ОП.09 Безопасность работ в электроустановках

Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.09 Безопасность работ в
электроустановках» разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального
образования
(далее
СПО) 08.02.09
Монтаж,
наладка
и
эксплуатация
электрооборудования
промышленных
и
гражданских
зданий (базовая
подготовка) (приказ Минобрнауки России № 44 от 23 января 2018 года,
зарегистрированного в Минюсте РФ 09.02.2018 N 49991.) и примерной основной
образовательной программы (ПООП).
ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им.
О.В.Терѐшкина»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

стр. 11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 12

стр. 5

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Безопасность работ в электроустановках»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность работ в электроустановках» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Безопасность работ в электроустановках» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК01–ОК07, ОК08-ОК10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ПК1.1-ПК1.3
ПК2.1-ПК2.3
ПК3.1-ПК3.3
ПК4.4
ОК01–ОК07,
ОК08-ОК10.

-оформлять документацию для
организации работ и по результатам
испытаний в действующих
электроустановках с учетом требований
техники безопасности;
-планировать мероприятия по выявлению
и устранению неисправностей с
соблюдением требований техники
безопасности;
-выполнять ремонт электроустановок с
соблюдением требований техники
безопасности;
-выполнять монтаж силового и
осветительного электрооборудования в
соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами,
требованиями нормативных правовых
актов и техники безопасности;
-выполнять монтаж воздушных и
кабельных линий в соответствии с
проектом производства работ, рабочими
чертежами, требованиями нормативных
правовых актов и техники безопасности;
-проводить различные виды инструктажа
по технике безопасности;
-осуществлять допуск к работам в
действующих электроустановках;
-организовывать рабочее место в
соответствии с правилами техники
безопасности.

-требований техники
безопасности при
эксплуатации
электроустановок
-правил технической
эксплуатации и техники
безопасности при
проведении
электромонтажных работ;
-правил техники
безопасности при работе в
действующих установках;
-мер безопасности при
эксплуатации и техническом
обслуживании оборудования
автоматических систем.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

72
в том числе:

теоретическое обучение

60

лабораторные работы

-

практические занятия

6

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся

1
2
1-2 Ознакомительное занятие. Требования ФГОС, программы, МПОТ.
Введение
Раздел 1 Производственный травматизм.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Производственный
3-4Опасные производственные факторы, возникающие при монтаже,
травматизм и
обслуживании, наладке и ремонте энергетического оборудования, их
профессиональные
классификация. Объективные и субъективные причины травматизма.
заболевания.
5-6 Виды производственных травм, их классификация по степени тяжести.
Профессиональные заболевания, возникающие в результате трудовой
деятельности. Меры по предотвращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Расследование и учет 7-8. Порядок расследования и учета несчастных случаев. Документация по
несчастных случаев
расследованию, регистрации и учету несчастных случаев, возникших в
на производстве
результате монтажа и испытаний электроустановок. Оформление акта о
несчастном случае по форме Н-1.
9-10 Анализ производственного травматизма. Виды анализа.
В том числе, практическое занятие
11-12. Практическое занятие №1 Акт расследования несчастного случая
Составление акта по форме Н-1 по результатам расследования несчастного
случая.
Тема 1.3 Оказание
Содержание учебного материала

Уровень
освоения

Объем
в часах

3
1

4
2
14
4

1

1

6
1

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
5
ПК1.1, ПК2.1,
ПК2.2, ПК2.3,
ПК3.1,ПК3.2,
ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

ПК2.1, ПК3.1,
ПК3.2, ПК2.2,
ПК2.3
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1
2
1

4

ПК1.1, ПК3.3

6

13-14. Организация обучения персонала по оказанию доврачебной помощи
пострадавшему. Правила оказания первой помощи пострадавшему от
электрического тока, а также при ранениях, кровотечениях, переломах,
вывихах, ушибах, растяжениях связок, обморожениях, ожогах, отравлениях,
тепловых и солнечных ударах.
В том числе, практическое занятие
15-16. Практическое занятие №2 Способы оказания доврачебной помощи
пострадавшему при несчастном случае.
Изучение способов и правил проведения искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца.
Раздел 2. Основы электробезопасности
Тема 2.1 Действие
Содержание учебного материала
электрического тока 17-18. Вредное и опасное действие электрического тока на организм
на организм
человека. Факторы, влияющие на исходное состояние поражѐнного,
человека.
электрическим током. Пороговые значения поражающих токов.
19-20.Виды электрических травм. Напряжение прикосновения, шаговое,
наведенное.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Мероприятия,
21-22. Классификация помещений и электроустановок по степени опасности
обеспечивающие
поражения электрическим током. Основные и дополнительные требования по
защиту от поражения обеспечению безопасности при работе электроустановок.
электрическим током 23-24. Мероприятия, обеспечивающие защиту от поражения электрическим
током (защитное заземление, зануление, отключение, изоляция, ограждение,
плакаты и знаки безопасности).
25-26. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие
безопасность работ в электроустановках. Наряд-допуск на производство
работ.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Электрозащитные
27-28-29.Индивидуальные
и
коллективные
средства
защиты.
средства и
Электрозащитные средства и инструменты. Их классификация, область
инструменты.
применения, нормы и сроки испытаний.
Раздел 3 Электробезопасность при монтаже, наладке, обслуживании и ремонте
электрооборудования
доврачебной помощи
пострадавшему при
несчастном случае.

ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1

2
2

13
4
1

ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1
6

ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

3

ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1

1

1

1

25

7

Тема 3.1 Меры
безопасности
производства работ в
действующих
электроустановках.
Тема 3.2.
Организационные и
технические
мероприятия,
обеспечивающие
безопасность работ в
электроустановках.

Тема 3.3 Общие
правила
безопасности труда
при производстве
электромонтажных
работ.

Содержание учебного материала
30-31. Понятие о работах повышенной опасности. Основной перечень работ.
32. Требования к персоналу, ответственному за безопасность производства
работ.
33. Меры безопасности при проведении текущих осмотров действующего
оборудования.
Содержание учебного материала
34-35. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие
безопасность производства работ в действующих электроустановках.
Ответственный руководитель работ, допускающий, производитель,
наблюдающий, член бригады.
В том числе, практическое занятие
36-37. Практическое занятие №3. Оформление наряда-допуска на
производство работ в электроустановке. Оформление документации (нарядадопуска) на производство работ в действующей электроустановке.

Содержание учебного материала
38-39. Мероприятия по охране труда при организации электромонтажных
работ. Вспомогательное оборудование и приспособления, обеспечивающие
безопасность электромонтажных работ.
40-41.Средства индивидуальной защиты монтажников.
42-43. Меры безопасности при использовании транспортных средств, систем
газо-, водо-, воздухо- и электроснабжения монтажных площадок.
44. Распределение обязанностей между монтажным и эксплуатационным
персоналом.
Тема 3.4 Меры
Содержание учебного материала
безопасности при
45-46. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие
испытаниях
безопасное ведение испытательных работ в действующих электрических
электрооборудования сетях и установках напряжением до 1000 В и выше.
47-48. Правили безопасности при испытаниях изоляции электрических машин
и трансформаторов.
49. Безопасность работ с измерительными приборами.
50. Инструкции для работников и по виду работ, инструкции по безопасности
выполнения определѐнного вида работ.

4

ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

4

ПК1.1, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1
1
1

1

2
2

7

ПК2.1, ПК2.2,
ПК3.1, ПК4.4,
ПК5.4.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

6

ПК2.3, ПК3.2,
ПК4.4, ПК5.4.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1

1
1
1

1

1
1
1
8

Тема 3.5 Меры
безопасности при
обслуживании и
ремонте
электрооборудования

Содержание учебного материала
51.Требования безопасности к слесарному, ручному, электрифицированному,
пневматическому инструменту.
52. Классификация электроинструмента по степени защиты от поражения
электрическим током.
53.Требования безопасности к лесам, подмостям, лестницам, грузоподъемным
приспособлениям.
54. Правила безопасности при ремонтных работах. Правила безопасности при
обслуживании электрических установок.
Раздел 4. Основы пожарной безопасности
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Требования к
55-56. Основные термины и определения (горение, взрыв, пожар, горючие
пожарной
вещества).
безопасности
57-58. Взрывопожароопасные свойства веществ (температуры вспышки и
помещений.
воспламенения,
концентрационные
пределы
воспламеняемости).
Классификация пожаро- и взрывоопасных зон.
59-60.Причины возникновения пожаров. Противопожарные требования к
планировке, конструкции зданий и сооружений, оборудованию. Пути
эвакуации при пожаре.
61-62. Противопожарная безопасность при определенных опасных работах.
Тема 4.2 Средства и Содержание учебного материала
способы
63-64. Огнетушащие вещества, их основные характеристики, область
противопожарной
применения. Классификация пожарной техники.
защиты на
65-66. Противопожарная сигнализация. Пожарная техника (огнетушители,
энергетических
стационарные установки пожаротушения, оборудование противопожарных
предприятиях
водопроводных сетей).Профилактика противопожарного оборудования.
67-68-69-70-71-72. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.
Всего:

4
1
1

ПК1.1, ПК1.2,
ПК1.3, ПК3.3.
ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1
1
12
8
1

ОК1–ОК7,
ОК8-ОК10.

1

1

1
4
1

3

ОК1–ОК7,
ОК9-ОК10.

6
72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинет «Электробезопасности», оснащенный
оборудованием:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- инструкции, плакаты по безопасности труда и электробезопасности;
техническими средствами обучения:
-персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования с
антивирусной защитой;
-многофункциональное устройство;
- учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды (мультимедиа презентаций)
по темам учебной дисциплины).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Беляков, Г. И. Электробезопасность : учебное пособие для СПО — М. : Издатель
ство Юрайт, 2018 г. — 125 с.
2. Основы обеспечения электробезопасности: уч. пос. [Электронный ресурс] / В.А. Аксѐнов,
В.К. Васин, Е.А. Сорокина. — Москва: РУТ (МИИТ), 2019.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
https://elektrika.ru/articles/svoimi_rukami/organizatsionno_tekhnicheskie_meropriyatiya_po_elektrobez
opasnosti/
http://fazaa.ru/elektrobezopasnost/texnicheskie-meropriyatiya-obespechivayushhie-bezopasnost-rabot-velektroustanovkax-so-snyatiem-napryazheniya.html
https://studfiles.net/preview/5611053/page:2/
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/333064
http://kodeks.systecs.ru/tk_rf/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Правила пожарной безопасность в РФ, 2018г.
2. Трудовой кодекс РФ, 2018г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания
-требований техники
Демонстрация знаний
Экспертное заключение
10

безопасности при
эксплуатации электроустановок
-правил технической
эксплуатации и техники
безопасности при
проведении
электромонтажных работ;
-правил техники
безопасности при работе в
действующих установках;
-мер безопасности при
эксплуатации и техническом
обслуживании оборудования
автоматических систем.
Умения
-оформлять документацию для
организации работ и по результатам
испытаний в действующих
электроустановках с учетом
требований техники безопасности;
-планировать мероприятия по
выявлению и устранению
неисправностей с соблюдением
требований техники безопасности;
-выполнять ремонт электроустановок с
соблюдением требований техники
безопасности;
-выполнять монтаж силового и
осветительного электрооборудования в
соответствии с проектом производства
работ, рабочими чертежами,
требованиями нормативных правовых
актов и техники безопасности;
-выполнять монтаж воздушных и
кабельных линий в соответствии с
проектом производства работ,
рабочими чертежами, требованиями
нормативных правовых актов и
техники безопасности;
-проводить различные виды
инструктажа по технике безопасности;
-осуществлять допуск к работам в
действующих электроустановках;
-организовывать рабочее место в
соответствии с правилами техники
безопасности.

требований техники
безопасности при эксплуатации
электроустановок, при
выполнении электромонтажных
работ
Демонстрация знаний по мерам
безопасности при эксплуатации
и техническом обслуживании
оборудования автоматических
систем

Демонстрация умений
организовывать рабочее место в
соответствии с правилами
техники безопасности
Демонстрация умений
выполнять ремонт
электроустановок с
соблюдением требований
техники безопасности

при
- проведении различных
форм опроса,
- проведении
тестирования,
-выполнении практических
работ,
-проведении
промежуточной
аттестации.

Экспертное заключение
при
- проведении различных
форм опроса,
- проведении
тестирования,
-выполнении практических
работ,
-проведении
промежуточной
аттестации.

Демонстрация умений
выполнять монтаж
силового и осветительного
электрооборудования,
воздушных и кабельных линий в
соответствии с проектом
производства работ, рабочими
чертежами, требованиями
нормативных правовых актов и
техники безопасности
Демонстрация умений проводить
различные виды инструктажа по
технике безопасности и
осуществлять допуск к работам в
действующих
электроустановках

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
и промежуточной аттестации производится в соответствии:
-Оценка лабораторно-практических работ.
11

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
1.
Правильно определил цель работы;
2.
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения экспериментов и измерений;
3.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для эксперимента
необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4.
Грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
5.
Эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1.
Эксперимент проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной
точности измерений;
2.
Или было допущено два-три недочета;
3.
Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4.
Или эксперимент проведен не полностью;
5.
Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1.
Правильно определил цель работы; работу выполнил правильно не менее
чем наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2.
Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
эксперимента провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения эксперимента и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3.
Эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к
получению результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной
работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или
выполнен неверно анализ погрешностей;
4.
Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
1.
Не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью,
не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2.
Или эксперименты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неправильно;
3.
Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4.
допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении,
в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
-Оценка тестирования в ходе текущей аттестации.
Процент выполненных заданий.
12

85%-100% - отлично
65%-85% - хорошо
50%-65% - удовлетворительно
0%-50% - неудовлетворительно
-Оценка
индивидуальных
образовательных
достижений
по
результатам
промежуточной аттестации.
«Отлично» - обучающийся правильно ответил на теоретические и практические вопросы.
Показал отличные знания в рамках учебного материала. Показал отличные умения и владения
навыками применения полученных знаний и умений при выполнении упражнений, иных
заданий. Ответил на все дополнительные вопросы.
«Хорошо» - обучающийся с небольшими неточностями ответил на теоретические вопросы,
показал хорошие знания в рамках учебного материала. Выполнил с небольшими неточностями
практические задания. Показал хорошие умения и владения навыками применения полученных
знаний и умений при овладении учебного материала. Ответил на большинство дополнительных
вопросов.
«Удовлетворительно» - обучающийся с существенными неточностями ответил на
теоретические вопросы. Показал удовлетворительные знания в рамках учебного материала. С
существенными неточностями выполнил практические задания. Показал удовлетворительные
умения и владения навыками применения полученных знаний и умений при овладении учебного
материала. Допустил много неточностей при ответе на дополнительные вопросы
«Неудовлетворительно» - обучающийся при ответе на теоретические вопросы и при
выполнении практических заданий продемонстрировал недостаточный уровень знаний и
умений при решении задач в рамках учебного материала. При ответах на дополнительные
вопросы было допущено множество неправильных ответов

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».