Приложение 4.8 ВЧ.03 Основы финансовой грамотности

Рабочая программа учебной дисциплины «ВЧ.03 Основы финансовой грамотности» разработана
на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
профессии/специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.33
Токарь на станках с числовым программным управлением (приказ Минобрнауки России № 1544
от 9 декабря 2016 года) и примерной основной образовательной программы (ПООП),
утвержденной Протокол № 15.01.33-170406.

ОРГАНИЗАЦИЯ

-

РАЗРАБОТЧИК:

ГАПОУ СО
О.В.Терёшкина».

«Полипрофильный

техникум

им.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.33 "Токарь на станках с числовым
программным управлением, 15.00.00 Машиностроение
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Вариативная часть (ВЧ.03 Основы финансовой грамотности)
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
 приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых
продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из
различных источников;
 развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
 формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование
денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11



организовывать
собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество;
 принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
 осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития;
 использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
 работать в коллективе и команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями;
 брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчинённых), результат
выполнения заданий;
 самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации;
 пользоваться
разнообразными
финансовыми услугами, предоставляемыми
банками,
для
повышения
своего
благосостояния;
 оценивать надёжность банка;
 сравнивать условия по вкладам для
выбора наиболее оптимального варианта для




как работает банковская система в России;
каков
стандартный
набор
услуг
коммерческого банка;
 как коммерческие банки зарабатывают
деньги;
 что такое банкротство банка;
 кто и как регулирует коммерческие банки
в России;
 что такое Система страхования вкладов
(ССВ) и зачем она нужна;
 что подлежит, а что не подлежит
страхованию через ССВ;
 чем отличается дебетовая карта от
кредитной;
 для чего нужна дебетовая карта;
 что делать, если вы потеряли банковскую
карту;
 каковы преимущества и недостатки
банковских карт по сравнению с наличными
деньгами;
 как работают сберегательные вклады;
 для чего
может
быть
полезен
сберегательный вклад;
 в чём отличие вклада с капитализацией
процентов от вклада без капитализации
процентов;
 в чём особенности вклада с возможностью
пополнения и вклада с возможностью
частичного снятия средств;
 как выбрать банк для открытия вклада;

4

решения своих финансовых задач;
 оценивать необходимость использования
кредитов для решения своих финансовых
проблем и проблем семьи и связанные с этим
риски;
 оценивать необходимость приобретения
жилья в ипотеку и выбирать подходящий
вариант;
 принимать решение о необходимости
инвестирования денежных средств тем или
иным способом;
 соотносить доходность и риск при
размещении сбережений в банках и паевых
инвестиционных фондах (ПИФах);
 различать средства граждан в банках,
которые застрахованы Системой страхования
вкладов (ССВ), от тех средств, которые не
застрахованы ССВ;
 учитывать сумму страхового лимита при
размещении денежных средств на банковских
депозитах;
 обращаться за страховым возмещением
по вкладу или текущему счёту, если у их банка
отозвали лицензию;
 пользоваться
своими
банковскими
картами по всему миру;
 не путать дебетовую карту с кредитной;
 использовать банковскую карту для
оплаты в торговых точках;
 использовать банковскую карту для
оплаты покупок в Интернете;
 пользоваться банкоматами;
 различать вклад с капитализацией
процентов и вклад без капитализации
процентов;
 рассчитывать ожидаемый доход от
размещения сберегательного вклада без
капитализации и с капитализацией процентов;
 делать выбор между различными видами
сберегательных вкладов;
 определиться со сроком вклада;
 выбирать, в какой валюте хранить деньги;
 правильно
выбирать
банк
для
размещения сберегательного вклада;
 в случае необходимости внимательно
читать договор с банком;
 оценивать целесообразность и реальность
взятия кредита;
 рассчитывать
размер
ежемесячной
выплаты по кредиту;
 определить, во сколько обойдётся кредит
и может ли семья его себе позволить;
 оценивать отношение между расходами и
использованием кредитной ответственности;
 различать
банковский
кредит
и
микрокредит;
 соотносить вид кредита с его целью;
 пользоваться
рефинансированием
ипотечного кредита;




как определить надёжность банка;
зачем
нужно
внимательно
читать
банковские контракты;
 в каких случаях стоит брать кредиты в
банке;
 что делать, чтобы узнать эффективную
ставку по кредиту;
 что нужно, чтобы взять кредит;
 об
особенностях
микрокредитов,
предоставляемых
микрофинансовыми
организациями;
 какие существуют виды кредитов;
 что такое ипотека и как ею лучше
воспользоваться для улучшения жилищых
условий;
 каковы основные показатели, на которые
нужно смотреть при выборе ипотеки;
 почему
выгодно
воспользоваться
рефинансированием ипотечного кредита;
 как ПИФы приносят доход;
 что драгоценные металлы тоже являются
средством сбережения;
 что такое кредитная карта;
 почему надо быть осторожным с
кредитной картой;
 что такое риск;
 какие риски связаны с использованием
банковских услуг;
 что чем больше риск, тем выше должна
быть доходность;
 что риски тем ниже, чем на больший срок
сделаны инвестиции;
 почему иногда растут или падают в цене
отдельные компании, а иногда весь рынок;
 почему диверсификация является золотым
правилом успешных инвестиций;
 какие
отрасли
относятся
к
контрциклическим;
 почему изменяется стоимость денег во
времени;
 какие риски связаны с облигациями;
 какой доход приносят облигации;
 что такое корпоративная облигация;
 почему государство выпускает облигации;
 что акции бывают двух типов:
обыкновенные и привилегированные;
 из чего складывается доходность акций;
 почему акции более рискованный
инструмент, чем облигации;
 от чего зависят цены акций;
 что такое IPO;
 как работает фондовая биржа;
 кто может торговать на фондовой бирже;
 чем может быть полезен биржевой индекс;
 как на практике можно получить доступ к
торгам на бирже;
 что такое комиссия, выплачиваемая

5



отличать сберегательный сертификат от
сберегательного вклада;
 определять стоимость пая ПИФа при
покупке и продаже;
 определять, насколько рискованным
является ПИФ;
 пользоваться кредитной картой;
 различать ситуации, когда стоит, а когда
не стоит пользоваться кредитной картой;
 получать необходимую информацию на
официальных сайтах ЦБ, коммерческих
банков и Агентства по страхованию вкладов;
 находить и интерпретировать рейтинги
банков;
 при необходимости получать ряд
финансовых консультаций разной степени
точности и беспристрастности;
 идентифицировать ту рекламу, которая
может оказывать влияние на людей, чтобы
заставить их купить банковские продукты;
 оценивать необходимость осуществления
операций с ценными бумагами в зависимости
от
жизненных
обстоятельств
и
общеэкономической ситуации в стране;
 выбирать наиболее оптимальный вариант
инвестирования в конкретных экономических
ситуациях;
 оценивать степень риска конкретного
инвестиционного продукта;
 соотносить доходность и риск при
размещении сбережений в ценных бумагах;
 снижать риски с помощью услуг
страховых организаций;
 отличать систематический риск от
несистематического;
 снижать риски при формировании
инвестиционного портфеля;
 рассчитывать изменение стоимости денег
во времени;
 сравнивать облигацию и сберегательный
вклад с точки зрения их преимуществ и
недостатков;
 различать
государственные
и
корпоративные облигации с точки зрения их
рискованности;
 определять, когда стоит покупать
облигации;
 находить и интерпретировать рейтинги
надёжности облигаций;
 сравнивать такие ценные бумаги, как
акции и облигации, с точки зрения их
преимуществ и недостатков для держателей;
 сокращать риск при вложении денег в
акции, пользуясь определёнными правилами;
 компетентно следить за новостями
компании, чьи акции приобретены на её сайте
и в прессе;
 оценивать ситуацию в экономике по
динамике биржевых индексов и принимать

брокеру за услуги;
 на что обратить внимание при выборе
агента;
 какие риски связаны с инвестированием
денежных средств в ценные бумаги;
 какой валютный курс используется в
России;
 как определяются курсы валют на
валютной бирже;
 как государство может регулировать курсы
валют;
 как физические лица могут торговать
иностранной валютой;
 каковы четыре типа риска, с которыми
сталкиваются участники рынка FOREX;
 что рынок FOREX наименее надёжное
вложение средств;
 что такое страхование и от каких рисков
оно защищает;
 какие виды страхования существуют в
России, какие из них являются обязательными,
а какие — добровольными;
 что такое налоги и зачем они нужны;
 какие доходы облагаются налогом;
 какие существуют виды налогов на
имущество;
 кто должен платить тот или иной налог;
 в
каких
случаях
необходимо
самостоятельно
подавать
налоговую
декларацию;
 почему нужно платить налоги;
 чем грозит неуплата налогов;
 что такое ИНН и зачем он нужен;
 в каких случаях необходимо подавать
налоговую декларацию;
 каковы
сроки
подачи
налоговой
декларации и штрафы за несвоевременную
подачу;
 какие доходы не облагаются налогом;
 какие бывают налоговые вычеты и в каких
случаях их можно получить;
 какие есть виды пенсии и кому они
положены;
 какие существуют способы накопления на
пенсию;
 как работает государственная пенсионная
система в России;
 что
происходит
с
деньгами,
направленными в Пенсионный фонд РФ (ПФР);
 что такое страховое свидетельство
обязательного пенсионного страхования;
 что учитывает новая формула расчёта
пенсий;
 что делает негосударственный пенсионный
фонд (НПФ) с деньгами вкладчиков;
 с какого возраста выплачивается пенсия;
 почему важно получать не «серую», а
официальную зарплату;

6

адекватные решения по своим ценным
бумагам;
 отличать доверительное управление
ценными бумагами от ПИФа;
 различать два способа инвестирования в
фондовый рынок — через брокера и через
управляющую компанию;
 выбирать ПИФы с активным или
пассивным инвестированием в зависимости от
личного отношения к риску;
 различать плавающий, фиксированный и
регулируемый валютные курсы;
 противостоять соблазну поиграть на
рынке FOREX, чтобы не потерять все свои
сбережения;
 отличать налоги, которые платят
физические лица, от налогов, которые платят
юридические лица;
 рассчитывать величину подоходного
налога (НДФЛ);
 отличать доходы, которые облагаются по
ставке 13 %, от доходов, которые облагаются
по ставке, отличной от 13 %;
 различать налоги на доходы и налоги,
связанные с имуществом;
 рассчитывать величину транспортного
налога;
 различать
пропорциональные
и
прогрессивные налоги с точки зрения их
преимуществ и недостатков;
 заполнять налоговую декларацию и
своевременно подавать её в налоговые органы;
 оформить идентификационный номер
налогоплательщика (ИНН);
 пользоваться
личным
кабинетом
налогоплательщика
в
Интернете
для
получения информации о своей налоговой
задолженности;
 отличать стандартные и социальные
налоговые
вычеты
от
имущественных
вычетов;
 различать пени и штраф;
 беспроблемно организовывать свои
отношения с государством в налоговой сфере;
 быстро реагировать на изменение
налогового законодательства (по общим
вопросам) и определять своё поведение в
соответствии с изменениями;
 различать обязательное пенсионное
страхование
(государственное)
и
добровольные (дополнительные) пенсионные
накопления;
 рассчитывать пенсионные отчисления со
своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ;
 проверять состояние своего лицевого
счёта в ПФР;
 определять приблизительный размер
будущей пенсии и его возможные изменения,
пользуясь пенсионным калькулятором;
 проверять, делает ли работодатель



почему государственные пенсии не могут
быть высокими в будущем;
 почему стоит не только полагаться на
государство в вопросах накопления
 пенсии, а думать о дополнительных
(добровольных) пенсионных накоплениях;
 о том, что некоторые компании
практикуют корпоративные пенсионные планы;
 какие
существуют
альтернативные
способы накопления на пенсию;
 почему важно инвестировать в своё
здоровье;
 что такое предпринимательство;
 каковы преимущества и недостатки
предпринимательской деятельности;
 какими качествами должен обладать
предприниматель;
 каковы
основные
показатели
эффективности фирмы;
 какие факторы влияют на прибыль
компании;
 чему равна справедливая стоимость
компании;
 чем полезен метод приведённых денежных
потоков;
 как можно повысить эффективность
бизнеса
путём
устранения
потерь
на
производстве;
 каковы типичные ошибки начинающих
предпринимателей;
 каковы основные этапы создания
собственного бизнеса;
 каковы основные правила создания нового
бизнеса;
 какие бывают источники денежных
средств для создания бизнеса;
 каковы основные правовые аспекты
ведения бизнеса;
 каковы преимущества и недостатки
различных организационно-правовых форм
предприятия;
 как зарегистрировать предприятие;
 что такое бизнес-план и зачем он нужен;
 какие разделы входят в бизнес-план;
 о том, что создание собственного бизнеса
связано с большими рисками;
 какие существуют программы (в стране,
регионе, городе), направленные на поддержку
молодых предпринимателей;
 куда можно обратиться за помощью в
случае открытия собственного дела;
 чем опасна для экономики в целом и для
каждой отдельной семьи высокая инфляция;
 какие риски связаны с резким снижением
курса рубля по отношению к доллару или евро;
 с чем связан кредитный риск;
 с чем связан ценовой (рыночный) риск;
 как снизить физический риск;

7

пенсионные отчисления;
 делать дополнительные накопления в
негосударственных
пенсионных
фондах
(НПФ);
 правильно выбирать НПФ;
 пользоваться
корпоративным
пенсионным планом;
 сравнивать альтернативные способы
накопления на пенсию;
 находить актуальную информацию о
пенсионной системе и накоплениях в сети
Интернет;
 рассчитывать и прогнозировать, как
могут быть связаны величина накоплений на
протяжении трудоспособного возраста и
ежемесячный
доход
после
окончания
трудовой карьеры;
 сопоставлять различные предложения
пенсионных накоплений и находить наиболее
оптимальный вариант;
 отслеживать в прессе и на сайте
Министерства труда и социальной защиты
изменения в российской пенсионной системе и
учитывать их при создании своих пенсионных
накоплений;
 правильно составлять резюме при поиске
работы;
 оценивать, как быстро могут окупиться
вложения, сделанные на начальном этапе
создания бизнеса;
 различать
организационно-правовые
формы предприятия с точки зрения их
преимуществ и недостатков для ведения
бизнеса находить актуальную информацию по
стартапам и ведению бизнеса;
 составлять бизнес-план по алгоритму;
 находить идеи для собственного дела;
 выделять круг вопросов, которые надо
обдумать при создании своего бизнеса, а
также
типы рисков,
такому бизнесу
угрожающие;
 придумывать нестандартные решения для
бизнеса;
 оценивать предложения по созданию и
ведению бизнеса;
 владеть языковыми средствами — ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
 владеть
навыками
познавательной
рефлексии;
 сохранять свои сбережения в периоды
высокой инфляции;
 принимать меры для защиты своих
сбережений от резкого падения курса рубля;
 сокращать кредитный риск своего
капитала;
 снижать ценовой (рыночный) риск;
 распознавать
различные
виды
финансового мошенничества;
 различать номинальный и реальный ВВП;




с чем связан предпринимательский риск;
что
при
столкновении
с
риском
мошенничества необходимо обратиться в
правоохранительные органы;
 каковы
негативные
последствия
экономических кризисов как для экономики в
целом, так и для отдельных людей;
 как
важен
такой
статистический
показатель, как валовой внутренний продукт
(ВВП);
 почему
большая
дебиторская
задолженность подвергает фирмы риску во
время кризисов;
 каковы примеры последних экономических
кризисов;
 как вести себя в случая экономического
кризиса;
 о том, что существует финансовое
мошенничество;
 как работают фальшивомонетчики;
 в
чём
заключается
опасность
взаимодействия с фальшивыми банками и как
от них защититься;
 почему нельзя высылать и сообщать по
телефону свои паспортные данные неизвестным
лицам;
 что существуют поддельные платёжные
терминалы;
 как работает финансовая пирамида и чем
она опасна для своих вкладчиков;
 каковы основные способы сокращения
финансовых рисков;
 куда обращаться в случаях потери (кражи)
документов (паспорта, банковской карты,
сберкнижки и др.);
 какова мера ответственности государства в
случаях финансового мошенничества.

8



находить данные о ВВП России на сайте
Федеральной службы статистики;
 оценить необходимость добровольного
страхования и правильно выбрать страховую
компанию;
 рационально вести себя в случае
экономического кризиса;
 не попадаться на уловки телефонных и
интернет-мошенников;
 защищать личную информацию, в том
числе в сети Интернет;
 пользоваться банковской картой с
минимальным финансовым риском;
 отличать финансовую пирамиду от
добросовестных финансовых организаций;
 находить актуальную информацию на
сайтах компаний и государственных служб;
 сопоставлять полученную информацию
из различных источников;
 отслеживать в Интернете информацию об
инфляции, изменении валютного курса и
экономических кризисах и учитывать её при
принятии собственных финансовых решений,
связанных с расходами и сбережениями;
 критически относиться к рекламным
предложениям из различных источников;
 оценивать риски предлагаемых вариантов
инвестирования денежных средств;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

32

Обязательные аудиторные учебные занятия

30

в том числе:
практические занятия

12

контрольные работы

7

Итоговая аттестация в форме зачета

2

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ВЧ.03 Основы финансовой грамотности
Наименование
разделов и
тем
1
Тема 1
Банковская
система России.

Тема 2.
Фондовый
рынок.

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем часов

2
Содержание учебного материала
Банковская система России.
Текущие счета и дебетовые карты.
Сберегательные вклады.
Кредиты. Услуги банков.

3
Уровень освоения
1-3

2

Тематика практических занятий и лабораторных работ
1. Решение задач.

3

Контрольная работа № 1 «Банковская система России».

1

Содержание учебного материала
1. Риск и доходность.

Осваиваемые
элементы
компетенций

Уровень освоения
1-3

2

2. Облигации. Акции.

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

3. Фондовая биржа. Рынок FOREX.

Тема 3.
Страхование.

Тема 1.4.
Налоги.

Тема 1.5.

Тематика практических занятий и лабораторных работ
1. Решение задач.
Контрольная работа № 2 «Фондовый рынок».
Содержание учебного материала
Страхование имущества.
Страхование здоровья и жизни.
Контрольная работа № 3 «Страхование».
Содержание учебного материала
Налоги.
Налоговая декларация.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Решение задач.
Содержание учебного материала

2
1
Уровень освоения
1-3

2

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

1
Уровень освоения
1-3

1

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

2
Уровень освоения

1

ОК 01-ОК.03
10

Пенсионное
страхование.
Тема 1.6.
Финансовые
механизмы
работы
фирмы.
Тема 7.
Бизнес.

Тема 8.
Финансовые
риски.

ОК.06, ОК.09,
ОК.11

1-3
Обязательное и добровольное пенсионное страхование.
Контрольная работа № 4 «Пенсионное страхование».
Содержание учебного материала
Взаимоотношения работодателя и сотрудников.
Эффективность компании, банкротство и безработица.

1
Уровень освоения
1-3

Контрольная работа № 5 «Финансовые механизмы работы фирмы».
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Предпринимательская деятельность. Работа по найму.
Успешность компании.
1-3
Бизнес – план.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Решение задач.
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Контроль рисков собственных сбережений.
1-3
Экономические кризисы.
Финансовое мошенничество.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Описание и анализ одного из экономических кризисов.
Контрольная работа № 6 «Финансовые риски».
Итоговая контрольная работа.

1

ОК 01-ОК.03
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

2

ОК 01-ОК.03

1

ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

3

1

ОК 01-ОК.03
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11
ОК 01-ОК.03

2
1
2

ОК 01-ОК.03
ОК 01-ОК.03
ОК.06, ОК.09,
ОК.11

Всего:
32
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Экономики, маркетинга и менеджмента», оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся,
 стулья,
 доска классная,
 рабочее место преподавателя,
техническими средствами обучения:
 компьютер с лицензионным программным обеспечением (переносной),
 мультимедиа проектор (переносной),
 экран проекционный (переносной).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебно-методическое пособие. — Киров: Старая Вятка, 2017. — 166 с. — ISBN 978-5-91061475-2, Преподавание учебного курса основы финансовой грамотности в основной школе;
2. Воробьева И.П. Экономика и организация
производства: учеб. пособие для
СПО/И.П.Воробьева, О.С.Селевич.-М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с. (Серия:
Профессиональное образование);
3. Гуреева М.А. Основы экономики машиностроения: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования/ М.А.Гуреева.-М.: Издательский центр "Академия", 2017. – 256.с.
4. Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в ос-новной школе: учебнометодическое пособие / авт.-сост. Т.Ю. Ерёмина, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». –
Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 166 с.

Интернет-ресурсы:
1. http://www.perevedem.ru/article/tipsfor-startups.htm.;
2. http://www.perevedem.ru/article/hardest_lessons.htm;
3. http://www. Rbc.ru;
4. http://www. cbonds.ru;
5. http://www. Investfunds.ru;
6. http://www. School – collection.ru.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки


организовывать
собственную
Умение: принимать решения в стандартных идеятельность, выбирать типовые методы и
нестандартных ситуациях и нести за них способы выполнения профессиональных
ответственность;
задач, оценивать их эффективность и

использовать
информационно-качество;
коммуникационные технологии в профессиональной
осуществлять поиск и использование
деятельности;
информации,
необходимой
для

брать на себя ответственность за работу членовэффективного
выполнения
команды (подчинённых), результат выполнения профессиональных
задач,
заданий;
профессионального
и
личностного

самостоятельно
определять
задачиразвития;
профессионального
и
личностного
развития,
пользуется
разнообразными
заниматься
самообразованием,
осознанно финансовыми услугами, предоставляемыми
планировать повышение квалификации;
банками,
для
повышения
своего

сравнивать условия по вкладам для выбораблагосостояния;
наиболее оптимального варианта для решения своих
оценивать надёжность банка;
финансовых задач;

оценивать
необходимость
использования
кредитов для решения своих финансовых проблем и
проблем семьи и связанные с этим риски;

оценивать необходимость приобретения жилья
в ипотеку и выбирать подходящий вариант;

принимать
решение
о
необходимости
инвестирования денежных средств тем или иным
способом;

соотносить доходность и риск при размещении
сбережений в банках и паевых инвестиционных
фондах (ПИФах);
Знать:
- основные положения курса;
- понимать, что такое акционерное общество и кто
такие акционеры, какие права даёт владение акциями
разных типов;
- приобрести практические навыки расчётов дохода и
доходности операций с акциями и облигациями;
- понимать, что такое «инвестиционный портфель» и
иметь представление о рисках, связанных с
инвестированием в различные активы;
- характеристики и обязанности различных
профессиональных
и
непрофессиональных
участников фондового рынка;
- понимать принципы работы паевых инвестиционных
фондов и особенности методов инвестирования;
- устройство фондовой биржи и правила работы на
ней.

Формы и
методы оценки
Контрольная
работа
№
1
«Банковская
система России».
Контрольная
работа
№
2
«Фондовый рынок».
Контрольная работа
№ 3 «Страхование».
Контрольная работа
№ 4 «Пенсионное
страхование».
Контрольная работа
№ 5 «Финансовые
механизмы работы
фирмы».
Контрольная работа
№ 6 «Финансовые
риски».
Устный
опрос,
экспертное
наблюдение в ходе
практических работ;
отчеты
по
практическим
работам;
письменный опрос;
тестирование;

13

Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
В образовательном процессе традиционно использую пятибалльную шкалу, а также
внедряю современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной
компетентности обучающихся:
Пятибальная шкала.
Критерии выставления отметки "5"(отлично):

знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;

умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя;

соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Критерии выставления отметки «4» (хорошо):

знание всего изученного программного материала;

умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.

незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):
 знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;
 затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении,
необходимость
незначительной помощи учителя;
 умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
 наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной
речи, правил оформления письменных работ.
Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):
 знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
 отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на
уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
 наличие
нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».