Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии
среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО) и примерной основной образовательной программы
(ПОП), разработанной Государственным автономным профессиональным образовательным
учреждением Московской области «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени
С.П. Королева», утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом №___ от «___» ____ года.
ОРГАНИЗАЦИЯ
-
РАЗРАБОТЧИК:
ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»
«Полипрофильный
техникум
им.
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2
3
4
Раздел
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
Стр.
4
5
11
12
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15
ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «ОП.03 Материаловедение» является обязательной частью
общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Коды
Умения
Знания
ОК, ПК
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Должен уметь:
пользоваться
Должен знать:
конструкторской,
основные группы
производственно-технологической
и свариваемых материалов
нормативной
документацией
для
выполнения
профессиональной
деятельности
и
марки
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
36
Обязательные аудиторные учебные занятия
36
в том числе:
практические занятия
14
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
2
Итоговая аттестация в форме экзамена (устный по билетам)
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
3
Раздел 1. Основные сведения о металлах. Строение и свойства металлов
Уровень
Тема 1.1. АтомноСодержание учебного материала
освоения
кристаллическое
1-1 Общие сведения о металлах. Типы атомных связей и их
1-2
строение металлов
влияние на свойства металлов
Тема 1.2. Свойства
металлов
Объем часов
1-2 Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные
типы кристаллических решеток замыкания; оказание первой
помощи пораженному электрическим током
1-2
1-3,4 Практическая работа №1 Зависимость свойств
металла от процесса образования зерен при наложении
сварного шва
2-3
2
Уровень
освоения
1-5 Основные свойства металлов, оказывающее влияние на
1-2
определение их сферы применения: физические, химические,
технологические.
1-7
Химические
свойства
металлов:
окисляемость,
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2
Содержание учебного материала
1-6 Физические свойства металлов: плотность, плавление,
теплопроводность, электропроводность, тепловое расширение
Осваиваемые
элементы
компетенций
1-2
1-2
5
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
6
коррозионная стойкость, жаростойкость, жаропрочность
Тема 1.3. Железо и его
сплавы
1-8 Механические свойства металлов: прочность, упругость,
пластичность, вязкость, твердость. Способы определения
механических свойств.
1-2
1-9 Технологические свойства металлов: жидко текучесть
(литейность), ковкость (деформируемость), прокаливаемость,
обрабатываемость резанием, свариваемость
1-2
1-10 Практическая работа №2 Изучение микроструктуры
2-3
металлов и сплавов. Исследование макроструктуры
кристаллизации контура провара сварного шва;
1-11 Практическая работа №3 Методы измерения твердости
металлов
и
сплавов.
Определение
твѐрдости
для
наплавленного участка, а также для сварного соединения;
1-12 Практическая работа №4 Анализ диаграммы состояния
железоуглеродистых сплавов;
1-13 Практическая работа №5 Изучение микроструктуры
чугунов. Исследование микроструктуры расположение
кристаллов, характер фазовых структурных превращений в
сварном шве
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-14 Общие понятия о железоуглеродистых сплавах.
1-2
Производство чугуна и стали. Современные процессы
изготовления стали
1-15 Диаграмма состояния системы железо-углерод. Влияние
1-2
химических элементов на свойства стали чугуна.
Классификация сталей по химическому составу, по
назначению, по способу производства, по качеству, по степени
раскисления
1-16
Конструкционные
стали.
Углеродистые
и
инструментальные стали. Стали с особыми физическими
свойствами. Маркировка сталей и сплавов
4
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
7
Тема 1.4. Методы
получения и
обработки изделий из
металлов и сплавов
Тема 1.5. Цветные
металлы и сплавы
1-17 Цветные металлы и сплавы. Маркировка сплавов цветных
металлов
1-18 Практическое занятие №6.
Изучение строения
2-3
углеродистых сталей и чугунов в равновесном состоянии.
Расшифровка марок углеродистых сталей по заданным
условиям
1-19 Практическое занятие №7. Обоснование выбора марок
сталей, применяемых для инструментов. Расшифровка марок
легированных сталей по заданным параметрам
1-20 Практическое занятие №8. Построение и анализ
графика термической обработки
1-21 Практическое занятие №9. Построение графика
химико-термической обработки и последующей обработки
детали
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1-22 Методы получения и обработки изделий из металлов и
1-2
сплавов: литье, прокат, обработка давлением и резанием,
термообработка, химико-термическая обработка, сварка, пайка
и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические,
диффузионные и распылительные процессы нанесения
металлических защитных и защитно-декоративных покрытий
1-23 Зона термического влияния к шву участка сварного шва и
1-2
его фазовые изменения вследствие нагрева.
1-24 Структура сварного соединения: - Участок неполного
расплавления; - Участок перегрева; - Участок нормализации; Участок неполной перекристаллизации; - Участок
рекристаллизации; - Участок синеломкости.
Обзор методов для определения свойств сварных
швов/Чешуйчатость сварного шва.
1-25 Практическое занятие №10. Температура скорости
охлаждения материала сварного шва
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
8
1-26 Сплавы на основе алюминия. Сплавы на основе магния.
Технический титан и титановые сплавы. Медь и ее сплавы.
Сплавы на основе никеля.
1-2
1-27 Алюминий и сплавы на его основе. Антифрикционные
сплавы. Биметаллы.
1-28 Практическое занятие №11. Изучение микроструктуры
сплавов цветных металлов
1-29 Практическое занятие №12
Сопоставительная
характеристика цветных металлов
1-2
2
2-3
2
Раздел 2. Основные сведения о неметаллических материалах
Содержание учебного материала
Уровень
Тема 2.1. Основные
освоения
сведения
о
1-30 Классификация, строение и свойства неметаллических
1-2
неметаллических
материалов (пластические массы, полимеры, композиционные
материалах
материалы, керамика и др.)
1-31
Типовые
термопластичные
материалы
(пластмасса/пластик)
1-32 Типовые термореактивные материалы
Самостоятельная
1-33,34
работа
Дифференцированный 1-35,36 Практическая работа
зачет
Всего:
3
2-3
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
2
3
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
36
9
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение заполняется
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен следующие
специальные помещения:
Кабинет «Материаловедения»,
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия,
карточки задания, тесты);
- электронный учебник;
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения: компьютеры, программное обеспечение,
видеофильмы, интернет.
Лаборатория материаловедения:
- разрывная машина:
- твердомер
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / В. В. Овчинников. — 4-е изд., стер. — Москва :
Издательский центр «Академия», 2021. — 272 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-4468-9888-6. — Текст :непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Дедюх, Р. И. Технология сварочных работ: сварка плавлением : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Р. И. Дедюх. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03766-1.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://www.urait.ru/bcode/514902
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемы
е ОК и ПК
Результаты обучения
Критерии оценки
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Уверенно разбирается
Знания:
основные группы и марки в наименованиях,
свариваемых материалов.
маркировках,
основных свойствах и
классификациях
углеродистых и
конструкционных
сталей, цветных
металлов и сплавов, а
также полимерных
материалов (в том
числе пластмасс,
полиэтилена,
полипропилена)
Чѐтко обосновывает
правила применения
охлаждающих и
смазывающих
материалов.
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07, ОК
08, ОК 09;
ПК 1.1
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 4.1
Умения:
пользоваться
конструкторской,
производственнотехнологической
и
нормативной документацией
для
выполнения
профессиональной
деятельности
Правильно пользуется
справочными
таблицами
для
определения свойств
материалов.
Уверенно
выбирает
материалы
для
осуществления
профессиональной
деятельности
Формы и методы
оценки
Устные и
письменные опросы,
оценка результатов
выполнения
практических
работ.
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практических
работ.
12
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля производится в соответствии с традиционной шкалой
оценивания.
5 – полное, системное изложение полученных знаний в устной, письменной и
графической форме. Свободно владеет профессиональной лексикой. Решает проблемные
ситуации, находит альтернативные или вариативные решения. Логично и
аргументировано формулирует выводы и обобщения. Допускаются
единичные
несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися.
4
-- полное, системное изложение материала в устной, письменной или
графической форме. Владеет профессиональной лексикой. Определяет решение
проблемных ситуаций. Находит вариативные решения. Допускаются единичные
несущественные ошибки, исправляемые после указания на них преподавателя.
3 -- изложение материала неполное, но не препятствует усвоению последующего
материала. Частично владеет профессиональной лексикой. Находит решение проблемной
ситуации , но не может аргументировано и логично высказать суждения и выразить свою
мысль. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью
преподавателя.
2
-- изложение материала неполное, бессистемное, препятствует усвоению
последующей информации. Существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью
преподавателя. Узнает объект среди аналогов. Неумение делать выводы и обобщения.
Единичное владение специальными терминами. Не владеет профессиональной лексикой.
Критерии оценки выполнения заданий по результатам текущего контроля в
тестовой форме
"5" (отлично) - 90-100% правильных ответов;
"4" (хорошо) - 80-89% правильных ответов;
"3" (удовлетворительно) - 70-79% правильных ответов;
"2" (неудовлетворительно) - 69% и менее правильных ответов.
13