ОП.04 Материаловедение

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе ОП.04. Материаловедение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение разработана на
основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии13.01.10 Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования (по отраслям) от 02.08.2013 г. № 802;
 Устава ГАПОУ
СО «Полипрофильный техникум
им. О.В.Терѐшкина» (от
09.11.2016 №788-ПП).

"Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной
дисциплины, циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«

Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».

Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ
СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;

Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».

"Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации»

Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»

Организация-разработчик: ГАПОУ СПО СО «Полипрофильный техникум им. О.В.
Терѐшкина»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

9

ОСВОЕНИЯ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Материаловедение
1.1 Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
программы
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в программах профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессии 19861 Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве по
составу, назначению и способу приготовления;
- подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами
теплового расширения;
- различать основные конструкционные материалы по физико- механическим и
технологическим свойствам;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов,
используемых в производстве;
- виды прокладочных и уплотнительных материалов;
- виды химической и термической обработки сталей;
- классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов,
композиционных материалов;
- методы измерения параметров и определения свойств материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- основные свойства полимеров и их использование;
- способы термообработки и защиты металлов от коррозии;
УД направлена на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
Код компетенции
Содержание
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
УД направлена на формирование профессиональных компетенций, включающих в себя
способность:

Код
компетенции
ПК 1.1.
ПК 3.1.
ПК 3.2.

Наименование профессиональных компетенций
Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов
различной сложности в процессе сборки.
Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно
технологическим картам.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки учащегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
Лабораторно-практические занятия 35 часов;
самостоятельной работы учащегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторно-практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Экзамен в форме (тестирование)

Количество
часов
75
50
35
4
25

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04."Материаловедение"
Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем часов
и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
Раздел 1. Основные
сведения о металлах и
сплавах
Тема 1.1.
Виды, свойства и
области применения
металлов и сплавов.

Раздел 2.
Электротехнические
материалы и
конструкционные
материалы.

Содержание учебного материала
1-2
Ознакомительное занятие.
3-4
Физические, химические, механические свойства конструкционных
материалов
5-6-7- Практическое занятие №1. Различие основных конструкционных
материалов по физико – механическим и технологическим свойствам
8
9-10- Практическое занятие №2 Изучение физических свойств металлов и
сплавов. Химические и механические свойства. Технологические
11
свойства.
12
Классификация и свойства чугунов и сталей.
13
Основные виды термообработки
14
Классификация коррозий. Способы защиты от коррозии.
Самостоятельная работа обучающихся №1
Составить опорный конспект по теме «Виды, свойства и области
применения
основных
конструкционных
материалов,
используемых в производстве»
Сообщение по теме: «Сталь как конструкционный материал»
Сообщение по теме: "Область применения лигированных сталей"
15
Контрольная работа №1

Уровень
освоения
4

1
2

1
1

4

2

3

2

1
1
1
10

1
1
1

1

3

Тема 2.1.
Изоляционные
материалы.

16-17
18
19-20
21-22
23-24

25
Тема 2.2.
Проводниковые
материалы.

Лабораторнопрактические работы.

Содержание учебного материала
Классификация и назначение электроизоляционных материалов
Контрольная работа №2
Газообразные диэлектрики и их характеристики.
Жидкие диэлектрики и их характеристики. Электроизоляционные
резины. Изоляционные лаки и эмали.
Практическое занятие №3 Бумаги и картоны. Пластмассы,
электрокерамика, слюдяные материалы.
Самостоятельная работа обучающихся №2
Составить план конспект по теме "Электрическая проводимость
газообразных диэлектриков"
Подготовить доклад по теме; "Полимерные материалы"
Составить таблицу конструкционных материалов со сходным
коэффициентом теплового расширения.
Контрольная работа №3

Содержание учебного материала
Практическое занятие №4 Изучение свойствпроводниковых
26
материалы с малым удельным сопротивлением.
27
Высокоомные материалы.
28
Металло-керамические материалы.
Практическое занятие №5 Изучение свойств электроугольных
29
изделий.
Самостоятельная работа обучающихся №3
Разработать сводную таблицу проводниковых материалов по
свойствам. Написать реферат на тему "Сверхпроводники"
30
Контрольная работа №4
Содержание учебного материала
31-32- Лабораторно-практическая работа № 1
Расчѐт
удельных
электрических
сопротивлений
твѐрдых
33
диэлектриков.
34-35- Лабораторно-практическая работа №2.
Расчѐт электрической прочности твѐрдых диэлектриков.
36
37-38- Лабораторно-практическая работа №3
Полупроводники, сверхпроводники, крипропроводники.
39
40-41 Лабораторно-практическая работа №4
Расчѐт электрической прочности газообразных диэлектриков.
42-43 Лабораторно-практическая работа №5
Определение нагревостойкости твѐрдых диэлектриков.

2
1
2
2

1
3
1
1

2

2

10

1

3

1

2

1
1
1

2
2
2

5

1

3

3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

44-45

Лабораторно-практическая работа №6
Расчѐт и составление растворов для электролитов.

2

2

46-47

Лабораторно-практическая работа №7
Зависимость сопротивления проводника от температуры.
Лабораторно-практическая работа №8
Расчѐт удельного сопротивления полупроводников.
Итоговая аттестация в форме экзамена (тестирование).

2

2

2

2

1

2

48-49
50

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Материаловедение
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
"Материаловедение".
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации (учебники и учебные пособия,
карточки- задания, тесты);
- объѐмные модели металлической кристаллической решетки (железа и меди)
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов (пластмасс, синтетических волокон,
текстильные бумажные материалы);
- комплект учебно-наглядных пособий: «Материаловедение» (производство чугуна,
производство стали, схема производства полимеров, марки сталей и чугунов);
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды);
плакаты: нагревательные устройства; сплавы цветных металлов; сплавы алюминия;
антифрикционные сплавы; виды коррозии; неметаллические покрытия.
-стенды: полимерные
вещества; электроизоляционные
материалы-компаунды;
волокнистые изоляционные материалы; электроизоляционные органические соединения;
абразивные материалы; уплотнительные материалы;
- заготовки для выполнения практических работ;
- комплект противопожарных средств;
- инструкции и плакаты по технике безопасности;
- программное обеспечение;
- фильмотека.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1. Сорокин В. С., Антипов Б. Л., Лазарева Н. П.
Материалы и элементы электронной техники. Активные диэлектрики, магнитные
материалы, элементы электронной техники: Учебник. — Т. 2. — 2_е изд., испр. — СПб.:
Издательство «Лань», 2016. — 384 c.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная
литература).
Дополнительные источники:
1. Винников А.В. ВЗО Электротехнические материалы и изделия: учеб. пособие
/А. В. Винников, Н. А. Гранкина, А. Г. Кудряков, О. С. Турчанин. - 2-е изд., неправ, и доп./
- Краснодар: КубГАУ, 2017,- 317с.

INTERNET-РЕСУРСЫ:
Справочник. "Стали и цветные сплавы".С сайта www.splav.kharkov.com.
Алюминиевые сплавы. С сайта «Ростпромметалл».
Медные и алюминиевые сплавы. Справочник. С сайта "Промышленная Компания

ВТОРМЕТ".
Области применения алюминиевых сплавов. С сайта «Ростпромметалл».
Сплавы меди. Реферат. Для просмотра лучше скачать.
Чернявская А.М., Владимирский Р.А., и др. djvu
Электротехнические материалы С сайта http://lib.e-science.ru
Электротехнические материалы С сайта fishelp.ru.
Строительные материалы
Пластмассы, композиты, керамика
Подборка книг по пластмассам и технологиям пластмасс.
Технология пластических массБрацыхин Е.А., Шульгина Э.С.
Справочник по композиционным материалам. Под редакцией Дж. Любина.
Техническая керамика.Балкевич В.Л.
Керамика, фарфор.
Строительные материалы.
Полупроводниковые материалы.
Электротермические установки.Б.А. Сокунов, Б.С. Гробоваdjvu
Термообработка металлов. Для домашнего мастера
Материаловедение. Г.Б. Кривошеева, С.Б. Малышко, В.В. Тарасов.
Материаловедение. Уч. пособие. Г.Б. Кривошеева, В.В. Тарасов, А.П. Герасимов
Методички по материаловедению. С сайта supermetalloved.narod.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися
знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Обучение по учебной дисциплине завершается проведением зачета, который
проводит преподаватель.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной
дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся
до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными
учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема)
учебной
дисциплины

Формируе
мые
ПК и ОК

Результаты
обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

Тема 1.1.
Виды, свойства и
области применения
металлов и сплавов.

ОК1-7
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 3.2

Знать: виды, свойства и области
применения
основных
конструкционных
материалов,
используемых в производстве;
- виды химической и термической
обработки сталей;
-классификацию
и
свойства
металлов и сплавов, основных
защитных
материалов,
композиционных материалов;
-основные
сведения
о
кристаллизации
и
структуре
расплавов;
- способы
термообработки
и
защиты металлов от коррозии;
-основные марки сталей и чугунов,
применяемых в электротехнике;
Уметь:
-определять виды коррозии;
-расшифровывать
марки сплавов
(сталь, чугун);
различать
основные
конструкционные материалы по
физико-механическим
и
технологическим свойствам;

Тема 2.1.
Изоляционные
материалы.

Тема 2.2.
Проводниковые
материалы.

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
-практическое занятие №1
-практическое занятие №2
-проверка
самостоятельной работы
№1;тестовые задания;
- контрольная работа №1

Знать:
- виды
прокладочных
и
уплотнительных материалов;
определять виды пластмасс, их
состав и основные свойства;
- основные свойства полимеров и
их использование;
Уметь:
определять
свойства
и
классифицировать
материалы,
применяемые в производстве, по
составу, назначению и способу
приготовления;

- Лабораторнопрактическая работа №1;
- Лабораторнопрактическая работа №2;
- Лабораторнопрактическая работа №4;
- Лабораторнопрактическая работа №5;

Знать:
- методы измерения параметров и
определения свойств материалов;
Уметь:
определять свойства и
классифицировать материалы,
применяемые в производстве, по
составу, назначению и способу
приготовления;
-подбирать основные
конструкционные материалы со
сходными коэффициентами
теплового расширения;

- Лабораторнопрактическая работа №3;
- Лабораторнопрактическая работа №6;
- Лабораторнопрактическая работа №7;
- Лабораторнопрактическая работа №8;

-практическое занятие №3
- проверка
самостоятельной работы
№2; тестовые задания;
- контрольная работа №2;
- контрольная работа №3;

-практическое занятие №4
-практическое занятие №5
- проверка
самостоятельной работы
№4; тестовые задания;
- контрольная работа №4;

Итоговая аттестация
в форме экзамена

(тестирование).

Критерии оценивания индивидуальных достижений учащихся:
-Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если студент:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения
эксперимента и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не
выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;

2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
-Оценка тестирования в ходе текущей и промежуточной аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».