ВЧ.04 Социальная адаптация и основы социально - правовых знаний на 24

Рабочая программа учебной дисциплины адаптационного цикла «Социальная адаптация и
основы социально-правовых знаний» разработана на основе Федерального Государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального
образования (далее СПО) ОПОП 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий, уровень подготовки базовы приказ Минобрнауки России
от 23 января 2018 г. № 44 (зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49991);
- Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных
программ СПО, утв. Минобрнауки России 20.04.2015 г. № 06-830вн. в соответствии:
- Закона РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями: 22
января, 15 декабря 2014, 28 августа 2020г);
- «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных
программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №
06-830вн;
- Устава ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О.В. Терѐшкина» № 788-ПП 09.11.2016г;
- Положения об очном отделении ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
- Положения по планированию, организации и проведению лабораторных, практических работ
ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
- Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «ПТ им.
О.В. Терѐшкина»;
- Положения о проведении ГИА студентов в ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина»;
- Положения о формировании КУМО ОПОП ГАПОУ СО «ПТ им. О.В. Терѐшкина».
Разработчик: Гафурова Наталия Владимировна

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

12

ОСВОЕНИЯ

14

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социальноправовых знаний» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью курса является формирование у обучающихся теоретических знаний, умений и
практических навыков, необходимых для разнообразных социальных взаимодействий,
формирование у них правовой культуры личности, воспитание гражданской позиции, навыков
самостоятельной работы.
Задачи дисциплины:
- Дать обучающимся представление об основах и механизмах социальной адаптации;
- Дать обучающимся представление об основополагающих международных документах,
относящихся к правам, в том числе инвалидов, основах гражданского, семейного, трудового
законодательства, основных правовых гарантиях в области социальной защиты, образования и
занятости;
- Научить обучающихся работать с нормативными правовыми документами;
- Научить обучающихся защищать свои права в соответствии с законодательством в различных
жизненных и профессиональных ситуациях;
- Научить обучающихся анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности
(бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социальноправовых знаний» обучающийся должен уметь:
- Использовать нормы позитивного социального поведения;
- Использовать свои права адекватно законодательству;
- Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
- Составлять необходимые заявления, обращения;
- Составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
- Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных
ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Механизмы социальной адаптации;
- Основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов;
- Основы гражданского и семейного законодательства;
- Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
- Основные правовые гарантии инвалидов в области социальной защиты и образования;
4

- Функции органов труда и занятости населения.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 4.1. Организовывать работу производственного подразделения.
ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.
ПК 4.3. Участвовать в расчетах основных технико-экономических показателей.
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении
электромонтажных и наладочных работ.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеобразовательной
дисциплины в том числе:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 41 час, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 41 час (из них 10 лабораторных и практических
занятий).

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41
41

в том числе:
практические занятия
Итоговая аттестация - зачѐт в форме теста

10
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
разделов и тем
работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основы социальной
1-1
Понятие «социальная адаптация».
адаптации
1-2
Виды социальной адаптации: физиологическая, управленческая (организационная),
1-3
психологическая, экономическая, педагогическая, профессиональная.
1-4
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
1-5
Механизмы социальной адаптации: психические механизмы, социально-психологические
Механизмы социальной 1-6
механизмы, социальные механизмы.
адаптации
1-7
Виды социально-психологической адаптации: функциональная, организационная,
1-8
ситуативная.
Практические занятия
1-9
Решение ситуационных задач «Нормы позитивного социального поведения».
Раздел 2 Законодательство о правах инвалидов
Тема 2.1.
Практические занятия
Международные
1-10
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.;
договоры о правах
1-11
Всемирный доклад ВОЗ об инвалидности, 2011.
инвалидов.
1-12
Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 г: Общие принципы.
1-13
Общие обязательства. Равенство перед законом. Свобода и личная неприкосновенность.
Защита личностной целостности. Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к
информации. Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры.
Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, 1971.;
Рекомендация Совета Европы по правовой защите недобровольно госпитализированных
лиц с психическими расстройствами, 1983 и др.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
3
1

Объем
часов
4
9
4

3

4

3

1

2

15
4

3

2
7

Законодательство
Российской
Федерации о правах
инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»:
понятия: социальная защита населения, медико-социальная экспертиза, реабилитация и
абилитация инвалидов. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, образование и
обеспечение занятости.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, организация
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации»: формы социального обслуживания,
виды социальных услуг, финансовое обеспечение социального обслуживания.
Федеральная программа «Доступная среда»
Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
Практические занятия
1-14
1-15

1-16
Тема 2.3.
Перечень гарантий
инвалидам
в Российской
Федерации

3

1

1

3

3

5

Конституция Российской Федерации о правах и свободах гражданина.

Содержание учебного материала
1-17
Приказ Минтруда России от 12.10.2016 № 570н «Об утверждении перечня установленных
1-18
законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих
1-19
включению в федеральный реестр инвалидов».
Проведение реабилитационных мероприятий. Предоставление технических средств
реабилитации и услуг. Оказание медицинской помощи. Обеспечение беспрепятственного
доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры. Обеспечение инвалидов
жилой площадью, льготы по оплате жилья. Обеспечение занятости инвалидов.
Материальноеобеспечение инвалидов. Социально-бытовое обслуживание инвалидов.
Санаторно-курортноелечение инвалидов.
Практические занятия
1-20
Составление перечня гарантий, обеспечиваемых инвалидам в РФ на основании
1-21
материаловсайтовhttps://i-mio.org/, http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhka1-22
invalidov.htm
Составление словаря понятий на основе Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид, социальная
защита населения, социальная поддержка населения, реабилитация, абилитация,
индивидуальная программа реабилитации и абилитации, технические средства

8

реабилитации
1-23
Оформление комплекта документов для получения путевки на санаторно-курортное
1-24
лечение.
Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства.
Тема 3.1.
Практические занятия
Основы гражданского
1-25 Понятие и система гражданского права. Гражданский кодекс РФ.
законодательства.
Понятие гражданско-правового договора. Правоспособность и дееспособность граждан.
Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования,
наследование по закону и по завещанию).
Законодательство о защите прав потребителей.
Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

3

2
1

Практические занятия
1-26
Понятие семейного права. Семейный кодекс РФ.
Брачно-семейное законодательство РФ;
Заключение и прекращение брака; Права и обязанности родителей и детей.
Раздел 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов
Тема 4.1.
Содержание учебного материала:
Основы трудового
1-27 Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод трудового права.
законодательства.
1-28
Понятие и виды трудового правоотношения.
1-29
Понятие, стороны и виды трудового договора.
1-30
Трудовая дисциплина и ответственность в сфере труда.
Оформление трудовых отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время.
Время отдыха.
Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов. Оплата труда инвалидов.
Тема 4.2.
Практические занятия
Особенности
1-31
Нормативные правовые акты, регулирующие труд инвалидов.
регулирования
труда инвалидов.
Раздел 5. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов.

3

1

3

5
4

2

1

Тема 5.1.

3

3.2.Основы семейного
законодательства.

Содержание учебного материала:

5
3

9

Государственная
политика в
области
профессиональной
подготовки и
профессионального
образования инвалидов

Тема 5.2.
Государственная
политика в
области
трудоустройства
инвалидов

Интегрированное профессиональное обучение инвалидов. Специализированные
профессиональные образовательные организации. Специальные условия для получения
профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
Адаптированные образовательные программы, специальные учебники, учебные пособия
и дидактические материалы. Специальные технические средства обучения коллективного
и индивидуального пользования для инвалидов с различными нарушениями функций
организма. Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
помощь. Доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Практические занятия
1-35
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (послед.ред.) «О занятости населения в Российской
1-36
Федерации».
Составление плана поиска работы.
Составление резюме для устройства на работу по профессии или специальности
1-32
1-33
1-34

3

Раздел 6. Медико-социальная экспертиза
Тема 6.1.
Порядок направления
гражданина на МСЭ.
Проведение медикосоциальной экспертизы

1

Содержание учебного материала:
1-37 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (посл. ред.) «О порядке и условиях
признания лица инвалидом». Порядок направления гражданина на медико-социальную
экспертизу.
Условия и порядок установления инвалидности.
Перечень документов: в случае признания гражданина инвалидом, в случае отказа в
признании гражданина инвалидом.
Раздел 7. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов.

3

Тема 7.1.

2

Содержание учебного материала:

2

1

2
2

10

Сущность понятия
«Реабилитация
инвалидов»,
Профессиональная
реабилитация
инвалидов.

Зачѐт

Понятие реабилитации инвалидов. Цель реабилитации инвалидов. Порядок разработки и
реализации ИПРА инвалида. Основные мероприятия реабилитации или абилитации
инвалидов в ИПРА: мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной
реабилитации или абилитации, по занятию спортом, физкультурно-оздоровительные
мероприятия.
Профессиональная реабилитация инвалидов: профессиональная ориентация, общее и
профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в
трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная
адаптация.
Оснащение(оборудование) специального рабочего места для трудоустройства инвалида.
Услуги органов службы занятости населения. Ответственность работодателей
(должностных лиц) за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной
квоты; за непредставление или несвоевременное представление (представление в
искаженном виде) сведений о выполнении квоты, движении рабочих мест.
В форме теста

1-38
1-39

3

Итого

2
41

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Дляреализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплины
«Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест -30
- стульев – 30
- доска классная – 1
- персональный компьютер преподавателя;
- интерактивная доска;
Технические средства обучения:
- лицензионное программное обеспечение;
- мультимедийный проектор;
- акустическая система.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
электронных образовательных ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Конституция РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru
2. Сборник кодексов Российской Федерации - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
3. Конвенция ООН о правах инвалидов - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
4. Конвенция о правах ребенка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Международные договоры в сфере защиты прав инвалидов - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents
9. Информационно - правовое обеспечение «Гарант» - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.aero.garant.ru
10. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: Правовое регулирование:уч. пос. для
студ. высш. уч. заведений / Н.В.Антипьева. – М.: Владос-Пресс, 2016.
11. Основы права. Учебник и практикум для СПО/ отв. Ред. Вологдин А.А. – М.:Научная школа,
2016.
12.Румынина В.В.Правобеспечпрофдеятельности, 2014г.
12. Самарина, В.П. Основы предпринимательства./ В.П. Самарина. – М.: КноРус2016.
13. Шашкова, О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка / О.В. Шашкова. - М.:Эксмо, 2016.
Интернет ресурсы учебных пособий, монографий и текстов по дисциплине:
http://www.consultant.ru – Справочная система
http://www.invalidnost.com – МСЭ
http://prava-invalidov.com – Юридическая помощь
http://romir.ru - Каталог Право России
http://www.allpravo.ru – Электронная библиотека
http://www.hri.ru – Электронная библиотека международных документов по правам
человека
http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhka-invalidov.htm - сайт «Жизнь после травмы
спинного мозга». Реабилитация и социализация инвалидов.

12

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

Критерии
оценки

Формы и методы
оценки

Точность в определении
своих прав адекватно
законодательству.

Оценка выступлений по
обсуждаемым
темам.

Качество оформления в
тетради (содержание,
информативность,
качество).

Оценка ведения
конспекта.

Уметь:
Использовать нормы позитивного
социального поведения;
Использовать свои права адекватно
законодательству;
Обращаться в надлежащие органы
за квалифицированной помощью;
Анализировать и осознанно
применять нормы
закона с точки зрения конкретных
условий их
реализации;
Составлять необходимые
заявления,обращения;
Составлять резюме, осуществлять
самопрезентацию при
трудоустройстве;
Использовать приобретенные
знания и умения
в различных жизненных и
профессиональных
ситуациях.

Составляет
необходимые заявления,
обращения.

Оценка правильности
составления
словаря терминов.
Оценка выполнения
практических заданий

Составляет резюме,
осуществляет
самопрезентацию при
трудоустройстве.

Знания:
Механизмов социальной
адаптации;
Основополагающих
международных
документов относящихся к правам
инвалидов;
Основ гражданского и семейного
законодательства;
Основ трудового законодательства,
особенности регулирования труда
инвалидов;
Основных правовых гарантий
инвалидов вобласти социальной
защиты и образования;
Функций органов труда и занятости
населения

Полнота описания
механизмов
социальной
адаптации;
Анализ правовых
гарантий инвалидов в
области социальной
защиты и образования;
Понимание функций
органов труда и
занятости населения

Устный опрос
Оценка выступлений по
обсуждаемым
темам.
Оценка ведения
конспекта.
Оценка правильности
составления
словаря терминов.
Оценка выполнения
практических
заданий №1-№4

13

Зачѐт по пройденным темам:
Понятие социальной адаптации, ее
этапы, механизмы, условия
Законодательство о правах
инвалидов.
Основы трудовогозконодательства.
Особенности регулирования труда
инвалидов
Профессиональная подготовка и
трудоустройство инвалидов.
Медико-социальная экспертиза
Реабилитация инвалидов.
Индивидуальная программа
реабилитации или абилитации
инвалидов.

Владеет информацией
по следующим темам:

В форме теста

Механизмы социальной
адаптации;
Основополагающие
международные
документы относящиеся
к правам инвалидов;
Основы гражданского и
семейного
законодательства;
Основы трудового
законодательства,
особенности
регулирования труда
инвалидов;
Основные правовые
гарантий инвалидов в
области социальной
защиты и образования;
Функций органов
труда и занятости
населения

Критерии оценивания зачѐта
Оценка «5» ставится в том случае, когда обучающийся исчерпывающе знает весь программный
материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает
правильные, сознательные и уверенные ответы. В устных ответах и письменных работах
пользуется литературно правильным языком и допускает 10 ошибок.
Оценка «4» ставится в том случае, когда обучающийся знает весь требуемый программой
материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает
без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных
ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах
допускает от 20% – 30% ошибок.
Оценка «3» ставится в том случае, когда обучающийся обнаруживает знание основного
программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые
затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает не
более 50%ошибок при изложении материала.
Оценка «2» ставится в том случае, когда не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружило незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части
учебного материала.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТА
Оценка «зачѐт» – 60-100% правильных ответов на вопросы;
Оценка «не зачѐт» – 0-59% правильных ответов на вопросы.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».