Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 «Естествознание» разработана
на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 №Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования№;
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013
№464»;
Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении
доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования»;
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию
антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
МР по организации получения СОО в пределах освоения образовательных
программ СПО на базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой профессии и
специальности СПО<Письмо> Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для ПОО
(2015 г.)
Уточнений ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г.
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788ПП 09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терѐшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных,
практических работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терѐшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терѐшкина»
Разработчик: Преподаватель: Токалова Наталья Валерьевна, высшая
квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
УЧЕБНОЙ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО
22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
24
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
26
3
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины « Естествознание» реализуется в
общеобразовательном цикле технического и естественнонаучного профиля в пределах
ОПОП СПО ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к реализации
освоения учебной дисциплины
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение
следующих целей:
•
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и
достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие
техники и технологий;
•
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и
профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих
способностей и критического мышления в ходе проведения простейших
исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной
информации;
•
воспитание убежденности в возможности познания законной природы
и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и
повышения качества жизни;
•
применение естественно-научных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности
жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны
здоровья, окружающей среды.
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных
наук, чувство гордости за российские естественные науки;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
4
объективное осознание значимости компетенций в области
естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические
достижения в области энергетики, химии, биологии, экологии для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
умение проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность
самостоятельно
добывать
новые
для
себя
естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников
информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области естествознания;
• метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
применение основных методов познания (наблюдения, научного
эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира,
с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для
их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения
естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
сформированность представлений о целостной современной
естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе,
взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных
масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в
области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на
развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественно-научные знания для
объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности
жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального
природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
сформированность представлений о научном методе познания
природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение
приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки
достоверности полученных результатов;
владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим
познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам,
использовать различные источники информации для подготовки собственных
работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную
информацию;
5
сформированность умений понимать значимость естественнонаучного
знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности,
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь с критериями с определенной системой ценностей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
приводить
примеры
экспериментов
и
(или)
наблюдений,
обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, зависимость свойств
вещества от структуры молекул, существование изомеров, клеточное строение
живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации,
превращение энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой
природе;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области
естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными
свойствами, создание биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы
на основе экспериментальных данных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в
сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть
методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность
информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека
электромагнитных волн и радиоактивных излучений, энергосбережения,
безопасного использования материалов и химических веществ в быту,
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и
наркотической зависимости.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, периодический
закон, химическая реакция, макромолекула, белок, углеводы, жиры фермент,
клетка, дифференциация клеток, организм, популяция, вид, биосфера; вклад
великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 225 час, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающихся 150 часов;
самостоятельная работа 75 часов,
практические работы 35 часов.
6
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
в том числе:
практические работы
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачѐт в форме тестирования
7
Объем часов
225
150
35
75
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание
Наименование разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы,
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Объем часов
Уровень
освоения
3
4
Раздел 1. Физическая картина мира.
70
Тема 1. Макромир.
1.1.1 Естествознание – единство науки и природы.
1.1.2,3 Естествознание как познавательная деятельность.
1.1.4 Природа в зеркале науки.
1
2
1
1
1
1
1.1.5,6 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Методы естествознания.
1.1.7,8 Физические картины мира. Пространство и время. Поле и
вещество.
1.1.9 Язык естествознания (язык биологии, экологии, химии) и
естественно-научных понятия и законы.
1.1.10,11 Практическая работа № 1
«Умение составлять задание на соответствие темы .»
1.1.12 Практическая работа № 2
«Решение заданий на соответствие темы.»
2
1
2
1
1
1
2
3
1
2
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение на тему: Естествознание-развитие самой науки
и человеческой цивилизации.
Подготовка к практической работе.
1.2.13 Строение атома. Ядро атома. Изотопы. Делимость атомного ядра.
1.2.14 Практическая работа № 3«Закрепление знаний по строению
атома».
1.2.15 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
Электронные оболочки атома. Соединения элементов.
4
1
1
1
1
2
1
Тема 2. Микромир.
1.2.16,17 Основные классы неорганических соединений. Составление
формул неорганических соединений.
1.2.18 Типы химической связи. Зависимость свойств вещества от
строения и состава.
1.2.19,20 Практическая работа № 4 «Закрепление знаний по
классификации неорганических соединений и написанию формул.»
2
1.2.21,22 Классификация химических реакций.
1.2.23,24 Практическая работа №5 « Составление уравнений химических
реакций.»
1.2 25,.26 Ионные уравнения.
1.2.27,28 Практическая работа № 6 «Решение задач по написанию
ионных уравнений».
1.2.29 Степень окисления. Окислительно- восстановительные реакции.
Коррозия металлов.
1.2.30 Контрольная работа №1 « Повторение.»
Самостоятельная работа
Написание уравнений химических реакций.
Классификация неорганических соединений.
Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Подготовка к контрольной работе.
Подготовить презентацию на тему: « Коррозия металлов..и нанесение
вреда н/х»
1.2.31 Предмет органической химии. История развития органической
химии.
1.2.32 Химическое строение органических соединений.
Структурные формулы и номенклатура органических соединений.
1.2.33 Изомерия.
1.2.34 Практическая работа № 7 « Написание изомеров органических
соединений».
9
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
1
1
2
6
1
1
1
1
1
1
1
3
Самостоятельная работа
Написание структурных формул органических соединений.
Презентация на тему: «Роль отечественных учѐных в становлении и
развитии мировой органической химии».
Чтение учебника и конспектов.
1.2.35 Алканы, гомологический ряд, строение.
1
1
1.2.36 Изомерия алканов.
1.2.37 Практическая работа №8 « Написание изомеров алканов».
1
1
1
3
1.2.38 Свойства алканов.
1.2.39 Применение и получение алканов.
1.2.40 « Практическая работа №9 « Сравнение характеристик алканов».
1
1
1
1
1
2
1.2.41 Практическая работа № 10«Изготовление моделей
углеводородов».
1.2.42 Практическая работа №11 «Умение сравнивать характеристики
парафинов и циклопарафинов».
1.2.43 Решение задач на нахождение молекулярных формул
газообразных веществ.
1.2.44 Решение расчѐтных задач по уравнениям химических реакций.
1.2.45 Контрольная работа №2 по теме: « Алканы».
1
3
1
2
1
1
1
1
1
2
6
Самостоятельная работа
Решение задач.
Написание структурных формул и название веществ.
Чтение материала учебника и дополнительной литературы по теме.
Подготовка к контрольной работе.
1.2.46 Алкены, гомологический ряд, строение.
1.2.47 Изомерия алкенов.
1.2.48 Практическая работа № 12« Написание изомеров.»
1.2.49 Свойства алкенов.
10
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1.2.50 Получение и применение алкенов. Решение задач на вывод
формул.
1.2.51. Контрольная работа №4 по теме « Алкены».
1
1
1
3
Самостоятельная работа
Решение задач.
Написание структурных формул изомеров и их название.
Подготовка к контрольной работе.
Подготовить презентацию «Этилен и его применение»
6
1.2.52 Алкины,гомологический ряд, строение.
1.2.53 Изомерия алкинов.
1.2.54 Практическая работа №13 «Написание и название изомеров».
1
1
1
1
1
3
1.2.55 Свойства алкинов. Решение задач на объѐмные отношения газов.
1
1
1.2.56 Применение и получение алкинов. Решение генетических
цепочек.
1.2.57 Контрольная работа №5 по теме: « Алкины»
Самостоятельная работа
Название веществ по международной номенклатуре.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач.
Подготовка к контрольной работе.
Подготовить презентацию «Ацетилен и его применение».
1
1
1
3
1.2.58 Ароматические углеводороды. Применение бензола.
1.2.59 Практическая работа №14 « Решение генетических цепочек между
углеводородами.»
1.2.60 Нефть. Состав. Перегонка нефти..Нефтепродукты и их
применение.
Коррупционные составляющие в нефтегазовой промышленности
России.
1
1
1
2
1
1
11
6
1.2.61 Практическая работа №15 « Решение задач по термохимическому
уравнению реакции».
1.2.62 Контрольная работа № 6 по теме « Углеводороды».
Самостоятельная работа
Решение задач.
Составление и решение генетических цепочек.
Презентация на тему: «Природный газ.»
« Развитие энергетики и проблемы изменения структуры использования
углеводородного сырья».
1.2.63 Современные вещества и материалы. Полимеры, наноматериалы.
Выделение и получение веществ, способы их утилизации.
1.2.64 Каучуки.
1.2.65,66 Кислородсодержащие углеводороды. Классификация, строение
,свойства и применение.
.
1.2.67,68 Углеводы. Классификация. Строение, свойства, применение.
1.2.69,70
Азотсодержащие
строение,свойства, применение.
углеводороды.
1
2
1
3
6
1
1
1
1
2
1
2
1
Классификация,
2
Самостоятельная работа
.Работа с учебником или другими источниками информации.
Подготовить сообщения:
Способы утилизации полимерных материалов.
Области применения нанохимии; Современные направления развития
химии. Влияние химии на развитие человеческой цививилизации.
.Подготовка к итоговой контрольной работе..
РАЗДЕЛ 2. БИОХИМИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
2.3.71 Химический состав клетки. Неорганические и органические
Тема 3. Химия и организм
вещества в организме человека.
человека
12
1
5
40
1
1
2.3.72 Практическая работа №16 «Заполнение таблицы по химическому
составу клетки.»
2.3.73 Биологически активные вещества (витамины, ферменты,
лекарственные препараты, токсины).
2.3.74 Нуклеиновые кислоты. Молекула ДНК – носитель наследственной
информации. Молекулы АТФ
2.3.75,76 Практическая работа №17
«Закономерности хранения и передачи наследственной информации в
живом мире.»
(свойства генетического кода, реакции матричного синтеза, биосинтез
белка)
Самостоятельная работа
Работа с учебником или другими источниками информации - подбор
иллюстративного демонстрационного материала, в том числе и в
электронном виде, по темам: Здоровое питание. Что такое гомеопатия?
Любопытные факты о жирах, белках и углеводах.
Подготовка к практическим занятиям.
Тема 4. Мир живых систем
2.4.77 Признаки живой системы. Многообразие живых организмов,
принципы их классификации.
1
2
1
1
1
2
3
5
1
1
2.4.78,79 Практическая работа №18
«Ознакомление с уровнями организации живых систем. Клетка –
функциональная единица живых организмов.»
2
2
2.4.80,81 Практическая работа №19«Определение признаков живого
организма.»
2
2
2.4.82,83 Развитие представлений о происхождении живого. Элементы
теории биохимической эволюции.
2
1
13
Тема 5. Человек и его здоровье
2.4.84,85 Синтетическая теории эволюции. Борьба за существование.
Естественный отбор.
2
1
2.4.86,87 Основные механизмы и направления эволюции.
2
1
2.4.88,89 Практическая работа № 20
«Ознакомление с гипотезами возникновения и развития человека как
биологического вида.»
2.4.90,91 Практическая работа № 21
«Определение биологической и социальной эволюции человека. Человек
будущего.»
Самостоятельная работа
.Работа с учебником или другими
источниками информации – план-конспект
«Теории происхождения человека».
.Подбор иллюстративного демонстрационного материала, в том числе и
в электронном виде, по теме Механизмы и направления эволюции,
Справедливость гипотезы инволюции, Проблемы адаптации живых
организмов в современных условиях
2
2
2
2
2.5.92,93 Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие, влияние факторов внутренней и внешней
среды на развитие человека.
2.5.94,95 Практическая работа № 22
«Повторение пищеварительной, дыхательной, кровеносной,
лимфатической системы.
Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи.
Дыхание организмов как способ получения энергии.»
2.5.96,97 Практическая работа № 23
« Повторение опорно-двигательной, нервной, иммунной системы.»
14
6
2
1
2
2
2
2
2.5.98 Генетика.История открытия законов.
2.5.99,100 Законы Г.Менделя.
2.5.101,102 Практическая работа № 24 «Решение генетических задач на
моно-дигибридное скрещивание»
1
2
2
1
1
3
2.5103,104 Генетика человека. Взаимное влияние генов. Генетика пола.
2
1
2.5,105,106 Практическая работа № 25
«Решение генетических задач различных видов.»
2.5107,.108 Контрольная работа № 7 « Решение генетических задач».
2
3
2
3
2
1
2.5.109,110 Ознакомление с основными направлениями в медицине
генетики.
Самостоятельная работа
Работа с учебником или иными источниками информации, подготовка
сообщений по темам: Человек будущего. Красота и здоровье: причина и
следствие. Человек будущего, Приобретенные и наследственные
заболевания. Заболевания, передающиеся
половым путем. Здоровье молодого человека. Российская программа –
здоровье нации.
Составление сводных таблиц «Система органов человека:
состав, функции, взаимосвязь с другими системами и
органами, болезни и их профилактика). Подготовка
электронных слайд-презентаций по темам занятий.
.Решение генетических задач различных типов
Раздел 3. ЕСТЕСТВ ОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема 6. Энергия
10
40
3.6 111Энергия – единая мера различных форм движения материи. Закон
сохранения энергии.
3.6.112Энергия химических и ядерных процессов. Альтернативная
15
1
1
1
1
энергетика.
3.6.113Преобразование энергии в живых организмах.
3.6.114 Электромагнитная природа света. Влияние света на жизнь
организмов.
Самостоятельная работа
Работа с учебником или иными источниками информации, подготовка
сообщений по темам: Современные источники энергии. Автономные
источники питания для бытовых приборов и устройств.
Проблемы энергообеспечения современного города: взгляд фантастов и
современное состояние.
Выполнение творческого задания: «Пути ресурсосбережения в
городском жилище».
Тема 7. Основы экологии.
1
1
1
1
6
3.7.115,116 Понятие экологии. Основные экологические законы
3.7.117 Практическая работа № 26 «Выделение основных этапов в
истории охраны природы».
2
1
1
2
3.7.118 Среда обитания живых организмов. Факторы среды.
3.7.119 Практическая среда № 27 «Умение характеризовать
окружающую среду»
3.7.120 Структура и типы экосистем.
3.7.121 Вид, структура вида.
3.7.122 Популяция структурная единица вида.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
3.7.123 Взаимоотношения организмов в экосистемах.
1
1
3.7.124 Понятие экологического равновесия. Трофические цепи и сети.
1
1
3.7.125 Практическая работа № 28
« Умение характеризовать экосистемы г. Лесной».
1
3
16
3.7.126 Загрязнение экосистем.
3.7.127 Практическая работа № 29 «Установление причин загрязнения
природных экосистем».
3.7.128 Городские экосистемы.
3.7.129 Практическая работа № 30 «Ознакомление с круговоротом
веществ в экосистеме.»
3.7.130,131 Искусственные экосистемы. Агроценоз.
3.7.132,133 Промышленные экосистемы.
3.7.134 Общая характеристика сырья , классификация.
3.7.135 Практическая работа № 31 «Выделение основных видов
загрязнения среды.»
1
1
1
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
2
3.7.136,137 Биосфера. Определяющая роль живых организмов в
развитии биосферы.
2
1
3.7.138 Практическая работа № 32 «Умение составление заданий на
соответствие» .
1
2
1
2
3.7.140
Экологические кризисы в истории человечества.
1
2
3.7.141 Глобальные экологические проблемы, пути их решения .»
1
2
3.7.139 Практическая работа № 33 « Решение заданий на соответствие».
3.7.142 Практическая работа №34 «Ознакомление с рациональным
использованием природных ресурсов. Малоотходные производства.»
3.7.143 Практическая работа № 35 «Выявление проблемы загрязнения
окружающей среды. Виды загрязнений.»
3.7.144 Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
17
1
1
1
2
2
2
3.7.145 Урбанизация и еѐ влияние на здоровье человека.
3.7.146 Экологические проблемы Свердловской области.
3.7.147 Экологическая безопасность. Мониторинг окружающей среды:
наблюдение за факторами, воздействующими на среду;
оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Санитарногигиенические нормативы качества окружающей среды.
3.7.148 Принципы устойчивого развития природы и общества. Основы
экологического законодательства.
3.7.149,150 Дифференцированный зачѐт
Самостоятельная работа
Работа с учебником или иными источниками информации, подготовка
сообщений по темам: Экологические проблемы, связанные с
применением тепловых машин.
Гидроэнергетика:
насколько
она
экологически
безвредна?
Экологические проблемы Свердловской области..
Подготовка фотоматериалов, презентаций характеризующих
экологическую обстановку своегогорода..
Подготовка электронных слайд-презентаций по темам занятий.
Подготовка к дифференцированному зачѐту.
Всего:
1
1
1
1
1
1
2
8
225
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
18
1
1
3
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по химии, биологии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- шаростержневые модели молекул веществ;
- модели кристаллических решеток веществ.
Учебные наглядные пособия:
- набор таблиц по химии; биологии (настольных настенных, баннеры)
- коллекции;
- набор «Портреты ученых химиков»; « Портреты учѐных биологов».
- ТСО: ноутбук, видеопроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А., Сивоглазов В.И.
Естествознание. Базовый уровень. 10,11 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС - Дрофа - М.,
2017
2. Валянский, С. И. Естествознание: учебник и практикум для СПО / С. И.
Валянский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — (Серия: Профессиональное образование)
https://biblio-online.ru/book/A3879EAB-12EF-44D5-A733- 23078AAA6A58/estestvoznanie
Дополнительные источники:
1.Астафьева О.Е. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО М:
издат. Юрайт,2017
2.Барагузина В.В Общая и неорганическая химия. Учебное пособие.М:ИЦ Академия 2017
3.Габриелян О.С. и др. Естествознание. Химия: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
4.Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
5.Поломошнова Н.Ю. Экология. Учебное пособие для СПО. СПб: Лань 2021
6.Самойленко П.И. Естествознание. Физика. Сборник задач: учеб. Пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. - М., 2017
.
7.Константинов В.М. Биология. / В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. - М.,
Академия 2017
8.
Знание - сила. Научно-популярный журнал.
9.
Наука и жизнь. Научно-популярный журнал.
10.
Химия и жизнь - XXI век. Научно-популярный журнал.
Интернет-ресурсы:
1.
www. class-fizika. nard. ru («Классная доска для любознательных»).
2.
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
3.
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
4.
www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и
химия»).
5.
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
6.
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
7.
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
8.
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
9.
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
10.
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
11.
www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
12.
www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
13.
http://www. ecosystema.ru/ - методические материалы по экологическому
образованию, экологический центр «Экосистема», ссылки на информационные материалы
и справочные данные по экологии регионов России и мира.
14.
http ://www.chemi stry. ru/>course/ content/chapterM/ section 1/ - электронная база
данных по всем разделам естествознания
15.
http://www.chemistry.ru/ - учебные материалы по химии, интерактивные Javaапплеты
(демонстрационные модели), вопросы (тесты). В разделе Периодическая система
элементов находится полный on-line справочник свойств известных химических
элементов. Содержит постоянно обновляющийся материал по химии.
16.
http://eco-msu.ru/- материалы кафедры рационального природопользования
Географического факультета МГУ и. М.В. Ломоносова.
17.
http://www.hij .ru/ - «химия и жизнь -XXI век» - электронный научно-популярный
журнал. 18. .http://www.alhimik.ru - советы студенту, преподавателю, большой подбор
таблиц и справочных материалов, исторические материалы, олимпиады, занимательные
опыты Э. Гроссе, Х. Вайсмантеле.
19.
http://bobrdobr:ru/6xtb - научно-просветительский журнал «Скепсис», вопросы
естествознания, философии и др. наук
20.
http://www.aПeng.ru>Книги - учебники по естествознанию (электронные версии)
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение текущего контроля, промежуточной аттестации
индивидуальных образовательных достижений, итогового контроля - демонстрируемых
знаний, умения и навыки обучающихся.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
теоретического обучения, практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной
дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся
до сведения обучающихся в начале обучения. Для промежуточной аттестации и текущего
контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
многовариантные задания в форме тестов, задания для письменных проверочных работ,
предназначенные для определения соответствия
(или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения:
- приводить примеры экспериментов и
(или) наблюдений, обосновывающих:
атомно-молекулярное
строение
вещества, существование изомеров, зависимость
свойств
вещества
от
структуры молекул,
клеточное
строение
живых
организмов, роль ДНК как носителя
наследственной информации, превращение
энергии
и
вероятностный
характер
процессов в живой и неживой природе,
взаимосвязь
компонентов
экосистемы,
влияние
деятельности
человека на экосистемы;
объяснять
прикладное
значение
важнейших
достижений
в
области
естественных
наук
для:
развития
энергетики, транспорта и средств связи,
получения синтетических материалов с
заданными
свойствами,
создание
биотехнологий, лечения инфекционных
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
правильности
выполнения
работы
по
инструкции,
проведения
расчетных
,диктантов,
экспериментальных задач , контрольных
работ, докладов, презентаций. Оценка
(баллы), выставленная при выполнении
письменных самостоятельных работ, при
решении задач, выполнении упражнений.
Экспертная
оценка
при
участии
в
практических занятиях, сообщениях, при
подготовке индивидуальных заданий.
Оценка
(баллы),
выставленная
при
выполнении письменных самостоятельных
работ, тестовых заданий.
21
заболеваний, охраны окружающей среды;
Практических
- выдвигать гипотезы и предлагать пути
их проверки, делать выводы на основе
экспериментальных данных в виде
графика, таблицы или диаграммы;
Экспертная оценка при участии в занятиях
при подготовке индивидуальных заданий
выполнении практических работ.
Оценка
(баллы),
выставленная
при
выполнении письменных самостоятельных
работ, тестовых заданий.
работать
с
естественнонаучной
информацией,
содержащейся
в
сообщениях СМИ, интернет-ресурсах,
научно-популярной литературе: владеть
методами поиска, выделять смысловую
основу и оценивать достоверность
информации;
Экспертная оценка при выполнении
индивидуальных заданий по составлению
электронных
слайд-презентаций,
по
подбору демонстрациионного материала по
материалам темы.
- использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: оценки влияния
на организм человека электромагнитных
волн
и
радиоактивных излучений,
энергосбережения,
безопасного
использования материалов и химических
веществ
в
быту,
профилактики
инфекционных
заболеваний,
никотиновой,
алкогольной
и
наркотической зависимости, осознанных
личных действий по охране окружающей
среды.
Знания:
- смысл понятий: естественнонаучный
метод познания, периодический закон,
химическая реакция, макромолекула,
белок,углеводы,жиры,фермент,клетка
,дифференциация
клеток,
биоразнообразие,
организм,
вид,
популяция, экосистема, биосфера;
- вклад великих ученых в формирование
современной
естественнонаучной
картины мира.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных
заданий,
подбора
демонстрационного материала, в том числе
и на электронных носителях, использование
знаний
естествознания
в
смежных
дисциплинах и в повседневной жизни.
Оценка
(баллы),
выставленная
при
выполнении письменных самостоятельных
работ, тестовых заданий, при решении
расчетных или экспериментальных задач.
Оценка
(баллы),
выставленная
при
выполнении письменных самостоятельных
работ, тестовых заданий.
22
5. Критерии оценки:
Оценка «5» ставится в случае, если студент понимает химизм явлений и
процессов, знает законы и теории, умеет подтвердить их конкретными примерами,
применить их в новой ситуации и при выполнении практических заданий. Письменная
работа выполнена без ошибок и недочѐтов или имеет не более одного недочѐта. Студент
даѐт точное определение основных понятий, законов, теорий, правильное определение
химических величин и их единиц измерения, правильно записывает формулы и даѐт
название веществам. При ответе студент обнаруживает самостоятельность и
аргументированность
суждений,
умеет
устанавливать
внутрипредметные
и
межпредметные связи. Студент анализирует, обобщает и самостоятельно делает выводы;
умеет структурировать материал.
Оценка «4» ставится в случае, если студент допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой
помощью преподавателя. Недостаточны навыки работы со справочной литературой. В
письменной работе при полном объеме - не более одной негрубой и одного недочѐта (или
не более двух недочѐтов).
Оценка «3» ставится в случае, если студент правильно понимает химическую
сущность явлений и процессов, но при ответе обнаруживает отдельные пробелы в
усвоении основных тем курса химии; испытывает затруднения в применении знаний для
решения задач, при объяснении химических процессов на основе теорий и законов; ответ
учащегося неполный, недостаточно понимание основных вопросов курса химии,
допускает одну - две грубые ошибки. В письменной работе не менее 50% еѐ объѐма
выполнено правильно или допущено не более двух грубых ошибок.
Оценка «2» ставится в случае, если студент не знает и не понимает большую
часть материала; знания неполные или слабо сформированные, нет умений их применения
к решению задач и вопросов по образцу. При ответе на вопрос допускает грубые ошибки,
которые он не может исправить с помощью преподавателя. В письменной работе
правильно выполнены менее 50% еѐ объѐма.
Оценка «1» ставится в случае, если студент не может ответить ни на один из
поставленных вопросов. При выполнении письменной работы не приступал к еѐ
выполнению или правильно выполнил не более 10% еѐ объѐма.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная
ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько
существенных ошибок
23
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
Оценка "5" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из
опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5. правильно выполнил анализ погрешностей.
6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего
места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5" но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка "3" ставится, если студент:
1. правильно определил цель опыта: работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы:
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были
допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов:
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью: или в отчѐте были допущены в общей сложности
не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера,
но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка "2" ставится, если студент:
24
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3й;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые не может 5. исправить даже по требованию
преподавателя.
Оценка "1" ставится, если студент:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает
отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования
безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
Примерные темы рефератов (докладов), презентаций,
индивидуальных проектов
• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации.
• Естествознание – единство науки и природы.
• Строение атома. Изотопы. Изотопы водорода.
• Человек и окружающая среда.
• Химия и организм человека.
• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
• Вода и растворы. Водные растворы Земли.
• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Загрязнители воды и способы очистки.
• Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные
характеристики загрязнения окружающей среды.
• Химический состав воздуха. Атмосфера и климат.
• Защита озонового экрана от химического загрязнения.
25
• Химия в моей профессии.
• Вирусы и бактериофаги.
• Исследования в области биотехнологии.
• Биосфера – глобальная экосистема.
• Растворы вокруг нас. Типы растворов.
• Основные направления воздействия человека на биосферу.
• Материя , формы еѐ движения и существования.
• Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
• Среды обитания организмов : причины разнообразия.
• В.И.Вернадский и его учение о биосфере.
• Популяция как экологическая единица.
• Современные методы исследования клетки.
• Современные взгляды на происхождение человека : столкновение мнений.
• История и развитие знаний о клетке.
• История возникновения и развития органической химии.
• Реакции горения на производстве и в быту.
• Химия и жизнь.
• Современная химия и биология на службе человека.
• .Пластмассы и волокна.
• Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной
металлургии. Современное металлургическое производство.
• История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научнотехническом прогрессе.
• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
• Инертные или благородные газы.
• Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
• Витализм и его крах.
• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию
углеводородного сырья.
• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской
Федерации.
• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
• Углеводородное топливо, его виды и назначение.
• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
.Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
.Виды атомов. Искусственные элементы.
.Способы утилизации полимеров.
.Современные вещества и полимеры. Наноматериалы.
.
26