ВЧ.07 Машиностроительное черчение

Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной
профессиональной образовательной программы ГАПОУСО "ПТ им. О.В. Терёшкина" в
соответствии с ФГОС по специальности СПО:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» (от 09.11.2016
№788-ПП).
 Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности 15.02.08 «Технология
машиностроения» №350 от 18.04.2014 г.
 Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
от 14.05.2014 N 519.
 "Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
 Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В.Терёшкина»;
 Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
 Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»
Разработчик:
Давыдова Антонина Аркадьевна
преподаватель дисциплин профессионального цикла
металлообрабатывающего профиля

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4.

3

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

10

12

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Машиностроительное черчение
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.02.08 Технология
машиностроения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
ВЧ. 07 Вариативная часть.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 выполнять
графические
изображения технологического
оборудования
и
технологических схем;
 выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на
их поверхности;
 выполнять чертежи технических деталей;
 читать чертежи и схемы;
 оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с
технической документацией;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 законы, методы, приемы проекционного черчения;
 правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации;
 правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания
технических деталей;
 способы графического представления технологического оборудования и выполнения
технологических схем;
 требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и
Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и
составлению чертежей и схем

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются
компетенции:
Код компетенции
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7

общие

Содержание
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за

4

ОК 8
ОК9

результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются
профессиональные компетенции:
Код
Наименование профессиональных компетенций
компетенции
Использовать
конструкторскую
документацию
при
разработке
ПК 1.1
технологических процессов
изготовления деталей.
ПК 1.2
Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК1.3
Составлять
маршруты
изготовления
деталей
и
проектировать
технологические операции.
ПК1.4.
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК1.5
Использовать
системы
автоматизированного
проектирования
технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.1
Участвовать в планировании и организации работы структурного
подразделения.
ПК 2.2
Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1

Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению
деталей

ПК 3.2

Проводить контроль соответствия
технической документации.

качества

деталей

требованиям

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции, уроки
лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
75
50
20
30
25

Дифференцированный зачет проводится в устной форме -чтение чертежа детали.
Изучение предмета завершается выставлением оценки в документ об образовании на
основании результатов дифференцированного зачета с оценкой по пятибалльной шкале.

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Машиностроительное черчение»
Наименование разделов и
тем

1. Изображение на
чертеже – виды, разрезы,
сечения.

Объем
часов

№ занятия

Уровень
усвоения

1

1

1

1

2

1,2

2

3,4

2

2

5,6

2

1

7

2

Практическая работа № 2 Выполнить задание «Разрезы простые»

1

8

2

Практическая работа № 3 Выполнить задание «Разрез сложный»

1

9

2

1

10

2

2

11,12

2

2

13,14

2

2

15,16

2

2

17,18

2,3

2
2
2

19,20
21,22
23,24

2
2
2,3

Содержание учебного материала
1.1 Виды. Назначение видов. Расположение основных видов.
Дополнительные и местные виды (ГОСТ2.305-68).
1.2 Разрезы. Простые разрезы. Сложные разрезы. Особые случаи разрезов.
Обозначение разрезов (ГОСТ 2.305-68).
1.3 Сечения вынесенные и наложенные. Обозначение сечений.
Графическое обозначение материалов в сечениях (ГОСТ 2.306-68).
1.4 Выносные элементы. Обозначение выносных элементов (ГОСТ 2.30568).
Практическая работа № 1Выполнить задание «Основные виды»

Практическая работа № 4 Выполнить задание «Сечения. Выносные
элементы»
Самостоятельная работа:
Сечения.

2. Резьбы. Резьбовые
соединения.

3. Разъемные и
неразъемные соединения
деталей.

2.1 Основные сведения о резьбах. Основные типы резьб. Классификация
резьб (ГОСТ 2.311-68).
2.2 Условное обозначение и изображение резьбы. Обозначение разрезов
(ГОСТ 2.305-68).
Практическая работа № 5 Резьбовые соединения.
Самостоятельная работа
Область применения основных типов резьб.
3.1 Понятие о разъемных и неразъемных соединениях, их виды, назначение
(ГОСТ 2.315-68; ГОСТ 22032-76; ГОСТ 1491-80).
Практическая работа № 6 Выполнить задание «Разъемные соединения»
Практическая работа № 7 Выполнить задание «Неразъемные соединения»
Практическая работа № 8 Выполнить задание «Чертежи деталей зубчатых

7

передач»
Практическая работа № 9 Выполнить задание «Изображение зубчатого
колеса»
Практическая работа № 10Выполнить задание «Изображение червячного
колеса»
Самостоятельная работа «Основные виды зубчатых передач. Их
практическое применение»
4. Эскизы.
Этапы выполнения.

5. Чертеж общего вида.
Сборочный чертеж.

4.1 Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая часть чертежа.
4.2 Назначение эскиза. Порядок и последовательность выполнения эскиза
детали.
4.3 Нанесение размеров. Предпочтительные размеры (ГОСТ 2.307-68).
Практическая работа № 11 Выполнить задание «Эскиз модели»
Самостоятельная работа
Эскиз детали
4.1 Комплект конструкторской документации. Чертеж общего вида, его
назначение и содержание.
4.2 Сборочный чертеж, его назначение, содержание. Последовательность
выполнения сборочного чертежа (ГОСТ 2.109-73).
4.3 Назначение спецификации (ГОСТ 2.108-68). Порядок заполнения
спецификации. Основная надпись на текстовых документах. Нанесение
номеров позиций на сборочных чертежах
Практическая работа № 12 Выполнить задание «Изображение сборочного
чертежа»
Практическая работа № 13Выполнить задание «Выполнение и заполнение
спецификации сб. чертежа»
Практическая работа № 14 Выполнить задание «Деталировка сб. чертежа»
Практическая работа № 15 Выполнить задание «Простановка допусков и
посадок на сб. чертеже»
Практическая работа № 16 Выполнить задание «Чтение сборочного
чертежа»
Практическая работа № 17 Выполнить задание «Порядок чтение
сборочного чертежа с неразъемными соединениями»
Практическая работа № 18 Выполнить задание «Порядок чтение

2

25,26

2,3

2

27,28

2,3

1

29

2

1

30

2

1
2

31
32,33

2
2,3

1

34

2,3

2

35,36

2,3

1

37

2,3

2

38,39

2,3

2

40,41

2,3

2

42,43

3

2

44,45

2,3

2

46,47

2,3

1

48

2,3

1

49

2,3
8

сборочного чертежа с неразъемными соединениями»
Самостоятельная работа
Дифференцированный
зачет

Чтение чертежа детали

1

50

3

Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решения проблемных задач

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Машиностроительное черчение»
3. 1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета
«Машиностроительное черчение».
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты режущих инструментов;
- комплекты угломеров.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- дидактические материалы

3. 2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,

дополнительной

литературы.
Основные источники:
1. Бродский А. М. Черчение (металлообработка). [Электронный ресурс]Москва:
Академия. 2020.
2. Вышнепольский И.С., Техническое черчение. [Электронный ресурс]М.: НИЦ ИНФРАМ, 2017.

Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://www.school.edu.ru - Национальный портал «Российский общеобразовательный
портал
2. http://5ka.su/lections/nachertalka/0_object1343.html - Курс лекций «Инженерная графика»
3. http://gost-rf.ru/ Стандарты ЕСКД, ЕСТД

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Машиностроительное черчение»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения устных опросов, контрольных и графических работ на уроках.
Раздел (тема)
учебной
дисциплины

1.Изображение
на чертеже –
виды, разрезы,
сечения.
2.Резьбы.
Резьбовые
соединения
3.Разъемные и
неразъемные
соединения
деталей.
4.Эскизы.
Этапы
выполнения.

Формиру
емые ОК
и ПК

Результаты
( освоенные умения и
знания)

ОК 1 - 9
ПК 1.1 3.2

уметь:
 выполнять графические
изображения
технологического
оборудования
и
технологических схем;
 выполнять комплексные
чертежи геометрических
тел и проекции точек,
лежащих
на
их
поверхности;
 выполнять
чертежи
технических деталей;
 читать чертежи и схемы;
 оформлять
технологическую и
конструкторскую
документацию в
соответствии с
технической
документацией;
знать:
 законы, методы, приемы
проекционного черчения;
 правила выполнения и
чтения конструкторской и
технологической
документации;
 правила оформления
чертежей, геометрические
построения и правила
вычерчивания технических
деталей;
 способы графического

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Практические работы:
№ 1 «Основные виды»
№ 2 «Разрезы простые»
№ 3 «Разрез сложный»
№ 4 «Сечения. Выносные
элементы»
№ 5 «Резьбовые соединения»
№ 6 «Разъемные соединения»
№ 7 «Неразъемные
соединения»
№ 8 «Чертежи деталей
зубчатых передач»
№ 9 «Изображение зубчатого
колеса»
№ 10 «Изображение
червячного колеса»
№ 11 «Эскиз модели»
№ 12 «Изображение
сборочного чертежа»
№13 «Выполнение и
заполнение спецификации сб.
11

представления
технологического
оборудования и
выполнения
технологических схем;
 требования стандартов
Единой системы
конструкторской
документации (ЕСКД) и
Единой системы
технологической
документации (ЕСТД) к
оформлению и
составлению чертежей и
схем

чертежа»
№14 «Деталировка сб.
чертежа»
№ 15 «Простановка допусков
и посадок на сб. чертеже»
№ 16 «Чтение сборочного
чертежа»
№ 17 «Порядок чтение
сборочного чертежа с
неразъемными соединениями»
№ 18 «Порядок чтение
сборочного чертежа с
неразъемными соединениями»

"5" (отлично) - 80-100% правильно выполненных заданий;
"4" (хорошо) - 60-79% правильно выполненных заданий;
"3" (удовлетворительно) - 40-59% правильно выполненных заданий;
"2" (неудовлетворительно) - 40% и менее правильно выполненных заданий.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».