ДООП Психологический практикум

УТВЕРЖДАЮ
Директор Ж.А. Бушель
_______________________
Пр. № 074/ОД от 31.08.2023
Утверждена Педагогическим советом
«30» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Психологический практикум «Территория полезных навыков»

Разработчик: Статина Е.Ф.,
педагог-психолог высшей
квалификационной категории

2023
г. Лесной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Психологический практикум
«Территория полезных навыков» имеет социально-педагогическую направленность.
НОВИЗНА
Новизна программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия
занятий, которая помогает подростку с ограниченными возможностями здоровья
(умственной отсталостью и задержкой психического развития) справиться с
психологическими проблемами на данном этапе его развития.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый год ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина» гостеприимно распахивает
двери для пополнения большого и дружного коллектива обучающихся, которые
поступают из разных школ, становятся первокурсниками данного учебного заведения, в
том числе подростки, имеющие ограниченные возможности здоровья (умственная
отсталость и задержка психического развития). Профессиональное обучение и
профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при
необходимости для обучения указанных обучающихся. Особое значение для успешного
обучения и освоения профессиональных знаний, умений и навыков, а также дальнейшей
социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе имеет
развитие коммуникативных умений и навыков. Социализация подростков с ограниченные
возможности здоровья (умственная отсталость и задержка психического развития)
чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в
среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении,
негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом,
склонностью к социальному иждивенчеству. Эти подростки не имеют широких контактов
со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социальнопсихологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные
навыки весьма ограниченны. В связи с этим возникают сложности в организации
свободного общения, затруднения речемыслительной и познавательной деятельности при
освоении профессии, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых
подростков.
ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Данная программа ориентирована на личностное развитие, на развитие
коммуникативных умений и навыков, а также коррекцию эмоционально-волевой сферы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для развития эмоционально-личностной
сферы и формирования коммуникативных умений и навыков у подростков с
ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью и задержкой
психического развития).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
▪ обучить эффективным способам выражения эмоций;
▪ формировать знания обучающихся об общении со сверстниками и взрослыми в
окружающем социуме;
▪ формировать положительные межличностные взаимоотношения между
подростками, как основу дальнейшей успешной социализации;

▪ формировать образа «Я», навыки самопознания.
Развивающие:
▪ развивать коммуникативные умения и навыки, применять их в процессе
общения;
▪ обучить эффективным способам выражения эмоций;
▪ развивать эмоционально-волевую сферу подростков;
▪ развивать способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Воспитывающие:
▪ воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
▪ создать мотивацию для дальнейшего самопознания и саморазвития
обучающихся;
▪ развивать положительные эмоции и волевые качества.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
ориентирована на развитие коммуникативных умений и навыков у подростков с
ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью и задержкой
психического развития), что будет способствовать не только освоению выбранной
профессии, но и дальнейшей социализации подростков данной категории.
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Программа адресована обучающимся ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терёшкина» в
возрасте от 15 до 20 лет. Условия набора в коллектив: принимаются обучающиеся с ОВЗ
(не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в объединении
устанавливается в количестве от 7 до 10 обучающихся.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма
организации
занятий
групповая,
индивидуально-групповая
и
индивидуальная.
Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, т.е. 3 часа в неделю (120 часов
в год).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:
▪ развитие навыков совместной деятельности;
▪ развитие адекватной самооценки;
▪ развитие коммуникативных умений и навыков;
Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:
▪ овладение методами саморегуляции;
▪ развитие эмпатии, построения доверительных отношений между участниками
занятий.
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:
▪ гармонизация эмоционального состояния подростка;
▪ гармонизация психоэмоционального состояния;
▪ социализация и адаптация в образовательном учреждении, а затем в обществе.

Способы определения результативности:
▪ педагогическое наблюдение;
▪ опрос;
▪ тестирование.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие, беседа,
контрольное задание, тестирование, наблюдение.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Темы

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

3

В том числе
Теория
Практика
1
2

5

5

0

12

0

12

2

2

0

18
12
15
9
9
9
9
12
5
120

6
4
5
3
3
3
3
4
5
44

12
8
10
6
6
6
6
8
0
76

Всего
часов

Введение в образовательную программу
Методическая
работа
(подбор
методик,
оформление
стимульного
материала,
тематическое планирование)
Диагностическая
работа
(обследование
обучающихся)
Аналитическая работа (выявление особенностей,
составление характеристик, распределение на
подгруппы)
Модуль 1 «Когнитивный»
Модуль 2 «Эмоционально-мотивационный»
Модуль 3 «Поведенческий»
Модуль 4 «Составляющие жизнестойкости»
Модуль 5 «Совладающее поведение»
Модуль 6 «Социальное взаимодействие»
Модуль 7 «Жизнестойкие практики»
Модуль 8 «Ценность и смысл твоей жизни»
Итоговое занятие
ИТОГО

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Дата

Форма занятия

Количество
часов

Тема занятия

Место
проведения

1

06.09.2023

Групповая

3

Вводное
занятие.
Введение
образовательную программу

в

Кабинет
№ 101

3

14.09.2023

Индивидуальная

3

Кабинет
№ 101

5

21.09.2023

Индивидуальная

3

6

27.09.2023

Индивидуальная

2

7

28.09.2023

Групповая

1

Обследование
обучающихся
для
выявления особенностей, составление
характеристик,
распределение
на
подгруппы
Обследование
обучающихся
для
выявления особенностей, составление
характеристик,
распределение
на
подгруппы
Обследование
обучающихся
для
выявления особенностей, составление
характеристик,
распределение
на
подгруппы
Тематическое планирование занятий на
второе полугодие 2023 года

Кабинет
№ 101
Кабинет
№ 101
Кабинет
№ 101

Групповая
Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 1
«Знакомство»
Подготовка и проведение занятия № 2
«Расширение знаний о дружбе»

Кабинет
№ 101
Кабинет
№ 101

18.10.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 3
«Я - мы»

Кабинет
№ 101

11

25.10.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 4
«Я есть, я буду»

Кабинет
№ 101

12

08.11.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 5
«Как научиться быть общительным»

Кабинет
№ 101

13

15.11.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 6
«Ребенок-взрослый»

Кабинет
№ 101

14

22.11.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 7
«Эмоции»

Кабинет
№ 101

15

29.11.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 8
«Мои обиды»

Кабинет
№ 101

16

06.12.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 9
«Работа с эмоциями»

Кабинет
№ 101

17

13.12.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 10
«Мотивы наших поступков»

Кабинет
№ 101

18

20.12.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 11
«Уверенное поведение»

Кабинет
№ 101

19

27.12.2023

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 12
«Собственное поведение»

Кабинет
№ 101

8

04.10.2023

9

11.10.2023

10

3

Итог
(за
полугодие)

48

Итого

120

№

Дата

Форма занятия

Количество Тема занятия
часов

Место
проведения

20

11.01.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 13
«Я могу»

Кабинет
№ 101

21

18.01.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Кабинет
№ 101

22

25.01.2024

Индивидуальногрупповая

3

Подготовка и проведение занятия № 14
Заключительное
занятие.
«Стоп!
Подумай! Действуй!»
Подготовка и проведение занятия № 15
«Итоги. Прощание»

23

31.01.2024

Индивидуальная

3

Обследование обучающихся для оценки
эффективности реализации программы

Кабинет
№ 101

24

01.02.2024

Индивидуальная

3

Обследование обучающихся для оценки
эффективности реализации программы

Кабинет
№ 101

25

08.02.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 16
«Составляющие жизнестойкости»

Кабинет
№ 101

26

15.02.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 17
«Составляющие жизнестойкости»

Кабинет
№ 101

27

22.02.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 18
«Составляющие жизнестойкости»

Кабинет
№ 101

Кабинет
№ 101

28

02.03.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 19
«Совладающее поведение»

Кабинет
№ 101

29

16.03.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 20
«Совладающее поведение»

Кабинет
№ 101

30

23.03.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 21
«Совладающее поведение»

Кабинет
№ 101

31

30.03.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 22
«Социальное взаимодействие»

Кабинет
№ 101

32

05.04.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 23
«Социальное взаимодействие»

Кабинет
№ 101

33

12.04.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 24
«Социальное взаимодействие»

Кабинет
№ 101

34

19.04.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 25
«Жизнестойкие практики»

Кабинет
№ 101

35

26.04.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 26
«Жизнестойкие практики»

Кабинет
№ 101

36

03.05.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 27
«Жизнестойкие практики»

Кабинет
№ 101

37

17.05.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 28
«Ценность и смысл твоей жизни»

Кабинет
№ 101

38

24.05.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 29
«Ценность и смысл твоей жизни»

Кабинет
№ 101

39

31.05.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 30
«Ценность и смысл твоей жизни»

Кабинет
№ 101

40

07.06.2024

Групповая
Индивидуальная

3

Подготовка и проведение занятия № 31
«Ценность и смысл твоей жизни»

Кабинет
№ 101

41

14.06.2024

Индивидуальногрупповая

3

Подготовка и проведение занятия № 32
«Итоги. Прощание»

Кабинет
№ 101

42

21.06.2024

Индивидуальная

3

Обследование обучающихся для оценки
эффективности реализации программы

Кабинет
№ 101

43

27.06.2024

Групповая

3

Подведение итогов за полугодие, за год
Оценка эффективности и коррекция
программы

Кабинет
№ 101

Итог
(за
полугодие)

72

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел
или тема
программы
1.Введение в
образовательну
ю программу

Формы
занятий

Групповая

2.Методическа
я
работа
(подбор
методик,
оформление
стимульного
материала,
тематическое
планирование)
3.Диагностичес
кая
работа
(обследование
обучающихся)

Групповая

4.Аналитическ
ая
работа
(выявление
особенностей,
составление
характеристик,
распределение
на подгруппы)

Индивидуаль
ная

5.Занятия
модулям

Групповая
Индивидуаль
ная
Индивидуаль

по

Индивидуаль
ная

Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса (в
рамках занятия)
Наглядный
метод
(демонстрация,
наблюдение)
Словесный
метод
(объяснение,
разъяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж, лекция,
дискуссия, диспут)
Видеометод
(просмотр,
обучение,
упражнения
под
контролем
«электронного
педагога»)
Словесный
метод
(объяснение,
разъяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж, лекция,
дискуссия)

Дидактический
материал

Техническое
оснащение
занятий

Сценарии
и
методические
разработки
занятий,
практических
заданий
Учебнонаглядные
пособия
по
тематике
занятия

Ноутбук
Флип-чат
Учебные
столы
стулья

Учебнонаглядные
пособия
тематике
занятия

Ноутбук
Флип-чат
Учебные
столы
стулья

по

Практический метод
(упражнения,
опыты, тесты)
Наглядный
метод
(демонстрация,
наблюдение)
Словесный
метод
(объяснение,
разъяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж, лекция,
дискуссия, диспут)
Наглядный
метод
(демонстрация,
наблюдение)
Работа с книгой
(чтение, изучение,
реферирование)
Видеометод
(просмотр,
обучение)

Учебнонаглядные
пособия
тематике
занятия

Практический метод
(упражнения,
опыты)
Наглядный
метод

Сценарии
и
методические
разработки
занятий,

Учебнонаглядные
пособия
тематике
занятия

по

по

Ноутбук
Флип-чат
Учебные
столы
стулья

Ноутбук
Флип-чат
Учебные
столы
стулья

Ноутбук
Флип-чат
Учебные
столы

и

Формы
подведения
итогов
Наблюдение
Анализ
результатов
деятельности
Опрос
Тестирование
Беседа
Комбинированна
я
проверка
заданий

Опрос
Анкетирование
Беседа
и

и

и

и

Наблюдение
Анализ
результатов
деятельности
Опрос
Тестирование
Беседа
Комбинированна
я
проверка
заданий
Творческие
задания
Наблюдение
Анализ
результатов
деятельности
Опрос
Тестирование
Беседа
Комбинированна
я
проверка
заданий
Творческие
задания
Наблюдение
Анализ

но-групповая

6.Итоговое
занятие

(демонстрация,
наблюдение)
Словесный
метод
(объяснение,
разъяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж, лекция,
дискуссия, диспут)
Работа с книгой
(чтение, изучение,
реферирование)
Видеометод
(просмотр,
обучение)
Наглядный
метод
(демонстрация,
наблюдение)
Словесный
метод
(объяснение,
разъяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж, лекция,
дискуссия, диспут)
Видеометод
(просмотр,
обучение,
упражнения
под
контролем
«электронного
педагога»)

практических
заданий
Учебнонаглядные
пособия
по
тематике
занятия

стулья

результатов
деятельности
Опрос
Анкетирование
Тестирование
Беседа
Комбинированна
я
проверка
заданий

Сценарии
и
методические
разработки
занятий,
практических
заданий
Учебнонаглядные
пособия
по
тематике
занятия

Ноутбук
Флип-чат
Учебные
столы
стулья

Наблюдение
Анализ
результатов
деятельности
Опрос
Тестирование
Беседа
Комбинированна
я
проверка
заданий

и

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение, оборудование и материалы:
− учебный кабинет с проектной доской, мультимедийным проектором, ноутбук,
компьютер;
− кабинет для практических занятий;
− локальная компьютерная сеть, подключение к сети Интернет;
− принтер для черно-белой и цветной печати;
Программное и информационное обеспечение:
− пакет программ Microsoft Office 2007 (2010): Word, Excel, Power Point, Publisher;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательный компонент программы разработан в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Воспитательная работа осуществляется в рамках реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа имеет 2 важные составляющие – индивидуальную работу с каждым
обучающимся и формирование детского коллектива.
Цель: Создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности обучающегося, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи:

1. Способствовать развитию личности, способной формировать собственное
мировоззрение и систему базовых ценностей.
2. Сформировать умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности обучающихся.
3. Развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности.
Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии
обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания.
Планируемые результаты:
• Проявление творческой активности обучающихся в различных сферах социально
значимой деятельности;
• Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• Формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья,
духовной безопасности личности.
Формы работы направлены на работу с коллективом учащихся и родительской
общественностью.
Работа с коллективом обучающихся:
− развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
− формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
− обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
− содействие формированию активной гражданской позиции;
− воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
− организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации), в том числе в
формате онлайн;
− содействие
сплочению
родительского
коллектива
и
вовлечение
в
жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение открытых
занятий для родителей, тематических и концертных мероприятий, походов в
течение года);
− публикация информационных (просветительских) статей для родителей по
вопросам воспитания детей в группе творческого объединения в социальной сети
«ВКонтакте».
Направления воспитательной работы:
1. Духовно-нравственное воспитание (формирование ценностных представлений о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и
др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям,
культуре и языку своего народа и народов России).
2. Формирование коммуникативной культуры (формирование навыков
ответственного коммуникативного поведения, умения корректировать свое общение в
зависимости от ситуации, в рамках принятых в культурном обществе норм этикета
поведения и общения, а также норм культуры речи; культивировать в среде
воспитанников принципы взаимопонимания, уважения к себе и окружающим людям и
обучать способам толерантного взаимодействия и конструктивного разрешения
конфликтов).

3. Положительное отношение к труду и творчеству (формирование представлений
об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности,
общества и государства; условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет
получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как
непременного условия экономического и социального бытия человека).
4. Формирование и развитие информационной культуры и информационной
грамотности (формирование умений распознавания информации, Обучение детей и
подростков умению самостоятельного поиска, анализа и обработки информации, развитие
у детей и подростков основных информационных умений и навыков в качестве базиса для
формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к
самостоятельному и эффективному информационному поведению).
5. Самоопределение и профессиональная ориентация
(оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими самоопределения и
выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Бандура А. Теория социального научения; пер. с англ., под. ред. Н.Н. Чубарь.
СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.,
1998.
3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная
дифференциация личности: учебно–методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.- 228 с.
4. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта; пер. с англ. и общ. ред. М.Р.
Мироновой. СПб.: Питер, 2001. С.42.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.
6. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
7. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М.,
1993.
8. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться
успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.
9. Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии; пер. с
англ. Е.В. Курдюковой. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 144 с.
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: «Смысл», 1992.
16 с.
11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
12. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и
студентами. 2009
13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2011
14. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики; пер. с англ. А.М.
Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 432с.
15. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
16. Мэй Р., Маслоу А., Файфель Г., Роджерс К., Оллпорт Г. Экзистенциальная
психология; пер. с англ. Л.Я. Дворко; под ред. С.В. Плотникова. Львов: Инициатива;
Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 160
17. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. М.: Академия, 2002. 192 с.
18. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 1999.- 160
с.
20. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. Издательство: Альпина нон-фикшн. 2011 г.
21. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. СПб.:Издат-во «Союз», 2004. - С.62.
22. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой
психотерапии; пер. с англ. Т. Саушкиной. СПб.: Речь, 2002. 352 с.
Для детей:
1. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.:
«ГНОМ и Д», 2003.
2. Д.Карнеги «Как перестать беспокоится и начать жить»- Изд.: «Ардис», 2003 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».