Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 «Химия» разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 №Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования№;
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования»;
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014
N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
МР по организации получения СОО в пределах освоения образовательных программ
СПО на базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой профессии и специальности
СПО<Письмо> Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для ПОО (2015 г.)
Уточнений ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г.
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терѐшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина»
Разработчик:
Преподаватель: Токалова Наталья Валерьевна, высшая квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ ПО ХИМИИ
УЧЕБНОЙ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ХИМИИ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО
ХИМИИ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ХИМИИ
13
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ОСВОЕНИЯ
14
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины по ХИМИИ является частью примерной
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ОПОП
ППКРС естественно-научного профиля:
19.01.04 Пекарь
1.2. Место учебной дисциплины по Химии в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина «Химия» изучается в
общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС 19.01.04 Пекарь место учебной дисциплины «Химия» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
1) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников
2) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека
для решения практических задач;
3) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
4) владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты
проведѐнных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания
при решении практических задач;
5) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчѐты по
химическим формулам и уравнениям;
6) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
•
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической
науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при
обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в
этом;
− умение использовать достижения современной химической науки и химических
технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
•
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза,
сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска
аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных
методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон
4
химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
− использование различных источников для получения химической информации, умение
оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
•
предметных:
− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека
для решения практических задач;
− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы
познания при решении практических задач;
− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по
химическим формулам и уравнениям;
− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации,
получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
по Химии:
максимальной учебной нагрузки студента 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 117 часов;
практические занятия 24 часа;
самостоятельной работы студента 59 часов.
5
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по ХИМИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа студента
Итоговая аттестация в форме экзамена (контрольная работа)
176
117
24
9
59
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины по Химии
Наименование
разделов
Содержание учебного материала,
практические задания, самостоятельное изучение
Количество
часов
1.1, 2. Основные классы неорганических соединений.
1.3. Генетическая связь между классами неорганических
соединений .
1.4,5,6 Классификация химических реакций (соединения,
разложения, обмена, замещения).
1.7,8. Практическая работа № 1 «Составление уравнений
химических реакций».
1.9,10 Окислительно - восстановительные реакции. Степень
Раздел 1.
окисления.
Неорганическая химия. 1.11. Ионные уравнения химических реакций .
Повторение.
1.12,13. Практическая работа № 2 « Написание ионных
уравнений».
1.14. Строение атома химических элементов.
1.15. Практическая работа № 3 « Закрепление знаний по
строению атома».
1.16. Подготовка к контрольной работе .
1.17. Контрольная работа № 1 по теме: « Повторение за
школьный курс».
2
1
Написание уравнений химических реакций
Самостоятельная работа Классификация неорганических соединений
Подготовка к контрольной работе
2.18,19. Предмет органической химии. Сравнение
Раздел 2. Органическая органических и неорганических соединений.
2.20,21. Химическое строение органических соединений.
химия. Тема 2.1.
Теория А.М. Бутлерова.
Основные понятия
2.22. Изомерия.
органической химии.
2.23. Практическая работа № 4 «Написание структурных
Теория строения
формул органических соединений».
органических
2.24. Электронная природа химических связей.
соединений.
2.25. Классификация органических соединений.
2
1
2
2
3
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
6
Написание структурных формул органических соединений
Презентация на тему: «Теория А.М. Бутлерова»
Самостоятельная работа
«Роль отечественных ученых в становлении и развитии
мировой органической химии
2.2.26. Алканы, гомологический ряд.
2.2.27. Строение алканов.
2.2.28. Изомерия алканов.
2.2.29. Практическая работа № 5 « Написание изомеров
алканов».
2.2.30. Свойства алканов.
2.2.31. Получение и применение алканов.
2.2.32, 33. Практическая работа № 6 «Сравнение
Тема 2.2. Углеводороды характеристик алканов».
Алканы.
2.2.34,35. Практическая работа № 7 «Изготовление
моделей молекул углеводородов».
2.2.36. Циклопарафины.
2.2.37. Решение задач на нахождение молекулярных формул
газообразных веществ.
2.2.38. Решение расчетных задач по уравнениям
химических реакций.
2.2.39 Контрольная работа № 2 по теме: « Алканы».
2
2
2
Написание структурных формул изомеров, название
Самостоятельная работа веществ.
Решение задач.
2
1
Тема 2. 3 Алкены.
2.3.40. Алкены, гомологический ряд.
2.3.41. Строение алкенов.
2.3.42. Изомерия алкенов.
2.3.43. Практическая работа № 8 « Написание изомериов
алкенов».
2.3.44. Свойства алкенов.
2.3.45. Получение и применение алкенов.
2.3.46. Практическая работа№ 9 « Решение расчетных задач
на вывод формул».
2.3.47. Контрольная работа № 3 по теме :«Алкены».
Название веществ по международной номенклатуре.
Составление решений генетических связей.
Самостоятельная работа
Решение задач.
Презентация на тему: «Этилен и его применение».
2.4.48. Алкадиены.
2.4.49. Каучуки.
Тема 2.4. Алкадиены. 2.4.50. Практическая работа № 10 « Решение расчетных
задач по термохимическому уравнению реакций».
Каучуки.
2.4.51. Контрольная работа № 4 по теме «Алкадиены,
каучуки».
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
7
Тема 2.5. Алкины
2.5.52. Алкины, гомологический ряд.
2.5.3. Строение алкинов.
2.5.54. Изомерия алкинов.
2.5.55. Практическая работа № 11 « Написание изомеров
алкинов».
2.5.56. Свойства алкинов
2.5.57. Получение и применение алкинов.
2.5.58. Решение расчетных задач на объемные отношения
газов.
2.5.59. Контрольная работа № 5 по теме: «Алкины».
Название веществ по международной номенклатуре.
Самостоятельная работа Решение задач.
Презентация на тему: «Ацетилен, его применение».
Тема 2.6. Арены.
1
1
1
1
2
1
2
2.6.60. Строение молекулы бензола. Изомерия .
2.6.61. Свойства бензола.
2.6.62. Получение, применение. Гомологи бензола.
2.6.63. Практическая работа №12 « Решение генетических
связей между углеводородами.
1
1
1
1
2.6.64. Контрольная работа № 6 по теме: «Арены».
1
Презентация на тему «Бензол применения»
Самостоятельная работа Подготовка к контрольной работе
Тема 2.7. Природные
источники
...углеводородов
1
1
1
1
2.7.65. Нефть. Состав. Переработка нефтепродуктов.
Коррупционные составляющие в нефтегазовой
промышленности России и мира
2.7.66. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.
1
1
1
1
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач.
Презентация на тему «Нефть».
Самостоятельная работа «Природный газ».
«Каучук».
«Развитие энергетики и проблемы изменения структуры
использования углеводородного сырья».
1
1
2
1
1
1
2.8.67. Одноатомные спирты, гомологический ряд.
2.8,68. Изомерия спиртов.
2.8.69.Практическая работа№13 «Написание изомеров
спиртов.»
2.8.70. Свойства спиртов.
Тема 2.8.
Кислородсодержащие 2.8.71. Получение и применение спиртов.
углеводороды. Спирты 2.8.72. Многоатомные спирты.
2.8.73. Фенолы.
и фенолы.
2.8.74 Практическая работа №14. Решение генетических
цепочек.
2.8.75. Контрольная работа № 7 по теме «Спирты и
фенолы»
1
1
1
Подготовка к контрольной работе.
Самостоятельная работа Презентация на тему: «Вредное воздействие спирта на
организм».
2
1
1
1
1
1
1
1
8
2.9.76,77. Альдегиды, строение, свойство, получение,
применение.
2.9.78,79. Карбоновые кислоты, строение, свойство,
получение, применение.
2.9.80.81. Практическая работа № 15 «Изучение химических
Тема 2.9. Альдегиды и свойств уксусной кислоты».
2.9.82. Краткие сведения о непредельных карбоновых
карбоновые кислоты.
кислотах.
.
2.9.83 Практическая работа №16 « Решение генетических
цепочек между классами органических соединений.»
2
Подготовка к контрольной работе.
Презентация на тему «Альдегиды и строение».
Самостоятельная работа
«Карбоновые кислоты, строение».
«Применение карбоновых кислот».
2.10.84. Сложные эфиры.
2.10.85. Жиры.
Тема 2.10. « Сложные 2.10.86. Практическая работа № 17 «Изучение свойств
жиров».
эфиры». «Жиры».
2.10.87,88. Практическая работа № 18 «Сравнение свойств
раствора мыла и порошка».
Подготовка к практической работе.
Презентация на тему: «Применение сложных эфиров».
Самостоятельная работа « Жиры – пищевой продукт».
Написание уравнений химических реакций.
1
1
1
1
1
1
1
2.11.89,.Глюкоза, строение.
2.11.90.Свойства, применение.
2.11.91.Сахароза.
2.11.92.Крахмал.
Тема 2. 11. «Углеводы». 2.11.93.Целлюлоза.
2.11.94.Получение ацетатного волокна.
2.11.95. Практическая работа№19 «Изучение свойств
углеводов».
1
1
1
1
1
1
1
Презентация на тему: «Получение ацетатного волокна».
Самостоятельная работа «Углеводы в продуктах питания».
Подготовка к практической работе.
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
9
2.12.96.Амины. Анилин.
2.12.97. Аминокислоты.
2.12.98.Изомерия аминокислот.
2.12.99,. Практическая работа № 20 « Написание изомеров
аминокислот».
2.12.100.Свойства аминокислот.
2.12.101,.Получение и применение аминокислот.
2.12.102 Практическая работа № 21 « Решение генетических
связей.»
2.12.103, 104.. Белки, строение, состав.
2.12.105.Свойства белков.
2.12..106.. Практическая работа № 22 « Изучение свойств
белков».
2.12.107. Азотсодержащие гетероциклические соединения.
2.12.108..Нуклеиновые кислоты, строение, состав, значение.
Химия и здоровье человека.
2.12.109.Контрольная работа № 8 на тему:
«Азотсодержащие соединения».
1
1
1
1
Презентация на тему: «Химия и здоровье человека».
«Открытие нуклеиновых кислот».
Написание уравнений химических реакций по теме
Самостоятельная работа «Генетическая связь».
Подготовка к контрольной работе.
Подготовка к практической работе.
2.13.110 Полимеры – ВМС.
2.13 111.112. . Каучуки. Волокна.
Тема 2.13.
2,13.113. Практическая работа №23 «Решение генетических
«Синтетические
связей между классами органических соединений»
полимеры».
2.13.114..115. Практическая работа № 24«Распознавание
пластмасс и волокон».
1
1
2
Подготовка к практической работе.
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Самостоятельная работа Презентация на тему: «Органическая химия, человек и
природа».
1
2
1
Тема 2.12. «
Азотсодержащие
соединения».
Дифференцированный
зачѐт
Всего
2.13.116,117. Итоговая контрольная работа.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
176
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по Химии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- шаростержневые модели молекул веществ;
- модели кристаллических решеток веществ.
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по химии;
- коллекции;
- набор «Портреты ученых химиков»;
- ТСО: ноутбук, видеопроектор,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Для студентов:
1.
Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. –М., 2017
2.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
3.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
4.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
5.
Габриелян О.С.и др. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
6.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического
и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Для преподавателей:
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
11
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Сладков и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение). – М.,2017
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты ФГОС
1) сформированность представлений о месте
химии в современной научной картине мира;
понимание роли химии в формировании кругозора
и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль в форме:
1)Тематические тесты по темам:
1.4,5,6 ; 2.2.26; 2.3.41; 2.5.53; 2.8.70
Итоговая контрольная работа
2) контрольные работы по темам:
1.17; 2.2.38; 2.3.46; 2.4.50; 2.5.58;
2) владение основополагающими химическими 2.6.63; 2.8.71; 2.8.74; 2.9.78
понятиями,
теориями,
законами
и 3) практические работы: решение
закономерностями;
уверенное
пользование расчетных задач 1.7,8; 1.15; 2.2.29;
химической терминологией и символикой;
2.2.32; 2.3.45; 2.2.37; 2.2.36; 2.4.49;
2.5.57 итоговая контрольная работа
3) владение основными методами научного
познания, используемыми в химии: наблюдение, решение экспериментальных задач:
описание, измерение, эксперимент; умение 1.12,13; 2.2.33,34; 2.9.77; 2.9.76;
обрабатывать, объяснять результаты проведѐнных 2.8.72; 2.8.71 решение логических
опытов и делать выводы; готовность и задач и химические диктанты: 2.2.26;
способность применять методы познания при 1.1,2; 2.3.40; 2.5.52 самостоятельные
решении практических задач;
работы: 2.20; 2.24; 2.25; 2.2.31; 2.2.35;
2.3.44; 2.4.48; 2.5.56; 2.7.65; 2.8.70
4)
сформированность
умения
давать итоговая контрольная работа
количественные оценки и проводить расчѐты по
химическим формулам и уравнениям;
Текущий контроль в форме:
1)Тематические тесты по темам:
5) владение правилами техники безопасности при 1.4,5,6 ; 2.2.26; 2.3.41; 2.5.53; 2.8.70
использовании химических веществ;
2) контрольные работы по темам:
1.17; 2.2.38; 2.3.46; 2.4.50; 2.5.58;
6) сформированность собственной позиции по 2.6.63; 2.8.71; 2.8.74; 2.9.78
отношению
к
химической
информации, 3) практические работы: решение
получаемой из разных источников.
расчетных задач 1.7,8; 1.15; 2.2.29;
2.2.32; 2.3.45; 2.2.37; 2.2.36; 2.4.49;
2.5.57 итоговая контрольная работа
решение экспериментальных задач:
1.12,13; 2.2.33,34; 2.9.77; 2.9.76;
2.8.72; 2.8.71 решение логических
задач и химические диктанты: 2.2.26;
1.1,2; 2.3.40; 2.5.52 самостоятельные
работы: 2.20; 2.24; 2.25; 2.2.31; 2.2.35;
2.3.44; 2.4.48; 2.5.56; 2.7.65; 2.8.70
13
5. Критерии оценки
Оценка «5» ставится в случае, если студент понимает химизм явлений и процессов, знает
законы и теории, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить их в новой
ситуации и при выполнении практических заданий. Письменная работа выполнена без ошибок
и недочѐтов или имеет не более одного недочѐта. Студент даѐт точное определение основных
понятий, законов, теорий, правильное определение химических величин и их единиц
измерения, правильно записывает формулы и даѐт название веществам. При ответе студент
обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет устанавливать
внутрипредметные и межпредметные связи. Студент анализирует, обобщает и самостоятельно
делает выводы; умеет структурировать материал.
Оценка «4» ставится в случае, если студент допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
преподавателя. Недостаточны навыки работы со справочной литературой. В письменной работе
при полном объеме - не более одной негрубой и одного недочѐта (или не более двух недочѐтов).
Оценка «3» ставится в случае, если студент правильно понимает химическую сущность
явлений и процессов, но при ответе обнаруживает отдельные пробелы в усвоении основных тем
курса химии; испытывает затруднения в применении знаний для решения задач, при
объяснении химических процессов на основе теорий и законов; ответ учащегося неполный,
недостаточно понимание основных вопросов курса химии, допускает одну - две грубые
ошибки. В письменной работе не менее 50% еѐ объѐма выполнено правильно или допущено не
более двух грубых ошибок.
Оценка «2» ставится в случае, если студент не знает и не понимает большую часть
материала; знания неполные или слабо сформированные, нет умений их применения к решению
задач и вопросов по образцу. При ответе на вопрос допускает грубые ошибки, которые он не
может исправить с помощью преподавателя. В письменной работе правильно выполнены менее
50% еѐ объѐма.
Оценка «1» ставится в случае, если студент не может ответить ни на один из
поставленных вопросов. При выполнении письменной работы не приступал к еѐ выполнению
или правильно выполнил не более 10% еѐ объѐма.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при
этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных
ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
14
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки
в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью: или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух
ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные
в требованиях к оценке "3й;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает
отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования
безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
15
Примерные темы рефератов (докладов), презентаций,
индивидуальных проектов
• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации.
• Современные методы обеззараживания воды.
• Аллотропия металлов.
• Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
• «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
• Изотопы водорода.
• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Аморфные вещества в природе, технике, быту.
• Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные
характеристики загрязнения окружающей среды.
• Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
• Защита озонового экрана от химического загрязнения.
• Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной
деятельности.
• Косметические гели.
• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
• Минералы и горные породы как основа литосферы.
• Растворы вокруг нас. Типы растворов.
• Вода как реагент и среда для химического процесса.
• Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
• Оксиды и соли как строительные материалы.
• История гипса.
• Поваренная соль как химическое сырье.
• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
• Реакции горения на производстве и в быту.
• Виртуальное моделирование химических процессов.
• Электролиз растворов электролитов.
• Электролиз расплавов электролитов.
• Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика,
гальваностегия.
• История получения и производства алюминия.
• Электролитическое получение и рафинирование меди.
• Жизнь и деятельность Г.Дэви.
• Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной
металлургии. Современное металлургическое производство.
• История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научнотехническом прогрессе.
• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
• Инертные или благородные газы.
• Рождающие соли — галогены.
• История шведской спички.
• История возникновения и развития органической химии.
16
• Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
• Витализм и его крах.
• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
• Современные представления о теории химического строения.
• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию
углеводородного сырья.
• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской
Федерации.
• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
• Углеводородное топливо, его виды и назначение.
• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
• Нефть и ее транспорт
17