19.00.00 Физика docx

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. № 973 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии 19.01.18 Аппаратчик-оператор
производства продуктов питания из растительного сырья»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022
года N 762 (с изменениями на 20 декабря 2022 года) Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования";

Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования";
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г
№ 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г №413";
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г
№371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования";
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
 Письма Минпросвещения России от 01.03.2023 №05-592 "О направлении
рекомендаций" (вместе
с "Рекомендациями по реализации среднего общего
образования в пределах освоения образовательной программы среднего
профессионального образования";

Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N 05-772
О направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении Концепции
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования»;

Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» № 788ПП 09.11.2016г;

Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;

Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;

Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;

Положения по планированию, организации и проведению лабораторных,
практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;

Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
2


Положения об организации проведения ГИА студентов в ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;

Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О. В.
Терёшкина».

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терешкина»

Разработчик:
Токалова Н.В.. преподаватель первой КК

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
……………………………………………………………………….……………………..…………………….4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
………………….13
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ………. 20
4. Контроль
и
оценка
результатов
освоения
общеобразовательной
дисциплины………………………………………………………………………………………………
23

4

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы по УГПС 19.00.00
Промышленная экология и биотехнология 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства
продуктов питания из растительного сырья.
Трудоемкость дисциплины на базовом уровне составляет 108 часов.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного специалиста при
осуществлении его профессиональной деятельности;
 формирование естественно-научной грамотности;
 овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение
эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в
наблюдаемом явлении, делать выводы;
 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации
и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать
собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из
разных источников;
 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
 приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе
современной физической картины мира, принципов действия технических устройств
и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
 понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках
производственной деятельности;
 освоение способов использования физических знаний для решения практических и
профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и
технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств,
5

обеспечения безопасности производства и охраны природы;
 формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания
с учётом профессиональной направленности;
 приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать
проблемы с учётом профессиональной направленности;
 формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую
информацию с учётом профессиональной направленности;
 подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности,
характерных для профессий / должностей служащих или специальностей,
получаемых в профессиональных образовательных организациях;
 подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции,
сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях,
проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного
использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда
при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы
деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения;
 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд;
 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
 выдвигать гипотезы и строить модели,
 применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ;
 практически использовать физические знания;
 оценивать достоверность естественно-научной информации;
6

 использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей
и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных
волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
 отличать гипотезы от научных теорий;
 делать выводы на основе экспериментальных данных;
 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность
теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные
явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
 приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой
физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.
 применять полученные знания для решения физических задач;
 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле *;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности
и быту при обращении с приборами и устройствами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических
компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной физической науки и физических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя
для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
 получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социальных и этических
7

проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и
технологий;
 формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному
поведению, уважительно относиться к праву и закону;
 формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности,
в том числе коррупции;
• метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения
физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей
действительности;
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации,
выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов
для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
− умение использовать различные источники для получения физической
информации, оценивать ее достоверность;
− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации;
• предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной
научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной
явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и
символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения решать физические задачи;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для
принятия
практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.

8

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Общие1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении

- сформировать представления о роли и месте
физики и астрономии в современной научной
картине мира, о системообразующей роли физики
в развитии естественных наук, техники и
современных технологий, о вкладе российских и
зарубежных ученых-физиков в развитие науки;
понимание физической сущности наблюдаемых
явлений микромира, макромира и мегамира;
понимание роли астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научнотехническом
развитии,
роли
физики
в
формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических
задач;
- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения
физической величины; решать качественные
задачи, выстраивая логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на изученные
законы, закономерности и физические явления;

9

жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной
и социальной практике

- владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические
процессы
(связанными
с
механическим движением, взаимодействием тел,
механическими колебаниями и волнами; атомномолекулярным строением вещества, тепловыми
процессами; электрическим и магнитным полями,
электрическим
током,
электромагнитными
колебаниями и волнами; оптическими явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и
атомного ядра, радиоактивностью); владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
позволяющими
характеризовать
процессы, происходящие на звездах, в звездных
системах, в межгалактической среде; движение
небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения механической энергии,
закон сохранения импульса, принцип
суперпозиции сил, принцип равноправности
инерциальных систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые
законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона,
закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения
энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса, закон сохранения электрического заряда,
10

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;

закон сохранения массового числа, постулаты
Бора, закон радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей при
анализе физических явлений и процессов
- уметь учитывать границы применения изученных
физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ;
модели строения газов, жидкостей и твердых тел,
точечный электрический заряд, ядерная модель
атома, нуклонная модель атомного ядра при
решении физических задач
- уметь формировать собственную позицию по
отношению к физической информации,
получаемой из разных источников, умений
использовать цифровые технологии для поиска,
структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации;
развитие умений критического анализа
получаемой информации

11

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы
с учетом имеющихся ресурсов, собственных

- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин,
выбирая оптимальный способ измерения и
используя известные методы оценки погрешностей
измерений, проводить исследование зависимостей
физических величин с использованием прямых
измерений, объяснять полученные результаты,
используя физические теории, законы и понятия, и
делать выводы; соблюдать правила безопасного
труда при проведении исследований в рамках
учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и
лабораторного оборудования; сформированность
представлений о методах получения научных
астрономических знаний;
- овладеть (сформировать представления)
правилами записи физических формул рельефноточечной системы обозначений Л. Брайля (для
слепых и слабовидящих обучающихся)

12

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:

- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой
проблемы
13

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего физической науке;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,

- уметь распознавать физические явления
(процессы) и объяснять их на основе изученных
законов: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел,
движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, колебательное движение,
резонанс, волновое движение; диффузия,
броуновское движение, строение жидкостей и
твердых тел, изменение объема тел при нагревании
14

этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых

(охлаждении), тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, связь средней кинетической
энергии теплового движения молекул с
абсолютной температурой, повышение давления
газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь
между параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация тел, взаимодействие
зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник
с током и движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение, преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света,
дисперсия света; фотоэлектрический эффект,
световое давление, возникновение линейчатого
спектра атома водорода, естественная и
искусственная радиоактивность
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с
бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей
среде; понимание необходимости применения
достижений физики и технологий для
рационального природопользования

15

действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике
ПК 1.1. Проверять исправность технологического оборудования, систем безопасности и
сигнализации, контрольно-измерительных приборов и автоматики на
автоматизированных технологических линиях производства продуктов питания из
растительного сырья в соответствии с эксплуатационной документацией.
ПК 1.2. Выполнять технологические операции по устранению неисправностей в работе
технологического оборудования, систем безопасности и сигнализации,
контрольно-измерительных приборов и автоматики на автоматизированных
технологических линиях производства продуктов питания из растительного сырья в
соответствии с эксплуатационной документацией.
ПК 2.2. Проводить технические наблюдения за ходом технологического процесса
переработки зерна и семян.

16

1. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
дисциплины
1. Основное содержание

Объем в
часах
108
108

в т. ч.:
теоретическое обучение

84

лабораторные занятия

14

контрольные работы

8

Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)

2

17

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименовани
еразделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

1
Введение.
Физика и методы
научного познания

2
Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории
в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин

3
1

Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета.
Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела
Тема 1.2
Содержание учебного материала:
Основы динамики Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения

12
4

Тема 1.1
Основы
кинематики

Объем
часов

Формируемые
общие и
профессионал
ьные
компетенции
4
ОК 03
ОК 05

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

18

Тема 1.3
Законы сохранения
в механике

Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение
законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения
небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости
классической механики

4

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Основы
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
молекулярноатомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
кинетической
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
теории
газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры.
Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их
графики. Газовые законы
Лабораторные работы:
1. Изучение одного из изопроцессов
Тема 2.2
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение
Основы
теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе
термодинамики
начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана
природы
Тема 2.3
Содержание учебного материала:
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
Агрегатные
состояниявещества и воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества.
фазовые
Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
переходы
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела
Лабораторные работы:
2. Определение влажности воздуха

19
4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1.
ПК 1.2
ПК 2.2

2
5

4

2
19

Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом
поле.
Поляризация
диэлектриков.
Потенциал.
Разность
потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью
потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия
заряженного конденсатора. Применение конденсаторов
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
постоянного тока
тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока.
Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока.
Закон Ома для полной цепи
Лабораторные работы:
3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.
4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Электрический ток Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
в различных
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n
средах
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение
силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила
Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури

2
32
6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 2.2

6

2
2
4

4

20

Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитное поле
Лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная
индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема 4.1
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии
Механические
при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
колебания и
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
волны
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и
его применение
Содержание учебного материала:
Тема 4.2
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
Электромагнитные
контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
колебания и волны
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный
ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы.
Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый
колебательный контур. Опыты Г. Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1
Содержание учебного материала:
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы
Тема 3.5
Электромагнитн
аяиндукция

4

2
2
10
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

6

16
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

21

Лабораторные работы:
6. Определение показателя преломления стекла
Тема 5.2
Содержание учебного материала:
Волновые свойства Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света.
света
Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений.
Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторные работы:
7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Тема 5.3
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
Специальная
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии
теория
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
относительности
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
оптика
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое
действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная
атомного ядра
модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.

2
4

2
2
2

10
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

22

Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд.
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Строение Солнечной Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
системы
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Лабораторные работы:
8. Изучение карты звездного неба
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:

2
6
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2
2
108

23

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест –30
- стульев –30
- доска классная –1
Приборы и устройства:
-есть небольшом количестве;
Учебные наглядные пособия:
- таблицы
- планшеты (карты, плакаты…)
Действующая нормативно-техническая документация:
-правила техники безопасности и производственной санитарии
- инструкции:
Технические средства обучения:
- экран проекционный
- видеофильмы

3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Для студентов
1.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.
Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,
2019
2.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей
технического и естественно-научного профилей: Сборник задач: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2019
3.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей
технического и естественно-научного профилей: Решения задач: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.2019
4.
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО/под ред.
Т.И. Трофимовой. – М., 2019
Физика 10 кл. Мякишев Г.Я. , Буховцев Б. Б. , Сотский Н. Н. Учебник. – М. : «
Просвещение », 2019
24

Физика 11 кл. Мякишев Г.Я. , Буховцев Б. Б. , Сотский Н. Н. Учебник. – М. : «
Просвещение», 2019
Физика Задачник 10 – 11 кл. Рымкевич А. П. – М. : « Дрофа» 2019.
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество,
эффективность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь
в науку»).

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 2.2.

Раздел/Тема
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

Тип оценочных
мероприятий
- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- оценка контрольных
работ;
- наблюдение за ходом
выполнения лабораторных
работ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических
работ (решения
качественных, расчетных
задач);
- оценка тестовых
заданий;
25

- наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных проектов
и оценка выполненных
проектов;
- оценка выполнения
домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение и оценка
решения кейс-задач;
- наблюдение и оценка
деловой игры;
- Дифференцированный
зачет

26

Критерии оценки:
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся:
А) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, знание законов и теорий. Умеет подтвердить их конкретными примерами,
применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
Б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также
правильное определение физических величин, их единиц и способов их измерения;
В) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики,
сопутствующие ответу, правильно записывает формулы;
Г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное,
обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь
между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов;
Оценка»4» ставиться в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше
требованиям, но учащийся: не обладает достаточным навыком работы со справочной
литературой.
Оценка»3» ставиться в том случае, если учащийся:
А) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Б) отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текса учебника,
но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в тексте;
Оценка»2» ставиться в том случае, если учащийся:
А) не знает и не понимает значительную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
Б) имеет слабо сформированные и неполное знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов;
2. Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ.
Оценка»5»ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не
более одного недочета.
Оценка»4»ставиться за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не
более одной негрубой ошибки и одного недочета;
Оценка»3» ставиться в том случае, не более 2 –х. грубых ошибок; или одной негрубой
ошибки и трех недочетов;
Оценка»2» ставиться, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой
не может быть выставлена «оценка3» или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценочные материалы для промежуточной аттестации
Критерии оценки
За каждое задание первой части выставляется 1 балл при правильном ответе, 0 баллов – при
неправильном ответе.
2 балла – приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
- Записаны физические закономерности, применение которых необходимо и достаточно для
решения данной задачи;
- Выполнены необходимые математические преобразования и расчёты (возможно, с
вычислением промежуточных величин, то есть «по частям»),
- Указаны физические явления и закономерности, но в приведённых рассуждениях содержатся
ошибки..
27

Перевод в пятибалльную систему:
«5»

«4»

«3»

«2»

19-22 баллов

15-18 баллов

11-14 баллов

10 баллов и меньше

Рекомендуемые темы
индивидуальных проектов
• Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
• Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
• Альтернативная энергетика.
• Акустические свойства полупроводников.
• Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
• Асинхронный двигатель.
• Астероиды.
• Астрономия наших дней.
• Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
• Бесконтактные методы контроля температуры.
• Биполярные транзисторы.
• Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
• Величайшие открытия физики.
• Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
• Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
• Вселенная и темная материя.
• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
• Голография и ее применение.
• Движение тела переменной массы.
• Дифракция в нашей жизни.
• Жидкие кристаллы.
• Законы Кирхгофа для электрической цепи.
• Законы сохранения в механике.
• Значение открытий Галилея.
• Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
• Исаак Ньютон — создатель классической физики.
• Использование электроэнергии в транспорте.
• Классификация и характеристики элементарных частиц.
• Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
• Конструкция и виды лазеров.
• Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
• Лазерные технологии и их использование.
• Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.
• Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения
магнитного потока, магнитной индукции).
• Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
• Макс Планк.
• Метод меченых атомов.
• Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
• Методы определения плотности.
• Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
28

• Модели атома. Опыт Резерфорда.
• Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
• Молния — газовый разряд в природных условиях.
• Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
• Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
• Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
• Нильс Бор — один из создателей современной физики.
• Нуклеосинтез во Вселенной.
• Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
• Оптические явления в природе.
• Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
• Переменный электрический ток и его применение.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Планеты Солнечной системы.
• Полупроводниковые датчики температуры.
• Применение жидких кристаллов в промышленности.
• Применение ядерных реакторов.
• Природа ферромагнетизма.
• Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
• Производство, передача и использование электроэнергии.
• Происхождение Солнечной системы.
• Пьезоэлектрический эффект его применение.
• Развитие средств связи и радио.
• Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
• Реликтовое излучение.
• Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
• Рождение и эволюция звезд.
• Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.
• Свет — электромагнитная волна.
• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники.
• Силы трения.
• Современная спутниковая связь.
• Современная физическая картина мира.
• Современные средства связи.
• Солнце — источник жизни на Земле.
• Трансформаторы.
• Ультразвук (получение, свойства, применение).
• Управляемый термоядерный синтез.
• Ускорители заряженных частиц.
• Физика и музыка.
• Физические свойства атмосферы.
• Фотоэлементы.
• Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
• Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
• Черные дыры.
• Шкала электромагнитных волн.
• Экологические проблемы и возможные пути их решения.
• Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
• Эмилий Христианович Ленц — русский физик

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».