клиентами в модельных
ситуациях профессиональной
и предпринимательской
деятельности с опорой на
знания правил
коммуникации;
Критерии оценки
Уровень достижения
Отметка
5
(отлично)
образовательных
результатов
Высокий
4
(хорошо)
Хороший
3
(удовлетворительно)
Средний
Критерии и показатели
Ответ полный, включает все
содержательные элементы (по
типовым темам для оценки в
качестве эталона используются
памятки-характеристики)
Ответ правильный,
не
содержит фактических ошибок
Ответ последовательный,
включает вступление, основную
часть и выводы. В основной
части представлены причинноследственные
связи,
аргументация,
характеристика
признаков.
Устная речь грамотная,
соответствует нормам
литературного русского языка.
Отсутствуют
слова паразиты,
жаргонные выражения.
Ответ включает основные
содержательные элементы
Ответ в целом правильный, но
содержит
одну-две
несущественные
ошибки
или неточности Ответ логичный,
включает
вступление, основную часть и
выводы. Последовательность
изложения
основной части в
основном выдержана.
Ответ в основном выдержан в
соответствии с нормами
литературного русского языка.
Допущены одна-две ошибки в
ударениях и согласовании слов
Ответ отражает отдельные
аспекты темы.
Ответ в основном правильный, но
содержит одну-две фактические
ошибки, которые обучающийся
исправил самостоятельно после
уточняющего
вопроса
Последовательность изложения в
19
Ниже среднего
2
(неудовлетворительно)
основном
выдержана,
обучающийся
самостоятельно
сформулировал выводы
после
напоминания.
Обучающийся допускает ошибки в
ударениях и согласовании слов
Ответ не отражает содержания
темы,
содержит
много
фактических ошибок,
логика
изложения
отсутствует,
речь
малограмотная
Критерии оценки теста
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
20
21