Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.02 Организация и выполнение работ по
монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее
ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий (базовая подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года,
зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной
образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
стр.31
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
стр.33
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности ВД 02. Организация и выполнение работ по монтажу и наладке
электрооборудования промышленных и гражданских зданий и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ОК 10
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранных языках.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 02.
Организация и выполнение работ по монтажу и наладке
электрооборудования промышленных и гражданских зданий
ПК 2.1.
Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования
промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической
последовательности;
ПК 2.2.
Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования
промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической
последовательности;
ПК 2.3.
Организовывать и производить наладку и испытания устройств
электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
ПК 2.4.
Участвовать
в
проектировании
электрооборудования
силового
и
осветительного
4
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический
опыт
уметь
знать
организации и выполнении монтажа
и наладки
электрооборудования;
проектировании электрооборудования промышленных и
гражданских зданий.
составлять отдельные разделы производства работ;
анализировать нормативные правовые акты при составлении
технологических карт на монтаж электрооборудования;
выполнять
монтаж
силового
и
осветительного
электрооборудования в соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных
правовых актов и техники безопасности;
выполнять приемо-сдаточные испытания;
оформлять протоколы по завершению испытаний;
выполнять
работы
по
проверке
и
настройке
электрооборудования;
выполнять расчет электрических нагрузок;
осуществлять выбор электрооборудования на разных уровнях
напряжения;
подготавливать проектную документацию на объект с
использованием персонального компьютера.
требования приемки строительной части под монтаж
электрооборудования;
отраслевые
нормативные
документы
по
монтажу
электрооборудования;
номенклатуру
наиболее
распространенного
электрооборудования,
кабельной
продукции
и
электромонтажных изделий;
технологию работ по монтажу электрооборудования в
соответствии с нормативными документами;
методы
организации
проверки
и
настройки
электрооборудования;
нормы приемо-сдаточных испытаний электрооборудования;
перечень документов, входящих в проектную документацию;
основные
методы
расчета
и
условия
выбора
электрооборудования;
правила оформления текстовых и графических документов.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов ____592______________________
Из них на освоение МДК____340__________
В том числе, самостоятельная работа___8__
на практики, в том числе учебную ___72____
и производственную____180_____________
5
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
общих
компетенций
1
ПК2.1, ПК2.2
ОК 01-ОК10
ПК2.4
ОК 01-ОК10
ПК2.3
ОК 01-ОК10
ПК2.1-ПК2.3
ОК 01-ОК10
ПК2.1-ПК2.4
ОК 01-ОК10
Наименования разделов профессионального
модуля
2
Раздел 1. Организация и
производство монтажа силового и
осветительного электрооборудования
промышленных и гражданских
зданий1.
Раздел 2. Проектирование силового
электрооборудования промышленных
и гражданских зданий2
Раздел 3. Организация и
производство работ по наладке и
испытаниям устройств
электрооборудования промышленных
и гражданских зданий.3
Учебная практика
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Суммарный
объем
нагрузки
час.
Всего
3
4
5
74
72
178
88
Обучение по МДК
В том числе
Лабораторных
Курсовых
и практических
проектов
занятий
180
Всего:
592
Самостоятельная
работа
Учебная
Производственная
6
7
8
9
16
-
-
-
2
174
26
30
-
-
4
86
26
-
-
-
2
72
-
-
180
-
180
8
72
Производственная практика
(по профилю специальности), часов
Практики
332
68
30
72
1
В раздел 1 входит МДК 02.01 Монтаж электрооборудования промышленных и гражданских зданий
В раздел 2 входит МДК 02.02 Внутреннее электроснабжение промышленных и гражданских зданий
3
В раздел 3 входит МДК 02.03 Наладка электрооборудования
2
6
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов
(МДК)
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работа обучающихся, курсовой проект
Уровень
освоения
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.02
1
2
3
Раздел 1. Организация и производство монтажа силового и осветительного электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
МДК 02.01 Монтаж электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Введение
Содержание
1-2. Характеристика дисциплины, еѐ содержание, задачи, цели. Понятие об
электромонтажном производстве.
Тема 1 Монтаж электрооборудования промышленных зданий
Тема 1.1 Подготовка и
Содержание
организация
3. Генподрядное выполнение электромонтажных работ, роли заказчика и
электромонтажных работ
генподрядчика.
4. Структура монтажно-строительных организаций. Организация и
производство электромонтажных работ.
5. Приѐмка строительной части помещений под монтаж.
6-7. Механизация электромонтажных работ. Работы, выполняемые в мастерских
электромонтажных заготовок монтажной организации.
8. Формы организации электромонтажных работ.
9-10. Основные требования к проектной документации. Проектная, сметная и
нормативная документация на монтаж электрооборудования (проект
производства электромонтажных работ, смета, ПУЭ, СНиП, СН, СП и др.). 1011-12. Составление ППР и технологических карт.
Тема 1.2 Монтаж силового
Содержание
и осветительного
13.Виды сетей и проводок.
электрооборудования для
14.Требования ПУЭ к проводкам.
промышленных зданий
15-16. Проводки по строительным конструкциям.
17-18. Монтаж проводки по лоткам.
19.-20 Монтаж проводки в стальных трубах.
21-22. Монтаж шинопроводов.
Объем в часах
4
74
72
1
2
56
10
1
1-3
46
7
23-24. Монтаж светильников и осветительного оборудования.
25-26. Монтаж тросовой проводки. Монтаж заземления.
27. Проверка фундаментов под монтаж.
28-29. Поставка, хранение, ревизия, приемка электрооборудования.
30-31. Крепление, центровка, подключение электрических машин. Сушка
обмоток электрических машин. Монтаж электрических машин.
32-33. Монтаж аппаратуры управления, преобразователей.
34-35. Приемо-сдаточная документация по электромонтажным работам;
оформление актов на работы, выполненные в процессе монтажа.
36-37. Приемо-сдаточные испытания электрооборудования и электропроводок.
38-39. Нормы приемо-сдаточных испытаний электрооборудования.
40.Состав комиссии по сдаче-приемке электромонтажных работ; порядок еѐ
работы.
41-42. Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1
Ознакомление с нормативными документами, использование компьютерной
техники и Интернета, чтение учебника и дополнительной литературы;
Подготовка к и практическим занятиям № 1- 5; оформление отчетов и
подготовка к их защите;
В том числе, практических работ
43-44-45-46. Практическое занятие № 1 Монтаж проводки по лоткам
Изучение монтажа проводки по лоткам. Составление технологических карт на
монтаж
47-48-49-50. Практическое занятие № 2 Монтаж проводки в стальных трубах
Изучение монтажа проводки в стальных трубах. Составление технологических
карт на монтаж
51-52. Практическое занятие № 3 Монтаж шинопроводов
Изучение монтажа шинопроводов. Составление технологических карт на
монтаж
53-54-55. Практическое занятие № 4 Монтаж тросовой проводки
Изучение монтажа тросовой проводки. Составление технологических карт на
монтаж
56-57.Практическое занятие № 5 Изучение способов сушки двигателей
58. Контрольная работа №1
Тема 2 Монтаж электрооборудования гражданских зданий
16
2
2
2
2
2
3
1
14
8
Тема 2.1 Монтаж проводки
в гражданских зданиях
Содержание
59. Виды проводки в ГЗ.
60-61. Провода, кабели, изоляционные короба и трубы для проводки в ГЗ.
Инструменты, механизмы и приспособления для монтажа.
62.Проводка в изоляционных трубах. Выбор диаметра трубы, затяжка проводов,
соединение проводов, маркировка.
63.Проводка в пластиковых коробах.
64.Полускрытая проводка.
65. Монтаж электроустановочных изделий.
Тема 2.2 Монтаж
Содержание
электрооборудования,
66-67.Назначение УЗО. Схемы электроснабжения с УЗО. Монтаж щитов с УЗО.
обеспечивающего
68-69. Основные элементы заземления ГЗ. Система уравнивания потенциалов.
электробезопасность
70-71. Техника безопасности при монтаже силового и осветительного
электрооборудования.
72. Контрольная работа №2.
Раздел 2. Проектирование силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий
МДК 02.02 Внутреннее электроснабжение промышленных и гражданских зданий
Содержание
1-2. Цели и задачи дисциплины, связь с другими общепрофессиональными и
специальными дисциплинами. Роль и значение энергетики в экономике страны.
Краткий исторический обзор развития
системы электроснабжения.
Энергоаудит системы электроснабжения и электропотребления; анализ
режимов работы трансформаторных подстанций, энергопотребляющего
оборудования, системы электроосвещения. Основные направления по
дальнейшему развитию электроэнергетики, применению современных
технологий.
Тема 1. Системы электроснабжения
Тема 1.1 Понятие об
Содержание
основных системах
3-4. Шкала номинальных напряжений.
электроснабжения
Структура энергетических систем.
5-6. Определение основных элементов энергетической системы: электрическая
сеть, электрические подстанции, приѐмники электрической энергии.
Структурные схемы электроснабжения.
7
1
6
1
3
Введение
1
178
174
2
1
11
4
1
9
Тема 1.2 Назначение и типы
электрических станций
Тема 1.3 Режимы работы
нейтрали в электрических
сетях
Содержание
7-8. Классификация электрических станций и режимы их работы. Принцип
действия и устройство тепловых атомных и гидравлических электростанций. 99-10. Перспективы развития и роль электрических станций в производстве
электроэнергии. Влияние электрических станций на окружающую среду и
защита еѐ от вредных выбросов.
Содержание
11-12. Схемы соединения обмоток трансформаторов. Режимы работы нейтрали
трансформаторов и особенности сетей с глухозаземлѐнной и изолированной
нейтралью.
13. Выбор способа заземления нейтрали. Сети с глухозаземленной,
изолированной и эффективно заземленной нейтралью.
Тема 2. Проектирование внутрицехового электроснабжения
Тема 2.1 Общие сведения о Содержание
потребителях
14-15. Потребители электроэнергии силовые и осветительные. Характеристика
электроэнергии
и режимы их работы.
16-17. Классификация электроприемников по роду тока, по напряжению,
мощности и частоте. Понятие установленной и номинальной мощности.
Приведение мощности электроприемников, работающих в повторнократковременном режиме, к номинальной мощности для длительного режима
работы.
18-19. Надежность электроснабжения промышленных предприятий с учетом
требований Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Разделение
электроприемников по категориям в отношении обеспечения надежности
электроснабжения. Общие требования к источникам электроснабжения
гражданских зданий с учетом требований ПУЭ.
Тема 2.2 Устройство и
Содержание
конструктивное
20. Схемы электроснабжения
напряжением до 1кВ: радиальные,
выполнение электрических магистральные, смешанные. Конструктивное выполнение электрических сетей.
сетей напряжением до 1кВ 21. Устройство осветительных и силовых сетей. Виды электрических проводок:
открытая, скрытая; выполненная проводами, кабелями; проложенная в трубах;
шинопроводы.
22. Понятия: электрические сети питающие, распределительные и групповые.
23. Передовые методы строительства электрических сетей.
4
1
3
1
59
6
1
6
1
10
Тема 2.3 Графики
электрических нагрузок
Тема 2.4 Расчет
электрических нагрузок в
электроустановках
напряжением до 1 кВ
24-25. Конструктивное выполнение узлов электропитания. Устройство,
назначение и применение вводно-распределительных устройств (ВРУ), силовых
щитов (СЩ, РП, СП), осветительных щитов (ЩО, ЩАО), групповых
распределительных щитов. Схемы распределительных электрических сетей
напряжением до 1к В.
Содержание
26-27. Виды графиков электрических нагрузок. Основные величины и
коэффициенты, характеризующие работу электроприемников.
Определение времени использования максимума нагрузки и времени
максимальных потерь. Определение электрических нагрузок всех звеньев
системы электроснабжения по суточному и годовому графикам, по
продолжительности работы электроустановки в течение года с различными
нагрузками.
28-29. Построение
графиков
нагрузки
для
различных
отраслей
промышленности.
Определение
среднесуточной
и
среднегодовой
мощностей электрических нагрузок.
Содержание
30. Методы расчета электрических нагрузок в электроустановках напряжением
до 1кВ.
31. Определение средней сменной и максимальной расчетной мощностей.
32. Расчет электрических нагрузок методом коэффициента максимума с
помощью расчетных таблиц и диаграмм.
33. Определение эффективного числа электроприемников.
34. Определение активной, реактивной, полной мощности по объекту для
выбора силовых трансформаторов на цеховой подстанции.
35.
Определение
расчетных
нагрузок,
создаваемых
однофазными
электроприемниками.
36-37. Самостоятельная учебная работа. Ознакомление с нормативными
документами, использование компьютерной техники и интернета, чтение
учебника и дополнительной литературы.
В том числе практических занятий
38-39. Практическое занятие № 1. Расчет электрических нагрузок методом
коэффициента максимума Расчет электрических нагрузок узла питания
производственного цеха методом коэффициента максимума, используя
4
1
12
1
4
2
11
Тема 2.5 Выбор сечения
проводов и кабелей по
допустимому нагреву
электрическим током
Тема 2.6 Защита
электрических сетей в
установках напряжением
до 1 кВ
справочную литературу.
40-41. Практическое занятие № 2. Расчет электрических нагрузок для
промышленного объекта. Расчет средних и максимальных электрических
нагрузок объекта, используя справочную литературу.
Содержание
42-43.Нагрев проводов электрическим током для длительного и повторнократковременного режимов работы электроприемников. Предельно допустимые
температуры нагрева проводов и кабелей. Поправочные коэффициенты на
температуру земли, воздуха, на количество работающих кабелей, проложенных
в одной траншее.
44-45. Условия выбора сечения проводников по длительно допустимому току
при различных режимах работы электроприемников. Определение
номинальных токов электроприемников и выбор сечения проводов и кабелей
по допустимому нагреву электрическим током.
В том числе практических занятий
46-47. Практическое занятие № 3 Расчет и выбор сечения проводников по
нагреву. Расчет тока нагрузки и по допустимому длительному току согласно
способам прокладки выбрать сечение проводника, используя справочную
литературу.
Содержание
48-49. Виды защиты сетей напряжением
до 1кВ от токов перегрузки и токов
короткого замыкания. Назначение, принцип действия и устройство плавких
предохранителей, автоматических выключателей.
50-51. Характеристики защитных аппаратов. Понятие об избирательной работе
защиты. Размещение аппаратов защиты в электрических сетях промышленных
и гражданских зданий.
52-53. Определение токовых уставок и выбор защитных аппаратов (плавких
вставок предохранителей, расцепителей автоматических выключателей).
Проверка электрических сетей на соответствие выбранному аппарату токовой
защиты. Определение пикового тока.
В том числе практических занятий
54-55. Практическое занятие № 4 Расчет и выбор аппаратов защиты до 1кВ.
Расчет номинального тока приемников, выбор сечения проводников, расчет
токов аппаратов защиты и выбор их по справочной литературе.
2
6
1
2
2
8
1
2
2
12
Тема 2.7 Выбор и расчет
электрических сетей по
потере напряжения
Содержание
56. Требования Правил устройства электроустановок (ПУЭ) относительно
потерь и отклонений напряжения в электрических сетях при передаче
электроэнергии на расстояние. Понятия об отклонении, колебании, падении и
потерях напряжения в электрических сетях.
57. Активное и индуктивное сопротивление проводов и кабелей. Определение
потерь напряжения в трехфазной линии переменного тока с учетом активного и
индуктивного сопротивлений
проводов (активно-индуктивная нагрузка
подключена на конце линии).
58. Частные случаи: линия с проводом однородного материала и одного
сечения, линия с подключением различных нагрузок. Построение векторной
диаграммы для определения потерь напряжения.
59. Определение сечения проводов и кабелей трехфазных линий по допустимой
потере напряжения при постоянном сечении вдоль линии.
В том числе практических занятий
60-61. Практическое занятие № 5 Расчет электрических сетей на потери
напряжения Определение активного и индуктивного сопротивления проводов и
кабелей. Расчет потерь напряжения для отдельного электроприемника.
Тема 2.8 Потери мощности и Содержание
электроэнергии в силовых
62-63. Потери мощности и электроэнергии в силовых трансформаторах.
трансформаторах
Причины потерь и способы их снижения. Расчет потерь мощности и
электроэнергии в трансформаторах.
Тема 2.9 Регулирование
Содержание
напряжения
64-65-66-67. Необходимость в регулировании напряжения в электрических
сетях. Способы и средства регулирования напряжения в электрических сетях:
стабилизация напряжения, встречное регулирование.
Тема 2.10 Компенсация
Содержание
реактивной мощности
68. Сущность коэффициента мощности и его значение для народного хозяйства.
Определение величин мгновенного и средневзвешенного коэффициентов
мощности.Причины, вызывающие снижение коэффициента мощности, мероприятия по повышению коэффициента мощности.
69. Повышение коэффициента мощности путем применения специальных
компенсирующих устройств. Компенсация реактивной мощности при помощи
6
1
2
2
2
2
4
1
5
1
13
синхронных машин.
70. Определение мощности компенсирующих устройств (статических
конденсаторов). Размещение компенсирующих устройств.
Автоматическое
регулирование мощности
конденсаторных батарей.
Применение тиристорных регуляторов напряжения с микропроцессорным
устройством для компенсации реактивной мощности.
В том числе практических занятий
71-72. Практическое занятие № 6 Расчет мощности и выбор компенсирующей
установки Рассчитать мощность компенсирующей установки. Определить
значение коэффициента мощности объекта с учѐтом компенсирующей
установки. Выбрать тип компенсирующей установки по каталогу.
Тема 3. Проектирование внутризаводского электроснабжения промышленных предприятий
Тема 3.1 Распределение
Содержание
электроэнергии в сетях
73-74. Назначение, схемы и конструктивное выполнение внутризаводских
выше 1 кВ
электрических сетей напряжением выше 1 кВ. Внутризаводские воздушные и
кабельные линии, область их применения. Токопроводы высокого напряжения.
Тема 3.2 Цеховые
Содержание
трансформаторные
75. Основное электрооборудование трансформаторных подстанций. Назначение
подстанции
ГПП и ГРП. Величины используемых напряжений.
76. Классификация подстанций, назначение и типы. Открытые и закрытые
распределительные устройства. Применение комплектных трансформаторных
подстанций типа КТП, КТПН, ТП и РП с комплектными распределительными
устройствами типов КСО, КРУ, КРУН.
77. Конструктивное выполнение, электрические схемы, электрооборудование
ГПП и ГРП.
78-79-80. Конструкция, устройство, типы и назначение высоковольтного
оборудования
(силовые
трансформаторы,
выключатели
нагрузки,
разъединители, приводы высоковольтных выключателей, трансформаторы тока
и напряжения, разрядники).
81-82. Назначение и принцип
построения цеховых трансформаторных
подстанций. Типы применяемых трансформаторов. Схемы электрических
соединений трансформаторных подстанций для силовых и осветительных
нагрузок. Применение в цеховых подстанциях системы автоматического
включения резерва (АВР) на стороне низкого напряжения.
2
2
33
2
1
12
1
14
Тема 3.3 Выбор числа и
мощности силовых
трансформаторов на
подстанции
Тема 3.4 Короткие
замыкания в
электроустановках
83. Распределение нагрузок на генеральном плане предприятии. Определение
центра силовых и осветительных
нагрузок. Выбор количества и
местоположения подстанции.
84. Построение картограммы электрических нагрузок.
В том числе практических занятий
85-86. Практическое занятие № 7 Определение центра электрических
нагрузок предприятия
Рассчитать координаты центров активной и реактивной нагрузок предприятия и
определить местоположение ГПП.
Содержание
87-88. Определение числа и мощности трансформаторов по условиям
надежности электроснабжения и по конструктивному выполнению. Выбор
силовых трансформаторов по коэффициенту допустимой загрузки. Проверка
выбранных трансформаторов по рабочему и аварийному режимам работы.
В том числе практических занятий
89-90. Практическое занятие № 8 Расчет мощности и выбор трансформаторов
Определить количество трансформаторов по условиям надежности. Рассчитать
мощность и выбрать трансформаторы по справочной литературе. Выполнить
проверку по перегрузочному и аварийному режимам работы.
Содержание
91-92. Короткие замыкания (КЗ) в электроустановках. Физическая сущность
процесса короткого замыкания. Причины возникновения коротких замыканий.
Виды коротких замыканий (однофазное, двухфазное, трехфазное симметричное
КЗ, двойное замыкание на землю).
93-94. Определение сопротивлений отдельных элементов контура короткого
замыкания. Методы расчета токов короткого замыкания. Расчетная схема и
схема замещения, выбор расчетных точек КЗ.
95-96 Расчет токов короткого замыкания в именованных единицах.
Динамическое и термическое действие токов короткого замыкания.
97-98. Выбор токоведущих частей и аппаратуры с учетом действия токов КЗ.
Способы ограничения токов короткого замыкания.
В том числе практических занятий
99-100. Практическое занятие № 9 Расчет токов короткого замыкания в сетях
до 1 кВ Составить расчетную схему и схему замещения короткого замыкания.
2
2
4
1
2
2
1
10
2
2
15
Выполнить расчет сопротивлений элементов схемы короткого замыкания,
расчет токов короткого замыкания в заданных точках.
Тема 3.5 Выбор
Содержание
проводников и
101-102. Выбор токоведущих частей распределительных устройств и силовых
электрических аппаратов
кабелей, проверка их на действие токов короткого замыкания. Выбор
по условиям короткого
выключателей нагрузки, разъединителей, короткозамыкателей, плавких
замыкания
предохранителей, реакторов, трансформаторов тока и напряжения в сетях
выше 1кВ с учетом действия токов короткого замыкания.
Тема 3.6 Защитное
Содержание
заземление и зануление в
103. Назначение и устройство защитных заземлений и занулений в
электроустановах
электроустановках. Принцип действия защитного заземления. Конструктивное
выполнение заземляющих устройств. Расчет заземляющего устройства
подстанции.
В том числе практических занятий
104-105. Практическое занятие № 10 Расчет и выбор заземляющего
устройства. Выбрать вид заземления, тип заземлителей. Рассчитать количество
заземлителей, определить расстояние между ними, показать на плане объекта
размещение заземлителей.
Тема 4. Проектирование электроснабжения гражданских зданий
Тема 4.1 ЭлектроСодержание
оборудование гражданских
106-107. Основные сведения о распределении электроэнергии в городских
зданий
электрических сетях.
108-109.Основное электрооборудование жилых и общественных зданий.
110. Схемы внутренних электрических сетей зданий: питающие, групповые,
распределительные.
Тема 4.2 Расчет
Содержание
электрических нагрузок
111. Общие положения по расчѐту электрических нагрузок гражданских зданий.
гражданских зданий
112. Определение расчетных электрических нагрузок методом коэффициента
спроса.
113. Определение расчѐтных электрических нагрузок, создаваемых
однофазными электроприѐмниками.
114. Методика выполнения расчѐтов.
В том числе практических занятий
115-116. Практическое занятие № 11 Расчѐт электрических нагрузок методом
2
1
3
1
2
2
16
5
1
6
1
2
2
16
коэффициента спроса
Выполнить расчет электрических нагрузок методом коэффициента спроса для
питающей или групповой линии гражданского здания, используя справочную
литературу.
Тема 4.3 Расчет питающих Содержание
и распределительных
117. Выбор электрооборудования, проводов, кабелей гражданских зданий.
электрических сетей
118-119. Устройство и схемы внутриквартирных электрических сетей и
внутренних сетей жилых и общественных зданий.
120. Требования ПУЭ к электрическим сетям жилых и общественных зданий.
121. Расчѐт и выбор внутриквартирных электрических сетей.
Тема 5 Релейная защита и автоматизация систем внутреннего электроснабжения
Тема 5.1 Релейная защита Содержание
в системе
122-123. Общие сведения о релейной защите. Устройство и принцип действия
электроснабжения
различных видов реле, применяемых в схемах релейной защиты (реле тока,
напряжения, времени, указательных, промежуточных и др.).
124-125. Оперативный ток в схемах релейной защиты (постоянный и переменный). Схемы соединения вторичных обмоток трансформаторов тока и
напряжения (звезда, неполная звезда), применяемые для релейной защиты.
126-127. Виды релейных защит: максимальная токовая, направленная максимальная токовая, дифференциальные продольная и поперечная, газовая, от
замыканий на землю; основные требования к ним. Защита отдельных элементов
систем электроснабжения.
128-129. Релейная защита силовых трансформаторов. Релейная защита
кабельных, воздушных линий, высоковольтных электродвигателей и
конденсаторных установок. Защита электрических сетей от замыканий на
землю.
В том числе лабораторных работ
130-131. Лабораторная работа №1 Исследование схем включения вторичных
обмоток трансформаторов тока
Изучение схемы соединения вторичных обмоток трансформатора тока,
используемых в устройствах релейной защиты и автоматики.
132-133. Лабораторная работа №2 Испытание максимальной токовой защиты
с применением индукционного токового реле
Изучение устройства и принципа работы индукционного реле, особенности
применения его для защиты. Анализ достоинств и недостатков индукционного
5
1
27
12
1
4
2
2
17
Тема 5.2 Автоматизация
процессов
электроснабжения
Тема 5.3 Диспетчеризация
и телемеханика
Тема 5.4 Энергосбережение
и учет электроэнергии
Курсовой проект
реле.
Содержание
134-135. Виды, назначение и основные требования к устройствам автоматики в
системах электроснабжения.
136-137. Принципиальные схемы включения резерва (АВР), автоматического
повторного включения (АПВ), автоматической разгрузки по частоте (АЧР) и
нагрузке (САОН).
138-139. Автоматизация работы компенсирующих устройств.
Содержание
140-141. Назначение и виды щитов управления на подстанциях. Схемы
управления электрооборудованием, системы сигнализации и блокировки.
Телемеханика: телеконтроль, телеуправление, телеизмерения.
Содержание
142.Виды учета электроэнергии. Требования к учету активной и реактивной
энергии.
143-144.Схемы включения счетчиков. Мероприятия по экономии электрической
энергии.
145-146. Автоматизированные системы учета электроэнергии. Схемы
управления, учета и сигнализации. Энергосбережение на предприятиях.
147-148. Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым
проектом Планирование выполнения курсового проекта Определение задач
курсового проекта Изучение литературных источников.
6
1
2
1
7
1
30
18
Выполнение курсового проекта по модулю является обязательным.
Примерная тематика курсовых проектов
1. Внутреннее электроснабжение производственного цеха.
2. Внутреннее электроснабжение участка промышленного здания.
3. Электроснабжение трансформаторной подстанции.
4. Внутреннее электроснабжение учебных мастерских.
5. Внутреннее электроснабжение компрессорной станции.
6. Внутреннее электроснабжение насосной станции.
7. Внутреннее электроснабжение гражданского здания.
8. Внутреннее электроснабжение жилого многоэтажного дома.
9. Силовое электроснабжение коттеджа.
10. Силовое электроснабжение загородного дома.
1-2-3
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту
149. Выдача задания. Характеристика объекта. Общие вопросы электроснабжения объекта.
150. Размещение оборудования на плане. Выполнение распределительных сетей.
151. Расчѐт электрических нагрузок для узлов питания.
152. Расчѐт электрических нагрузок для всего объекта.
153. Компенсация реактивной мощности.
154.Расчѐт мощности и выбор трансформаторов ТП.
155-156.Расчѐт и выбор кабелей и проводов по допустимому току.
157-158. Оформление графической части. Лист 1.
159-160. Расчѐт сети на потери напряжения.
161-162. Выбор аппаратов защиты.
163-164. Проверка проводников на соответствие выбранным аппаратам защиты. Составление
спецификации на оборудование.
165-166. Составление схемы РУНН.
167-168. Расчѐт токов КЗ.
169-170. Оформление графической части. Лист 2
171-172. Оформление пояснительной записки. Подготовка к защите проекта.
173-174-175-176-177-178. Защита курсового проекта.
Раздел 3. Организация и производство работ по наладке и испытаниям устройств электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
МДК 02.03 Наладка электрооборудования
Введение
Содержание
6
88
2
19
1-2. Цели и задачи дисциплины. Задачи пусконаладочного производства как
завершающей стадии. Отечественный и зарубежный опыт пусконаладочных
работ.
Тема 1. Общие вопросы испытания и наладки электрооборудования
Тема 1.1 Организация и
Содержание
нормативные документы на
3-4. Организационные мероприятия пусконаладочных работ. Получение
пусконаладочные работы
проектной
документации
от
заказчика.
Техническая
подготовка
пусконаладочных работ, состав и этапы пусконаладочных работ (ПНР).
Условия окончания ПНР на объекте; документация, передаваемая заказчику.
Нормативные документы, применяемые при пусконаладочных работах (ПУЭ,
СНиПы, инструкции, технические условия, заводская документация на
оборудование). Нормы приемосдаточных испытаний электрооборудования.
Тема 1.2 Аппараты и
Содержание
приборы для наладочных
5-6. Общие сведения об аппаратах и приборах, применяемых при
работ
пусконаладочных работах. Приборы для измерения электрических величин.
Трансформаторы
измерительные
и
регулировочные.
Измерительные
комплекты.
7. Измерение типовых величин и регистрация процессов. Определение порядка
чередования фаз и снятие векторных диаграмм при пусконаладочных работах.
Измерение характеристик изоляции; коэффициента абсорбции, емкости
изоляции, тангенса угла диэлектрических потерь.
Тема 2. Наладка аппаратов напряжением до 1кВ
Тема 2.1 Наладка
Содержание
контакторов, магнитных
8-9. Общие указания по проверке аппаратов: проверка сопротивления изоляции,
пускателей,
измерение сопротивления катушек постоянному току, испытание электрической
электромагнитных и
прочности изоляции, проверка контактной системы, определение параметров
тепловых реле
срабатывания аппаратов.
10-11. Проверка работоспособности контакторов и магнитных пускателей.
12-13.Наиболее характерные неисправности.
14-15. Проверка и регулировка электромагнитных и тепловых реле.
В том числе лабораторных работ
16-17. Лабораторная работа № 1 Проверка и наладка контакторов и
магнитных пускателей
1
5
2
1
3
1
15
12
1
4
2
20
Тема 2.2 Наладка
автоматических
выключателей
Изучение электрической схемы установки для проведения испытаний
контакторов и магнитных пускателей. Выполнение наладочных работ
контакторов и магнитных пускателей.
18-19. Лабораторная работа № 2 Проверка и наладка тепловых реле
Изучение электрической схемы установки для проведения испытаний тепловых
реле. Выполнение наладочных работ тепловых реле.
Содержание
2
2
20. Классификация автоматических выключателей переменного и постоянного
тока. Проверка сопротивления изоляции. Проверка контактной системы.
Определение параметров срабатывания расцепителей.
21. Общие сведения о бесконтактных автоматических выключателях.
Бесконтактные магнитные пускатели и тиристорные станции управления (ТСУ).
Проверка устройства на функционирование автономно и в общей схеме
управления. Настройка и проверка защиты.
В том числе лабораторных работ
1
22-23. Лабораторная работа № 3 Проверка и наладка автоматических
выключателей
Изучение электрической схемы установки для проведения испытаний
автоматических выключателей. Выполнение проверки и настройки
максимально токовой защиты автоматических выключателей.
Тема 2.3 Проверка
Содержание
коммутационных приборов 24. Осмотр коммутационных приборов и аппаратов. Измерение сопротивления
и аппаратов
изоляции. Проверка состояния контактных поверхностей контакторов, их
прилегания, состояния нажимных пружин. Проверка кнопок управления,
ключей управления, рубильников и т.д. Проверка технических характеристик
коммутационных приборов и соответствия их параметрам схем включения.
Тема 3. Испытание и наладка электрооборудования подстанций 6(10)/0,4кВ
Тема 3.1 Испытание и
Содержание
наладка выключателей
25-26. Измерение сопротивления изоляции вторичных цепей масляных
напряжением 6(10)кВ
выключателей, подвижных и направляющих частей выключателей,
2
2
1
16
2
1
выполненных из органических материалов, постоянному току контактов
выключателей, обмоток включающей и отключающей катушек привода.
Испытание электрической прочности изоляции, вводов. Измерение
21
Тема 3.2 Испытание
силовых трансформаторов
6(10)/0,4кВ
Тема 3.3 Проверка
измерительных
трансформаторов тока и
напряжения
Тема 3.4 Испытание
силовых кабельных линий
собственного времени включения и отключения выключателя, измерение
скорости движения подвижных контактов при включении и отключении
выключателей; проверка действия механизма свободного расцепления;
напряжение срабатывания приводов выключателей; испытание выключателей
многократными включениями и отключениями. Испытание и наладка
комплектных распределительных устройств (КРУ).
Содержание
27-28. Измерение характеристик изоляции: сопротивления изоляции,
коэффициента абсорбции, емкости изоляции, тангенса угла диэлектрических
потерь; измерение сопротивления обмоток трансформаторов постоянному току,
коэффициента трансформации; проверка группы соединения трехфазных
трансформаторов и полярности выводов однофазных трансформаторов.
29-30. Включение трансформаторов под напряжение, измерение потерь и токов
холостого хода. Проверка работы переключающегося устройства. Включение
трансформатора под нагрузку.
Содержание
31-32. Измерение сопротивления изоляции, тангенса угла диэлектрических
потерь. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной
частоты. Проверка полярности выводов вторичных обмоток однофазных
измерительных трансформаторов.
33-34. Проверка коэффициента трансформации трансформаторов тока. Снятие
характеристик намагничивания сердечников трансформаторов тока, измерение
тока холостого хода трансформаторов напряжения.
В том числе лабораторных работ
35-36. Лабораторная работа № 4 Проверка измерительных трансформаторов
тока
Изучение электрической схемы установки для проведения испытаний
трансформаторов тока. Проверка коэффициента трансформации
трансформатора тока.
Содержание
37-38. Проверка целостности жил и фазировки кабелей. Измерение
сопротивления изоляции. Испытание кабелей повышенным напряжением
промышленной частоты. Определение активного сопротивления жил.
Измерение сопротивления заземления. Нормы сопротивления заземления
4
1
1
6
2
2
2
1
22
силовых кабельных линий.
Тема 3.5 Проверка и
испытание заземления
Содержание
39-40 Измерение сопротивления контуров и очагов заземления. Проверка
наличия связи между токоприемниками и контуром заземления. Измерение
сопротивления петли фаза-нуль.
Тема 4. Наладка устройств релейной защиты
Тема 4.1 Проверка и
Содержание
настройка
41-42. Общие сведения. Реле тока и реле напряжения: технические
электромагнитных и
характеристики, внешний осмотр, проверка и регулировка механической части.
индукционных реле
Проверка и регулировка электрических характеристик. Индукционные
максимальные реле тока. Технические характеристики. Проверка механической
части и электрических характеристик реле.
Тема 4.2 Проверка и
Содержание
настройка
43.Общие сведения.
дифференциальных реле и
44. Реле тока дифференциальные. Технические характеристики. Проверка и
реле направления мощности настройка электрических параметров реле.
45. Реле направления мощности. Технические характеристики. Проверка и
регулировка электрической части реле.
Проверка и регулировка электрических характеристик реле.
Тема 4.3 Проверка и
Содержание
настройка реле времени,
46-47. Общие сведения. Реле времени серий. Технические характеристики.
промежуточных и
Проверка механической части реле. Проверка электрических характеристик
сигнальных реле
реле. Промежуточное реле серий. Технические характеристики. Проверка и
2
1
9
2
1
3
1
4
1
регулировка механической части реле. Сигнальные реле.
В том числе лабораторных работ
48-49.Лабораторная работа № 5 Проверка и настройка реле времени
Изучение электрической схемы установки для проведения испытаний реле
времени. Выполнение проверки и настройки времени.
Тема 5. Наладка электрических машин
Тема 5.1 Проверка и
Содержание
испытание электрических
50. Общие сведения о наладке электрических машин. Внешний осмотр и
машин
проверка механической части. Объем приемо-сдаточных испытаний машин
2
2
5
4
1
23
постоянного тока, асинхронных двигателей. Особенности приемо-сдаточных
испытаний синхронных машин.
51. Методы измерений и нормы оценки характеристик изоляции. Определение
степени увлажненности обмоток; измерение сопротивления изоляции обмоток
электрических машин; измерение сопротивления обмоток постоянному току;
проверка правильности соединений и исправности обмоток.
В том числе лабораторных работ
52-53. Лабораторная работа № 6 Испытание асинхронного двигателя
Изучение электрических схем для проведения испытаний асинхронного
двигателя. Выполнение приемо-сдаточных испытаний асинхронного двигателя.
Тема 5.2 Подготовка машин Содержание
к пуску
54. Проверка поверхности коллектора и контактных колец. Допустимые биения
коллекторов машин постоянного тока. Допустимые биения контактных колец
асинхронных машин. Проверка состояния щеток. Подготовка машин к пуску.
Проверка работы при холостом ходе. Испытание и проверка на нагрев и
вибрацию.
Тема 6. Наладка электроприводов
Тема 6.1 Наладка
Содержание
нерегулируемых
55. Ознакомление и анализ проектной принципиальной схемы привода.
электроприводов с
Проверочные расчеты по выбору уставок защит и функциональных реле, по
асинхронными двигателями выбору пусковых и других сопротивлений.
и двигателями постоянного 56.Внешний осмотр аппаратуры и состояние монтажа. Проверка соответствия
тока
аппаратуры и монтажа проекту. Проверка и настройка приборов и аппаратов на
параметры проекта. Выполнение замеров сопротивлений.
57. Проверка работы электропривода на холостом ходу и под нагрузкой во всех
технологических режимах работы механизма. Заполнение приемосдаточной
документации.
В том числе лабораторных работ
58-59. Лабораторная работа № 7 Наладка схемы управления асинхронным
электроприводом
Изучение электрической схемы управления электроприводом. Выполнение
пусконаладочных работ асинхронного электропривода.
60-61. Лабораторная работа № 8 Наладка схемы управления электроприводом
постоянного тока
2
2
1
1
16
7
1
4
2
2
24
Тема 6.2 Наладка
нерегулируемых
электроприводов с
синхронным двигателем
Тема 6.3 Наладка
тиристорных
электроприводов
Тема 6.4 Наладка цифровых
систем управления и
программируемых
устройств управления
Изучение электрической схемы управления электроприводом. Выполнение
пусконаладочных работ электропривода постоянного тока.
Содержание
62. Электроприводы с синхронным двигателем с электромагнитным
возбуждением, прямой и реакторный пуск, схемы управления с пуском по току,
времени и частоте.
63. Настройка защиты синхронного двигателя. Электроприводы с синхронным
двигателем с тиристорным возбуждением. Настройка устройства шунтирования
обмотки возбуждения, наладка автоматического регулятора возбуждения (АРВ)
в различных режимах работы привода, настройка контуров регулирования тока
возбуждения, реактивного тока и напряжения.
Содержание
2
1
3
64. Наладка нереверсивного тиристорного преобразователя (ТП), фазировка ТП,
настройка системы импульсно-фазового управления (СИФУ) ТП. Установка
углов регулирования, снятие характеристик ТП, проверка работы защиты ТП,
работы на холостом ходу и под нагрузкой.
Проверка и наладка двухконтурной системы автоматического регулирования
электропривода. Наладка тиристорных электроприводов переменного тока.
В том числе лабораторных работ
1
65-66. Лабораторная работа № 9 Наладка замкнутого электропривода
Изучение электрической схемы управления электроприводом. Выполнение
наладки контуров системы автоматического регулирования замкнутого
электропривода.
Содержание
67-68. Общие сведения. Проверка логических элементов на функционирование.
Проверка функциональных групп с логическими элементами на
функционирование автономно и в составе цифровых систем управления. Общие
сведения о наладке программируемых устройств управления. Проверка
аппаратных средств на функционирование методов тестовых программ; запись
программ в ручном и автоматическом режимах в постоянное запоминающее
устройство контроллера; проверка программы контроллера в тестовом режиме.
В том числе лабораторных работ
2
2
4
1
2
25
69-70.Лабораторная работа № 10 Наладка программируемого контроллера
Изучение электрической схемы установки для проведения испытаний
программируемого контроллера. Проверка программы контроллера в тестовом
режиме.
Тема 7. Приемосдаточные испытания электроустановок зданий
Тема 7.1 Общие положения
Содержание
71. Ознакомление и анализ проектной документации испытуемой
электроустановки и необходимой заводской документации (паспорта,
инструкции по эксплуатации, технические условия и т.д.). Объемы и нормы
приемо-сдаточных испытаний.
Тема 7.2 Требования по
Содержание
обеспечению безопасности
72. Основные характеристики электроустановок зданий. Защита от поражения
от поражения
электрическим током. Требования по обеспечению безопасности. Заземляющие
электрическим током
устройства и защитные проводники. Приемо-сдаточные испытания.
2
12
1
3
В том числе лабораторных работ
Тема 7.3 Электроустановки
специальных помещений
73-74. Лабораторная работа № 11 Измерение сопротивления заземлителя и
полного сопротивления петли «фаза-нуль»
Изучение электрической схемы для проведения испытаний. Проведение
испытаний. Заполнение протокола испытаний.
Содержание
75. ГОСТР50571.11-96. Электроустановки зданий. Часть 7. Требования по
обеспечению безопасности. Ванные и душевые помещения. Требования к
помещениям, содержащим нагреватели для саун.
76. Заземляющие устройства и системы уравнивания электрических
потенциалов в электроустановках. Приемо-сдаточные испытания.
В том числе лабораторных работ
77-78-79-80. Лабораторная работа № 12 Испытание непрерывности защитных
проводников, включая проводники главной и дополнительной систем
уравнивания потенциалов, проверка работы устройства защитного отключения
(УЗО)
Изучение электрической схемы для проведения испытаний. Проведение
испытаний. Заполнение протокола испытаний
81-82. Самостоятельная учебная работа обучающихся
Ознакомление с нормативными документами, использование компьютерной
2
2
8
4
4
3
2
26
техники и интернета, чтение учебника и дополнительной литературы.
83-84-85-86-87-88. Промежуточная аттестация в виде комплексного
экзамена по МДК.02.01, МДК.02.02, МДК.02.03.
6
Учебная практика
Виды работ
72
-выбор инструментов и приспособлений для монтажа электрических машин и трансформаторов;
- измерение сопротивления цепи фаза- ноль;
-измерение сопротивления изоляции;
-проверка уставок автоматических выключателей;
-установка электрооборудования;
-подключение электрооборудования;
-производство контроля выполненных работ.
66
Промежуточная аттестация по УП в форме дифференцированного зачѐта
Производственная практика
Виды работ
-ознакомление с правилами безопасности при монтаже электрооборудования промышленных и гражданских
зданий;
-ознакомление с организацией электромонтажных работ;
-участие в составлении заявок на ЭМР, на приобретение материалов, технических средств;
-участие в материально-техническом обеспечении ЭМР;
-выполнение работ по монтажу электро-оборудования промышленных и гражданских зданий;
-подготовка технической и нормативной документации для выполнения ЭМР;
-ознакомление со структурой проектных организаций;
-ознакомление с этапами проектирования электро-оборудования промышленных и гражданских зданий;
-ознакомление с нормативной и технической литературой для выполнения проектных работ;
-выполнение электротехнической части проектных работ, в том числе с использованием компьютерных
технологий
(AutoCad, Visio);
-участие в согласовании проектов;
-ознакомление с правилами безопасности при выполнении работ по наладке электрооборудования;
-ознакомление с нормативными документами на пуско-наладочные работы;
-участие в проведении пуско-наладочных работ;
-участие в приемосдаточных испытаниях электрооборудования;
-составление актов по приемке и наладке электрооборудования.
6
180
174
27
Промежуточная аттестация по ПП в форме дифференцированного зачѐта
Итоговая аттестация по ПМ.02 в форме экзамена (квалификационного)
Всего
6
592
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
28
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация профессионального модуля предполагает наличие лабораторий «Монтаж и ремонт
электрооборудования
промышленных
и
гражданских
зданий»,
«Электроснабжение
промышленных и гражданских зданий», «Наладка электрооборудования».
Оборудование лаборатории «Монтаж и ремонт электрооборудования промышленных и
гражданских зданий»:
1. лабораторные стенды:
- для контрольных испытаний электрооборудования.
- для электромонтажа и наладки схем релейно-контакторного управления асинхронными
двигателями с короткозамкнутым ротором.
- для электромонтажа и наладки цепей электрических распределительных щитов жилых и
офисных помещений.
- для электромонтажа и наладки цепей электрического освещения.
2. комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории «Электроснабжения промышленных и гражданских зданий»:
1. лабораторные стенды: Системы электроснабжения
2. комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории «Наладка электрооборудования»:
.
1. лабораторные стенды:
- для проверки и наладки контакторов и магнитных пускателей;
- для проверки и наладки тепловых реле;
- для проверки и наладки автоматических выключателей;
- для проверки и наладки измерительных трансформаторов тока;
- для проверки и настройки реле времени;
- для испытания асинхронного двигателя;
- для наладки схемы управления асинхронным электроприводом;
- для наладки схемы управления электроприводом постоянного тока;
-для наладки замкнутого электропривода;
-для наладки программируемого контроллера;
-для наладки испытания непрерывности защитных проводников, включая проводники главной и
дополнительной систем уравнивания потенциалов;
-для проверки работы устройства защитного отключения (УЗО);
Реализация программы учебной практики предполагает наличие учебных мастерских: слесарной
и электромонтажной.
Оборудование слесарной мастерской:
сверлильный станок, заточный станок, верстак слесарный с тисами, разметочная плита, наглядные
пособия – образцы учебно-производственных работ, плакаты, стенды, комплекты основных
слесарных инструментов и приспособлений.
Оборудование электромонтажной мастерской:
понижающий трансформатор 220/36 Вт, щиток с автоматическими выключателями, монтажные
столы, щит управления поисков неисправностей, щит управления освещением с двух мест, щит
29
управления на базе ПЛК (промышленно логистического контролера ОВЕН), щит управления на
базе ПЛК (промышленно логистического контролера ОNI), щит управления на базе ПЛК
(промышленно логистического контролера CIMENS) ручные электрифицированные инструменты
(дрель, углошлифовальная машина, перфоратор, шуруповерт, лазерный уровень). Комплекты
ручных инструментов электромонтажника, наглядные пособия – образцы учебнопроизводственных работ, плакаты, стенды, комплекты инструментов и приспособлений.
Технические
средства
обучения:
информационно-коммуникационная
комплектующими и программным обеспечением, носители информации.
техника
с
Реализация программы производственной практики (по профилю специальности) ПП 02
предполагает наличие у организации или предприятия оборудования и материально технической
базы:
•
Производственных площадей;
•
Спецтехники.
Отделы, куда направляются обучающиеся (управление электромонтажных работ,
управление внешних сетей, производственный отдел, проектный отдел, отдел пусконаладочных
работ) укомплектованы соответствующими документами, оборудованием, материалами и
инструментами.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Организация проведения монтажа и ремонта промышленного оборудования учебник для
студ. СПО А.Г. Схиртладзе - М.: Академия, 2016 г. -272 с.
2. Варварин В.К. Выбор и наладка электрооборудования - М.:3 изд Инфра-М; Форум, 2018г.
-238 с.
3. Электропривод типовых производственных механизмов: учеб. пособие.-М: Издательство
Юрайт. 2018. – 403 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.ielectro.ru/Products.html?fn_tab2doc=4
http://electricalschool.info/spravochnik/electroteh/
http://www.rmnt.ru/story/electrical/379907.htm
http://electrolibrary.info/electrik.htm
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1474
&fids[]=303
1.2.3. Дополнительные источники
1. Кисаримов Р.А. Наладка электрооборудования. Справочник.-М.: РадиоСофт, 2017г.
2. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Технология электромонтажных работ – М.: КноРус, 2016г.
3. Правила устройства электроустановок. 2016г.
4. ГОСТ Р 21.1101- 2009 СПДС «Основные требования к проектной и рабочей документации».
30
5.1.13-07. Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным
работам
6. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. – М., Инфра-М, 2017
7. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей – М.: Омега-Л, 2017
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 2.1.
Организовывать и
производить монтаж
силового
электрооборудования
промышленных и
гражданских зданий с
соблюдением
технологической
последовательности.
ПК2.2.
Организовывать и
производить монтаж
осветительного
электрооборудования
промышленных и
гражданских зданий с
соблюдением
технологической
последовательности.
Оцениваемые знания и умения,
действия
Методы оценки
-демонстрация
умений
составлять
отдельные разделы производства работ;
-демонстрация умений анализировать
нормативные
правовые
акты
при
составлении технологических карт на
монтаж электрооборудования;
-демонстрация умений выполнять
монтаж силового электрооборудования в
соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами,
требованиями нормативных правовых
актов и техники безопасности
демонстрация знаний требования
приемки строительной части под монтаж
электрооборудования;
- демонстрация знаний отраслевых
нормативных документов по монтажу
электрооборудования;
-демонстрация знаний номенклатуры
наиболее распространенного
электрооборудования, кабельной
продукции и электромонтажных изделий;
-демонстрация знаний технологии работ
по монтажу электрооборудования в
соответствии с нормативными
документами;
- демонстрация навыков выполнения
монтажа электрооборудования
- демонстрация умений выполнять
монтаж осветительного
электрооборудования в соответствии с
проектом производства работ, рабочими
чертежами, требованиями нормативных
правовых актов и техники безопасности
-демонстрация знаний отраслевых
нормативных документов по монтажу
электрооборудования;
-демонстрация знаний номенклатуры
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и защите
практических занятий,
тестирования, проверочных
работ;
- при выполнении работ по
учебной и
производственной практике.
- при проведении
промежуточной аттестации
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и защите
практических занятий,
тестирования, проверочных
работ;
- при выполнении работ по
учебной и
производственной практике.
31
ПК2.3.
Организовывать и
производить наладку
и испытания
устройств
электрооборудования
промышленных и
гражданских зданий.
ПК2.4. Участвовать в
проектировании
силового и
осветительного
электрооборудования.
наиболее распространенного
электрооборудования, кабельной
продукции и электромонтажных изделий;
-демонстрация знаний технологии работ
по монтажу электрооборудования в
соответствии
с
нормативными
документами;
- демонстрация навыков выполнения
монтажа электрооборудования
- демонстрация умений выполнять
приемо-сдаточные испытания;
-демонстрация умений оформлять
протоколы по завершению испытаний;
-демонстрация умений выполнять
работы по проверке и настройке
электрооборудования;
- демонстрация знаний методов
организации проверки и настройки
электрооборудования;
- демонстрация знаний норм приемосдаточных испытаний
электрооборудования;
- демонстрация навыков наладки
электрооборудования.
- демонстрация умений выполнять расчет
электрических нагрузок;
-демонстрация умений осуществлять
выбор электрооборудования на разных
уровнях напряжения;
- демонстрация умений подготавливать
проектную документацию на объект с
использованием персонального
компьютера;
-демонстрация знаний
перечня
документов, входящих в проектную
документацию;
-демонстрация знаний основных методов
расчета
и
условий
выбора
электрооборудования;
-демонстрация знаний правил
оформления текстовых и графических
документов;
- демонстрация навыков
проектирования электрооборудования
промышленных и гражданских зданий.
- при проведении
промежуточной аттестации
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и защите
лабораторных работ и
практических занятий,
тестирования, проверочных
работ;
- при выполнении работ по
учебной и
производственной практике.
- при проведении
промежуточной аттестации
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и защите
курсового проекта;
- при выполнении и защите
практических занятий,
тестирования, проверочных
работ;
- при выполнении работ по
производственной практике.
- при проведении
промежуточной аттестации
32
ОК 01.Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Демонстрация умений распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
демонстрация
умений
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять еѐ составные
части;
Демонстрация умений определять
этапы решения задачи;
Демонстрация умений выявлять и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
Демонстрация умений составить
план
действия;
определить
необходимые ресурсы;
Демонстрация умений владеть
актуальными методами работы в
профессиональной и смежных
сферах; демонстрация умений
реализовать составленный план;
демонстрация умений оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Демонстрация умений определять
задачи для поиска информации;
демонстрация умений определять
необходимые источники
информации; демонстрация умений
планировать процесс поиска;
демонстрация умений
структурировать получаемую
информацию; демонстрация
умений выделять наиболее
значимое в перечне информации;
демонстрация умений оценивать
практическую значимость
результатов поиска;
демонстрация умений оформлять
результаты поиска информации;
демонстрация умений определять
необходимые источники
информации; демонстрация умений
планировать процесс поиска;
демонстрация умений
структурировать получаемую
информацию; демонстрация
умений выделять наиболее
значимое в перечне информации;
демонстрация умений оценивать
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении работ на
различных этапах учебной и
производственной практики;
- при выполнении проектных и
исследовательских работ.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении
работ на различных этапах
производственной практики.
- при выполнении и защите
курсового проекта;
33
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
практическую значимость
результатов поиска;
демонстрация умений оформлять
результаты поиска
Демонстрация умений определять
актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности;
Демонстрация умений применять
современную научную
профессиональную терминологию;
Демонстрация умений определять и
выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования
ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Демонстрация умений
организовывать работу коллектива
и команды; демонстрация умений
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста.
Демонстрация умений грамотно
излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной
тематике на государственном
языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий,
- при выполнении и защите
курсового проекта;
- при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных заданий,
- при выполнении работ по
производственной практике.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении и защите
курсового проекта;
- в ходе компьютерного
тестирования,
- при подготовке электронных
презентаций,
- при проведении
практических занятий,
- при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных заданий,
- при выполнении работ по
учебной и производственной
практике.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении и защите
курсового проекта;
- при защите и оформлении
практических занятий;
- при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных заданий;
34
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
Демонстрировать умения
описывать значимость своей
специальности
Экспертная оценка
результатов коммуникативной
деятельности обучающегося в
процессе освоения
образовательной программы
при проведении учебновоспитательных мероприятий
- проведении промежуточной
аттестации
Демонстрация умения соблюдать
нормы экологической
безопасности; демонстрация
умения определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
специальности
ОК 08 Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
Демонстрация умений
использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
достижения профессиональных
целей; демонстрация умений
применять рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности;
демонстрация умений пользоваться
средствами профилактики
перенапряжения характерными для
данной по специальности
Демонстрация умений применять
средства информационных
технологий для решения
профессиональных задач;
демонстрация умений использовать
современное программное
обеспечение
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
-при выполнении
работ на различных этапах
учебной и производственной
практики;
при подготовке и
проведении учебновоспитательных мероприятий.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
при выполнении лабораторных
работ и практических занятий;
при выполнении
работ на различных этапах
учебной и производственной
практики;
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении и защите
курсового проекта;
-при выполнении
работ на различных этапах
учебной и производственной
практики;
при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных заданий.
35
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках.
Демонстрация умений понимать
общий смысл четко произнесенных
высказываний на
профессиональные, понимать
тексты на профессиональные темы;
демонстрация умений участия в
диалогах на профессиональные
темы; демонстрация умений
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности;
демонстрация умений кратко
обосновывать и объяснить свои
действия (текущие и планируемые);
демонстрация умений писать
простые связные сообщения на
интересующие профессиональные
темы
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении и защите
курсового проекта;
-при выполнении
работ на различных этапах
учебной и производственной
практики;
при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных заданий.
Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Результаты защиты курсовых проектов (работ) определяются оценками «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Основными критериями оценки качества курсовых проектов (работ) являются:
- актуальность и практическая значимость темы исследования;
- соблюдение графика выполнения курсового проекта (работы);
- соответствие работы заявленной теме и выданному заданию;
- полнота и качество содержания;
- обобщения фактических данных;
- соответствие оформления курсового проекта (работы) установленным требованиям;
- четкость и грамотность изложения материала;
- качество презентации;
- четкость доклада при защите курсового проекта (работы);
- глубина и правильность ответов на замечания руководителя и вопросы членов комиссии.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале.
Оценка «Отлично» выставляется за курсовой проект (работу), который носит исследовательский
характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий анализ, логичное,
последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными
предложениями, имеющими практическую значимость. Произведенные расчеты выполнены
правильно и в полном объеме. Работа выполнена в установленный срок, грамотным языком.
Оформление соответствует действующим стандартам, сопровождается достаточным объемом
табличного материала и графического материала (для курсового проекта), имеет положительный
отзыв руководителя.
При защите курсового проекта (работы) студент показывает глубокое знание вопросов темы,
свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время
36
доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.), дает четкие и
аргументированные ответы на вопросы, заданные членами комиссии.
Оценка «Хорошо» выставляется за курсовой проект (работу), который носит исследовательский
характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, проведен достаточно подробный
анализ, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако анализ
источников неполный, выводы недостаточно аргументированы, в структуре и содержании работы
есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. Работа имеет
положительный отзыв руководителя.
При защите курсового проекта (работы) студент показывает знание вопросов темы, оперирует
данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует
наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых
затруднений отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется за курсовой проект (работу), который носит
исследовательский или описательный характер, имеет теоретическую главу, базируется на
практическом материале, однако просматривается непоследовательность изложения материала,
анализ источников подменен библиографическим обзором, документальная основа работы
представлена недостаточно. Проведенное исследование содержит поверхностный анализ, выводы
неконкретны, рекомендации слабо аргументированы, в оформлении работы имеются
погрешности, сроки выполнения работы нарушены. В отзыве руководителя имеются замечания по
содержанию работы.
При защите курсового проекта (работы) студент проявляет неуверенность, показывает слабое
знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные
вопросы.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за курсовой проект (работы), который не
соответствует заявленной теме, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в
методических указаниях. Выводы не соответствуют изложенному материалу или отсутствуют. В
отзыве руководителя имеются критические замечания.
При защите курсового проекта (работы) студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы
по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. При защите не
используются наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.).
Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В представленном
отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
37
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся :
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем наполовину,
однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и
выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу эксперимента
провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и измерений были
допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности не
более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах,
схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но
повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать
правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые
не может исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам промежуточной
аттестации.
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические вопросы.
Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные умения и владения
навыками применения полученных знаний и умений при выполнении упражнений, иных заданий.
Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические вопросы,
показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими неточностями
практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками применения полученных
знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на большинство дополнительных
вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на теоретические
вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного материала. С существенными
неточностями выполнил практические задания. Показал удовлетворительные умения и владения
навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Допустил
много неточностей при ответе на дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и при
38
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень знаний и умений
при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы было
допущено множество неправильных ответов
39