Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. № 973 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 19.01.18 Аппаратчикоператор производства продуктов питания из растительного сырья»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24
августа 2022 года N 762 (с изменениями на 20 декабря 2022 года) Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования";
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12
августа 2022 г № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г №413";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г №371 "Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования";
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования;
Письма Минпросвещения России от 01.03.2023 №05-592 "О
направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по реализации
среднего общего образования в пределах освоения образовательной
программы среднего профессионального образования";
Министерство просвещения Российской федерации от 20 июля 2020 г. N
05-772 О направлении инструктивно-методического письма «Об утверждении
Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе
основного общего образования»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»
№ 788-ПП 09.11.2016г;
2
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ
им. О.В.Терёшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ
СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Положения
по планированию, организации и проведению
лабораторных, практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения об организации проведения ГИА студентов в ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О. В.
Терёшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терешкина»
Разработчик:
Токалова Н.В.. преподаватель высшей кв. категории
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
«Биология ……………………………………………………………………….4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
«Биология»……………………………………………………………………...23
3. Условия реализации программы образовательной
дисциплины…………………………………………………………………… 34
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины…………………………………………………………………… 36
5. Критерии оценки…………………….……………………………………...42
4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы по УГПС
19.00.00 Промышленная экология и биотехнология 19.01.18 Аппаратчикоператор производства продуктов питания из растительного сырья
(углубленный, базовый уровень).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Трудоемкость дисциплины «Биология» базовый уровень вариант 2
составляет 144 часа, из которых 24 часа включает профессиональноориентированное содержание, усиливающее профильную составляющую по
конкретной профессии или специальности.
Программа реализуется в 1 и 2 семестрах 1 курса.
5
1.3 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Цели дисциплины:
6
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки
биологии; биологически грамотное поведение в профессиональной
деятельности и в быту при обращении с биологическими веществами,
материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в
избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли
биологических компетенций в этом;
− умение использовать достижения современной биологической науки и
биологических технологий для повышения собственного интеллектуального
развития в выбранной профессиональной деятельности;
•
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез,
анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления
причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов)
для решения поставленной задачи, применение основных методов познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон
биологических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
− использование различных источников для получении биологической
информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших
результатов в профессиональной сфере;
•
предметных:
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников
− сформированность представлений о месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
7
− владение основополагающими биологическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в
биологии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение
обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;
готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
− владение правилами
биологических веществ;
техники
безопасности
при
использовании
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников.
8
1
2
-
-
-
-
9
10
-
-
-
-
-
-
-
11
12
-
-
13
14
-
-
-
15
16
-
-
-
-
17
18
-
-
-
;
19
-
-
20
-
-
-
-
-
21
-
-
-
:
-
-
-
-
)
-
22
:
-
-
-
-
-
23
ПК 1.2. Выполнять технологические операции по устранению неисправностей в работе технологического оборудования,
систем безопасности и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и автоматики на автоматизированных
технологических линиях производства продуктов питания из растительного сырья в соответствии с эксплуатационной
документацией.
ПК 1.3. Очищать от загрязнений, смазывать и проводить санитарную обработку механических деталей и узлов
оборудования по производству продуктов питания из растительного сырья согласно графикам профилактической
обработки.
ПК 1.4. Готовить рабочее место, технологическое оборудование, системы безопасности и сигнализации, контрольноизмерительные приборы и автоматику на автоматизированных технологических линиях к запуску технологического
процесса производства продуктов питания из растительного сырья в соответствии с эксплуатационной документацией.
ПК 2.1. Регулировать параметры и режимы технологических операций хранения и переработки зерна и семян на
автоматизированных технологических линиях в соответствии с технологическими инструкциями.
ПК 2.2. Проводить технические наблюдения за ходом технологического процесса переработки зерна и семян.
24
ПК 2.3. Регулировать параметры качества продукции, норм расхода сырья и нормативов выхода готовой продукции в
процессе выполнения технологических операций переработки зерна и семян изделий на автоматизированных
технологических линиях в соответствии с технологическими инструкциями.
ПК 2.4. Упаковывать и маркировать готовую продукцию (зерна и семян) на специальном технологическом ПК 2.1.
Регулировать параметры и режимы технологических операций производства хлеба, хлебобулочных, макаронных и
кондитерских изделий на автоматизированных технологических линиях в соответствии с технологическими
инструкциями.
25
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Биология»
144
118
74
32
12
-
18
6
10
2
8
-
26
-
1
2
3
36
-
4
2
2
02
2
2
-
-
02
-
6
2
01
02
04
ЛР
2
2
-
2
-
2
6
4
01
02
2
-
04
ЛР
МР
.
2
2
2
4
01
2
-
02
ЛР
МР
2
4
2
01
02
ЛР
2
4
2
-
-
02
04
ЛР
МР
2
2
.
4
02
4
2
2
2
2
02
04
2
44
6
.
-
4
4
ПК-2.3
ЛР
МР
2
.
-
.
02
2
4
4
2
2
2
2
ПК-1.2
2
2
4
2
-
ПК-2.2
ЛР
МР
2
:
-
-,
4
2
-
2
4
2
-
2
4
2
2
4
2
ПК-2.2
ЛР
МР
ЛР
-
2
2
4
2
2
2
2
2
17
2
2
3
3
2
2
2
2
4
4
2
2
4
2
ЛР
2
2
26
2
2
-
-
4
2
2
-
4
-
2
2
4
ЛР
МР
2
(
ПК 2.1
).
)
2
-
10
4
-
2
2
4
2
2
-
2
ПК-
1.3
ЛР
МР
1.
2.
2
9
5
3
02
2
ПК-2.3
-
2
4
2
-
2
4
2
-
2
4
2
-
2
14
4
2
2
ЛР
МР
2
2
1.
2.
3.
10
6
144
3.
,
-
-
-
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
1.Ерёмин В.В. Химия Углублённый уровень.10-11кл. Под редакцией Лунина В.В. М. Дрофа 2020.
2.Грибанова О.В. Общая и неорганическая химия .Феникс 2019.
3.Тупикин Е.И. Учебное пособие. СПб Лань 2019.
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от
03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с
изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию.
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
-
-
04
-
-
-
02
,
-
01
02
-
-
-
-
04
*
-
01
*
ПК
Тема 5.2
ПК
Тема 5.3
ПК
Тема 5.4
-
ПК
-
1.
2.
3.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей студентов, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия понятий, точность употребления научных
терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений:
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно, использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при
их изложении:
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто:
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три
несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в
условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете
правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно
использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и
оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в
ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью: или в
отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но
повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и
объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении
правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может 5. исправить даже по
требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных
умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
Примерные темы рефератов (докладов), презентаций, индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их воз-никновения.
. Этические проблемы трансплантологии медицины, клонирование и наследственность человека.