СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля
3
2. Структура и содержание профессионального модуля
5
3. Условия реализации программы профессионального модуля
10
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
13
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ 02 Работа управляющих программ для станков с числовым программным
управлением
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.32 Оператор станков с
программным управлением
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить:
Основной вид деятельности: Разработка управляющих программ для станков с
числовым программным управлением
И соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК2
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 4
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 5
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК2.3
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Разработка управляющих программ для станков с числовым
программным управлением
Разрабатывать управляющие программы с применением систем
автоматического программирования.
Разрабатывать управляющие программы с применением систем CAD/CAM.
Выполнять диалоговое программирование с пульта управления станком.
3
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический
опыт
уметь
знать
разработке управляющих программ с применением систем
автоматического программирования; разработке управляющих программ с
применением
систем
CAD/CAM;
выполнении
диалогового
программирования с пульта управления станком.
читать и применять техническую документацию при выполнении
работ; разрабатывать маршрут технологического процесса обработки с
выбором режущих и вспомогательных инструментов, станочных
приспособлений, с разработкой технических условий на исходную
заготовку; устанавливать оптимальный режим резания; анализировать
системы ЧПУ станка и подбирать язык программирования; осуществлять
написание управляющей программы в CAD/САМ З оси; осуществлять
написание управляющей программы в CAD/CAM 5 оси; осуществлять
написание управляющей программы со стойки станка с ЧПУ; проверять
управляющие программы средствами вычислительной техники;
кодировать информацию и готовить данные для ввода в станок, записывая
их на носитель; разрабатывать карту наладки станка и инструмента;
составлять расчетно-технологическую карту с эскизом траектории
инструментов; вводить управляющие программы в универсальные ЧПУ
станка и контролировать циклы их выполнения при изготовлении деталей;
применять методы и приемки отладки программного кода; применять
современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного
кода; работать в режиме корректировки управляющей программы.
устройство и принципы работы металлорежущих станков с
программным управлением, правила подналадки и наладки; устройство,
назначение и правила применения приспособлений и оснастки;
устройство, назначение и правила пользования режущим и
измерительным инструментом; правила определения режимов резания по
справочникам и паспорту станка; методы разработки технологического
процесса изготовления деталей на станках с числовым программным
управлением (далее - ЧПУ); теорию программирования станков с ЧПУ с
использованием G-кода; приемы программирования одной или более
систем ЧПУ; приемы работы в CAD/САМ системах; порядок заполнения и
чтения операционной карты работы станка с ЧПУ; способы использования
(корректировки) существующих программ для выполнения задания по
изготовлению детали.
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
ПМ.02 Разработка управляющих программ для станков с числовым программным
управлением
Из них на освоение МДК 02.01 68ч, на практики, в том числе учебную, УП 02 72ч
и производственную, ПП 02 72ч
самостоятельная работа 6ч.
4
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля ПМ 02 Разработка управляющих программ для станков с числовым программным
управлением
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час
Коды
Суммарный
Самостоя
Обучение по МДК
Практики
профессиональн
Наименования разделов
объем
Лабораторных и
Курсовых
Производ тельная
ых общих
профессионального модуля
нагрузки,
Всего
Учебная
работа
практических
работ
ственная
компетенций
час.
занятий
(проектов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ПК 2.1,
94
19
10
36
36
3
Раздел 1. Разработка
ПК 2.2 ПК 2.3
управляющих программ
ОК 1, ОК 2, ОК 3 Раздел 2. Автоматизация
118
43
27
36
36
3
ОК 4, ОК 5, ОК 7 программирования
ОК 9, ОК10
станков с ЧПУ и
СAD/CAM системы
Производственная практика
72
72
(по профилю
специальности), часов (если
предусмотрена итоговая
(концентрированная)
практика)
Всего:
212
62
43 (37+6 экзамен)
72
72
6
5
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
разделов и тем
профессионального
Содержание учебного материала,
модуля (ПМ),
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
2
ПМ 02 Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением
Раздел 1. Разработка управляющих программ
МДК.02.01 Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением
Тема 1.1
Содержание
Системы
1. Системы автоматического управления технологическим оборудованием. Общие сведения.
автоматического
Эффективность применения автоматизированного оборудования и оборудования с ЧПУ.
управления
2. Геометрические основы работы на автоматизированном оборудовании. Системы координат и
направления движения исполнительных органов оборудования с ЧПУ. Движение и коррекция
исполнительных органов и узлов автоматизированного оборудования.
Тема 1.2
Основные сведения о
программном
управлении
Тема 1.3. Подготовка
управляющей
программы
Объем
часов
3
212
94
19
2
Практические занятия
3,4,5,6. Составление алгоритма выполнения технологического процесса на автоматизированном
оборудовании
Содержание
4
7. Виды программирования. Сущность автоматизированной и ручной подготовки УП. Аналитические и
инструментальные языки программирования.
1
Содержание
8. Этапы подготовки управляющей программы. Способы и технические средства подготовки
управляющих программ.
9. Процедуры составления управляющих программ. Технологическая документация.
6
2
Тема 1.4. Расчет
элементов контура
детали и траектории
инструмента
Тема 1.5. Структура
управляющей
программы
Тема 1.6.
Запись, контроль и
редактирование
управляющей
программы
Содержание
10. Типы геометрических элементов детали. Понятие
«Опорная точка». Понятие «эквидистанта к контуру». Методика построения эквидистанты
Практические занятия
11,12 .Программирование расточных операций
Содержание
13. Понятие «Управляющая программа». Содержание и структура управляющей программ. Назначение и
содержание формата кадра.
Практические занятия
14,15. Освоение правил назначения и кодирования основных функций управляющих программ станков с
ЧПУ
Содержание
16. Программирование в ISO-кодах.
17. Описание Gи-M-кодов для программирования ЧПУ станков.
Практические занятия
18. Расчет координат опорных точек контура детали.
19. Разработка управляющей программы (УП) обработки групп отверстий на фрезерно-сверлильном
станке с ЧПУ.
Учебная практика
Виды работ
Обработка деталей:
• «Разрезные втулки»;
• «Ступенчатые валы»;
• «Ручки для плашкодержателя»;
• Черновая обработка наружного диаметра для детали «Плашкодержатель»;
• Черновая обработка наружного диаметра под детали: «Переходная втулка», «Шайба», «Гайка»;
Сверление отверстий в деталях, резцы, калибры плоские, шарошки сферические и узловые, шатуны.
Производственная практика
Виды работ
Изготовление партии деталей:
• Втулки ступенчатые с коническими поверхностями;
• Кронштейны, фитинги, эксцентриковые детали;
7
1
2
1
2
2
2
36
36
• Зенковки конусные, ножи гильотинных ножей, развёртки цилиндрические и конические, вкладыши;
• Башмаки тормозные, балочки, подвески тяговых электродвигателей, вкладыши, зенкеры, зенковки конусные, зенковки
конусные, кольца поршневые, корпуса фильтров;
• Развёртки цилиндрические и конические, резцы, патроны сверлильные, пуансоны, матрицы;
Рукоятки фигурные, стержни, центры токарные, шестерни, штампы, шарошки сферические и узловые.
Раздел 2
Автоматизация программирования станков с ЧПУ и СAD/CAM системы
МДК.02.01 Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением
Тема 2.1 Основы
Содержание
автоматизированного
20. Системы автоматизированного проектирования; история возникновения; необходимость и
проектирования
преимущества применения; CAD/CAM/CAE системы; PLM системы - жизненный цикл изделия.
21. Использование систем CAD/CAM для получения управляющих программ в
автоматическом режиме
Тема 2.2
Содержание
САD системы
22. CAD-системы. Виды геометрического моделирования. Функции твердотельного моделирования;
пакеты геометрического моделирования и их функциональность;
Тема 2.3
САМ системы
Тема 2.4.
САЕ системы
Тема 2.5
Программирование
промышленных
роботов и
роботизированных
технологических
комплексов
118
43
2
2
23. Базовые геометрические объекты; обмен геометрическими данными автоматизация черчения.
Содержание
24. CAM-системы. Основы процесса резания. Структура управляющей программы; пакеты cam-систем
и их функциональность.
2
25.Автоматизация написания управляющих программ для станков с ЧПУ.
Содержание
26. СAE-системы. Классификация; возможности CAE-систем;
27. Пакеты CAE и их функциональность; основы метода конечных элементов, алгоритм конечного
элементного анализа в CAE-cистемах.
Содержание
28. Классификация систем управления. Общие схемы и методы программирования.
2
29. Входные языки управления робототехническими системами. Язык программирования
электроавтоматики.
Практические занятия:
30-35. Работа с уровнями программирования.
36-41. Работа с системами CAD/CAM.
8
2
27
42-47. Разработка 3-D модели и создание управляющей программы детали.
48-53. Работа с подпрограммами.
54-56. Рабочие инструкции.
Самостоятельная работа по разделу 1
57. Составить номенклатуру деталей по предложенным рабочим чертежам для обработки на станках с ЧПУ разных групп;
58. Подготовить презентацию по теме: «Связь системы координат станка, детали, инструмента;
59. Произвести расчет опорных точек эквидистанты по предложенным рабочим чертежам деталей
Самостоятельная работа по разделу 2
60-61. Составить УП на одном из языков программирования для обработки заданной детали.
62. Заполнить технологическую документацию с применением CAD/CAM системы.
Промежуточная аттестация: Экзамен устный по билетам.
Учебная практика
Виды работ:
• Подготовка программ на языках управления цикловыми ПР и на языках программирования роботов VAL
• Разработка УП для токарных станков
• Разработка УП для фрезерных станков
• Подготовка технологических процессов на базе
CAD/CAM систем
Производственная
практика
Виды работ
Подготовка программ обработки деталей: - на сверлильно-фрезерных станках с ЧПУ; - на многоцелевых станках с ЧПУ.
Подготовка программ автоматического формирования траектории инструмента.
Разработка программ обработки деталей на симуляторе:
Разработка программы обработки деталей типа «Вал»;
Разработка программы обработки деталей «Втулка»;
Разработка программы обработки деталей типа «Кольцо»;
Разработка программы обработки деталей «Муфта»;
Разработка программы обработки деталей «Фланец»;
Разработка программы обработки деталей типа «Корпус» на 3-х координатных станках с ПУ, 5-икоординатных станках с ПУ,
разработка программ в CAD/САМ системах.
9
6
6
36
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения
занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и
индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации,
самостоятельной работы, а также мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных
стандартов.
Перечень специальных помещений. Кабинеты:
«Технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах»
Лаборатория «Программного управления станками с ЧПУ»
Тренажеры, тренажерные комплексы
демонстрации и имитации работ на металлорежущих станках
Оснащение лабораторий «Программного управления станками с ЧПУ»:
Программное обеспечение CAD/CAM;
Фрезерный и токарный обрабатывающий центры с возможностью изменения системы
ЧПУ, адаптированные для учебных целей.
Оснащение тренажерного комплекса
тренажеры, имитирующие пульт управления стойки станка с ЧПУ различных типов и
моделей;
тренажер для отработки координации движения рук при токарной обработке;
демонстрационное устройство станка;
симулятор для визуализации процессов обработки.
Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики по
профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением. Образовательная организация,
реализующая программу по профессии, должна располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
Требования к оснащению баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО, в том
числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и
указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенции
«Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Многоосевая обработка на станках с ЧПУ» конкурсного
движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills).
10
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания.
Основные источники.
1. Воробьев Ю. В., Ковергин А. Д., Родионов Ю. В. и др. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО
«ТГТУ», 2016 –1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Системные требования: ПК не ниже класса
PentiumII ; CD-ROM-дисковод 48,0 Mb RAM; Windows 95/98/XP; мышь. – Загл. с экрана.
2. Ермолаев В. В. Программирование для автоматизированного оборудования: учебник для
студ. учреждений сред.проф. образования / В. В. Ермолаев. — М. : Издательский центр
«Академия», 2018.
3. Мещеряков В.Б., Стародубов В.С. Металлорежущие станки с ЧПУ: Учеб. пособие. —
М.: ИНФРА-М, 2017 — 336 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). —
www.dx.doi.org/10.12737/5721.
4. Тарабарин О. И., Абызов А. П., Ступко В. Б. Проектирование технологической оснастки
в машиностроении: Учебное пособие. — 2(е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2018
— 304 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
5.
Холодкова А. Г. Общие основы технологии металлообработки и работ на
металлорежущих станках : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Холодкова.
— М. : Издательский центр «Академия», 2017 — 256 с.
Дополнительные источники.
1. Мирошин Д. Г. М64 Технология программирования и эксплуатация станков с ЧПУ:
учебное пособие / Д. Г. Мирошин, Т. В. Шестакова, О. В. Костина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.
проф.-пед. ун-та, 2017. 79 с
2. Серебреницкий, П.П. Программирование автоматизированного оборудования: учебник
для вузов: В2ч./П.П. Серебреницкий, А.Г. Схиртладзе. - М.: Дрофа, 2017.
3. Зайцев
Б.Г.,
Рыцев СБ.
Справочник молодого токаря.- Высш.шк.,
2018,-ЗЗ0с.
4.Фещенко В.Н., Махмудов Р.Х. Токарная обработка: Учебное пособие.М: Высш. шк., 2017.-302с.
5. Булавинцева И.Н. Машиностроительное производство,Академия,2018.
6.Ермолаев Б. Технологическая оснастка.Академия,20128.
7.Моряков О. Оборудование машиностроительного производства, Академия,2017.
8.Гоцеридзе Р. Процессы формирования и инструменты, Академия, 2019.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 ФГОС 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением».
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71471422/
2 Квалификационная характеристика по профессии «Токарь»
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/254110
3 Квалификационная характеристика по профессии Фрезеровщик
http://www.aup.ru/docs/etks/etks-2_2/137.htm
4 Обзор станков токарной группы. http://machinetools.aggress.ru/index.php/tokarnyj-stanok
11
5 Устройство токарно-винторезного станка http://tehinfor.ru/s_3/ustroistvo.html 22.
Режущий инструмент для токарной обработки http://delta-grup.ru/bibliot/11/8.htm
6 Воробьев Ю.В., Ковергин А.Д., Родионов Ю. В., Галкин П.А., Никитин Д. В., Однолько
В. Г. Детали машин и основы конструирования [Электронный ресурс]: учебное пособие для
студентов, обучающихся по направлениям 110800, 190600, 151000, 150700, 241000
7 Нарезание резьбы резцом http://www.tehno-line.ru/files/theory/Turning/2-4-3.htm 25
8 Обработка конической поверхности при помощи конусной линейки. Видео-урок.
https://www.youtube.com/watch?v=HysW_hx6pZ0
9 Работа на станке с ЧПУ. Официальный сайт фирмы Hеidenhain..
http://www.heidenhain.ru/ru_RU/dokumentacija-informacija/
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 2.1 Разрабатывать
управляющие программы с
применением систем
автоматического
программирования
Критерии оценки
Методы оценки
Знания устройство и принципы работы
металлорежущих станков с программным
управлением, правила подналадки и
наладки;
устройство, назначение и правила
применения приспособлений и оснастки;
устройство, назначение и правила
пользования режущим и измерительным
инструментом правила определения
режимов резания по справочникам и
паспорту станка методы разработки
технологического процесса изготовления
деталей на станках с ЧПУ теорию
программирования станков с
ЧПУ с использованием G-кода; приемы
программирования одной или более систем
ЧПУ;
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Умения читать и применять техническую
Практические
документацию при
занятия
выполнении работ;
разрабатывать маршрут
технологического процесса обработки с
выбором режущих и вспомогательных
инструментов, станочных приспособлений, с
разработкой технических условий на
исходную заготовку;
устанавливать оптимальный режим
резания;
анализировать системы ЧПУ станка и
подбирать язык программирования;
Действия Разработка управляющих
программ с применением систем
автоматического программирования
ПК 2.2. Разрабатывать
Знания:
управляющие программы с приемы работы в CAD/САМ
применением систем
системах
CAD/CAM
Практическая
работа
Виды работ на
практике
Тестирование
Собеседование
Экзамен
13
ПК 2.3 Выполнять
диалоговое
программирование с
пульта управления
станком
Умения осуществлять написание
управляющей программы в CAD/САМ 3
оси; осуществлять написание управляющей
программы в CAD/CAM 5 оси;
Практические
занятия
Действия Разработка управляющих
программ с применением систем CAD/CAM
Практическая
работа
Виды работ на
практике
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Знания порядок заполнения и чтения
операционной карты работы станка с ЧПУ;
способы использования (корректировки)
существующих программ для выполнения
задания по изготовлению детали;
Умения осуществлять написание
Практические
управляющей программы со стойки станка с занятия
ЧПУ;
проверять управляющие программы
средствами вычислительной техники;
кодировать информацию и готовить данные
для ввода в станок, записывая их на
носитель;
разрабатывать карту наладки станка и
инструмента;
составлять расчетно-технологическую
карту с эскизом траектории инструментов;
вводить управляющие программы в
универсальные ЧПУ станка и
контролировать циклы их выполнения при
изготовлении деталей применять методы и
приемки отладки программного кода;
применять современные компиляторы,
отладчики и оптимизаторы программного
кода работать в режиме корректировки
управляющей программы
Действия Выполнение диалогового
программирования с пульта управления
станком
Практическая
работа
Виды работ на
практике
14
ОК 01Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам
Дескрипторы: Распознавание сложных
проблемные ситуации в различных
контекстах. Проведение анализа сложных
ситуаций при решении задач
профессиональной деятельности.
Определение потребности в информации и
источников её получения. Осуществление
эффективного поиска. Разработка
детального плана действий. Оценка рисков
на каждом шаге.
Оценка плюсов и минусов полученного
результата, своего плана и его реализации,
предлагает критерии оценки и
рекомендации по улучшению плана.
Практическая
работа
Ситуационные
задания
Умения: распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном и/или
социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы; составить план
действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью
наставника).
Практические
занятия
Ситуационные
задания
Знания: актуальный
профессиональный и социальный контекст,
в котором приходится работать и жить;
основные источники
Тестирование
Собеседование
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится
в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)
Процент
результативности
( правильных ответов)
90÷100
80 ÷ 89
70÷79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл
Вербальный аналог
( отметка )
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5» выставляется, если:
15
- раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя специализированную терминологию и
символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4»выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу
преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в
определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких
наводящих вопросов преподавателя;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее
важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
16