Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности
среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09 Монтаж, наладка и
эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая
подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года, зарегистрированного в
Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4
2
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЧ.02. Материаловедение
1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является
частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.09. Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий № 44
от 23.01.2018 г.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и
профессиональной подготовке по профессиям рабочих: "Электромонтѐр по ремонту и
обслуживанию электрооборудования".
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Дисциплина входит в перечень учебных дисциплин вариативной части ОПОП
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий. Учебная дисциплина «Материаловедение» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01-ОК10.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и
знания:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК01-ОК10
ПК1.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.1
- определять характеристики
материалов по справочникам;
- выбирать материалы по их
свойствам и условиям
эксплуатации.
-подбирать конструкционные
материалы по их назначению и
условиям эксплуатации;
-выбирать электротехнические
материалы на основе анализа
их свойств для конкретного
применения;
- о строении материалов;
- классификации электротехнических
материалов их свойства, область
применения;
- механических, электрических,
тепловых, физико-химических
характеристик материалов;
- основных видов проводниковых,
полупроводниковых, диэлектрических
и магнитных материалов, их свойств и
областей применения;
состава, основных свойств и
назначения припоев, флюсов, клеев.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
51
Обязательные аудиторные учебные занятия
35
Лабораторные работы
4
Практические занятия
3
контрольные работы
3
Итоговая аттестация в форме экзамена (тестирование)
6
5
4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Материаловедение"
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Уровень
самостоятельная работа обучающихся
освоения
1
Раздел 1. Основные
сведения
о
металлах, сплавах и
их свойствах
Тема 1.1.
Виды, свойства и
области применения
металлов и сплавов.
Раздел 2.
Электротехнические
материалы
Тема 1.2.
Проводниковые
материалы.
2
3
Объем
часов
4
ОК. 01-ОК10
ПК 1.2-1.3
Содержание учебного материала
1-2
3
4
5
6-7-8
9-10.
11
Ознакомительное занятие. Цели и задачи дисциплины
Сведения о металлах и сплавах
Строение металлов
Понятие о сплавах
Практическое занятие №1. Изучение свойств металлов и сплавов.
Термическая обработка металлов. Обработка от коррозии
Контрольная работа №1
1
1
1
1
2
1
3
2
1
1
1
3
2
1
ОК 01-ОК10
ПК 1.2-1.3
ПК 2.1-2.2
ПК3.1
Содержание учебного материала
12-13 Характеристики электротехнических материалов
14-15- Лабораторная работа №1. Определение удельных сопротивлений
твѐрдых диэлектриков
16-17 Лабораторная работа №2. Определение диэлектрической
проницаемости.
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
1
2
2
2
2
2
6
Тема 1.3.
Изоляционные
материалы.
18-19 Свойства проводниковой меди и еѐ характеристики.
20
Сплавы на основе миди.
21-22 Свойства и характеристики алюминия.
23
Сплавы на основе алюминия.
24-25. Благородные металлы и их свойства.
26-27- Проводниковые материалы с большим удельным сопротивлением.
28
29-30 Неметаллические проводниковые материалы
31-32 Разновидности контактов и требования к ним
33-34. Припои и флюсы. Маркировка припоев.
35
Контрольная работа №2
Содержание учебного материала
36-3738
39-40.
41-42.
43-44.
45
46-51
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
3
1
1
1
3
2
2
2
1
ОК 01-ОК10
ПК 1.2-1.3
ПК 2.1-2.2
ПК3.1
Назначение изоляционных материалов и их характеристики.
1
3
Газообразные диэлектрики.
Жидкие диэлектрики.
Область применения газообразных и жидких диэлектриков.
Контрольная работа №3
Итоговая аттестация в форме экзамена (тестирование)
1
1
1
3
3
1
1
2
1
6
Всего
51
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
7
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Электротехнические
материалы», оснащенный
оборудованием:
рабочие места преподавателя и обучающихся
комплект учебно-методической документации по дисциплине;
образцы материалов.
техническими средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска для
совместной работы с мультимедиа-проектором;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Кабельные и воздушные линии электропередачи : учеб. посо- К12 бие / Н. П. Бадалян [и
др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2019. 260 с.
2. Винников А.В. ВЗО Электротехнические материалы и изделия: учеб. пособие
/А. В. Винников, Н. А. Гранкина, А. Г. Кудряков, О. С. Турчанин. - 2-е изд., неправ, и доп./
- Краснодар: КубГАУ, 2017,- 317с.
3. Сорокин В. С., Антипов Б. Л., Лазарева Н. П.Материалы и элементы электронной
техники. Активные диэлектрики, магнитные материалы, элементы электронной
техники: Учебник. — Т. 2. — 2 е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань», 2016. — 384
c.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://elektrica.info/klassifikatsiya-e-lektrotehnicheskih-materialov/
2. http://sermir.narod.ru/lec/lect1.htm
3. http://electricalschool.info/spravochnik/material/
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
- о строении материалов;
- классификации электротехнических
материалов их свойства, область
применения;
- механических, электрических,
тепловых, физико-химических
характеристик материалов;
- основных видов проводниковых,
полупроводниковых,
диэлектрических и магнитных
материалов, их свойств и областей
применения;
- состава, основных свойств и
назначения припоев, флюсов, клеев.
Умения
- определять характеристики
материалов по справочникам;
- выбирать материалы по их
свойствам и условиям эксплуатации.
-подбирать конструкционные
материалы по их назначению и
условиям эксплуатации;
-выбирать электротехнические
материалы на основе анализа их
свойств для конкретного
применения;
Критерии оценки
Методы оценки
Демонстрация знаний
применения
электротехнических
материалов и их свойства.
Демонстрация знаний
технических характеристик
проводниковых,
полупроводниковых,
диэлектрических и
магнитных материалов
Демонстрация знаний
технических характеристик
электроустановок, опираясь
на знания используемых
материалов и изделий.
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении лабораторно практических работ;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведении
промежуточной аттестации
Демонстрация умений
подбирать
конструкционные
материалы по их
назначению и условиям
эксплуатации
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении лабораторно практических работ;
- выполнении домашних
работ;
- выполнении
тестирования;
- выполнении проверочных
работ.
- проведении
промежуточной аттестации
Демонстрация умений
определять характеристики
материалов по
справочникам
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии:
Оценка лабораторно-практических работ.
Оценка «отлично» ставится, если студент:
1. Правильно определил цель работы;
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
9
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
5. Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но:
1. Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
1. Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее чем
наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам
работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения
эксперимента и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов;
3. Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не
выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
1. Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка тестирования в ходе промежуточной аттестации .
Процент выполненных заданий.
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
10