Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика» разработана на
основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 №Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования№;
Приказа Минобрнауки России от 15.12.2014 №1580 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464»;
Письма Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования»;
Письма Минобрнауки России от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»);
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014
N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
МР по организации получения СОО в пределах освоения образовательных программ
СПО на базе ООО с учетом требований ФГОС и получаемой профессии и специальности
СПО<Письмо> Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины для ПОО (2015 г.)
Уточнений ФИРО по реализации СОО при СПО от 25.05.2017г.
Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП
09.11.2016г;
Положения об организации и проведения практики ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.
Терѐшкина»;
Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических
работ ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО
«ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина»
Разработчик:
Преподаватель: Абакумова Ксения Владимировна, первая квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СТР. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТР. 7
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТР. 23
4. КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТР. 27
5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ),
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
СТР. 31
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
технического и естественнонаучного профиля (профильная подготовка).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» входит в составе
общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи: содержание программы «Информатика» направлено на достижение
следующих целей:
- формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
- формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов средствами информатики, используя при этом
ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
- приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и
информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в
создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с
использованием ИКТ, средств образовательных и социальных коммуникаций.
1.4. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение,
преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки. Освоение содержания учебной
дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в
мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с
использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного
интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно
4
формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные
источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих
задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных
образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств
информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных
компетенций;
метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые
для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для
организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том
числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на
компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами
информационных и коммуникационных технологий;
получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий;
формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно
относиться к праву и закону;
формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе
коррупции.
предметных:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов.
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня.
владение знанием основных конструкций программирования.
умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
5
владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения
стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких
программ.
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации.
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости
анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса).
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных.
сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними.
владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ
и работы в Интернете.
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной
безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.5. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.6. Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности,
в том числе самообразовании;
ориентации
в
информационном
пространстве,
работы
с
распространенными
автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
1.7. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины при:
Максимальной учебной нагрузке обучающегося – 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной (теоретических знаний) – 100 часов;
самостоятельной работы – 50 часов;
практических занятий – 60 часов.
6
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
В том числе:
теоретические занятия
40
практические занятия
52
контрольные работы
6
письменная контрольная работа (дифференцированный зачѐт)
2
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
50
В том числе:
работа с Интернет-ресурсами
составление конспектов
создание мультимедийных презентаций
письменная работа в тетради
решение задач
выполнение упражнений
создание буклета
работа на Web-страницах
Промежуточная аттестация:
технический профиль: в форме дифференцированного зачѐта;
естественнонаучный профиль: в форме экзамена /письменная
контрольная работа/
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
№
занятия
2
Содержание учебного материала, лабораторно-практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
1
3
Введение. Правила поведения и
Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики.
техника безопасности в
1-1
Правила пожарной безопасности. Санитарно-гигиенические требования
кабинете информатики.
при работе за компьютером.
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Тема 1.1 Роль информационной
1-2
Содержание учебного материала
деятельности в современном
Роль информационной деятельности в современном обществе:
обществе: экономической,
экономической, социальной, культурной и образовательной сферах.
социальной, культурной и
Основные понятия: «информационное общество», «информационная
образовательной сферах
деятельность». Основные характеристики информационного общества.
Тема 1.2 Основные этапы
1-3
Содержание учебного материала
развития информационного
Основные этапы развития информационного общества. Развитие
общества
технических средств и информационных ресурсов общества.
Информационные революции. Информационные ресурсы общества.
Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения в
информационной сфере. Меры обеспечения информационной
безопасности:
организационные,
юридические,
программнотехнические.
Самостоятельная работа № 1. Подготовить мультимедийную презентацию
на тему «Поколения ЭВМ».
1-4
Практическая работа №1.1
Выполнение работ по поиску информации в информационных ресурсах.
1-5
Установка программного обеспечения.
Самостоятельная работа № 2. Заполнить таблицу «Правонарушения в
информационной сфере».
Тема 1.3 Виды
1-6
Содержание учебного материала
профессиональной
Виды профессиональной информационной деятельности человека с
информационной деятельности
использованием технических средств и информационных ресурсов.
человека с использованием
Определение
«информационной
деятельности».
Современные
технических средств и
технические средства. Применение технических средств и
информационных ресурсов
информационных ресурсов в профессиональной деятельности.
Тема 1.4 Стоимостные
1-7
Содержание учебного материала
Объѐм
часов
4
Уровень
освоения
5
1
2
20
1
2
1
2
3
3
2
3
3
3
1
2
1
2
характеристики
информационной деятельности
Тема 2.1 Информация и еѐ
свойства
Тема 2.2 Информационные
процессы
Тема 2.3 Сигналы и
Стоимостные
характеристики
информационной
деятельности.
Эффективность автоматизированного преобразования информации.
Расчѐтная эффективность. Фактическая эффективность. Прямая
экономическая эффективность. Косвенная эффективность.
Самостоятельная работа № 3. Подготовить конспект по теме:
«Информатизация как процесс преобразования индустриального общества.
Компьютеризация общества. Информатизация общества».
1-8
Практическая работа № 1.2
Изучить лицензионные и свободно распространяемые программные
1-9
продукты; научиться осуществлять обновление программного
обеспечения с использованием сети Интернет.
1-10
Контрольная работа №1. «Информационная деятельность
1-11
человека».
Раздел 2. Информация и информационные процессы
1-12
Содержание учебного материала
Информация и еѐ свойства. Понятие «информация». Основные свойства
информации: достоверность, полнота, точность, объективность,
ценность, актуальность, адекватность, доступность. Виды информации.
Классификация информации: по форме представления, по области
возникновения, по способу передачи и восприятия, по месту
возникновения, по стадии обработки.
Самостоятельная работа № 4. Найти определения свойств информации.
1-13
Содержание учебного материала
Информационные процессы. Хранение информации (внутренняя и
внешняя память). Обработка информации (получение новой
информации, изменение формы представления). Передача информации
(кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство).
1-14
Практическая работа № 2.1
Заполнить таблицу: «Информационные процессы». Из предложенного
набора действий над информацией выбрать те, которые относятся к
процессам еѐ хранения, обработки и передачи. Прокомментировать
полученный результат.
1-15
Содержание учебного материала
4
3
2
3
2
3
23
1
2
2
3
1
2
1
3
1
2
9
информация. Теорема
Котельникова-Найквиста
Сигналы и информация. Теорема Котельникова-Найквиста.
Способы передачи информации (сигнал, помехи, канал связи).
Разновидности сигналов (аналоговый, дискретный). Формула Хартли.
Формула Шеннона.
Тема 2.4 Подходы к измерению
1-16
Содержание учебного материала
информации
Подходы к измерению информации. Алфавитный (объѐмный) подход.
Содержательный подход.
Самостоятельная работа № 5. Решение задач по теме: «Содержательный
подход. Алфавитный подход».
1-17
Практическая работа № 2.2
1-18
Решение задач «Измерение информации. Алфавитный подход к
определению количества информации».
1-19
Практическая работа № 2.3
Решение задач «Измерение информации. Содержательный подход к
определению количества информации».
1-20
Практическая работа № 2.4
Вычисление количества информации с помощью калькулятора
1-21
Контрольная работа №2. «Измерение информации».
1-22
Раздел 3. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и
видеоинформации
Тема 3.1 Код и кодирование
1-23
Содержание учебного материала
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической,
звуковой информации и видеоинформации. Код и кодирование.
Декодирование. Аналоговый Кодирование символьной (текстовой)
информации. Кодовые таблицы.
1-24
Практическая работа № 3.1
1-25
Выполнение работы по кодированию текстовой информации.
Шифрование данных.
Тема 3.2 Кодирование и
1-26
Содержание учебного материала
обработка графической
Кодирование и обработка графической информации. Пространственная
информации
дискретизация. Разрешающая способность. Растр. Растровая графика.
Векторная
графика.
Модель
цветопередачи
RGB.
Модель
1
2
10
3
2
3
1
3
1
3
2
3
15
1
2
2
3
1
2
10
1-27
Тема 3.3 Кодирование звуковой
информации
1-28
1-29
1-30
1-31
1-32
Тема 3.4 Кодирование числовой
информации
1-33
1-34
1-35
цветопередачи SMYK.
Практическая работа № 3.2
Определение разрешения экрана монитора в dpi. Кодирование цветов в
графическом редакторе Paint.
Практическая работа № 3.3
Решение задач «Кодирование графической информации».
Решение задач «Кодирование видеоинформации».
Содержание учебного материала
Кодирование звуковой информации. Определение звука. Оцифровка.
Дискретизация. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука.
Форматы графических файлов. Инструментальное кодирование.
Формула дискретизации.
Практическая работа № 3.4
Решение задач «Кодирование звуковой информации».
Содержание учебного материала
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Системы
счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная).
Практическая работа № 3.5
1) Выполнение работы по переводу чисел из двоичной, восьмеричной,
шестнадцатеричной в десятичную.
2) Выполнение работы по переводу чисел из десятичной системы
счисления в систему с основанием q.
Практическая работа № 3.6
1) Выполнение работы по переводу чисел из двоичной системы
счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
2) Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной системы
счисления в двоичную систему.
Контрольная работа № 3«Кодирование информации».
1-36
1-37
Раздел 4. Информационные процессы
Тема 4.1 Хранение и передача
1-38
Содержание учебного материала
1
3
3
3
1
2
1
3
1
2
1
3
1
3
2
3
11
2
2
11
информации
Тема 4.2 Обработка
информации и алгоритмы
Тема 4.3 Автоматическая
обработка информации
Тема 4.4 Информационные
процессы в компьютере
Тема 5.1 Алгоритмы, структура
алгоритмов, структурное
программирование
Хранение и передача информации. Использование бумажных носителей
информации. Использование магнитных носителей информации.
Оптические диски и флеш-память. Модель передачи информации К.
Шеннона. Пропускная способность передачи информации. Защита
информации от потерь при воздействии шума.
1-40
Практическая работа № 4.1
Решение задач: «Пропускная способность канала связи».
1-41
Содержание учебного материала
1-42
Обработка информации и алгоритмы. Виды обработки информации.
Исполнитель алгоритмов. Модели алгоритмических машин в теории
алгоритмов (машина Тьюринга, машина Поста). Свойства алгоритмов.
1-43
Практическая работа № 4.2
Решение задач: «Автоматическая обработка информации» (Семакин
И.Г. «Информатика» учебник для 10 класса, § 2.2, стр. 216).
1-44
Содержание учебного материала
Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютеров.
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров.
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды
программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии
с целями его использования для профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа № 6. Письменная работа (контрольные вопросы) по
теме «Архитектура ПК».
Раздел 5. Программирование
1-45
Содержание учебного материала
1-46
Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование.
Алгоритмы и величины. Этапы решения задачи на компьютере.
Система команд исполнителя. Классификация данных. Структуры
алгоритмов и программ. Базовые алгоритмические структуры
(следование, ветвление, цикл). Комбинации базовых структур.
Структурирование текста на Алгоритмическом языке и на языках
программирования. Паскаль – язык структурного программирования.
Эволюция программирования. Языки программирования высокого
1-39
1
3
2
2
1
3
1
2
4
3
29
2
2
12
Тема 5.2 Операции, функции,
выражения.
Тема 5.3 Логические величины,
операции выражения.
Тема 5.4 Программирование
ветвлений
уровня (ЯПВУ). Структура ЯПВУ. Элементы языка: алфавит,
синтаксис, семантика. Типы данных в Паскале.
1-47
Содержание учебного материала
1-48
Операции, функции, выражения.
Арифметические операции. Унарная арифметическая операция.
Бинарные арифметические операции. Стандартные функции и
процедуры. Арифметические выражения.
1-49
Практическая работа № 5.1
Составить арифметические выражения на Паскале (Семакин И.Г.
«Информатика» учебник для 10 класса, §16).
1-50
Практическая работа № 5.2
Составить программу, содержащую операторы ввода, вывода,
присваивания. Программирование линейных алгоритмов. (Семакин И.Г.
«Информатика» учебник для 10 класса. Работа 3.1, стр. 231).
1-51
Содержание учебного материала
1-52
Логические величины, операции выражения.
Базовые понятия логики:
1. Высказывание (суждение);
2. Логическая величина (ИСТИНА, ЛОЖЬ);
3. Логическое выражение;
4. Основные логические операции (конъюнкция, дизъюнкция,
инверсия).
1-53
Практическая работа № 5.3
Решение задач (Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 10 класса,
§18, стр. 131).
1-54
Практическая работа № 5.4
1-55
Составить программу, выводящую условие TRUE, FALSE. Составить
программу с ветвящейся структурой, используя условный оператор IF.
(Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 10 класса. Работа 3.2, 3.3,
стр. 233).
Самостоятельная работа № 7. Выполнить упражнение «Линейный
алгоритм».
Самостоятельная работа № 8. Выполнить упражнение «Разветвляющийся
2
2
1
3
1
3
2
2
1
3
2
3
4
3
4
3
13
алгоритм».
Содержание учебного материала
Программирование циклов.
1-56
Операторы цикла:
1-57
1. Цикл–пока;
2. Цикл с параметром;
3. Цикл–до.
Практическая работа № 5.5
1-58
Программирование
циклических
алгоритмов.
(Семакин
И.Г.
1-59
«Информатика» учебник для 10 класса. Работа 3.4, стр. 242).
Самостоятельная работа № 9. Выполнить упражнение «Циклический
алгоритм».
Тема 5.6 Работа с массивами
Практическая работа № 5.6
1-60
Составить программу решения поставленной задачи по обработке
1-61
одномерного массива (вектора). (Семакин И.Г. «Информатика» учебник
для 10 класса. Работа 3.6, 3.7, стр. 249).
Раздел 6. Информационные системы и базы данных
Тема 6.1 Системный анализ
Содержание учебного материала
Системный анализ. Свойства системы. Системный эффект. Системный
1-62
подход. Системный анализ. Модели систем (модель «чѐрного ящика»,
1-63
модель состава, структурная модель, граф, дерево). Понятие
«Информационная система» (ИС). Состав ИС. Область применения ИС.
Практическая работа № 6.1
1-64
Выполнение проектных заданий на анализ систем (Семакин И.Г.
«Информатика» учебник для 11 класса. Работа 1.1, стр. 163).
Самостоятельная работа № 10. Создать буклет «Система» в издательской
системе MS Office Publisher.
Тема 6.2 Базы данных – основа
Содержание учебного материала
информационной системы
Базы данных – основа информационной системы. Назначение БД. Виды
1-65
моделей данных. Структура реляционной модели. СУБД. Табличная
форма модели данных. Отношения и связь. Схема БД.
Практическая работа № 6.2
1-66
Ознакомление с интерфейсом СУБД LibreOffice Base (открытие БД,
Тема 5.5 Программирование
циклов
2
2
2
3
4
3
2
3
14
2
2
1
2
2
3
1
3
1
3
14
Тема 7.1 Организация и услуги
сети Интернет
просмотр структуры, просмотр содержимого БД в режимах Таблица и
Форма, добавление записей через форму, сортировка таблицы,
использование фильтра). (Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11
класса. Работа 1.3, стр. 167).
1-67
Практическая работа № 6.3
1-68
Создание БД «Приѐмная комиссия» (Семакин И.Г. «Информатика»
учебник для 11 класса. Работа 1.4, стр. 173).
Практическая работа № 6.4
Построить и выполнить запрос к базе «Приѐмная комиссия»
1-69
(конструктор запросов). (Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11
класса. Работа 1.6, стр. 178).
Практическая работа № 6.5
1-70
Расширение БД «Приѐмная комиссия». Работа с формой. (Семакин И.Г.
«Информатика» учебник для 11 класса. Работа 1.7, стр. 182).
Практическая работа № 6.6
1-71
Отработка приѐмов реализации сложных запросов на выборку к БД
«Приѐмная комиссия» (Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11
класса. Работа 1.8, стр. 186).
1-72
Практическая работа № 6.7
1-73
Создание отчѐта.
Раздел 7. Организация глобальных сетей
1-74
Содержание учебного материала
1-75
Организация и услуги сети Интернет. World Wide Web. Аппаратные
средства. Программное обеспечение. Система адресации в Интернете.
Интернет как глобальная ИС. Службы Интернета. Всемирная паутина.
Технология «клиент-сервер». Web-браузер. Поисковая служба
Интернета. Представления о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и
скоростные характеристики подключения, провайдер.
Передача информации. Протокол передачи данных TCP/IP. Система
адресации в Интернете. Интернет как глобальная ИС. Службы
Интернета. Всемирная паутина. Технология «клиент-сервер». Webбраузер. Поисковая служба Интернета.
2
3
1
3
1
3
1
3
2
3
21
2
2
15
Практическая работа № 7.1
Освоить принцип работы с электронной почтой, телеконференциями
(Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11 класса. Работа 2.1, стр.
193).
1-78
Практическая работа № 7.2
1-79
Освоить принцип работа с браузером Internet Explorer. Просмотр и
сохранение web-страниц (Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11
класса. Работа 2.2, 2.3 стр. 195-198).
1-80
Практическая работа № 7.3
1-81
Освоить принцип работы с поисковыми системами Интернета: поиск
информации с помощью поискового каталога; поиск информации с
помощью поискового указателя. (Семакин И.Г. «Информатика»
учебник для 11 класса. Работа 2.4, стр. 199).
Самостоятельная работа № 11. Письменная работа (контрольные вопросы)
по теме: «Аппаратное обеспечение, адресация компьютеров в сети».
1-82
Содержание учебного материала
1-83
Основы сайтостроения. Инструменты для разработки Web-сайтов.
1-84
Практическая работа № 7.4
1-85
Создание сайта «Моя профессия» с помощью сервиса «Сайты Гугл».
Определение настроек страницы. Основные приѐмы работы с текстом.
Вставка изображений. Вставка гиперссылки.
1-86
Практическая работа № 7.5
1-87
Презентация сайтов.
Самостоятельная работа № 12. Создание таблиц и списков на Web-странице.
Раздел 8. Информационное моделирование
1-88
Содержание учебного материала
1-89
Компьютерные модели различных процессов. Виды моделей:
материальные, информационные. Этапы построения компьютерной
информационной модели.
Моделирование зависимостей между
величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды
зависимостей. Способы отображения зависимостей.
Модели
статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных
зависимостей. Корреляционные зависимости. Корреляционный анализ.
1-76
1-77
Тема 7.2 Основы сайтостроения
Тема 8.1 Компьютерное
информационное
моделирование
2
3
2
3
2
3
3
3
2
2
2
3
2
3
4
14
3
2
2
16
Тема 8.2 Моделирование
зависимостей между
величинами
Тема 8.3 Модели
статистического
прогнозирования
Тема 8.4 Моделирование
корреляционных зависимостей
Тема 8.5 Модели оптимального
планирования
Коэффициент корреляции.
Самостоятельная работа № 13. Решение задач с конструированием ответов
по теме: «Модели решения вычислительных задач».
1-90
Содержание учебного материала
1-91
Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики
величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей: функциональные,
иные. Способы отображения зависимостей. Математическая модель.
Табличная модель. Графическая модель. Описание развития системы во
времени – динамическая модель.
1-92
Практическая работа № 8.1
Освоение приѐмов построения по экспериментальным данным
регрессионной модели и графического тренда средствами MS Office
Excel 2013 (Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11 класса.
Работа 3.1, стр. 209).
1-93
Содержание учебного материала
Модели статистического прогнозирования. Статистические данные.
Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов.
1-94
Практическая работа № 8.2
Освоение приѐмов прогнозирования количественных характеристик
системы по регрессионной модели путѐм восстановления значений
(Семакин И.Г. «Информатика» учебник для 11 класса. Работа 3.2, стр.
211).
1-95
Содержание учебного материала
Моделирование корреляционных зависимостей. Корреляционные
зависимости. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции.
1-96
Практическая работа № 8.3
Расчѐт корреляционных зависимостей. Получение представления о
корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления
коэффициента корреляции с помощью функции КОРРЕЛ (Семакин И.Г.
«Информатика» учебник для 11 класса. Работа 3.4, стр. 213).
1-97
Содержание учебного материала
Модели оптимального планирования. Оптимальное планирование.
Ограниченность ресурсов описывается: системой неравенств, системой
3
3
2
2
1
3
1
2
1
3
1
2
1
3
1
2
17
1-98
1-99
1-100
равенств, смешанной системой. Для решения задачи оптимального
планирования используется средство «Поиск решения» в среде MS
Office Excel.
Практическая работа № 8.4
Решение задачи оптимального планирования (Семакин И.Г.
«Информатика» учебник для 11 класса. Работа 3.6, стр. 216).
Технический профиль: дифференцированный зачѐт – итоговая
контрольная работа
Естественнонаучный
профиль:
повторение
теоретического
материала
ВСЕГО
1
3
2
3
150
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
18
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
Введение
находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в
биологических, технических и социальных системах;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять основные информационные процессы в реальных системах;
Информационная деятельность
владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной
человека
научной картины мира;
исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие
с поставленной задачей;
выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и
оценивать предлагаемые пути их разрешения;
использовать ссылки и цитирование источников информации;
использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных
сетей,
владеть нормами информационной этики и права,
соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения
надѐжного функционирования средств ИКТ;
Представление и обработка
оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота,
информации
актуальность и т.п.);
знать о дискретной форме представления информации;
знать способы кодирования и декодирования информации;
иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владеть компьютерными средствами представления и анализа данных;
отличать представление информации в различных системах счисления;
знать математические объекты информатики;
применять знания в логических формулах;
19
Алгоритмизация и
программирование
Компьютерные модели
Реализация основных
информационных процессов с
помощью компьютеров
владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания
алгоритмов;
уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного
средства
выбирать метод решения задачи,
разбивать процесс решения задачи на этапы.
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм;
определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);
Примеры задач:
–алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора;
– алгоритмы работы с элементами массива.
иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводить примеры;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;
выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей
моделирования;
оценивать и организовывать информацию, в том числе
получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
анализировать и сопоставлять различные источники информации;
20
Архитектура компьютеров
Компьютерные сети
Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение. Защита
информации, антивирусная защита.
- Понятие об информационных
системах и автоматизации
информационных процессов.
- Возможности динамических
(электронных) таблиц.
Математическая обработка
числовых данных. Системы
статистического учета
(бухгалтерский учет, планирование
и финансы, статистические
исследования).
- Представление об организации баз
данных и системах управления
базами данных.
- Представление о программных
анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, передачи, вывода информации;
определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении
задач;
анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды
функционирования, системы команд и системы отказов;
выделять и определять назначения элементов окна программы;
иметь представление о типологии компьютерных сетей уметь приводить примеры;
определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети;
знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это на практике;
владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации;
понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете
применять их на практике;
реализовывать антивирусную защиту компьютера;
иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных;
уметь работать с библиотеками программ;
использовать компьютерные средства представления и анализа данных;
осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера;
пользоваться базами данных и справочными системами;
владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с
ними;
анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач.
21
средах компьютерной графики и
черчения, мультимедийных средах.
Представления о технических и
программных средствах
телекоммуникационных технологий
Возможности сетевого программного
обеспечения для организации
коллективной деятельности в
глобальных и локальных
компьютерных сетях
Примеры сетевых информационных
систем для различных направлений
профессиональной деятельности
иметь представление о технических и программных средствах
телекоммуникационных
технологий применять на практике;
знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своей работе;
определять ключевые слова, фразы для поиска информации;
уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации;
иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводить примеры;
иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводить
примеры;
планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных
инструментов поддержки управления проектом;
определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений.
22
3.
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
компьютеры – 15;
столы компьютерные – 15;
стулья компьютерные –15;
интерактивная установка Promethean ActivInspire – 1;
Действующая нормативно-техническая документация:
правила техники безопасности, санитарии;
инструкции по пожарной безопасности;
паспорт кабинета.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры, подключѐнные к локальной сети и Интернет;
лазерный принтер;
сканер;
видеофильмы;
учебные CD;
Web-технологии.
Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности»,
«Архитектура компьютера»,
«Архитектура компьютерных сетей»,
«Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)»,
«Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме»,
«История информатики».
Схемы:
«Моделирование, формализация, алгоритмизация»,
«Системы счисления»,
«Логические операции»,
«Блок-схемы»,
«Алгоритмические конструкции»,
«Структуры баз данных»,
«Структуры веб-ресурсов».
Лицензионное программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 8.
Комплект прикладных программ MS Office 2013.
Антивирусная программ Антивирус Касперского 10.
Программа архивирования данных WinRar.
Браузер Google.
Программа распознавания текста ABBYY FineReader 12.0.
23
Программа для обработки звука Sound Forge.
Программа для обработки видео Pinnacle Studio 11.
Тестовая оболочка Testpask3.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
В библиотечный фонд входят учебники, электронные учебники, учебно-методические
комплекты (УМК). Библиотечный фонд может быть дополнен электронными образовательными
ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по информатике,
электронными книгами научной и научно-популярной тематики.
Основные источники:
Для студентов:
1. Босова, Л. Л. Информатика. Базовый уровень. 10 – 11 классы. Компьютерный практикум
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, И. Д. Куклина и др. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. — 144
с. : ил.
2. Макарова Н. В. Информатика (базовый уровень) (в 2 частях). 10 – 11 классы. Ч. 1 :
учебник / под ред. Н. В. Макаровой. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 384 с. : ил.
3. Макарова Н. В. Информатика (базовый уровень) (в 2 частях). 10–11 классы. Ч. 2 : учебник
/ под ред.Н. В. Макаровой. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 368 с. : ил.
4. Семакин, И. Г. Основы алгоритмизации и программирования [Электронный ресурс] :
учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций,
реализующих программы среднего профессионального образования / И. Г. Семакин, А. П.
Шестаков. – 2-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва : Академия, 2018. – 300, [1] с. :
ил., табл.
5. Семакин, И. Г. Основы алгоритмизации и программирования [Электронный ресурс] :
практикум : учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных
организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / И. Г. Семакин,
А. П. Шестаков. – 2-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва : Академия, 2018. – 144 с.
6. Угринович Н. Д. 10 класс. Базовый уровень / Н. Д. Угринович — М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017. — 288 с. : ил.
7. Угринович Н. Д. 11 класс. Базовый уровень / Н. Д. Угринович — М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017. — 272 с. : ил.
8. Цветкова А.В. Информатика и информационные технологии : учебное пособие для СПО /
Цветкова А.В.. — Саратов : Научная книга, 2019. — 190 c.
Для преподавателей:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(редакция от 14.03.2020).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(редакция от 08.12.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
1. Батаев, А. В. Операционные системы и среды [Электронный ресурс] : учебник для
использования в образовательном процессе образовательных организаций / А. В. Батаев, Н. Ю.
Налютин, С. В. Синицын. – 2-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва : Академия, 2018. –
269, [1] с. : цв. ил., табл.
2. Лебедева Т.Н. Информатика. Информационные технологии : учебно-методическое
пособие для СПО / Лебедева Т.Н., Носова Л.С., Волков П.В.. — Саратов : Профобразование, 2019.
— 128 c.
3. Сенкевич А. В. Архитектура аппаратных средств [Электронный ресурс] : учебник для
использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих
программы среднего профессионального образования / А. В. Сенкевич. – 2-е изд., стер. –
Электрон. дан. – Москва : Академия, 2018. – 238, [1] с. : цв. ил., табл.
24
4. Хохлов, Г. И. Основы теории информации [Электронный ресурс] : учебник для
использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих
программы среднего профессионального образования / Г. И. Хохлов. – 3-е изд., стер. – Электрон.
текстовые дан. – Москва : Академия, 2018. – 363, [1] с. : ил., табл.
5. Цветкова А.В. Информатика и информационные технологии : учебное пособие для СПО
Цветкова А.В.. — Саратов : Научная книга, 2019. — 190 c.
6. Цветкова, М. С. Информатика [Электронный ресурс] : учебник для использования в
учебном процессе образовательных учреждений СПО на базе общего образования с получением
среднего общего образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – 5-е изд., стер. – Электрон.
текстовые дан. – Москва : Академия, 2018. – 352 с., [8] л. цв. ил. : ил.
7. Цветкова, М. С. Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей [Электронный ресурс] : учебное пособие для использования в
учебном процессе образовательных учреждений СПО, на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – 4-е изд., стер. –
Электрон. текстовые дан. – Москва : Академия, 2018. – 240 с.
Дополнительные источники:
Башмакова Е.И. Информатика и информационные технологии. Технология работы в MS
WORD 2016 : учебное пособие / Башмакова Е.И.. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 90 c.
2.
Башмакова Е.И. Информатика и информационные технологии. Умный Excel 2016:
библиотека функций : учебное пособие / Башмакова Е.И.. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2020. —
109 c.
3.
Головицына М.В. Проектирование радиоэлектронных средств на основе современных
информационных технологий : учебное пособие / Головицына М.В.. — Москва : ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 503 c.
4. Информатика : учебное пособие для СПО / . — Саратов : Профобразование, 2021. — 171 c.
5. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности
[Электронный ресурс] : учебник для использования в образовательном процессе образовательных
организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по
специальностям «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по
отраслям)» / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 2-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва :
Академия, 2018. – 410, [1] с. : ил., табл.
6. Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной
деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для использования в образовательном
процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального
образования по специальностям «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям) / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 2-е изд., стер. – Электрон. текстовые
дан. – Москва : Академия, 2018. – 286, [1] с. : ил., табл.
7.
Рудаков, А. В. Технология разработки программных продуктов [Электронный ресурс] :
учебник для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального
образования / А. В. Рудаков. – 12-е изд., стер. – Электрон. текстовые дан. – Москва : Академия,
2018. – 207, [1] с. : ил., табл.
1.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека методических материалов для учителя: http://www.metod-kopilka.ru/
2. Видеоуроки в Интернете. Раздел «Информатика»: http://videouroki.net/index.php?subj_id=1
3. Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/bab78ceb-03f6-4cae-89b710a12ccfd08e/117173/?interface=catalog&class=53&subject=19
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru.
25
5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации:
www.window.edu.ru.
6. Информатика
10-11
класс
–
сайт
Полякова
Константина
Юрьевича:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm
7. Информатика и ИТ: http://www.junior.ru/wwwexam/
8. Информационные и коммуникационные технологии для среднего образования:
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214650.pdf
9. Кирилл
и
Мефодий.
Раздел
«Информатика»:
http://webpractice.cm.ru/Content/UserContentTree.aspx
10.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.
Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»: www.megabook.ru.
11.
Методическая
служба.
Издательство
БИНОМ:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
12.
Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании:
http://ru.iite.unesco.org/publications
13.
Открытые
интернет-курсы
«Интуит»
по
курсу
«Информатика»:
www.intuit.ru/studies/courses
14.
Открытый
класс.
Сетевые
образовательные
сообщества:
http://www.openclass.ru/pages/184433
15.
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»:
www.ict.edu.ru.
16.
Портал Свободного программного обеспечения: www.freeschool.altlinux.ru.
17.
Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»:
www.digitaledu.ru.
18.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – ФЦИОР:
www.fcior.edu.ru.
26
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также
выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Требования ФГОС
1. Сформированность представлений о
роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
2. Владение навыками алгоритмического
мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов.
3. Владение умением понимать программы,
написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке
высокого уровня.
4. Владение знанием основных
конструкций программирования
5. Умением анализировать алгоритмы с
использованием таблиц
6. Владение стандартными приѐмами
написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной
задачи с использованием основных
конструкций программирования и отладки
таких программ.
7. Использование готовых прикладных
компьютерных программ по выбранной
специализации
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Оценка за выполнение конспектов
по темам:
№ 2.1 – 2.4;
№ 3.1 – 3.4;
№ 4.1 – 4.4;
№ 6.1.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 4, 5, 6.
Оценка за выполнение ПР:
№ 2.1 – 2.4;
№ 3.1 – 3.6;
№ 4.1, 4.2.
Оценка за выполнение контрольной
работы № 2, 3.
Оценка за выполнение конспектов
по темам:
№ 4.2;
№ 5.1, 5.2.
Оценка за выполнение ПР № 5.1.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 7, 8, 9.
Оценка за выполнение ПР № 5.2 –
5.6.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 7, 8, 9.
Оценка за выполнение конспектов
по темам: № 5.3 – 5.6.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 7, 8, 9.
Оценка за выполнение ПР № 5.2 –
5.6.
Оценка за выполнение ПР № 5.2;
5.4 – 5.6.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 7, 8, 9.
Устный опрос по темам: № 6.1, 6.2.
Оценка за выполнение ПР:
№ 6.3 – 6.8;
№ 7.4.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 10.
27
8. Сформированность представлений о
компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия
модели и моделируемого объекта
(процесса).
9. Сформированность представлений о
способах хранения и простейшей обработке
данных.
10. Сформированность понятия о базах
данных и средствах доступа к ним, умений
работать с ними.
11. Владение компьютерными средствами
представления и анализа данных
12. Сформированность базовых навыков и
умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации.
13. Сформированность понимания основ
правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в
Интернете.
Оценка за выполнение конспектов
по темам: № 8.1 – 8.5.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 13.
Оценка за выполнение конспектов
по темам:
№ 3.1 – 3.4;
№ 4.1 – 4.2.
Оценка за выполнение ПР № 4.2.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 6.
Устный опрос по темам: № 6.1, 6.2.
Оценка за выполнение ПР № 6.3 –
6.8.
Оценка за выполнение конспектов
по темам: № 6.1, 6.2.
Оценка за выполнение ПР № 6.3 –
6.8.
Тестирование на знания правил
поведения, техники безопасности и
гигиены при работе на ПК.
Оценка за выполнение конспектов
по темам:
№ 1.1 – 1.6;
№ 7.1 – 7.5.
Оценка за выполнение ПР № 1.1,
1.2.
Оценка за выполнение контрольной
работы № 1.
Оценка за выполнение и защиту
самостоятельной работы № 1, 2, 3,
11, 12.
Оценка результатов обучения
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок
Оценка «5» выставляется, если:
- полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой;
изложил
материал
грамотным
языком
в
определенной
логической
последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов.
Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и
информационного содержания ответа;
28
- нет определенной логической последовательности, неточно используется
специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочѐта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу преподавателя.
Оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов
преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной
части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка самостоятельных, проверочных и контрольных работ по теоретическому
курсу
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ
литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной
логической последовательности, студент приводит новые примеры, устанавливает связь
между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой
ситуации.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объѐма задания, но в ней
имеются недочеты;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным
требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий,
объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- студент испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в
достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объѐм выполненной части составляет не менее
2/3 от общего объѐма), но допущены существенные неточности;
- студент обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте
усвоения понятий;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием
готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных
количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объѐм выполненной части менее 2/3 от общего
объѐма задания);
29
- студент показывает незнание основных понятий, непонимание изученных
закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Практическая работа на компьютере оценивается следующим образом
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое
представление результата работы.
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное
владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трѐх
ошибок.
Оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трѐх ошибок, но студент владеет
основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной
задачи.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы
выполнена не самостоятельно.
Оценка письменных работ оценивается следующим образом
Оценка «5» ставится, если работа выполнена верно и полностью; в логических
рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет
математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием
незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если работа выполнена полностью, но обоснования шагов
решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным
объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом
проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится, если допущены более одной ошибки или более трех недочетов в
выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по
проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно
выполнено менее половины работы.
Тест оценивается следующим образом
Оценка «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;
Оценка «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;
Оценка «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.
30
5.ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ),
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1. Информационная деятельность человека
• Умный дом.
• Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной
организации по профильным направлениям подготовки.
2. Информация и информационные процессы
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Профессии СПО
• Сортировка массива.
• Создание структуры базы данных библиотеки.
• Простейшая информационно-поисковая система.
• Конструирование программ.
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Специальности СПО
• Создание структуры базы данных — классификатора.
• Простейшая информационно-поисковая система.
• Статистика труда.
• Графическое представление процесса.
• Проект теста по предметам.
3. Средства ИКТ
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Профессии СПО
• Профилактика ПК.
• Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
• Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
• Мой рабочий стол на компьютере»
• Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Специальности СПО
• Электронная библиотека.
• Мой рабочий стол на компьютере.
• Прайс-лист.
• Оргтехника и специальность.
4. Технологии создания и преобразования
информационных объектов
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Профессии СПО
• Ярмарка профессий.
• Звуковая запись.
• Музыкальная открытка.
• Плакат-схема.
• Эскиз и чертеж (САПР).
• Реферат.
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Специальности СПО
• Ярмарка специальностей.
31
• Реферат.
• Статистический отчет.
• Расчет заработной платы.
• Бухгалтерские программы.
• Диаграмма информационных составляющих.
5. Телекоммуникационные технологии
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Профессии СПО
• Резюме: ищу работу.
• Защита информации.
• Личное информационное пространство.
Технический, социально-экономический и естественно-научный профили
профессионального образования. Специальности СПО
• Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
• Резюме: ищу работу.
• Личное информационное пространство.
32