ПМ.01

1

Рабочая программа профессионального модуля «ПМ 01 Организация и
выполнение работ по эксплуатации и ремонту электроустановок» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий (базовая подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года,
зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной
образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»
РАЗРАБОТЧИК: Белов Александр Анатольевич. Преподаватель. Высшая
квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

стр.27

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

стр.30

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ 01 Организация и выполнение
работ по эксплуатации и ремонту электроустановок»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной
образовательной программы «ПМ 01 Организация и выполнение работ по
эксплуатации и ремонту электроустановок» по специальности 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23 января 2018 года N 44 (далее ФГОС
СПО), зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности ВД 01: Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту
электроустановок промышленных и гражданских зданий и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции.
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранных языках.
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 1
ПК 1.1.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту
электроустановок
Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок
4

ПК 1.2.
ПК 1.3.

промышленных и гражданских зданий
Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей
электроустановок промышленных и гражданских зданий
Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и
гражданских зданий

1.2.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический
опыт
уметь:

знать:

в организации и выполнении работ по эксплуатации и
ремонту электроустановок
- оформлять документацию для организации работ и по
результатам испытаний действующих электроустановок с
учѐтом требований техники безопасности;
- осуществлять коммутацию в электроустановках по
принципиальным схемам;
- читать и выполнять рабочие чертежи электроустановок;
- производить электрические измерения на различных этапах
эксплуатации электроустановок;
- контролировать режимы работы электроустановок;
- выявлять и устранять неисправности электроустановок;
-планировать мероприятия по выявлению и устранению
неисправностей с соблюдением требований техники
безопасности
-планировать и проводить профилактические осмотры
электрооборудования
-планировать ремонтные работы
- выполнять ремонт электроустановок с соблюдением
требований техники безопасности;
- контролировать качество выполнения ремонтных работ
- классификацию кабельных изделий и область их применения;
- устройство, принцип действия и основные технические
характеристики электроустановок;
- правила технической эксплуатации осветительных установок,
электродвигателей, электрических сетей;
- условия приѐмки электроустановок в эксплуатацию;
- перечень основной документации для организации работ;
- требования техники безопасности при эксплуатации
электроустановок;
- устройство, принцип действия и схемы включения
измерительных приборов;
- типичные неисправности электроустановок и способы их
устранения;
- технологическую последовательность выполнения ремонтных
работ;
- назначение и периодичность ремонтных работ;
- методы организации ремонтных работ

5

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов ___________726_______________
Из них на освоение МДК______466________
В том числе, самостоятельная работа___14___
на практики, в том числе учебную ______72_
и производственную________180_________

6

2. Структура и содержание профессионального модуля (ПМ01.)
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
общих компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля

1
ПК 1.1
ОК 01 – ОК 10;
ПК 1.1
ОК 01 – ОК 10

ПК 1.2, ПК 1.3
ОК 01 – ОК 10

ПК 1.1 - ПК 1.3
ОК 01 – ОК 10
ПК 1.1 - ПК 1.3
ОК 01 – ОК 10

2
Раздел 1 Организация и производство
работ по эксплуатации электрических
машин2
Раздел 2 Организация и производство
работ по эксплуатации
электрооборудования промышленных и
гражданских зданий3
Раздел 3. Организация и производство
работ по выявлению неисправностей и
ремонту электрооборудования
промышленных и гражданских зданий4
Учебная практика
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
Всего:

Суммарный
объем
нагрузки, час.

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Всего

Обучение по МДК
В том числе

Практики

Лабораторных и
практических
занятий

Курсовых
работ
(проектов)

6

3

4

5

182

180

40

202

192

30

90

88

8

30

Учебная

Производственная

7

8

9

-

-

2

-

-

10

2

72

72

180
726

-

180
460

78

Самостоятельная
1
работа

30

72

180

14

1

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах
объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием междисциплинарного курса.
2
В раздел 1 входит МДК.01.01 Электрические машины
3
В раздел 2 входит МДК.01.02 Электрооборудование промышленных и гражданских зданий
4
В раздел 3 входит МДК.01.03 Эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных и гражданских зданий

7

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ.01)
Наименование разделов и тем
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Организация и производство работ по эксплуатации электрических машин
МДК.01.01 Электрические машины
Введение
Содержание
1-2. Цели и задачи дисциплины. Роль электрических машин и
трансформаторов в производстве и потреблении электрической энергии.
Электрические машины как источники и преобразователи энергии.
Тема 1.1 Коллекторные машины постоянного тока
Тема 1.1.1 Принцип действия Содержание
и устройство коллекторных
3-4.Основные законы электротехники применительно к теории электрических
машин постоянного тока
машин.
5-6. Принцип обратимости электрических машин, их классификация.
7-8. Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока.
9-10 Устройство коллекторной машины постоянного тока.
В том числе, практических занятий
11-12. Практическое занятие № 1 Изучение конструкции электрических
машин постоянного тока
Тема 1.1.2 Обмотки якоря
Содержание
коллекторных машин
13-14. Принцип выполнения обмотки якоря.
постоянного тока
15-16 Виды обмоток: простые петлевые и волновые, комбинированные
обмотки.
17-18 Уравнительные соединения обмоток.
19-20 Область применения обмоток различного типа.
21-22 ЭДС обмотки якоря.
23-24 Электромагнитный момент машины постоянного тока.
В том числе, практических занятий
25-26-27-28. Практическое занятие № 2 Расчет параметров обмотки якоря.
Выполнение развернутой схемы обмотки якоря машины постоянного тока.
Тема 1.1.3 Магнитное поле
Содержание

Уровень
освоения

Объем в часах

3

4
182
182
2

1

68
10
1

2
2

2
16

1

4
2
4
8

машин постоянного тока

29. Конструкция магнитопровода машины постоянного тока.
30. Магнитодвижущая сила обмотки возбуждения. Магнитная характеристика
машины постоянного тока.
31-32.Реакция якоря, учет размагничивающего действия реакции якоря,
назначение компенсационной обмотки, конструкция и область применения.

Тема 1.1.4 Коммутация в
машинах постоянного тока

Содержание
33. Причины, вызывающие искрение на коллекторе. Шкала искрения по
ГОСТу.
34-35-36. Виды коммутации и способы ее улучшения.
Содержание
37-38. Уравнения ЭДС и моментов для генератора.
39-40-41.Классификация генераторов по способу возбуждения: генераторы
постоянного тока независимого, параллельного и смешанного возбуждения.
42-43 Схемы включения, принцип работы, характеристики генераторов
постоянного тока.
44-45-46. Измерительные приборы в схемах электрических машин.
В том числе, лабораторных работ
47-48. Лабораторная работа № 1 Исследование работы генератора
постоянного тока с независимым возбуждением.
Сборка схемы и включение генератора. Построение характеристик
генератора.
49-50. Лабораторная работа № 2 Изучение работы генератора постоянного
тока с параллельным возбуждением
Сборка схемы и включение генератора. Построение
характеристик
генератора
Содержание
51-52-53. Уравнения электродвижущих сил и моментов для двигателей
постоянного тока.
54-55-56. Коллекторные двигатели постоянного тока независимого,
параллельного, последовательного и смешанного возбуждения.
57-58-59-60. Схемы включения, принцип работы, основные характеристики,
область применения.
61-62-63. Регулировочные свойства коллекторных двигателей.
64-65-66. Потери мощности и КПД коллекторных двигателей постоянного

Тема 1.1.5 Коллекторные
генераторы

Тема 1.1.6 Коллекторные
двигатели

1

4
1

14
1

4
2

2
20
1

9

тока.
В том числе, лабораторных работ
67-68. Лабораторная работа № 3 Изучение работы двигателя постоянного
тока с независимым возбуждением Сборка схемы и включение двигателя.
Построение характеристик двигателя
69-70. Контрольная работа №1 "Коллекторные машины постоянного
тока"
Тема 1.2 Трансформаторы
Тема 1.2.1 Устройство и
рабочий процесс
трансформаторов

Тема 1.2.2 Схемы, группы

Содержание
71-72. Назначение, область применения, принцип действия, устройство и
классификация трансформаторов, способы охлаждения.
73-74. Уравнения электродвижущих сил (ЭДС), токов.
75-76. Приведение параметров вторичной обмотки трансформатора к
первичной.
77. Схема замещения и векторная диаграмма приведенного трансформатора.
78.Трансформирование трехфазного тока.
79. Паспортные данные трансформаторов, опытное определение параметров
реального трансформатора.
80-81. Потери мощности и коэффициент полезного действия
трансформаторов.
82. Способы регулирования напряжения трансформаторов.
В том числе, практических занятий
83-84. Практическое занятие № 3 Изучение конструкции силовых
трансформаторов
85-86. Практическое занятие № 4 Исследование двухобмоточного
трансформатора. Определение параметров двухобмоточного силового
трансформатора опытным путем. Опыты холостого хода и короткого
замыкания
Содержание

2
2

3
2
29
16
1

4
2

2
6

10

соединения обмоток и
параллельная работа
трансформаторов

87-88. Схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов, влияние
схемы соединения обмоток на отношение линейных напряжений трехфазных
трансформаторов. Группы соединения (основные и производные),
предусмотренные ГОСТом.
89-90. Параллельная работа трансформаторов: назначение и условия
включения трансформаторов на параллельную работу, порядок включения и
распределение нагрузки между трансформаторами.
В том числе, практических занятий
91-92. Практическое занятие № 5 Параллельная работа трансформаторов.
Изучение условий параллельной работы силовых трансформаторов и
распределения нагрузки между ними.
Тема 1.2.3
Содержание
Автотрансформаторы и
93. Устройство и особенности рабочего процесса автотрансформаторов.
трехобмоточные
Достоинства и недостатки автотрансформаторов по сравнению с
трансформаторы
двухобмоточными трансформаторами.
94. Трехобмоточные трансформаторы, назначение и особенности работы.
Тема 1.2.4 Переходные
Содержание
процессы в трансформаторах
95. . Переходные процессы, возникающие при включении трансформатора в
электрическую сеть и при коротком замыкании на зажимах вторичной
обмотки.
96. Перенапряжения в трансформаторах и защита от них.
Тема 1.2.5 Трансформаторы
Содержание
специального назначения
97. Трансформаторы для преобразования числа фаз. Трансформаторы с
плавным регулированием напряжения.
98. Трансформаторы для выпрямительных установок, особенности работы.
Сварочные трансформаторы. Измерительные трансформаторы.
99. Контрольная работа №2 " Трансформаторы "
Тема 1.3 Бесколлекторные машины переменного тока
Тема 1.3.1 Принцип действия Содержание
и устройство
100. Классификация бесколлекторных машин переменного тока
бесколлекторных машин
Принцип действия синхронной машины. Основные типы синхронных машин.
Конструкции неявнополюсных и явнополюсных синхронных машин.
101. Принцип действия асинхронной машины, режим работы. Основные
соотношения в машинах переменного тока. Понятие о синхронной частоте
вращения ротора, скольжении. Устройство статора синхронной и асинхронной

1

2
2

2
1

2
1

3
1

3

1
11
2

1

11

машины.
Тема 1.3.2 Основные типы Содержание
обмоток статора и принципы 102. Принцип выполнения обмотки статора, понятие о секции, полном
их выполнения
делении, шаге обмотки по пазам.ЭДС проводника обмотки. График
распределения магнитной индукции в воздушном зазоре машины.
103. Сосредоточенные и распределенные обмотки. Число пазов на полюс и
фазу. Коэффициент распределения обмотки. Обмоточный коэффициент.
Катушечная группа. ЭДС катушечной группы и фазной обмотки статора.
Тема 1.3.3 Магнитодвижущая Содержание
сила обмотки статора
104. Магнитная цепь электрической машины, основные понятия.
105. Магнитодвижущая сила фазы обмотки. МДС трехфазной обмотки.
Анализ кривой намагничивающей силы обмоток с целым числом пазов на
полюс и фазу. МДС дробных обмоток. Магнитное поле обмотки переменного
тока.
106. Индуктивные сопротивления от магнитных полей воздушного зазора.
Общие выражения для индуктивного сопротивления рассеяния.
107. Индуктивности рассеяния для статорных и роторных обмоток
синхронной машины.
В том числе, практических занятий
108-109. Практическое занятие № 6 Изучение конструкции асинхронных
машин Изучение основных узлов асинхронных машин и их назначение.
110. Контрольная работа №3 " Бесколлекторные машины переменного
тока "
Тема 1.4 Асинхронные машины
Тема 1.4.1 Режимы работы и
Содержание
устройство асинхронной
111. Двигательный, генераторный и тормозной режимы работы асинхронной
машины
машины.
112. Условия перехода асинхронной машины в указанные режимы. Понятия о
скольжении асинхронной машины.
113. Устройство трехфазного асинхронного двигателя с фазным и
короткозамкнутым ротором.
114. Маркировки выводов обмоток асинхронного двигателя.
В том числе, лабораторных работ

2
1

7
1

2
2
3

1
41
6

1

2
12

Тема 1.4.2 Общая
характеристика режимов
работы при неподвижном и
вращающемся роторе

Тема 1.4.3 Схема замещения
и векторная диаграмма
асинхронного двигателя
Тема 1.4.4
Электромеханические
характеристики асинхронного
двигателя

Тема 1.4.5 Круговая
диаграмма асинхронного
двигателя

Тема 1.4.6 Пуск и

115-116. Лабораторная работа № 4 Определение выводов обмоток статора
трехфазного асинхронного двигателя.
Содержание

2

117. Аналогия между асинхронной машиной и трансформатором.
Магнитная цепь асинхронного двигателя. Основной магнитный поток и
потоки рассеяния.
118. Уравнения ЭДС асинхронного двигателя при неподвижном и
вращающемся роторе.
119. Уравнения МДС и токов асинхронного двигателя.

1

Содержание
120-121.Приведение параметров обмотки ротора к обмотке статора
асинхронного двигателя. Схема замещения и векторная диаграмма
асинхронного двигателя.
Содержание

3

2
1

6

122-123. Потери мощности и коэффициент полезного действия асинхронного
двигателя.
124-125. Электромагнитный момент асинхронного двигателя и его
зависимость от скольжения.
126. Максимальный момент, критическое скольжение и начальный пусковой
момент. Перегрузочная способность асинхронного двигателя.
127. Влияние активного сопротивления обмотки ротора на форму
механической характеристики асинхронного двигателя. Рабочие
характеристики асинхронного двигателя.
Содержание

1

128. Опытное определение параметров асинхронного двигателя: опыт
холостого хода и короткого замыкания.
129. Схемы, порядок проведения и использование результатов опытов для
расчета параметров схемы замещения асинхронного двигателя. Построение
рабочих характеристик асинхронного двигателя по круговой диаграмме.
Содержание

1

2

17

13

регулирование частоты
вращения трехфазных
асинхронных двигателей

130-131-132. Пусковые свойства трехфазных асинхронных двигателей с
короткозамкнутым ротором.
133-134-135. Способы пуска асинхронных двигателей: переключением
обмотки статора со «звезды» на «треугольник», прямым включением в сеть,
автотрансформаторный, реакторный.
136-137-138. Пуск асинхронных двигателей с фазным ротором.
139-140-141. Асинхронные двигатели с улучшенными пусковыми свойствами.
142-143-144. Способы регулирования частоты вращения трехфазных
асинхронных двигателей.
В том числе, лабораторных работ
145-146. Лабораторная работа № 5 Изучение работы трехфазного
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Тема 1.4.7 Однофазные и
Содержание
конденсаторные асинхронные 147. Принцип действия однофазного асинхронного двигателя. Особенности
двигатели
пуска однофазного асинхронного двигателя. Условия, необходимые для
получения вращающегося магнитного поля.
148. Конденсаторные асинхронные двигатели. Принцип действия, выбор
рабочей и пусковой емкостей.
Работа трехфазного асинхронного двигателя от однофазной сети. Выбор
необходимой схемы включения.
В том числе, практических занятий
149-150. Практическое занятие № 7 Расчет параметров асинхронного
двигателя. Изучение влияния величины нагрузки на параметры асинхронного
двигателя.
151. Контрольная работа №4 "Асинхронные машины"
Тема 1.5 Синхронные машины
Тема 1.5.1 Способы
Содержание
возбуждения и устройство
152. Назначение и требования к способам возбуждения машин.
синхронных машин
Классификация источников питания обмоток возбуждения синхронных
машин.
153. Особенности систем возбуждения и их схемы. Особенности
турбогенераторов и гидрогенераторов. Дизель - генераторы.
Тема 1.5.2 Характеристики и
Содержание
векторные диаграммы
154-155 Элементы теории рабочего процесса синхронной машины. Магнитная
синхронных генераторов
цепь и магнитное поле синхронных машин.

1

2
2
5
1

2
2

3

1
19
2

1

8
1
14

Тема 1.5.3 Режимы работы
синхронных генераторов,
включенных в систему

156-157. Реакция якоря в трехфазном синхронном генераторе при активной,
индуктивной, емкостной и смешанных видах нагрузки.
158-159. Уравнение ЭДС синхронного генератора. Характеристики холостого
хода, короткого замыкания.
160-161. Упрощенная векторная диаграмма турбогенератора. Регулировочные
характеристики генератора.
Содержание учебного материала
162. Условия и порядок включения синхронного генератора на параллельную
работу с сетью различными методами.
Метод точечной синхронизации и самосинхронизации.
Режим синхронного компенсатора.
Назначение, схема включения, особенности конструкции. Режимы
синхронного двигателя. Принцип действия и особенности конструкции. Пуск
синхронного двигателя.

9
1

В том числе, лабораторных работ

163-164-165-166. Лабораторная работа № 5 Включение синхронного
генератора в сеть Изучение работы трехфазного синхронного генератора,
включенного на параллельную работу с сетью, построение характеристик.
167-168-169-170. Лабораторная работа № 6 Изучение работы трехфазного
синхронного двигателя. Сборка схемы и включение двигателя, построение
характеристик.
Тема 1.6 Машины специального назначения
Тема 1.6.1 Асинхронные
Содержание
машины специального
171. Индукционные регуляторы напряжения и фазорегуляторы. Асинхронный
назначения
преобразователь частоты и исполнительный двигатель. Электрические
машины синхронной связи.
Линейный асинхронный двигатель. Микродвигатели серии ДАО, АДЕ.
Универсальные двигатели серии УАД. Однофазные конденсаторные
двигатели серии 5АЕУ. Назначение и область применения.
Тема 1.6.2 Синхронные
Содержание
машины специального
172. Синхронные машины с постоянным магнитами. Синхронные реактивные
назначения
двигатели. Гистерезисные и шаговые двигатели.
Синхронный генератор с когтеобразными полюсами и электромагнитным
возбуждением.
Индукторные
синхронные
машины:
униполярные,
гетерополярные. Назначение и область применения.

8
2

2

6
1
1

1
1

15

Тема 1.6.3 Машины
постоянного тока
специального назначения

Содержание
173. Электромашинный усилитель. Бесконтактные двигатели постоянного
тока. Универсальные коллекторные двигатели серии УЛ, УМТ, МУН.
Машины постоянного тока малой мощности. Тахогенераторы.
174. Контрольная работа №5 "Машины специального назначения"
175-176. Самостоятельная учебная работа обучающихся
177-178-179-180-181-182. Промежуточная аттестация в виде устного
экзамена.

2
1

3
3
3

1
2

Всего:

182

6

Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1
подготовка к промежуточной аттестации по темам МДК, изучение нормативных документов (ГОСТов, правил
электробезопасности при эксплуатации электроустановок), с использованием методических рекомендаций
преподавателя;

Наименование разделов и тем
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

1
2
Раздел 2. Организация и производство работ по эксплуатации электрооборудования промышленных и
гражданских зданий
МДК.01.02 Электрооборудование промышленных и гражданских зданий
Введение
Содержание
1-2. Цели и задачи дисциплины, связь с другими общепрофессиональными
дисциплинами и междисциплинарными курсами. Общая характеристика
электрооборудования предприятий и гражданских зданий
Тема 1.1
Содержание
Электрооборудование
3. Устройство электрических источников света.
осветительных установок
4. Характеристики ламп накаливания, люминесцентных ламп, дуговых
ртутных ламп высокого давления (ДРЛ). Энергосберегающие лампы.
5.Осветительные приборы. Основные типы светильников для
промышленных и гражданских зданий. Исполнение и степень защиты
светильников

Уровень
освоения

Объем в часах

3

4
202
202
2

1

3
1

16

Тема 2.2
Электрооборудование
общепромышленных
механизмов и установок

Содержание
6-7-8 Классификация грузоподъѐмного электрооборудования. Особенности и
режимы работы.
9-10-11. Основное электрооборудование кранов, его размещение.
12-13-14. Виды электроприводов кранов. Способы управления механизмами
кранов.
15-16-17. Крановые электродвигатели.
18-19-20. Расчѐт статических нагрузок крановых двигателей. Выбор и
проверка двигателей.
21-22-23. Расчѐт нагрузок двигателей моста и тележки.
24-25-26. Учѐт динамических нагрузок. Крановые тормозные устройства.
Расчѐт и выбор крановых резисторов.
27-28-29.Аппаратура управления и защиты электроприводов кранов. Схемы
защитных панелей. Токоподвод к кранам.
30-31-32.Принципиальные
электротехнические
схемы
управления
механизмами подъѐма и перемещения мостовых кранов.
33-34-35.Электрооборудование
подвесных
электротележек.
Схемы
управления приводом электротележек.
36-37-38. Расчѐт и выбор двигателей.
39-40-41. Устройство и электрооборудование лифтов. Электрические
схемы управления лифтами.
42-43-44.Электрооборудование механизмов непрерывного транспорта и
поточно-транспортных систем.
45-46-47. Характеристика и требования к электрооборудованию
компрессоров, вентиляторов, воздуходувок, насосов.
48-49-50.Устройство компрессоров. Схема компрессорной установки.
Расчѐт потребности сжатого воздуха.
51-52-53. Выбор компрессора и двигателя.
54-55-56. Аппаратура управления компрессорами. Схема управления
компрессорной установки.
57-58-59. Устройство вытяжной вентиляции. Конструирование
вентсистемы.
60-61-62. Расчѐт воздухообмена. Выбор воздуховодов. Расчѐт требуемого
давления.
63-64-65. Выбор вентилятора и двигателя. Схема управления

94
1

17

Тема 2.3
Электрооборудование
промышленных зданий

вентсистемы.
66-67-68. Устройство насосов. Схема насосной установки.
69-70. Пуск и остановка центробежного насоса. Работа насоса на
магистраль.
71-72. Регулирование производительности насосов. Выбор мощности
двигателя.
73-74. Реле уровня. Схема управления откачивающими насосами.
75-76-77. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к
практическим работам № 1- 8 с использованием методических рекомендаций
преподавателя
В том числе, практических занятий
78-79-80-81. Практическое занятие № 1 Выбор двигателя для привода
подъѐма мостового крана
82-83. Практическое занятие № 2 Изучение схемы контроллерного
управления двигателями крановых механизмов
84-85-86-87. Практическое занятие № 3 Выбор оборудования для схемы
контроллерного управления приводом подъѐма мостового крана
88-89. Практическое занятие № 4 Расчѐт и выбор двигателей
компрессорной установки
90-91. Практическое занятие № 5 Изучение схемы автоматического
управления компрессорной установки
92-93-94-95. Практическое занятие № 6 Расчѐт мощности двигателя
вентилятора.
96-97. Практическое занятие № 7 Изучение схемы автоматического
управления вентиляционной установки
98-99. Практическое занятие № 8 Изучение схемы управления насосной
установки
Содержание
100-101-102.Классификация станков. Основные и вспомогательные
движения. Кинематические схемы.
103-104-105. Требования к ЭП станков. Выбор типа ЭП. Регулирование
скорости приводов станков. Механическое и электромеханическое
регулирование.
106-107-108. Устройство токарно-винторезного станка. Общие сведения о

22
2
2
2
2
2
2
2
2
55
1

18

токарно-револьверных и карусельных станках.
Основные характеристики режима точения. Определение глубины
резания, подачи.
109-110-111. Расчѐт скорости, усилия и мощности резания.
112-113-114. Построение нагрузочной диаграммы токарного станка.
Расчѐт мощности и выбор двигателей.
115-116-117.Схема управления токарно-винторезного станка. Схема
управления токарно-револьверного станка. Связь механического,
электрического управления и гидропривода.
118-119-120. Электрооборудование сверлильных, строгальных,
фрезерных и шлифовальных станков.
121-122-123. Общие сведения об электротермических установках.
Устройство и электрооборудование печей сопротивления. Устройство
камерной печи. Сушильная камерная печь.
124-125-126. Нагревательные элементы Электрическая схема печи
сопротивления с регулированием температуры. Работа прибора теплового
контроля. Тиристорное регулирование печей сопротивления.
127-128-129. Устройство дуговых печей. Схема питания дуговой печи.
Основное электрооборудование установок с дуговыми печами. Схема
электрического регулирования мощности дуговой печи.
130-131-132. Конструктивное исполнение и электрооборудование
индукционных печей. Электрические схемы индукционных печей.
133-134-135. Общие сведения об электросварке. Электроустановки для
сварки. Сварочные трансформаторы. Преобразователи постоянного тока.
136-137-138. Электрооборудование электротехнологических установок.
139-140. Характеристики взрывоопасных смесей. Классификация
взрывоопасных зон по ПУЭ.
141-142. Прокладка проводов и кабелей во взрывоопасных зонах.
Специальные кабели. Монтаж и испытание трубной проводки.
143-144. Двигатели и аппараты управления для взрывоопасных зон.
145-146. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к
практическим работам № 9-11 с использованием методических
рекомендаций преподавателя
В том числе, практических занятий
147-148-149-150. Практическое занятие № 9 Выбор двигателя для

8
2
19

привода шпинделя токарного станка
151-152. Практическое занятие № 10 Изучение схемы управления печи
сопротивления
153-154. Практическое занятие № 11 Изучение схемы управления
дуговой печи
Тема 2.4
Содержание
Электрооборудование
155-156.Электрооборудование кондиционеров, холодильников,
гражданских зданий
морозильников. Электрические схемы.
157-158 Электрооборудование нагревательных приборов. Котлы.
159.Электронагреватели. Электрические схемы.
160. Электрическое отопление. Конвекторы, излучающие панели.
Тема 2.5
Содержание
Энергоаудит промышленных
161. Анализ режимов работы трансформаторных подстанций.
и гражданских зданий
162. Обследование электропотребляющего оборудования, проверка
соответствия мощности электродвигателей и мощности потребителя.
163.Оформление документации по результатам аудита
Курсовой проект. Выполнение курсового проекта по модулю является обязательным.
Примерная тематика курсовых проектов:
1. Крановое электрооборудование цеха.
2.Компрессорное электрооборудование завода.
3. Электрооборудование привода подъѐма мостового крана.
4.Электрооборудование компрессорной базы механизации
5. Электрооборудование станка модели 16К20.
6. Вентиляционное электрооборудование цеха металлоизделий.
7. Компрессорное электрооборудование автобазы.
8. Электрооборудование козлового крана завода металлоконструкций.
9. Электрооборудование кран-балки гранитной мастерской.
10. Электрооборудование станка модели 1П365.
11. Электрооборудование вытяжной вентиляции цеха серийного производства.
12. Вентиляционное электрооборудование цеха металлорежущих станков.
13. Электромеханическое оборудование многочелюстного грейферного крана.
14. Электрооборудование главного привода магнитного крана.

2
2
6
1

3
1

20

15. Компрессорное электрооборудование завода «Гидропресс»

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту
164.Выдача задания. Составление плана работы над проектом
165-166.Описание механизма. Краткие сведения по технологии Разработка 1-го листа графической части.
167-168 Выбор режима работы (описание цикла работы)
169-170 Расчѐт мощностей двигателя и времени по этапам цикла
171-172. Построение нагрузочной диаграммы
173-174 Обработка нагрузочной диаграммы. Выбор и проверка двигателя
175-176 Построение характеристик и пусковой диаграммы
177-178 Расчѐт и выбор пускорегулировочных резисторов
179-180 Оформление графической части. Лист 1.
181-182. Составление схемы управления. Краткое описание исходной схемы. Расчѐт и выбор элементов
схемы.
183. Описание работы схемы в основных (рабочих) режимах. Работа защиты.
184. Наладочные режимы, блокировки, сигнализация. Разработка 2-го листа графической части.
185. Расчѐт и выбор элементов защиты. Составление спецификации.
186-187 Самостоятельная учебная работа обучающихся по оформлению графической части. Лист 2. и
оформлению пояснительной записки. Подготовка к защите проекта.
188-189-190-191-192-193. Защита курсового проекта
194-195-196.Самостоятельная учебная работа обучающегося по подготовке к промежуточной аттестации
197-198-199-200-201-202. Промежуточная аттестация в виде устного экзамена.

1-2-3

3
3
3
Всего:

30
24

6
3
6
202

21

Наименование разделов и тем
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)

1
2
Раздел 3. Организация и производство работ по выявлению неисправностей и ремонту
электрооборудования промышленных и гражданских зданий
МДК.01.03 Эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Введение
Содержание
1-2. Краткая характеристика дисциплины, ее цели и задачи. Основные
нормативные документы по эксплуатации и ремонту электрооборудования.
Подразделения специализированной организации, занимающиеся
эксплуатацией и ремонтом электрооборудования. Виды ремонтов
электрооборудования: текущий, средний, капитальный.
Тема 1.1. Организация
Содержание
эксплуатации и ремонта
3-4. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок промышленных
электроустановок
предприятий.
5-6. Структура эксплуатационной организации. Нормативно-техническая
документация по эксплуатации электрооборудования.
7-8. Порядок сдачи в эксплуатацию электроустановок после ремонта.
Тема 1.2 Эксплуатация и
Содержание
ремонт электрических сетей и
9-10. Прием в эксплуатацию электрических сетей после выполнения
осветительных установок
электромонтажных работ;
11-12-13-14.Обслуживание цеховых электрических сетей напряжением до
1000 В; периодичность осмотров; измерения и испытания электрических сетей
в процессе эксплуатации.
15-16. Эксплуатация и ремонт осветительных установок; требования
нормативных документов к рабочему и аварийному освещению;
17-18. Измерение освещенности, проверка сопротивления изоляции проводов;
общие сведения о эксплуатации и ремонта наружного и рекламного
освещения;
19-20. Инвентарные приспособления используемые при эксплуатации и
ремонте электрических сетей и осветительных установок.
21. Правила безопасности при эксплуатации и ремонте электрических сетей и
осветительных установок.

Объем в часах

3

4

Уровень
освоения

90
90
2

1

6
1

16
1,3

22

22.Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.3 Эксплуатация и
ремонт силового
электрооборудования

В том числе, практических занятий
23-24. Практическое занятия № 1. Способы проверки электрических цепей.
Содержание
25-26-27-28. Общие сведения об эксплуатации и ремонте электродвигателей:
осмотр, надзор за выполнением инструкций заводов-изготовителей,
29-30-31-32. Контроль за температурой подшипников, обмоток, корпусов;
33-34-35-36.Проверка технического состояния электродвигателей, вибрации,
допустимых отклонений центровки валов различных муфт;
наличия смазки в подшипниках и смена смазки;
износа щеток и их замена.
37-38. Обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры.
39-40-41-42. Проверка соответствия уставок автоматических выключателей и
токов плавких вставок предохранителей токам, защищаемых двигателей и
проводам, питающим эти электродвигатели;
43-44. Эксплуатация электрооборудования грузоподъемных машин;
профилактика, проверка технических характеристик.
45-46. Эксплуатация и ремонт силовых распределительных шкафов;
периодичность осмотров распределительных устройств (РУ) напряжением до
1000 В.
47-48. Неисправности распределительных устройств и способы их устранения.
Проверка сопротивления изоляции электрооборудования.
49-50 Правила безопасности при эксплуатации и ремонте
электрооборудования.
51.Планирование работы бригады по эксплуатации и ремонту
электроустановок.
52. Самостоятельная работа обучающихся
В том числе, лабораторных работ
53-54. Лабораторная работа № 1 Проверка сопротивления изоляции
обмоток электродвигателей. Измерение сопротивления изоляции обмоток
электродвигателей переменного тока. Заполнение протокола.

2
2
32
1

4
2

23

55-56. Лабораторная работа № 2 Проверка сопротивления изоляции
отходящих линий. Проверка сопротивления изоляции проводов и кабелей,
отходящих линий от силового распределительного шкафа питающего
электрооборудование цеха.
Оформление протокола
Тема 1.4 Эксплуатация
кабельных линий

Тема 1.5 Эксплуатация и
ремонт трансформаторных
подстанций и
распределительных устройств

Содержание
57-58.Приѐмка в эксплуатацию кабельных линий после монтажа.
Документация.
59-60-61. Основные марки, технические характеристики кабелей.
Исполнительная документация кабельных линий, проложенных в земле.
62-63.Осмотры трассы кабельных линий, проложенных в земле. Земляные
работы вблизи трассы.
64-65. Осмотр концевых муфт, осмотр кабельных колодцев, осмотр туннелей,
шахт и каналов на подстанциях.
66-67. Профилактические измерения в кабельных линиях: контроль
сопротивления изоляции.
68-69.Тепловые испытания кабеля. Измерение блуждающих токов.
Защита кабелей от электрохимической коррозии
Содержание
70-71. Приѐмка в эксплуатацию электрооборудования трансформаторных
подстанций и распределительных устройств. Измерения. Испытания.
Текущий и капитальный ремонты.
72-73. Основные технические данные трансформаторных подстанций (ТП).
74-75. Условия эксплуатации и ремонта отдельно стоящей и внутрицеховой
подстанций. Осмотр силовых трансформаторов, коммутационных аппаратов
и распределительных щитков.
76-77. Проверка контактов аппаратов распределительных устройств (РУ),
проверка болтовых соединений. Соответствие параметров отдельных
элементов технических нормам.
78-79. Параллельная и раздельная работа трансформаторов. Включение
трансформаторов на параллельную работу. Фазировка трансформаторов.
80. Восстановление трансформаторного масла.
Влияние нагрузки
трансформатора на износ и изоляцию.

2

13
1

15
1

24

81. Ведение технической и эксплуатационной документации. Контроль
качества заземления. Контроль уровня масла внутри бака. Проверка
состояния помещений подстанций.
82. Периодичность осмотров ТП. Приемка трансформаторов и
распределительных
пунктов
в
эксплуатацию
после
выполнения
электромонтажных и ремонтных работ.
В том числе, практических занятий
83-84.Практическое занятие №2 Режимы работы трансформаторов
85-86-87-88-89-90. Промежуточная аттестация в виде устного экзамена.
Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 3
подготовка к лабораторным работам № 1 - № 2 и практическим занятиям № 1 - № 2 с использованием
методических рекомендаций преподавателя; оформление отчетов по лабораторным работам и подготовка к их
защите.

2
2
3

2
Всего:

Учебная практика
-ознакомление с правилами безопасности при работе с электромонтажным инструментом;
-организация рабочего места в соответствии с требованиями безопасности труда;
-ознакомление со схемами управления электроосвещения;
-ознакомление со схемами управления электрооборудования;
-приобретение навыков чтения электрических схем, выполнения разметки;
-приобретение навыков монтажа распаечных коробок, розеток и выключателей;
-приобретение навыков подготовки проводов и их оконцевания; закрепления и соединения в коробках;
-проверка собранной схемы при подаче питания и включении светильников
-приобретение навыков выявления неисправностей и их устранения при монтаже электрооборудования
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачѐта
Производственная практика

6

90
72

66

6
180

25

Виды работ
-ознакомление с правилами безопасности при эксплуатации электрических машин;
-участие в составлении графика ремонтов электрических машин;
-участие в процессе разборки и сборки электрических машин;
-участие в работах по снятию рабочих характеристик электрических машин;
-разработка эксплуатационной документации на электрическую машину, трансформатор;
-участие в работах по снятию механических характеристик электропривода.
-ознакомление с правилами безопасности при эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
-участие в составлении эксплуатационной документации на электроустановку;
-участие в организации работ по эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
-ознакомление со схемами управления электрооборудования;
-участие в выполнении электрических измерений при эксплуатации электрооборудования;
-проектирование электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
-участие в организации допуска к выполнению работ в действующих электроустановках;
-организация рабочего места в соответствии с требованиями безопасности труда;
-участие в проведении различных видов инструктажа по охране труда.
-ознакомление с правилами безопасности при выполнении ремонтных работ электрооборудования промышленных и
гражданских зданий;
-участие в выявлении неисправностей электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
-участие в планировании и выполнении ремонтов электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
-участие в выполнении работ по проведению модернизации электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
-участие в оценке состояния электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
-участие в осуществлении контроля качества проведения ремонтных работ.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачѐта
Итоговая аттестация по профессиональному модулю в форме экзамена (квалификационного)
Всего

174

6
726

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

26

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Реализации программы профессионального модуля ПМ.01 Организация и
выполнение работ по эксплуатации и ремонту электроустановок предполагает
наличие лабораторий «Электрических машин»; «Электрооборудования промышленных и
гражданских зданий»
Оборудование лаборатории «Электрических машин»:
1. лабораторные стенды:
- для исследования электрических машин постоянного тока;
- для исследования двухобмоточного трансформатора
- для исследования трехфазных силовых трансформаторов;
- для исследования параллельной работы трансформаторов;
- для исследования трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;
- для исследования работы трехфазного асинхронного двигателя с
фазным ротором;
- для исследования работы асинхронного двигателя в однофазном и конденсаторном
режимах
- для исследования работы трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя;
- для исследования параллельной работы синхронной генераторов;
- для исследования работы машин специального назначения.
2. электрические машины постоянного и переменного тока в разобранном виде для
изучения их конструкции;
3. комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории «Электрооборудования промышленных и гражданских
зданий»:
1. лабораторные стенды:
- для исследования схемы включения люминесцентных ламп;
- для определения места повреждения в кабельной линии;
- для проверки сопротивления изоляции электрооборудования;
-для исследования систем автоматизированного пуска и торможения
двигателей
постоянного тока;
-для исследования систем автоматизированного пуска и торможения асинхронных
двигателей;
-для исследования скоростных и механических характеристик электродвигателей;
- для исследования датчика импульсного положения;
2. учебный стенд с элементами осветительной арматуры, типами светильников;
3. учебный стенд с устройствами управления электропривода;
4. комплект учебно-методической документации.
Оборудование слесарной мастерской:
сверлильный станок, заточный станок, верстак слесарный с тисами, разметочная плита,
наглядные пособия – образцы учебно-производственных работ, плакаты, стенды,
комплекты основных слесарных инструментов и приспособлений.
Оборудование электромонтажной мастерской:
понижающий трансформатор 220/36 Вт, щиток с автоматическими выключателями,
монтажные
столы, щит управления поисков неисправностей, щит управления
освещением с двух мест, щит управления на базе ПЛК ( промышленно логистического
контролера ОВЕН), щит управления на базе ПЛК ( промышленно логистического
контролера ОNI), щит управления на базе ПЛК ( промышленно логистического
контролера
CIMENS) ручные электрифицированные инструменты (дрель,
углошлифовальная машина, перфоратор, шуруповерт, лазерный уровень). Комплекты
ручных инструментов электромонтажника, наглядные пособия – образцы учебнопроизводственных работ, плакаты, стенды, комплекты инструментов и приспособлений
27

Технические средства обучения:
-персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования с
антивирусной защитой;
-многофункциональное устройство;
-программное
обеспечение:
компьютерные
обучающие,
контролирующие
и
профессиональные программы, AutoCAD.
- теле аудио аппаратура и учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды
(мультимедиа презентации).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и
электромеханического оборудования учебник для студентов СПО / А.Н.
Александровская.-М: Издательский центр "Академия" 2016 - 336 с.
2. Ананичева, С. С.Анализ электроэнергетических сетей и систем в примерах и задачах :
учебное пособие / С. С. Ананичева, С. Н. Шелюг. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,
2016. – 176 с.
3. Кабельные и воздушные линии электропередачи : учеб. посо- К12 бие / Н. П. Бадалян [и
др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2019. 260 с.
4. Эксплуатация и ремонт электрооборудования и средств автоматизации : учебник и
практикум для СПО / В.А, Воробьѐв 2 –е изд.-М. Издательство Юрайт 2018. -365 с.
5. Эксплуатация электрооборудования : учеб. пособие Л.С. Кособов Екатеринбург: УрФУ,
2016 – 220 с.
6. Лабораторные работы по электрическим машинам и электроприводу : учеб. пособие для
студ. СПО / М.М. Кацман 9-е изд. – М: Издательский центр "Академия" 2016 - 256 с.
7. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей-М.: КноРус, 2016.
8. Правила устройства электроустановок, М.: НЦ ЭНАС, 2016.
9. Электропривод и электрооборудование : учебник и практикум для СПО/ В.Н. Острецов.
.-М. Издательство Юрайт 2019. -239 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://www.elektroshema.ru
2. http://www.ielectro.ru/Products.html?fn_tab2doc=4
3. http://electricalschool.info/spravochnik/electroteh/
4.http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink
&cid=1474&fids[]=303
5. http://electrolibrary.info/electrik.htm
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ 16110 – 82, СТСЭВ 1103 – 78. Трансформаторы силовые. Термины и
определения.
2. ГОСТ 16364.1 – 85 СТ СЭВ 4438 – 83. Двигатели асинхронные. Общие технические
условия
28

37. ГОСТ 16264.2 – 85. Двигатели синхронные. Общие технические условия.
4.ГОСТ 16264.4 – 85. Двигатели постоянного тока бесконтактные. Общие технические
условия.
5. ГОСТ Р 50571.15-97 Электроустановки зданий. Глава 52. Электропроводки.
6. ГОСТ 21.614-88. СПДС. Изображения условные графические электрооборудования и
проводок на планах.
7. ГОСТ Р 50571.10-96 Заземляющие устройства и защитные проводники.
8. ГОСТ Р 51628-2000 Щитки распределительные для жилых зданий. Общие технические
условия.
9. ГОСТ 21.101-97 СПДС «Основные требования к проектной и рабочей документации».
10. Методические указания по выполнению курсового проекта
12. Т.Галлозье, Д. Федулло, Энциклопедия электрика - М:, Омега, 2016.

29

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 1.1.
Организовывать и
осуществлять
эксплуатацию
электроустановок
промышленных и
гражданских зданий

ПК 1.2.
Организовывать и
производить работы
по выявлению
неисправностей
электроустановок
промышленных и
гражданских зданий

Критерии оценки

Методы оценки

-демонстрация навыков организации и
выполнения работ по эксплуатации и
ремонту электроустановок
- демонстрация умений оформлять
документацию для организации работ
и по результатам испытаний
действующих электроустановок с
учѐтом требований техники
безопасности;
- демонстрация навыков осуществления
коммутации в электроустановках по
принципиальным схемам;
- демонстрация умений читать и
выполнять рабочие чертежи
электроустановок;
- демонстрация умений производить
электрические измерения на различных
этапах эксплуатации электроустановок;
- демонстрация навыков контроля
режимов работы электроустановок;
- демонстрация знаний классификации
кабельных изделий и область их
применения;
-демонстрация знаний устройства,
принципа действия и основных
технических характеристик
электроустановок;
- демонстрация навыков применения
правил технической эксплуатации
осветительных установок,
электродвигателей, электрических
сетей;
- приобретение знаний условий приѐмки
электроустановок в эксплуатацию;
- демонстрация знания требований
техники безопасности при
эксплуатации электроустановок;
- демонстрация навыком организации и
выполнения работ по эксплуатации и
ремонту электроустановок
- демонстрация умений контролировать
режимы работы электроустановок;
- демонстрация умений выявлять и
устранять неисправности
электроустановок;
- демонстрация навыков планирования
мероприятия по выявлению и

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ
по учебной и
производственной
практике.
- проведении
промежуточной
аттестации

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ
по учебной и
производственной
30

ПК 1.3.
Организовывать и
производить ремонт
электроустановок
промышленных и
гражданских зданий

ОК 1.Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

устранению неисправностей с
соблюдением требований техники
безопасности
- демонстрация навыков планирования и
проведения профилактических осмотров
электрооборудования
- демонстрация знаний требований
техники безопасности при
эксплуатации электроустановок;
- демонстрация знаний устройства,
принципа действия и схемы включения
измерительных приборов;
- демонстрация навыков устранения
типичных неисправностей
электроустановок
- демонстрация навыков планирования и
проведения профилактических осмотров
электрооборудования
- демонстрация умений планировать
ремонтные работы
- демонстрация умений выполнять
ремонт электроустановок с
соблюдением требований техники
безопасности;
- демонстрация навыков контроля
качества выполнения ремонтных работ;
-демонстрация знаний технологической
последовательности производства
ремонтных работ;
- демонстрация знаний назначения и
периодичности ремонтных работ
- демонстрация навыков организации
ремонтных работ.
демонстрация
умений
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном
контексте;
демонстрация
умений
анализировать задачу и/или проблему и
выделять еѐ составные части;
демонстрация умений определять этапы
решения задачи;
демонстрация умений выявлять и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
демонстрация умений составить план
действия;
определить
необходимые
ресурсы;
демонстрация умений владеть
актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
демонстрация умений реализовать
составленный план;
демонстрация умений оценивать

практике.
- проведении промежуточной аттестации

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
- при выполнении и
защите практических
занятий, тестирования,
проверочных работ;
- при выполнении работ
по учебной и
производственной
практике.
- проведении
промежуточной
аттестации

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении
работ на различных
этапах учебной и
производственной
практики;
- при выполнение
проектных и
исследовательских работ.

31

ОК 2. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 3. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК 4. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью
наставника)
демонстрация умений определять задачи
для поиска информации; демонстрация
умений определять необходимые
источники информации; демонстрация
умений планировать процесс поиска;
демонстрация умений структурировать
получаемую информацию; демонстрация
умений выделять наиболее значимое в
перечне информации; демонстрация
умений оценивать практическую
значимость результатов поиска;
демонстрация умений оформлять
результаты поиска информации;
демонстрация умений определять
необходимые источники информации;
демонстрация умений планировать
процесс поиска; демонстрация умений
структурировать получаемую
информацию; демонстрация умений
выделять наиболее значимое в перечне
информации; демонстрация умений
оценивать практическую значимость
результатов поиска;
демонстрация умений оформлять
результаты поиска
демонстрация умений определять
актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности;
демонстрация умений применять
современную научную
профессиональную терминологию;
демонстрация умений определять и
выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования

демонстрация умений организовывать
работу коллектива и команды;
демонстрация умений взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами в
ходе профессиональной деятельности

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении
работ на различных
этапах производственной
практики.
- при выполнении и
защите курсового
проекта;

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий,
- при выполнении и
защите курсового
проекта;
- при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных
заданий,
- при выполнении работ
по производственной
практике.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении и
защите курсового
проекта;
32

ОК 5. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.

ОК 6. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 7. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

- в ходе компьютерного
тестирования,
- при подготовке
электронных
презентаций,
- при проведении
практических занятий,
- при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных
заданий,
- при выполнении работ
по учебной и
производственной
практике.
демонстрация умений грамотно излагать Экспертная оценка
свои мысли и оформлять документы по
результатов деятельности
профессиональной тематике на
обучающихся в процессе
государственном языке, проявлять
освоения образовательной
толерантность в рабочем коллективе
программы:
- при выполнении и
защите курсового
проекта;
- при защите и
оформлении
практических занятий;
- при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных
заданий;
демонстрировать умения описывать
Экспертная оценка
значимость своей специальности
результатов
коммуникативной
деятельности
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
при проведении учебновоспитательных
мероприятий
демонстрация умения соблюдать нормы
Экспертная оценка
экологической безопасности;
результатов деятельности
демонстрация умения определять
обучающихся в процессе
направления ресурсосбережения в рамках освоения образовательной
профессиональной деятельности по
программы:
специальности
-при выполнении
работ на различных
этапах учебной и
производственной
практики;
 при подготовке и
проведении учебновоспитательных
мероприятий.
33

ОК 8 Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.

демонстрация умений использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для достижения
профессиональных целей; демонстрация
умений применять рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности;
демонстрация умений пользоваться
средствами профилактики
перенапряжения характерными для
данной по специальности

ОК 9. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

демонстрация умений применять
средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
демонстрация умений использовать
современное программное обеспечение

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках.

демонстрация умений понимать общий
смысл четко произнесенных
высказываний на профессиональные,
понимать тексты на профессиональные
темы; демонстрация умений участия в
диалогах на профессиональные темы;
демонстрация умений строить простые
высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
демонстрация умений кратко
обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые);
демонстрация умений писать простые
связные сообщения на интересующие
профессиональные темы

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
при выполнении
работ на различных
этапах учебной и
производственной
практики;
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении и
защите курсового
проекта;
-при выполнении
работ на различных
этапах учебной и
производственной
практики;
 при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных
заданий.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
- при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
-при выполнении и
защите курсового
проекта;
-при выполнении
работ на различных
этапах учебной и
производственной
практики;
при выполнении
внеаудиторных
индивидуальных
заданий.
34

Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Результаты защиты курсовых проектов (работ) определяются оценками «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Основными критериями оценки качества курсовых проектов (работ) являются:
- актуальность и практическая значимость темы исследования;
- соблюдение графика выполнения курсового проекта (работы);
- соответствие работы заявленной теме и выданному заданию;
- полнота и качество содержания;
- обобщения фактических данных;
- соответствие оформления курсового проекта (работы) установленным требованиям;
- четкость и грамотность изложения материала;
- качество презентации;
- четкость доклада при защите курсового проекта (работы);
- глубина и правильность ответов на замечания руководителя и вопросы членов комиссии.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале.
Оценка «Отлично» выставляется за курсовой проект (работу), который носит
исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий
анализ, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами
и обоснованными предложениями, имеющими практическую значимость. Произведенные
расчеты выполнены правильно и в полном объеме. Работа выполнена в установленный
срок, грамотным языком. Оформление соответствует действующим стандартам,
сопровождается достаточным объемом табличного материала и графического материала
(для курсового проекта), имеет положительный отзыв руководителя.
При защите курсового проекта (работы) студент показывает глубокое знание вопросов
темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а
во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.), дает
четкие и аргументированные ответы на вопросы, заданные членами комиссии.
Оценка «Хорошо» выставляется за курсовой проект (работу), который носит
исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, проведен
достаточно
подробный
анализ,
последовательное
изложение
материала
с
соответствующими выводами, однако анализ источников неполный, выводы недостаточно
аргументированы, в структуре и содержании работы есть отдельные погрешности, не
имеющие принципиального характера. Работа имеет положительный отзыв руководителя.
При защите курсового проекта (работы) студент показывает знание вопросов темы,
оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время
доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный
материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется за курсовой проект (работу), который носит
исследовательский или описательный характер, имеет теоретическую главу, базируется на
практическом материале, однако просматривается непоследовательность изложения
материала, анализ источников подменен библиографическим обзором, документальная
основа работы представлена недостаточно. Проведенное исследование содержит
поверхностный анализ, выводы неконкретны, рекомендации слабо аргументированы, в
оформлении работы имеются погрешности, сроки выполнения работы нарушены. В
отзыве руководителя имеются замечания по содержанию работы.
35

При защите курсового проекта (работы) студент проявляет неуверенность, показывает
слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы
на заданные вопросы.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за курсовой проект (работы), который не
соответствует заявленной теме, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в
методических указаниях. Выводы не соответствуют изложенному материалу или
отсутствуют. В отзыве руководителя имеются критические замечания.
При защите курсового проекта (работы) студент затрудняется отвечать на поставленные
вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.
При защите не используются наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.).
Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся :
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения
эксперимента и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не
выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:

36

1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
промежуточной аттестации.
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические вопросы.
Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные умения и
владения навыками применения полученных знаний и умений при выполнении
упражнений, иных заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические
вопросы, показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими
неточностями практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками
применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на
большинство дополнительных вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного
материала. С существенными неточностями выполнил практические задания. Показал
удовлетворительные умения и владения навыками применения полученных знаний и
умений при овладении учебного материала. Допустил много неточностей при ответе на
дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень знаний и
умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на дополнительные
вопросы было допущено множество неправильных ответов

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».