СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля
3
2. Структура и содержание профессионального модуля
6
3. Условия реализации программы профессионального модуля
15
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
18
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ 01 Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа по
стадиям технологического процесса
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.32 Оператор станков с программным
управлением.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить:
Основной вид деятельности: Изготовление деталей на металлорежущих станках
различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и
шлифовальных) по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями
охраны труда и экологической безопасности.
И соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК2
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 4
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 5
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД
Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа
(сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и
шлифовальных) по стадиям технологического процесса в соответствии с
требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на
металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных,
фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных).
ПК 1.2
Осуществлять подготовку к использованию инструмента, оснастки, подналадку
металлорежущих станков различного вида и типа (сверлильных, токарных,
фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с
полученным заданием.
ПК1.3
ПК1.4
Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных
изделий на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных,
токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в
соответствии с заданием.
Вести технологический процесс обработки и доводки деталей, заготовок и
инструментов на металлорежущих станках различного вида и типа
(сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и
шлифовальных) с соблюдением требований к качеству, в соответствии с
заданием и технической документацией.
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
выполнении подготовительных работ и обслуживания рабочего места
практический станочника; подготовке к использованию инструмента и оснастки для
опыт
работы на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных,
токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в
соответствии с полученным заданием; определении последовательности и
оптимального режима обработки различных изделий на металлорежущих
станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,
копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с заданием;
обработке и доводке деталей, заготовок и инструментов на
металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных,
фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) с соблюдением
требований к качеству, в соответствии с заданием и технической
документацией.
Уметь
подготавливать к работе и обслуживать рабочие места станочника в
соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии,
пожарной безопасности и электробезопасности; выбирать и
подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления,
режущий и контрольно-измерительный инструмент; устанавливать
оптимальный режим обработки в соответствии с технологической картой;
осуществлять обработку и доводку деталей, заготовок и инструментов на
металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных,
фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных).
Знать
правила подготовки к работе и содержания рабочих мест станочника,
требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и электробезопасности; конструктивные особенности,
правила управления, подналадки и проверки на точность металлорежущих
станков различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,
копировальных, шпоночных и шлифовальных); устройство, правила
применения, проверки на точность универсальных и специальных
приспособлений, контрольно-измерительных инструментов; правила
определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных
и грузовых средств; правила проведения и технологию проверки качества
выполненных работ.
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
ПМ.01 Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа по
стадиям технологического процесса
Всего часов 788 ч
Из них на освоение МДК 01.01 176 ч, на практики, в том числе учебную, УП 01 324ч
и производственную, ПП 01 288ч
самостоятельная работа 32ч.
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля ПМ01
Коды
профессиональных
и общих
компетенций
1
ПК 1.1, ПК 1.2
ПК1.3, ПК1.4
ОК 1, ОК2, ОК4,
ОК9, ОК10
Наименования
разделов
профессионального
модуля
2
Раздел 1 Выполнение
обработки деталей на
металлорежущих
станках различного
вида и типа и
контроля качества.
Производственная
практика (по
профилю
специальности), часов
(если предусмотрена
итоговая
(концентрированная)
практика)
Всего:
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час
Суммарный
Обучение по МДК
Практики
Само
объем
Лабораторных
стоятельная
Курсовых
нагрузки, Всего
и
Учебная Производственная
работа
работ
час.
практических
(проектов)
занятий
3
4
5
6
7
8
9
788
176
80
-
324
288
788
288
32
288
176
80
-
324
288
32
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование
разделов и тем ПМ и
МДК
Содержание учебного материала: лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Объем в часах
1
2
3
Раздел 1
Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа
МДК 01.01
Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа
112
Содержание
1.Содержание рабочего места станочника.
Основные понятия о гигиене труда. Гигиенические нормативы.
Ведение
2
2.Производственная санитария, ее задачи.
Санитарно-гигиенические нормы производственных помещений. Профилактика
профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Краткая санитарногигиеническая характеристика условий труда на предприятии. Оказание первой помощи
пострадавшим и самопомощь при травмах.
Содержание
Тема 1.1. Охрана
труда
3.Требования охраны труда.
Основы законодательства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда.
Органы надзора за охраной труда. Правила поведения на территории и в цехах предприятия.
Основные причины травматизма на производстве. Меры безопасности при работе станочника.
2
4.Электробезопасность.
Действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током.
Защита от прикосновения к токоведущим частям. Первая помощь при поражении
электрическим током. Пожарная безопасность. Основные причины пожаров в цехах и на
территории предприятия. Противопожарные мероприятия. Огнетушительные средства и
правила их применения. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах.
Содержание
5. Основы теории резания.
Сущность процесса резания. Режимы резания на металлорежущем станочном оборудовании.
Тема 1.2 Основы
резания металлов
2
6.Методы обработки металлов резанием: точение, сверление, фрезерование, протягивание,
шлифование. Геометрия режущего инструмента. Элементы режимов резания, физические
явления при резании
Содержание
Тема 1.3
Металлообрабатыва
ющие станки
различных типов
7.Устройство, технические характеристики и принцип работы металлообрабатывающих
станков различных типов
8. Компоновочные виды металлообрабатывающих станков. Приводы станков, главное
движение резца и движения подачи.
9.Правила и методы подналадки металлообрабатывающих станков.
Виды работ, выполняемых на станочном оборудовании и оснастка станков для их выполнения.
Приспособления для крепления деталей и режущего инструмента.
10.Условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных
приспособлений в зависимости от типа производства. Установочные детали и механизмы,
опоры, установочные пальцы, оправки, цанги, базирование деталей в приспособлениях
4
Тема 1.4.
Устройство, принцип
работы и кинематика
станков токарной
группы
Содержание
11.Типы токарных станков и их технические характеристики
12. Виды работ и назначение разных типов станков токарной группы
Практические занятия
13, 14. Ознакомление с органами управления станка.
15, 16. Изготовление деталей начальной сложности.
Тема 1.5. Оснастка и Содержание
технология работ на 17.Типы и назначение токарных резцов, многорезцовые головки.
станках токарной
Геометрия резцов, поверхности и углы резцов. Заточка резцов и способы проверки заточки.
группы
18.Сверла, зенкеры, развертки, метчики, плашки.
Технология обработки наружных цилиндрических поверхностей.
Обработка отверстий.
19.Нарезания крепежной резьбы и резьбы движения.
Обработка конусных и фасонных поверхностей
20.Обработка поверхностей со сложной установкой
Накатка и отделка поверхностей
Практические занятия
21, 22.Разбор конструкторской и технологической документации
23, 24.Решение задач по определению режимов резания
25 – 28.Расчет режимов резания для станков токарной группы
29, 30.Определение частоты вращения шпинделя по заданной скорости резания. Выбор
количества переходов, глубины резания для конкретных условий обработки
31 – 34.Определение по таблицам диаметра стержня и отверстия для нарезания резьбы
метчиками и плашками в зависимости от обрабатываемого материала
35, 36.Изучение технологических процессов токарной обработки деталей
37 – 40.Расчет конусности и уклона. Подбор инструмента и приспособления для обработки
конических поверхностей заданных параметров
41, 42. Разбор технологических процессов изготовления деталей на токарных станках
Самостоятельные
43 – 46. Решение задач на определение режимов резания
2
4
4
22
4
4
работы
Тема 1.6.
Устройство, принцип
работы и кинематика
станков фрезерной
группы..
Тема 1.7. Оснастка и
технология работ на
станках фрезерной
группы
47 – 50. Решение задач для определения элементов конуса
51 – 54. Решение задач для наладки станка на обработку конуса
55 – 58. Решение задач для наладки станка на нарезание резьбы
Содержание
59, 60.Типы фрезерных станков и их технические характеристики
Практические занятия
61, 62. Ознакомление с органами управления станка.
63, 64. Изготовление деталей начальной сложности.
Содержание
65.Элементы фрезерования плоских поверхностей
Фрезерование пазов, прорезей, шипов
66. Фрезерование цилиндрических поверхностей
Фрезерование прямоугольных поверхностей
67.Фрезерование радиусных, наружных и внутренних поверхностей
Фрезерование уступов, канавок
68.Фрезерование однозаходной резьбы, спиралей, зубьев
4
4
2
4
4
Практические занятия
69, 70.Расчет режимов резания при фрезеровании плоскостей и скосов. Выбор типа и размеров
фрезы.
71, 72.Изучение технологических процессов фрезерной обработки деталей
73 - 76.Подбор инструмента и приспособления для фрезерования радиусных, наружных и
внутренних поверхностей
77 - 80. Базирование заготовок и привязка инструмента
Тема 1.8 Устройство, Содержание
принцип работы и
81, 82.Кругло и плоскошлифовальные станки: устройство и принципы работы
кинематика станков Практические занятия
шлифовальной
83, 84. Ознакомление с органами управления станка
группы
Установка и базирование деталей
12
2
2
Тема 1.9. Оснастка и
технология работы
на станках
шлифовальной
группы
Содержание
85.Типы и назначение, маркировка шлифовальных кругов и сегментов
86.Обработка заготовок при бесцентровом шлифовании
Практические занятия
87, 88. Обработка деталей согласно чертежа
Тема 1.10
Содержание
Устройство, принцип
работы и кинематика 89.Типы сверлильных станков, принцип работы
станков сверлильной
90. Вертикальные и радиально сверлильные станки
группы
Тема 1.11. Оснастка Содержание
и технология работ 91.Режущие и контрольно-измерительные приборы и инструменты: спиральные сверла,
на станках
метчики, зенкеры, развертки
сверлильной группы.
92.Основы резания металлов, материалы заготовок и режущего инструмента. Допуски размеров
93.Технологические процессы и режимы резания на станках сверлильной группы
94.Виды работ и технология их выполнения на сверлильных станках
Практические занятия
95, 96.Расчет режимов резания для станков сверлильной группы
97, 98.Приспособления для крепления заготовок и инструментов на сверлильных станках.
Кондукторы
99, 100.Выбор приспособлений для определенных сверлильных операций
Тема 1.12.
Содержание
Устройство, принцип
работы и кинематика 101.Устройство и принцип работы станков копировальных и шпоночных типов
станков
копировальных и
102.Кинематика станков
шпоночных типов
Тема 1.13. Оснастка Содержание
и технология работы
на копировальных и 103. Режущие инструменты для копировальных и шпоночных станков, из назначение
шпоночных станках. 104.Технические характеристики режущих инструментов, способы крепления и заточки
Практические занятия
2
2
2
4
6
2
2
4
Самостоятельная
работа
105, 106.Расчет режимов резания при обработке деталей на копировальных и шпоночных
станках
107, 108.Технология обработки шпоночного паза
109, 110. Изучение технологических процессов фрезерной обработки
111, 112. Изучение технологических процессов обработки на сверлильных станках
113, 114. Изучение технологических процессов обработки на шлифовальных станках
Раздел 2
Осуществление наладки обслуживаемых станков
58
Тема 2.1. Формы
заготовок и
технология их
изготовления
Содержание
115.Формы заготовок и способы их изготовления
116, 117.Литейное производство, формы и характеристики отливок
118, 119.Обработка металлов давлением. Прокатка, прессовка, ковка, штамповка
120. Припуски и допуски для заготовок разных типов
6
Практические занятия
121, 122 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала
2
Тема 2.2. Основы
проектирования
станочных
приспособлений
Тема 2.3 Наладка
6
Содержание
123.Способы установки заготовок. Правила выбора баз и способы базирования, погрешности
базирования
124.Выбор схемы базирования и закрепления заготовки
Практические занятия
125, 126.Определение силы зажима обрабатываемой заготовки
127, 128.Выбор схемы базирования и закрепления заготовки
Содержание
2
4
6
станков и
технологический
процесс
129.Назначение и объём наладочных работ. Типовые методы наладок. Общие сведения о
порядке наладки станков
130.Способы, методы и технологический процесс наладки, подналадки металлорежущих
станков
131.Техническая документация для наладки различных металлообрабатывающих станков.
Подготовка станка к настройкам
132. Настройка режимов резания.
133. Установка, выверка и закрепление режущего инструмента на токарных станках
134. Подготовка металлорежущего станка к работе Особенности наладки станков разного типа
Практические занятия
135, 136.Наладка, подналадка станка и погрешности обработки
137, 138.Наладка и подналадка станка при единичном и массовом типах производства
139, 140.Настройка токарного станка
6
Тема 2.4 Проверка
качества обработки
деталей
141, 142. Методы и средства контроля качества обработанных поверхностей, погрешности
обработки, основные виды дефектов (брака) и способы их предупреждения
2
Тема 2.5.
143.Виды погрешностей станков, производительность и надёжность металлообрабатывающих
станков
144.Правила эксплуатации металлообрабатывающих станков
Практические занятия
145 – 152. Выполнение работ по настройке и наладке металлообрабатывающих станков
токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы
Способы проверки
нормы точности и
правила их
технического
обслуживания
станков
Тема 2.6 Управление Содержание
подъемно153, 154.Классификация и назначение подъемно-транспортного оборудования
транспортным
машиностроительного производства
оборудованием
Практические занятия
Тема 2.7 Строповка
155, 156.Управление подъемно-транспортным оборудованием
Содержание
2
8
2
2
и увязка грузов
157, 158. Схемы строповки и увязки грузов для подъема, перемещения, установки и
складирования
Практические занятия
159, 160.Строповка и увязка грузов
2
Самостоятельная
работа
161- 170. Подготовка к экзамену Работа с нормативной и специальной технической литературой
10
Промежуточная
аттестация
171-176 Экзамен устный
6
2
Итого
176
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет 307 Технологии машиностроения и технологического оборудования
Оборудование:
Лабораторное: лабораторный комплекс УТС4-СТЗ
Демонстрационное: набор по механической обработке металлов, наборы инструментов (резцы, сверла,
зенковки, зенкеры, развертки), наборы деталей (цилиндрические, конические, резьбовые, фасонные)
Рабочее место педагога (2 стола, 1 стул),
15 столов, 30 стульев, 1 доска классная,
Компьютер -1, Мультимедийное оборудование -1; Документ-камера MimioView-1; Интерактивная
приставка MimioTeach (с гибким магнитным листом) -1; локальная сеть с выходом в Интернет;
Мастерские:
Токарная мастерская
Оборудование:
Универсальные токарные станки типа 16К20 – 6,
1К62 – 7
1Е61ПМ -3
1М61П -8
Заточные станки, сверлильный станок, шлифовальный станок.
Рабочее место мастера (1 стол 1 стул)
Фрезерная мастерская
Универсальные фрезерные станки – 12 шт.,
Заточной станок – 1 шт.
Токарно-обрабатывающий центр СТХ 310
Фрезерно - обрабатывающий центр DMC635,
Стимуляторы NBC 620 (8 шт)
Программное обеспечение (16)
Прибор для настройки инструмента UNO20/40
Компьютер, Программное обеспечение mastercamx9 EducationSuite 5 (5 учебных мест)
Лабораторный комплекс ФС-СТ3
Требования к оснащению баз практик
Реализация
образовательной
программы
предполагает
обязательную
учебную
и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и
требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих
выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО, в том числе оборудования
и инструментов, используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в
инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенции «Токарные
работы на станках с ЧПУ» и «Многоосевая обработка на станках с ЧПУ» конкурсного движения
«Молодые профессионалы» (WorldSkills).
ФГУП Комбинат "Электрохимприбор",
ООО "НТЭАЗ Электрик"; ОАО "Тизол"
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: Учеб.пособие для нач.проф.образования /Т.А.
Багдасарова. – 5-е изд., стер. - Издательский центр «Академия», 2017.- 288с.
2. Багдасарова Т.А. Основы резания металлов: учеб. пособие/ Татьяна Ануфриевна Багдасарова. –
М. ; Издательский центр «Академия», 2016. – 80с.
3. Вереина Л.И. Справочник токаря: Учеб.пособие для нач.проф.образования/ Л. И. Веренина. М.; Издательский центр «Академия», 2016. – 448с.
4. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учеб. / под ред. В. Б.
Арзамасова, А. А. Черепахина. - 2-е изд., стер. - М. : ИЦ "Академия", 2017. - 448 с.
Дополнительные источники:
1. Вереина Л.И. Фрезеровщик: Технология обработки: учеб.пособие/ Л.И. Вереина.- М.:
Издательский центр «Академия»,2017.- 64с.
2. Попов С. А. Шлифовальные работы: Учеб. для проф. учеб. заведений.- 2-е изд., испр. – М.:
Высшая школа; Издательский центр "Академия", 2016. – 383 с.: ил.
3. Холодкова А.Г. Общая технология машиностроения: Учеб. Пособие для нач. проф.
Образования/ Альбертина Григорьевна Холодкова. – М.; Издательский центр «Академия»,
2016.- 224с.
4. Черпаков Б.И. Металлорежущие станки. Учебник для нач. проф. образования./ Б. И. Черпаков,
Т.А. Альперович – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 368с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1
ФГОС 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением».
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71471422/
2
Квалификационная характеристика по профессии «Токарь»
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/254110
3
Квалификационная характеристика по профессии Фрезеровщик
http://www.aup.ru/docs/etks/etks-2_2/137.htm
4
Обзор станков токарной группы.
http://machinetools.aggress.ru/index.php/tokarnyj-stanok
5
Устройство токарно-винторезного станка http://tehinfor.ru/s_3/ustroistvo.html
22. Режущий инструмент для токарной обработки http://delta-grup.ru/bibliot/11/8.htm
6
Нарезание резьбы резцом http://www.tehno-line.ru/files/theory/Turning/2-43.htm 25
7
Обработка конической поверхности при помощи конусной линейки. Видеоурок. https://www.youtube.com/watch?v=HysW_hx6pZ0
8
Работа на станке с ЧПУ. Официальный сайт фирмы Hеidenhain..
http://www.heidenhain.ru/ru_RU/dokumentacija-informacija/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 1.1. Осуществлять
подготовку и
обслуживание рабочего
места для работы на
металлорежущих
станках различного
вида и типа
(сверлильных,
токарных, фрезерных,
копировальных,
шпоночных и
шлифовальных)
ПК.1.2 Осуществлять
подготовку к
использованию
инструмента, оснастки,
подналадку
металлорежущих
станков различного
вида и типа
(сверлильных,
токарных, фрезерных,
копировальных,
шпоночных и
шлифовальных) в
соответствии с
полученным
заданием
Критерии оценки
Методы оценки
Знания правила подготовки к Тестирование
работе и содержания рабочих мест
станочника, требования охраны Собеседование
труда,
производственной
Экзамен
санитарии, пожарной безопасности
и электробезопасности;
Умения подготавливать к работе и Практические занятия
обслуживать
рабочие
места Экспертное наблюдение
станочника в соответствии с
требованиями
охраны
труда,
производственной
санитарии,
пожарной
безопасности
и
электробезопасности;
Действия выполнение
Практическая работа
подготовительных работ и
обслуживания рабочего места
станочника
Виды работ на практике
Экспертное наблюдение
Знания
конструктивные Тестирование
особенности, правила управления,
подналадки и проверки на точность Собеседование
металлорежущих
станков
Экзамен
различного
вида
и
типа
(сверлильных,
токарных,
фрезерных,
копировальных,
шпоночных и шлифовальных);
устройство, правила применения,
проверки
на
точность
универсальных и специальных
приспособлений,
контрольноизмерительных инструментов;
Умения выбирать и подготавливать
к работе универсальные,
специальные приспособления,
режущий и контрольноизмерительный инструмент;
18
Практические занятия
Действия подготовка к
использованию инструмента и
оснастки для работы на
металлорежущих станках
различного вида и типа
(сверлильных, токарных,
фрезерных, копировальных,
шпоночных и шлифовальных) в
соответствии с полученным
заданием
Практическая работа
Виды работ на практике
Тестирование
ПК 1.3 Определять
последовательность
и оптимальные
режимы обработки
различных изделий
на металлорежущих
станках различного
вида и типа
(сверлильных,
токарных,
фрезерных,
копировальных,
шпоночных и
шлифовальных) в
соответствии с
заданием
Знания правила определения
режимов резания по справочникам
и паспорту станка;
ПК 1.4. Вести
технологический
процесс обработки и
доводки изделий на
металлорежущих
станках различного
вида и типа
(сверлильных,
токарных, фрезерных,
копировальных,
шпоночных и
шлифовальных) с
Знания правила проведения и
технологию проверки качества
выполненных работ;
Правила перемещения грузов и
эксплуатации специальных
транспортных и грузовых средств
Тестирование
Умения осуществлять
обработку и доводку деталей,
заготовок и инструментов на
металлорежущих станках
различного вида и типа
(сверлильных, токарных,
Практические занятия
Экспертное наблюдение
соблюдением
Собеседование
Экзамен
Умения устанавливать
оптимальный режим обработки в
соответствии с технологической
картой;
Практические занятия
Действия определение
Практическая работа
последовательности и
оптимального режима
обработки различных изделий
на металлорежущих станках
Виды работ на практике
станках различного вида и типа
(сверлильных, токарных,
фрезерных, копировальных,
шпоночных и шлифовальных) в
соответствии с заданием
19
Собеседование
Экзамен
требований к
качеству, в
соответствии с
заданием и
технической
документацией
фрезерных, копировальных,
шпоночных и шлифовальных);
ОК 01Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам
Дескрипторы: Распознавание
сложных проблемные ситуации в
различных контекстах. Проведение
анализа сложных ситуаций при
решении задач профессиональной
деятельности.
Действия обработка и доводка
деталей, заготовок и
инструментов на
металлорежущих станках
различного вида и типа
(сверлильных,
токарных, фрезерных,
копировальных, шпоночных и
шлифовальных)
с соблюдением требований к
качеству, в соответствии с
заданием и технической
документацией
Практическая работа
Виды работ на практике
Экспертное наблюдение
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Ситуационные задания
Определение потребности в
информации и источников её
получения. Осуществление
эффективного поиска. Разработка
детального плана действий. Оценка
рисков на каждом шаге.
Оценка плюсов и минусов
полученного результата, своего
плана и его реализации, предлагает
критерии оценки и рекомендации
по улучшению плана.
Умения: распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или
проблемы;
20
Практические занятия
Экспертное наблюдение
Ситуационные задания
составить план действия;
определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника).
Знания: актуальный
профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится
работать и жить; основные
источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте.
Тестирование
Собеседование
Экзамен
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02 Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Дескрипторы: Планирование
информационного поиска из
широкого набора источников,
необходимого для выполнения
профессиональных задач;
проведение анализа полученной
информации, выделяет в ней
главные аспекты; структурировать
отобранную информацию в
соответствии с параметрами
поиска; интерпретация полученной
информации в контексте
профессиональной деятельности.
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: определять задачи поиска
информации; определять
необходимые источники
информации; планировать процесс
поиска; структурировать
получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
Практические занятия
Экспертное наблюдение
21
проект
практическую значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04 Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Знания: номенклатура
информационных источников
применяемых в профессиональной
деятельности; приемы
структурирования информации;
формат оформления результатов
поиска информации
Тестирование
Дескрипторы: использование
актуальной нормативно-правовой
документацию по профессии
(специальности); применение
современной научной
профессиональной терминологии;
определение траектории
профессионального развития и
самообразования
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: определять актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности; выстраивать
траектории профессионального и
личностного развития
Практические занятия
Экспертное наблюдение
Знания: содержание актуальной
нормативно-правовой
документации; современная
научная и профессиональная
терминология; возможные
траектории профессионального
развития и самообразования
Тестирование
Дескрипторы: участие в деловом
общении для эффективного
решения профессиональных задач;
планирование профессиональной
деятельности
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: организовывать работу
коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Практические занятия
Знания: психология коллектива;
психология личности; основы
Тестирование
22
Собеседование
Экзамен
проект
Собеседование
Экзамен
Деловая игра
проектной деятельности
Собеседование
Экзамен
ОК 05Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Дескрипторы: грамотно устно и
письменно излагать свои мысли по
профессиональной тематике на
государственном языке; проявлять
толерантность в рабочем
коллективе
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: излагать свои мысли на
государственном языке; оформлять
документы.
Практические занятия
Экспертное наблюдение
Знания: особенности социального
и культурного контекста; правила
оформления документов.
Тестирование
Собеседование
Экзамен
ОК 07Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
Дескрипторы: соблюдать правила
экологической безопасности при
ведении профессиональной
деятельности; обеспечивать
ресурсосбережение на рабочем
месте.
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: соблюдать нормы
Практические занятия
экологической безопасности;
Экспертное наблюдение
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии (специальности).
Знания: правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной деятельности;
пути обеспечения
ресурсосбережения.
Тестирование
Дескрипторы: сохранение и
укрепление здоровья посредством
использования средств физической
культуры; поддержание уровня
физической подготовленности для
успешной реализации
профессиональной деятельности
Практическая работа
Экспертное наблюдение
23
Собеседование
Экзамен
деятельности и
поддержание
необходимого уровня
физической
подготовленности.
ОК 09Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 10Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке
Умения: использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей;
применять рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности;
пользоваться средствами
профилактики перенапряжения
характерными для данной
профессии (специальности)
Практические занятия
Экспертное наблюдение
Знания: роль физической культуры
в общекультурном,
профессиональном и социальном
развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия
профессиональной деятельности и
зоны риска физического здоровья
для профессии (специальности);
средства профилактики
перенапряжения.
Тестирование
Дескрипторы: применение средств
информатизации и
информационных технологий для
реализации профессиональной
деятельности
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: применять средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать современное
программное обеспечение
Практические занятия
Экспертное наблюдение
Знания: современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
Тестирование
Дескрипторы: применение в
профессиональной деятельности
инструкций на государственном и
иностранном языке; ведение
общения на профессиональные
темы
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: понимать общий смысл
Практические занятия
24
Собеседование
Экзамен
Собеседование
Экзамен
ОК 11Планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере
четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы;
участвовать в диалогах на
знакомые общие и
профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать
и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на
знакомые или интересующие
профессиональные темы
Экспертное наблюдение
Знания: правила построения
простых и сложных предложений
на профессиональные темы;
основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная лексика);
лексический минимум,
относящийся к описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;
особенности произношения;
правила чтения текстов
профессиональной направленности
Тестирование
Дескрипторы: определение
инвестиционную
привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной
деятельности; составлять бизнес
план; презентовать бизнес-идею;
определение источников
финансирования; применение
грамотных кредитных продуктов
для открытия дела
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Умения: выявлять достоинства и
недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия
собственного дела в
профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по
Практические занятия
Экспертное наблюдение
25
Собеседование
Экзамен
проект
Деловая игра
процентным ставкам кредитования
Знание: основы
предпринимательской
деятельности; основы финансовой
грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
26
Тестирование
Собеседование
Экзамен