Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказа Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки
примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения
реестра примерных основных образовательных программ»;
Примерная программа Зарегистрировано в государственном реестре ПООП под номером:
Регистрационный номер: 15.01.32-170404 от 04.04.2017г.;
Приказа Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1555 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44827);
Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200);
Приказа Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» № 788-ПП от
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им.О.В.Терёшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических работ
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В.Терёшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им.О.В.Терёшкина»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина»
Разработчик:
РАЗРАБОТЧИК: Гумарова Елена Алексеевна, руководитель физвоспитания высшей категории,
преподаватель физической культуры высшей категории
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ 5 - 6
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15 – 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 17 – 18
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Физическая культура
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, входящей в
укрупнённую группу специальностей 15.00.00 Машиностроение, и примерными основными
образовательными программами (ПООП), утвержденными 30.03.2017г. и 04.04.2017г.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ОК 1,ОК 5,
ОК 6,
ОК-8
Умения
Знания
Уметь обосновать значение физической
культуры для формирования личности
профессионала,
профилактики
профзаболеваний. Уметь составить и
провести комплексы утренней, вводной
и производственной гимнастики с
учетом
направления
будущей
профессиональной
деятельности.
Осуществлять контроль за состоянием
здоровья (в динамике); уметь оказать
первую медицинскую помощь при
травмах;
Соблюдать
технику
безопасности
Знать современное состояние
физической культуры и
спорта, знать оздоровительные
системы физического
воспитания.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
40
Объем образовательной программы
40
в том числе:
4
теоретическое обучение
лабораторные работы
-
практические занятия
38
контрольная работа
-
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета:
-подведение итогов по текущим оценкам за выполнение контрольных
нормативов: бег 100 м; бег 1000 м; прыжок в длину с разбега; метание
гранаты.; за выполнение техники и тактики различных упражнений;
спортивных игр; составление комплексов упражнений;
-выполнения реферата по предмету;
- тестирования.
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура.
Наименован
ие разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
Коды
компетенци
й,
формирован
ию которых
способствует
элемент программы
4
Раздел 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Тема 1.
Сущность и
содержание ППФП
в достижении
высоких
профессиональных
результатов.
Содержание
Развитие точности и быстроты движений, игровой ловкости и выносливости
к выполнению упражнений на координацию движений, бег на короткие
дистанции 20-30 м., прыжки по разметках на правой и левой ногах, опорные
прыжки через коня и козла; ведение баскетбольных мячей меняя
направление и скорость; передача мяча от груди со скоком от пола, броски
мяча в корзину на точность. Упражнения с расстановкой, сборкой
предметов. Развитие общей выносливости, координации и точности
движения рук.
Практические занятия
1.Легкая атлетика. Техника безопасности.
2.Правила самостоятельной разминки.
3. Кроссовая подготовка. ОРУ.
4. Бег 100м на время.
ОК1–
ОК5,
ОК8
2,3
30
2,3
6
5. Оздоровительный бег по пересеченной местности.
6. Прыжки в длину с места.
7. Кроссовая подготовка. ОРУ.
8. Метание гранаты на дальность.
9. Специально-беговая подготовка.
10. Челночный бег5х10 м.
11. Кроссовая подготовка. ОРУ.
12. Бег 1000 м на время.
13. Волейбол – правила игры.
14. Техническая подготовка, игра в парах.
15. Совершенствование тактики игры в нападении.
16. Атакующий удар, обманный удар (скидка).
17. Совершенствование тактики игры в защите.
18. Блокирование (одиночное, двойное, групповое).
19.Совершенствование техники и тактики игры.
20.Баскетбол. Техника безопасности.
21. Техническая подготовка игры баскетбол.
22. Совершенствований бросков в кольцо (в движении, прыжком).
23. Совершенствование тактики игры в нападении.
24. Атака- быстрый прорыв, без ведения мяча.
25. Финты в нападении, подбор мяча от щита.
26. Совершенствование тактики игры в защите.
27. Зеркальная защита, держание каждого игрока.
28. Командные действия в нападении и защите.
29.Совершенствование техники и тактики игры.
30.Штрафной бросок. Учебная игра.
Содержание
Тема 2.1.
Военноприкладная
физическая
подготовка
Строевая, физическая.
Строевая подготовка. Строевые приёмы, навыки чёткого и слаженного
выполнения совместных действий в строю.
Физическая подготовка. Преодоление полосы препятствий. Безопорные и
опорные прыжки, перелезание, прыжки в глубину, соскакивания и
ОК-1 – ОК-5,
ОК -8
ОК-1 – ОК-5,
ОК -8
7
(юноши).
выскакивания, передвижение по узкой опоре.
Практические занятия
31. Гимнастика. Техника безопасности.
32.Построение, перестроение.
33.Опорный прыжок.
34.Передвижение в колонне.
35.Круговая тренировка на тренажерах.
36.Перестроение в движении.
37.Передвижение по бревну, преодоление препятствий.
38.Строевые приемы.
39.Преодоление полосы препятствий.
40.Зачетный урок.
Всего:
2,3
10
40
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Реализация программы дисциплины требует и располагает наличие;
- спортивного зала;
- открытой спортивной площадки (футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой);
- тренажерный зал.
Мебель и технические средства
1. Стол преподавателя
2
2. Компьютер
1
3. Шкаф для документов
2
4. Стулья
2
5. Скамейки
4
Технические средства обучения
1. Щит баскетбольный
2
2. Стойка волейбольная
1 пара
3. Мяч баскетбольный
10
4. Мяч волейбольный
10
5. Мяч футбольный
6
6. Мат гимнастический
6
7. Перекладина
4
8. Теннисный стол
2
9. Лыжи
25
10.Лыжные палки
25
11.Граната
6
12. Тренажеры для занятий атлетической гимнастикой
15
13. Скакалка
20
14. Гантели (разные)
15 пар
15. Гири 16, 24, 32 кг,
6
16. Секундомер
3
17. Канат для перетягивания
1
18. Стойки для прыжков в высоту, перекладина для
прыжков в высоту
1 комплект
19. Гимнастические скамейки
4
20.Ракетка для бадминтона
20 пар
21.Ракетка для настольного тенниса
10
22.Гимнастический коврик
10
23. Фитбол
10
24. Обруч
10
25. Дартс
3 комплекта
26. Конус
9
Для проведения учебно-методических занятий:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- музыкальный центр.
Действующая нормативно-техническая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по разделам рабочей программы.
15
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Для студентов
Беспалова Т. А. Формы занятий физическими упражнениями: учебник для студ. Института ФКиС . —
Саратов, 2019.
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 Бишаева А.А. Физическая
культура: электронный учебник для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Ботагариев Т.А. и др. Физическое воспитание в Вузе: учебное пособие, 2018.
Бугаев Г.В. Организация и проведение урока по легкой атлетике в общеобразовательной школе:
учебно-методическое пособие- Воронеж, 2019.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: учебник для студентов СПО-М., 2016.
Гринин Л.Е., Волкова-Алексеева Н.Е. Справочник учителя физической культуры. ФГОС.
Издательство: Учитель, 2016.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник , 2016.
Жабакова В.Е. Педагогическое мастерство учителя ФК. Учебное пособие.Челябинск,2016.
Захарова Л.В. Физическая культура: учебник. Красноярск, 2017.
Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник СПО. М., 2017.
Муллер А.Б. Физическая культура: учебник для студентов СПО. -М., 2017.
Писменский И.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета, М., 2019.
Тиссен П.П. Теория и методика обучения физической культуре. Оренбург, 2019.
Хабарова О.Л. Физическое воспитание в Вузе: учебное пособие. Хабаровск, 2019.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики http://sport.minstm.gov.ru
2. Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы http://www.mossport.ru3.2.2.
Электронные издания (электронные ресурсы)
www. minstm. gov. ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации);
www. edu. ru (Федеральный портал «Российское образование»);
www. olympic. ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России);
http://spo.1september.ru/ - газета «Спорт в школе»;
16
http://olympic.ware.com.ua/ - базы данных о всех Олимпиадах начиная с 1896 года (первые игры в
Афинах);bmsi.ru. Библиотека международной спортивной информации; WWW
erudition.ru
электронная библиотека, раздел «физическая культура в ССУЗах;
http://members.fortunecity.com/healthdoc/default.htm Если хочешь быть здоров. Публикуются
различные материалы по физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т.п.;
http://ball.r2.ru/ Мир баскетбол. Сайт посвящен правилам, технике, тактике, биографии игроков,
истории команд;
http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/ Физическая культура студента. Электронный учебник. Содержание
учебника соответствует примерной программе дисциплины "Физическая культура" для высших
учебных заведений;
http://www.sportreferats.narod.ru/ Рефераты
на
спортивную
тематику;
http://kzg.narod.ru/ Журнал «Культура здоровой жизни».
3.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
1
Уметь:
Критерии оценки
2
Методы оценки
3
Уметь обосновать
значение физической
культуры для формирования
личности
профессионала,
профилактики
профзаболеваний.
Применяет средства и
методы физического
воспитания для
профилактики
профессиональных
заболеваний. Использует на
практике результаты
компьютерного тестирования
состояния здоровья,
двигательных качеств,
психофизиологических
функций, к которым
профессия (специальность)
предъявляет повышенные
требования. Демонстрирует
методику занятий
физическими упражнениями
для профилактики и
коррекции нарушения
опорно-двигательного
аппарата, зрения и основных
функциональных систем.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающегося при
выполнении и защите
результатов практических
занятий, выполнении
домашних работ,
тестирования, контрольных
работ и других видов
текущего контроля
Демонстрировать установку
на психическое и физическое
здоровье; Освоение методов
профилактики
профессиональных
заболеваний.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающегося при
выполнении домашних
работ, тестирования,
контрольных работ и других
видов текущего контроля
Знать:
Знать современное
состояние физической
культуры и спорта, знать
оздоровительные
системы физического
воспитания.
17
Приложение 1
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п/п
1
2
3
4
Физичес
кие
способн
ости
Контрольно
е
Скорост
ные
Бег
Координ
ационны
е
Скорост
носиловые
Выносли
вость
Возрас
т, лет
Оценка
упражнение
(тест)
5
16
30 м, с
Челночный
бег
310 м, с
Прыжки в
длину с
места, см
6-минутный
4,4 и
Юноши
4
5,1–4,8
выше
17
4,3
5,0–4,7
16
7,3 и
8,0–7,7
выше
17
7,2
7,9–7,5
16
230 и
195–210
выше
17
240
16
1500
выше
бег, м
205–220
и 1300–1400
3
5
Девушки
4
5,2 и 4,8 и
ниже
выше
5,2
4,8
5,9–5,3
8,2 и 8,4 и
ниже
выше
8,1
8,4
9,3–8,7
180 и 210 и
ниже
выше
190
210
170–190
1100
и ниже
1300
выше
3
6,1 и
ниже
6,1
5,9–5,3
9,7 и
ниже
9,6
9,3–8,7
160 и
ниже
160
170–190
и 1050–1200
900 и
ниже
1100
1500
17
5
6
Гибкост
ь
Силовые
1300
1300–1400
Наклон
вперед из
положения
стоя, см
16
17
15
Подтягивани
е: на
высокой
перекладине
из виса, колво раз
(юноши), на
низкой
перекладине
из виса
лежа,
количество
раз
(девушки)
16
11 и
15 и
5и
20 и
ниже
выше
9–12
5
20
8–9
4и
18
выше
9–12
выше
900
1050–1200
12–14
7
и
ниже
7
выше
ниже
12–14
и 13–15
18
17
12
9–10
4
6
и
ниже
6
13–15
18
Приложение 2
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ
ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
1. Бег 3000 м (мин, с)
12,30
14,00
б/вр
2. Бег на лыжах 5 км (мин, с)
25,50
27,20
б/вр
3. Плавание 50 м (мин, с)
4. Приседание на одной ноге с опорой о стену
(количество раз на каждой ноге)
45,00
10
52,00
8
б/вр
5
5. Прыжок в длину с места (см)
230
210
190
6. Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы
(м)
9,5
7,5
6,5
7. Силовой тест — подтягивание на высокой
перекладине (количество раз)
13
11
8
8. Сгибание и разгибание рук в упоре на
брусьях (количество раз)
12
9
7
9. Координационный тест — челночный бег
310 м (с)
7,3
8,0
8,3
7
5
3
до 9
до 8
до 7,5
10. Поднимание ног в висе до
перекладины (количество раз)
касания
11. Гимнастический комплекс упражнений:
– утренней гимнастики;
– производственной гимнастики;
– релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
19
Приложение 3
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты
1. Бег 2000 м (мин, с)
2. Бег на лыжах 3 км (мин, с)
3. Плавание 50 м (мин, с)
4. Прыжки в длину с места (см)
5. Приседание на одной ноге,
опора о стену (количество раз на каждой
ноге)
6. Силовой тест — подтягивание на низкой
перекладине (количество раз)
7. Координационный тест — челночный бег
310 м (с)
8. Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы
(м)
9. Гимнастический комплекс упражнений:
– утренней гимнастики
Оценка в баллах
5
4
3
11,00
19.00
1,00
13,00
21,00
1,20
б/вр
б/вр
б/вр
190
8
175
6
160
4
20
10
5
8,4
9,3
9,7
10,5
6,5
5,0
до 9
до 8
до 7,5
– производственной гимнастики
– релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
20