Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.09 Безопасность работ в
электроустановках» разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального
образования
(далее
СПО) 08.02.09
Монтаж,
наладка
и
эксплуатация
электрооборудования
промышленных
и
гражданских
зданий (базовая
подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года,
зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной
образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
стр. 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 12
стр. 5
3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Безопасность работ в электроустановках»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность работ в электроустановках» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Безопасность работ в электроустановках» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК01–ОК07, ОК08-ОК10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ПК1.1-ПК1.3
ПК2.1-ПК2.3
ПК3.1-ПК3.3
ПК4.4
ОК01–ОК07,
ОК08-ОК10.
-оформлять документацию для
организации работ и по результатам
испытаний в действующих
электроустановках с учетом требований
техники безопасности;
-планировать мероприятия по выявлению
и устранению неисправностей с
соблюдением требований техники
безопасности;
-выполнять ремонт электроустановок с
соблюдением требований техники
безопасности;
-выполнять монтаж силового и
осветительного электрооборудования в
соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами,
требованиями нормативных правовых
актов и техники безопасности;
-выполнять монтаж воздушных и
кабельных линий в соответствии с
проектом производства работ, рабочими
чертежами, требованиями нормативных
правовых актов и техники безопасности;
-проводить различные виды инструктажа
по технике безопасности;
-осуществлять допуск к работам в
действующих электроустановках;
-организовывать рабочее место в
соответствии с правилами техники
безопасности.
-требований техники
безопасности при
эксплуатации
электроустановок
-правил технической
эксплуатации и техники
безопасности при
проведении
электромонтажных работ;
-правил техники
безопасности при работе в
действующих установках;
-мер безопасности при
эксплуатации и техническом
обслуживании оборудования
автоматических систем.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
72
в том числе:
теоретическое обучение
60
лабораторные работы
-
практические занятия
6
контрольная работа
-
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.
6
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся
1
2
1-2 Ознакомительное занятие. Требования ФГОС, программы, МПОТ.
Введение
Раздел 1 Производственный травматизм.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Производственный
3-4Опасные производственные факторы, возникающие при монтаже,
травматизм и
обслуживании, наладке и ремонте энергетического оборудования, их
профессиональные
классификация. Объективные и субъективные причины травматизма.
заболевания.
5-6 Виды производственных травм, их классификация по степени тяжести.
Профессиональные заболевания, возникающие в результате трудовой
деятельности. Меры по предотвращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Расследование и учет 7-8. Порядок расследования и учета несчастных случаев. Документация по
несчастных случаев
расследованию, регистрации и учету несчастных случаев, возникших в
на производстве
результате монтажа и испытаний электроустановок. Оформление акта о
несчастном случае по форме Н-1.
9-10 Анализ производственного травматизма. Виды анализа.
В том числе, практическое занятие
11-12. Практическое занятие №1 Акт расследования несчастного случая
Составление акта по форме Н-1 по результатам расследования несчастного
случая.
Тема 1.3 Оказание
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
Объем
в часах
3
1
4
2
14
4
1
1
6
1
Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
5
ПК1.1, ПК2.1,
ПК2.2, ПК2.3,
ПК3.1,ПК3.2,
ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
ПК2.1, ПК3.1,
ПК3.2, ПК2.2,
ПК2.3
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
2
1
4
ПК1.1, ПК3.3
6
13-14. Организация обучения персонала по оказанию доврачебной помощи
пострадавшему. Правила оказания первой помощи пострадавшему от
электрического тока, а также при ранениях, кровотечениях, переломах,
вывихах, ушибах, растяжениях связок, обморожениях, ожогах, отравлениях,
тепловых и солнечных ударах.
В том числе, практическое занятие
15-16. Практическое занятие №2 Способы оказания доврачебной помощи
пострадавшему при несчастном случае.
Изучение способов и правил проведения искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца.
Раздел 2. Основы электробезопасности
Тема 2.1 Действие
Содержание учебного материала
электрического тока 17-18. Вредное и опасное действие электрического тока на организм
на организм
человека. Факторы, влияющие на исходное состояние поражѐнного,
человека.
электрическим током. Пороговые значения поражающих токов.
19-20.Виды электрических травм. Напряжение прикосновения, шаговое,
наведенное.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Мероприятия,
21-22. Классификация помещений и электроустановок по степени опасности
обеспечивающие
поражения электрическим током. Основные и дополнительные требования по
защиту от поражения обеспечению безопасности при работе электроустановок.
электрическим током 23-24. Мероприятия, обеспечивающие защиту от поражения электрическим
током (защитное заземление, зануление, отключение, изоляция, ограждение,
плакаты и знаки безопасности).
25-26. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие
безопасность работ в электроустановках. Наряд-допуск на производство
работ.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Электрозащитные
27-28-29.Индивидуальные
и
коллективные
средства
защиты.
средства и
Электрозащитные средства и инструменты. Их классификация, область
инструменты.
применения, нормы и сроки испытаний.
Раздел 3 Электробезопасность при монтаже, наладке, обслуживании и ремонте
электрооборудования
доврачебной помощи
пострадавшему при
несчастном случае.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
2
2
13
4
1
ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
6
ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
3
ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
1
1
1
25
7
Тема 3.1 Меры
безопасности
производства работ в
действующих
электроустановках.
Тема 3.2.
Организационные и
технические
мероприятия,
обеспечивающие
безопасность работ в
электроустановках.
Тема 3.3 Общие
правила
безопасности труда
при производстве
электромонтажных
работ.
Содержание учебного материала
30-31. Понятие о работах повышенной опасности. Основной перечень работ.
32. Требования к персоналу, ответственному за безопасность производства
работ.
33. Меры безопасности при проведении текущих осмотров действующего
оборудования.
Содержание учебного материала
34-35. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие
безопасность производства работ в действующих электроустановках.
Ответственный руководитель работ, допускающий, производитель,
наблюдающий, член бригады.
В том числе, практическое занятие
36-37. Практическое занятие №3. Оформление наряда-допуска на
производство работ в электроустановке. Оформление документации (нарядадопуска) на производство работ в действующей электроустановке.
Содержание учебного материала
38-39. Мероприятия по охране труда при организации электромонтажных
работ. Вспомогательное оборудование и приспособления, обеспечивающие
безопасность электромонтажных работ.
40-41.Средства индивидуальной защиты монтажников.
42-43. Меры безопасности при использовании транспортных средств, систем
газо-, водо-, воздухо- и электроснабжения монтажных площадок.
44. Распределение обязанностей между монтажным и эксплуатационным
персоналом.
Тема 3.4 Меры
Содержание учебного материала
безопасности при
45-46. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие
испытаниях
безопасное ведение испытательных работ в действующих электрических
электрооборудования сетях и установках напряжением до 1000 В и выше.
47-48. Правили безопасности при испытаниях изоляции электрических машин
и трансформаторов.
49. Безопасность работ с измерительными приборами.
50. Инструкции для работников и по виду работ, инструкции по безопасности
выполнения определѐнного вида работ.
4
ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
4
ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
1
1
1
2
2
7
ПК2.1, ПК2.2,
ПК3.1, ПК4.4,
ПК5.4.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
6
ПК2.3, ПК3.2,
ПК4.4, ПК5.4.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Тема 3.5 Меры
безопасности при
обслуживании и
ремонте
электрооборудования
Содержание учебного материала
51.Требования безопасности к слесарному, ручному, электрифицированному,
пневматическому инструменту.
52. Классификация электроинструмента по степени защиты от поражения
электрическим током.
53.Требования безопасности к лесам, подмостям, лестницам, грузоподъемным
приспособлениям.
54. Правила безопасности при ремонтных работах. Правила безопасности при
обслуживании электрических установок.
Раздел 4. Основы пожарной безопасности
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Требования к
55-56. Основные термины и определения (горение, взрыв, пожар, горючие
пожарной
вещества).
безопасности
57-58. Взрывопожароопасные свойства веществ (температуры вспышки и
помещений.
воспламенения,
концентрационные
пределы
воспламеняемости).
Классификация пожаро- и взрывоопасных зон.
59-60.Причины возникновения пожаров. Противопожарные требования к
планировке, конструкции зданий и сооружений, оборудованию. Пути
эвакуации при пожаре.
61-62. Противопожарная безопасность при определенных опасных работах.
Тема 4.2 Средства и Содержание учебного материала
способы
63-64. Огнетушащие вещества, их основные характеристики, область
противопожарной
применения. Классификация пожарной техники.
защиты на
65-66. Противопожарная сигнализация. Пожарная техника (огнетушители,
энергетических
стационарные установки пожаротушения, оборудование противопожарных
предприятиях
водопроводных сетей).Профилактика противопожарного оборудования.
67-68-69-70-71-72. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.
Всего:
4
1
1
ПК1.1, ПК1.2,
ПК1.3, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
1
12
8
1
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.
1
1
1
4
1
3
ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.
6
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинет «Электробезопасности», оснащенный
оборудованием:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- инструкции, плакаты по безопасности труда и электробезопасности;
техническими средствами обучения:
-персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования с
антивирусной защитой;
-многофункциональное устройство;
- учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды (мультимедиа презентаций)
по темам учебной дисциплины).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Беляков, Г. И. Электробезопасность : учебное пособие для СПО — М. : Издатель
ство Юрайт, 2018 г. — 125 с.
2. Основы обеспечения электробезопасности: уч. пос. [Электронный ресурс] / В.А. Аксѐнов,
В.К. Васин, Е.А. Сорокина. — Москва: РУТ (МИИТ), 2019.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
https://elektrika.ru/articles/svoimi_rukami/organizatsionno_tekhnicheskie_meropriyatiya_po_elektrobez
opasnosti/
http://fazaa.ru/elektrobezopasnost/texnicheskie-meropriyatiya-obespechivayushhie-bezopasnost-rabot-velektroustanovkax-so-snyatiem-napryazheniya.html
https://studfiles.net/preview/5611053/page:2/
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/333064
http://kodeks.systecs.ru/tk_rf/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Правила пожарной безопасность в РФ, 2018г.
2. Трудовой кодекс РФ, 2018г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания
-требований техники
Демонстрация знаний
Экспертное заключение
10
безопасности при
эксплуатации электроустановок
-правил технической
эксплуатации и техники
безопасности при
проведении
электромонтажных работ;
-правил техники
безопасности при работе в
действующих установках;
-мер безопасности при
эксплуатации и техническом
обслуживании оборудования
автоматических систем.
Умения
-оформлять документацию для
организации работ и по результатам
испытаний в действующих
электроустановках с учетом
требований техники безопасности;
-планировать мероприятия по
выявлению и устранению
неисправностей с соблюдением
требований техники безопасности;
-выполнять ремонт электроустановок с
соблюдением требований техники
безопасности;
-выполнять монтаж силового и
осветительного электрооборудования в
соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами,
требованиями нормативных правовых
актов и техники безопасности;
-выполнять монтаж воздушных и
кабельных линий в соответствии с
проектом производства работ,
рабочими чертежами, требованиями
нормативных правовых актов и
техники безопасности;
-проводить различные виды
инструктажа по технике безопасности;
-осуществлять допуск к работам в
действующих электроустановках;
-организовывать рабочее место в
соответствии с правилами техники
безопасности.
требований техники
безопасности при эксплуатации
электроустановок, при
выполнении электромонтажных
работ
Демонстрация знаний по мерам
безопасности при эксплуатации
и техническом обслуживании
оборудования автоматических
систем
Демонстрация умений
организовывать рабочее место в
соответствии с правилами
техники безопасности
Демонстрация умений
выполнять ремонт
электроустановок с
соблюдением требований
техники безопасности
при
- проведении различных
форм опроса,
- проведении
тестирования,
-выполнении практических
работ,
-проведении
промежуточной
аттестации.
Экспертное заключение
при
- проведении различных
форм опроса,
- проведении
тестирования,
-выполнении практических
работ,
-проведении
промежуточной
аттестации.
Демонстрация умений
выполнять монтаж
силового и осветительного
электрооборудования,
воздушных и кабельных линий в
соответствии с проектом
производства работ, рабочими
чертежами, требованиями
нормативных правовых актов и
техники безопасности
Демонстрация умений проводить
различные виды инструктажа по
технике безопасности и
осуществлять допуск к работам в
действующих
электроустановках
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
и промежуточной аттестации производится в соответствии:
-Оценка лабораторно-практических работ.
11
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1.
Правильно определил цель работы;
2.
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4.
Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
5.
Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1.
Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной
точности измерений;
2.
Или было допущено два-три недочета;
3.
Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4.
Или эксперимент проведен не полностью;
5.
Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1.
Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее
чем наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2.
Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3.
Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к
получению результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной
работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или
выполнен неверно анализ погрешностей;
4.
Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1.
Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью,
не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2.
Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3.
Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4.
допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении,
в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
-Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
12
85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
-Оценка
индивидуальных
образовательных
достижений
по
результатам
промежуточной аттестации.
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические вопросы.
Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные умения и владения
навыками применения полученных знаний и умений при выполнении упражнений, иных
заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические вопросы,
показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими неточностями
практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками применения полученных
знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на большинство дополнительных
вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного материала. С
существенными неточностями выполнил практические задания. Показал удовлетворительные
умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного
материала. Допустил много неточностей при ответе на дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень знаний и
умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на дополнительные
вопросы было допущено множество неправильных ответов
13
14