ОП.02 Основы электротехники

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии
среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной основной образовательной программы
(ПОП), разработанной Государственным автономным профессиональным образовательным
учреждением Московской области «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени
С.П. Королева», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №___ от «___» ____ года.

ОРГАНИЗАЦИЯ

-

РАЗРАБОТЧИК:

ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»

«Полипрофильный

техникум

им.

2

СОДЕРЖАНИЕ

№
1
2
3
4

Раздел
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

Стр.
4
5
11
13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «ОП.02 Основы электротехники» является обязательной
частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Должен уметь:
- читать структурные,
монтажные и простые
принципиальные электрические
схемы;
- рассчитывать и измерять
основные параметры простых
электрических магнитных и
электронных цепей;
использовать
в
работе
электроизмерительные приборы

Должен знать:
 единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического тока,
сопротивления проводников;
 методы расчета и измерения основных
параметров
простых
электрических,
магнитных и электронных цепей;
 свойства постоянного и переменного
электрического тока;
 принципы
последовательного
и
параллельного соединения проводников и
источников тока;
 электроизмерительные
приборы
(амперметр, вольтметр), их устройство,
принцип действия и правила включения в
электрическую цепь; свойства магнитного
поля;
 двигатели постоянного и переменного
тока, их устройство и принцип действия;
 аппаратуру
защиты
электродвигателей;
 методы
защиты
от
короткого
замыкания; заземление, зануление

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

36

Обязательные аудиторные учебные занятия

36

в том числе:
практические занятия

14

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа

0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
(тестирование)

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Основы электротехники

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

Объем часов

2

3

4

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Раздел 1. Электрические и магнитные поля
Введение
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
1-1 Электротехника: понятие, цель изучения, содержание,
1-2
межпредметные связи
1-2 Техника безопасности: действие электрического тока на
организм, основные причины поражения электрическим
током, заземление, зануление, защита от статического
электричества, методы защиты от короткого замыкания;
оказание первой помощи пораженному электрическим током

Тема 1.1. Электрические
цепи постоянного тока

1-2

Уровень
освоения
1-3 Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы
1-2
измерения, закон Ома для участка цепи, работа, мощность.
Электрические цепи: понятие, классификация, условное
изображение, элементы, условные обозначения; методы
расчета
Содержание учебного материала

1-4 Источники тока: типы, характеристики, способы
соединения, закон Ома для полной цепи. Резисторы: понятие,
способы соединения, схемы, замещение

1-2

1-5 Сложные электрические схемы: понятия, закон Кирхгофа,
методы контурных токов, узловых потенциалов, наложения

1-2

Осваиваемые
элементы
компетенций

3

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

6

эквивалентного генератора. Тепловое действие тока
1-5 Практическая работа №1 Составление схем и расчет
общего сопротивления цепи при смешанном соединении
проводников;
1-6 Практическая работа №2 Расчет приводов на нагрев и
потерю напряжения

2-3

2

Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Электромагнетизм

1-7
Магнитные
цепи:
характеристика,
законы.
характеристики веществ

Уровень
освоения
классификация,
элементы,
1-2
Магнитные
свойства
и

1-8 Практическое занятие №3.
характеристик магнитных цепей

Расчет

основных

1

2-3
2

Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Электромагнитная
индукция

Уровень
освоения
1-9 Электромагнитная индукция: явление, закон, правило
1-2
Ленца
2
1-10 Электродвижущая сила самоиндукции, взаимоиндукции
и индуктивность катушки

Тема 1.4.
Электрические цепи
переменного тока

1-2

Содержание учебного материала

Уровень
освоения
1-11 Переменный ток: понятие, получение, характеристика,
1-2
единицы измерения. Электрическая цепь с активным,
индуктивным и емкостным сопротивлением: понятие,

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
7

характеристика, соединение,
векторные диаграммы

графическое

изображение,

1-12 Трехфазный ток: понятие, получение, характеристики,
1-2
соединение генераторов и потребителей, мощность
трехфазной сети, симметричные и несимметричные цепи,
векторные диаграммы
1-13 Практическое занятие №5.
Расчет активного,
2-3
индуктивного,
емкостного
сопротивления
в
цепях
переменного тока
1-14 Практическое занятие №6. Построение векторных
диаграмм в цепях переменного тока с активным,
индуктивным и емкостным сопротивлением
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-15 Электрические измерения: понятие, виды, методы,
погрешности, расширение пределов измерения

ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

2

1-2
Тема 1.5. Электрические
приборы и электрические
измерения

1-16 Электроизмерительные приборы: классификация, класс
точности, группы эксплуатации; электроизмерительные
системы:
магнитоэлектрическая,
электродинамическая,
электромагнитная,
электростатическая,
индукционная,
термоэлектрическая,
ферромагнитная,
детекторная,
вибрационная; устройство, принцип действия, правила
включения в электрическую цепь постоянного и переменного
тока
1-17,18 Практическое занятие №7. Определение основных
характеристик электроизмерительных приборов по условным
обозначениям на шкалах приборов

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

2-3
2

Раздел 2. Электротехнические устройства

8

Содержание учебного материала

Тема 2.1.
Электрические
измерения и
электроизмерительные
приборы

Уровень
освоения
1-19 Электрические измерения: понятие, виды, методы,
1-2
погрешности, расширение пределов измерения
1-20 Электроизмерительные приборы: классификация, класс
1-2
точности, группы эксплуатации; электроизмерительные
системы:
магнитоэлектрическая,
электродинамическая,
электромагнитная,
электростатическая,
индукционная,
термоэлектрическая,
ферромагнитная,
детекторная,
вибрационная; устройство, принцип действия, правила
включения в электрическую цепь постоянного и переменного
тока
1-21,22 Практическое занятие №8. Определение основных
2-3
характеристик электроизмерительных приборов по условным
обозначениям на шкалах приборов
1-23 Трансформаторы: типы, назначение, устройство,
1-2
принцип действия, режим работы, КПД, потери энергии

1-24,25 Практическое занятие
Тема 2.2. Трансформаторы параметров трансформаторов.

№9.

Определение

2

2

2-3
2

Тема 2.3. Электрические
машины

Уровень
освоения
1-26 Электрические машины: назначение, классификация,
1-2
устройство,
принцип
действия,
характеристики,
эксплуатация, КПД
1-27 Электрические двигатели: классификация, устройство,
принцип действия, характеристики, правила пуска и
остановки
электродвигателей,
установленных
на
эксплуатируемом оборудовании; аппаратура защиты

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Содержание учебного материала

1

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1

9

1-28 Генераторы постоянного тока: виды, назначение,
принцип устройство, принцип действия, характеристики,
эксплуатация, КПД

ПК 4.1

2-3
1-29 Практическое занятие 10. Устройство и принципы
действия машин постоянного тока

Тема 2.4.
Электронные приборы

Дифференцированный
зачет

Всего:

1-30 Сварочные выпрямители: устройства, типы, технические
характеристики
1-31,32,33,34
Практическое
занятие
10.
Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы. Снятие
вольт-амперной характеристики

1-2

1

2-3

4

1-35,36 Выполнение теста

3

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение заполняется
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Электротехники»,
оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий - стенды для теоретического изучения:
1) «Основные законы электротехники»,
2) «Выпрямление переменного тока и сглаживание пульсаций»,
3) «Принцип действия трансформатора»,
4) «Последовательное и параллельное соединение цепей»,
5) «Схема подключения асинхронного двигателя»,
6) «Характеристики электрических машин постоянного тока»,
7) «Схема потребителей трехфазного тока»,
8) «Способы подключения и характеристики асинхронного двигателя»,
9) «Алфавит»,
10) «Условные обозначения ЭРЭ в схемах электрических, радиотехнических и
автоматизации».
- макеты: 1) «Двигатель-генератор», 2)«Асинхронный двигатель», модели электрических
машин (4 шт.),
- образцы материалов,
- дидактический материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением с набором обучающих и
контролирующих программ и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории:
по количеству обучающихся:
- лабораторный комплекс «Электрические цепи и основы электроники» (4шт),
- лабораторный комплекс «Основы электромеханики, электрифицированные схемы (4 шт.)
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Берекишвили В.Ш. Основы электротехники: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / В.Ш. Берикишвили. — 4-е изд., перераб. — М. : Издательский
центр «Академия», 2020. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-54468-8759-0.
2. Прошин В.М. Электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Прошин. — 4-е изд., испр. — М. :
Издательский центр «Академия», 2021. — 646 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-0054-0283-7.
11

3.2.2. Основные электронные издания
1. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть 1 : учебное
пособие для среднего профессионального образования / И. И. Алиев. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 374 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-04339-6.
2. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть 2 : учебное
пособие для среднего профессионального образования / И. И. Алиев. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-04341-9.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемы
е ОК и ПК

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Знания:
единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности
электрического тока,
сопротивления проводников;
методы расчета и измерения
основных параметров простых
электрических, магнитных и
электронных цепей;
свойства постоянного и
переменного электрического
тока;
принципы последовательного
и параллельного соединения
проводников и источников
тока;
электроизмерительные
приборы (амперметр,
вольтметр), их устройство,
принцип действия и правила
включения в электрическую
цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и
переменного тока, их
устройство и принцип
действия;
аппаратуру защиты
электродвигателей;
методы защиты от короткого
замыкания;
заземление, зануление

Правильно определять
единицы измерения
силы тока,
напряжения
мощности и
сопротивления
проводников.
Применять методы
расчета и измерения
основных простых
электрических,
магнитных и
электронных цепей.
Различать свойства
постоянного и
переменного
электрического тока.
Осуществлять
последовательное и
параллельное
соединение
проводников и
источников тока.
Определять
устройство, принцип
действия и правила
включения в
электрическую цепь
электроизмерительны
х приборов
(амперметра,
вольтметра).
Излагать свойства
магнитного поля.
Индентифицировать
устройство и принцип
действия, область
применения
двигателей
постоянного и
переменного тока, их.
Соблюдать правила
пуска, остановки
электродвигателей,
установленных на
эксплуатируемом

Устные и
письменные опросы,
оценка результатов
выполнения
практических
работ.

13

оборудовании.
Применять основную
(наиболее
используемую)
аппаратуру защиты
электродвигателей.
Применять основные
методы защиты
сварочного
оборудования от
короткого замыкания.
Соблюдать
требования
к
устройству защитного
заземления
и
зануления

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1

Умения:
читать структурные,
монтажные и простые
принципиальные
электрические схемы;
рассчитывать и измерять
основные параметры простых
электрических магнитных и
электронных цепей;
использовать
в
работе
электроизмерительные
приборы.

Правильно читает
структурные,
монтажные и простые
принципиальные
электрические схемы;
Уверенно
рассчитывает и
измеряет основные
параметры простых
электрических
магнитных и
электронных цепей;
Использует в работе
электроизмерительны
е приборы

Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практических
работ.

14

Критерии оценки устного ответа
Оценка «5»(отлично) выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4»(хорошо) выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочѐта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3»(удовлетворительно)выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих
вопросов преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка «2»(неудовлетворительно)выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной
части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».