Рабочая программа учебной дисциплины «Основы инженерной графики» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения
России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной основной образовательной
программы (ПОП), разработанной Государственным автономным профессиональным
образовательным учреждением Московской области «Межрегиональный центр компетенций –
Техникум имени С.П. Королева», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №___ от «___»
____ года.
ОРГАНИЗАЦИЯ
-
РАЗРАБОТЧИК:
ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»
«Полипрофильный
техникум
им.
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2
3
4
Раздел
РАБОЧЕЙ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
Стр.
4
5
10
11
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «ОП.01 Основы инженерной графики» является обязательной
частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Должен уметь:
- пользоваться конструкторской,
производственно-технологической и
нормативной документацией для
выполнения
профессиональной
деятельности;
читать чертежи средней сложности
и сложных конструкций, изделий,
узлов и деталей
Должен знать:
основные
типы,
конструктивные элементы, размеры
сварных соединений и обозначение
их на чертежах;
основные группы и марки
свариваемых материалов;
основные правила чтения
конструкторской документации;
общие сведения о сборочных
чертежах;
основы
машиностроительного черчения;
требование единой системы
конструкторской
документации
(ЕСКД)
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
36
Обязательные аудиторные учебные занятия
36
в том числе:
практические занятия
14
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
(практическая работа)
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы инженерной графики
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Объем часов
3
4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Раздел 1. Техническое черчение
Введение
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-1 Основные задачи и содержание предмета «Основы
1-2
инженерной графики». Роль чертежей в технике и в сварочном
производстве. Основные инструменты черчения. Значение
изучаемого предмета для квалифицированных рабочих
1-2 Единая система конструкторской документации.
Классификационные группы стандартов ЕСКД
Тема 1.1. Основные
правила выполнения
чертежей
1-2
Уровень
освоения
1-3 Линия чертежа – нанесение, название, начертание,
1-2
толщина. Форматы чертежей – основные, дополнительные;
Масштабы – определение, обозначение, применение.
Содержание учебного материала
1-4 Основная подпись. Шрифт. Сведения о стандартных
шрифтах, типах. Основные правила нанесения размеров на
чертежах
1-2
1-5 Практическая работа №1 Графическая работа:
Выполнение рамки, основной надписи;
1-6 Практическая работа №2 Графическая работа:
Выполнение основной надписи шрифтом.
2-3
Осваиваемые
элементы
компетенций
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
6
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-7 Основные положения. Виды. Расположение основных
1-2
видов. Сечения
Тема 1.2. Изображения 1-8 Разрезы. Простые разрезы. Сложные разрезы. Обозначение
1-2
разрезов
Тема 1.3. Чтение
чертежа детали
1-9 Практическое занятие №3.
Графическая работа:
2-3
Выполнение чертежа детали – главный вид
1-10 Практическое занятие №4.
Графическая работа:
Выполнение чертежа детали –вид сверху
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-11
Чтение
чертежей
сварных
строительных
и
1-2
технологических металлоконструкций (стойки, лестницы,
перила ограждений, трапы, настилы
1-12 Чтение монтажных
металлоконструкции
Тема 1.4.
Построение третьего
вида по двум
заданным
чертежей
технологических
2
2
2
1-2
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-13 Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды
1-2
аксонометрических проекций. Параметры аксонометрических
проекций. Проецирование точки и геометрических тел.
1-14 Использование стандартных фигур при построении
чертежа с прямолинейными и криволинейными очертаниями,
требующими геометрических построений с применением
деления углов и окружностей на равные части
2
1-2
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
7
Тема 1.5. Эскиз и
технический рисунок
детали
1-15,16 Практическое занятие №5. Построение второй
2-3
модели по одной заданной с использованием ее
аксонометрического изображения
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-17 Определение и основные требования к эскизу. Порядок
выполнения эскиза. Технический рисунок.
2
1
1-2
1-18,19,20 Практическое занятие №6. Графическая работа:
выполнение эскиза и технического рисунка
2-3
Уровень
освоения
1-21 Резьбы: Классификация резьбы, назначение, основные
1-2
параметры и элементы резьбы. Изображение на чертежах
1-22 Крепежные изделия. Резьбовые соединения. Шпоночные
1-2
и шлицевые соединения. Неразъемные соединения.
1-23 Соединения сварные. Соединения клепаные. Соединения
1-2
Тема 7. Правила
пайкой, склеиванием
выполнения чертежей
1-24,25 Практическое занятие №7. Выполнение чертежей
2-3
некоторых деталей и
сварных дымовых и вентиляционных труб, безнапорных труб
их соединений
для воды
1-26,27 Практическое занятие №8. Выполнение чертежей
2-3
сварных трубопроводов наружных и внутренних сетей
водоснабжения и теплофикации
1-28,29 Практическое занятие №9.
2-3
Выполнение чертежей сварных сосудов и емкостей, креплений
и опор для трубопроводов, фундаментных плит, воздуховодов
Уровень
Тема 1.7. Чертежи Содержание учебного материала
освоения
общего
вида
и
1-30 Стадии разработки конструкторских документов
1-2
сборочные чертежи
3
Содержание учебного материала
3
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2
2
2
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
8
1-31 Чертежи общего вида. Размеры, указываемые на чертеже.
Конструктивно-технологические особенности изображения
соединений деталей
1-32 Деталирование. Спецификация. Сборочный чертеж
1-33,34 Самостоятельная работа
2
Дифференцированный 1-35,36 Практическая работа
зачет
Всего:
3
2
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение заполняется
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
специальные помещения:
Кабинет «Инженерной графики»,
оснащенный оборудованием:
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место педагога;
рабочее место обучающегося;
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные
пособия, стандарты ЕСДП и ЕСКД, чертежи, карточки задания, тесты);
наглядные пособия и плакаты;
чертежный инструмент для работы на доске;
комплекты деталей;
тематические учебные плакаты и планшеты;
образцы графических и практических работ;
макеты геометрических тел и деталей
Технические средства обучения:
персональные
компьютеры,
программное
обеспечение,
проектор,
мультимедийные материалы;
дидактические материалы
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Фазулин Э.М. Основы инженерной графики: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Э.М. Фазулин, О. А. Яковук. — М.: Издательский центр
«Академия», 2021. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-00540362-9. — Текст : непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение : учебник для среднего
профессионального образования / И. С. Вышнепольский. — 10-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-5337-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/511791
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемы
е ОК и ПК
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Знания:
основные
типы,
конструктивные
элементы,
размеры сварных соединений
и обозначение их на чертежах;
основные группы и марки
свариваемых материалов;
основные правила чтения
конструкторской
документации;
общие сведения о сборочных
чертежах;
основы машиностроительного
черчения;
требование единой системы
конструкторской
документации (ЕСКД).
Устные и
письменные опросы,
оценка результатов
выполнения
практических
работ.
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Умения:
пользоваться
конструкторской,
производственнотехнологической
и
нормативной документацией
для
выполнения
профессиональной
деятельности;
читать
чертежи
средней
сложности
и
сложных
конструкций, изделий, узлов и
деталей
Построение
и
разработка чертежей в
соответствии
с
законами, методами и
приемами
проекционного
черчения.
Построение
и
разработка чертежей в
соответствии с ЕСКД
Применение
на
практике
правил
оформления и чтения
конструкторской
и
документации
Выполнение
чертежей,
технических
рисунков, эскизов и
схем, геометрических
построений
в
соответствии
с
правилами
вычерчивания
технических деталей
при
подготовке
различных заданий
Точность и скорость
чтения
чертежей,
технологических
схем, спецификации и
технологической
документации
по
профилю
специальности.
Построение эскизов,
технических рисунков
и чертежей деталей,
их элементов, узлов
ручной и машинной
графике должны быть
согласно указанным в
задании требованиям
и
в
соответствии
стандартами
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практических
работ.
11
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой.
Критерии оценивания индивидуальных достижений обучающихся:
оценка «5» - знание теоретических основ в полном объѐме, выполнение
графических
и
текстовых
документов
в
соответствии
стандартов,
машиностроительных чертежей. Возможны несущественные ошибки, самостоятельно
исправляемые.
оценка «4» - знание теоретических основ, выполнение графических и текстовых
документов в соответствии стандартов, чтение машиностроительных и строительных
чертежей. Ошибки при выполнении и чтении чертежей, исправляемые с помощью
преподавателя.
оценка «3» - недостаточные теоретические знания по предмету, некачественное
выполнение графических и текстовых документов, допускается много ошибок.
оценка «2» - существенные ошибки при чтении размеров и выполнении чертежей,
незнание основ предмета.
оценка «1» - отказ от ответа, невыполнение практической работы.
12