1
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология машиностроения» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
15.02.08«Технология машиностроения» №350 от 18.04.2014 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» (от
09.11.2016 №788-ПП).
"Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной дисциплины,
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина».
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»;
Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина» ;
"Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»
Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терёшкина»
Организация
разработчик:
им.О.В.Терешкина»;
ГАПОУ
СО
«Полипрофильный
техникум
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 . СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 Технология машиностроения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
15.02.08
«Технология машиностроения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные
дисциплины, ОП.08.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться общие
компетенции, которые включают в себя:
Код компетенции
Содержание
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК9
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
4
профессиональной деятельности.
В процессе освоения дисциплины у студентов
профессиональные компетенции, которые включают в себя:
Код
должны
сформироваться
Наименование профессиональных компетенций
компетенции
ПК 1.1
Использовать конструкторскую
технологических процессов
документацию
при
разработке
изготовления деталей.
ПК 1.2
Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3
Составлять маршруты изготовления
технологические операции.
ПК1.4.
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5
Использовать
системы
автоматизированного
технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.1
Участвовать в планировании и организации работы структурного
подразделения.
ПК 2.2
Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3
Участвовать в
подразделения.
ПК 3.1
Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению
деталей
ПК 3.2
анализе
процесса
деталей
и
и
результатов
проектировать
проектирования
деятельности
Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям
технической документации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять методику отработки деталей на технологичность;
применять методику проектирования операций;
проектировать участки механических цехов;
использовать методику нормирования трудовых процессов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
способы обеспечения заданной точности и изготовления деталей;
5
технологические процессы производства типовых деталей и узлов машин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 78 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
лекций, уроков
практические работы
21
31
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
рефераты
Работа с технической документацией
8
9
Выполнение расчётных работ, составление схем обработки.
9
Итоговая аттестация - экзамен / устный по билетам.
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Технология машиностроения"
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1
Производствен
1.
ный и
2.
технологический
3.
процессы
4.
. Тема 1.2
Точность
обработки
Тема 1.3 Качество
поверхности
Содержание учебного материала
2
Раздел 1. Основы технологии машиностроения.
Содержание учебного материала
Лекции:
1. Основные понятия и определения
2. Структура технологического процесса
3. Концентрация и дифференциация технологического процесса
Практические работы:
4.Сравнительная характеристика типов производства
Лекции:
5. Понятие точности. Факторы, определяющие точность обработки.
6. Виды погрешностей: систематическая, случайная, грубая.
7. Рассеивание размеров. Законы распределения размеров.
Практические работы:
8. Статистический метод исследования точности обработки на настроенном станке.
Лекции:
9. Определения и основные понятия. Параметры оценки и измерение шероховатости.
10. Методы и средства оценки шероховатости
Практические работы:
11. Установление последовательности изменения параметров шероховатости в ходе
обработки
12. Определение ожидаемой шероховатости.
Объем
часов/
сам.р.
Уровень
освоения
3
5
17/9
3
3
1
3
3
1
2
3
2
7
Тема 1.4 Выбор
заготовок
Лекции:
13. Основные требования к заготовкам
14. Методы получения заготовок
15. Заготовки из неметаллических материалов
Практические работы:
16. Выбор и конструирование исходных заготовок из проката
17. Выбор и конструирование исходных заготовок из проката
18. Выбор и конструирование исходных заготовок из проката
19. Выбор и конструирование исходных заготовок отливок
20. Выбор и конструирование исходных заготовок отливок
21. Выбор и конструирование исходных заготовок отливок
22. Выбор и конструирование исходных заготовок поковок
23. Выбор и конструирование исходных заготовок поковок
24. Выбор и конструирование исходных заготовок поковок
Тема 1.5
Припуски на
обработку
Тема 1.6
Технологичность
конструкций
деталей машин
Лекции:
25. Определения и основные понятия. Факторы, влияющие на величину припусков
26. Операционные и промежуточные припуски. Методы определения припусков
Практические работы:
27, 28, 29, 30 Определение промежуточных припусков и расчет промежуточных размеров
заготовки статистическим методом
Лекции:
31.Понятие о технологичности и условия, характеризующие технологичность деталей
Практические работы:
32. Определение показателей технологичности детали «Вал-шестерня»
33. Определение показателей технологичности детали «Колесо зубчатое»
34. Определение показателей технологичности детали «Червяк»
35. Определение показателей технологичности детали «Шпиндель»
36. Качественный анализ технологичности детали
3
3
9
2
3
4
1
3
5
8
4
Тема 1.7 Базы и
базирование при
обработке и
сборке
Лекции:
37. Понятие о базах, классификация, назначение.
38. Базирование деталей
39. Погрешности базирования
40. Погрешности закрепления
Практические работы:
41. Выбор технологической базы с учетом требований к детали
42. Выбор технологической базы с учетом требований к детали
43. Составление схемы базирования
44. Составление схемы базирования
45.. Определение погрешности закрепления в приспособлениях различного типа
46. Расчет линейной технологической размерной цепи
47. Расчет линейной технологической размерной цепи
Тема 1.8
Технологическая
документация и
технические
расчеты
Лекции:
48ехнологическая документация. Формы. Правила заполнения.
49. Техническое нормирование
50. Методика определения режимов резания
Практические работы:
51. Расчет технической нормы времени
52. Определение режимов резания
3
Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы,
интернетсайтов.
Подготовка к лабораторным работам, оформление лабораторных работ, подготовка к защите лабораторных работ
Написание рефератов по темам.
Подготовка презентаций по темам
Подготовка к экзамену
Всего:
Экзамен
3
7
3
2
5
5
5
5
6
78
Устный /по билетам
9
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решения проблемных задач)
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Технология машиностроения"
3. 1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета
" Технологии
машиностроения и технологического оборудования"
Оборудование кабинета:
лабораторное: лабораторный комплекс УТС4-СТЗ
демонстрационное: набор по механической обработке металлов, наборы инструментов
(резцы, сверла, зенковки, зенкеры, развертки), наборы деталей (цилиндрические,
конические, резьбовые, фасонные),
рабочее место педагога (2 стола, 1 стул),
15 столов, 30 стульев, 1 доска классная,
Компьютер -1,
Мультимедийное оборудование -1;
Документ-камера MimioView-1;
Интерактивная приставка MimioTeach (с гибким магнитным листом) -1;
локальная сеть с выходом в Интернет;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- дидактические материалы
3. 2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
1.
Антимонов, А. М. Основы технологии машиностроения: учебник / А. М.
Антимонов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 — 176 с.
2.
Белов, П. С. Основы технологии машиностроения: пособие по выполнению
курсовой работы / П. С. Белов, А. Е. Афанасьев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. –117 с.
Дополнительные источники:
1. Справочник технолога-машиностроителя. В 2 т. Т.1 / под ред. А. С. Васильева,
А. А. Кутина. 6-е изд., перераб, и доп. М.: Инновационное машиностроение, 2018.
756 с.
11
Интернет-ресурсы:
Журнал «Технология машиностроения» http://www.ic-tm.ru
2 Журнал «Современное машиностроение» http://www.sovmash.com/
3 Нигма – информационная поисковая система http://nigma.ru/
4 Библиотека машиностроителя http://lib-bkm.ru
5 Российское образование: Федеральный портал http://www.edu.ru/
6 Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/window
7 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
8 Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://www.gpntb.ru/
9 Первый машиностроительный портал http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/
10 Техническая библиотека с сайта МГТУ http://mt2.bmstu.ru/reference.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Технология машиностроения»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения устных опросов, тестирования, контрольных и
графических работ на уроках.
Результаты обучения
Формируемые ОК
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные
и ПК
оценки результатов обучения
знания)
В
результате
освоения ОК1-ОК9
Текущий
и
промежуточный
дисциплины
обучающийся ПК.1.1-3.2
контроль:
должен знать:
тестирование,
- способы обеспечения заданной
наблюдение за работой
точности изготовления деталей;
обучающихся,
- технологические процессы
проверка практических работ,
производства типовых деталей и
устное
собеседование
по
узлов машин
теоретическому материалу,
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
- применять методику отработки
деталей на технологичность;
применять
методику
проектирования операций;
проектировать
участки
механических цехов;
использовать
методику
нормирования
трудовых
Итоговый контроль в форме
экзамен /устный/по билетам.
12
процессов;
Для самостоятельных работ с использованием Интернет-ресурсов:
Оценка «5» (отлично) – выполнил все задания правильно;
Оценка «4» (хорошо) – выполнил все задания, иногда ошибался;
Оценка «3» (удовлетворительно)– часто ошибался, выполнил правильно только
половину заданий;
Оценка «2» (плохо)– почти ничего не смог выполнить правильно.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «5»выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4»выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые
не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Для тестовых заданий
60 - 70% - удовлетворительно
71 – 90 % - хорошо
91 – 100% - отлично
13