Программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 года N 762 (с
изменениями на 20 декабря 2022 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования";
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по профессии среднего профессионального
образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки) утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863
(далее – ФГОС СПО);
- Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» (от 09.11.2016 №788ПП);
- Положения о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины, циклов
ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП;
- Положения по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических
занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терѐшкина»;
- Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
- Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения входного, текущего
контроля и итоговой аттестации;
- Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
Организация-разработчик
Терѐшкина"
ГАПОУ
СО
"Полипрофильный
техникум
Разработчик:
Сергеева Светлана Александровна, преподаватель 1 квалификационной категории
2
им.
О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ 11
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной
профессиональной образовательной программы по профессии в соответствии с ФГОС СПО
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденного
Приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023 г. № 863 (далее – ФГОС СПО).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ВЧ.01 Технологии трудоустройства» является вариативной
частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09
Умения
Знания
У1 Анализировать
направленность личности;
У2 Составлять алгоритм поиска
работы;
У3 Выдерживать конкуренцию
на рынке труда;
У4 Ориентироваться в
государственных службах
занятости;
У5 Оформлять документы для
трудоустройства;
У6 Проходить собеседования;
У7 Разбираться в трудовом
договоре и его разновидностях;
У8 Заниматься
самообразованием, культурно
выражать свои мысли;
У9 Планировать и реализовывать
профессиональную карьеру
З1 Сферы деятельности человека,
структуру профессионального
самоопределения;
З2 Психологические свойства личности,
структуру собственной направленности;
З3 Понятие «рынок труда», спрос и
предложения на рынке труда;
З4 Факторы, влияющие на выбор и
успешный поиск работы
З5 Способы получения информации о
вакансиях;
З6 Условия обращения к
посредническим организациям;
З7 Правила проведения собеседования;
З8 Типы и виды профессиональной
деятельности;
З9 Системы оплаты труда, правила
оформления трудовых отношений;
З10 Формы управления,
психологическая структура коллектива;
З11 Понятие «адаптация», формы и
способы адаптации
З12 Правила и методы поиска работы;
З13 Основные положения трудового
законодательства;
З14 Понятие: социальная и
психологическая адаптация на рабочем
месте;
З15 Права и обязанности молодых
специалистов
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
36
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
36
в том числе:
практические занятия (если предусмотрено)
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
0
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета в форме
2
«Презентация портфолио»
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ВЧ.01 «Технологии трудоустройства»
Наименование
Содержание учебного материала и форм организации
разделов и
деятельности
тем
1
2
Раздел 1. Введение. Профессиональная деятельность
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение в учебную
1-1
Цели и задачи дисциплины «Технологии трудоустройства».
дисциплину. Рынок
1-2
Понятие «рынок труда». Рабочая сила как товар. Цена
труда
рабочей силы. Конкуренция на рынке труда. Общая
характеристика современного рынка труда в России
Практические занятия
1-3
№ 1. Составление схемы «Современный рынок труда»
1-4
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Профессиональная
1-5
Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды
деятельность: типы,
1-6
профессиональных карьер. Карьерные стратегии. Этапы
виды, режимы.
1-7
построения профессиональной карьеры. Внутренние и
Характеристика
внешние факторы, влияющие на успешность карьеры.
профессий
Практические занятия
1-8
№
2.
Диагностика
личности.
Дифференциальнодиагностический опросник. Проективные тесты
Раздел 2. Технология трудоустройства
Тема 2.1. Алгоритм
Содержание учебного материала
поиска работы.
1-9
Поиск работы. Способы активного поиска работы.
Стратегии поведения выпускника на рынке труда.
Обращение к работодателю. Посредники на рынке труда.
Государственная служба занятости. Коммерческие агентства
по найму и подбору кадров
Практические занятия
1-10 № 3. Ознакомление с сайтом https://trudvsem.ru/
1-11 Выполнение задания на поиск вакансий
Тема 2.2. Техника
Содержание учебного материала
6
Уровень
освоения
Объем часов
3
4
8
4
1
2
2
2
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
ОК 1-9
4
1
3
2
1
ОК 1-9
17
3
1
1
ОК 1-9
2
2
ОК 1-9
3
ведения телефонных
переговоров.
Телефонные
звонки
потенциальным
работодателям.
«Поисковый» телефонный звонок. 2 Телефонный звонок по
рекламируемой вакансии
Практические занятия
1-13 № 4. Решение проблемных ситуаций «Телефонный разговор
1-14 с потенциальным работодателем»
1-12
Тема 2.3. Документы,
Содержание учебного материала
необходимые в ситуации 1-15 Составление резюме, автобиографии, поискового письма
трудоустройства.
работодателю. Основные правила их разработки и
оформления.
Практические занятия
1-16 № 5. Составление резюме специалиста - выпускника
1-17
Тема 2.4.
Практические занятия
Портфолио выпускника 1-18 Портфолио: понятие, значение в трудоустройстве, виды
портфолио. Структура портфолио. Документы, включаемые
в портфолио
Практические занятия
1-19 № 6. Составление портфолио выпускника
1-20
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Собеседование при
1-21 Понятие и структура собеседования. Виды собеседований.
приеме на работу
Практические занятия
1-22 № 7.
Подготовка к собеседованию. Подготовка
1-23 необходимых документов. Прохождение собеседования.
Поведение во время собеседования. Факторы эффективного
собеседования: умение подать себя, умение убедить
работодателя в своѐм профессионализме.
1-24 № 8. Проведение тренинга «Навыки проведения успешных
1-25 переговоров с работодателем»
Раздел 3. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 3.1. Оформление
1-26 Понятие, источники трудового права. Кодекс законов о
трудовых отношений
1-27 труде Российской Федерации. Коррупционные проявления в
7
1
1
2
2
2
1
2
2
ОК 1-9
3
ОК 1-9
3
2
1
2
2
ОК 1-9
5
1
1
2
2
2
2
1
2
ОК 1-9
7
ОК 1-9
трудовых отношениях. Трудовой договор: понятие, виды,
содержание. Трудовой договор, его разновидности.
Практические занятия
1-28 № 9. Изучение примерного трудового договора
Тема 3.2. Дисциплина Содержание учебного материала
труда
1-29 Трудовые споры. Понятие конфликта. Разрешение трудовых
1-30 конфликтов
Практические занятия
1-31 № 10. Проведение тренинга «Эффективное взаимодействие»
1-32
Раздел 4. Профессиональная адаптация
Тема 4.1. Понятие
Содержание учебного материала
«адаптация»
1-33 Значение адаптации на рабочем месте для создания
положительного впечатления о вновь принятом работнике.
Профессиональная адаптация. Социально-психологическая
адаптация.
1-34 Рабочая команда как средство повышения эффективности
Тема 4.2. Работа в
работы. Преуспевающий член команды. Создание команды.
команде
Промежуточная аттестация - зачет в форме «Презентация портфолио»
2
ОК 1-9
2
2
2
2
2
1
1
1
1
3
Итого
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
8
1
ОК 1-9
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- 1 доска классная,
- рабочее место педагога (1 стол, 1 стул);
- 15 столов,
- 30 стульев,
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- проектор,
- документ-камера,
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Леонов, Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд.,
пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 193 с. — (Серия : профессиональное
образование).
2. Романова, Ю. Д. Информационные технологии в управлении персоналом : учебник и
практикум для СПО / Ю. Д. Романова, Т. А. Винтова, П. Е. Коваль. — 3-е изд., перераб. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 271 с. — (Серия : Профессиональное
образование).
Дополнительные источники:
1. Дубровина О.И. Курс лекций по дисциплине: "Эффективное поведение на рынке труда"
для студентов СПО: Электронное пособие. Год: 2020
2. Татьяна Задорожняя Название: Про работу и личную жизнь Издательство: СПб.: Питер
Год: 2016.
Интернет-ресурсы
1. http://blanker.ru – Бланки документов
2. http://freejob.ru - сайт о способах трудоустройства
3. http://humanitar.ru. – единый портал, где представлены учебные материалы о рынке
труда и безработице
4. http://lib4all.ru – электронная библиотека, где представлены учебные материалы, в
которых есть информация об особенностях трудоустройства на рынке труда, а также о
способах поиска работы.
5. http://www.job.ru -Поиск вакансий
6. http://www.proforientator.ru -Центр тестирования и развития
7. https://trudvsem.ru/ - официальный сайт службы занятости «Работа России»
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
сферы
деятельности
человека,
структуру
профессионального
самоопределения;
- психологические свойства
личности,
структуру
собственной
направленности;
- понятие «рынок труда»,
спрос и предложения на
рынке труда;
- факторы, влияющие на
выбор и успешный поиск
работы
способы
получения
информации о вакансиях;
- условия обращения к
посредническим
организациям;
правила
проведения
собеседования;
типы
и
виды
профессиональной
деятельности;
- системы оплаты труда,
правила
оформления
трудовых отношений;
формы
управления,
психологическая структура
коллектива;
- понятие «адаптация»,
формы
и
способы
адаптации
- правила и методы поиска
работы;
- основные положения
трудового
законодательства;
- понятие: социальная и
психологическая адаптация
на рабочем месте;
-права
и
обязанности
молодых специалистов
Критерии оценки
Формы и методы оценки
Демонстрация знаний о
сферах
деятельности
человека,
структуре
профессионального
самоопределения.
Демонстрация
знаний
психологических свойств
личности,
структуры
собственной
направленности.
Демонстрация знаний в
области «рынка труда»
(спрос и предложение).
Демонстрация
знаний
факторов, влияющих на
выбор и успешный поиск
работы,
способов
получения информации о
вакансиях,
условий
обращения
к
посредническим
организациям на «рынке
труда»,
правилам
проведения собеседования.
Демонстрация
знаний
типов и видов будущей
профессиональной
деятельности,
системы
оплаты
труда,
правил
оформления
трудовых
отношений,
правил
и
методов поиска работы.
Демонстрация знаний форм
управления,
психологической структуры
рабочего коллектива.
Демонстрация
знаний
понятия «адаптация», форм
и
способов адаптации,
понятий
социальная
и
психологическая адаптация
на рабочем месте.
Демонстрация
знаний
основных
положений
трудового
законодательства, прав и
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при:
- выполнении практических
заданий;
- решении ситуационных
задач;
- выполнении контрольной
работы;
- выполнении
тестирования;
- подготовке и выступлении
с докладом, сообщением;
-защите реферата;
- проведении
промежуточной аттестации
Методы контроля
обучения:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- фронтальный опрос;
-контроль с помощью тех.
средств и информационных
систем;
- сравнение с эталоном;
- общая дискуссия;
- проверка письменного
задания;
- тестирование;
- рефлексия своей
деятельности;
- собеседование по
результатам диагностики
10
обязанностей
специалистов
Умения
анализировать
направленность личности;
составлять
алгоритм
поиска работы;
выдерживать
конкуренцию на рынке
труда;
ориентироваться
в
государственных службах
занятости;
- оформлять документы для
трудоустройства;
- проходить собеседования;
- разбираться в трудовом
договоре
и
его
разновидностях;
заниматься
самообразованием,
культурно выражать свои
мысли;
планировать
и
реализовывать
профессиональную карьеру
молодых
Демонстрация умений
анализировать
направленность личности.
Демонстрация умений
составлять алгоритм поиска
работы, выдерживать
конкуренцию на рынке
труда, ориентироваться в
государственных службах
занятости, оформлять
документы для
последующего
трудоустройства,
разбираться в трудовом
договоре и его
разновидностях
Демонстрация умений
качественно готовиться и
проходить собеседование с
потенциальным
работодателем, заниматься
самообразованием,
культурно выражать свои
мысли, планировать и
реализовывать
профессиональную карьеру
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при:
- выполнении практических
заданий;
- решении ситуационных
задач;
- выполнении контрольной
работы;
- выполнении
тестирования;
- подготовке и выступлении
с докладом, сообщением;
-защите реферата;
- проведении
промежуточной аттестации
Методы контроля
обучения:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- фронтальный опрос;
-контроль с помощью тех.
средств и информационных
систем;
- сравнение с эталоном;
- общая дискуссия;
- проверка письменного
задания;
- тестирование;
- рефлексия своей
деятельности;
- собеседование по
результатам диагностики
Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Критерий оценки – текущая аттестация:
«5» - выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике;- который показал
всесторонние, систематизированные, знания учебной программы дисциплины, знакомство
с дополнительной литературой.
«4»- выставляется студенту, который твердо знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе
некоторые неточности;
11
«3» - выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике.
«2» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения
логической последовательности в изложении программного материала, допускающему в
ответе или в решении задач грубые ошибки;
− который, не знает большей части основного содержания учебной программы
дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины
и не умеет использовать полученные знания при планировании своей профессиональной
деятельности.
Критерий оценки – итоговая аттестация
Подготовка «Портфолио достижений выпускника» и презентации к защите- 4-6 часов.
В том числе защита 10-13 мин.:
•
подготовка 3 мин.;
•
доклад по реферату 5-7 мин.;
•
ответы на вопросы оппонентов 2-3 мин.;
Оценка оформления и презентации портфолио осуществляется по следующим
критериям:
За правильно выполненный критерий выставляется положительная оценка – 2 балла.
За выполнение критерия со штрафными баллами в установленных пределах выставляется
положительная оценка – 1 балл.
За неправильно выполненный критерий или за набор более определенного количества
штрафных баллов, или за несоблюдение требований выставляется отрицательная оценка –
0 баллов.
1 критерий:
Соответствие структуры портфолио требованиям (см. Положение о портфолио №
105/ОД от 18.10.2021).
2 критерий:
Оформление портфолио в соответствии с требованиями:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершѐнность представленных материалов;
- наглядность.
3 критерий:
Критерии оценки самопрезентации:
- внешний вид;
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение базовых результатов деятельности;
- целостность и логичность отражения основной идеи самопредставления;
- грамотная речь;
- оригинальность
- артистизм;
- контакт с публикой (визуальное и невербальное общение);
- соблюдение регламента.
12
4 критерий:
Умение вести дискуссию и ответы на вопросы по существу представленных
документов.
Максимальное количество баллов за оформление и презентацию портфолио – 8
баллов
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
13