ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования (по отраслям) от 02.08.2013 г. № 802;
 Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терѐшкина» (от
09.11.2016 №788-ПП).
 "Положение о разработке и утверждении рабочей программы учебной
дисциплины, циклов ОГСЭ, ЕН, ОП/ПМ ОПОП«
 Положение о планировании, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
 Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»;
 Положения о КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина».
 "Положение о формировании ФОС для проведения входного, текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации»
 Положение о самостоятельной работе ГАПОУ СО «ПТ им. О.В.Терѐшкина»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4.

4

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы технической механики и слесарных работ»

1.1.

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.01.10 «Электромонтер по
ремонту и обслуживанию электрооборудования», также может быть использована в рамках программы
переподготовки и повышения квалификации.
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы профессиональный цикл: ОП.3: Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте
оборудования;
 пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при
выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
 собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; читать кинематические схемы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 виды износа и деформации деталей и узлов;
 виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и
ремонте оборудования;
 виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки
узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов:
 кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и
устройство передач;
 назначение и классификацию подшипников;
 основные типы смазочных устройств;
 принципы организации слесарных работ;
 трение, его виды, роль трения в технике;
 устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов,
используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте
оборудования;
 виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции:
Код компетенции

Содержание

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

ОК 2.
ОК 3.

ОК 4.
ОК 5.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются
компетенции:
Код

профессиональные

Наименование профессиональных компетенций

компетенции
ПК 1.1

Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной
сложности в процессе сборки.

ПК 1.2

Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3

Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при
проверке его в процессе ремонта.

ПК 1.4.

Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

ПК 2.1

Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать
его в работу.

ПК 2.2

Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженернотехнического персонала.

ПК 2.3

Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

ПК 3.1

Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

ПК 3.2

Производить
техническое
технологическим картам.

ПК 3.3

Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае
обнаружения его неисправностей.

обслуживание

электрооборудования

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов

согласно

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:
лекций, уроков

11

практические работы

23

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- Исследование учебной
литературы

- Составление конспекта

- Ответы на вопросы

- Реферативная работа

- Подготовка презентаций
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет - тестирование

17

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ»
Наименование
разделов и тем

Объем
часов

№
занятия

Уровень
освоения

1.1. Рабочее место слесаря

1

1

1,2

1.2. Контрольно – измерительные инструменты

1

2

1,2

Практическая работа: Измерение штангенциркулем

1

3

1,2

Практическая работа: Измерение микрометром.

1

4

Практическая работа: Выполнить замер угломером углов меньше 90º

1

5

Самостоятельная работа: Подготовить реферат «Роль передачи винт- гайка и трещоточного
механизма в работе микрометрических инструментов»

4

2.1 Плоскостная разметка, опиливание

1

6

1

2.2 Рубка, резка металла

1

7

1

2.3 Правка, гибка металла

1

8

1,2

Тема 2.

2.4 Сверление, зенкование и развертывание

1

9

1,2

Слесарные и слесарно
– сборочные работы.

2.5 Нарезание резьбы

1

10

1,2

2.6 Клепка

1

11

1,2

Практическая работа: Выполнение разметки.

1

12

2,3

Практическая работа: Выполнение рубки и резки

1

13

2,3

Тема 1.
Рациональная
организация рабочего
места слесаря.

Содержание учебного материала

Тема 3
Основы технической
механики

Практическая работа: Выполнение опиливания

1

14

2,3

Практическая работа: Сверление ручными и механизированными инструментами

2

15,16

2,3

Практическая работа: Зенкование и развертывание

2

17,18

2,3

Практическая работа: Нарезание резьбы

2

19,20

2,3

Самостоятельная работа: Составить конспект «Типичные ошибки при прорубании канавок,
причины их появления и способы предупреждения»

4

3.1 Основные сведения о механизмах и машинах

1

21

1

3.2 Соединения. Виды соединений. Назначение

1

22

1,2

3.3 Передачи. Виды. Назначение. Муфты. Механизмы обгона.

1

23

1,2

Практическая работа. Характеристика соединений, используемых в конструкции металлорежущих
станков

2

24,25

2,3

Практическая работа. Геометрические параметры зубчатого колеса

2

26,27

2,3

Практическая работа. Характеристика передач, используемых в конструкции металлорежущих
станков

2

28,29

2,3

Практическая работа. Изучение конструкции червячного редуктора

2

30,31

2,3

Практическая работа. Условные обозначения в кинематических схемах станков

2

Самостоятельная работа: Подготовить презентацию «Кинематические схемы кулачкового
механизма, рычажного механизма, механизма с гибкими звеньями».

5

Дифференцированный зачет – тестирование.

1

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решения проблемных задач)

165

32,33

34

2,3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. 1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета

Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект чертежных инструментов и приспособлений;
- комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные презентации,
демонстрационные таблицы)

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- дидактические материалы

3. 2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:

1.

Покровсий Б.С., Евстигнеев, Общий курс слесарного дела: учеб- М.: Академия, 2017.

2.

Максина Е.Л. Курс лекций Техническая механика, М.: Академия,2017
Интернет-ресурсы:
1. Технологии и профессии
http://tehinfor.ru/index.html
2. Токарная обработка материалов.
http://hi-intel.ru
3. Библиотека технической литературы
http://delta-grup.ru
4. Портал токарного дела и производства в сфере машиностроения, металлообработка на
металлообрабатывающих станках
http://www.tokar-work.ru
5. Портал станочников
http://stanoks.com
6. Наука/техника/образование
http://turner.narod.ru
7. Открытая база ГОСТов

https://standartgost.ru
8. Портал "Сварка. Резка. Металлообработка"
http://www.autowelding.ru
9. Все для начинающих специалистов и студентов
http://tehkd.ru
10. Экспериментальная мастерская Виктора Леонтьева "Токарное мастерство"
http://eksmast.ru/
11. Каталоги и эксплуатационная документация металлорежущих станков
http://stanki-katalog.ru/sprav.htm
15. Чертежная документация
http://gk-drawing.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы технической механики и слесарных работ»

Раздел (тема)
учебной дисциплины

Тема 1
Рациональная
организация рабочего
места слесаря.

Тема 2. Слесарные и
слесарно – сборочные
работы

Результаты обучения
Формируемы ОК и
ПК

(освоенные умения,
усвоенные знания)

ОК 1 - 6
ПК 1.1 - 3.3

уметь: пользоваться
инструментами и
контрольноизмерительными
приборами при
выполнении
слесарных работ,
техническом
обслуживании и
ремонте
оборудования;
знать: принципы
организации
слесарных работ;
устройство и
назначение
инструментов и
контрольноизмерительных
приборов,
используемых при
выполнении
слесарных работ,
техническом
обслуживании и
ремонте
оборудования;
уметь: выполнять
основные слесарные
работы при
техническом
обслуживании и
ремонте
оборудования;
знать: виды износа
и деформации
деталей и узлов;
виды слесарных
работ и технологию
их выполнения при
техническом

ОК 1 - 6
ПК 1.1 - 3.3

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения

- наблюдение и
оценка
достижений при
выполнении задания
Практическая работа
№1 Измерение
штангенциркулем
Практическая работа
№ 2 Измерение
микрометром
Практическая работа
№ 3 Выполнить замер
угломером углов
меньше 90º

- наблюдение и
оценка
достижений при
выполнении задания
Практическая работа
№ 4 Выполнение
разметки.
Практическая работа
№ 5 Выполнение
рубки и резки.
Практическая работа
№ 6 Выполнение

Тема 3
Основы технической
механики

ОК 1 - 6
ПК 1.1 - 3.3

обслуживании и
ремонте
оборудования; виды
смазочных
материалов,
требования к
свойствам масел,
применяемых для
смазки узлов и
деталей, правила
хранения смазочных
материалов:

опиливания.

уметь: собирать
конструкции из
деталей по чертежам
и схемам; читать
кинематические
схемы
знать: трение, его
виды, роль трения в
технике; кинематику
механизмов,
соединения деталей
машин,
механические
передачи, виды и
устройство передач;
назначение и
классификацию
подшипников;
основные типы
смазочных
устройств;

- наблюдение и
оценка
достижений при
выполнении задания

виды механизмов, их
кинематические и
динамические
характеристики.

Практическая работа
№ 7 Сверление
ручными и
механизированными
инструментами
Практическая работа
№ 8 Зенкование и
развертывание
Практическая работа
№ 9 Нарезание резьбы

Практическая работа
№ 10 Характеристика
соединений,
используемых в
конструкции
металлорежущих
станков
Практическая работа
№11 Геометрические
параметры зубчатого
колеса
Практическая работа
№ 12 Характеристика
передач,
используемых в
конструкции
металлорежущих
станков
Практическая работа
№ 13 Изучение
конструкции
червячного редуктора
Практическая работа
№ 14 Условные
обозначения в
кинематических
схемах станков

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
производится в соответствии с традиционной шкалой оценивания.

5 – полное, системное изложение полученных знаний в устной, письменной и графической
форме. Свободно владеет профессиональной лексикой. Решает проблемные ситуации, находит
альтернативные или вариативные решения. Логично и аргументировано формулирует выводы и
обобщения. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые
учащимися.
4 -- полное, системное изложение материала в устной, письменной или графической форме.
Владеет профессиональной лексикой. Определяет решение проблемных ситуаций. Находит
вариативные решения. Допускаются единичные несущественные ошибки, исправляемые после
указания на них преподавателя.
3 -- изложение материала неполное, но не препятствует усвоению последующего материала.
Частично владеет профессиональной лексикой. Находит решение проблемной ситуации , но не
может аргументировано и логично высказать суждения и выразить свою мысль. Допускаются
отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя.
2
-- изложение материала неполное, бессистемное, препятствует усвоению последующей
информации. Существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя. Узнает
объект среди аналогов. Неумение делать выводы и обобщения. Единичное владение
специальными терминами. Не владеет профессиональной лексикой.
1 -- незнание, непонимание материала. Не может ответить ни на один вопрос.

Оценка по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной
шкалой (таблицей)
Процент
результативности
( правильных ответов)
90÷100
80 ÷ 89
70÷79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл
Вербальный аналог
( отметка )
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».