ВЧ 05 Эффективное поведение на рынке труда

Рабочая программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» разработана
на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по
профессии/специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.09
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий,
уровень подготовки базовый приказ Минобрнауки России от 23 января 2018 г. № 44

(зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49991)

ОРГАНИЗАЦИЯ

-

РАЗРАБОТЧИК:

ГАПОУ СО
О.В.Терѐшкина»

«Полипрофильный

техникум

им.

РАЗРАБОТЧИК: Статина Екатерина Федоровна, преподаватель 1 категории

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Программа входит в укрупненную
группу специальности: 08.00.00 Техника и технология строительства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина «ВЧ.05 Эффективное поведение на рынке труда» является вариативной
частью гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» обеспечивает формирование
общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01 – ОК.11.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
- давать аргументированную оценку
- об источниках информации и их
степени востребованности
особенностях;
ОК.01
специальности
на
рынке
труда;
- о том, как происходят процессы
ОК.02
- аргументировать целесообразность
получения, преобразования и
ОК.03
использования элементов
передачи информации;
ОК.04
инфраструктуры для поиска работы;
- о возможных ошибках при сборе
ОК.05
- задавать критерии для сравнительного информации и способах их
ОК.06
анализа информации для принятия
минимизации;
ОК.07
решения о поступлении на работу;
- обобщенного алгоритма решения
ОК.08
- составлять структуру заметок для
различных проблем;
ОК.09
фиксации взаимодействия с
- о том, как происходит процесс
ОК.10
потенциальным
работодателем;
доказательства;
ОК.11
- составлять резюме с учетом
- о выборе оптимальных способов
специфики работодателя;
решения проблем, имеющих
- применять основные правила ведения
различные варианты разрешения;
диалога с работодателем в модельных
- о способах представления
условиях;
практических результатов;
- корректно отвечать на «неудобные
- о выборе оптимальных способов
вопросы» потенциального
презентаций полученных
работодателя;
результатов.
- оперировать понятиями
«горизонтальная карьера» и
«вертикальная карьера»;
- объяснять причины, побуждающие
работника к построению карьеры;
- анализировать (формулировать) запрос
на внутренние ресурсы для
профессионального роста в заданном
(определенном) направлении;
4

- давать оценку в соответствии с
трудовым законодательством
законности действий работодателя и
работника в произвольно заданной
ситуации, пользуясь Трудовым
кодексом РФ и нормативными
правовыми актами.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

34

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

22

в том числе:
практические занятия (если предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в виде
«Презентации портфолио»

10
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Эффективное поведение на рынке труда»
Наименование
Содержание учебного материала, практические занятия. и формы
разделов и
организации деятельности обучающихся
тем
1
2
Раздел 1
Современный рынок
труда
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные понятия,
Введение. Основные цели дисциплины «Эффективное поведение на рынке
1-1
принципы и
труда»
направления анализа 1-2
Понятие «рынок труда». Рабочая сила как товар. Цена рабочей силы.
рынка труда
Понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособное население». Спрос и
1-3
предложение на рынке труда. Занятость населения как показатель баланса
проса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы и его
причины. Понятие «вакансии на рынке труда». Конкурентоспособность на
рынке труда
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Профессиональная
Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных
1-4
карьера молодого
карьер. Карьерные стратегии. Этапы построения профессиональной
специалиста
карьеры.
Планирование профессиональной карьеры. Шаги построения
1-5
профессиональной карьеры. Управление деловой карьерой. Внутренние
1-6
факторы, влияющие на успешность карьеры. Внешние факторы, влияющие
на успешность карьеры.
Раздел 2
Особенности поиска
работы и
дальнейшего
трудоустройства
выпускников

Уровень
освоения

Объем
часов
3
6

3
1

1

1

2

1

1

2

2

Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11

3

26

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
7

ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
Тема 2.1
Поиск различных
вариантов
трудоустройства

Тема 2.3
Телефон как средство
поиска работы
Тема 2.4
Способы заочной
само презентации

Тема 2.5
Собеседование при
приѐме на работу

Содержание учебного материала
Поиск работы. Способы активного поиска работы. Стратегии поведения
1-7
выпускника на рынке труда. Обращение к работодателю.
1-8
Посредники на рынке труда. Государственная служба занятости.
1-9
Коммерческие агентства по найму и подбору кадров
Практические занятия
№ 1 Посещение Центра занятости населения г. Лесной с целью
1-10
ознакомления с рынком труда.
1-11
Содержание учебного материала
Телефонные звонки потенциальным работодателям. «Поисковый»
1-12
телефонный звонок. Телефонный звонок по рекламируемой вакансии
Содержание учебного материала
Составление объявления о поиске работы. Главные принципы составления
1-13
объявления.
Составление резюме. Нестандартное резюме: плюсы и минусы. Структура
1-14
резюме. Практические советы по написанию резюме.
Практические занятия
№ 2 Составление объявления о поиске работы
1-15
№ 3 Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя
1-16
Содержание учебного материала
Понятие и структура собеседования. Виды собеседований. Общая
1-17
проверка профессиональной подготовки соискателя (навыки, знания,
опыт). Проверка возможностей соискателя (здоровье, готовность
выполнять работу, требования к заработной плате, транспортная
доступность рабочего места, семейные обстоятельства). Завершение
беседы.
Подготовка к собеседованию. Проверка даты и времени собеседования.
1-18
Устранение причин опоздания: автотранспортные «пробки» и т.д.
Репетиция возможных вопросов и ответов. Подготовка необходимых

5
1

2

1

1

1

2
1

1

1

2

1

2

1

2
2

1
1

4

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11

10
1

1

1

1

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
8

документов
Прохождение собеседования. Поведение во время собеседования. Факторы
1-19
эффективного собеседования: умение подать себя, умение убедить
1-20
работодателя в своѐм профессионализме и т.д. Приветствие, само
представление, зрительный контакт, уточнение информации в ходе
собеседования
Технология прохождения интервью. Подготовка к интервью: два типа
1-21
ответов - общие и целевые, отработка позы, выражения лица.
1-22
Продумывание и анализ своих реальных возможностей, примеры своего
отношения к работе, мотивирование своего стремления работать именно в
этой организации
Практические занятия
№ 4 Проведение тренинга «Навыки проведения успешных переговоров с
1-23
работодателем»
1-24
№ 5 Подготовка само презентации «Почему должны принять на работу
1-25
именно Вас?»
1-26
Тема 2.6
Оформление
трудовых отношений
Тема 2.7
Адаптация на
рабочем месте

Содержание учебного материала
Трудовой договор. Приѐм на работу без заключения трудового договора.
1-27
Гражданско-правовой договор. Коррупционные проявления в трудовых
1-28
отношениях.
Содержание учебного материала
Значение адаптации на рабочем месте для создания положительного
1-29
впечатления о вновь принятом работнике. Профессиональная адаптация.
Социально-психологическая адаптация.
Рабочая команда как средство повышения эффективности работы.
1-30
Преуспевающий член команды. Создание команды.
Практические занятия
№ 6 Проведение тренинга «Эффективное взаимодействие»
1-31
1-32
Дифференцированный зачет в форме «Презентация портфолио»
1-33
1-34
Итого

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК 9
ОК 10
ОК 11

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
2

1

2

4
1

1

2

1

3

2

3

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11

2
34
9

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация
учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- экран проекционный.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Дополнительные источники:
Основные источники:
1. Авдулова, Т. П. Психология управления: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2018 — 231 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
2. Леонов, Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд.,
пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 193 с. — (Серия : профессиональное
образование).
3. Романова, Ю. Д. Информационные технологии в управлении персоналом : учебник и
практикум для СПО / Ю. Д. Романова, Т. А. Винтова, П. Е. Коваль. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 271 с. — (Серия :
Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. Березин
С.В.,
Лисецкий
К.С.,
Ушмудина
О.А.
Само-Проектирование
профессиональной карьеры. Практический курс. Самара. Изд-во «Универс-групп», 2015 –
64 с.
2. Дубровина О.И. Курс лекций по дисциплине: "Эффективное поведение на рынке
труда" для студентов СПО: Электронное пособие.
3. Иббара Э. Действуй как лидер, думай как лидер/Э. Иббара «Эксмо», 2015
4. Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А., Кибанов А.Я. Социальнотрудовые отношения. Рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие.Издательство Проспект, 2015.
5. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и
стимулирование трудовой деятельности. Учебник.- Москва, Издательство «Инфра-М»,
2016.
6. Найди свою работу Автор: Маруся Светлова Издательство: ИГ "Весь" Год: 2015.
7. Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда [Текст]: рабочая тетрадь /
Е.А. Парыгина. – Самара: ЦПО, 2011. – 48 с.
8. Татьяна Задорожняя Название: Про работу и личную жизнь Издательство: СПб.:
Питер Год: 2016.

11

Интернет ресурсы
1. http://blanker.ru – Бланки документов
2. http://freejob.ru - сайт о способах трудоустройства
3. http://humanitar.ru. – единый портал, где представлены учебные материалы о рынке
труда и безработице
4. http://lib4all.ru – электронная библиотека, где представлены учебные материалы, в
которых есть информация об особенностях трудоустройства на рынке труда, а также о
способах поиска работы.
5. http://www.job.ru -Поиск вакансий
6. http://www.proforientator.ru -Центр тестирования и развития

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
- об источниках информации
и их особенностях;
- о том, как происходят
процессы получения,
преобразования и передачи
информации;
- о возможных ошибках при
сборе информации и способах
их минимизации;
- обобщенного алгоритма
решения различных проблем;
- о том, как происходит
процесс доказательства;
- о выборе оптимальных
способов решения проблем,
имеющих различные
варианты разрешения;
- о способах представления
практических результатов;
- о выборе оптимальных
способов презентаций
полученных результатов.

Умения
- давать аргументированную
оценку степени
востребованности
специальности на рынке
труда;
- аргументировать
целесообразность
использования элементов
инфраструктуры для поиска
работы;
- задавать критерии для
сравнительного анализа
информации для принятия
решения о поступлении на

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

Демонстрация знаний
источников информации и их
особенностей.
Демонстрация знаний о том,
как происходят процессы
получения, преобразования и
передачи информации.
Демонстрация знаний о
возможных ошибках при
сборе информации и способах
их минимизации.
Демонстрация знаний
обобщенного алгоритма
решения различных проблем.
Демонстрация знаний о том,
как происходит процесс
доказательства.
Демонстрация знаний о
выборе оптимальных
способов решения проблем,
имеющих различные
варианты разрешения.
Демонстрация знаний о
способах представления
практических результатов.
Демонстрация знаний о
выборе оптимальных
способов презентаций
полученных результатов.

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении практических
заданий;
- решении ситуационных
задач;
- выполнении
тестирования;
- подготовке и
выступлении с докладом,
сообщением;
-защите реферата;
- проведении
промежуточной аттестации

Демонстрация умений давать
аргументированную оценку
степени востребованности
специальности на рынке
труда.
Демонстрация умений
аргументировать
целесообразность
использования элементов
инфраструктуры для поиска
работы.
Демонстрация умений
задавать критерии для
сравнительного анализа

Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся при
- выполнении практических
заданий;
- решении ситуационных
задач;
- выполнении
тестирования;
- подготовке и
выступлении с докладом,
сообщением;
-защите реферата;
- проведении
промежуточной аттестации

13

работу;
- составлять структуру
заметок для фиксации
взаимодействия с
потенциальным
работодателем;
- составлять резюме с учетом
специфики работодателя;
- применять основные
правила ведения диалога с
работодателем в модельных
условиях;
- корректно отвечать на
«неудобные вопросы»
потенциального
работодателя;
- оперировать понятиями
«горизонтальная карьера» и
«вертикальная карьера»;
- объяснять причины,
побуждающие работника к
построению карьеры;
- анализировать
(формулировать) запрос на
внутренние ресурсы для
профессионального роста в
заданном (определенном)
направлении;
- давать оценку в
соответствии с трудовым
законодательством
законности действий
работодателя и работника в
произвольно заданной
ситуации, пользуясь
Трудовым кодексом РФ и
нормативными правовыми
актами.

информации для принятия
решения о поступлении на
работу.
Демонстрация умений
составлять структуру заметок
для фиксации взаимодействия
с потенциальным
работодателем.
Демонстрация умений
составлять резюме с учетом
специфики работодателя.
Демонстрация умений
применять основные правила
ведения диалога с
работодателем в модельных
условиях, корректно отвечать
на «неудобные вопросы»
потенциального работодателя.
Демонстрация умений
оперировать понятиями
«горизонтальная карьера» и
«вертикальная карьера».
Демонстрация умений
объяснять причины,
побуждающие работника к
построению карьеры.
Демонстрация умений
анализировать
(формулировать) запрос на
внутренние ресурсы для
профессионального роста в
заданном (определенном)
направлении.
Демонстрация умений давать
оценку в соответствии с
трудовым законодательством
законности действий
работодателя и работника в
произвольно заданной
ситуации, пользуясь
Трудовым кодексом РФ и
нормативными правовыми
актами.

14

Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Критерий оценки – текущая аттестация:
«5» - выставляется студенту, который уверенно, знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике;- который показал всесторонние,
систематизированные, знания учебной программы дисциплины, знакомство с дополнительной
литературой.
"4"-выставляется студенту, который уверенно знает материал, грамотно и по существу
излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе некоторые
неточности;
"3" -выставляется студенту, который воспроизводит понятия с помощью преподавателя,
ориентируется во многих понятиях, применяет знания на практике.
«2» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер
знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической
последовательности в изложении программного материала, допускающему в ответе или в
решении задач грубые ошибки; − который, не знает большей части основного содержания учебной
программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий
дисциплины и не умеет использовать полученные знания при планировании своей
профессиональной деятельности.

15

Критерий оценки – итоговая аттестация
Оценка оформления и презентации портфолио осуществляется по следующим критериям:
1 критерий:
Соответствие структуры портфолио требованиям (см. Положение о портфолио № 065/ОД от
31.08.2016).
2 критерий:
Оформление портфолио в соответствии с требованиями:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершѐнность представленных материалов;
- наглядность.
3 критерий:
Критерии оценки самопрезентации:
- внешний вид;
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение базовых результатов деятельности;
- целостность и логичность отражения основной идеи самопредставления;
- грамотная речь;
- оригинальность
- артистизм;
- контакт с публикой (визуальное и невербальное общение);
- соблюдение регламента.
4 критерий:
Умение вести дискуссию и ответы на вопросы по существу представленных документов.
Максимальное количество баллов по каждому критерию – 2 балла:
2 балла – соответствует полностью;
1 балл – соответствует частично (более 30 %);
0 баллов – не соответствует.
Максимальное количество баллов за оформление и презентацию портфолио – 8 баллов
Перевод бальной системы в традиционную:
7-8 баллов - оценка «5» (отлично);
6 баллов - оценка «4» (хорошо);
5 баллов - оценка «3» (удовлетворительно);
4 балла и меньше - оценка «2» (неудовлетворительно).

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».