СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
3
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 «Основы менеджмента в электроэнергетике»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.11 «Основы менеджмента в электроэнергетике» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Учебная дисциплина «Основы менеджмента в электроэнергетике»
обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и
гражданских зданий. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01 –
ОК.04, ОК.09, ОК.11
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ПК4.1
ОК.01- ОК.04,
ОК.09, ОК.11
- организовывать подготовку
электромонтажных работ;
-составлять графики проведения
электромонтажных,
эксплуатационных, ремонтных и
пуско-наладочных работ
- контролировать и оценивать
деятельность членов бригады и
подразделения в целом
- структуры и функционирования
электромонтажной организации;
-методов управления трудовым
коллективом и структурными
подразделениями;
-способов стимулирования
работы членов бригады
- методов контроля качества
электромонтажных работ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
36
в том числе:
теоретическое обучение
24
лабораторные работы
-
практические занятия
8
Промежуточная аттестация
4
3
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем
в часах
1
2
3
2
Введение
Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социальноэкономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины
Содержание учебного материала
Тема 1
Сущность, цели и Сущность и характерные черты современного менеджмента. Менеджмент как особый вид
задачи менеджмента.
профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности
Тема 2
Организация и ее
среда.
управления организациями различных организационно-правовых форм.
Содержание учебного материала
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы
среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.
Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические
факторы, социально-культурные факторы, международные события, научнотехнический прогресс.
Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды,
сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней
среды.
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные
процессы, технология, организационная культура.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 1 Анализ факторов внешней и внутренней среды
организации
Тема 3
Характеристика
составляющих цикла
менеджмента
4
4
ПК 4.1.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
ПК 4.1.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
6
2
2
Содержание учебного материала
Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) – основа
управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и
взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
4
ПК 4.1.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №2 Разработка системы мотивации персонала.
Тема 4
Организационная
структура управления
Тема 5
Контроль
Тема 6
Процесс
решения.
Тема 7
Лидерство и
руководство
2
2
Содержание учебного материала
Организация. Принципы построения организационной структуры управления:
цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий
руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа
звеньев. Типы структур организаций
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №3 Построение организационной структуры предприятия.
Содержание учебного материала
Сущность и виды управленческого контроля. Поведенческие аспекты контроля.
Этапы процесса контроля. Эффективность контроля.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 4 Определение способов контроля, исключающих
негативное воздействие на поведение персонала
6
2
2
6
2
2
Содержание учебного материала
Искусство строить отношения с сотрудниками. Стили управления и факторы его
формирования. "Решетка менеджмента". Определение стиля по "Решетке
менеджмента" и характеристика каждого стиля. Виды и совместимость стилей.
Связь стиля управления и ситуации
Промежуточная аттестация
Всего:
2
4
36
5
ПК 4.2.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
2
Содержание учебного материала
принятия Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений.
Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный,
адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление
проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие
решения
ПК 4.1.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
ПК 4.1.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
ПК 4.1.
ОК.01 –ОК.04,
ОК.09, ОК.11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Основы менеджмента»,
оснащенный
оборудованием:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
техническими средствами обучения:
-персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования с
антивирусной защитой;
-многофункциональное устройство;
- учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды (мультимедиа
презентаций) по темам учебной дисциплины).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Грибов В.Д. «Менеджмент»: Учебное пособие -М.: КНОРУС– М,2017. -216 с.
2. Веснин В.Р. «Основы менеджмента»: Учебник: 2 –е изд., доп. И исправ,-М: ООО
«ТД,-2016.-560с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник-3-е изд.-М.: Гардарики,
2014.-528 с.
4. Скобелев Д. О., Степанова М. В. Энергетический менеджмент: прочтение 2020
Руководство по управлению энергопотреблением для промышленных предприятий. Москва:
Издательство «Колорит», 2020 92 с.
5. Основы электроснабжения : учебн. пособие для академического бакалавриата / А. А.
Сивков, А. С. Сайгаш, Д. Ю. Герасимов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2016 — 173 с. — Серия : Университеты России.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://ecsocman.edu.ru
http://www.aup.ru/management/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент»: Учебник-3-е изд.- М.: Академия, 2016304с.
2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент»: Практикум.- М.: Академия, 2016-304с.
6
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
- структуры и
функционирования
электромонтажной
организации;
-методов управления
трудовым коллективом и
структурными
подразделениями;
-способов стимулирования
работы членов бригады
- методов контроля
качества
электромонтажных работ
- демонстрация навыков
организации подготовки
электромонтажных работ;
- демонстрация навыков
составления графиков
проведения
электромонтажных,
эксплуатационных,
ремонтных и пусконаладочных работ;
- демонстрация навыков
контроля и оценки
деятельности членов бригады
и подразделения в целом;
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
-при решении ситуационных
задач,
-при тестировании,
-при выполнении домашних
работ, контрольных работ и
др. видов текущего
контроля
- демонстрация умения
контролировать
технологическую
последовательность
электромонтажных работ и
соблюдать требования правил
устройства электроустановок
и других нормативных
документов;
- демонстрация умения
оценивать качество
выполненных
электромонтажных работ;
Экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся
-при выполнении
индивидуального задания;
- при выполнении
практического задания;
- при выполнении
тестирования;
- при выполнении
группового практического
задания.
Умения:
- организовывать
подготовку
электромонтажных работ;
-составлять графики
проведения
электромонтажных,
эксплуатационных,
ремонтных и пусконаладочных работ
- контролировать и
оценивать деятельность
членов бригады и
подразделения в целом
Оценка индивидуальных достижений (в отношении форм и методов оценки)
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические
вопросы. Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные
умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при выполнении
упражнений, иных заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические
вопросы, показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими
неточностями практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками
7
применения полученных знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на
большинство дополнительных вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного
материала. С существенными неточностями выполнил практические задания. Показал
удовлетворительные умения и владения навыками применения полученных знаний и
умений при овладении учебного материала. Допустил много неточностей при ответе на
дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и
при выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень
знаний и умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на
дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов
8